Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений , которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений . Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений .

Проекты актов Правительства вносятся в Правительство его членами , руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство с приложением пояснительной записки, содержащей обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и другими организациями. Проекты актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции РФ.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Правительства считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Правительства осуществляет Аппарат Правительства.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

нормативное распоряжение - ставит задачу по использованию каких-либо определенных форм и методов достижения результата;

индивидуальное (ненормативное) распоряжение - содержит задачи по выполнению определенных индивидуальных действий, должно быть выполнен точно и в срок с представлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему распоряжение.

Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых Правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе "О Правительстве РФ".

Конституция РФ устанавливает, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает и обеспечивает исполнение:

  • · постановлений;
  • · распоряжений.

Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента РФ. На основании Конституции РФ - это значит и то, что в пределах своей компетенции Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты.

Постановления - наиболее значительные акты Правительства, имеющие нормативный характер. Постановления регулируют основные вопросы, входящие в компетенцию Правительства РФ.

Распоряжениями обычно оформляются решения по оперативным и текущим вопросам: распоряжения, имеющие нормативное значение, встречаются сравнительно редко, хотя порядок их принятия не отличается от порядка принятия постановлений.

Как постановления, так и распоряжения Правительства часто принимаются на заседании Президиума Правительства РФ и только в некоторых случаях - единолично Председателем Правительства. Как постановления, так и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнение. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Однако для утвердительного ответа на этот вопрос все же можно увидеть конституционное основание. Оно заключено в положении ч. 2 ст. 77, согласно которому в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" говорится, что в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным:

  • 1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ;
  • 2. Президент РФ по существу возглавляет исполнительную власть.

Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их опубликования. Иные постановления вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Введение

Актуальность выбранной темы. Актуальность темы исследования заключается в том, что Правительство РФ играет важную роль в жизни общества и государства, решает задачи Российской Федерации, а нормативные акты Правительства играют важную роль в развитии страны.

Исполнительная власть – это самостоятельная и независимая власть, представляющая собой весь спектр полномочий по управлению делами государства, полномочий подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочий по реализации различных мер административного контроля, законодательных полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

Акты Правительства РФ имеют важное значение в жизни общества и государства, поскольку регулируют все сферы общественной жизни и, тем или иным образом, касаются каждого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

Изучение юридической силы актов Правительства РФ необходимо для понимания сущности и правой значимости каждого из актов Правительства РФ. Таким образом, изучение данной темы является актуальной проблемой современного общества.

Цель исследования. Рассмотреть акты Правительства РФ, их виды и юридическую силу.

Задачи работы:

рассмотреть теоретические основы актов Правительства Российской Федерации;

рассмотреть процедуру нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации;

рассмотреть юридическую силу актов Правительства Российской Федерации.

Предмет исследования. Нормативные акты.

Объект исследования. Акты Правительства РФ, их виды и юридическая сила.

Методологическая основа . В основу нашего исследования был положен системный подход . В его основе лежит рассмотрение актов Правительства Российской Федерации как целостного множества элементов с совокупностью отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы; а также комплексный и количественный подход, в процессе применения которых должны учитываться различные аспекты управления.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, методы системного, структурного и факторного анализа, а также качественный анализ нормативных документов.

Теоретические основы научной разработанности проблемы. Акты Правительства Российской Федерации изучали в своих работах такие авторы как: Д.С. Ашаев, Н.А. Игнатюк, И.А. Ионов и др. .

В статье В.П. Уманской исследуются теоретические положения и действующее законодательство в сфере правотворческой деятельности органов исполнительной власти. Детально рассматриваются современное положение системы и структуры органов исполнительной власти, их функции, порядок разработки и принятия нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти .

Обзор нормативно-источниковой базы. В ходе исследования мы использовали федеральные нормативно-правовые акты , справочные и аналитические материалы, интернет-ресурсы.

Структура работы состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Теоретические основы актов Правительства Российской Федерации

Функции Правительства Российской Федерации реализуются путем издания его актов – постановлений и распоряжений, издающихся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Правительство РФ ответственно за исполнение данных нормативных актов. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на территории Российской Федерации .

Акты Правительства РФ, которые имеют нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты различным текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой :

Конституцией РФ;

федеральными законами;

нормативными указами Президента РФ.

Проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ могут быть внесены в Правительство его членами, руководителями центральных органов федеральной исполнительной власти, главами исполнительной власти субъектов Федерации. Предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства, которые поступают в Правительство, адресованы для предварительного рассмотрения федеральным и региональным органам исполнительной власти.

Проекты актов Правительства РФ вносятся также в Правительство с пояснительной запиской, которая содержит объяснения и прогнозы предполагаемых социально-экономических и других последствий их применения. Проекты актов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами представительной и исполнительной власти, государственными, общественными и иными организациями. Проекты нормативных актов Правительства Российской Федерации нормативного характера должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации .

