Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Счетная палата проверила эффективность системы реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, в 2017 - 2018 гг.

Росимущество не может эффективно распоряжаться обращенным в собственность государства имуществом из-за отсутствия достаточного нормативного правового регулирования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки. Основные нормативные документы или уже утратили актуальность, или еще не приняты. Например, базовое Положение об учете имущества утратило свою актуальность 10 лет назад после ликвидации Российского фонда федерального имущества. «Правовая неопределенность существует на всех стадиях работы с имуществом: прием – учет – экспертиза – оценка – реализация – переработка – уничтожение» , - заявил на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.

Терорганы Росимущества допускали нарушения в бухгалтерском учете, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости. Ненадлежащим образом ведется учет в информационной системе, аккумулирующей данные об обращенном в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения. Отчетность для Правительства, Минэкономразвития и Счетной палаты также нельзя признать применимой для принятия управленческих решений.

Подавляющее большинство имущества поступает от уполномоченных органов без документации, необходимой в том числе для его реализации. Кроме того, нормативными актами не определены требования к проведению экспертизы. «А от экспертных заключений зависит то, где окажутся сотни и тысячи тонн различных товаров, в том числе опасных для жизни и здоровья», - пояснил аудитор. Сомнение вызывает и достоверность оценочной стоимости. В Новосибирске стоимость 6 наручных часов брендовых марок определена в размере 136 тыс. рублей, по результатам повторно проведенной оценки сумма возросла в 9 раз – до 1,3 млн рублей.

По результатам экспертизы на реализацию направляется менее 1% изъятого имущества. Собственно в 2017-2018 гг., по данным Росимущества, реализацию проводили только 34 его территориальных органа (63%). Предпродажная подготовка имущества необоснованно длительная (от 8 месяцев и более). Практика торгов в электронной форме до сих пор не распространена на все регионы.

Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн рублей, а доходы от реализации – 180 млн рублей, за 1 полугодие 2018 года – 62 млн рублей и 64 млн рублей соответственно.

Самые высокие риски совершения правонарушений при распоряжении имуществом выявлены на стадии его уничтожения, переработки (утилизации). «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», - рассказал аудитор. Отсутствие контроля, в том числе посредством фото- и видеосъемки, дает слишком большие «возможности»: приводит к рискам незаконного вторичного оборота имущества, создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Представители Росимущества на Коллегии подтвердили, что они не могут гарантировать достоверность уничтожения имущества, так как эти функции возложены на подрядчиков. Достаточного количества сотрудников, чтобы присутствовать на всех процедурах, у Росимущества нет.

Счетной палатой выявлен значительный демпинг при проведении торгов по закупке услуг хранения, реализации и уничтожения
имущества – государственные контракты заключались либо по символической цене 1 руб., либо исполнители даже приобретали право на заключение контракта (Новосибирск, в 2017 г. 16 млн рублей перечислено в доход государства). Установлено ненадлежащее исполнение обязательств по таким контрактам, что создало условия для хищения имущества, утраты его потребительских свойств. В целом весь оборот обращенного в собственность государства имущества имеет высокие коррупционные риски.

Коллегия приняла решения направить информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в ФСБ России и Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания, представления – в Росимущество, МТУ Росимущества в СПБ и ЛО, МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, ТУ Росимущества в Камчатском крае, ТУ Росимущества в Приморском крае, ТУ Росимущества в Новосибирской области, ТУ Росимущества в Сахалинской области, информационные письма – в Правительство, Министерство экономического развития, Федеральное казначейство, Федеральную антимонопольную службу.

