Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

После рождения каждый ребенок должен быть зарегистрирован по месту жительства родителей (или одного из них). Ст. 20 ГК РФ определяет, что для детей до 14 лет местом их жительства является место жительства их родителей или законных представителей (опекунов). Для регистрации ребенка не требуется согласие других членов семьи и лиц, проживающих в данном жилом помещении.

За несовершеннолетними законодательством закреплено право на участие в приватизации жилых помещений, занимаемых их семьей, причем приватизация жилья, где проживают дети в возрасте 14–18 лет, может осуществляться только с их письменного согласия. Следует также учитывать, что дети, которые участвовали в приватизации жилья, имеют право после достижения совершеннолетия на участие в бесплатной приватизации еще раз.

Совершение сделок с приватизированным жильем, где проживают несовершеннолетние, может осуществляться только с согласия органов опеки и попечительства, в том числе и тогда, когда дети не проживают в данном жилом помещении, но за ними сохраняется право пользования им, а также в том случае, если при проведении приватизации у них было право на участие в ней.

Печальный опыт 90-х годов показал, что родители далеко не всегда соблюдают жилищные права своих несовершеннолетних детей: тогда множество социально неблагополучных семей продавали квартиры, и дети оказывались в буквальном смысле слова на улице. Поэтому защита жилищных прав несовершеннолетних регламентируется нормами действующего законодательства, и суды обязаны учитывать интересы несовершеннолетних детей, являющихся участниками спорных правоотношений.

После развода родителей жилищные права детей не должны измениться или ухудшиться. Если ребенок зарегистрирован в квартире одного из родителей, он не может быть снят с учета без письменного согласия другого родителя. Если родители/родитель не согласны с тем, что их ребенок утратил право на пользование жильем и, следовательно, должен быть выписан из данного жилого помещения, то только решение суда может признать несовершеннолетнего утратившим право на пользование жилым помещением.

Если жилье, находившееся в собственности родителей, после расторжения брака будет подвергнуто разделу, то на основании ст. 60 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние дети не могут получить в собственность жилое помещение или его часть, т. к. они не имеют права на имущество родителей и наоборот. Тем не менее, за детьми сохраняется право пользования жилым помещением.

В Конституции Российской Федерации провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации.

Это нормативно-правовые документы, как общего, так и специального характера, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.

С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства. Молчанов А.А. Гражданское право. М.: Эксмо, 2011. -- стр. 254

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, и Жилищный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс.

Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. «Российская газета», N 147, 05.08.1998

Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.

Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». Благодаря Указу обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.

Право на жилище -- одно из важнейших социальных прав граждан России, закрепленное в Конституции Российской Федерации (ст. 40 Конституции РФ). ЖК РФ закрепляет, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище (п. 1 ст. 1 ЖК РФ).

Жилищное законодательство регламентирует жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая как меры их непосредственной защиты, так и порядок восстановления прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Наряду с жилищным законодательством, права несовершеннолетних детей на жилье пронизывают семейное и гражданское законодательство Российской Федерации, законодательство о социальном обеспечении. Грудцына Л.Ю. Жилищное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Изд-во Эксмо, 2011. -- стр. 264

Так, в действующей редакции статьи 2 Закона РФ о приватизации жилищного фонда в РФ содержится норма о том, что несовершеннолетние лица могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении. Например, несовершеннолетний В. в возрасте 17 лет, который одиноко проживает в квартире, решил приватизировать жилое помещение. Родителей у него нет, а попечителем является родственник К. Для оформления приватизации требуется согласие законного представителя. Однако К. считает, что В. может утратить имеющееся жилье, если станет собственником квартиры. Свое отношение к данному вопросу К. объясняет плохим поведением подопечного. Этот спор может разрешить суд. При этом следует иметь в виду, что законодательство стоит на страже интересов несовершеннолетнего, в частности, ст. 2 Закона о приватизации по существу возлагает на законных представителей обязанность принять необходимые меры по передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей. А вопрос о совершении несовершеннолетним сделок по отчуждению квартиры (продажи, дарения и др.) может решаться в будущем только с согласия попечителя (ст. 26 ГК РФ). Титов А.А. Жилищное, семейное право. Приватизация жилья. Новый порядок, судебная практика, образцы документов Следовательно, без согласия попечителя несовершеннолетний не может приватизировать жилое помещение.

Жилищным законодательством в отношении отдельных категорий несовершеннолетних также предусматриваются льготы по пользованию жилыми помещениями. Специальные права детей закреплены в ряде профильных законодательных актов. В частности можно выделить:

Важно акцентировать внимание на том, что законодательными актами субъектов Российской Федерации относительно детей-инвалидов, других категорий несовершеннолетних (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты) могут быть предусмотрены дополнительные жилищно-коммунальные льготы, в частности по вопросам принятия на учет, предоставления значительных скидок по оплате жилья, коммунальных услуг, обеспечения компенсациями (субсидиями). Александрова А.Л. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом. М.: Адвокат -- №10, 2014. - 230 с.

Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены и в процессуальном законодательстве. По жилищным спорам интересы детей в суде защищают их законные представители без специальных полномочий. Ю. Ф. Бесплатов. Рассмотрение и разрешение судами гражданских и семейных дел с участием ребенка. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. - стр. 242 Эти лица не только обращаются в суд за защитой прав ребенка, но и осуществляют другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные в статье 35 Гражданского процессуального кодекса РФ Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». 2002. N 46. Ст. 4532.

На практике может возникнуть вопрос: какой законодательный акт должен применяться в случае противоречия, допустим, между нормами Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ. Попробуем разобраться.

