Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Во втором чтении рассмотрен законопроект № 900722-6, которым предлагается ввести новую меру пресечения - запрет определенных действий, предусматривающую возможность ограничения прав и свобод обвиняемого (подозреваемого), за исключением его изоляции в жилом помещении. Напомним, как писала «АГ», в первом чтении законопроект был принят еще в декабре 2016 г., однако ко второму чтению документ был значительно переработан.

Запрет определенных действий в качестве меры пресечения, по мнению авторов документа, должен избираться по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК, за исключением требований, связанных с видом и размером наказания, квалификацией преступления, возрастом подозреваемого или обвиняемого.

УПК РФ предлагается дополнить новой ст. 105.1 «Запрет определенных действий», которая предусматривает, что при избрании меры пресечения в виде залога или домашнего ареста суд вправе возложить на подозреваемого или обвиняемого обязанность по соблюдению одного или нескольких запретов, предусмотренных ею.

В предлагаемой ст. 105.1 Уголовно-процессуального кодекса указывается, что запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. Запрет заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, а также в осуществлении контроля за их соблюдением. Поясняется, что запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Определяет предлагаемая статья и виды запретов. Это может быть запрет выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, запрет находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них, общаться с определенными лицами, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, использовать средства связи и интернет, а также управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением ПДД и эксплуатации транспортных средств.

При этом суд должен указать конкретные условия исполнения данной меры пресечения. Кроме того, указывается, что подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, необходимо информировать контролирующий орган. Поправками предлагается суду учитывать при назначении наказания личность подозреваемого и обвиняемого, а также фактические обстоятельства уголовного дела.

Предлагается установить, что при избрании залога в качестве меры пресечения суд вправе возложить на подозреваемого либо обвиняемого обязанность по соблюдению запретов. Также предусматривается, что при отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе вправе избрать меру пресечения в виде запрета определенных действий.

Если проект закона примут, в срок содержания под стражей будет засчитываться запрет выхода в определенные периоды времени за пределы жилого помещения из расчета два дня его применения за один день содержания под стражей.

Комментируя «АГ» текст законопроекта ко второму чтению, адвокат, старший юрист уголовно-правовой практики санкт-петербургского офиса АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Тузов пояснил, что предлагаемые поправки привносят в УПК РФ своеобразный конструктор ограничений и запретов, которые можно применить к конкретному лицу с учетом конкретно его жизненных обстоятельств и особенности личности. По мнению эксперта, такая законодательная инициатива смотрится достаточно свежей.

«Однако полагаю, что не все так исключительно позитивно в предложенном проекте. До появления обобщенной практики у судов будут проблемы с назначением данной меры пресечения. Во-первых, как и ко всему новому, потребуется длительное время, чтобы адаптироваться. Порой мне кажется, что следователь ходатайствует перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, потому что так привычней для него - он понимает, что́ это и как с этим работать. Суды же избирают ее, поскольку так надежней. А здесь появляется новая мера по возложению определенных запретов - и это совсем не понятно на первый взгляд», - указал Андрей Тузов.

Также он отметил, что у ФСИН России после увеличения количества решений о применении этой меры пресечения возникнет масса вопросов, как исполнять такие запреты: до первой жалобы или использовать какие-то иные меры, в том числе технические, в каком порядке это делать при имеющихся ресурсах.

«Во-вторых, судам придется сформулировать грань между возложением запретов и домашним арестом. Если применить четыре из шести предлагаемых запретов, то получившаяся комбинация будет крайне схожа с домашним арестом без установления строгих ограничений в порядке ст. 107 УПК РФ. В частности, домашний арест заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает, с возложением ограничений и запретов и осуществлением за ним контроля. Получается, что комбинацией запретов мы, по сути, получаем домашний арест», - пояснил Андрей Тузов. Он добавил, что даже попытка изменить понятие домашнего ареста не изменяет ситуацию с разграничением этих мер пресечения, поскольку любая мера пресечения в своей конструкции - это, по сути, и есть сочетание ограничений и запретов.

Адвокат отметил, что в предлагаемых изменениях отсутствует запрет на ограничение использования телефонной связи для контактов с защитником, например, чтобы договориться о встрече, решить какой-то срочный вопрос и т.д. «Хотя и понятно, что с учетом позиций как Конституционного, так и Верховного судов такой запрет исключен сам по себе, но принципиальное игнорирование этого права в этой норме является показательным», - пояснил Андрей Тузов.

Адвокат КА г. Москвы «Комаев и Партнеры» Армен Мартиросян считает, что поправки могут способствовать улучшению «ничтожно низкого качества» обоснованности постановлений об избрании мер пресечения: суду придется указывать, по какой причине в конкретном случае невозможно запретить обвиняемому совершать определенные действия, а необходимо применять домашний арест или заключение под стражу.