В соответствии со ст. 186 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары обращаются в федеральную собственность :
1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения;
2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;
3) на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи.
Исполнение приговора (постановления) суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества осуществляется органом принудительного исполнения - Федеральной службой судебных приставов в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве" и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В данном случае необходимо принудительное исполнение при распоряжении имуществом, и поэтому в процесс должна вовлекаться Федеральная служба судебных приставов. Распоряжение имуществом происходит с участием трех сторон: таможенных органов, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества. Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи.
Имущество, и которое не было востребовано их собственниками, может признаваться судом бесхозяйным . Ранее правом обращения в суд о признании имущества бесхозяйным был наделен только уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Сроки подготовки и последующего направления в суды исковых заявлений о признании имущества бесхозяйным территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом занимали в отдельных случаях до нескольких лет. Для сокращения данных сроков ст. 19 N 186 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено право таможенных органов на предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным.
Для распоряжения имуществом, признанным судом бесхозяйным и , не требуется участие органов принудительного исполнения. Поэтому передачу имущества осуществляют непосредственно таможенные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В деятельности таможенных органов может возникнуть необходимость осуществления распоряжения не обращенным в федеральную собственность имуществом. Основаниями для такого распоряжения является ведущееся административное или уголовное производство. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. В целях реализации ч. 11 ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче. По данному Постановлению уполномоченным органом, осуществляющим реализацию или уничтожение, являлся Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Учитывая, что в настоящее время правопреемником РФФИ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, то обязанность по распоряжению изъятым имуществом в рамках производства по делу об административном правонарушении также лежит на нем.
Длительное время РФФИ отказывался производить уничтожение изъятого в рамках дел об административных правонарушениях имущества, не пригодного к реализации. Однако складывающаяся судебная практика, указавшая уполномоченному органу на наличие соответствующей обязанности в его положении, изменила практику правоприменения.
Вещественные доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела, могут быть переданы для реализации без их обращения в федеральную собственность на основании ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Реализация данного имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Под влиянием решений Конституционного Суда РФ складывается практика по ограничению внесудебной реализации и уничтожению имущества в рамках уголовного и административного производства. Реализация вещественных доказательств по уголовным делам допускается только по решению суда. Аналогично складывается практика по распоряжению изъятыми вещами по делам об административных правонарушениях. По мнению Конституционного Суда РФ, ч. 12 ст. 27.10 КоАП РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предусматривает возможность направления на переработку или уничтожение изъятой в рамках производства по делам об административных правонарушениях алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, без судебного решения. Запрет на реализацию и уничтожение изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в рамках производства по делу об административном правонарушении Конституционным Судом РФ пока не вынесен. С учетом выраженной позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу полагаем, что реализация имущества должна будет допускаться только по решению суда.
До 1 августа 2008 г. организацией, уполномоченной распоряжаться арестованным, конфискованным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, являлось специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества".
Распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 947-р Фонд был ликвидирован.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 5.5 данного Постановления Росимущество "организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение)".
В целях урегулирования вопросов передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, изъятых по делам об административных правонарушениях, приобщенных в качестве вещественных доказательств к уголовному делу, разрабатывается проект межведомственного Приказа "О взаимодействии Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной таможенной службы по организации приема-передачи отдельных категорий имущества". Срок издания данного документа затянулся на длительный срок и связан с несогласием сторон по отдельным позициям соглашения. Полагаю, что данные вопросы, касающиеся деятельности и взаимодействия органов государственной власти, должны регулироваться не гражданско-правовыми методами (договорами, соглашениями), а публично-правовым способом - изданием соответствующего постановления Правительства РФ. В частности, в этом постановлении необходимо отразить условия, сроки и порядок передачи товаров от таможенных органов в Росимущество.
В настоящее время порядок передачи имущества строится по аналогии с тем, который существовал ранее при передаче имущества в РФФИ. По данному вопросу есть несколько рекомендательных документов Федеральной таможенной службы России: письмо ФТС РФ от 31 июля 2008 г. N 01-11/30956 "О взаимодействии с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом", письмо ФТС РФ от 16 сентября 2008 г. N 01-11/38008 "Об организации взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом", письмо ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 "Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества", письмо ЦТУ от 7 августа 2009 г. N 63-13/19977 "Об имуществе на складах временного хранения".
Таможенные органы проводят следующую работу по организации распоряжения имуществом , подвергающимся быстрой порче. Решение о реализации скоропортящегося товара регистрируется, заводится дело. В срок до одних суток с момента поступления на исполнение решения в Росимущество направляется уведомление о готовности таможенного органа к передаче скоропортящегося товара. К этому уведомлению прикладывается комплект документов, состоящий из:
- решения о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче;
- копии протокола изъятия вещей и документов;
- копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении;
- справки специалиста об оценке реализуемого имущества;
- сертификата и иных документов, подтверждающих качество и безопасность имущества;
- акта приема-передачи имущества (в 3 экз.).
В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества, отраженная на учете в таможне.
Поступившие в таможню документы на распоряжение имуществом, обращенным в федеральную собственность, регистрируются. На каждую партию имущества заводится дело оперативного учета.
При поступлении в таможню документов на имущество, обращенное в собственность государства (бесхозяйное, конфискованное, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства), подразделение таможенного органа, в чьи обязанности входит работа по распоряжению имуществом, в 10-дневный срок направляет уведомление о готовности к передаче имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы).
Имущество, признанное бесхозяйным по решению суда, передается по акту приема-передачи. Форма этого акта утверждена письмом ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 "Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества".
Имущество, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передается в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) по акту приема-передачи с приложением к нему:
- копии таможенной декларации по таможенной процедуре отказа от товара в пользу государства;
- копии акта таможенного досмотра;
- акта приема-передачи имущества, заявленного под таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства;
- сертификатов и иных документов (при их наличии).
Акт приема-передачи является основанием для снятия материальных ценностей с учета таможенного органа и постановки на учет Росимуществом.
В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных равноценных предметов, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества.
Для определения стоимости имущества используются экспертные заключения независимых оценочных организаций, сведения о стоимости, содержащиеся в товаросопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, счет-фактурах, актах приема имущества на ответственное хранение, инвойсах и т.д.).
До 2011 г. Федеральная таможенная служба России осуществляла перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность. С принятием бюджета на 2011 г. администрирование доходов, поступающих от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, возложено на Росимущество. Таким образом, таможенные органы лишились контроля за ходом распоряжения имуществом, а Росимущество по этому направлению никому не подотчетно.