При коллизии норм гражданского и жилищного законодательства необходимо, прежде всего, учитывать предметы регулирования данных кодифицированных актов. Если для ГК РФ - это гражданские правоотношения (в частности, порядок заключения и исполнения сделок, статус сторон), то для ЖК РФ - это жилищные правоотношения, определение категорий жилья и его пригодности. Таким образом, при разрешении вероятных коллизий необходимо опираться на содержание противоречия и исходя из определения предметов регулирования применять ту или иную норму ГК РФ или ЖК РФ.

правоспособность несовершеннолетний приватизация имущество

И.А. НЕСМЕЯНОВА,

соискатель кафедры гражданского права Финансового университета при Правительстве РФ

Статья посвящена путям и способам защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В статье уделено внимание судебной и административной защите жилищных прав, ответственности уполномоченных лиц за неисполнение обязанностей по защите жилищных прав несовершеннолетних.

Ключевые слова: дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей, защита жилищных прав, судебная защита, административная защита, органы опеки и попечительства, сохранение и предоставление жилых помещений

Protection of housing rights of orphaned children and children without parental care

The article is devoted to ways and means to protect the housing rights of orphans and children left without parental care. The Article paid attention to judicial and administrative protection of housing rights, responsibilities of authorized persons for breach of duty to protect the housing rights of minors

Keywords: children orphaned children left without parental care, protection of housing rights, judicial protection, administrative protection, guardianship and custody, preservation and provision of accommodation.

Проблема юридических гарантий конституционных прав и свобод граждан - это прежде всего проблема их охраны и защиты в текущем законодательстве. Нормы Конституции РФ определяют особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав и интересов в качестве принципа, действующего в обществе и государстве . Защита прав и свобод человека - третья обязанность государства после признания и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В сравнении с понятием «охрана» понятие «защита» более узкое, оно является составляющей понятия «охрана», которое включает в себя регулятивные механизмы обеспечения семейных прав. Права и интересы охраняются постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются.

Особая роль в их юридической защите отводится правосудию. Имеются и другие способы осуществления защиты нарушенных прав и свобод человека.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относится конституционно-судебный механизм (конституционный суд); судебная защита (суды общей юрисдикции); административные действия органов исполнительной власти; законная самозащита человеком своих прав; международно-правовой механизм.

Способы защиты прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться посредством:

Лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

Отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

Взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

Отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

Признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

Неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

Возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ).

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права:

а) устранение причин правонарушения;

б) прекращение нарушений прав;

в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;

3) признания судом недействующим правового акта, нарушающего права граждан;

4) неприменения судом нормативных правовых актов, не подлежащих применению;

5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

5) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, компенсация морального вреда, присуждение к исполнению обязанности в натуре).

Согласно ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения ребенка и целей судебной защиты, можно выделить такие средства судебной защиты как учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, связанных с его интересами, а также заключение органа опеки и попечительства.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства также находятся в компетенции прокуратуры.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства - судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ. Судебная защита - конституционное право граждан РФ, в том числе и детей, означающее право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний вправе самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста (Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).

Однако, по мнению И.Л. Черкашиной, в жилищном праве отсутствуют способы защиты конституционного права на жилище, что приводит к противоречивой судебной практике и сложнейшим проблемам исполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

Осуществляя защиту семейных прав и интересов ребенка, суд использует семейно-правовые способы в случаях, предусмотренных законодательством, и гражданско-правовые способы. Под судебными способами защиты семейных прав и интересов ребенка Ю.Ф. Беспалов предлагает понимать предусмотренные семейным, а в отдельных случаях и гражданским законодательством и применяемые судом меры государственного принуждения, направленные на принудительную реализацию прав и интересов ребенка: восстановление и признание нарушенных, оспоренных прав, интересов ребенка, устранение угрозы нарушения его прав, действие на виновное лицо.

В отличие от гражданского, семейное законодательство не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей. В ст. 8 СК РФ лишь указывается на то, что защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными СК РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их 1) признания, 2) восстановления и 3) применения мер ответственности к виновным лицам.

Меры ответственности в совокупности с мерами защиты являются санкциями, которые служат гарантией охраны прав и интересов:

Меры защиты. Например, в целях обеспечения охраны имущественных интересов несовершеннолетних при выдаче свидетельства о праве на наследство на имя несовершеннолетнего наследника нотариус сообщает об этом в органы опеки и попечительства по месту жительства наследника (ст. 71 Основ законодательства РФ о нотариате от 01.02.1993) ;

Меры ответственности. Например, отстранение опекуна, попечителя из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении им опеки (попечительства).

Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты.

Вступление России 28 февраля 1996 г. в Совет Европы, подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод ставят перед правотворческими и судебными органами государственной власти России новую задачу: необходимость соответствующих изменений жилищного и гражданского законодательства, а также судебной практики по рассмотрению жилищных споров.

По одному из дел Верховный суд РФ разъяснил, что единство судебной практики - это правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. «Нарушение единства судебной практики и законности» означает, что суд вынес решение не в соответствии с законом или не в соответствии с позицией Верховного суда РФ. Единство судебной практики должно быть закреплено определенным актом (из числа перечисленных в Постановлении Президиума ВС РФ от 23.03.2005 (№ 25-ПВ 04).

Защита жилищных прав в административном порядке, как указывается в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» путем обращения с заявлением или жалобой в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу, являющимся вышестоящим по отношению к лицу, нарушившему право, осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ или другим федеральным законом (ч. 2 ст. 11 ЖК РФ). При этом необходимо учитывать, что право на обращение в суд за защитой жилищных прав сохраняется за лицом и в том случае, когда закон предусматривает административный порядок защиты жилищных прав. В случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке.

