Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Статистические сведения за прошлый год свидетельствуют об увеличении количества возбужденных исполнительных производств. В 2014 их число достигало 93,5 млн., то есть рост на три с половиной миллиона по сравнению с 2013 годом. За двенадцать месяцев штрафов за нарушение ПДД возросло на 2,7 млн. рублей. Таким образом, забот у службы с каждым годом все больше, а вопросы должны решаться исключительно в рамках правового поля. Таким образом, десятки миллионов граждан вынуждены общаться с приставами. А едва ли не каждый отдельно взятый случай требует индивидуального подхода. В одной ситуации имеет место злостное нежелание платить по счетам, а в другой — казуистическая ошибка или сбой электронной системы. При этом следует соблюдать четкую грань дозволенного, чтобы действенный инструмент государственной власти не превратился в произвол.

Новый законопроект

Основываясь на этих факторах, Минюст разработал и представил проект федерального документа названного «Закон о ФССП и порядке прохождения госслужбы на должности судебного пристава». Это положение должно прийти на смену действующей правовой базе и значительно повысить статус ведомства и его сотрудников. Законопроект о судебных приставах 2016 года предполагает введение офицерских званий. Таким образом, в квартиру граждан может постучаться старший лейтенант и попросить вернуть задолженность банку. Полномочий у него будет не меньше, чем у полицейского, поэтому следует вежливо открыть дверь, иначе пристав войдет сам.

Новый законодательный акт регламентирует использование сотрудниками ФССП оружия и физической силы. Конечно, открывать огонь на поражение можно будет только в крайних случаях, но такая возможность предусматривается. Не всем подобное нововведение по нраву. Дело в том, что за последние годы исполнители судебных постановлений уже получили довольно серьезные полномочия. Неоднозначная реакция в обществе, например, на предоставление права приставам изымать у должников водительское удостоверение. Эта поправка уже одобрена в первом чтении.

Высокие требования к исполнителям

К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы, аналогичная полиции, ФСИН и МЧС. Должностные лица получат возможность пользоваться дополнительными отпусками, соответствующими льготами, а по прошествии лет и надбавками за выслугу. Материальная заинтересованность поможет остановить текучку кадров и сформировать высокопрофессиональный коллектив.

Высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Этот пункт реформы о ФССП 2016 года, кстати, был одобрен еще в 2014 году (п.1 ст.3 ФЗ «О судебных приставах»), но его ратификация отложена до 1 января будущего года. На сегодня треть сотрудников не имеет соответствующего диплома и, фактически, подлежит увольнению. Эта мера, в существующей ныне редакции, обескровит службу и сделает невозможным ее штатное функционирование.

Рассматриваемый в Госдуме законопроект о судебных приставах 2016 года предусматривает учреждение в ведомстве института пристава-дознавателя, который будет совершать соответствующие действия в сфере Уголовно-процессуального кодекса РФ. Также будут сформированы специальные группы по электронному взысканию долгов с граждан и юридических лиц.

Существующий на сегодняшний момент принцип работы приставов был сформирован еще в 2004-м году. Работники ФССП выполняют свои должностные обязанности в соответствии с законом «О судебных приставах» и иными нормативными актами и постановлениями, касающимися их деятельности.

Профессия пристава существует на территории РФ с 1997 года, но ранее судебные приставы входили в структуру иных органов, и только в 2004-м году ФССП выделилась в самостоятельное подразделение. С 2008 все сотрудники ФССП носят специальный знак на груди, подтверждающий, что перед вами судебный пристав при исполнении.



Права и полномочия пристава-исполнителя согласно закону

Главой всех работающих в Российской Федерации судебных приставов является Главный судебный пристав России, назначение которого утверждает лично Президент РФ. Он несет ответственность за функционирование всей системы, контролирует все местные отделения ФССП. Сотрудников ФССП можно условно разделить на две категории:

  • судебные приставы, исполняющие судебные акты, разыскивающие должников, описывающие и реализующие их имущество;
  • судебные приставы, обеспечивающие правопорядок во время осуществления судебной деятельности.

Рабочий график сотрудника службы судебных приставов ненормированный: его могут привлечь к работе как в свободный от трудовых обязанностей день, так и ночью.