Выводы

1. Под влиянием постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации происходит ограничение полномочий органов административной юрисдикции по принятию решений по внесудебной реализации и уничтожению имущества, проходящего в рамках производства по делу об административном правонарушении или уголовному делу. В свою очередь, законодателю необходимо заблаговременно внести изменения в действующее законодательство по санкционированию судом реализации и уничтожения вещественных доказательств, осуществляемому в рамках уголовного или административного производства.
2. В связи со снятием полномочий с таможенных органов по администрированию доходов от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, необходимо возложить на Министерство финансов Российской Федерации функцию по контролю за оборотом имущества, обращенного в собственность государства, в Росимуществе и полного перечисления денежных средств в доход бюджета.
3. Правительству Российской Федерации необходимо издать нормативный правовой акт, регулирующий процедуру, сроки и обязанности лиц, участвующих в обороте по распоряжению имуществом, обращенным в федеральную собственность. Во избежание злоупотреблений не следует делегировать Росимуществу право по установлению процедуры взаимодействия по реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, с заинтересованными ведомствами.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение). Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 29.03.2011) «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. 1995. 27 декабря..

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №212-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. 28 октября., а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в части реализации арестованного и принудительно изъятого имущества:

Организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение);

Заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

Осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций;

Осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов Агентства и подведомственных организаций;

Привлекает на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества (включая арестованное и принудительно изъятое имущество).

ФАУГИ получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обращение взыскания на недвижимое имущество как мера принудительного исполнения, состоит из ареста недвижимости и последующей ее реализации, подчиняется общим правилам исполнительного производства. Вместе с тем здесь имеется ряд особенностей, определяемых правовыми характеристиками недвижимости как объекта гражданского оборота, которые регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники земли, космические корабли, орбитальные станции и т.п.). Отнесение данных вещей к разряду недвижимого имущества обусловлено высокой стоимостью данных вещей, что обусловливает необходимость повышенной надежности их правового режима. Это выражается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности на недвижимое имущество происходит в особом порядке, который обычно требует обязательного соблюдения письменной формы и государственной регистрации. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января

В той же статье ГК предусмотрено, что законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Например, законодатель в ст. 1 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» относит к объектам недвижимого имущества квартиры, элементы инженерной инфраструктуры и т.п.

Существует различие между терминами «реализация» и «продажа», которая не прописана в Гражданском кодексе, в связи с чем возникают проблемы в определении статуса имущества, которое подлежит продаже как принудительно изъятое у его собственника по тем или иным причинам. В соответствии с Гражданским кодексом реализация арестованного имущества включает в себя полностью весь процесс обращения принудительного взыскания на имущество должника: арест (опись), изъятие имущества; оформление и передача имущества на ответственное хранение; оформление и передача на продажу; продвижение арестованного имущества на рынки - реклама и другие действия; организация и проведение торгов недвижимого имущества; продажа арестованного имущества; контроль и утверждение затрат на реализацию; движение денежных средств от продавцов арестованного имущества на депозитные счета, а затем взыскателю; возврат нереализованного имущества. Кроме указанных процедур к реализации арестованного имущества относится комплекс юридических и управленческих функций: организация взаимодействия участников реализации; контроль соблюдения законности; привлечение специалистов; заключение и ведение договоров со специализированными организациями и специалистами; учет и контроль движения арестованного имущества в процессе реализации; фиксация в юридических документах стадий прохождения имущества; статистический учет; бухгалтерский учет; учет и контроль движения финансовых потоков; сбор и обработка информации для работы со сторонами исполнительного производства и заинтересованными лицами; завершение исполнительных производств, если имущество не реализовано; архивирование и хранение документации по реализации Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред.от 27 декабря 2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2010. 24 января.

