Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в речи.

Задачи:

  • Упражнять в умении находить заданный звук в словах, дифференцировать твёрдость и мягкость звука, определять его место в слове, познакомить с буквой Р.
  • Развивать фонематическое восприятие, цветовосприятие, внимание, мелкую моторику.
  • Воспитывать желание помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала; счётные палочки; наглядный материал «Волшебный паровозик» (разноцветные вагоны с цифровым рядом до 10); картинки (собака, ложка, ослик, ножницы); картина с изображением предметов на звуки [Р-РЬ]; коробочки с манкой; лента жёлтого цвета; «зашумленные» картинки – буквы Р.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

II. Основная часть

– Я хочу сегодня пригласить вас в цирк. Вы хотите побывать в цирке? Тогда нас ждёт удивительное представление. Мы сегодня будем не только зрителями, но и даже артистами. Но прежде, чем идти, в группе нужно навести порядок.

1. Артикуляционная гимнастика (с индивидуальными зеркалами).

  • Сначала почистим коврики (упражнение «Качели»);
  • Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»);
  • Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»);
  • Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»).
  • Уберём зеркальца.

2. Работа со счётными палочками.

– Вот мы и навели порядок. В путь?! Только на чём же мы поедем в цирк? (Дети предполагают). На волшебном паровозике. Чтобы правильно добраться до места, необходимо определить маршрут. Вот он. Пусть каждый выложит такую дорожку, чтобы мы все непременно попали в цирк.(_/\_/\_)

3. Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
– Чтобы наш паровозик тронулся, нужно правильно посчитать вагоны, называя только цвет: от 1 до 3, от 2 до 5, от 3 до 6, от 3 до 8, от 1 до 5.
– В путь!

4. Дети строятся «паровозиком» и выполняют движения под музыку.

5. Игра «Дрессированные собачки»

– Вот мы и в цирке! (Звук фанфар). Представление начинается! Выступают дрессированные собачки! Они знают цифры. Покажут им цифру, и собачки лают столько же раз. У каждой собачки особый голос.

Дети повторяют слоги показываемое количество раз: ПРА – 2; ПРУ – 3; ДРЫ – 3; БРО – 4; ПРЫ – 5; ПРЭ – 1.

6. Артикуляция и характеристика [Р]

– Какой одинаковый звук произносили все собачки? ([Р]). Расскажите, как мы его произносим. (Ротик открыт, язычок поднят вверх и прячется за верхними зубами. Язычок напоминает ложечку, при выдохе кончик языка дрожит. Горлышко дрожит.) – Как сказать по-другому «дрожит»? (вибрирует, прыгает, звенит)
Звук согласный, звонкий, твёрдый-мягкий.

7. Игра «Ловкие лисички»

– На арене цирка ловкие лисички! Они умеют ловить комаров! Как услышат в слоге или звуке-комарике звуки [Р-РЬ], сразу ловят.
Ла, ра, ол, ук, ры, ря, ор, ар, ри. Рама, полка, картина, волк, лошадь, карандаш, торт.

8. Выделение первого звука в слове, определение места звука в слове.

– Кто выступит следующий, вы узнаете, если выделите в словах первые звуки и прочитаете слово.

Картинки: собака, ложка, облако, ножницы.

– На арену выходит дрессированный слон! Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] находится в начале слова, слон встанет на первую тумбу, в середине – на вторую, в конце – на третью.

9. Игра «Найди предметы со звуком [Р] в названии (по картине)

– Следующим выступает фокусник! Он спрятал от нас на картинке слова со звуками [Р-РЬ].

10. Подвижная игра «Прятки»

– Молодцы! А теперь давайте мы будем фокусниками и будем прятать вот эту ленточку. Какого она цвета? Её нужно спрятать так, чтобы она лежала на видном месте, и чтобы её не было видно.

11. Написание буквы пальчиком на манке

– В награду фокусник хочет научить вас писать букву, которая обозначает звук [Р] и дарит вам волшебные коробочки, чтобы вы учились писать буквы. Почему они волшебные? Потому, что если буква выйдет не очень красивая, это легко можно исправить.