При внесении в Правительство РФ предложений, которые требуют принятия закона или решения Президента Российской Федерации, одновременно с предложением прилагаются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.

Постановления и распоряжения Правительства в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Правительства определяется Президентом Российской Федерации. Акты Правительства подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением актов или отдельных их положений, которые включают сведения, содержащие государственную тайну.

Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках:

Российская газета;

Собрание законодательства Российской Федерации;

тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»;

иные печатные издания.

Публикация осуществляется в течение 10 дней после дня подписания акта.

Также содержание актов Правительства может быть доведено до людей по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи и так далее.

Постановления Правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования. Другие постановления Правительства вступают в силу в день их подписания, если в самих постановлениях Правительства не предусмотрен другой порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Правительство Российской федерации должно каждые три месяца обеспечивать обобщение практики государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности людей, устанавливают правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и представлять Президенту Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе сведения о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Существуют некоторые проблемы, связанные с реализацией актов Правительства РФ на практике. К примеру, в некоторых сферах их избыточное количество (хозяйственная сфера), а в некоторых – недостаточно (сфера безопасности и охраны порядка). Для решения данной проблемы необходимо: привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

Таким образом, акты Правительства РФ – это постановления и распоряжения, издающиеся на основании и во исполнение основного закона государства – Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Основными их признаками является особый порядок принятия, опубликования и вступления в законную силу. Акты Правительства РФ являются неотъемлемой частью российского законодательства и требуют постоянного изучения.

2. Виды актов Правительства Российской Федерации

Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов:

    • постановления;

      распоряжения.

Особенность актов Правительства состоит в том, что постановления и распоряжения могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ.

Особенность Постановлений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются коллегиально, являются нормативными и общеобязательными для исполнения в стране, в обязательном порядке подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию .

Особенность распоряжений Правительства РФ состоит в том, что они принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресованы, чаще всего, узкому или ограниченному числу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на :

    • правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента;

      правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями:

    1. они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества;

      они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений;

      они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

Помимо постановлений и распоряжений Правительства РФ, существуют иные нормативные акты исполнительной власти.

1. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Их особенность заключается в том, что министерства и ведомства вправе издавать приказы и инструкции, которые содержат нормы права, в случаях и пределах, установленных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Именно по этой причине издание любого ведомственного акта должно основываться на специальном указании вышестоящих органов .

Правовые акты этой группы довольно многочисленны и разнообразны. В данную группу входят приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.п. Все эти акты издаются с целью осуществления задач государственного управления в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений и должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и другие законные интересы граждан, а также различные межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее, чем 10 дней с момента регистрации. В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются .

Регистрация в Министерстве юстиции РФ нужна для проверки законности принятия нормативного акта: Министерство юстиции проверяет, не ограничивает ли данный акт права и свободы человека, не возлагает ли дополнительные обязанности, не предусмотренные в законодательстве Российской Федерации. На данные акты нельзя ссылаться суду при проведении дел. Данное правило – это результат борьбы юристов многих поколений за демократичность принятия и использования ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых выступают, в первую очередь, граждане. Согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, которые утверждены Правительством РФ 23 июля 1993 г., центральным органам федеральной исполнительной власти передана обязанность оповещать о принятых ведомственных правовых актах соответствующие органы государственного управления страны, предприятий, организаций, учреждений .

Такие акты вступают в силу по истечению 10 дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» или в «Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

2. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Данные акты еще называются локальными нормативными актами. Органы исполнительной власти субъектов Федерации решают задачи, встающие перед ними, и в пределах своих полномочий принимают управленческие решения. Правовые акты, которые издаются на территории субъекта Федерации, действуют только на территории данного субъекта. Законы и распоряжения на территории субъектов Федерации доводятся до сведения исполнителей в течение семи дней с момента их принятия, но не позднее времени вступления их в силу .

Локальными правовыми актами являются также юридические документы, которые содержат нормы права, принятые органами управления на предприятии, в организации, фирме и др. Краевые, областные администрации регионов могут принимать постановления, распоряжения и приказы. Глава администрации в пределах своих полномочий может издавать постановления и распоряжения.

Подзаконные акты Российской Федерации служат наряду с законами источником законности, это означает, что граждане и юридические лица, при выполнении норм права, которые содержатся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка страны. На издаваемые правовые решения опираются граждане, должностные лица и организации. Подзаконные акты имеют свою иерархию. В частности, постановление федерального Правительства обладает большей юридической силой, чем похожее постановление министерства, правительства области, главы городской администрации .

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций с различными формами собственности. Для законного оформления, юридической институционализации такие предприятия издают различные правовые акты: приказы, которые издает руководитель организации, уставы и положения, на которые опирается их деятельность. Данные правовые акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и, как правило, для того чтобы они приобрели юридическую силу, необходимо зарегистрировать их в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав закрытого акционерного общества начинает обладать юридической силой только после регистрации в государственных органах власти.

