Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, быстро распространяющиеся , наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

5.1. Эксплуатационно-техническое обслуживание представляет собой комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии, восстановлению работоспособности и ресурса технических средств оповещения, выполняемых в период их использования по назначению.

5.2. Технические средства оповещения в зависимости от их технического состояния оцениваются как работоспособные (исправные) и неработоспособные (неисправные).

Технические средства оповещения являются работоспособными, если они в состоянии выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных эксплуатационно-технической документацией.

Технические средства оповещения являются неработоспособными, если значение хотя бы одного из параметров не соответствует нормам, установленным эксплуатационно-технической документацией.

5.3. Постоянная готовность к задействованию локальных систем оповещения достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием ее технических средств.

5.4. Ответственность за организацию, контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповещения в постоянной готовности к задействованию по предназначению несет руководитель потенциально опасного объекта.

5.5. Непосредственное выполнение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств оповещения осуществляют подразделения связи потенциально опасного объекта или организации связи на договорной основе по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района.

5.6. Технические средства оповещения, как правило, находящиеся в исправном (работоспособном) состоянии, имеющие полный комплект эксплуатационно-технической документации и ЗИП, должны передаваться на эксплуатационно-техническое обслуживание организациям связи по актам.

Технические средства оповещения, не удовлетворяющие указанным требованиям, могут приниматься на эксплуатационно-техническое обслуживание с указанием их фактического технического состояния в приемосдаточных актах.

Технические параметры технических средств оповещения могут быть доведены до норм технических условий организациями связи по отдельному договору.

5.7. Технические средства оповещения, принятые на эксплуатационно-техническое обслуживание, должны закрепляться приказами за специалистами, непосредственно отвечающими за их сохранность, своевременное и качественное выполнение всех видов технического обслуживания и текущего ремонта, пополнение израсходованных элементов ЗИП, аккуратное и правильное ведение учета технического состояния и оформление эксплуатационно-технической документации.

5.8. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию технических средств оповещения должны допускаться специалисты:

Прошедшие специальную подготовку и стажировку, имеющие практические навыки в использовании техники по назначению, в ее техническом обслуживании;

Сдавшие зачеты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности;

Прошедшие инструктаж по технике безопасности.

5.9. Для технических средств оповещения должны предусматриваться следующие виды технического обслуживания:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

Техническое обслуживание N 1 (ТО-1);

Техническое обслуживание N 2 (ТО-2).

5.10. Ежедневное техническое обслуживание должно проводиться на технических средствах оповещения, работающих непрерывно, и предусматривает проверку:

Наличия и состояния основных комплектующих блоков, приборов и запасного имущества;

Исправности источников электроснабжения и готовности их к применению;

Надежности крепления блоков и соединения электрических разъемов;

Наличия и правильности ведения эксплуатационно-технической документации;

Работоспособности и проведения необходимых регулировок технических средств оповещения по встроенным приборам.

О результатах проведения ЕТО должна делаться отметка в книге учета технического состояния технических средств оповещения.

5.11. Техническое обслуживание N 1 должно проводиться один раз в месяц независимо от интенсивности использования технических средств оповещения и предусматривать выполнение следующих основных работ:

Работы в объеме ЕТО;

Детальный осмотр и чистку технических средств оповещения;

Проверку работоспособности технических средств оповещения с использованием встроенных систем контроля и автономных средств измерений;

Проведение при необходимости электрических и механических регулировок, а также чистку и смазку трущихся частей;

Доукомплектование одиночного комплекта ЗИП и израсходованных эксплуатационно-технических материалов.

Результаты ТО-1 должны записываться в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.12. Техническое обслуживание N 2 должно проводится один раз в год и предусматривать выполнение следующих основных работ:

Работы в объеме ТО-1;

Измерение параметров и характеристик технических средств оповещения, предусмотренных эксплуатационной документацией, и доведение их до установленных норм;

Проверку и замену некачественных (неработоспособных) элементов технических средств оповещения;

Проверку правильности ведения формуляров (паспортов) и другой эксплуатационной документации и порядка их хранения.

Результаты ТО-2 и значения измеренных параметров должны заноситься в формуляры (паспорта) и в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

5.13. В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.

Выключение действующих технических средств оповещения для проведения планового ТО-1 (ТО-2) должно осуществляться с разрешения оперативного дежурного органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, на подведомственной территории которого расположен потенциально опасный объект.

5.14. Основными документами по учету технического обслуживания технических средств оповещения являются:

Формуляр;

Книга учета технического состояния технических средств оповещения.