Эксперт не исключает, что проект направлен на смягчение законодателем репрессивных мер в отношении предпринимательского сообщества. «Фигурантам уголовных дел хотят оставить возможность заниматься бизнесом. Новая мера пресечения позволила бы заниматься предпринимательской деятельностью будучи под следствием, что практически невозможно при избрании домашнего ареста, не говоря уже о заключении под стражу», - указал адвокат.

«С другой стороны, в УПК РФ, кроме заключения под стражу, содержатся и другие меры пресечения. В частности, подписка о невыезде, залог, домашний арест, личное поручительство. В ч. 1 ст. 108 УПК РФ говорится о применении заключения под стражу при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Однако речь идет об альтернативах заключению под стражу», - отметил Армен Мартиросян. Он пояснил, что в сравнении с такой мерой пресечения, как заключение под стражу, все остальные могут выступать в качестве более мягких. Однако, добавил он, не все более мягкие меры пресечения одновременно могут претендовать на роль именно альтернативных мер пресечения.

«Также для меня остается непонятным, почему указано, что нельзя будет запрещать вызывать скорую, полицию или аварийную службу, а также связываться со следователем и контролирующим органом, но в то же время нет ни слова о связи с адвокатом, что, безусловно, является нарушением права на защиту фигуранта, противоречит Конституции РФ, и непонятно: это пробел в законодательстве или же умышленное оставление определенной “лазейки” для каких-то целей?» - задается вопросом адвокат.

Впрочем, он отметил, что в целом нововведение можно оценить положительно, поскольку, несмотря на то что в УПК указаны семь мер пресечения, суды зачастую отправляют обвиняемых и подозреваемых под стражу: «Возможно, изменения поспособствуют расширению практики применения альтернативных заключению под стражу мер пресечения».

По мнению Армена Мартиросяна, возможность применения запрета определенных действий наряду с домашним арестом или залогом приведет к такой практике, что судами будет одновременно избрано сразу две меры пресечения. «Избрание в отношении подозреваемого, обвиняемого одновременно двух мер пресечения недопустимо и ни при каких обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным, более того, каждая из них имеет свое назначение и непосредственно связана с наличием определенных оснований для ее применения», - пояснил эксперт.

Адвокат отметил, что при всех недоработках инициатива законодателей носит разумный характер. «Также считаю правильным то, что ко второму чтению в документе появилась поправка, согласно которой обвиняемым и подозреваемым по уголовным делам о нарушении ПДД (ст. 264 и 264.1 УК) можно запретить водить автомобиль на время следствия. Такое ограничение должен налагать суд по ходатайству следствия. В этом случае водительское удостоверение изымут, и оно будет храниться в материалах дела, ведь не будем забывать, что автомобиль является источником повышенной опасности», - заключил Армен Мартиросян.

Меры пресечения - это предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ, к обвиняемому, а в исключительных случаях к подозреваемому, подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

Существуют признаки понятия мер пресечения и их необходимо отметить:

  • - меры пресечения применяются только к обвиняемому и в исключительных случаях к подозреваемому. В то время как иные меры принуждения могут применяться к достаточно широкому кругу участников процесса (свидетелю, потерпевшему, владельцу арестованного имущества и др.);
  • - содержание мер пресечения состоит в том, что они довольно на длительный период ограничивают личную свободу обвиняемого (свободу передвижения, общения, совершения определенных действий, препятствующих доказыванию по делу);
  • - меры пресечения применяются со строго определёнными целями - пресечь возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого: сокрытие от органов, ведущих производство, продолжение преступной деятельности, воспрепятствование установлению обстоятельств дела, а также обеспечение исполнения приговора. Ст. 97 УПК РФ

Дознаватель, следователь, прокурор и суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому меру пресечения при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, прокурором, в пределах своих полномочий, также судом решения о мере пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого.

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до её отмены или изменения (п. 13, 29 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, применение мер пресечения возможно только после возбуждения уголовного дела.

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК РФ и является исчерпывающим. Дознаватель, следователь, прокурор и суд из приведённых в законе мер пресечения обвиняемому, подозреваемому, подсудимому вправе избрать только одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ. Избранная мера пресечения должна минимально ограничивать их права и свободы и в то же время максимально обеспечить производство по делу для выполнения его назначения.

Полномочные должностные лица вправе избрать меру пресечения, но не обязаны прибегать к этому, если возможно ограничиться отобранием от подозреваемого или обвиняемого обязательства о явке по вызову, которое мерой пресечения не является.

При производстве предварительного расследования дознаватель, следователь и прокурор вправе самостоятельно избрать любую меру пресечения кроме домашнего ареста и заключения под стражу, которые требуют судебного решения. Избрать эти меры пресечения вправе только суд в пределах предоставленных ему полномочий. Мера пресечения может быть избрана и применена как в процессе досудебного, так и судебного производства по уголовному делу.