12. «Зашумленные» предметы «Найди буквы»

– И снова фокусник! Теперь он спрятал буквы Р. Сможем ли мы их найти? Давайте найдём и обведём.

13. Пальчиковая игра

– Ну, вот и пора нам домой. Я предлагаю вернуться в группу с помощью волшебного заклинания:

1, 2, 3, 4, 5 – По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать. Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад Вращательные движения кистями.
В наш любимый детский сад. «Встряхиваем» кисти рук.

III. Итог занятия

Ольга Арсентьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Продолжать учить давать характеристику звукам;

Продолжать учить последовательно выделять звуки в односложных словах;

Учить выполнять условно – графическую схему звукового состава слова;

Закреплять умение дифференцировать «гласные» и «согласные» звуки, вспомнить символы гласных и согласных;

Закреплять слоговой анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Развивать грамматический строй речи ;

Закреплять названия деревьев;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать пространственные представления;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии ;

Развивать интерес к сказкам, сказочным героям;

Формировать умение взаимодействовать в коллективе и решать проблемные ситуации;

Словарная работа : карта, сундук, сверток, «Айболит» , «Кот в сапогах» , пара.

Подготовка педагога к образовательной деятельности :

Изучила пособие Морозовой И. А., Пушкаревой М. А. «Подготовка к обучению грамоте : Конспекты занятий : 6-7 лет», использовала интернет-ресурсы при подготовке к НОД ;

Составила конспект организованной образовательной деятельности на тему «Заветный ключ!»

Подготовила пособия для проведения ООД (обучающие дощечки , дом для звуков, картинки)

Предшествующая работа с детьми :

Развитие фонематического восприятия, закрепление понятий «гласный звук» , «согласный звук» , «твердый» , «мягкий» , «звонкий» , «глухой» , закрепление умения делить слова на части, выполнять звуковой анализ слов, давать характеристику звукам.

Материалы и оборудование :

Сундук, карта, пособие «Дом для звуков» , картинки «Кот в сапогах» , «Совушка» , «Айболит» , «Волк» , пособие «Обучающие дощечки – слоговой анализ» , картинки «ель» , «клен» , «дубы» , «ива» , «рябина» , «береза» , пособие «Обучающие дощечки – звуковой анализ» , картинка «сосны» , разрезные картинки «сосна» , ключ.

Методы и приемы :

1. Сюрпризный момент : сундук.

2. Проблемная ситуация : отыскать ключ, чтобы открыть сундук.

3. Отправление в путешествие по карте.

4. Игра «Сказочная избушка» .

5. Продолжение пути по карте.

6. Игра «Заколдованный лес» .

7. Продолжение пути по карте.

8. Физминутка «Вместе с Буратино» .

9. Игра «Магическая дощечка»

10. Игра .

11. Получение ключа.

12. Оценка и поощрение.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Вводная часть

Деф.: Ребята, посмотрите вокруг, вы заметили что-нибудь необычное в группе ?

Дети : Сундучок!

Деф.: Попробуйте его открыть детей не получается ) . Что же нужно, чтобы открыть сундук?

Дети : Ключ!

Деф.: Ключа нигде нет. Но я заметила рядом с сундучком лист бумаги. Скажите, что с ним не так? На что похож этот сверток, как вы думаете?

Дети : он не целый, это его часть.

Дети : На карту!

Деф.: Верно! Эта часть карты показывает начало нашего пути к ключу. Когда соберем все части карты, найдем дорогу к ключику. А чтобы найти вторую часть карты, посмотрите на карту, скажите, где мы сейчас находимся?

Дети : Мы стоим возле сундучка.

Деф.: Ты прав. Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала прямо к грибу, затем поворачивает налево и ведет к цветочку.

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите по дороге.

Карта привела нас к Сказочной избушке. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

2. Основная часть.

1) «Сказочная избушка»

Деф.: Если догадаемся, какие сказочные герои живут в этой избушке, то получим вторую часть карты и продолжим путь. Посмотрите, какого цвета огонек загорелся в избушке.

Дети : Красного!

Деф.: Какие звуки мы обозначаем красным цветом?

