Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
5. Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.
Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания.
1. Гражданские проступки - это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такие проступки - возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.
Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения. Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.
Общественные отношения есть сложное явление социальной действительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся и субъекты, выступающие сторонами отношения, и объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые правом связи, и деяния сторон, и сама правовая норма как форма реального отношения. На них-то и направлено конкретное посягательство.
В этой связи наряду с общим можно выделить и непосредственный объект правонарушения. Насколько многообразны отношения, настолько многообразны и непосредственные объекты правонарушений. Ими могут быть имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй, экологическое состояние окружающей среды, жизнь, честь, достоинство, здоровье человека.
Гражданское законодательство признает как индивидуальных (физические лица), так и коллективных (юридические лица) правонарушителей. Уголовное и административное право, в связи с необходимостью индивидуализации ответственности и наказания, признает только индивидуального правонарушителя. Однако косвенно через институт соучастия изучаются и коллективные субъекты (банда, мафиозная группа).
Посягательство на охраняемые обществом и государством объекты может осуществляться только в форме волевого поступка (действия или бездействия). Мысли, чувства, рефлекторные действия человека, инстинктивные проявления не могут квалифицироваться как правонарушения, потому что право не в состоянии предопределить и контролировать их направленность, регулировать при помощи правовых установлении.
Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение.
Правонарушения, будучи весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные сферы общественной жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому было бы неверно выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление.
Под причиной в криминологии понимается явление (или их совокупность), которое порождает другое явление, рассматриваемое как следствие. Причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, сами по себе не порождающие данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины.
Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Правонарушение - социально-биологическое явление. Его совершение также вызвано факторами социального и биологического характера. Причем приоритет за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.
Необходимо более четко разграничивать причины, условия и поводы правонарушений. Причина правонарушений - это негативное явление, вызывающее их. Условия - отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы - отрицательные обстоятельства ситуативного характера (т.е. возникающие и существующие в определенной ситуации), являющиеся толчком, стимулом для действия причины. Поводы "провоцируют" правонарушение (ревность, обида, вспышки ярости и т.д.).
2. Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение. Очевидно, что если ставить целью снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.
Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять. К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию, к соблюдению правовых норм не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворить свои интересы противоправным путем как причина правонарушений ничем не сдерживается, а, напротив, проявляется в полной мере.
3. Кризис морали. На смену господствовавшей десятилетиями морали советского общества приходит новая мораль. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, дискредитирующих основательно принцип демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей - лишь некоторые показатели кризиса морали в нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, жестокость стали нормой жизни для многих сограждан.
5. Несовершенство законодательства. Одной из важнейших задач любой законодательной системы является пресечение деяний, наносящих вред отдельному человеку или обществу в целом. Законодательство должно своевременно определять и фиксировать эти деяния в качестве правонарушений и устанавливать за них ответственность. Только отсутствием такового можно объяснить колоссальнейшие убытки, нанесенные государству в результате выдачи банками кредитов, не обеспеченных залогом.
6. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Охранительной деятельностью, т.е. пресечением правонарушений и борьбой с ними, занимаются многие государственные органы и должностные лица. (руководитель предприятия или учреждения; представительные органы власти всех уровней, образующие в своем составе комитеты и комиссии по законности, правопорядку и борьбе с преступностью и др.).
Есть и специальные правоохранительные органы, для которых охрана правопорядка, борьба с правонарушениями является основной функцией. К таким органам относятся суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы министерства безопасности, арбитраж, нотариат, ведомственные контрольные органы и другие. В последние годы деятельность этих органов регламентирована новым законодательством, основательно перестроена. Они освободились от несвойственных им функций, обрели оптимальную структуру и более четкую компетенцию.
Однако высокий уровень правонарушений в стране говорит о том, что правоохранительные органы работают пока еще неэффективно, уступают преступникам в технике, средствах связи и защиты. Все это рождает у лиц, совершающих противоправные деяния, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшие правонарушения. Улучшение деятельности правоохранительных, органов - вполне посильная и решаемая задача.
Предложенный перечень условий, формирующих причину правонарушений, не является исчерпывающим и постоянным. В зависимости от особенностей развития общества в тот или иной период одни условия могут утрачивать смысл, другие становятся весьма значительными. Таким условием, например, стали в некоторых регионах бывшего Союза и России обострившиеся национальные отношения. Провоцируемые национальные конфликты резко обострили криминогенную обстановку.
Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности.
Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, т.к. во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее "уязвимой" частью общества. "Уязвимость" заключается в том, что неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей делают несовершеннолетних более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают "делать деньги" и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Обострение проблем семейного неблагополучия, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям. Среди несовершеннолетних из неблагополучных семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура.
Специалисты различных наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей-алкоголиков, наркоманов. Некоторые сочетания психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом объясняются тем, что причины патологического развития личности несовершеннолетних кроются в асоциальности и аморальности родителей. В этих семьях процветает насилие по отношению друг к другу и к своим детям. И как прямое следствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений, совершаемых подростками и даже детьми.
Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношении.
На VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями стратегии борьбы с преступностью были разделены на косвенные и прямые. К косвенным были отнесены те меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни населения, на решение социальных и экономических проблем: это обеспечение занятости, необходимых жилищных условий, питания, образования, пенсионного обеспечения, сокращение безработицы и т.д.
К прямым стратегиям VII Конгресс ООН отнес следующие: уменьшение практических возможностей для совершения преступлений (т.е. устранение технических и организационных условий, способствующих деятельности преступников: охрана помещения, улучшение уличного освещения, патрулирование и т.п.); воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в т. ч. с учащимися (информация о мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов; правовое воспитание; пропагандистские мероприятия); вмешательство в кризисные ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья, устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов); привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в чужих семьях детей из неблагополучных семей; привлечение к профилактической деятельности женских и молодежных организаций); оказание помощи жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка).
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.
Признаки юридической ответственности связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя; государственно-принудительный характер; применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой; влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей; возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах; вне процессуальных форм юридическая ответственность невозможна.
Юридическую ответственность следует отличать от других мер государственного принуждения, например, предупредительных.
Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (Необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.
Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д.
В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Так, лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное деяние потеряло характер общественно опасного (ст.77 У К РФ). Освобождение от уголовной ответственности и от применения наказания предусматривает, в частности, передачу несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована и нормами других отраслей права (например, ст.22 КоАП).
Куголовной ответственности привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях. Преступлениями называются общественно опасные виновные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и соответствующими законами. Определение преступления дано в ст.14 УК РФ. За преступления применяются наказания - наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение либо ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение определенных специальных прав, крупные штрафы и др.). Уголовное наказание применяется не только за совершение преступления, но и за покушение, приготовление, соучастие.
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание может только суд в установленной для этого процессуальной форме (см. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)). Отбывание наказания регулируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. После отбытия наказания улица, осужденного за преступление, длительное время (в зависимости от тяжести преступления) сохраняется судимость.
Административная ответственность применяется за административный проступок. В гл.3 "Административное наказание" Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) заявлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст.3.1).
правонарушение юридическая ответственность наказание
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
§ дисквалификация;
§ административное приостановление деятельности.
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п.1-4, 9 названного перечня.
Административные наказания, перечисленные в п.3-8, устанавливаются только Кодексом РФ об административных правонарушениях.
§ Административное наказание по общему правилу может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные наказания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по таким делам и порядок увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы исполнения постановлений по делу об административных правонарушениях определены названным Кодексом.
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение деликтов, т.е. за причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, а также других правовосстановительных санкций.
Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.
Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).
Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.
Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.
Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.
Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую "критическую массу", определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.
Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.
Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т.п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т.д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.
Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую "правовую аномалию", незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикационного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).
2) необходимую оборону (имеет место при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не превышены пределы необходимой обороны, т.е. не было явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства) (ст.37 УК РФ);
Размещено на Allbest.ru
...Понятие, признаки и состав правонарушения, степень его вредности и опасности для общественных отношений. Причины и условия правонарушений в современном обществе. Основные пути устранения правонарушений. Посягательства в сферах трудовых отношений.
курсовая работа , добавлен 01.03.2017
Признаки, состав правонарушений, их мотивы, содержание, особенности, роль в общественно-правовой жизни. Причины совершения, методы борьбы и пути сокращения их числа. Виды, признаки и принципы юридической ответственности в современном российском обществе.