Права и обязанности судебных приставов в суде

В соответствии со статьей 11 3-й гл. законодательного акта о судебных приставах регулируются обязанности сотрудников ФССП из первой категории, работающих в судебных инстанциях. Исходя из текста нормативного документа, сотрудники ФССП имеют полномочия:

  • заботиться о безопасности судей, присяжных и остальных участников заседания на протяжении всего судебного процесса, производя для этого все необходимые мероприятия. Гарантировать безопасность лицам, участвующим в процессе необходимо как в зале, где проходит заседание, так и за его пределами;
  • доставлять документы по делу, а также приложенные к нему доказательства, если поступило соответствующее распоряжение от судьи;
  • согласно требованию председателя суда или судьи следить за порядком и препятствовать его нарушению во время хода заседания;
  • контролировать соблюдение правопорядка в зданиях, где размещаются судебные органы, охранять их, в том числе в течение 24 часов в сутки, если это необходимо;
  • если есть решение суда, дознавателя или другого уполномоченного сотрудника, производить доставку лица, скрывающегося от правосудия, в зал для присутствия на заседании;
  • стараться предвидеть и предотвращать нарушения правопорядка в процессе выполнения своих прямых задач;
  • проводить совместную работу с представителями органов правопорядка и военными, конвоирующими доставляемых в суд лиц;
  • регулярно проходить спецподготовку, а также сдавать нормативы, подтверждающие хорошую физическую форму и пригодность к дальнейшему выполнению своих рабочих задач в качестве пристава.
Судебные приставы, отвечающие за порядок в судебных инстанциях, имеют права на:
  • доступ туда, где по мнению пристава скрывается уклоняющийся от присутствия в зале суда при рассмотрении дела о задолженности человек. Чтобы быть допущенным в помещение или иное место, где предположительно находится уклоняющаяся персона, вполне достаточно только предположения, возникшего на этот счет у судебного пристава. Если суд разрешил проникновение в жилье, то пристав может войти в дом разыскиваемого;
  • проверять паспорта у людей, присутствующих в здании, где находится суд, отделение ФССП и других структур. Производить обыск уклониста при доставке его в суд, если достаточно основания, чтобы подозревать, что при нем есть какое-либо оружие, взрывчатка или иные предметы, которые могут представлять угрозу для безопасности окружающих;
  • пресекать доступ в помещение судебной инстанции, отделения ФССП или иной территориальной структуры людей, у которых есть при себе оружие, взрывоопасные вещества, другие предметы, которые могут быть опасны для окружающих. Если эти люди могут представлять угрозу, передавать их сотрудникам органов правопорядка;
  • в ходе исполнения своих обязанностей пристава взаимодействовать с работниками муниципалитета, госорганов и территориальных организаций или ведомств;
  • применять силу или служебное оружие, если возникает такая необходимость.

В процессе выполнения должностных инструкций судебному приставу следует всегда помнить о необходимости поддерживать безопасность там, где он находится, не превышая при этом своих полномочий.

Должностные задачи судебных приставов-исполнителей

Обязанности судебных приставов-исполнителей, которые обеспечивают исполнение судебных актов, исходя из информации, представленной в 12-й статье 3-й главы закона о приставах (ФЗ от 21.07.1997 N 118), включают:

  • осуществлять действия для исполнения судебных документов вовремя, в соответствии с правилами и в полном объеме;
  • позволять всем участникам дела, должнику и истцу, а также их представителям ознакомиться с материалами дела, при необходимости сделать копии документов или переписать некоторые фрагменты;
  • разъяснять участникам производства, должникам и их родственникам, другим лицам их права, возможность обжалования решения, вынесенного судом, сроки обжалования, рассматривать предоставленные ими заявления и выносить решение по ним;
  • брать самоотвод при наличии или возникновении в ходе работы личной заинтересованности в процессе, близкого знакомства с должником или других причин, влекущих пристрастность отношения к делу.
Помимо обязательств, приставы имеют право:
  • запрашивать и получать без отказов необходимые справочные данные, объяснительные, иные документы и информацию от лиц, участвующих в процессе, и работников учреждений, если такая информация необходима для исполнения приставом своих профессиональных обязанностей, розыска должника;
  • в рамках исполнительного дела либо при наличии соответствующего постановления суда осуществлять проверку документации должника и финансовой отчетности предприятия, где он трудоустроен;
  • быть допущенными без каких-либо ограничений в места, где может находиться должник, в том числе в его квартиру или иное принадлежащее должнику помещение, производить в нем досмотр, иные разрешенные судебным постановлением действия;
  • изымать и арестовывать имущество должника, передавать его для хранения или реализации;
  • производить арест денежных средств должника как наличных, так и счетов в банках и других кредитных организациях. Арест средств производится в объеме, прописанном в исполнительном постановлении;
  • получать согласие от должника на хранение арестованных вещей в его помещение, использовать транспортное средство должника для перевозки арестованного имущества в место хранения или реализации;
  • объявлять в розыск должника, уклоняющегося от погашения задолженности, а также его имущество;
  • объявлять в розыск детей должника;
  • принимать для осуществления поставленной задачи поиска и привлечения к ответственности должника все необходимые меры, разрешенные законом.