Дети : Гласные!

Деф.: Какие звуки называем гласными?

Дети : гласные – это звуки, которые можно пропеть и протянуть, воздух проходит свободно.

Деф.: Молодцы, в избушке живут сказочные герои, в названии которых первый звук – гласный.

Выберите сказочных героев, в названии которых первый звук – гласный.

Перед детьми лежат картинки : Айболит, Волк, Кот в сапогах, Ослик.

Деф.: Дима, какой сказочный герой стоит в начале? Никита, какой сказочный герой стоит в конце?

Катя, какие сказочные герои стоят в середине?

Никита, как ты думаешь, какой сказочный герой живет в избушке?

Дети : Айболит!

Деф.: Почему ты так решил?

Дети : Первый звук в слове «Айболит» - звук [а], он гласный.

Деф.: Молодец! Володя, есть еще подходящие нам герои?

Дети : Ослик, потому что в слове «ослик» первый звук – [о]

Деф.: Хорошо! Какие герои остались?

Дети : Волк, Кот в сапогах!

Деф.: А эти герои будут жить в избушке?

Дети : Нет, потому что первый звук в названиях – согласный.

Деф.: Вот мы и справились с этим испытанием, а вот и вторая часть карты!

Деф.: Володя, как узнать, куда нам нужно двигаться?

Дети : Нужно посмотреть на карту.

Дефектолог отдает вторую часть карты детям : Куда ведет нас дорога?

Дети : Сначала к пеньку, потом поворачиваем и идем к листику.

2) Игра «Заколдованный лес»

Деф.: Ребята, мы пришли к заколдованному лесу, пройдем его и получим третью часть карты! Посмотрите на картинки на дощечке. Дима, назови картинку в левом верхнем углу (липа) . Володя, назови картинку в нижнем правом углу (береза) . Катя, назови картинку в правом верхнем углу (дубы) . Никита С., какая картинка в нижнем левом углу? (ель) Никита Ч., назови картинку между липой и елью? (рябина) Дима, какая картинка стоит между дубами и березой? (ива) . Молодцы!

Как назовем эти картинки одним словом? Как ты думаешь, Катя?

Дети : Это деревья!

Деф.: У каждой картинки есть пара (уточняется : пара- это сколько предметов) . Но картинки потеряли свою пару, соедините, пожалуйста, деревья, в которых одинаковое количество частей. Помогите картинкам найти свою пару!

Дима, посчитай, сколько частей в слове «дубы» ? (при необходимости, дефектолог отхлопывает слово вместе с детьми)

Дети : В слове «дубы» две части.

Деф.: Катя, ты согласна с Димой? Никита, как ты думаешь, Дима прав?

Найдите, пожалуйста, слово, в котором тоже будет две части.

Дети : В слове «ива» две части.

Деф.: Хорошо, соедините эти картинки с помощью резинки.

Деф.: Никита, сколько частей в слове «рябина» ?

Дети : В слове «рябина» три части.

Деф.: Катя, какая пара будет у этой картинки?

Дети : Береза!

Деф.: почему ты так решила, Катя?

Дети : В слове «береза» получилось три части.

Деф.: Соедините эти картинки резинкой.

Деф.: Володя, какие деревья остались без пары?

Дети.: Клен и ель.

Деф.: Посчитай, пожалуйста, сколько частей в слове «клен» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Сколько частей в слове «ель» ?

Дети : Одна часть.

Деф.: Как ты думаешь, Никита, получится пара у этих деревьев?

Дети : Получится, в слове «клен» и «ель» по одной части.

Деф.: Молодцы. Все картинки нашли свою пару. Справились с испытанием, получите третью часть карты! Куда же она нас ведет, Никита С. ?

Дети : Прямо к ягодке!

Деф.: Вставайте друг за другом и пройдите к ягодке.

Дети доходят до ягодки.

Деф.: Ребята, долгий путь мы проделали, и все, наверное, устали. Вспомните, пожалуйста, кто из сказочных героев искал, как и мы, ключик?

Дети : Буратино! (дефектолог подсказывает при необходимости) .

Деф.: Посмотрите, как он искал ключик, повторите за ним.