Таким образом, реализация арестованного имущества - это комплекс юридических, управленческих, финансовых, учетных и маркетинговых функций, ответственность за исполнение и оформление которых в соответствии с нормами действующего законодательства возложена на судебных приставов-исполнителей и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (территориальных органов).

Поэтому реализация арестованного имущества является составной и неотъемлемой частью (стадией) принудительного исполнения исполнительных документов и находится в компетенции Федеральной службы судебных приставов и соответственно регламентируется федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного имущества - составная часть реализации, и ей должны заниматься, как это и определено ст. 54 Федерального закона "Об исполнительном производстве", специализированные организации. Продажа имущества - более узкое понятие, чем реализация, по сути - это коммерческий процесс, включает в себя комплекс операций и действий с того момента, когда имущество должника, арестованное, изъятое и оформленное в юрисдикционных документах, передано на продажу в целях исполнения решений судов и иных органов.

В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. На каждый судебный акт должен выдаваться исполнительный лист, принудительным исполнением которого обязана заниматься Федеральная служба судебных приставов. Только этот установленный ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок позволяет соблюсти права и законные интересы сторон исполнительного производства, как должника, так и взыскателя - государства. Учитывая изложенное, а также положения ст. ст. 62, 64 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, после вступления приговора суда в законную силу суд для исполнения направляет исполнительный лист с соответствующими приложениями судебному приставу-исполнителю. Аналогичные правила определены и гражданским процессуальным законодательством (ст. 428 ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноября 2002 г. // Российская газета. 2002. 16 ноября..

Арест и изъятие имущества должника, его подготовка к продаже и передача на продажу, осуществление расчетов с взыскателями, возврат нереализованного имущества, статистический, бухгалтерский и финансовый учет движения материальных и финансовых потоков в реализации, информационные функции, работа со сторонами исполнительного производства в процессе реализации - функции не возложенные на ФАУГИ. Они выполняются и контролируются Федеральной службой судебных приставов (ФССП) согласно 118-ФЗ «О судебных приставах» Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» // Российская газета. 1991. 22 июля. и 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября..

Федеральная служба судебных приставов - орган исполнительной власти, осуществляющий взыскание задолженностей, в том числе и принудительное; ФАУГИ - государственное специализированное учреждение, которое создает условия для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания. В соответствии с формулировками действующего законодательства, Федеральная служба судебных приставов выполняет все функции по реализации арестованного имущества, в том числе правоприменительные и правоохранительные: устанавливает и контролирует порядок реализации, соблюдение законности и несет установленную законом ответственность за выполнение вмененных ей функций. ФАУГИ занимается продажей арестованного имущества и организует взаимодействие специализированных организаций на горизонтальном уровне Анохин В.С. Принудительная продажа имущества и дебиторской задолженности как способы исполнения судебных решений // Арбитражная практика. 2008. № 2. С. 12..

Специализированные организации - комиссионеры и агенты являются активными субъектами рынка. Эти коммерческие организации-посредники получают арестованное имущество (движимое и недвижимое, ценные бумаги, дебиторскую задолженность) без передачи прав собственности и продают его конечным потребителям - покупателям.

Конечные результаты работы судебных приставов по принудительному взысканию в обеспечение судебных исков и актов других органов напрямую зависят от реализации имущества, арестованного судебными приставами-исполнителями. Поэтому основные проблемы реализации арестованного и принудительно изъятого имущества связываются с уровнем показателей по приведению в действие исполнительных документов.

По данным центрального аппарата ФССП России в 2010 - 2011 гг. общая стоимость имущества, переданного на реализацию, составила 2,8 - 2,9% от суммы, фактически подлежащей взысканию (в 2009 г. этот показатель составлял 0,32%). В целом по России произведено 218 тыс. арестов, арестовано имущество на общую сумму 30 млрд. руб. В среднем накладывался один арест на 76 исполнительных производств, находящихся на исполнении. www.fssprus.ru

По данным ФАУГИ объем реализованного имущества в 2011 г. составил 6,2 млрд. руб. (44% от переданного на реализацию имущества). Эффективность работы (по определению ФАУГИ: отношение объемов реализованного имущества к разности объемов переданного на реализацию и отозванного имущества) достигла 57%, иначе 57% имущества, реально выставленного на продажу, нашло своего покупателя. Таким образом, не было реализовано в виду отсутствия спроса или завышенной оценки 43% имущества (по итогам 2010 года этот показатель составил 31%). www.ca.rosim.ru

Во многих публикациях отмечаются участившиеся случаи возврата нереализованного имущества. С точки зрения ФССП, территориальные управления Росимущества, заинтересованы, в первую очередь, в получении определенных коммерческих выгод и получении на реализацию высоколиквидного имущества, и поэтому не принимают всех необходимых мер по реализации малоликвидного и неликвидного имущества, в результате значительная часть такого имущества возвращается нереализованной. При этом реализация низколиквидного и неликвидного имущества в обращении взыскания иногда является единственно возможным способом погашения имеющейся у должника задолженности.

