Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

А. Б. Сухов
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве»

В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.

При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.

При неиспользовании участка по назначению ставка повышается

В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).

В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).

Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.

До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению:

Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):

– на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

– на сенокосах не производится сенокошение;

– на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

– на пастбищах не производится выпас скота;

– на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

– залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

– залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

– закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 № 03‑05‑04‑02/34879 указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03‑05‑04‑02/32131).

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример.

В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.

Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.

За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.

За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.

Если нарушение было недолгим

Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.

По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.2017 № 03‑05‑04‑02/54186 отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.

Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.

Каковы перспективы?

Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.

В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.

Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.

Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03‑05‑04‑02/54186 сослался на этот законопроект. По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки. Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.

А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@.

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.

МОСКВА, 17 июн — РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон об изъятии земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования.

Закон был подготовлен группой депутатов во главе с вице-спикером Госдумы и секретарем Генсовета "Единой России" Сергеем Неверовым, главой фракции единороссов в Госдуме Владимиром Васильевым и главой аграрного думского комитета Николаем Панковым.

Документ направлен на реализацию одного из положений декабрьского прошлогоднего послания президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию.

Изъятие

Согласно документу, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составит три года. Затем он может быть продан на торгах.

Материалы об использовании или неиспользовании земли сельхозназначения должны быть отправлены в органы исполнительной власти Россельхознадзором. Власти в течение двух месяцев после получения материалов должны обратиться в суд с требованием изъять участок и продать его с публичных торгов. Рыночная или кадастровая стоимость будет определяться судом.

Торги

Публичные торги будут проходить в три этапа. Они должны быть проведены в течение полугода с момента вступления в силу решения суда об изъятии земли. Если земельный участок непригоден для сельхозпроизводства и необходима мелиорация, то начальная цена участка может быть снижена не более чем на 20%.

Вторые торги проводятся через два месяца, цена земельного участка снижается на 20%. Если участок не продан и на третьих торгах, то дисконт на землю сельхозназначения не должен составлять менее 50%.

Запрещается участвовать в таких торгах юридическим лицам, участником которых является собственник изымаемого земельного участка, членам его семьи, организациям, на которые возложена оценка такого участка и их работникам, а также должностным лицам органов власти, чье участие в торгах может повлиять на условия и результаты торгов, членам семей таких лиц.

Следующий собственник земли, который приобрел ее на торгах, должен в течение одного года начать ее обрабатывать и использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, то есть по назначению. За нарушение этой нормы предусмотрены штрафы.

Причины изъятия и вступление в силу

Закон не определяет признаки, по которым будет определяться, используется участок не по назначению или нет — их будет устанавливать правительство РФ.

Действие закона не распространяется на садовые, огородные, дачные земли, личные подсобные хозяйства, земли гаражного строительства, на которых расположена недвижимость, в ипотеке и земли банкротов.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, например, нормы о продаже земель с публичных торгов вступают в силу с 1 января 2017 года.

Что даст закон?

По мнению главы комитета ГД по аграрным вопросам Николая Панкова, принятие закона позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции, а также создать новые рабочие места.

"Целью закона не является отнять землю у тех, кто ее не обрабатывает. Прежде всего, мы исходили из того, что необходимо создать условия для того, чтобы собственники этой земли начали ее обрабатывать", — сказал парламентарий в пятницу журналистам.

По данным Счетной палаты, в России не используется 56 миллионов гектар земель сельхозназначения (14,5%).

Здравствуйте, меня привлекают к административной ответственности за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Чем мне это грозит?

  • Вопрос: №621 от: 2014-04-25.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Инкриминируемое Вам административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Однако, Федеральным законом от 03.02.2014 N 6-ФЗ указанная часть статьи 8.8. КоАП РФ была изменена и, в настоящий момент, ответственность за указанное правонарушение предусмотрена следующая: наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Таким образом, в настоящее время ответственность была ужесточена.

Следует сказать, что в ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ содержится указание на срок неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, определяемый Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

На пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

На сенокосах не производится сенокошение;

На культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

На пастбищах не производится выпас скота;

На многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

Залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

Закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Президент РФ подписал закон, в котором уточнен порядок изъятия земель сельхозназначения, используемых с нарушениями. В частности, изъятие будет невозможно, если в отношении собственника начато дело о банкротстве или участок находится в залоге.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» вступил в силу с 4 июля 2016 г. Главные нововведения касаются изъятия земель сельскохозяйственного назначения. В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уточнены случаи изъятия таких участков. В частности, если они не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд с момента выявления проверкой факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ (раньше три года отсчитывались с даты приобретения права собственности на землю). Либо если использование участка повлекло за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде (раньше говорилось о значительном ухудшении экологической обстановки). При этом такие участки нельзя изъять, если они являются предметом ипотеки или в отношении их собственника возбуждено дело о банкротстве.

Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока. Совершение такого нарушения грозит штрафом в размере от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб. для юридических лиц, от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2000 руб. - для граждан и индивидуальных предпринимателей.

Также предусмотрены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельхозназначения или его обременения, пока не завершится рассмотрение дела о его изъятии. Такая запись вносится на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих неустранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка. На внесение записи отведено не более пяти рабочих дней со дня приема Росреестром соответствующего заявления.

Кроме того, предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, без проведения торгов на срок до пяти лет. Если же на один земельный участок поступят заявления от нескольких лиц, то будет проводиться аукцион.

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли. Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума , нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот - он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения - это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться .
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве - выпуск ФЗ" О ведении гражданами садоводства и огородничества...". с особенностями которого можно ознакомиться .
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться .


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