3) Игра «Магическая дощечка»

Деф.: Ребята! Мы с вами попали к «Магической дощечке» . Присаживайтесь за столы. Испытание у нас непростое – зашифруем слово на звуковой дощечке и получим четвертую часть карты. А какое слово нужно зашифровать, вы узнаете, когда почините сломанные картинки.

Перед детьми разрезные картинки с изображением сосны, состоящие из разного количества частей.

Дефектолог раздает разрезные картинки детям.

Никита С.: 5 частей

Никита Ч.: 4 части.

Володя Ф.: 5 частей.

Дима Г.: 5 частей.

Катя П.: 4 части.

Деф.: Что у тебя получилось, Никита? Дима, какая картинка получилась у тебя? Катя, у тебя что получилось? Володя, какую картинку ты собрал? Здорово! У нас получился одна сосна?

Дети : У нас получилось их много!

Деф.: Если деревьев стало много, как мы их назовем?

Дети : Сосны!

Дефектолог вставляет в окошко обучающей дощечки картинку с изображением сосен.

Какой первый звук в слове «сосны» , Катя? Что ты расскажешь про этот звук? Каким цветом его обозначим? Выбери, пожалуйста, подходящую крышку и обозначь звук.

Какой второй звук в этом слове, Дима? Каким цветом его обозначим? Почему обозначим красным цветом? Выбери крышку.

Какой следующий звук в этом слове, Володя? Что ты расскажешь про этот звук? Выбери подходящую крышку.

Какой звук следующий, Никита? Расскажи про него и обозначь подходящим цветом.

Есть еще звуки в слове «сосны» ? Сколько звуков получилось? Дима, назови согласные в этом слове? Катя, какие гласные здесь есть? Никита, какое слово мы зашифровали? Володя, сколько частей получилось в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая часть?

Ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Получите часть карты. Посмотрите, куда она нас ведет?

Дети : Сначала к мухомору, а потом поворачиваем к пенечку.

Деф.: Вставайте друг за другом и отправляйтесь в путь.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик найти,

Нужно по дорожке нам идти!

4) «Поляна чудесных превращений»

Деф.: Карта привела нас к поляне чудесных превращений. Присаживайтесь на полянке.

Дети садятся на коврик. Часть карты мы получим, когда превратим эти картинки в слово.

Ребята, посмотрите на картинки, что здесь нарисовано?

Дети : индюк, волк, аист.

Деф.: По первым буквам в названиях соберите слово.

Дима, какой первый звук в слове «индюк» ? Выберите букву И и положите ее перед собой.

Володя, какой первый звук в слове «волк» ? Найдите подходящую букву. После какой буквы ты ее положишь, Катя? Никита, какой первый звук в слове «аист» ? Выберите подходящую букву. Ребята, попробуем подружить буквы, какое слово у нас получилось?

Дети : Ива!

Деф.: Что же это такое – ива?

Дети : Это дерево!

Деф.: Здорово у вас получилось! Скажите, пожалуйста, у ивы листья какие?

Дети : Ивовые!

Деф.: Какие еще деревья встретились сегодня на нашем пути?

Дети : Береза клен, дуб, рябина.

Деф.: Какие листья у березы? (рябины, клена, дуба)

И с этим испытанием вы справились! Получите последнюю часть карты, скажите, где спрятан ключик?

Дети : Ключ лежит под березой.

Дети находят ключ.

Заключительная часть.

Деф.: Вот и ключ у нас в руках. Теперь мы сможем открыть сундучок.

Дети открывают сундук ключом.

Деф.: Что лежит в сундуке, ребята?

Дети : Медали!

Деф.: Эти медали для вас, за ваше внимание и знания!

Вот и завершилось наше путешествие по карте в поисках ключа. Никита, что понравилось тебе больше всего во время путешествия? Дима, какое задание тебе было интереснее всего выполнять? Катя, а тебе что понравилось больше всего? Никита, что запомнилось тебе больше всего?

Ответы детей .