Таким образом, акты Правительства РФ включают постановления и распоряжения. Их особенность состоит в том, что они могут быть приняты на основании или во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента РФ. Существуют и иные акты исполнительной власти, которые обладают различной юридической силой. Основной проблемой здесь является большое количество актов исполнительной власти, зачастую дублирующих друг друга и отсутствие должного контроля за деятельностью органов исполнительной властью субъектов РФ. Для ее решения необходимо создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты.

3. Процедуры нормотворчества в связи с принятием актов Правительства Российской Федерации

Осуществление правового регулирования является основной составляющая деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовые акты управления выступают как основание для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в различных сферах жизни общества и государства; правовые акты управления носят обязательный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Административные процедуры, которые связаны с их принятием, регистрацией и публикацией, гарантируют соблюдение прав и свобод граждан, обеспечивают согласование интересов личности и государства.

Органы исполнительной власти издают правовые акты управления и принимают участие в разработке и согласовании проектов федеральных законов, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

Административные процедуры, которые связаны с принятием нормативных правовых актов, регулируют не только внутриорганизационную деятельность органов власти, но и отношения среди самих этих органов. При этом некоторые органы исполнительной власти могут наделяться отдельными полномочиями, непосредственно влияющими на процесс согласования и принятия актов Правительства РФ .

Разработка проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства РФ, членами Правительства, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ. Чаще всего постановления и распоряжения Правительства РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, которые действуют по поручению Правительства или по собственной инициативе.

В подготовке проектов актов Правительства РФ могут участвовать заинтересованные граждане, их объединения, саморегулируемые организации, ассоциации и союзы юридических лиц.

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов регламентируется различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.

Существуют характерные для всех нормативных актов элементы .

1. Наличие регламентированной процедуры издания или принятия постановления или распоряжения.

2. Для каждого органа власти существуют конкретные виды правовых актов, которые они вправе издавать, для правительства – постановления и распоряжения.

3. Особый порядок подготовки проекта правового акта управления. На данной стадии определяется время подготовки проекта акта постановления или распоряжения и осуществляется разработка проекта акта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами в случае согласования).

Подготовка акта производится органом, к компетенции которого относится его издание или по его поручению другими органами или лицами. Инициаторами проектов административных актов могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые совершенствуют определенную область своей управленческой деятельности. Проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако, для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, которые поступили от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры.

4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая сможет обеспечивать целенаправленное развитие правового регулирования, а также его обсуждение. Большое значение уделяется непосредственно управленческим вопросам принятия акта управления, то есть анализу каждой ситуации при возникновении определенного вопроса. Для того чтобы иметь необходимые данные для принятия решения, часто приходится запрашивать мнение других организаций, специалистов-экспертов, общественных объединений, граждан. Иногда прорабатываются сразу несколько вариантов будущего постановления или распоряжения для того, чтобы всесторонне отразить интересы управления, иных субъектов общественной жизнедеятельности, общества в целом, каждого гражданина.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне.

6. Подготовка предложений об изменении, дополнении, признании утратившими силу ранее изданных нормативных актов или их части в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание нормативного акта управления. Издание актов управления – та стадия, где у подготовленного проекта появляется юридическая сила, а проект приобретает статус официального документа. В коллегиальных органах управления фактом принятия правового акта выступает голосование по проекту и принятие членами всего коллегиального органа решения большинством голосов; в единоначальных органах фактом принятия правового акта считается его подписание начальником соответствующего органа управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официального опубликования запрещено вносить любые изменения либо дополнения. Внесение изменений возможно только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый правовой акт должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

8. Доведение утвержденного нормативного акта до сведения лиц, исполняющих его – один из основных этапов принятия нормативного акта. Процесс ознакомления с правовым актом проходит следующие этапы:

устное ознакомление;

ознакомление «под расписку»;

направление по почте ведомствам и должностным лицам, которые будут использовать в своей деятельности данный акт;

ознакомление граждан с информацией, содержащейся в правовом акте через СМИ;

печать специальных сборников, содержащих данную информацию, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях.

9. Направление утвержденного нормативного акта в Министерство юстиции РФ для его последующей государственной регистрации.

10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу имеет особо важное значение, потому что оно:

1) приводит к важным правовым последствиям, так как выступает в качестве важнейшей предпосылки приобретения нормативным актом юридической силы;

2) воплощает в себе процессуальные задачи, так как факт опубликования является моментом вступления его в силу;

3) объясняет правильное применение нормативных актов органами управления, организациями, должностными лицами и обществом;

4) осуществляет важную информационную функцию, поскольку только после момента опубликования субъекты права имеют возможность ознакомиться с правовыми актами;

5) обеспечивает легальность, доступность и открытость информации, содержащейся в нормативном акте.