Территориальными отделениями ФАУГИ на местах не принимается весь комплекс необходимых мер к реализации таких видов имущества. В регионах имеется наличие большого количества возвращенного имущества, по причине признания торгов несостоявшимися как по вине судебных приставов-исполнителей из-за неправильно произведенной предварительной оценки, так и по причине невостребованности имущества специализированными организациями.

По мнению предпринимателей, причины возврата нереализованного имущества - в асинхронизации действий участников реализации. Все исполнительное производство может длиться не более двух месяцев, если оно не приостанавливалось. У территориального отделения ФАУГИ требование: объявить о конкурсе не позднее чем за месяц до начала этого конкурса. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. Зачастую складывается ситуация, когда территориальный орган ФССП России не успевает передать материалы территориальному отделению ФАУГИ, поскольку они даже теоретически не пройдут конкурс по срокам. И даже если документы переданы, все равно возникают проблемы. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет большое количество поверенных, и большой период времени проходит при распределении дел по поверенным. И самое неприятное: по истечении исполнительного срока, если ФАУГИ не удается продать имущество (а это происходит в большинстве случаев), по всем кредиторам в Законе об исполнительном производстве действует одна и та же формула, а именно: судебный пристав-исполнитель обязан в этом случае предложить данное имущество кредитору. Но доходы в бюджет принимаются только в денежной форме, и предприниматель, естественно, не может забрать такое имущество. Исполнительное производство прекращается, начинается новый круг. Все это понижает результативность коммерческой деятельности.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также считает, что объем имущества, снятого с реализации, серьезно влияет на результаты работы. За первое полугодие 2012 года он составил 7 млрд. руб., из которых имущество на 2,5 млрд. руб. было отозвано судебными приставами-исполнителями, а остальная часть снята с реализации по причине неликвидности. В целом это составляет 39% от имущества, переданного на реализацию, по сравнению с прошлым годом динамика положительная, этот показатель снизился с 53%. www.ca.rosim.ru Между тем доля неликвидного имущества по-прежнему остается очень большой. Основная причина, по мнению ФАУГИ, - неправильное определение стоимости арестованного имущества.

Недостатки в вопросах оценки арестованного имущества инициируют много прецедентов в судебной практике. Практика показывает, что судебный пристав-исполнитель может правильно оценить товары народного потребления, имущество физических лиц, имеющее бытовое назначение, несложную оргтехнику. Во всех же остальных случаях для проведения оценки стоимости имущества, имущественных прав (дебиторской задолженности) согласно ст. 41 ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 6 октября. судебный пристав-исполнитель привлекает специалистов-оценщиков, имеющих соответствующую лицензию на осуществление оценочной деятельности. Работа оценочных компаний вызывает много нареканий, как у судебных приставов-исполнителей, так и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исключительно наделено функциями по реализации арестованного и конфискованного имущества. Это создало очень существенную проблему в части реализации арестованного имущества. По сути, Правительством Российской Федерации ограничивается конкуренция на рынках реализации арестованного имущества и определен монопольный реализатор - территориальное отделение ФАУГИ. Береснев А. Арест имущества должника в свете нового законодательства // Журнал для акционеров. 2012. № 4. С. 28. В связи с этим Федеральное агентство по управлению государственным имуществом должно обеспечить наличие в местностях, где арестовано имущество, своих поверенных.

Наличие одной специализированной организации в регионе осложняет работу в части отсутствия выбора условий, предлагаемых специализированными организациями в условиях совершенной конкуренции. Территориальные отделения ФАУГИ и специализированные организации, как правило, располагаются в областных центрах и не охватывают в своей деятельности отдаленных районов и областей. Возникают проблемы с передачей специализированным организациям арестованного имущества, ограниченного в обороте (алкогольная и спиртосодержащая продукция и т.п.), реализация которого возможна только при наличии специального разрешения - лицензии. Имеют место случаи отказа специализированной организации принимать арестованное имущество на реализацию по данному основанию, что значительно затрудняет исполнение судебных решений и актов других органов. Затрудняет процесс реализации отсутствие лицензий у специализированных организаций на реализацию драгоценных металлов, оружия, алкоголя.

Большую группу проблем образует организация процесса реализации и коммуникации между участниками реализации, что отмечается и со стороны ФССП России, и со стороны ФАУГИ. Не четко функционирует организация работы судебных приставов-исполнителей с ФАУГИ и со специализированными организациями, обеспечивающая продуманный порядок и четкое взаимодействие участников, прозрачность процесса по оценке, хранению и реализации арестованного имущества.