НОД по обучению грамоте для детей с ЗПР в подготовительной группе по теме: "Учимся играя"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закреплять графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умение составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие памяти и внимания.
  • Развитие словесно-логическое мышления у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формирование навык совместной работы в паре.

Оборудование: тарелочки с манной крупой; большая касса букв; картинки-конфеты разрезные; звуковые схемы; звуковички; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; картинки сказочных героев; слова для составления предложений; схемы слов; корзинки с карандашами; книга «Моя первая Азбука» ; «шарики-смешарики» .

1. Организационный момент

Дети встают в круг, взявшись за руки, и говорят девиз:

Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Дефектолог: Звуки согласные называйте, места занимайте.

2. Сообщение темы занятия.

Дефектолог: -Мы сегодня с вами поиграем. Вспомним все то, чему научились и покажем наши знания. Вас ждет много интересных заданий.

3. Закрепление изученного материала.

1) Печатание букв на манной крупе.

Дефектолог: Чтобы нам занятие начать, нужно буквы написать (логопед загадывает загадку, а дети должны отгадать и напечатать на манной крупе букву-отгадку) .

Айболиту все сперва

Говорили букву...

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву...

На одной стоит ноге,

Любят гуси букву...

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -

Так хохочет буква...

Для шипенья хороша

В алфавите буква...

2) Блиц-вопросы:

Дефектолог: На вопросы отвечаем, полные ответы составляем.

Какие бываю звуки речи?

Дети: гласные и согласные.

Почему гласные звуки называются гласными? Согласными?

Дети: гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] .

Дети: согласными называются звуки при образовании которых воздух встречает во рту какую-нибудь преграду.

Согласные звуки: [б] , [в] , [г] , [д] , [ж] , [з] , [к] , [л] , [м] , [н] , [п] , [р] и др.)

Какие бывают согласные звуки?

Дети: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

3) Игра «Собери буквы» (работа по парам) .

Каждый ребенок собирает букву, находя себе пару.

Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.

(К, О, В,Д, М, У: кот, вода, дом, утка, мост, оса.

Физминутка «А сейчас мы с вами, дети»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты» ; 3-4 - основная стойка.)

5) Игра «Зашифрованное слово»

Дефектолог: Цифры по порядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте.

(У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово) .

Дети: кукла, ваза, школа, парта.

6) Игра «Составь предложение»

Дефектолог: Здесь ветер сильный погулял

И слова все разбросал.

Вы их вместе соберите, предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

ВОПРОСЫ: -Что вы собрали из слов?

Сколько слов в предложении? Проговорите предложения, которые у вас получились.

3. Подведение итогов. Оценивание.

Дефектолог: - Ребята, подойдите ко мне и выберите «Шарик – смешарик» с тем настроением, которое было у вас сегодня во время путешествия в осенний лес.

Молодцы. До свидания!

Тема : Дифференциация звуков [К] – [К’].

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Закреплять умение четко произносить звуки [К] - [К’]; дифференцировать звуки на слух.

3. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

4. Формировать грамматический строй речи (образование им. сущ. мн.ч. от сущ. ед ч.).

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость.

6. Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.

7. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование : картина с изображением зимнего леса, картинки с изображениями зимующих птиц, игрушки (поезд, машина, вертолет), изображения двух мешков синего и зеленого цвета, звуковые схемы, разрезные картинки, магнитные буквы.

Ход занятия.

Педагог. Ребята, я сегодня заглянула в почтовый ящик и обнаружила там интересное письмо:

«Ну-ка, ….. посмотри, что за вести там внутри. О, да здесь письмо, что же в нем написано».

(Педагог читает детям письмо).

«Дорогие ребята, мы узнали, что скоро вы пойдете в школу и решили пригласить вас в нашу лесную школу для птиц». Ваши друзья.

Ребята, вы хотите узнать, кто учится в лесной школе и чему там учат? Предлагаю вам отправиться в зимний лес. Перед вами:

ПОЕЗД МАШИНА ВЕРТОЛЕТ

Мы отправимся на том транспорте, в названии которого два слога. Как проверить, сколько в слове слогов?

(дети выполняют)

Педагог. Итак, мы отправляемся на позде:

Наш поезд едет далеко,

Ох, дети, будет нелегко.