5.15. В формуляре должны отражаться:

Сведения о поступлении технических средств оповещения, закреплении их за ответственными лицами, а также о всех последующих изменениях, включая передачу в другие структурные подразделения организации связи;

Учет часов работы (учет ведется помесячно с суммированием данных о наработке за каждый год; на комплексы технических средств оповещения ведется раздельно для каждого комплектующего изделия);

Учет отказов и повреждений;

Учет технического обслуживания в объеме ТО-2 с занесением результатов измерения всех параметров и характеристик;

Сведения о ремонте с указанием вида ремонта, места и времени его проведения и о доработках;

Сведения об изменении категории, назначения и другие данные, предусмотренные разделами формуляра.

Все записи в формуляре должны быть чистыми и разборчивыми. Подчистки и незаверенные исправления не допускаются. Должности и фамилии лиц, вносивших записи в формуляр, должны быть записаны разборчиво.

При замене утраченных или пришедших в негодность комплектующих изделий изменения в формуляре (комплекте поставки) должны заверяться подписью довольствующего органа и гербовой печатью.

В случае утраты или порчи формуляра должен быть заведен его дубликат (после административного расследования по обстоятельствам и причинам утраты или порчи).

5.16. В книге учета технического состояния технических средств оповещения должны записываться:

Время включения в работу, вынужденные перерывы в работе и их причины, время окончания использования по предназначению;

Время проведения ЕТО, ТО-1 и ТО-2, кто выполнял работы, выявленные неисправности и выполненные работы по их устранению;

Результаты контроля должностными лицами качества технического обслуживания;

Результаты периодического контроля должностными лицами технического состояния технических средств оповещения.

5.17. Текущий ремонт технических средств оповещения проводится не планово и должен включать в себя работы по поиску и замене отказавших легкосъемных функциональных блоков, узлов и элементов, восстановлению их работоспособности после отказов и повреждений путем замены и (или) восстановления отдельных составных блоков (элементов), а также другие восстановительные работы, не требующие использования специального ремонтного оборудования.

5.18. С целью контроля готовности локальных систем оповещения к задействованию должны проводиться следующие виды проверок:

Технические проверки готовности локальной системы оповещения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;

Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и населения, проживающего на данной территории, должностных лиц потенциально опасного объекта.

Комплексные проверки должны проводиться не реже одного раза в год комиссиями в составе представителей органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службы оповещения и связи, организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения. Как правило, комплексные проверки локальных систем оповещения проводятся в рамках комплексных проверок территориальных систем оповещения.

Технические проверки готовности системы оповещения гражданской обороны к задействованию должны проводиться без включения оконечных средств оповещения населения дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путем ежедневной передачи сигнала (или речевого сообщения) "Техническая проверка" с последующей записью результатов в книгу учета технического состояния технических средств оповещения.

Перед проведением указанных проверок обязательно должен проводиться комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска системы.

Какие объекты необходимо оснащать ЛСО?
ЛСО являются важнейшим элементом системы по предупреждению и ликвидации последствий аварии. Их построение и основные требования были определены Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года и «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года. Речь в них идет о потенциально опасных объектах. Еще одним регламентирующим документом является Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» (Пос­тановление № 178).
Нельзя смешивать такие понятия, как потенциально опасные объекты и ОПО. Это термины из двух разных направлений государственного регулирования в области техногенной безопасности. Тем не менее Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне» определен перечень объектов, которые должны создавать и поддерживать в состоянии готовности ЛСО. В частности, им определено, что организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

Где изложены требования к техническим средствам ЛСО?
Существует целый ряд законов РФ, правил и норм, регламентирующих информирование населения. Однако основные требования к техническим средствам оповещения, применяемым при проектировании, развертывании и эксплуатации ЛСО, изложены в том числе в Методических рекомендациях МЧС России.

Каковы задачи ЛСО?
Перечень задач ЛСО определен в методических рекомендациях МЧС. Первостепенная задача ЛСО - обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.

Кто должен создавать ЛСО?
Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (Постановление № 178). Согласно ст. 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года организации, органы самоуправления, а также органы государственной власти субъектов РФ должны финансировать системы оповещения и поддерживать их в исправном состоянии.

Как ЛСО интегрируется с территориальными системами субъекта Федерации?
При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории предприятия, то локальная система оповещения создается только на его территории и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района.
Кроме того, локальные системы оповещения также интегрируются с РАСЦО через ЕДДС.