Нововведения, появившиеся после внесения правок в закон о приставах, расширили спектр возможностей и допустимые меры, которые может применять судебный пристав при поиске должника и привлечении его к ответственности.

Особые требования к сотрудникам ФССП

В 2016-м и 2017-м году закон «О судебных приставах» претерпел ряд изменений. Теперь по своим полномочиям, которые были существенно расширены, работники ФССП больше похожи на сотрудников полиции, чем на назойливых торговых агентов. Изменения затронули список действий, связанных с розыском должников, которые судебный пристав вправе осуществлять, чтобы найти спрятавшегося должника, его деньги, недвижимость, а также детей. Отныне сотрудник может:

  • обращаться в банковские организации с запросом для получения справок о состоянии счетов должника (такая возможность уже была предусмотрена в законе об исполнительном производстве);
  • проверить документы гражданина, если имеется подозрения, что он и есть скрывающийся должник, либо если с ним находится ребенок, который объявлен в розыск;
  • наводить справки по самым разным вопросам, касающимся должника, опрашивать тех, кто может обладать о нем информацией, производить осмотр территорий, помещений, машин или имущества, если есть основания думать, что они принадлежат должнику или используются им.



Кроме того, теперь судебные приставы могут изъять у должника водительское удостоверение, причем сделать это можно даже без разрешения суда, достаточно уведомить должника об изъятии прав в личном разговоре. После этого судебный пристав передает информацию о приостановлении лицензии на управление автомобилем в ГИБДД. Вернуть права должник может только после погашения задолженности. Касается это нововведение только тех должников, чей долг составляет больше 10 000 рублей.

Также есть вероятность, что с 2017-го года судебные приставы смогут лишать должников, которые намеренно уклоняются от выплаты задолженности, доступа к государственным услугам. Должникам могут запретить сдавать экзамены для получения прав на управление транспортным средством, регистрировать машины и товарные знаки.

Последние изменения Федерального закона № 118-ФЗ

Идея внести поправки в законодательный акт о судебных приставах принадлежит Президенту РФ. Обновленный законопроект придет на смену нормативному акту под номером 118, описывавшему порядок работы судебных приставов в 1997 года. Согласно обновленному тексту федерального закона с 2016-го года судебных приставов причислили к специальной категории госслужащих. Теперь они получили звания, социальные гарантии, а также различные виды доплат. Но рассчитывать на бонусы могут лишь те сотрудники ФССП, которые получили высшее образование в области юриспруденции или экономики.

При этом, если сотрудники не отвечают предъявляемым к ним требованиям, то их увольняют либо понижают до должности помощника, в профессиональные обязанности которого входит подготовка документов. По замыслу Минюста такой подход должен мотивировать студентов юридических и экономических специальностей устраиваться на работу в ФССП в качестве помощника во время обучения, чтобы по окончании вуза получить должность пристава-исполнителя.

Еще одно важное изменение: приставы теперь делятся не на две категории, а на три. К приставам-исполнителям и приставам, обеспечивающим деятельность судебных инстанций, добавилась третья категория - судебные приставы-дознаватели.

Еще одно нововведение - сокращение количества региональных представительств Федеральной службы судебных приставов. Небольшие подразделения объединят в межрегиональные отделения ФССП, что позволит сэкономить бюджетные средства.

С начала 2019 года приставы-исполнители могут получать часть от изъятых в ходе исполнения своих обязанностей денег: из этих средств формируются фонды для поощрения сотрудников, показавших хороший результат по объемам взысканий.

Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее - судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее - судебный пристав-исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы).

2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

4. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - и воинские звания.

5. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

1. Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

1. Главный судебный пристав Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации.

Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации.

2. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.

3. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.

Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

4. Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Глава II. Полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов

1. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.

2. Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение судебных приставов;

организует выполнение приказов, методических указаний и инструкций Министерства юстиции Российской Федерации, а также приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава Российской Федерации;

рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов.

