В соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.
Положительным фактором является то, что такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы ФЗ-44. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением ФЗ-44, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.
С целью предотвратить возможность отказа заказчика от подписания договора после объявления результатов торгов стоит внимательно изучить условия, при которых данный отказ является законным и обоснованным и постараться избежать их возникновения.
Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе - это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.
Какая информация, предоставленная участником, может быть проверена заказчиком и явиться поводом для отказа в подписании контракта?
В первую очередь, информация, касающаяся основных требований, предъявляемых ко всем участникам системы государственных закупок. Выявление госзаказчиком фактов нарушения таких требований является неоспоримым основанием для отказа поставщику, победившему в конкурсе, в подписании контракта.
К требованиям, выполнение которых является обязательным, относятся:
Кроме того, если участник считает, что такая задолженность предъявлена участнику налоговыми органами необоснованно, то до предоставления заявки на участие в конкурсе компания должна в обязательном порядке подать заявление об обжаловании такой задолженности или недоимки. Если такое заявление подано, но на момент начала конкурса не рассмотрено, участник все равно считается выполнившим требование и заказчик не вправе уклониться от заключения контракта с таким победителем;
Нормативными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к поставщикам , при выявлении несоблюдения которых победителем конкурса заказчик вправе отказаться от заключения контракта с ним. Такие требования актуальны для конкурсов, предусматривающих ограничение участия, закрытых конкурсов, а также двухэтапных конкурсов. Так, заказчик вправе контролировать:
Если исполнитель для участия в конкурсе предоставил недостоверные сведения, касающиеся наличия у него всех необходимых ресурсов, гарантирующих выполнение обязательств по контракту, и победил в конкурсе, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с таким победителем. Такой отказ будет являться обоснованным и оспорить его не представится возможным.
Конкурсная документация по госконтракту также может содержать требование заказчика об отсутствии участника конкурса в реестре недобросовестных поставщиков. Если выяснится, что победитель ранее был внесен в этот перечень, государственный или муниципальный заказчик вправе не подписывать договор и продолжить поиск исполнителя для осуществления работ. В реестре недобросовестных поставщиков также должна отсутствовать информация об исполнительном органе участника и его учредителях.
Существуют некоторые особенности и при заключении договоров на выполнение отдельных работ и услуг. Так, при заключении контракта на предоставление аудиторских услуг, либо прочих услуг, связанных с консультированием, заказчиком могут быть установлены и дополнительные требования strong>, прямо не перечисленные в ФЗ-44. Их нарушение также может стать причиной отказа от заключения контракта с победителем. Стоит внимательно ознакомиться с контрактной документацией, которая должна содержать исчерпывающий перечень требований к участнику конкурса на предоставление таких услуг.
Также если контракт предусматривает поставку лекарственных средств, то отказ от заключения договора с победителем может быть осуществлен по нескольким основаниям:
Все дополнительные требования, которые предъявляет госзаказчик к потенциальному исполнителю госконтракта, должны в обязательном порядке содержаться как в извещении об осуществлении закупки, так и в конкурсной документации. Отсутствие полного перечня требований, несоблюдение которых является основанием для отказа в заключении договора с победителем, является нарушением Закона о контрактной системе.
Еще одной распространенной причиной, по которой в заключении контракта победителю может быть отказано является непредставление обеспечения исполнения контракта или предоставление обеспечения, которое не соответствует конкурсной документации и требованиям 44-ФЗ. В случае, если обеспечение не предоставлено в срок и в форме, предусмотренной конкурсной документацией, компания-победитель считается уклонившейся от заключения контракта. Контракт с такой компанией не заключается, и организация попадает в перечень недобросовестных поставщиков.
При выборе формы обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии исполнителю важно тщательно ознакомиться со всеми требованиями закона и конкурсной документации, которые предъявляются к такому виду обеспечения. Несоответствие формы и содержания банковской гарантии заявленным заказчиком требованиям - одна из частых причин отказа от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе.