Основания для избрания меры пресечения изложены в УПК РФ, в соответствии с которым полномочные должностные лица вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что он:

  • - скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  • - может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  • - может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного

cудопроизводства;

Уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать

производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные ля предположения, что обвиняемый предпримет противоправные действия, чтобы воспрепятствовать производству по уголовному делу, продолжить преступную деятельность и уклониться от исполнения приговора. Такой прогноз должен быть обоснован не интуицией дознавателя или следователя, а достоверными данными о том, что именно обвиняемый (подозреваемый) предпримет и какие действия, препятствующие расследованию по делу, он совершает (например, не прекращает преступные связи, собирает у себя подростков и подговаривает их к избиению изобличающего его свидетеля и т.п.). При таких обстоятельствах промедление с избранием меры пресечения даст возможность не только запугать, но и устранить важного свидетеля, что отрицательно повлияет на исход уголовного дела.

При решении вопроса об избрании мер пресечения подозреваемому или обвиняемому учитывается также тяжесть преступления, личность обвиняемого (подозреваемого), его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Ст. 99 УПК РФ

Особого внимания требует решение об избрании меры пресечения несовершеннолетнему обвиняемому. На досудебном, а также в судебном производстве по делу нужно точно установить число, месяц и год его рождения. Также важно установить данные, связанные с возрастными особенностями подростка:

  • - уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного, наркотиков;
  • - его отношение к учёбе;
  • - соответствует ли возрасту его интеллект и т.п.

При избрании меры пресечения несовершеннолетнему обвиняемому следует установить, как относятся к его воспитанию родители, каковы условия жизни подростка, отношения в семье, не попал ли он под влияние взрослого лица, вовлекшего его в преступную деятельность.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, необходимо учитывать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для этого назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Избрание несовершеннолетнему обвиняемому меры пресечения производится в соответствии со ст. 423 УПК РФ. Из гуманных соображений в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ.

В досудебном производстве меры пресечения избираются обвиняемому, а в исключительных случаях, при наличии оснований и обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, и подозреваемому. При этом обвинение должно быть предъявлено ему не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а в некоторых случаях не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключён под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Ст. 100 УПК РФ

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление.

Постановление об избрании меры пресечения состоит из мотивировочной и резолютивной части. В мотивировочной части должны быть приведены данные, обосновывающие избрание меры пресечения, формулировка обвинения или подозрения со ссылкой на статью УК РФ, основания, предусмотренные ст. 97 УПК РФ, а также обстоятельства, обосновывающие необходимость избрания данной меры пресечения. В резолютивной части указывается мера пресечения, которая избирается обвиняемому (подозреваемому), его анкетные данные, включая наличие или отсутствие судимостей, сведения о паспорте или иных документов, удостоверяющих личность.

Если такое постановление вынесено дознавателем, в нём должно быть отражено согласие начальника органа дознания.

Факт объявления постановления об избрании меры пресечения обвиняемому (подозреваемому), а также разъяснения порядка обжалования удостоверяется его подписью и подписью его защитника. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена, в самом процессуальном документе. Причины отказа обвиняемого заверить своей подписью факт объявления ему постановления, порядка его обжалования и получения копии он вправе изложить дословно в оригинале процессуального документа. Отказ от этого не приостанавливает исполнение принятого решения.

В судебном производстве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с действующим УПК. Решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвиняемого (подозреваемого), а также домашнего ареста правомочен принимать в досудебном или судебном производстве только суд. Судебное решение принимается судьёй в форме постановления, а судом в форме определения.

В ходе судебного разбирательства суд вправе избрать подсудимому любую из мер пресечения при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, по ходатайству стороны или по собственной инициативе.

Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

Я хочу особо подчеркнуть, что с принятием нового УПК в соответствии с положениями Конституции РФ и международно-правовыми нормами произошли существенные изменения в применении мер пресечения. Заключение под стражу в качестве меры пресечения и содержание под стражей в досудебном производстве допускается только по судебному решению. Изменился порядок избрания этой меры пресечения, порядок продления срока содержания под стражей, отмены этой меры пресечения, что, безусловно, повышает гарантии защиты личности от незаконного и необоснованного ограничения её прав и свобод.

Перечень мер пресечения пополнился ещё одной в виде домашнего ареста. Эта мера пресечения менее строгая, чем заключение под стражу, но избирается только по судебному решению при наличии оснований и в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. При этом она содержит ряд ограничений, которым подвергается обвиняемый (подозреваемый), с указанием на органы или должностное лицо, осуществляющее надзор за соблюдением установленных ограничений.

