Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.

Что такое любовь?

Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.

Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.

Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.

Философия любви

Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.

Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.

Виды

В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:

  • эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
  • филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
  • сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
  • агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
  • людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
  • мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
  • прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.

Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:

  • Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
  • Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
  • Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.

Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.

История возникновения и эволюция понятия

В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.

Античность

В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.

Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.

Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил , о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого . Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше . Сократ выделяет свою классификацию:

  • по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
  • по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.

В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.

Средневековье

В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.

Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.

Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.

Эпоха Возрождения

Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.

Новое время

Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: , Георг Фридрих Вильгельм , Людвиг Фейербах.

Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.

История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.

Восточная философия

На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.

Русская философия

В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.

Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.

Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.

Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.

Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.

Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Любовь многообразна и необъятна. Понять ее невозможно, но попытаться стоит. Это чувство может подарить вам незабываемое счастье или разочарование. Эта статья призвана помочь вам научиться управлять этим чувством, сохранять ее, понимать своего любимого человека, что поможет вам прожить счастливую жизнь с тем единственным, которого вы выбрали.

Толкование слова любовь

Понятие включает в себя множество разных, порой противоречивых значений: любить можно и лучшую в мире из женщин, и дело всей жизни, и жареную картошку. Христианская добродетель – это тоже любовь.

Это слово употребляют, когда имеют в виду:

Глубокое сердечное чувство («до гроба», «муки любви», «сгорать от любви», «платоническая, страстная, взаимная или безответная»);

Искреннюю привязанность (к детям, родителям, родине, животным);

Сильную увлеченность (к истине, искусству, спорту, знаниям);

Пристрастия (к деньгам, нарядам, сладкому, алкоголю и т.д.);

интимные отношения («любовные игры», «заниматься любовью», «любовные похождения», «гомосексуальная и гетеросексуальная любовь.

Что такое любовь с философской точки зрения

С древних времен самые изощренные умы человечества пытались объяснить феномен этого сильного чувства. Философов разных эпох объединяет общее мнение: любовь не исчерпывается проявлениями сексуальности . Эта способность человека, с точки зрения философии, является движущей силой и фундаментальным качеством человеческого бытия, вокруг которого выстраивается культура всего общества. Любовь вмещает в себя все высшие духовные ценности человечества: счастье, гуманность, свободу, справедливость.

Тема любви – предмет вечных размышлений и споров о том, почему жизнь без нее пуста и бессмысленна, а с ней – невыносимо трудна. Многие мыслители Древней Греции, в том числе и Диоген, видели в ней источник опасности, вносящий в жизнь беспорядок и смятение. Другие философы считали это чувство «восхитительнейшим благом», несущим красоту и гармонию.

Прагматичный Аристотель нашел в проявлениях любви пользу для становления семьи и совершенствования общества. Платон же наделял любовь божественной силой, благодаря которой всем смертным дается шанс преодолеть свое несовершенство. Высокие чувства, по его мнению, заряжают человека особой энергией Космоса. В своем знаменитом сочинении «Пир», великий идеалист дает первую философски осмысленную концепцию любви, очищенную от простого физиологического удовольствия.

Христианское понимание любви основывается на иудаистской и античной концепции, где на первый план выдвигается самопожертвование, дарение, прощение, забота. Весь Новый Завет дышит проповедью любви к Богу и его деяниям. Любовь к ближнему рассматривается как божественный наказ и обязательное качество христианина.

Евангелистское толкование находит свое развитие в учении Августина, которое представляет собой симбиоз христианского идеала с идеями неоплатонизма. Средневековый философ разделял любовь к Богу от земной (плотской). Исходной точкой доктрины Августина является безграничная (святая) любовь к Богу. Важнейшая добродетель – искоренение себялюбия и бескорыстная, братская, непохотливая любовь ко всем людям: «Всякого человека нужно любить ради Бога».