Заключение государственного контракта с победителем по результатам конкурса может не состояться и по причине несоблюдения участником сроков и обязательств по подписанию госконтракта. Правила подписания госконтрактов, регламентируемые 44-ФЗ гласят, что победитель конкурса должен в обязательном порядке подписать государственный контракт в срок, не превышающий 10 рабочих дней. И не только подписать, но и направить все подписанные экземпляры документов заказчику. Кроме подписанного контракта заказчик в десятидневный срок должен получить подтверждение информации о предоставлении обеспечения исполнения контракта, предусмотренного конкурсной документацией. Исполнитель, не соблюдающий сроки подписания госконтракта и предоставления обеспечения, считается уклонившимся от подписания договора. Кроме невозможности подписать контракт, конкурс по которому уже выигран, такой участник, с высокой долей вероятности, может попасть в перечень недобросовестных поставщиков, что влечет собой риск потери доступа к участию в системе госзакупок. Кроме того, заказчик вправе обратиться в суд и взыскать с участника убытки, которые обусловлены отказом последнего от заключения контракта. Контракт в таком случае будет заключен с участником торгов, заявке которого по результатам конкурса был присвоен второй номер.
Для того, чтобы предотвратить возникновение ситуации, при которой участник-победитель имел намерение заключить государственный контракт и начать выполнение работ по нему, но не успел предоставить все необходимые документы в срок, стоит внимательнее отнестись ко всей процедуре подписания контракта. Часто государственный заказчик намеренно затягивает согласование версии государственного контракта, что приводит к невозможности для участника подписать контракт в положенный срок. Участнику-победителю стоит внимательнее отнестись к соблюдению всех сроков, предусмотренных 44-ФЗ, в том числе к обязательствам заказчика.
Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.
Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин. Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.
Какие действия должен предпринять заказчик, приняв решение, что контракт с участником-победителем заключен не будет?
При выявлении государственным заказчиком причины, по которой госконтракт с победителем не может быть заключен, заказчик обязан в срок, не превышающий один рабочий день, сообщить об этом участнику посредством размещения в единой информационной системе соответствующего протокола об отказе в заключении договора. Такой протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, реквизиты исполнителя, с которым госзаказчик отказывается заключить контракт, а также обоснованную причину такого отказа. Заказчик обязан также приложить документы, которые подтверждают существование мотива, по которому в заключении контракта отказано. Кроме размещения протокола в единой информационной системе, в течение двух рабочих дней с даты его подписания заказчик должен направить такой протокол победителю.
Следующий шагом, который обязан предпринять заказчик, является возврат обеспечения. Обеспечение заявки, перечисленное исполнителем на счет заказчика для участия в конкурсе, должно быть возвращено участнику, договор с которым подписывать не планируется, в срок, не превышающий пяти рабочих дней. Задержка возврата обеспечения является достаточным основанием для предъявления участником претензии госзаказчику.
Отказ государственного заказчика от подписания контракта с компанией, победившей в конкурсе, в соответствии со ст. 31.12 Закона о контрактной системе может быть обжалован в порядке, предусмотренном этим же федеральным законом, в котором регулированию процедур обжалования неправомерных действий государственных и муниципальных заказчиков посвящена Глава 6.
Обжалование неправомерных действий госзаказчика, связанных с отказом в подписании госконтракта, возможно до истечения срока заключения соответствующего контракта.
Закон 44-ФЗ предусматривает ряд требований, предъявляемых к жалобе, которую может составить участник на незаконные действия госзаказчика.
Во-первых, такая жалоба может быть подана только в письменной форме. Форма жалобы - произвольная, но с указанием всех необходимых данных, предусмотренных 44-ФЗ;
Во-вторых, основными и необходимыми реквизитами документа являются: данные компании-участника: фирменное наименование, место нахождения, все контактные данные, а также аналогичные сведения о компании-заказчике. Участник должен подробно описать суть обжалуемых действий с указанием всех необходимых для рассмотрения жалобы подробностей. Кроме того, жалоба должна содержать все реквизиты закупки, по которой она составляется.
В-третьих, к составленной должным образом жалобе необходимо приложить все документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы должны являться приложением к жалобе и быть перечислены в ней.
Жалоба должна быть подписана уполномоченным лицом участника. В обязательном порядке необходимо приложить копию документа¸ который подтверждает полномочия лица, подписавшего жалобу.
Стоит отметить, что оформление жалобы с нарушением требований 44-ФЗ может являться основанием для отказа в ее рассмотрении. Кроме того, причиной отказа может стать ее подписание лицом, которое не уполномочено участником на осуществление таких действий. Поданная по истечении возможного срока подачи жалоба также не будет рассмотрена. Возврат жалобы без рассмотрения возможен в течение двух рабочих дней с даты ее подачи. Отказ в рассмотрении должен быть письменным и содержать причины, по которым осуществлен возврат.