Прокурор не санкционирует меры пресечения, которые избираются по судебному решению, но без согласия дознаватель и следователь не вправе ходатайствовать перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также домашнего ареста. Согласие прокурора требуется при вынесении следователем или дознавателем постановления о возбуждении перед судом ходатайства об отмене (изменении) меры пресечения, избранной по судебному решению.

Отдельные меры пресечения при их избрании требуют согласия обвиняемого (подозреваемого). Например, личное поручительство (ч. 2 ст. 103 УПК РФ), наблюдение командования воинской части (ч. 2 ст. 104 УПК РФ). уголовный принуждение пресечение процессуальный

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. К физически-принудительным мерам относится заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) и домашний арест (ст. 107 УПК РФ). Эти меры физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения. Ст. 109 УПК РФ

Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу обвиняемого психологическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только при их ходатайстве), без специального установленного срока. «Добровольный» характер исполнения данных мер пресечения позволяет избирать их без судебного решения. Суть психологически-принудительных мер пресечения состоит в том, что на обвиняемого возлагается моральное обязательство надлежащего поведения.

Психологически-принудительные меры пресечения по способу их обеспечения подразделяются ещё на три группы:

1. меры пресечения, основанные на личном обещании самого

обвиняемого. Это подписка о невыезде и надлежащем поведении

  • (ст. 102 УПК). Подписка считается самой лёгкой мерой пресечения, поскольку её содержание состоит в моральном обязательстве самого обвиняемого и не касается других граждан;
  • 2. меры пресечения, основанные на имущественной ответственности.

Это залог (ст. 106 УПК). Когда залог вносится самим обвиняемым, тогда его надлежащее поведение обеспечивается угрозой утраты имущества. Залог ограничивает права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, поэтому считается самой строгой из всех психологически-принудительных мер пресечения и применяется с санкции прокурора;

3. меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой

группе относится личное поручительство (ст. 103 УПК), наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК), присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) и залог, вносимый третьим лицом (ч. 3 ст. 106 УПК).

Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения.

Виды мер пресечения:

  • 1. подписка о невыезде;
  • 2. личное поручительство;
  • 3. наблюдение командования воинской части;
  • 4. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым;
  • 5. залог;
  • 6. домашний арест;
  • 7. заключение под стражу.

Кратко рассмотрим каждый из видов мер пресечения.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении. Эта мера пресечения заключается в отобрании от обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда. Являться по их вызовам в назначенный срок и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена ст. 102 УПК РФ и применяется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследования и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследованию и разбирательству по делу в суде.

Надлежащее поведение обвиняемого - это выполнение им процессуальных обязанностей: своевременно являться по вызову, не продолжать преступную деятельность, не препятствовать выяснению истины по делу и исполнению приговора.

Избирая данную меру пресечения, полномочные должностные лица должны быть максимально уверены в эффективности её применения. Мотивированное постановление об избрании этой меры пресечения объявляется обвиняемому (подозреваемому), защитнику, законному представителю с разъяснением ст. 102 и 110 УПК и порядка его обжалования. Копия постановления направляется прокурору и вручается обвиняемому (подозреваемому). В самой подписке, кроме данных о подозреваемом или обвиняемом, адресах их постоянного или временного проживания, средствах связи, указываются обязательства: не покидать их без разрешения до окончания предварительного расследования, судебного разбирательства уголовного дела; являться по вызову в указанный срок, а также иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Здесь же указывается, что при нарушении этих обязательств может последовать применение более строгой меры пресечения.

Отказ дать подписку о невыезде служит косвенным подтверждением намерения скрыться и при наличии иных оснований и условий может повлечь избрание более строгой меры пресечения.

Необходимо отметить, что такая мера пресечения как подписка о невыезде не может быть применена к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а значит и не могут самостоятельно явиться по вызову. Практически неприменима подписка о невыезде к заключённому, совершившему новое преступление, а также к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании.

Личное поручительство

Личное поручительство заключается в принятии на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Данная мера пресечения предусмотрена ст. 103 УПК РФ и избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого даётся поручительство. Число поручителей определяет полномочное должностное лицо, в производстве которого находится дело. При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а поручитель в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручитель должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и явку по вызовам. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание до ста минимальных размеров оплаты труда. Поручитель может отказаться по тем или иным причинам от взятого на себя письменного обязательства. Тогда при невозможности его замены избирается иная мера пресечения.

Решение об избрании меры пресечения в виде личного поручительства оформляется постановлением полномочных должностных лиц, определением суда.

Копия постановления (определения) и письменного обязательства вручается подозреваемому, обвиняемому, защитнику и поручителю. Тут же разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

Наблюдение командования воинской части

Эта мера пресечения, предусмотренная ст. 104 УПК РФ, которая применяется только в отношении обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, призванного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооружённых Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность иным путём препятствовать производству по уголовному делу. На время действия меры пресечения военнослужащие лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишаются увольнения в городской отпуск.