Административный порядок защиты прав связан с подачей жалоб на действия органов власти и управления, их должностных лиц. Очень часто в административном порядке обжалуются действия, связанные с принятием и снятием с учета граждан, нуждающихся в получении жилья.

Намеренное ухудшение жилищных условий также является действием, отодвигающим постановку граждан на жилищный учет на определенный законом срок. Граждане, которые совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ). Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий квалифицируются как изменение жилищных правоотношений.

Рассматривая жилищные вопросы детей, включенных в планы обеспечения жилой площадью, обращают на себя внимание факты отчуждения жилых помещений, находящихся в собственности по различным основаниям, самими детьми по достижения ими совершеннолетия, распоряжения жильем их законных представителей. Все это приводит к утрате детьми имеющихся жилых помещений, что можно как раз и определить термином - намеренное ухудшение жилищных условий. Нередки случаи регистрации данными лицами после достижения ими совершеннолетия своих родственников (часто иногородних) в закрепленные за ними жилые помещения, что приводит к уменьшению площади пользования жилым помещением и обращению с просьбой предоставить отдельное жилье. Однако, при решении вопросов об обеспечении жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), как правило, данные факты во внимание не принимаются.

Можно привести различные примеры неисполнения органами опеки и попечительства своих обязанностей.

Так, например:

1. В., 23.01.1989 г.р., является воспитанником сиротского учреждения. Решением Х. межмуниципального суда г. Москвы от 10.10.1997 сделки с квартирами, в которых проживали В. и его сестры, признаны недействительными, указанные в решении суда лица должны предоставить В. и сестрам жилую площадь не менее 33 кв.м либо должна быть взыскана в пользу органа опеки и попечительства для приобретения жилой площади для детей денежная сумма в размере 62 066 400 руб.

По данным, изложенным в решении данного суда от 17.01.2003, указанная сумма на приобретение жилой площади была выплачена и находится на счете судебного пристава-исполнителя, однако Управа района Х деньги не получила и от приобретения жилой площади на детей устранилась.

Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Х. за В. сохранено право на однократное получение жилья в Москве по достижении совершеннолетия.

2. Р. 29.11.1991 г.р., уроженка г. Москвы, была выявлена с составлением Акта о доставлении подкинутого ребенка в 1995 году в Калужской обл. Родители были лишены родительских прав в 2004 году судом Калужской области. С 1995 года Р. находилась в сиротских учреждениях Калужской области. Была зарегистрирована по месту жительства в Калужской области.

Согласно тексту решения Х. суда г. Москвы от 24.12.2004 в иске школы-интерната Калужской области к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о предоставлении жилой площади Р. отказано. Согласно распоряжению руководителя муниципалитета ВМО Х. г. Москвы от 27.04.2005 рассмотрено обращение и документы, представленные администрацией школы-интерната Калужской области о направлении Р., уроженки г. Москвы, не имеющей регистрации в Москве, на полное государственное обеспечение; решено просьбу удовлетворить. Р. направлена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение с закреплением права на получение жилой площади в Москве по окончании пребывания в государственном учреждении.

В первом случае нарушение заключается в неисполнении решения суда, повлекшем потерю детьми жилья и, как следствие, - затраты города на приобретение нескольких квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во втором случае руководитель муниципалитета дал согласие на устройство в сиротское учреждение города Москвы ребенка, имеющего закрепленное жилое помещение в другом населенном пункте (Калужская область), с целью получения ребенком по достижении совершеннолетия жилого помещения в городе Москве.

В своей работе О.А. Федорова подняла важную и крайне актуальную проблему ответственности уполномоченных лиц за неисполнение своих обязанностей. В частности, она указала на один из аспектов этой проблемы - использование жилых помещений, принадлежащих детям.

Решить эту проблему можно лишь путем разработки четкого механизма заключения соответствующих договоров и установления санкций за виновное бездействие лиц, обязанных принимать меры по использованию таких помещений.

По мнению О.А. Федоровой, необходимо затронуть вопрос об ответственности законных представителей и органов опеки и попечительства за невыполнение обязанностей по использованию жилых помещений. На данный момент закон не предусматривает никаких санкций за подобное бездействие. В таком случае могут применяться общие правила гражданско-правовой ответственности. Ребенок, достигший совершеннолетия, может обратиться в суд с иском к своим бывшим законным представителям и к органам опеки и попечительства о взыскании убытков в форме реального ущерба (ухудшение состояния жилого помещения и накопившейся задолженности по квартплате либо налогу на имущество), а также упущенной выгоды (неполучение дохода от использования помещения). В случае установления вины суд должен привлечь и тех и других (законных представителей и органы опеки и попечительства) к солидарной ответственности как совместных причинителей вреда.

Законодательством предусмотрен ряд норм, возлагающих защиту жилищных прав несовершеннолетних на органы опеки и попечительства. В качестве примера можно привести норму, согласно которой снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ; Закон Москвы от 30.11.2005 № 61).

В пункте 7 ст. 13 Закон Москвы от 30.11.2005 № 61указывается, что органы опеки и попечительства по месту нахождения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совместно с органами опеки и попечительства по месту выявления и первичного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их законными представителями осуществляют контроль за такими помещениями и обеспечивают их сохранность в соответствии с санитарными и техническими требованиями.