Таким образом, Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает следующие основные принципы регулирования возможности госзакачика отказаться от заключения контракта с победителем:
Все незаконные и необоснованные действия, бездействие или не предусмотренные законодательством требования государственного или муниципального заказчика могут быть обжалованы в порядке, установленном 44-ФЗ. Несмотря на то, что данный закон действует не так давно, уже существует практика обжалования подобных действий, которая показывает, что суды и регулирующие госзакупки органы часто принимают сторону компании, которой незаконно было отказано в заключении контракта. Вместе с тем, если отказ являлся обоснованным, то его обжалование не принесет желаемых результатов. В связи с этим важно знать все требования законодательства о госзакупках и не допускать их нарушения.
Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.
Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.
Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.
Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .
Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:
Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:
Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).
Расскажем о причинах отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, разберем, что должно содержаться в протоколе отказа от заключения контракта, приведем образец.
Госзаказчик в исключительных случаях может на законных основаниях отказаться от заключения контракта с победителем аукциона даже после окончания всех конкурсных процедур. Необоснованное уклонение от подписания контракта, в то же время, является грубым нарушением 44-ФЗ, основанием для подачи жалобы и судебного разбирательства.
Причины, по которым сделка не состоится, организатор торгов указывает в протоколе отказа от заключения контракта, который и позволит оценить обоснованность действий заказчика.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Все дополнительные требования к потенциальному исполнителю, помимо перечисленных в 44-ФЗ, должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки и конкурсной документации. Отсутствие перечня требований, обязательных для заключения контракта, является нарушением 44-ФЗ.
При закупке лекарств заказчик может отказаться от подписания контракта с потенциальным поставщиком и по ряду других причин (ч. 10 ст.31 44-ФЗ):
Отметим, что участник электронного аукциона обязуется подписать контракт в случае победы, и права на отказ у него нет – таковы положения 44-ФЗ и ГК РФ. Обязанность распространяется и на внесение обеспечения исполнения контракта в установленный срок и надлежащим образом.
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Если заказчик решил не подписывать контракт, он должен в течение 1 рабочего дня , следующего за днем, когда было обнаружено основание для отказа, составить и разместить в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Затем у него есть максимум 2 рабочих дня на то, чтобы направить этот документ победителю конкурса , с которым не будут заключать контракт. Поставщик или исполнитель работ может обжаловать это решение.
Кроме того, заказчик обязан вернуть участнику торгов денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ). Поскольку обеспечиваемое обязательство так и не возникло (контракт не заключен), такие денежные средства, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ, являются неосновательным обогащением заказчика и должны быть возвращены в полном объеме. Деньги необходимо перечислить в течение максимум 5 рабочих дней с даты отказа от заключения контракта.
Закон не содержит конкретных требований к форме протокола об отказе от заключения договора, поэтому она может быть произвольной.
В то же время, в документе нужно обязательно указать:
Протокол заполняет работник контрактной службы (контрактный управляющий), а подписывает руководитель организации-заказчика или другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями.
Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»
1. Протокол отказа от заключения контракта
Только в некоторых случаях может последовать отказ в заключении договора, но при условии наличия законных оснований для этого. Только при предоставлении этих оснований заказчик может отказаться от заключения контракта с победителем торгов, даже при условии того, что будут завершены все конкурсные процедуры.
Организатор торгов в обязательном порядке должен указать причину по которой сделка будет признана не состоявшейся, данную причину он указывает в протоколе отказа от заключения контракта. Именно, на основании данного контракта будет происходить оценка действий заказчика.
Если будет установлено нарушение, при котором участник торгов не будет соответствовать требованиям 44 ФЗ или если от него поступит недостоверная информация. В данных случаях от поступить односторонний отказ
заключения контракта
до момента его подписания.
Все требования, предъявляемые к поставщику прописаны в 44 ФЗ, если будут предъявляться дополнительные требования, то в этом случае они должны быть указаны в извещении о проведении закупки, а также в документации к конкурсу.
Если будет отсутствовать список требований, который обычно предъявляется к контракту, то это будет являться нарушением закона 44 ФЗ.
Отказ от заключения контракта с заказчиком предусматривает под собой несколько вариантов.
Участник может отказаться от заключения контракта, если не будет существовать обоснованности, то в этом случае он может оказаться в сроком на 2 года и потеряв обеспечение контракта.
Вторым вариантом будет являться случай, когда участник сначала заключает контракт, а потом хочет его расторгнуть по соглашению сторон.