Постановление об избрании меры пресечения направляется для исполнения командованию воинской части, которое обязано письменно уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за обвиняемым (подозреваемым). Для избрания данной меры пресечения, согласия командования воинской части не требуется. В постановлении им разъясняются существо подозрений или обвинения и обязанности командования по исполнению меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения и рапорт об установлении наблюдения объявляются подозреваемому или обвиняемому. В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной меры пресечения командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю, прокурору или в суд, которые избрали данную меру пресечения. Данную меру пресечения может избрать сам командир воинской части, если он выступает в качестве органа дознания.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

Эта мера пресечения предусмотрена ст. 105 УПК РФ и заключается в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого. Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения присмотра за подростком или дать согласие на присмотр. Лица, полномочные избрать меру пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берёт на себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресечения будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязательство по присмотру, полномочные должностные лица разъясняют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определяется в судебном порядке в виде денежного взыскания - до ста минимальных размеров оплаты труда. Ч. 4 ст. 103, 118 УПК РФ

Избрание данной меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чём объявляется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.

Залог составляют деньги или ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и др.), вносимые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе юридическими, на депозитный счёт органа, избравшего эту меру пресечения в соответствии со ст. 106 УПК РФ. Её цель - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) к дознавателю, следователю, прокурору либо в суд и предупредить совершение им новых преступлений.

В основе меры пресечения в виде залога лежит принцип добровольности. Залогодатель в любой момент вправе отказаться от принятых на себя обязательств и потребовать возвращения залога. При отсутствии оснований для обращения залога в доход государства он должен быть немедленно возвращен залогодателю.

Предметом залога могут быть деньги, ценные бумаги или любые иные ценности: драгоценные металлы и камни, а также изделия из них, картины, антиквариат, коллекции и другие вещи и произведения, имеющие высокую стоимость в денежном выражении или значимость для истории, науки, культуры. В необходимых случаях для определения ценности предлагаемых в качестве залога предметов следует привлекать соответствующих специалистов.

Залог вносится на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения. Принятие и хранение залога иным способом законом не допускается.

Вид и размер залога определяются органом или лицом, избирающим данную меру пресечения. Минимальные и максимальные пределы залога УПК РФ не устанавливает. В то же время закон устанавливает, что вид и размер залога должны обусловливаться характером совершенного преступления, данными о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественным положением залогодателя.

Перечень субъектов, которые вправе применить залог, исчерпывающий - это суд, прокурор, а также следователь, дознаватель (с согласия прокурора).

Залог в качестве меры пресечения может быть применен в любой момент производства по уголовному делу. Инициатором залога может быть сторона как обвинения, так и зашиты.

Если залог избирается следователем, дознавателем по указанию прокурора, это должно быть отражено в постановлении о применении данной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме.

Суд вправе избрать залог в качестве меры пресечения в ходе судебного разбирательства в порядке, установленном ст. 255 УПК РФ (см. комментарий к ней).

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения. После зачисления залога на депозитный счет суда человек из-под ареста должен быть немедленно освобожден.

О принятии залога составляется протокол, копию которого вручают залогодателю. В протоколе должны быть подробно указаны вид и размер залога, включая стоимость ценностей в денежном выражении (см. приложение 98 к ст. 476 УПК РФ).

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, т.е. приводятся обстоятельства совершения преступления, дается его квалификация. Кроме того, разъясняются под роспись связанные с залогом обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог может быть обращен в доход государства только по судебному решению и в порядке, предусмотренном ч. ч. 3 и 4 ст. 118 УПК РФ. С этой целью составляется протокол о нарушении участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей и (или) невыполнении обязательств, связанных с внесенным залогом (приложение 99 к ст. 476 УПК РФ).

Если подозреваемым, обвиняемым не выполняются или нарушаются принятые на себя обязательства, связанные с внесенным за него залогом, незамедлительно должны быть решены вопросы об изменении меры пресечения в порядке ст. 110 УПК РФ и обращении залога в доход государства.

Согласие прокурора на отмену следователем, дознавателем меры пресечения в виде залога не требуется (см. приложение 103 к ст. 476 УПК РФ).

При вынесении судом приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела он обязан решить вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении дела.

В случаях, когда для прекращения уголовного дела (уголовного преследования) требуется согласие прокурора, залог возвращается залогодателю после получения такого согласия.

Залог возвращается под роспись залогодателя. О возвращении залога составляется протокол с подробным указанием возвращенных ценностей. Протокол приобщается к материалам уголовного дела.