Также п. 9 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 на органы опеки и попечительства города Москвы возлагает обязанность при предъявлении иска о лишении родителей родительских прав или при решении вопроса о возвращении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или на воспитание в семью, рассматривать вопрос о предъявлении иска о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит главу 5 «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства», в которой рассматривается ответственность органов опеки и попечительства за вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства (ст. 28), ответственность органов опеки и попечительства за надзор за деятельностью опекунов и попечителей (ст. 24). При этом надзор заключается в проверке условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

Поскольку органами опеки и попечительства могут быть исключительно органы государственной власти субъектов Федерации, к такого рода ситуациям подлежит применению ст. 1068 ГК РФ. Условиями наступления ответственности, предусмотренной ст. 28 Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ, являются: наличие вреда, причиненного имуществу или личности подопечного (в том числе морального вреда); противоправность действий или бездействия органа опеки и попечительства, выразившаяся в незаконности таких действий (бездействия), в том числе в нарушении прав и охраняемых законом интересов подопечного; причинно-следственная связь между действиями или бездействием органа опеки и попечительства и наступившим вредом; вина органа опеки и попечительства.

Под понятием «должностные лица» следует понимать государственных или муниципальных служащих органов опеки и попечительства, имеющих правомочия в силу должностного положения совершать юридически значимые действия. Вред подопечному возмещается, только если действия или бездействие органов власти и должностных лиц носят незаконный характер. Незаконный характер приобретают действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.

В Приложении к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП есть указание на такую обязанность органов опеки и попечительства, как «закрепление права ребенка на жилое помещение» (п.2.1.).

В нем говорится, что при направлении ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаче его в приемную семью, опекуну или попечителю орган опеки и попечительства в городе Москве распорядительным документом закрепляет право ребенка на жилое помещение путем:

Сохранения за ребенком жилого помещения по месту жительства до помещения его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, к опекуну или попечителю;

Предоставления ребенку жилого помещения по окончании его пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у опекуна или попечителя.

В случае направления ребенка на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передачи его в приемную семью, опекуну или попечителю при условии, что ранее он проживал в городе Москве, а в момент выявления как оставшегося без попечения родителей утратил имевшееся жилое помещение вследствие его продажи или иной сделки, произведенной родителями или иными лицами, органы опеки и попечительства или законный представитель ребенка обязаны обратиться в судебные органы с иском о признании сделки недействительной (п. 2.2. Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП).

Несмотря на отсутствие в современном российском законодательстве института родительской власти, отношения между родителями и детьми нельзя охарактеризовать как отношения равных субъектов права. Для защиты имущественных прав несовершеннолетнего от нарушений, в том числе со стороны родителей, особенно в случаях, когда имущественные интересы родителей и детей не совпадают, необходимы императивные нормы материально-правового и процедурного характера, механизм действия которых надежно охранял бы права несовершеннолетнего.

Законодательством предусмотрены такие меры, как выселение граждан, лишенных родительских прав, из жилых помещений, без предоставления других жилых помещений, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным (ч. 2 ст. 91 ЖК РФ).

Такого же мнения придерживается и Т.П. Евдокимова, указывая, что в семейном законодательстве предусмотрена норма о выселении родителей, лишенных родительских прав, что не только уместно, но и необходимо в целях создания нормальной обстановки для жизни и воспитания детей в тех случаях, когда после решения суда о лишении родительских прав они остаются проживать на прежней жилой площади с родителем, лишенным родительских прав.

Рассматривая вопрос целесообразности дальнейшего совместного проживания родителей, лишенных родительских прав, и ребенка Ю.Г. Долгов также считает, что ради соблюдения интересов несовершеннолетнего целесообразно выселять родителя без предоставления ему жилого помещения.

В то же время, по мнению А.Н. Петрова, анализ правовых норм (статьи 91, 92 ЖК РФ) позволяет сделать вывод о том, что жилищным законодательством не предусмотрено выселение из общежития родителя, лишенного родительских прав, чье совместное проживание с ребенком признано судом невозможным. Положения Жилищного кодекса РФ в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма.

В отличие от лишения родительских прав ограничение родительских прав, как правило, применяется к родителям, которые хотят, но не могут по состоянию здоровья в полной мере осуществлять родительских функции. Ограничение родителей в родительских правах можно отнести к административной защите прав ребенка, однако, как справедливо замечает Ю.Г. Долгов, правовая связь между ребенком и родителем, ограниченным в родительских правах, полностью не прерывается, что соответствует имущественным интересам как ребенка, так и родителя.

Ограничение правоспособности означает ограничение лица в праве иметь какие-либо права в принципе. Предусмотренное ст. 77 СК РФ отобрание ребенка, производимое органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, является средством защиты детей, охраны их интересов.

Ограничение же дееспособности связано с ограничением субъекта осуществлять принадлежащие ему права своими собственными действиями. Поэтому текст ч. 2 ст. 64 СК РФ наводит на мысль, что Семейный кодекс РФ, по мнению А.М. Нечаевой, предусматривает не что иное как ограничение родительских прав, но в административном порядке. Однако оно возможно по правилам ст. 73 СК РФ, допускающим ограничение родительских прав только в судебном порядке с обязательным отобранием ребенка у родителей, о чем ч. 2 ст. 64 СК РФ ничего не говорит. Поэтому данная правовая норма не имеет практического применения.

Контроль за деятельностью доверительных управляющих также возлагается на органы опеки и попечительства; он может осуществляться напрямую, а в случае необходимости - через опекуна (попечителя). В целях осуществления этого контроля в договоре фиксируется порядок и сроки предоставления доверительным управляющим отчета органам опеки и попечительства. Это усиливает степень контроля над управляющим. При назначении управляющего на некоммерческой основе он фактически выступает как хранитель и его действия тем же договором могут быть ограничены только рамками должной заботы об имуществе.