Центральное место в философии эпохи Возрождения занимает учение о красоте, а сама любовь определяется как желание красоты. Византийские гуманисты видели идеал любви в сочетании христианской caritas (милосердия, сострадания, жалости) с платоновским эросом.

Особую роль в философских размышлениях о любви играют труды философов XVIII - XIX вв. Гегель не считал любовь уникальным переживанием, а лишь взаимодействием двух людей, подчиняющимся законам этики и морали. И. Кант, напротив, был уверен в главенствующей роли этого чувства в судьбе индивида, поскольку только она свободно дополняет и сглаживает несовершенства натуры человека. Несмотря на несовпадение взглядов, все философы сходятся в одном: любовь требует от человека высоких нравственных поступков и ответственности не только за себя, но и за других людей. Еще одна сторона – совершенствование личности. Для любящего человека важно заслужить ответную реакцию. По словам К. Маркса, «любовь немощна» и не удалась, если «любовь не порождает любовь».

В русской философии любовь обладает своеобразным звучанием. Философские мысли о самом таинственном чувстве в трудах Флоренского, Достоевского, Толстого, Франка, Бердяева, Соловьева исторически связаны с моралью и христианским учением. Рассматривая различные аспекты земной любви, русские мыслители видят в ней отражение любви божественной, дарующей доброту, красоту и бессмертие.

Глубочайший философский анализ этической и нравственной стороны любви можно найти в трактате В.С. Соловьева «Смысл любви». Любовь, в его понимании, не ограничивается лишь субъективными переживаниями. Благодаря животворящей энергии этого чувства происходит активное преображение всего мироздания.

В противовес концепции западных философов (Шопенгауэра и Гартмана), рассматривающих любовь как хитрость природы, которая посредством полового инстинкта использует человека в качестве орудия размножения, Соловьев видит в половой любви высокое нравственное предназначение – формирование идеальной, целостной, абсолютной индивидуальности. Только сила любви способна преодолеть врожденный эгоизм, который ведет человека по пути самоотрицания и гибели личности.

При любовном соединении двух противоположных начал (мужского и женского) происходит слияние душ с Софией – источником божественной мудрости и гармонии. По убеждению Соловьева, человек с помощью чувства способен в своей душе соединить «греховную землю» и «божественное небо» в единое целое. В этом случае для него открывается путь к покорению вечности и бессмертию.

Любовь бесценна, поскольку

Через нее познается достоинство личности;

Благодаря ей открывается идеальный образ человека, обнаруживаются лучшие его качества, способности и таланты;

Без нее не представляется возможным подлинное единство и гармоничное слияние мужского начала с женским;

Она значима для жизни всего общества, поскольку является духовным катализатором для консолидации людей.

Психология любви и отношений

В конце ХХ века к разгадке феномена любви приступила психология. Душеведы подвергли анализу любовные сюжеты исторических и литературных героев, а также во всех подробностях изучали реальные истории своих современников с раннего детства, учитывая воспитание, состояние здоровья, особенности характера, творческий потенциал. Специалисты обратили внимание на то, что чувство может протекать по-разному: одни любят долго и крепко, другие – пылко с надрывом.

Оказалось, что многие «около любовные» страсти никакого отношения к самому светлому из человеческих чувств не имеют.

Наибольшую известность получила систематизация видов, предложенная Джоном Аланом Ли. Канадский психолог и социолог описал 6 типов любви, воспользовавшись греческой терминологией.

Как известно, для разных видов любовных чувств в Древней Греции использовались определенные слова: «агапэ», «эрос», «сторге», «людус», «филия», «мания».

Агапэ. Для такой - характерна жертвенность, самоотдача, отсутствие корысти, обожание и всепрощение любимого.

Эрос. Пылкая, восторженная влюбленность, ослепляющая человека и заставляющая его идеализировать предмет страсти. Для стабильных отношений любовь-эрос слишком иллюзорна и поверхностна.