На какой стадии работ по созданию ОПО определяется конфигурация ЛСО?
Необходимые технические средства оповещения определяются в ходе разработки проектной документации из расчета показателей гарантированного оповещения органов управления, сил РСЧС, в том числе с учетом развития информационно-телекоммуникационных систем в субъекте РФ и программно-аппаратного сопряжения автоматизированных систем оповещения на всех уровнях.
Надо ли согласовывать техническое решение ЛСО с МЧС?
Перечень предприятий заводов-изготовителей оборудования для ЛСО определен, их оборудование прошло испытания и государственную сертификацию в МЧС России. Нет необходимости при проектировании ЛСО заниматься согласованием и проводить опытные испытания.

Каковы санкции за отсутствие ЛСО?
Согласно ст. 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае невыполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, СИЗ, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 100 тысяч рублей.

Что делать с уже существующими ОПО?
Они должны быть оборудованы ЛСО в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «О гражданской обороне». Согласно ему организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, ГТС чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, должны создать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения.

В целях обеспечения сохранности жизни и здоровья населения при чрезвычайных происшествиях либо, а также при выявлении угрозы их возникновения связанных со стихийным бедствием, крупными техногенными авариями на производстве, создаются локальные системы оповещения.

Основные определения

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ключевую роль играет оперативность донесения информации до лиц, здоровью и жизни которых грозит опасность. Правильная и быстрая оценка вновь возникших обстоятельств позволяет выбрать наиболее оптимальные способы и методы защиты.

Время донесения информации не должно превышать пять минут. За это время должны быть оповещены соответствующие органы и лица, расположенные в месте чрезвычайного происшествия.

Своевременное реагирование позволит не только сохранить жизнь и здоровье людей, а также минимизировать размер материального ущерба от последствий. Создание ЛСО на производствах и промышленных предприятиях является первостепенной задачей штаба Гражданской обороны.

Локальная система оповещения – представляет собой комплекс технических средств оповещения на потенциально опасных объектах, промышленных предприятиях, производствах.

Первоочередной задачей ЛСО является:

  • оповещение персонала о чрезвычайном происшествии;
  • доведение до сведения информации руководству потенциально опасного объекта, службам гражданской обороны, спасателям;
  • руководство и координация действий лиц, находящихся в зоне происшествия или непосредственной близости.

Установка на территории потенциально опасного объекта локальной системы оповещения должно быть сопряжено с обязательным подключением к системе автоматизированного центрального оповещения города или населенного пункта.

Места размещения систем

Практика и анализ происходящих чрезвычайных ситуаций показали, что наибольшее количество происшествий, носящих техногенный характер, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью людей, а также приносящих существенный материальный ущерб происходят на промышленных и производственных объектах.

Размещение локальных систем оповещения является не просто необходимостью, а требованием действующего законодательства РФ в этой сфере.

Характерным признаком, который объединяет такие объекты и может стать причиной возникновения чрезвычайного происшествия, является опасность.

Промышленные объекты, на которых высока вероятность аварии можно разделить на четыре основных группы, представляющие опасность:

  • химическую;
  • радиационную;
  • пожарную и взрывоопасную;
  • гидродинамическую.

Химически опасные предприятия — это объекты, на которых при возникновении чрезвычайного происшествия высока вероятность поражения людей, животных, растительного мира, а также угроза химического заражения окружающей среды опасными химическими реагентами, с существенным превышением их концентрации от допустимой нормы.

Главная опасность заключается в быстром распространении химически опасных веществ в нижних и околоземных слоях атмосферы, а также высока вероятность поражения источников воды. Усугубляет ситуацию сопровождение таких происшествий взрывами и пожарами.

Радиационно-опасные предприятия – объекты, включающие в себя ядерные реакторы, промышленность с использованием ядерного топлива или радиационный материал.

Опасность возникновения аварий на таких объектах усугубляется невозможностью визуально либо тактильно определить повышение радиационного фона в окружающей среде, быстрое распространения, и высокий поражающий фактор.

Пожарно- взрывоопасные предприятия – объекты, на которых могут производиться, храниться или транспортироваться материалы, приобретающие в определенной среде способность к детонации, воспламенению.

Возникновение чрезвычайных ситуаций на таких объектах приводят к частичному или полному разрушению зданий, сооружений, завалам. Оперативное реагирование в оповещении на таких предприятиях позволит избежать серьезных последствий в виде жертв, а также позволит быстро локализовать зону аварии.

Объекты, представляющие гидродинамическую опасность – гидротехнические конструкции искусственного или естественного происхождения, задачей которых лежит создание разницы уровня воды между объектом.

Аварии происходящие на естественных плотинах или гидротехнических сооружениях напорного фронта опасны прорывом большой массы воды, которой характера неконтролируемая разрушительная сила.