В деятельности территориальных управлений Росимущества наблюдаются следующие основные проблемы реализации имущества по исполнительному производству:

Правовое регулирование реализации отдельных видов имущества, таких как скоропортящееся имущество, алкогольная продукция и спиртосодержащие жидкости, оружие, древесина и ряд других;

Проведение конкурсного отбора оценочных организаций;

Оценка имущества по балансовой стоимости;

Неурегулированность последующей уценки имущества;

Высокий уровень отзыва имущества с реализации.

В связи с этим ФАУГИ в предлагаются следующие действия:

Создание на основе предметного анализа оптимальной схемы движения заявок (постановлений) на реализацию имущества;

Обеспечение надлежащего совместно с ФССП контроля за процессом реализации имущества;

Усиление мер по сохранности имущества, снижение рисков его утраты или гибели;

Организация совместного с ФССП контроля за соблюдением установленных сроков реализации имущества и перечисления в территориальный орган ФССП вырученных от реализации денежных средств;

Создание единой с ФССП базы данных и формы отчетности.

Дело № 2-2833/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Гарганчук О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имущества,

Установил:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД России по Архангельской области) обратилось в суд с заявлением о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ТУ Росимущества в Архангельской области) незаконным, возложении обязанности подписать акт приема - передачи оружия, обращенного в собственность государства, принять оружие, находящееся в дежурных частях.

В обоснование заявленных требований указало, что ТУ Росимущества в Архангельской области неправомерно отказывается принять оружие, обращенное в собственность государства, и разрешить вопрос о реализации либо уничтожении. Вместе с тем, соответствующими полномочиями ТУ Росимущества в Архангельской области наделено приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

В ходе рассмотрения дела представитель УМВД России по Архангельской области Иорданова С.А. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (.), охотничьего ружья (.), травматического пистолета (.). Возложить на ТУ Росимущества в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении. На удовлетворении уточненных требований настаивала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель УМВД России по Архангельской области Костин А.Ф. уточненные требования поддержал. Пояснил, что в настоящее время в территориальных органах внутренних дел Архангельской области находится большое количество оружия и боеприпасов, обращенных в собственность государства. В силу положений федерального законодательства Управление не вправе принимать решение о распоряжении указанным имуществом, поскольку не обладает соответствующими полномочиями. ТУ Росимущества в Архангельской области, наделенное соответствующими полномочиями, отказывается проводить оценку оружия, принимать в его отношении соответствующие решения.

Представители ТУ Росимущества в Архангельской области Луцев Р.В., Типков Р.В. с заявленными требованиями не согласились, полагали, что УМВД России по Архангельской области наделено соответствующими полномочиями в силу положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Полагали, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не применяются к гражданскому оружию. Отметили, что соглашение о взаимодействии в данном вопросе, заключенное на федеральном уровне между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, отсутствует.

Представитель заинтересованного лица Министерства внутренних дел Российской Федерации Гайдов Д.В. с заявленными требованиями не согласился. Указал, что в силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства. Полагал несостоятельным утверждение представителя ТУ Росимущества в Архангельской области о том, что нормы постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» не распространяются на конфискованное оружие. Отметил, что на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом имеется раздел «Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества», содержащий категорию «Оружие и боеприпасы, находящиеся в гражданском обороте». В этой связи отказ ТУ Росимущества в Архангельской области в принятии на реализацию конфискованного гражданского оружия полагал не основанным на нормах права.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило, возражений по заявленными требованиям не представило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, перечисленного данной статьей.

Из положений пункта 1 части 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются.

В соответствии с пунктом 4 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений может быть установлено и применено такое административное наказание как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 26 марта 2009 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 11 октября 2010 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 15 декабря 2010 года о прекращении уголовного дела охотничье ружье конфисковано и передано УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 1 февраля 2011 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет с магазином и находящимися в нем патронами конфискован и передан УМВД России по Архангельской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 9 августа 2012 года о прекращении уголовного дела вещественное доказательство травматический пистолет конфисковано.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского района Архангельской области от 17 августа 2012 года о назначении административного наказания охотничье ружье конфисковано.

Как следует из пояснений представителей УМВД России по Архангельской области указанное оружие находится в дежурных частях отделов полиции. Решение о реализации либо уничтожении указанного оружия ТУ Росимущества в Архангельской области не принималось.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении указанного выше оружия. Также бездействие суд полагает незаконным в силу следующего.