Сторге. Деликатная, спокойная, нежная, склонная к компромиссам, любовь-сторге является идеальной для семейного счастья.

Людус. Любовные отношения, больше напоминающие игру, флирт, состязание. Любовники довольствуются поверхностными чувствами и не требуют серьезных обязательств.

Филия. В основе – безусловная духовная близость на фоне полного взаимопонимания. Такую любовь питает общность интересов, сходство взглядов и созвучие чувств.

Мания. Всепоглощающая, бурная страсть, граничащая с безумием. Одержимый любовью внутренне несвободен и болезненно зависим от объекта обожания. Мания всегда сопровождается эмоциональным напряжением, ревностью, душевной болью.

Джон Алан Ли выявил зависимость типа любовных отношений от воспитания, темперамента и духовной зрелости человека. Чаще приходится сталкиваться со смешанными видами любви, поскольку не бывает абсолютно одинаковых личностей.

По всем признакам титул настоящей любви заслуживают агапэ, сторге и филия, а вот остальные претендуют лишь на звание «неполноценной влюбленности» или даже представляют собой психологические отклонения. В любовные отношения по типу эрос, людус и мания обычно вступают люди с неадекватной самооценкой, подверженные повышенной ранимости и тревожности. Такие отклонения возникают у недополучивших душевного тепла в детстве из-за нерадивого воспитания.

Интересную трактовку понятие любви и собственную классификацию ее видов предложил Роберт Стернберг. Американский психолог разработал теорию трехкомпонентности, согласно которой в идеальной любви должны присутствовать три составных части:

1.Близость – единство двух людей, возникающее на почве сопричастности, общих ценностей и взаимопонимания.

2.Страсть – физическое, духовное и эмоциональное влечение к другому человеку.

3.Обязательства – ответственная готовность быть с другим человеком в разных обстоятельствах.

Из возможных сочетаний этих компонентов Стернберг описал 8 типов любовных отношений:

1.Истинная. Наличие всех трех компонентов рождает счастливый, крепкий союз, в котором присутствует общность интересов, яркая сексуальная жизнь и решимость поддерживать отношения.

2.Дружеская. Сочетание «близости» и «обязательства» при отсутствии «страсти» приводит к теплым и преданным отношениям, которые могут длиться десятилетиями. Такой тип обычно возникает, когда между любящими супругами постепенно угасает физическое влечение.

3.Роковая. Схема «страсть + обязательства» очень распространена в современной жизни. Однако без компонента «близость», возникающий союз лишен стабильности, и при угасании страсти обречен на разрыв.

4.Романтическая. При совпадении мировоззрений и наличии физической и эмоциональной притягательности могут сложиться довольно удачные отношения, у которых есть шанс превратиться в истинную любовь, если партнеры со временем будут готовы и к взаимным обязательствам.

5.Страстная. Присутствие одной страсти обещает бурную сексуальную жизнь. Однако такие отношения быстро достигают пика и идут на убыль и могут оборваться в любой момент, ведь партнеров не связывают общие интересы, и они ничем друг другу не обязаны.

6.Формальная. Однокомпонентная любовь, основанная лишь на взаимных обязательствах (например, в браке по расчету) иногда перерастает в крепкий союз. Так бывает, если люди со временем начинают испытывать друг к другу теплые чувства и благодарность, т.е. в их отношениях появляется второй компонент: близость.

7.Любовь-приязнь. Партнеры хорошо понимают, испытывают нежность, заботятся друг о друге, но в их отношениях нет страсти и преданности.

8.Отсутствие любви. Обычное взаимодействие людей, в котором нет ни страсти, ни обязательств, ни близости.

Что такое химия любви - научный взгляд

Исследования ученых почти доказали, что о таинственном чувстве можно говорить не только словами поэзии, но и на чисто научном языке.

С точки зрения химиков, высокая эмоциональность, повышенная сексуальность, энергетические всплески, свойственные влюбленным людям – это цепочка различных химических процессов.