Домашний арест

Новый вид меры пресечения домашний арест, предусмотренный ст. 107 УПК РФ, заключается в том, что при наличии оснований он избирается по судебному решению обвиняемому (подозреваемому), ограничивая его свободу передвижения, а также запрещая общаться с определёнными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Эта мера пресечения избирается в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, с учётом тяжести совершённого преступления, состоянии здоровья обвиняемого (подозреваемого) и других обстоятельств, предусмотренных УПК РФ.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого на основании соответствующего ходатайства по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, и лишь при условии совершения им преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительном случае, когда такое лицо нарушило ранее избранную меру пресечения, домашний арест может быть избран в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (п. 3 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, приложение 100 к ст. 476, приложение 6 к ст. 477 УПК РФ).

Если домашний арест избирается дознавателем, следователем по указанию прокурора, это должно быть отражено в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о применении данной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме.

При избрании ареста должны быть учтены возраст лица, состояние его здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Судья может избрать домашний арест в качестве меры пресечения в ходе досудебного производства по уголовному делу одновременно с отказом в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу (см. ч. 7.1 ст. 108 УПК РФ). Такое решение судья принимает по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ.

Суд вправе избрать домашний арест в качестве меры пресечения в ходе судебного разбирательства в порядке, установленном ст. 255 УПК РФ (см. комментарий к ней).

УПК РФ не содержит запрета на применение домашнего ареста к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данная мера пресечения может быть избрана при условии недостаточности либо невозможности применения меры пресечения в виде отдачи несовершеннолетнего под присмотр в порядке ст. 105 УПК РФ, а также избрания иной, более мягкой меры пресечения. Специальные условия и порядок избрания мер пресечения к несовершеннолетнему регламентированы ст. 423 УПК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому домашний арест в качестве меры пресечения может быть избран в случае, когда он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения должны быть указаны конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый. Наряду с этим указывается конкретный орган или должностное лицо, на которых возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений. Нарушение этих ограничений может быть положено в основу принятия решения о применении к подозреваемому, обвиняемому более строгой меры пресечения - заключения под стражу.

В соответствии с законом время домашнего ареста засчитывается в срок содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Заключение под стражу

Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, предусмотренная законом. Её применение представляет собой максимально острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ. В международном пакте о гражданских и политических правах (1976 г.) установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.

Заключение под стражу применяется только по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При исключительных обстоятельствах эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. УПК РФ установил следующие обстоятельства: а) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; б) его личность не установлена; в) им нарушена ранее избранная мера пресечения; г) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому арест в качестве меры пресечения может быть применен в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Однако в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. Такими исключительными случаями могут быть признаны случаи, если: он не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации и не может быть отдан под присмотр специализированного детского учреждения; сообщил свой возраст, но скрывает иные о себе сведения, и личность его не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрывался от органов предварительного расследования или от суда и т.д.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство (приложение 101 к ст. 476 УПК РФ). В постановлении о возбуждении ходатайства не только излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, но и обосновывается невозможность избрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются необходимые материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (например, содержащие сведения о совершении обвиняемым или подозреваемым действий по воспрепятствованию осуществлению правосудия или о реальной возможности предпринятия подобных действий; о намерении скрыться; справка о том, что по медицинским показателям он может содержаться под стражей и т.д.).

Если арест избирается дознавателем, следователем по указанию прокурора, это должно быть отражено в постановлении о возбуждении ходатайства перед судом о применении данной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме.

При возбуждении ходатайства о заключении под стражу подозреваемого постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока уголовно-процессуального задержания, произведенного в порядке ст. 92 УПК РФ. Продление этого срока УПК РФ не предусмотрено. Однако его нарушение закон не относит к обстоятельствам, являющимся основанием для отказа судьей в принятии к рассмотрению такого ходатайства.

Указанное ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого. По существу полученного ходатайства судья обязан принять решение в течение восьми часов с момента поступления материалов в суд. Время поступления материалов в суд должно быть зафиксировано. Продление указанного срока законом не предусмотрено. В то же время принятие судебного решения за пределами этого срока не аннулирует его юридическое значение. В отношении подозреваемого, задержанного по подозрению в совершении преступления в порядке ст. 92 УПК РФ, например, важно, чтобы судьей было принято решение об аресте до истечения 48 часов с момента задержания. И если в пределах этого срока судья избрал в отношении такого лица меру пресечения в виде заключения под стражу с нарушением восьмичасового срока с момента поступления материалов в суд, постановление судьи имеет юридическую силу.

Подозреваемый, который был задержан в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ, доставляется в суд под конвоем. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. В нем может принять участие следователь, дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело. Участие потерпевшего, его представителей не предусмотрено.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

  • - об избрании обвиняемому или подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • - об отказе в удовлетворении ходатайства;
  • - об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания. В постановлении указывается дата и время, до которых продлевается срок задержания.