курсовая работа , добавлен 27.02.2015
Понятие, основные виды, причины и структура правонарушений. Признаки правонарушений и их классификация. Элементы состава правонарушений, их субъективная и объективная сторона. Мотивы совершения правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
курсовая работа , добавлен 06.03.2014
Понятие правонарушения, его признаки, классификация, юридический состав. Признаки и функции юридической ответственности. Анализ общих признаков правонарушений, связи между их видами. Сущность дисциплинарных проступков и гражданских правонарушений.
курсовая работа , добавлен 04.03.2012
Понятие, основные признаки и юридический состав правонарушения. Виды правонарушений. Причины правонарушений и пути их устранения. Понятие, признаки и виды юридической ответственности. Реализация юридической ответственности.
дипломная работа , добавлен 23.10.2004
Понятие правонарушения как социально опасного явления. Классификация и юридический состав правонарушения. Причины совершения правонарушений в современном российском обществе. Пути борьбы с противоправными действиями. Признаки дисциплинарного проступка.
курсовая работа , добавлен 22.09.2012
Совершение административных правонарушений, понятие и основные признаки. Объект и субъект административного правонарушения. Особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Основные причины, побуждающие виновного к совершению правонарушения.
реферат , добавлен 23.09.2013
Правомерное поведение. Понятие правонарушения, его состав и признаки. Социальное и социологическое понятия правонарушений. Юридическое понятие и признаки правонарушения. Классификация правонарушений. Проступок. Преступление. Причины правонарушений.
реферат , добавлен 02.07.2008
Характеристика и структура правонарушений как социального явления, их основные признаки и определение состава. Главные причины противоправного поведения человека. Классификация и особенности условий возникновения правонарушений, пути их устранения.
курсовая работа , добавлен 08.06.2012
Понятие и состав правонарушения. Степень общественной опасности преступлений и проступков. Отличительные признаки правонарушений. Анализ субъекта и субъективной стороны правонарушений, их юридических признаков. Направления борьбы с правонарушениями.
Антиподом правомерного поведения является правонарушение, то есть неправомерное поведение. Противоправным (неправомерным) называется поведение, противоречащее требованиям норм права. При этом субъект права либо не исполняет возложенную на него юридическую обязанность (например, квартиросъемщик не вносит квартплату в установленный договором срок), либо не соблюдает правовые запреты (например, совершает кражу чужого имущества).
Противоправное поведение причиняет вред правам и интересам отдельных людей или обществу в целом. Причины, условия, характер различных нарушений правовых норм весьма разнообразны, но все они относятся к одному социальному явлению, называемому правонарушением.
Правонарушение - это причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным лицом.
В этом определении названы все обязательные признаки юридического состава правонарушения:
- Противоправность - правонарушение есть нарушение права, акт противный праву, его нормам;
- Деяние - выражается в действии (оно противоправно тогда, когда нарушаются правовые запреты) и бездействие (когда не исполняются юридические обязанности);
- Виновность - характеризует психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению;
- Общественная опасность - состоит в том, что в результате свершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;
- Наказуемость - проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность .
Состав правонарушения - юридическая конструкция, представляющая собой совокупность необходимых признаков каждого правонарушения, под которой понимается совокупность четырех элементов: объективная сторона правонарушения, субъективная сторона, субъект правонарушения, объект правонарушения.
Каждый из этих элементов следует рассмотреть в отдельности, выделив при этом его обязательные признаки. Обязательными они называются потому, что при отсутствии хотя бы одного из них нет полного юридического состава правонарушения.
1. Объективная сторона правонарушения - это внешние формы проявления поступка. К ней относятся два обязательных признака: само деяние и его противоправность. Понятие «деяние» здесь применяется для обозначения не только действия, но и бездействия, в том случае, когда лицо обязано было действовать, но не сделало этого Правонарушением не могут быть мысли и чувства людей, поскольку они правом не регулируются.
Элементами объективной стороны правонарушения являются: основные элементы (деяние, его противоправность, общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями) и факультативные (время, место, способ и обстановка).