Романтические отношения способствуют выработке особого вещества – 2- фенилэтиламина, который в «компании» с дофамином, норадреналином, окситоцином вызывает у человека полную палитру возвышенных чувств. Реакция мозга на такой «коктейль из гормонов» невероятно мощна: влюбленный ощущает небывалую эйфорию, подобную наркотическому опьянению.

Как найти свою любовь

Каждый человек испытывает потребность в любви, но многие из нас путают это состояние с реальной любовью, неосознанно навязывая себе привязанность к кому-то. Беда в том, что препятствия превращают эту псевдолюбовь в страсть, а удовлетворение уничтожает ее. Как найти свою любовь, которая обязательно должна быть такой же восхитительной, как у героя любимого романа?

Настоящая любовь – это подарок свыше, однако, чтобы ее сохранить нужно работать над собой, иначе любые отношения рано или поздно заканчиваются. Активный поиск партнера может увеличить ваши шансы встретить того самого человека, но в большинстве случаев это не так. Навязчивая идея найти любовные отнрошения, заставляет человека видеть в каждом своего потенциального супруга, невзирая на все его недостатки, что в итоге приводит к разочарованию.

Мы провели небольшой опрос и выяснили, что судьба сама находит возможности организовать нашу встречу с потенциальным возлюбленным. Почти каждый из опрошенных нами людей сказал, что его активные поиски партнера через интернет, в кинотеатрах, клубах и на выставках не увенчались успехом. Один встретил свою половинку на работе, другой – в очереди к стоматологу, а третий – в отпуске, хотя никогда не верил в серьезность курортных романов.

На вопрос, как обрести любовь, психологи зачастую отвечают, что нужно сначала самому начать ее дарить. Мы посетили пару семинаров и разобрались, что же они имеют в виду:

  • Любовь начинается внутри вас, то есть если вы сами к людям относитесь с добротой, пониманием, радушием, то они будут к вам тянуться и таким образом вы сами «приманите» свою вторую половинку;
  • Работайте над собой и сами станьте тем идеалом, которого хотите полюбить – подобное притягивает подобное;
  • Придумайте себе вдохновляющие аффирмации, вроде: «Я эффектна и красива, достойные мужчины готовы бороться за меня» или «Я мужественен и надежен, очень скоро мне встретится мудрая и любящая женщина»;
  • Визуализируйте себе образ потенциального партнера, чтобы максимально приблизиться к его реальному прототипу.

Большая любовь дается только тем, кто умеет любить, поэтому замените свое намерение «получить», намерением «дать». Учитесь отдавать свое тепло, заботу, ласку другому человеку. Отношения строятся на том, что люди все разделяют между собой – если у вас чего-то нет, то вам это с радостью даст ваша половинка.

Что такое реальная любовь

В древней Индии человеческую любовь делили на 3 составляющих: влечение души, порождающее дружбу, влечение ума, порождающее уважение и влечение тела, порождающее желание. Совокупность этих трех факторов создает в человеке непреодолимое желание быть рядом с объектом своего вожделения. Простой ответ на вопрос, любовь – это что, может звучать так: это тяга к всестороннему слиянию с любимым человеком.

Не смотря на такую простую трактовку этого чувства, люди часто путаются в своих ощущениях и не понимают, к кому испытывают настоящую искреннюю привязанность. В романах и мелодрамах все очень просто, но в реальной жизни нужно понимать, что разные люди любят по-разному. На это влияет темперамент, характер, воспитание, духовное развитие. Современная любовь может быть смесью заботы, сочувствия и деспотичности.

Если смотреть на чувство через призму темперамента, то стоит знать, что он предрасполагает к силе, глубине чувства. Например, любовь в жизни сангвиников встречается часто, так как они влюбчивы, флегматики долго ищут партнера и стараются сохранить свою близость. Меланхолики долго хранят теплые чувства, а холерики в силу своей вспыльчивости и категоричности могут разорвать отношения при первом же скандале.