Проявлением социальной политики государства является так называемая «административная опека».

Упоминание об административной опеке имеется у Д.Н. Бахраха, под которой он понимает систему государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется. При этом различается административная опека и гражданско-правовая. «Гражданско-правовая опека» состоит в осуществлении юридической поддержки и заботы о воспитании, содержании подопечного и осуществляется физическим лицом - опекуном.

«Административная опека» как понятие и правовой институт является частью административного права. Административная опека включает материальную и иную помощь, которая оказывается государством через его органы и регламентируется административным правом. Административная опека осуществляется только над лицами, которые лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права, и их права нуждаются в особой защите со стороны органов государственного управления. Организация и осуществление административной опеки должны связываться с правовым положением, а не с физическим состоянием субъекта - физического лица. Д.Н. Бахрах говорит об административной опеке в отношении двух категорий лиц: слабых по демографическому признаку (сироты, одинокие матери, инвалиды, члены многодетной семьи и др.) и жертв экстремальных ситуаций (безработные, беженцы, ликвидаторы и др.), то есть они являются субъектами отношений, возникающих в сфере социальной защиты и, соответственно, адресатами социальных пособий и льгот.

Таким образом, в зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.

В области международно-правовой защиты прав человека одним из основополагающих международных документов в этой области является европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 05.11.1950 государствами - членами Совета Европы. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы на нарушения прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в государствах - участниках Совета Европы.

Библиография

1 Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. / Под ред. Л.Д. Воеводина - М., 1987. С. 42.

2 Нудненко Л.А., Хаманева Н.Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки. // Государство и право. № 3. 2007. С. 5.

3 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М., 2006. С. 108.

4 Фаршатов И.А. Комментарий к Жилищному кодексу РФ // КонсультантПлюс.

5 Беспалов Ю.Ф. Судебная защита прав ребенка: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997. С. 48.

6 Черкашина И.Л. Проблемы судебной защиты конституционного права на жилище граждан Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - 2004. С. 4.

7 Беспалов Ю.Ф. Указ. раб. С.40-41.

8 Там же. С. 42.

9 Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовые и семейно-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук.- Белгород, 2004. С. 153.

10 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации.: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С. 130.

11 Медицинское право. Учебное пособие. -М.: Элит, 2006. С. 365.

12 Терехова Л.А. Споры вокруг статьи 389 ГПК РФ. // Российская юстиция. 2007. № 2. С. 52.

13 Федорова О.А. Охрана жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей: Дис. ... канд. юрид. наук. - СПб, 2003. С. 66.

14 Там же. С. 74-75.

15 Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве». 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010.

16 Комментарий к Федеральному закону от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / О.В. Кузнецова, Т.Г. Пивоварова. // КонсультантПлюс

17 Медицинское право. Учебное пособие. - М.: Элит, 2006. С. 339.

18 Евдокимова Т.П. Судебные споры о детях: Дис. ... юрид. наук. - М, 1977. С.112.

19 Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации: Дис. ... юрид наук. - М., 2004. С. 149.

20 Петров А.Н. О порядке применения норм Жилищного кодекса РФ о выселении. // Жилищное право. 2007. № 1. С. 31.

21 Долгов Ю.Г. ОУказ. раб. С.1 52.

22 Евдокимова Т.П. Указ. раб. С. 118.

23 Федорова О.А. Охрана жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дис. ... юрид. нак. - СПб, 2003. С. 155.

24 Нечаева А.М. Семейному кодексу РФ - 10 лет. // Государство и право. 2006. № 4. С. 67.

25 Томилов А.Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001. С. 118.

26 Административное право России: Учебник. -М., 2000. С. 80.

27 Томилов А.Ю. Указ. раб. С. 103.

28 Там же. С. 105.

29 Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина - М., 2006. С. 113-114.

Прокурорский надзор в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних пронизывает многочисленные стороны жизнедеятельности общества и государства. Основные направления усилий прокуроров в этом направлении определены в приказе Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».

Так, прокурорам следует обращать особое внимание на своевременное оказание помощи детям, находящимся в социально неблагополучном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. В ходе прокурорских проверок необходимо выяснить, выплачиваются ли таким семьям предусмотренные законодательством пособия, компенсационные выплаты, правильно ли организовано питание в образовательных учреждениях и др.

Прокуроры обязаны своевременно реагировать на случаи нарушения имущественных и жилищных прав несовершеннолетних. При этом необходимо ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние.

Имущественные права несовершеннолетних регулируются нормами гражданского, семейного и жилищного законодательства. Особое место среди имущественных прав занимает право на недвижимое и движимое имущество. Рассмотрение этого вопроса затруднено тем, что нормы действующего законодательства не всегда достаточно четко корреспондируются по регулированию прав несовершеннолетних в имущественных правоотношениях. Например, неясно, какое содержание следует вкладывать в понятие "имущественные права несовершеннолетних" (ст. 60 СК) в контексте со ст. 128 ГК.

Комплексно эти права сформулированы в Семейном кодексе РФ (ст. 60). Обобщенно они могут быть представлены в следующем виде:

ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены в разделе V Семейного кодекса РФ - "Алиментные обязательства членов семьи". Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка;

несовершеннолетний имеет право собственности на полученные им доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 ГК, т.е. в зависимости от объема его дееспособности.