Друг другу помогайте,

Места скорее занимайте.

Поезд прибывает в волшебный лес.

(На доске картина – лесная школа птиц: картинки с изображением птиц)

ЛЕСНАЯ ШКОЛА

ВОРОБЕЙ ВОРОНА

СНЕГИРЬ

СИНИЦА ГОЛУБЬ СОВА

ДЯТЕЛ СОРОКА

Педагог. Пернатые друзья приготовили для вас задания.

ВОРОБЕЙ. Задание № 1. «Повтори, не ошибись».

Педагог. Повторите за мной цепочку слогов:

КА-КЯ-КА УК-ЮК-УК

КЮ-КО-КУ ИК-ИК-ЫК

КИ-КЫ-КЫ КЯ-КА-КЯ

КО-КО-КЕ КЫ-КИ-КИ

Какой согласный звук проговаривали в слоговых цепочках? Опишите его.

(ответы детей)

СНЕГИРЬ. Задание №2. «Доскажи словечко».

· В альбоме любим мы рисовать –

Дом, любимую кровать,

Здесь рисунок – репортаж

Набросает - ……….(карандаш).

· Это что за зверек

Ходит вдоль и поперек –

В краске выпачканный нос

Деревянный длинный хвост? (кисточка).

Педагог. Назовите первые звуки в словах-отгадках. Сравните эти звуки.

СОРОКА. Задание №3. «Подарки».

(На доске изображения двух мешочков – синего и зеленого цвета).

Педагог. У каждого из вас картинка с подарком. Разложите картинки по мешкам. (дифференциация звуков [К] и [К’])

ВОРОНА. Задание №4. «Потерялся звук».

(Перед детьми лежат картинки, в которых есть звук [К] и звуковые схемы)

Педагог. Подберите схему к картинке. Где в слове могут стоять звуки [К] и [К’]?

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень.

ГОЛУБЬ. «Собери картинку», «Назови птицу».

(работа с разрезными картинками).

СОВА. Задание № 6 «Один-много».

Синичка – синички

Воробышек – воробышки

Голубок – голубки

Снегирек – снегирьки

Галка – галки

Сорока – сороки

Совушка - совушки

Педагог. Что вы заметили в этих словах?

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика.

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

СИНИЦА. Задание № 7. «Штриховка».

Педагог. Заштрихуйте подружек синички.

ДЯТЕЛ. Задание №8. «Составь слово».

На доске буквы О К Р А

Педагог. Составьте из букв слово, запишите его в тетрадь. Сделайте звуковую схему. Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

(ответы детей)

Педагог. Молодцы, ребята! Все задания лесной школы вы выполнили. За это пернатые друзья дарят вам вкусный и сладкий подарок (он начинается со звука [К]).

Какой звук повторяли сегодня?

Какие задания лесных птиц вам больше всего понравились?


Пресман Юлия Михайловна

Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

В. А. Жарова

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, при которой наиболее стойкие нарушения темпа психического созревания осложнены рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств, особенно нуждаются в специальных условиях обучения. Дети, имеющие задержку психического развития конституционального и самотогенного происхождения, могут обучаться в условиях общеобразовательной школы при оказании им специальной помощи со стороны педагогов, детского врача, родителей, психолога, логопеда.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание .

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в пропедевтической и коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.

2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.

3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии. Описание используемой в этот период системы работы и вопросов тематического планирования уроков дано в методической литературе и типовых программах начальных классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития.

Мы остановимся только на некоторых особенностях подготовительного этапа, выделив две ступени:

на первой - формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается четкая артикуляция и произношение этих звуков;

на второй - у учащихся развивается умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры.

В данной статье более подробно рассмотрим первую ступень подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте.

Основной целью первой ступени является обучение детей сознательному выделению изучаемого звука. Этим умственным действиям дети овладевают постепенно. Мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности в работе.

Самостоятельному произнесению слова с интонированием заданного звука и его выделению предшествует сопряженное с педагогом произнесение данного слова с точным подражанием интонации педагога.