Согласно пункту «г» статьи Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

При этом из положений части 1 статьи Российской Федерации следует, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 423, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Росимущество как следует из пункта 4 указанного Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу положений подпунктов 5.1, 5.5 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Росимущество осуществляет в установленной сфере деятельности в том числе полномочия по размещению заказов и заключению контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а также для обеспечения нужд Агентства; организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

Аналогичные полномочия закреплены за территориальными органами Росимущества пунктами 1, 4.1.10 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 года №374.

Порядок учета, оценки и распоряжения обращенным в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным имуществом утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311.

Согласно пункту 2 названного Порядка имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке учету, оценки и реализации Росимуществом (его территориальными органами).

В указанных целях государственный орган, владеющий таким имуществом, уведомляет Росимущество (пункт 3 Порядка). Росимущество (его территориальные органы) организуют проведение санитарно-гигиенической, экологической, товароведческой и иных экспертиз в целях подтверждения соответствия имущества, обращенного в собственность государства, установленным требованиям. При заключении экспертизы о безопасности имущества, обращенного в собственность государства, для жизни и здоровья человека и возможности использования его по обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате имуществом, обращенным в собственность государства, потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

В соответствии со статьей 25 названного Федерального закона Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

В развитие указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 79, 82 указанных Правил конфискованные оружие и патроны передаются в органы внутренних дел, после чего подлежат экспертизе.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение (пункт 82 Правил).

В силу положений пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Из буквального толкования названных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что особый порядок учета, оценки и распоряжения конфискованным оружием, обращенным в собственность государства, не установлен. Такое оружие подлежит оценке (экспертизе) в целях подтверждения его соответствия установленным требованиям. Организация проведения экспертизы возложена на Росимущество (его территориальные органы). При заключении экспертизы о возможности использования оружия по его обычному предназначению Росимущество (его территориальные органы) обеспечивает его реализацию в соответствии с действующим законодательством. При заключении экспертизы об утрате оружием потребительских свойств Росимущество (его территориальные органы) организует переработку (утилизацию) имущества.

Изложенные правовые нормы и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что со стороны ТУ Росимущества в Архангельской области имеет место бездействие в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении конфискованного оружия, обращенного в собственность государства. Указанное бездействие не основано на законе. В этой связи доводы заявителя являются обоснованными, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Утверждение представителей заинтересованного лица о том, что с учетом абзаца 2 пункта 1 Положения о порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, его нормы не распространяются на конфискованное оружие, обращенное в собственность государства, так как в его отношении установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения, суд полагает несостоятельным, поскольку правовые нормы, устанавливающие такой особый порядок, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Изложенные выше правовые нормы также свидетельствуют об обратном.

Довод о том, что оспариваемые представителями ТУ Росимущества в Архангельской области полномочия относятся к компетенции органов внутренних дел, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В силу положений пункта 14 части 1 статьи 12 названного Федерального закона на полицию возложены обязанности исполнять решения суда (судьи) о конфискации оружия и боеприпасов.

Полномочия по оценке конфискованного оружия, его реализации в компетенцию полиции не входят.

Не предусмотрены такие полномочия и ни Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», ни приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 293 «Вопросы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области».

Отсутствие соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти о порядке взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерством внутренних дел Российской Федерации при передаче конфискованного оружия, обращенного в собственность государства, для разрешения вопроса о его судьбе, на которое ссылаются представители заинтересованного лица, при наличии перечисленных в данном решении правовых норм не может служить основанием для бездействия ТУ Росимущества в Архангельской области в вопросах об оценке оружия и принятия решений о его реализации или уничтожения. Территориальные органы при, наличии необходимости, не лишены права обратиться в федеральные органы с предложением о заключении такого соглашения на уровне федеральных органов исполнительной власти.

На основании изложенного, руководствуясь статьями - Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области незаконным, возложении обязанности провести оценку, принять решение в отношении движимого имуществ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области в части оценки, принятия решения о реализации либо уничтожении травматического пистолета (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья (), охотничьего ружья охотничьего ружья (), травматического пистолета (.).

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области обязанность по оценке указанного имущества, а также по принятию в его отношении решения о реализации либо уничтожении.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Судья Е.В.Романова

Суд:

Октябрьский районный суд г. Архангельска (Архангельская область)

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Расходы Росимущества на хранение конфиската выше, чем доходы от его продажи, сообщила Счётная палата. Основные нормативные документы по этой теме потеряли актуальность ещё десять лет назад

Хранение дороже продажи

Росимущество по итогам прошлого года потратило на хранение конфискованного имущества больше, чем получило от его продажи. Об этом в заключении по итогам проверки эффективности реализации конфиската пишет Счётная палата. Выводы аудиторов есть в распоряжении РБК.