Таким образом, процедура опубликования правовых актов устанавливается в иных нормативных правовых актах, т.е. данный порядок четко регламентируется законодательством как в законах федерального и регионального уровней, так и в подзаконных нормативных правовых актах.

Заключение

Правительство Российской Федерации является особой структурой государства – органом государственной власти, призванным представлять потребности, интересы и цели людей, отражать их в своих нормативно-правовых актах и содержании организационной деятельности, а также оптимально и законно управлять общественными делами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.

Порядок принятия нормативных актов Правительства устанавливается Правительством РФ в соответствии со следующей нормативно-правовой базой: Конституцией РФ; федеральными законами; нормативными указами Президента РФ.

Акты Правительства Российской Федерации должны быть официально опубликованы в следующих источниках: Российская газета; Собрание законодательства Российской Федерации; тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации «Система»; иные печатные издания.

Правительство РФ с целью осуществления своих управленческих полномочий принимает правовые акты следующих видов: постановления; распоряжения.

Нормативные акты Правительства РФ подразделяются на: правовые акты, которые издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента; правовые акты по вопросам компетенции Правительства РФ.

Принимаемые Правительством РФ акты обладают следующими функциями: они являются регуляторами отношений в различных отраслях жизни государства и общества; они устанавливают основные направления для деятельности других органов , предприятий и учреждений; они закладывают нормативно-правовые основы для издания правовых актов других органов.

Принятие актов Правительство осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка проекта акта Правительства РФ;

2) согласование проекта акта Правительства РФ;

3) внесение проекта акта в Правительство РФ;

4) принятие акта Правительством РФ;

Основными функциями Правительства Российской Федерации являются организация соблюдения федеральных законов на всей территории Российской Федерации, систематический контроль за их исполнением иными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

В ходе исследования, нами были выявлены некоторые проблемы. К ним относятся: в некоторых сферах существует избыточное количество актов, а в некоторых их недостаточно; акты исполнительной власти часто дублируют друг друга. Для решения данных проблем необходимо: создание специальных региональных комиссий, которые бы контролировали нормотворческую деятельность региональных органов власти и исключали дублирующие акты; привести в порядок систему действующих актов, признать утратившими силу дублирующие акты.

Список источников и литературы

    О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: федер. закон от 23 мая 1996 г. № 763 // Российская газета. – 1996. – 5 июня.

    Авакьян, С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь [Текст] / С.А. Авакьян. – М.: Наука, 2014. – 353 с.

    Ашаев, Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации [Текст] / Д.С. Ашаев // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. – 2013. – № 4. – С. 45-49.

    Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Баглай. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.

    Игнатюк, Н.А. Акты Правительства Российской Федерации [Текст] / Н.А. Игнатюк // Правительство Российской Федерации. – 2015. – № 3. – С. 101-107.

    Ионов, И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти [Текст] / И.А. Ионов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 4. – С. 34-40.

    Кудрявцев, С.В. Комментарий Конституции РФ [Текст] / С.В. Кудрявцев. – М.: Наука, 2014. – 281 с.

    Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст] / О.Е. Кутафин. – М.: ИНФРА, 2013. – С. 382 с.

    Мархгейм, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Мархгейм. – СПб.: Питер, 2013. – 347 с.

    Ноздрачев, А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ [Текст] / А.Ф. Ноздрачев. – М.: БИК, 2014. 291 с.

    Окуньков, Л.А. Правительство и Президент (Грани взаимодействия) [Текст] / Л.А. Окуньков // Журн. рос. права. – 2012. – № 9. – С. 32-41.

    Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти [Текст] / В.С. Пронин // Журн. рос. права. – 2013. – № 2. – С. 11-17.

    Пронин, В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти: правовые акты [Текст] / В.С. Пронин. – М.: ОМЕГА-М, 2014. – 291 с.

    Салищева, Н.Г. Правительство Российской Федерации [Текст] / Н.Г. Салищева // Человек и закон. – 2011. – № 7. – С. 87-93.

    Уманская, В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика [Текст] / В.П. Уманская // Исполнительная власть. – 2013. – № 4. – С. 90-94.

    Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст] / В.Е. Чиркин. – СПб.: Питер, 2013. – 355 с.

Ашаев Д.С. О правовых актах Правительства Российской Федерации // Представительная власть: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4; Игнатюк Н.А. Акты Правительства Российской Федерации // Правительство Российской Федерации. 2015. № 3; Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене и приостановлению действия актов органов исполнительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4.

Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти. Теория и практика // Исполнительная власть. 2013. № 4.

Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа;

Об утверждении Правил подготовки ведомственных нормативных актов: постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 722 // Российская газета. – 3 августа.

Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.

15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

1

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