2. Субъективная сторона правонарушения характеризует осознание лицом, совершающим противоправное деяние, того, что оно нарушает требования правовых норм. Элементами субъективной стороны являются основной элемент в виде вины и факультативные (цель и мотив). Обязательный признак этой стороны правонарушения называется виной. Вина - это психическое отношение лица к своему деянию и к тем вредным последствиям, которые оно повлекло или могло повлечь. Различают две основные формы вины.
Умысел - это такая форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное деяние, осознает его противоправность, запрещенность нормами права, предвидит наступление вредных последствий и желает их (прямой умысел ) либо относится к ним безразлично (косвенный умысел ). Примером противоправного деяния, совершенного умышленно, может служит разбойное нападение с целью завладения чужим имуществом.
Неосторожность - форма вины, при которой лицо либо не предвидит наступление вредных последствий своего противоправного деяния, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность ), либо, предвидя наступление вредных последствий, легкомысленно рассчитывает на то, что их удастся избежать (самонадеянность, легкомыслие ). Вина в виде небрежности будет иметь место в том случае, к примеру, если водитель выезжает, не проверив тормоза, и совершает наезд. А легкомыслие будет в том случае, если он выезжает, зная о неисправности, но надеется избежать вредных последствий.
3. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо. Деликтоспособность - это установленная государством способность нести юридическую ответственность. Деликтоспособными являются лица, которые в соответствии с законом могут самостоятельно выполнять юридические обязанности и нести юридическую ответственность за совершение деяний, запрещенных правовыми нормами, т.е. лица, которые по своим психофизическим свойствам могут правильно понимать требования, предъявляемые к ним нормами права, сознательно определять свое поведение, предвидеть последствия своих действий. Поэтому деликтоспособными признаются лица, достигшие установленного законом возраста.
Для разных видов правонарушений этот возраст различен. Например, в гражданском и уголовном праве России полная деликтоспособность наступает с 18 лет. В то же время за отдельные преступления ответственность наступает с 14 лет, за административные проступки и нарушения трудового права - с 16 лет. Но помимо возраста деликтоспособность предполагает также наличие вменяемости.
Вменяемыми считаются люди, отдающие отчет в своих действиях и способные руководить ими. Таким образом, малолетние и невменяемые не обладают деликтоспособностью и не могут быть субъектами правонарушений. Невменяемость устанавливается в определенном законом порядке по заключению медицинских экспертов.
4. Объектом правонарушения являются общественные отношения, которые охраняются правом, той или иной его отраслью. Конкретные правонарушения могут посягать на какие-то материальные и нематериальные блага, интересы (государственные, общественные, личные) и причинять им вред, ущерб. Эти блага и интересы и будут непосредственными объектами конкретных правонарушений (жизнь, здоровье, честь и достоинство личности, имущество и т.д.).
Видами объектов правонарушения являются:
- общий (вся совокупность общественных отношений, охраняемых правом);
- родовой (совокупность однородных общественных отношений, охраняемых правом);
- непосредственный (конкретное общественное отношение, охраняемое правом).
Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям:
1. По отраслям права уголовно-правовые, гражданско-правовые (деликты), административно-правовые, дисциплинарные, материальные и т.д.
2. По сферам общественной жизни: в экономике, в политике, в социально-бытовой и др.
3. По видам юридической деятельности:в правотворчестве и в правоприменении.
4. По формам вины:совершенные умышленно и по неосторожности
5. По отраслям народного хозяйства:в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.
6. По степени их общественной опасности (вредности).
- Преступления - противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовные преступления). Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб.
- Проступки. Они как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, гражданско-правовые, дисциплинарные, процессуальные и иные (материальные, международные и др.).
Виды проступков:
Административные правонарушения (проступки) - это посягательства на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права. В качестве примера можно привести проведение предвыборной агитации в период ее запрещения, нарушение права государственной собственности на недра и др.
Гражданско-правовые нарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции. Это противоправные деяния, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Примерами могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договору поставки, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) - это посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют собой нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски учебных занятий без уважительной причины) и т.п.
Процессуальные проступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта (например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д.). Санкция, например, - принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу.
Административное правонарушение представляет собой действие или бездействие, характеризующееся такими чертами, как противоправность, виновность и наказуемость. Административное правонарушение может быть совершено как гражданином, так и организацией.
Понятиесодержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:
Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет. Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса .
С учетом сроков решения суда по делам об административных нарушениях могут быть обжалованы в регламентированном законом порядке.
Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:
Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение . Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.
Элементами составаправонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:
Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.
Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении , так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).
В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ). Составленный ненадлежащим образом протокол может быть обжалован .
Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:
Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).
Преступление — это, как и административное правонарушение , виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.
Некоторые деяния могут иметь все признаки преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).
Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение (примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.
Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.
Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано и как административное правонарушение , и как уголовное.
Нормы права - предписания, которым должны следовать граждане. Только в таком случае обеспечивается оптимальное функционирование гражданского общества. Но бывают ситуации, когда такие правовые нормы просто игнорируются и не соблюдаются. Здесь имеет место правонарушение. Это деяние юридически наказуемо. Так как же определить, было совершено правонарушение или нет? Какая ответственность полагается, и кому удастся избежать наказания?
Правонарушение - это виновное действие или бездействие человека, которое противоречит законодательным нормативам, наносит вред третьим лицам, что предусматривает наступление для виновного неблагоприятных последствий, установленных на государственном уровне.
Признаки:
Вина может быть выражена в двух формах:
Прямой умысел предполагает полное осознание общественно опасного характера своих деяний и их последствий виновным, но, несмотря на это, он все-таки желает их наступления. Умысел может быть и косвенным, когда правонарушитель понимает, к чему могут привести его противоправные действия, но не желает их реализации, хоть и допускает такую возможность.
Самонадеянность подразумевает, что индивид знает о последствиях своего противоправного поведения, которые представляют собой опасность для общественности, но легкомысленно надеется их избежать. Если же особа не предвидит каких-либо негативных и опасных для общества последствий, которые могут наступить как результат ее действий, то имеет место небрежность.
Правонарушение совершается деликтоспособными лицами, которые всегда отдают отчет своим действиям, понимают их неправомерный характер и в состоянии нести ответственность за последствия.
Данное понятие детально трактуется в нормативно-правовых актах. Деликтоспособным считается любое вменяемое лицо, относящееся к определенной возрастной категории. Так, в соответствии с гражданским и уголовным правом России, полной деликтоспособностью обладают люди, достигшие 18 лет. Одновременно с этим отдельные преступления подразумевают несение ответственности с 14-летнего возраста. Дело об административном правонарушении и нарушении трудового права полагает наступление ответственности с 16 лет.
Если все вышеперечисленные признаки правонарушения присутствуют, то имеет место юридическое правонарушение.
В состав правонарушения входят:
1. Объект правонарушения - это отношения в социуме, урегулированные системой права, которым нанесен ущерб как результат противоправного деяния.
2. Субъект правонарушения - это физическое или юридическое лицо, способное понести ответственность за свои действия, которые противоречат законодательству.
3. Объективная сторона правонарушения - внешняя характеристика противоправного деяния: какое правонарушение совершено, каким способом (группой лиц, повторно и т. д.), какой вред принесен, причинно-следственная связь между деянием и ущербом, время, место и условия совершения правонарушения, какие приемы применялись при совершении злостных действий и какие средства были задействованы.
4. Субъективная сторона правонарушения описывает психическое состояние индивида в момент совершения противоправного деяния. Определяет целевую направленность правонарушения, мотив и вину.
В зависимости от опасности для общества правонарушения разделяют на:
1. Преступления
2. Проступки. Это виновные действия или бездействия, не соответствующие правовым нормам и не представляющие общественной опасности. Ответственность за проступок наступает не в виде наказания, а в форме взыскания, штрафных санкций. Проступки бывают:
Налоговые правонарушения - деяния, предусматривающее нарушение законодательной базы о налогах и сборах. Под деянием может подразумеваться как действие, так и бездействие. К последнему, например, относится неуплата налога.
Разновидности нарушений налогового законодательства:
Ответственность за те или иные налоговые правонарушения диктуют Налоговый кодекс и Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Это может быть наложение налоговых санкций или понесение ответственности административного характера.
Обстоятельства, способствующие снижению степени ответственности и тяжести наказания, называются смягчающими. К таковым относятся:
Ответственность за правонарушения не наступает вовсе в том случае, если со дня совершения налогового преступления или со следующего дня после завершения налогового периода, в котором и было совершено это неправомерное деяние, прошло 3 года. Стоит отметить, что вышеуказанное положение теряет свою силу, если налоговым правонарушением стало несоблюдение порядка учета доходов, расходов и объемов налогообложения либо уклонение от уплаты налоговых сборов.