Постановление судьи направляется прокурору, лицу, возбудившему ходатайство, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано незамедлительно уведомить близких родственников обвиняемого или подозреваемого о месте содержания заключённого под стражу или об изменении места содержания под стражей. Если заключение под стражу применено к военнослужащему, об этом необходимо уведомить командование воинской части.

В ряде случаев для применения заключения под стражу в качестве меры пресечения требуется соблюдение особых гарантий неприкосновенности. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного суда РФ и других лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, производится в соответствии со ст. 448, 450 УПК в порядке, установленном гл. 13 УПК.

1. Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.

2. Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

3. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора.

4. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

1. Основаниями отмены меры пресечения являются:

А) Признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения. Как правило это происходит при рассмотрении соответствующих жалоб вышестоящей инстанцией. Например, решение об избрании меры пресечения вынесено лицом, подлежащим отводу. Отмена меры пресечения по этому основанию обосновывает право обвиняемого (подозреваемого) на возмещение причиненного вреда этой мерой пресечения (ч. 3 ст. 133 УПК).

Б) Отпадение необходимости в ее применении. Это может быть связано с достижением целей меры пресечения (надлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого), отпадением оснований (ст. 97 УПК) или мотивов (ст. 99 УПК) ее применения. Например, обвиняемый заболел тяжкой болезнью и нет оснований опасаться процессуальных нарушений с его стороны.

В) Отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

Прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК);

Постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311 УПК);

Обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

Приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого). См. комментарий к ст. 210, 238 УПК;

Наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (в связи с: актом амнистии или помилования, истечением срока давности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением принудительных мер воспитательного воздействия), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается (см. определение Конституционного Суда РФ от 21.12.00 № 296-О).

Г) Отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

Истечение 10 суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

Отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. 102-106 УПК);

Прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104 УПК);

Достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105 УПК);

Истечение срока содержания под стражей (и, как представляется, под домашним арестом – см. комментарий к ст. 107, 109 УПК);

Превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре) срока реально возможного наказания (ст. 109 УПК).

2. Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих: а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения; б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. 97, 99 УПК). Например, когда обвиняемый нарушает условия ранее избранной меры пресечения. Так, согласно ч. 2 ст. 238 УПК суд обязательно избирает заключение под стражу в отношении скрывшегося обвиняемого, не содержащегося под стражей.

Мера пресечения может быть изменена на более строгую для необходимости исполнения приговора, когда реально возможное наказание существенно отягощается (предъявление более тяжкого обвинения, вынесение приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

3. Мера пресечения изменяется на более мягкую при наличии общих оснований, условий и мотивов для ее избрания (ст. 97, 99 УПК), когда прежняя более строгая мера пресечения отменяется в связи: а) с отменой вышестоящей инстанцией; б) с отпадением необходимости в применении; в) с отпадением специальных условий. Например, вместо заключения под стражу избирается подписка о невыезде в связи с истечением срока содержания под стражей.

4. Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда по делам находящимся в их производстве.

Кроме того, прокурор дополнительно вправе отменить или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта (ст. 221, 226 УПК), при рассмотрении соответствующей жалобы (ст. 124 УПК) или дать указание следователю и дознавателю об отмене или изменении меры пресечения. Однако при несогласии следователя с указанием или решением прокурора об отмене или изменении меры пресечения избранной следователем, последний вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений (п. 4 ч. 3 ст. 38 УПК).

Кроме как по находящимся в своем производстве делам, суд вправе отменить меру пресечения при рассмотрении жалобы заинтересованных лиц в порядке ст. 125 УПК, в апелляционном и кассационном порядке. Суд отменяет заключение под стражу и домашний арест по ходатайству органов уголовного преследования в порядке ст. 108 УПК.

5. Следователь и дознаватель могут отменить или изменить меру пресечения, избранную прокурором или по его письменному указанию, только при согласии прокурора. Это правило не распространяется на отмену меры пресечения в связи отпадением общих или специальных оснований для ее применения. Например, при прекращении дела отменяется любая мера пресечения.

С учетом изменений в части 3 комментируемой статьи, внесенных Законом РФ от 29.05.02 г. № 58-ФЗ, следует сделать вывод о том, что для отмены меры пресечения, избранной по судебному решению, следователь и дознаватель должны предварительно получить согласие прокурора, если данные меры пресечения избирались самим прокурором или по его письменному указанию.

6. Мера пресечения, избранная по судебному решению, может быть отменена или изменена только судом. Эту норму следует ограничительно толковать с учетом следующих обстоятельств.

А) В судебном производстве суд отменяет или изменяет меру пресечения по делу, находящемуся в его производстве. Мера пресечения, избранная мировым судьей, по соответствующей жалобе может быть отменена в апелляционном порядке. Иные меры пресечения могут быть отменены в кассационном порядке.