«Отдельной проблемой являются значительные расходы на хранение имущества, превышающие доходы от его реализации. В 2017 году расходы за хранение составили 222 млн рублей, а доходы от реализации — 180 млн рублей, за первое полугодие 2018 года — 62 млн и 64 млн рублей соответственно», — оценили в Счётной палате.

Эффективно распоряжаться конфискатом Росимущество не может «из-за недостаточного нормативного регулирования», объясняют аудиторы: основные документы в этой сфере потеряли актуальность (например, базовое Положение об учёте имущества неактуально уже десять лет в связи с ликвидацией Российского фонда федерального имущества, переставшего существовать в 2008 году).

«Правовая неопределённость существует на всех стадиях работы с имуществом: приём — учёт — экспертиза — оценка — реализация — переработка — уничтожение», — сказал аудитор Максим Рохмистров, слова которого передала пресс-служба Счётной палаты. По мнению Счётной палаты, территориальные органы Росимущества также «допускали нарушения в бухгалтерском учёте, не проводили оценку имущества, поступившего без стоимости».

«Ненадлежащим образом ведётся учёт в информационной системе, аккумулирующей данные об обращённом в собственность государства имуществе, кроме того, она не интегрирована с системами ФТС, ФССП, Росрыболовства, прокуратуры и ФСБ. Росимущество не обладает достоверной информацией о характеристиках имущества, переданного для дальнейшего распоряжения», — говорится в выводах СП.

Достоверность в оценках конфискованного имущества тоже вызывает сомнения у аудиторов — например, в Новосибирске стоимость шести наручных часов известных брендов сначала оценили в 136 тысяч рублей, а по результатам повторно проведенной оценки — в 1,3 млн рублей.

Согласно положению о Росимуществе, оно ответственно за «реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращённого в собственность» (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акций и долей в уставных капиталах компаний). Возможность конфискации в пользу государства прописана в Уголовном кодексе — власти могут обратить в свою пользу деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате преступлений или используемое для финансирования терроризма, экстремизма, преступной организации. Непосредственно изъятием занимаются таможенники, судебные приставы, ФСБ, Росрыболовство, прокуратура, затем конфискат передаётся в Росимущество.

Пресс-служба Росимущества сообщила РБК, что в течение нескольких лет (до 2017 года) порядок реализации конфиската отсутствовал и изъятое имущество можно было направлять только на утилизацию или уничтожение. С прошлого года, когда ведомство получило полноценную возможность продавать конфискат, «начался процесс становления и организации» соответствующих процедур. Объём расходов на хранение изъятой продукции и доходов с его продажи во многом объясняется тем, что часть продукции Росимуществу законодательно предписано отправлять на уничтожение, а у многих товаров нет разрешительных документов.

Доплата за конфискат

Самые большие риски возникают при уничтожении или утилизации конфиската, объясняет Счётная палата. «На уничтожение, переработку направляется 99% всего имущества. Однако нормативно эти понятия не определены, не установлены требования к их проведению и оформлению результатов. В итоге обязательное уничтожение контрафактных товаров легкой промышленности в ряде случаев заменяется переработкой», — заявил Рохмистров. Из-за того что этот процесс не контролируется (в частности, не ведётся фото- и видеосъемка), конфискованное имущество может начать использоваться вновь. В Росимуществе РБК сообщили, что сейчас агентство «работает над закреплением требований к фото- и видеосъемке процессов уничтожения».

В то же время на продажу чиновники направляют менее 1% конфискованного имущества. Предпродажная подготовка проводится «необоснованно» долго (до восьми месяцев), а торги в электронной форме проходят не во всех регионах, отмечает Счётная палата.

«На протяжении 2017 года рынок пытался понять и привыкнуть к формату реализации конфиската. Сейчас мы уже видим и достаточное количество участников торгов (на некоторые лоты поступает до 100 заявок), и более активную позицию рынка в целом», — ответили в Росимуществе.

Аудиторы СП также заявили о демпинге на торгах по закупкам услуг по хранению, реализации и уничтожению конфиската — контракты либо заключались по символической цене 1 руб., либо исполнители даже доплачивали за контракт, а имущество впоследствии могло быть похищено. Сейчас власти работают над тем, чтобы переложить бремя затрат на уничтожение конфиската на бывших владельцев, сообщили в Росимуществе.

Счётная палата отправила отчёт о проверке в ФСБ и Генпрокуратуру, а также в Госдуму и Совет Федерации. Представления направлены в Росимущество и его нескольким территориальным управлениям — в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Камчатском и Приморском крае, в Сахалинской и Новосибирской областях.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