Причины совершения неправомерного деяния условно можно разделить на две группы:
Биологические причины связаны с наличием недобросовестной кровной репутации, то есть обуславливают наличие генетической предрасположенности к осуществлению тех или иных действий, являющихся опасными для социума.
Социальные причины включают следующие предпосылки:
Правонарушение и преступление - понятия, разграничить которые бывает крайне сложно. Преступление само по себе является правонарушением, но не каждое правонарушение классифицируется как преступление.
Основной отличительный признак преступления - высокая степень опасности, которой подвергается общественность или социум. Кроме того, все виды преступлений закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации и, как правило, влекут за собой тюремное заключение, в отличие от других видов правонарушений.
Профилактика правонарушений всегда осуществлялась, осуществляется и будет осуществляться. Снижение роста преступности является одной из наиболее актуальных и социально значимых задач. Острота проблемы объясняется тем, что преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Среди молодежи криминализация развивается больше всего. Согласно статистическим данным, наибольших удельный вес имеют именно правонарушения несовершеннолетних.
Основным способом борьбы с преступностью является социальная педагогика. Она подразумевает педагогическое и воспитательно-профилактическое воздействие на личность, что способствует формированию у особы твердых и правильных жизненных установок. Изучаются причины и источники, провоцирующие нарушение норм права, и на основе этой информации строится профилактика правонарушений.
Стоит отметить, что привилегированным направлением профилактической деятельности является всесторонняя разработка проблемы раннего предупреждения неправомерных действий лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. Профилактическая работа с людьми этой возрастной группы должна проводиться посредством привлечения семьи и их ближайшего окружения. Только таким образом можно предупредить правонарушения несовершеннолетних.
"Практическая бухгалтерия", 2009, N 7
Бывают случаи, когда избежать штрафных санкций невозможно, поскольку состав налогового правонарушения налицо и отрицать его бессмысленно. Однако в такой ситуации будет разумно постараться уменьшить размер штрафа.
Снизить размер штрафа позволят смягчающие обстоятельства. При наличии хотя бы одного из них размер штрафа будет снижен не меньше чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
И хотя устанавливать смягчающие обстоятельства налоговый орган и суд должны по своей инициативе, налогоплательщику не помешает найти их самостоятельно, поскольку налоговые органы этим часто пренебрегают (п. 4 ст. 112 НК РФ).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть (ст. 112 НК РФ):
Как видим, перечень смягчающих обстоятельств законодателем не закрыт.
В качестве одного из "иных" обстоятельств встречается и такое, как совершение налогоплательщиком правонарушения впервые. Рассмотрим, является ли оно смягчающим с точки зрения налоговых органов и судов.
Внимание! Обстоятельства могут рассматриваться как смягчающие, только если они непосредственно связаны с совершением налогового правонарушения и виновное лицо не имело возможности в создавшихся условиях избежать противоправных действий без реального и значительного ущерба для себя.
Понять смысл фразы "совершение правонарушения впервые" можно по-разному. Например , это может означать, что налогоплательщик ранее никогда никакие правонарушения не совершал или что не совершал правонарушения того вида, по которому налагается взыскание.
Посмотрим, как это толкуют суды. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 1 апреля 2009 г. N А56-41772/2008 указал, что лицо, с которого взыскана санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа (п. 3 ст. 112 НК РФ). Следовательно, по истечении данного срока совершение названным лицом аналогичного правонарушения не может расцениваться как повторное. Другими словами, "совершение налогоплательщиком правонарушения впервые" означает, что в течение 12-месячного срока с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа налогоплательщик не совершал аналогичное правонарушение.
Также "совершение налогоплательщиком правонарушения впервые" означает, что налогоплательщиком вообще ранее не совершалось данное правонарушение или любое другое.
Официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет. Самая распространенная ситуация, когда налоговый орган при принятии решения вообще не учитывает смягчающие обстоятельства, в том числе и совершение правонарушения впервые.
Позиция налоговых органов по этому вопросу проявляется в материалах судебных решений и заключается в том, что совершение налогового правонарушения впервые не является смягчающим обстоятельством.