В собственности несовершеннолетних граждан может находиться имущество, приобретенное ими по различным основаниям (наследование, дарение, покупка за счет собственных доходов, приобретательской давности и др.), в виде вещей (недвижимых и движимых), включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Имущество, используемое в жизни несовершеннолетнего человека в качестве повседневных потребительских вещей, весьма разнохарактерно (жилье, дача, авто- и моторные средства, продукция сельскохозяйственного производства, получаемая на принадлежащих гражданам участках, и т.п.). Данное имущество в любой его части может находиться в собственности несовершеннолетнего, и он им владеет и пользуется самостоятельно в объеме его дееспособности или совместно с родителями по взаимному с ними соглашению (п. 4 ст. 60 СК).

Гражданский кодекс РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе земельные участки, здания и сооружения, которые занимают ведущее место в гражданско-правовых сделках на внутреннем рынке недвижимости Гражданский кодекс РФ. часть 1. 1994. №51-ФЗ // СЗ РФ 1994. №32. ст.130.

Жилищные права несовершеннолетних нашли закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ). Согласно данному документу, дети как члены семьи собственника жилого помещения, проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, вправе пользоваться данным жилым помещением наряду с собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи нанимателя жилого помещения, в том числе и проживающие совместно с ним его несовершеннолетние дети, имеют равные с нанимателем права и обязанности и должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения в виде социального найма должны предоставляться вне очереди.

При вселении ребенка в жилое помещение не требуется согласие наймодателя, нанимателя, а также граждан, постоянно проживающих в жилом помещении. Вселение несовершеннолетних лиц в жилое помещение допускается без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека (ст. 679 ГК РФ). Не требуется согласия других членов семьи на вселение к родителям, проживающим в жилом помещении в домах государственного и муниципального жилищных фондов их детей, не достигших совершеннолетия. Дети, вселенные в жилые помещения в установленном порядке, приобретают право пользования этим жилым помещением. Жилищное законодательство предусматривает и другие льготы для реализации права ребенка на жилище. Разрешая споры, связанные с нарушением прав ребенка на жилище, суд обязан исходить из указанных требований Беспалов Ю. Обеспечение права ребенка на жилище // Российская юстиция. - №7. - 2007. -С.19.

Сделки с участием несовершеннолетних должны совершаться с предварительного согласия органов опеки и попечительства. В частности, такое согласие требуется для заключения договоров, подлежащих нотариальному удостоверению, отказа от принадлежащих подопечному прав, совершения раздела имущества, обмена жилых помещений и др. Правила распространяются и на сделки, заключенные родителями (усыновителями в качестве опекунов). Совершение таких сделок без предварительного согласия органов опеки и попечительства (при наличии нарушения прав несовершеннолетних) должно повлечь признание ее недействительной с вытекающими отсюда последствиями по правилам ст. 169 ГК РФ Григорьев В.Н., Победкин А.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - С. 412-415.

Приведу пример. С. С двумя несовершеннолетними сыновьями занимала двухкомнатную квартиру. В январе 2006 г. эту квартиру она приватизировала, в марте того же года продала гражданке К., а в июле 2006 г. умерла. Прокурор Ленинской районной прокуратуры г. Ижевска обратился в суд в интересах несовершеннолетних детей С. с заявлением о признании договора купли-продажи квартиры недействительным. Решением Ленинского районного суда г. Ижевска заявленные требования удовлетворены; К. обязана передать квартиру законному представителю несовершеннолетних - опекуну П Архив Прокуратуры Ленинского района г. Ижевска. Дело №321. 2006.

Прокурорами районов г. Ижевска систематически осуществляется защита прав несовершеннолетних посредством направления в суды исковых заявлений в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Так, например, в ходе проверки прокурором Ленинского района в феврале текущего года было установлено, что в жилое помещение, находящееся по улице Тракторной и закрепленное за выпускницей детского дома Н., самоуправно, в отсутствии правоустанавливающих документов, вселился гр. Б. Прокурором в суд направлено исковое заявление об истребовании жилого помещения из чужого незаконного владения. Требования прокурора были удовлетворены в полном объеме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, задача органов местного самоуправления не только наделить детей-сирот жильем, но и передать их под контроль органов опеки и попечительства для оказания дальнейшей помощи и социальной адаптации.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает для него возможность вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В настоящее время продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Действующее законодательство закрепляет ряд льгот по оплате жилья для семей с детьми-инвалидами.

Наиболее слабо на федеральном уровне регламентированы гарантии реализации жилищных прав для многодетных семей. Заметим, что Проект федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей» (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.), рассматриваемый в ГД РФ с 1998 года, так и не был принят. С принятием же ЖК РФ произошла отмена жилищных приоритетов об обеспечении жильем многодетных семей. ЖК РФ ликвидировал институт предоставления жилья в первоочередном порядке, а значит, многодетные семьи не будут иметь права на первоочередное предоставление жилых помещений. В соответствии с ранее действовавшими правовыми нормами многодетным семьям жилье предоставлялось в первоочередном порядке. Тем самым государство поощряло рождаемость, предоставляло многодетным семьям большие социальные гарантии в жилищной сфере.

Во многих регионах РФ действуют специальные программы «Жилье для многодетных семей»; разрабатываются законопроекты «Об обеспечении жильем многодетных семей».

28 июня 2005 года Правительство Москвы приняло постановление №482-ПП «О Концепции демографического развития города Москвы», в котором говорится о том, что неотъемлемой частью стабилизации численности населения является рост качества жизни. Согласно указанной Концепции необходимо содействовать молодым семьям, состоящим в зарегистрированном браке, для которого по сравнению с гражданским браком характерно большее число детей, решать проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей, совершенствовать системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий, обеспечивать стимулирование рождения второго, третьего ребенка.