Для воплощения такого варианта, необходимо вначале договориться с заказчиком, при этом со стороны заказчика могут последовать проверки по обоснованности процедуры расторжения контракта. То есть в данной ситуации рискует заказчик.
При некоторых случаях заказчики идут на это, чтобы избежать невозможности исполнения контракта. Если заказчик аффилирован с другим участником закупки и хочет таким образом избежать исполнения контракта, то такой вариант у него не пройдет.
Следующий вариант работает если срок который прописан законом о контрактной системе еще не подошел к концу. В данном случае участник может лично на себя пожаловаться в УФАС. Обосновав это тем, что он не подходит под требования заказчика, а допущенная заявка на участие имела нарушение.
Оказываем комплексное сопровождение в участии в тендерах и аукционах на всех этапах!
У нас работают только специалисты с большим опытом работы!
3. Основание отказа от заключения контракта
Существуют случаи, при которых происходит отказ подрядчика от заключения контракта с заказчиком на основании 44 ФЗ. В большинстве случае участники закупок не хотят заключать контракт при следующих ситуациях.
Если участник обнаружил требования в аукционной документации, которые он выполнить не может или же при наличии условий, при которых контракт будет считаться невыгодным.
Это происходит по невнимательности со стороны участника. Он должен был перед началом аукциона тщательно изучить техническое задание, сам контракт, а также извещения.
Еще один случай, при котором поступит отказ от заключения государственного контракта , это происходит при наличии технических ошибок, в момент когда происходил расчет рентабельности и минимальной цены. Еще ошибки могут быть найдены от технических сотрудников при проведении процедуры торгов.
При наличии случае, когда происходит резкий скачек цен на товары, материалы при изменении курса валюты, а также экономической ситуации. По итогу это может привести к нерентабельности исполнения контракта.
Возникают случаи, при которых в момент заключения контракта, в самих приложениях, которые прикладываются к контракту заказчик прописывает дополнительные требования, это в основном будет способствовать обращению в суд участника.
Отказ от заключения договора
Отказ от заключения договора является правом, отражающим принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Отказаться от сотрудничества субъект вправе как на стадии переговоров (ч. 1 ст. 439.1 ГК РФ), так и в ходе договорного процесса (на стадии ответа на оферту и т. п.).
Законодательство содержит ограниченный перечень ситуаций, когда отказаться от заключения договора нельзя:
В большинстве случаев субъекту, не желающему заключать договор, достаточно просто промолчать в ответ на оферту.
Однако иногда закон прямо требует выразить свою позицию в виде документа. Например, когда:
Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:
В случаях, когда письменный отказ обязателен, необходимо обратить внимание на его отправку контрагенту по правилам передачи юридически значимых сообщений.
Пп. 9, 10 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляют заказчику в некоторых случаях возможность отказаться от заключения договора с победителем торгов.
Это случаи обнаружения заказчиком:
Если таких обстоятельств не усматривается, отказ заказчика будет неправомерен.
Последствия произведенного действия регламентированы п. 11 той же статьи, по условиям которой заказчик не позднее 1 дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, размещает в сети интернет соответствующий протокол, который впоследствии в течение 2 дней надлежит отправить другой стороне.
Указанный протокол должен содержать сведения:
Скачать образец протокола можно, пройдя по ссылке: Образец протокола об отказе в заключении договора .
Отказ же участника закупки повлечет неприятные для него последствия: обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на торги, ему не вернут. Исключением являются торги в форме конкурса, проводимые в 2 этапа: после первого этапа участники могут отказаться от второго.
Сама сущность публичного договора — в необходимости заключить его с каждым обратившимся.
В то же время иногда закон разрешает обязанному лицу отказывать в заключении договора по причинам, не позволяющим оказать необходимую потребителю услугу (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Например, вследствие:
Отсутствие технической возможности — далеко не отговорка, т. к. профильное законодательство оперирует четкими критериями, что именно считается таковым.
Кроме того, разрешение на отказ дают особые исключительные нормы, сами по себе не регулирующие гражданские правоотношения, в которых обращается внимание на злоупотребления со стороны клиента. Например:
Скачать образец уведомления об отказе в заключении публичного договора можно, пройдя по ссылке: Уведомление об отказе в заключении договора .
Письмо с отказом от заключения договора направляется контрагенту в случае недостижения соглашения по условиям контракта. Обязанность направить такое письмо прямо предусмотрена законом, но не всегда, а для отдельных видов договоров. Особую важность приобретает формулировка отказа в случае, когда заключение договора для субъекта обязательно.