Например , в одном из судебных споров налоговый орган доказывал, что совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 февраля 2008 г. N А05-6875/2007). Такая же позиция налогового органа содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2007 г. N А21-4829/2006. Кстати, в приведенных выше случаях суды поддержали позицию налоговиков.
Кроме того, есть примеры судебных решений, в которых суды сами высказывали мнение, аналогичное мнению налоговых органов (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2004 г. N А44-3264/03-С15, ФАС Московского округа от 13 апреля 2005 г. N КА-А40/1774-05).
Но не все так плохо, есть и решения судов с противоположным мнением. Кстати, их большинство. Некоторые из них приведены в таблице слева.
Постановления | Обстоятельства | |||
Постановление ФАС Уральского округа от 24 мая 2005 г. N Ф09-2161/05-С7 | - незначительность просрочки (пять дней) | |||
Постановления ФАС Северо- Западного округа от 4 июня 2008 г. N А56-27787/2007, ФАС Московского округа от 31 марта 2005 г. N КА-А40/2312-05 | - совершение правонарушения впервые; - самостоятельное исчисление и уплата налога и пеней; - отсутствие неблагоприятных экономических последствий и причинения государству материального ущерба в связи с уплатой пеней; - отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения и уклонение от уплаты налогов; - непричинение фактического ущерба казне | |||
Постановления ФАС Северо- Кавказского округа от 10 сентября 2008 г. N Ф08-4859/2008, от 4 августа 2008 г. N Ф08-4036/2008, от 19 марта 2008 г. N Ф08-1277/2008-476А | впервые и по неосторожности; - самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок в поданной декларации и подача заявления о внесении в нее исправлений; - тяжелые семейные обстоятельства | |||
Постановления ФАС Восточно- Сибирского округа от 20 апреля 2007 г. N А19-18716/06-40-Ф02-1889/07, ФАС Центрального округа от 18 марта 2008 г. N А36-2454/2007, ФАС Северо- Кавказского округа от 27 ноября 2007 г. N Ф08-7416/07-2778А | - привлечение к налоговой ответственности впервые; - признание вины в совершении налогового правонарушения; - отсутствие задолженности по налогу | |||
Постановления ФАС Северо- Кавказского округа от 3 июня 2008 г. N Ф08-2945/2008, ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. N Ф09-9299/08-С2 | - совершение налогового правонарушения впервые; - тяжелое финансовое положение организации, ее социальное значение; - ведение государственно значимой и социально значимой деятельности | |||
Постановление ФАС Северо- Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А56-5091/2007 | - совершение правонарушения впервые; - нестабильность законодательства о земельном налоге в проверяемом периоде | |||
Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф04-7069/2008(16117-А81-43) | - совершение правонарушения впервые; - нахождение на иждивении предпринимателя трех несовершеннолетних детей | |||
Постановления ФАС Восточно- Сибирского округа от 9 апреля 2008 г. N А33-13060/07-Ф02-1271/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2008 г. N Ф04-6085/2008(13003-А45-15) | - совершение правонарушения впервые; - социальная направленность деятельности; - отсутствие ущерба бюджету; - небольшой период просрочки представления налоговой декларации (четыре дня) | |||
Постановление ФАС Центрального округа от 4 октября 2005 г. N А54-1314/2005-С5 | - совершение правонарушения впервые; - с момента регистрации налогоплательщик не осуществлял финансово-хозяйственную деятельность, и сумма взыскиваемого штрафа является для него значительной | |||
Обращаем внимание, что факт совершения правонарушения впервые суды не рассматривают в качестве самостоятельного основания, достаточного для уменьшения размера налоговой ответственности. Оно всегда рассматривается в совокупности с другими обстоятельствами совершения правонарушения.
Совершение правонарушения впервые как смягчающее обстоятельство всегда рассматривается в совокупности с другими обстоятельствами, которые могут быть самыми разными, перечислить их все невозможно. Если вы будете отстаивать в суде в качестве смягчающего обстоятельства только то, что правонарушение совершено впервые, вряд ли суд вас поддержит. Для успешной защиты своей позиции нужно представить суду дополнительные обстоятельства в качестве смягчающих.
С.Супотницкий
Налоговый консультант