Б) В стадии предварительного расследования суд избирает домашний арест и заключение под стражу, которые отменяются или изменяются в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК. Представляется, что данные меры пресечения могут быть отменены и без судебного решения при: прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. 213, 239 УПК); приостановлении уголовного дела в отношении не скрывшегося обвиняемого; истечении 10 суточного срока в отношении подозреваемого без предъявления ему обвинения (ст. 100 УПК); отпадении специальных условий применения заключения под стражу и домашнего ареста (см. комментарий к ст. 108 УПК). Например, прекращение уголовного преследования в части (ч. 2 ст. 175 УПК) повлекло переквалификацию действий обвиняемого на менее тяжкое преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Это исключает возможность применения заключения под стражу.

В) Без судебного решения прекращается исполнение меры пресечения в связи с истечением срока содержания под стражей, установленного ст. 109 УПК. Решение об освобождении обвиняемого принимает начальник места содержания под стражей или следователь, дознаватель, прокурор (ч. 2 ст. 10 УПК). См. комментарий к ч. 4 ст. 109 УПК.

Г) Инициатива суда в избрании, изменении и отмене меры пресечения должна быть ограничена требованием стороны обвинения (ч. 10 ст. 108; ч. 4 ст. 110; ч. 3 ст. 237; ст. 255 УПК). Представляется, что суд обязан удовлетворить ходатайство следователя (дознавателя, прокурора, государственного или частного обвинителя) об отмене или смягчении меры пресечения . Иначе суд превратится в орган уголовного преследования в нарушение принципа состязательности (ст. 15 УПК). Тем более, что обвинитель вправе прекратить уголовное преследование в части или отказаться от части обвинения. Такое обязательное для суда решение может повлечь отмену меры пресечения. См. комментарий к ч. 10 ст. 108 УПК.

Д) Прокурор вправе отменить заключение под стражу без судебного разрешения при утверждении обвинительного заключения, если следователь нарушил правило о 30 суточном сроке предъявления материалов дела для ознакомления (ч. 3 ст. 221 УПК).

(введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 72-ФЗ)


1. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

2. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения применяется в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса (за исключением требований, связанных с видом и размером наказания, квалификацией преступления, возрастом подозреваемого или обвиняемого), и с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

3. При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий, а равно при необходимости возложения дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении перед судом данного ходатайства указываются один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, мотивы и основания их установления в отношении подозреваемого или обвиняемого и невозможности избрания иной меры пресечения.

4. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий;

2) о возложении дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;

3) об отказе в удовлетворении ходатайства.

5. Постановление судьи, указанное в части четвертой настоящей статьи, направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, в контролирующий орган по месту жительства или месту нахождения подозреваемого или обвиняемого, подозреваемому или обвиняемому, его защитнику и (или) законному представителю, а также потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, если запрет определенных действий связан с обеспечением безопасности этих лиц. В случае возложения на подозреваемого или обвиняемого запрета управлять автомобилем или иным транспортным средством в соответствии с пунктом 6 части шестой настоящей статьи у подозреваемого или обвиняемого дознавателем, следователем или судом изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится при нем до отмены данного запрета. Постановление судьи подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном частью одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса.

6. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может возложить следующие запреты:

1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

7. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, либо отдельным из них.

8. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

9. Запрет, предусмотренный пунктом 1 части шестой настоящей статьи, применяется до отмены меры пресечения в виде запрета определенных действий либо до истечения срока применения данного запрета, установленного судом при принятии решений, указанных в пунктах 1 и 2 части четвертой настоящей статьи, или при его продлении. Запреты, предусмотренные пунктами 2 - 6 части шестой настоящей статьи, применяются до отмены или изменения меры пресечения в виде запрета определенных действий.

10. Срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, устанавливается и продлевается судом в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и с момента вынесения судом решения о его установлении не может превышать по уголовным делам:

1) о преступлениях небольшой и средней тяжести - 12 месяцев;

2) о тяжких преступлениях - 24 месяца;

3) об особо тяжких преступлениях - 36 месяцев.

11. Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами 1 - 5 части шестой настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления такого контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

12. Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

13. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Статья 107. Домашний арест


1. Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.


2. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.


2.1. В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 УПК РФ.


3. Домашний арест в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.


4. Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:


1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;


2) об отказе в удовлетворении ходатайства.


5. При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 УПК РФ, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 УПК РФ, вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога.


6. Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.


7. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить:


1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;


2) общение с определенными лицами;


3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;


4) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


8. В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам и (или) ограничениям, перечисленным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них. Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.


9. В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).


10. Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством РФ. Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом РФ и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.


11. Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты и (или) ограничения. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.


12. В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.


13. Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.


14. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.


Статья 103. Личное поручительство


1. Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК РФ.


2. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