Действующая на сегодняшний день в Санкт-Петербурге программа «Молодежи - доступное жилье» стимулирует молодые семьи, являющиеся участниками программы, к повышению рождаемости. Однако данной программы недостаточно, более того, она решает проблемы только одного региона.

Следует отметить, что несовершеннолетние лица, в отношении которых родители лишены родительских прав, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (статья 71 Семейного кодекса Российской Федерации). В тоже время, граждане лишенные родительских прав, в соответствии с ч. 2 ст. 91 ЖК РФ без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения, если совестное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным. Названная статья расположена в разделе III ЖК РФ «Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма». Следовательно, положение статьи 91 ЖК РФ могут быть распространены только на граждан, проживающих в жилых помещениях, предоставленных на основании договора социального найма.

Правила предоставления и пользования специализированными жилыми помещениями, к которым согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся общежития, установлены разделом IV ЖК РФ.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ в отношении жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, устанавливает специальное правовое регулирование.

Статьи 101-103 ЖК РФ, содержащие положения о расторжении, прекращении договора найма специализированного жилого помещения и выселении из общежития, не предусматривают возможность выселения граждан, лишенных родительских прав, если судом установлена невозможность их совместного проживания с ребенком.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что жилищным законодательством не предусмотрено выселение из общежития родителя, лишенного родительских прав, чье совместное проживание с ребенком признано судом невозможным. Положения ч. 2 ст. 91 ЖК РФ в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилое помещение по договору социального найма.

Заключение

Таким образом, согласно поставленной цели дипломного исследования были проанализированы нормативно-правовые основы защиты жилищных прав несовершеннолетних по российскому законодательству.

В ходе проделанного исследования, были сделаны следующие выводы:

1. Несовершеннолетние дети наделены широким комплексом жилищных прав, носящих превалирующий, специальный и императивный характер. Специальными правами наделены дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей.

Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены в семейном, жилищном, гражданском и в процессуальном законодательстве. На практике - при коллизии норм гражданского (семейного) и жилищного законодательства необходимо, прежде всего, учитывать предметы регулирования данных кодифицированных актов.

Также необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

2. Изменения, внесенные в действующее законодательство и некоторые положения нового Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующие право ребенка на жилье стали основой для массовых нарушений конституционных прав несовершеннолетних граждан и, как следствие привели к тяжелым социальным последствиям.

3. В работе обоснована необходимость реформирования органов опеки и попечительства. В настоящее время существуют следующие проблемы:

Во-первых, формальный, фрагментарный характер их деятельности.

Во-вторых, существенной проблемой является то обстоятельство, что при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны.

На наш взгляд российский законодатель мог бы прибегнуть к следующим механизмам решения данных проблем:

- В случае изменения законодательства в части отнесения вопросов опеки и попечительства к государственным полномочиям установить специальный порядок наделения органов местного самоуправления этими полномочиями (если возникнет необходимость такого установления).

- Установить единый для всех муниципальных образований Российской Федерации перечень обязанностей при осуществлении опеки и попечительства.

Установить единый и, по возможности, детально регламентированный порядок получения согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки с имуществом, принадлежащим подопечному на праве собственности либо на основании иных, предусмотренных законом прав; осуществления органами опеки и попечительства иной, предусмотренной законом деятельности, не нашедшей достаточной регламентации в ныне действующем законодательстве.

- Установить порядок финансирования деятельности по опеке и попечительству (из единственного источника, совместное, дотационное и т.д.).

- Установить общие принципы осуществления опеки и попечительства в России (правовая основа, основные понятия и т.д.).

4. Применение норм ЖК РФ (ст. 31) и ГК РФ (ст. 292) позволяет сделать вывод, что собственники жилых помещений получили неограниченную возможность лишать прав - пользователей жилого помещения путем его отчуждения, и соблюдение жилищных прав ребенка здесь никак нельзя проконтролировать.

Действующее законодательство не содержит: а) механизма реализации безусловных прав ребенка на жилище; б) реально работающего механизма принуждения собственника жилища; в) Отсутствуют разъяснения о том, вправе ли собственник по своему усмотрению изменить и адрес проживания бывших членов семьи, то есть предоставить право тому же экс-супругу с детьми жить в специально снятой комнате, а не в отдельной многокомнатной квартире.

В настоящее время фактически принимающим решения по данным спорам районным судам делегировано неограниченное право субъективно устанавливать, кто и сколько может пользоваться жильем собственника.

5. На наш взгляд должны быть предприняты следующие шаги:

Во-первых, ВС РФ разработаны и приняты разъяснения о порядке применения ст. 31 ЖК РФ с учетом всей накопившейся судебной практики;

Во-вторых, разработаны и приняты изменения в жилищное (ст. 31 ЖК РФ) и гражданское законодательство (ст. 292 ГК РФ) с целью урегулировать коллизию между правами собственников и жилищными правами детей;

В-третьих, необходимо внести изменения в законодательство об органах опеки и попечительства, о которых мы говорили в первом параграфе настоящей главы;

В-четвертых, органы опеки и попечительства должны включиться в защиту прав детей по тем многим делам, что сейчас находятся на рассмотрении судов.

Список литературы

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) // Дипломатический вестник - 1992 г. - №6 - С. 10.

2. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Издании Организации Объединенных Наций - Нью-Йорк, 1992.

3. Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН, от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

4. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция - 1991 г. - №№12-14.

5. Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009). // Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, №32, ст. 3301.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008). // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, №1, ст. 16.

8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 17.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). // Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, №1 (часть 1), ст. 14.

9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 28.06.2009, с изм. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). // Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, №46, ст. 4532.

10. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2004 №170-ФЗ). // Собрание Законодательство Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3802.

11. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. №26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Собрание законодательства Российской Федерации - 26 марта 2001 г. - №13 - Ст. 1140.

12. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995). // Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, №48, ст. 4563.

13. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999). // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177.

14. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ГД ФС РФ 04.12.1996). // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, №52, ст. 5880.

15. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, №40, ст. 3822.

16. Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 (ред. от 11.06.2008) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». // Российская газета от 18.06.2008.

17. Закон РФ от 25 июня 1993 г. №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации - 12 августа 1993 г. - №32 - Ст. 1227.

18. Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 года №61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (в ред. Закона г. Москвы от 25.06.2008 №25).

19. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // Собрание законодательства Российской Федерации - 24 июля 1995 г. - №30 - Ст. 2939.

20. Постановление Правительства Москвы от 06.04.2004 №189-ПП «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы - №24 - 19.04.2004.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. №272 г. Москва «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». Утверждено. Постановлением Правительства. Российской Федерации от 6 мая 2006 г. №272.

22. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03 1997 №15/3-14-6. // Общероссийская Справочно-правовая система «Законодательство России». 2006. Август.

23. Александрова А.Л. Защита прав несовершеннолетних при сделках с недвижимым имуществом. // Адвокат. - №10. - 2004 г.

24. Все о жилье. Экспресс-справочник. / Юлия Межникова. - М.: Вершина, 2005. - 244 с.

25. Глисков А.Г. Права и обязанности несовершеннолетних (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А.Г. Глисков, А.И. Забейворотова, О.В. Самолюк; под ред. С.Н. Бабурина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

26. Гувлидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. - №6. - 2006.

27. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - Дело, 2005.

28. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. - 2006. - №6.

29. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2005 году. Подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. - №46. - 18 марта 2006 г., №53. - 29 марта 2006 г.

30. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2003 году

31. Ефремова А. Дети в сделках с недвижимостью. Правовые вопросы недвижимости. - М.: 2004.

32. Звенигородская Н.Ф. Правовая природа ответственности по договорам, предусмотренным семейным законодательством // Бюллетень нотариальной практики. - 2006. - №6. - С. 17-19.

33. Ильина О.Ю. Проблемы разграничения подсудности по делам, возникающим из брачно-семейных отношений // Гражданское право. - 2007. - №3. - С. 8-12.

34. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - М.:Юрайт-Издат, 2005 г.

35. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

36. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.М. Кузнецовой. - М.: 2006.

37. Комментарий к Семейному кодексу РФ / под общ. ред. П.В. Крашенниникова и П.И. Седугина. - М.: 2007.

38. Макарова С.В. Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми: история его становления в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - №1.

39. Мамаев А.А. Международная судебная юрисдикция по делам, возникающим из семейных правоотношений: нормы Российского законодательства // Мировой судья. - 2007. - №11.

40. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - 2003. - №5. - С. 53 - 59.

41. Михеева Л.Ю. Краткий комментарий к проекту Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // Семейное и жилищное право. - 2007. - №1.

42. Осипова С.В. Правовое значение разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями с участием несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. - 2006. - №2.

43. Осипова С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних // Нотариус. - 2006. - №5.

44. Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. - 2007. - №1.

45. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М., 2007.

46. Рождественский С.Н. Разрешение органа опеки и попечительства с точки зрения гражданского законодательства // Нотариус. - 2005. - №2.

47. Российское законодательство X-XX вв. В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. - М., 1984.

48. Смушкин А.Б. Гражданский процесс: учеб. пособие / А.Б. Смушкин, Т.В. Суркова, О.С. Черникова. - М.: Омега-Л, 2007.

49. Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 декабря 2001 г. №3-693/2001 // СПС «Гарант».

50. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. №78-Г06-2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2006 г. - №12.

51. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2006 г. №5-В05-106 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2006 г. - №8.

52. Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 25 декабря 2001 г. №3-693/2001 // СПС «Гарант».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав, совершенствование гражданского законодательства. Полномочия государственных и муниципальных органов власти по защите жилищных прав детей.

    дипломная работа , добавлен 05.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей, подлежащих гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав. Структура и полномочия органов власти по защите жилищных прав детей. Пути совершенствованию гражданского законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2014

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Характеристика жилищных прав граждан в Российской Федерации, их сущность и юридическая природа. Состав и правовое регулирование гражданских и административных жилищных прав и обязанностей. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты жилищных прав.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2013

    Особенности правового положения несовершеннолетнего как собственника жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Защита жилищных прав детей-сирот, направления совершенствования законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.01.2014

    Правовое положение несовершеннолетних детей в России. Семейно-правовые средства обеспечения их безопасности; формы и способы защиты их прав и законных интересов, опыт судебной практики. Цели и функции системы юстиции для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2011

    Право собственности на жилой дом. Основания возникновения и нормативно-законодательное регулирование жилищных прав. Содержание договора найма жилого помещения. Нарушение жилищных прав нанимателя: неосновательное выселение, отсутствие ремонта в помещениях.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2015

    Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Правовое положение несовершеннолетних детей. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Задачи и функции органов опеки и попечительства в защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2008

    Понятие прав несовершеннолетних, механизм и проблемы их обеспечения. Характеристика органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних, анализ примеров их нарушения. Разработка мероприятий по защите прав несовершеннолетних, их основные направления.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