2. Главный военный судебный пристав обладает полномочиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, в отношении судебных приставов военных судов.

1. Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов.

2. Старший судебный пристав:

организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Глава III. Обязанности и права судебных приставов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;

исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;

проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов также к военному командованию;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

1. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

2. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

3. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право в случаях и порядке, которые предусмотрены статьями 15-18 настоящего Федерального закона, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

2. При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

3. О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

4. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

1. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

2. До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.

4. Порядок обеспечения судебных приставов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются Правительством Российской Федерации.

1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "0 прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Глава IV. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов

1. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180- кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3-5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

1. Заработная плата судебного пристава состоит из должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет, а также иных доплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Судебные приставы-исполнители на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), а также любым попутным транспортом в сельской местности за счет средств федерального бюджета.

3. Судебным приставам-исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты судебных приставов, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

6. Судебным приставам военных судов выплата месячных должностных окладов, окладов по воинским званиям, производство всех годовых, ежемесячных и единовременных дополнительных денежных выплат, выдача всех видов натурального и другого довольствия и обеспечения осуществляются по основаниям и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации для субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации в течение двух месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона:

подготовить и внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с его принятием;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений;

предусмотреть увеличение штатной численности и фонда заработной платы Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, необходимых для создания служб судебных приставов, имея в виду завершить создание указанных служб к 1 января 2000 года в сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

3. Министерству юстиции Российской Федерации в течение 1997-1999 годов создать службу судебных приставов, обеспечив начало функционирования:

с 1 января 1998 года - департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, службы судебных приставов Управления военных судов, служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, а также подразделений судебных приставов в составе судебных приставов-исполнителей из действующих судебных исполнителей, прошедших аттестацию на право занятия должности судебного пристава-исполнителя;

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

ФЗ «О судебных приставах» это второй после Конституции закон, регламентирующий работу приставов-исполнителей. Данный нормативно-правовой акт дает понятие терминов, применяемых в работе федеральной службы судебных приставов, их задач, прав, обязанностей, требований к этим работникам. Об этом и будет разговор ниже.

Федеральный закон № 118 о задачах судебных приставов

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997, № 118-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.) — (далее — Закон) состоит из 6 глав и 25 статей, первая из которых (общие положения) говорит о задачах судебных приставов.

Закон говорит о таких задачах:

  1. Обеспечить установленный порядок в работе судов.
  2. Осуществить принудительное исполнение судебных решений, определений и иных актов должностных лиц и органов.
  3. Исполнять законодательство в части уголовном производства.
  4. Вести государственный реестр.
  5. Проводить госконтроль за работой организаций, чья деятельность направлена на возврат просроченной задолженности.

Деятельность всей службы организованна на всех уровнях страны. Ниже подробно описано, кто, где находится:

Все, что касается структуры службы, численности работников, а также Положение о Федеральной службе утверждаются Президентом.

Деятельность сводится к:

  • обеспечению порядка в судах;
  • осуществлению исполнительных производств для введения в действие всех судебных документов;
  • принятию мер для исполнения таких документа;
  • проведению оценки и учета арестованного (изъятого) имущества у должника;
  • организации хранения и реализации и арестованного (изъятого) имущества;
  • проведению розыска должника-организации, и его имущества;
  • участию в делах о банкротстве и таких процедур
  • а также к другим действиям для полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Когда идти на прием к приставу, и в чем заключаются ?

Куда обращаться при неправомерных действиях сотрудников ФССП, и как написать жалобу на пристава-исполнителя, .

Заключение

В Российской Федерации есть три основополагающих закона, на которые ориентируются рассматриваемые служители закона — это Конституция РФ, ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, это не говорит, что другие нормативно-правовые акты служителям Фемиды не известны. Пристав должен оперировать и Уголовным, Семейным, Гражданским законодательством, ориентироваться в Банковском и Финансовом праве. Вообще, приставы должны оперировать многими законами, действующими на территории страны. Но Закон о «Судебных приставах» направлен на регулирование деятельности приставов-исполнителей, их обязанностях, полномочиях, соблюдениях требований и ответственности этих работников. Служба подчиняется Президенту и Министерству Юстиции РФ. Свою деятельность служба приставов России осуществляет через территориальные органы, которые в свою очередь занимаются своей деятельностью через районные, межрайонные и специализированные отделы, находящиеся в городах субъекта.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