После тщательной отработки этих простых операций можно переходить к выделению изучаемого звука без подчеркнутого интонирования.

Обучение простым видам звукового анализа рекомендуем начинать с гласных (а, о, ы, у).

Вначале предлагаем детям упражнения на выделение ударных гласных в разных позициях, а затем и заударные гласные (аист, чебурашка). При этом обращается внимание на структуру предлагаемых слов. Легче выделяются гласные звуки в односложных словах (дом, дым, сын и т.д.) и в двусложных в ударной позиции, особенно в начале слова (утка, астра). Важно обратить внимание детей на то, что эти звуки произносятся с голосом, свободно, легко, их можно петь. Одновременно учащиеся знакомятся с термином "гласные звуки" и узнают их условные обозначения: гласные обозначаются красными фишками.

После освоения описанных действий переходим к работе с согласными звуками. В работе над ними рекомендуем чаще использовать прием усиленного интонирования. При произношении согласных звуков этот прием по-разному применяется в работе над щелевыми ([с],[з],[ф],[ш],[х]) и взрывными ([п],[б],[т],[к]) согласными.

Щелевые согласные звуки легче выделяются на слух при усиленном интонировании из начала слов: сок, шум, жук.

Взрывные легче выделяются на слух детьми из конца слов (жук, сок, суп), их следует произносить чуть более утрированно, чем обычно: затем они вычленяются из начала слов и середины, при этом обращается внимание детей на то, что короткие согласные нельзя тянуть.

Для детей с задержкой психического развития является трудным различение похожих по звучанию фонем. К легко смешиваемым на слух относятся близкие по акустическим признакам звуки: [c]-; [c]-[з]; [c]-[ш].

Сначала ведется работа по различению на слух далеких по звучанию фонем ([с"]-[б], [ш]-[р]). Затем переходим к более тонким дифференцировкам ([ш]-[ж], [с]-[з], [р]-[л]). Наконец, предлагаются упражнения на различение оппозиционных звуков ([c]-[ш], [з]-[ж], [м]-[м"], [в]-[ф]).

Одновременно дети овладевают терминами "твердые согласные", "мягкие согласные" и узнают условные обозначения - твердые согласные обозначаются синими фишками, мягкие согласные - зелеными.

Параллельно ведется работа по уточнению артикуляции звуков, по совершенствованию их произношения.

Практика показала, что искаженное или неточное произношение звуков у некоторых детей при такой работе коррегировалось самостоятельно.

Рекомендуем использовать полноценный, интересный лексический материал из классических произведений и устного народного творчества. Это поможет нам решать и задачи словарной работы. При этом важно, чтобы дети понимали значение слов и соотносили их с предметами и явлениями действительности. Словарная работа проводится на каждом уроке родного языка.

На данной ступени обучения необходимо построить обучающий процесс так, чтобы на уровне эмоционального осознания способствовать появлению у детей с ЗПР элементарного познавательного интереса к родному языку, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

предметные и сюжетные картинки;

текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);

разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);

схемы и таблицы, звуковые и буквенные линейки, звуковые часы.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.

3. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.

6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Мы предлагаем следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать на первой ступени подготовки детей к обучению грамоте:

уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать картинки, игрушки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;

нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;

отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;

выделить из предложения слова с заданным звуком;

игры "Следопыты", "Сыщики" - найти в словах звуки по картинкам, показать картинки со звуком, например, [п], [п"]. Сказать, где слышите заданный звук;

"Фантазеры" - придумать слово со звуком [п], другое - со звуком [б];

"Кто внимательней?" - угадать, с какого звука начинается слово (булка, пенал, парта, билет, батон и т.д.);

игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;

игра "Кто больше?" - показывается картинка и предлагается назвать те слова, в которых есть определенный звук;

"Звуковые часы" - на макете предметные картинки. Найти и назвать слова, в которых есть изучаемый звук. Выделить первый и последний звук. Назвать самое длинное и короткое слово;

"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?

"Какой звук именинник" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Список литературы

Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982.

Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста //Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1989.

Дети с задержкой психического развития //Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. М., 1984.

Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе //Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.

Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.

Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.

Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.

Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.

Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