К гидротехническим опасным объектам относятся: естественные плотины и гидротехнические сооружения напорного фронта. При их прорыве появляется волна прорыва, обладающая большой разрушительной силой и образуются обширные зоны затопления.

Техническая составляющая

Полноценная действующая система локального оповещения включает в себя сирены или иные средства подачи тревожных сигналов, приспособления для голосового и речевого оповещения, ламповые или светодиодные индикаторы, маяки и подобные средства визуального сообщения.

Звуковая система оповещения, издавая сигналы информирует людей о произошедшей чрезвычайной ситуации либо аварии. На потенциально опасных объектах разрабатываются положения о порядке действий в случае возникновения аварии, дополнительные рекомендации и инструкции могут сообщаться через громкоговорители.

Голосовое оповещение считается наиболее информативным и продуктивным способом оповещения. Требование к созданию систем оповещения является обязательным на потенциально опасных объектах и регламентируется рядом законодательных актов РФ.

Техническое обслуживание системы оповещения - это очень важная услуга, которая пользуется все большим спросом. Специалисты нашей компании в оговоренные сроки приезжают на указанный объект, после чего изучают все особенности работы СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией), выявляют и устраняют неполадки. Если все хорошо, то подобная работа может быть выполнена достаточно быстро, в противном случае специалисты задержатся, чтобы исправить недочеты.

Профессиональное техническое обслуживание СОУЭ позволяет своевременно предупредить всех сотрудников организации о появившемся очаге возгорания. К тому же современные устройства помогают проконтролировать процесс эвакуации людей.

Особенности проведения работ по обслуживанию

Техническое обслуживание локальной системы оповещения имеет ряд особенностей. Основные задачи, которые стоят перед нашими специалистами можно разделить на 5 пунктов:

  • изучение компонентов оповещения и предотвращение их скорейшего износа;
  • рассмотрение электрических параметров и восстановление нормативов;
  • дефекты и неисправности изучаются и устраняются;
  • настройка и повышение эффективности работы оповещения;
  • замена либо ремонт вышедших из строя элементов.

Если обслуживание системы оповещения произведено грамотно, то можно не опасаться ее выхода из строя в ближайшее время. Мы выполняем взятую работу на совесть, чтобы в экстренной ситуации вы могли положиться на СОУЭ и чувствовать себя в максимальной безопасности.

Техническое обслуживание СОУЭ может быть выполнено двумя способами:

  1. Базовое. Осуществляется раз в месяц. Специалисты визуально осматривают все узлы, удаляют следы грязи, пыли и коррозии. В самом конце диагностируется ПО, блоки питания и протяжка контактов.
  2. Углубленное. Осуществляется раз в квартал. В состав работы входят все действия из базового уровня, а также более глубокая проверка функционирования системы в сочетании с имеющейся инженерной инфраструктурой всей постройки.

Отдельного внимания заслуживают такие пункты, как измерение сопротивления изоляции электроцепей (раз в 3 года) и замена аккумуляторов (раз в 5 лет).

Этапы обслуживания

Всего принято выделять 4 этапа технического обслуживания локальной системы оповещения:

  • визуальный осмотр СОУЭ на предмет надежности, целостности пломб, наличие дефектов, повреждений и других нюансов;
  • проверка работоспособности;
  • чистка всех подвижных элементов СОУЭ и устранение засоров на открытых участках;
  • выявление поломок и их скорейшее устранение, чтобы дальнейшая работа СОУЭ осуществлялась без происшествий.

Если же требуется более глубокое обслуживание систем оповещения, то СОУЭ проверяется на соответствие технических показателей паспортным данным, осматривается оборудование на предмет сбоев и неполадок, и подписываются соответствующие документы.

Если во время технического обслуживания СОУЭ были выявлены даже небольшие неполадки, то специалистам предстоит выполнить комплекс работ. Всего существует 3 варианта:

  • текущий включает небольшое вмешательство в работу системы и замену отдельно взятых элементов;
  • средний ремонт подразумевает разборку СОУЭ, замену механизмов, а потом сборку всей конструкции обратно;
  • капитальный нужен тогда, когда система уже не функционирует, а ремонт может быть дорогостоящим и продолжительным.

Заказ технического обслуживания системы безопасности в Москве в нашей компании позволит вам оставаться уверенными в исправности противопожарных конструкций в любой ситуации. Опытные специалисты и профессиональное оборудование помогают добиваться необходимых результатов по техническому обслуживанию зданий в сжатые сроки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