Воспитание и характер человека определяют то, как он будет проявлять чувства любви, сколько это будет длиться, насколько многообразными будут отношения. Сильные люди довольно жесткие – они берут на себя ответственность за своих партнеров, опекают их, подчиняют, могут даже тиранить. Такой супруг строг, но при этом очень надежен. Другой тип людей любит через восхищение – постоянно одаривает своего возлюбленного комплиментами, восторгается им.

Есть люди, чувства которых базируются на жалости, сострадании, родительской нежности. Они бесконечно терпеливы, снисходительны и понимающие. В большинстве случаев эти 3 вида проявлений любви смешиваются в разных пропорциях. Проблема любви между партнерами часто обусловлена именно тем, что они любят по-разному. Например, женщина хочет, чтобы ее опекали, а мужчина осыпает ее комплиментами. Он-то ее любит, но по – своему, однако постоянно слышит упрек, что не ощущает она этого.

Для счастливой жизни важна не только совместимость в любви, но и терпение. Человек, одержимый идеей найти себе партнера склонен видеть его в каждом, кто ему понравится. Мы подвержены тому, чтобы тем, кто нам симпатичен, приписывать достоинства, а тем, кто неприятен – недостатки. Прожив некоторое время вместе, такие пары начинают удивляться тому, что сами не хотели замечать друг за другом ранее.

Истинная любовь – она иррациональна, то есть не учитывает всех факторов, которые необходимы для создания благополучного брака. Мы влюбляемся и в своей эйфории не замечаем, что у нас с партнером разнятся взгляды на жизнь, характеры, видение многих вещей. Впоследствии это несовпадение становится все более ощутимым и значительно осложняет жизнь пары. Жить в любви для многих значит жить в стрессе , так как это чувство подразумевает войну гормонов, характеров и темпераментов.

О любви можно много говорить и все равно не научиться ее определять и управлять ею. Например, любовь и дружба для многих являются взаимозаменяемыми понятиями. Речь идет не о том, что подругу любят как сестру, а о мужчине и женщине. Они могут иметь сексуальные отношения, но при этом быть друзьями, представляясь всем парой. Также они могут, якобы дружить, не имея телесной близости, но испытывать платоническую любовь. Это чувство настолько многообразно в своих проявлениях, что его подчас действительно невозможно определить. Одно отметить стоит точно длительной любви в браке без дружбы существовать не может.

Реальная любовь и отношения зачастую не такие, какими нам хотелось бы их видеть, так как все люди разные и в них сочетаются разные достоинства и недостатки – крайне сложно найти идеал, а еще сложнее не потерять к нему интерес. Любовь в человеке нужно разжигать и поддерживать этот огонь долгие годы, если хочется «один раз и на всю жизнь».

Как отличить страсть от любви

Если страсть и любовь дополняют друг друга, то отношения пары становятся идеальными. В большинстве случаев второе чувство возникает при переживания первого. Многие путают страсть с любовью, что приводит к разочарованию. Давайте разберемся, как отличать эти два прекрасных чувства.

Что такое страсть и как ее распознать

Это необузданное, безотчетное влечение к избраннику, противостоять которому крайне сложно. В таком состоянии человек не способен рассуждать, трезво оценивать своего партнера. Он ощущает гамму разных чувств, большинство из которых положительные, что и создает иллюзию любви. Такое состояние возникает из-за гормонов, которые рано или поздно приходят в норму и страсть себя исчерпывает. Нередко после нее человек чувствует себя изможденным и опустошенным.

Физически страсть проявляется следующим образом:

  • Учащенно бьется сердце;
  • Дрожат конечности;
  • Расширены зрачки;
  • Человека бросает то в холод, то в жар;
  • Тело не может прийти в состояние покоя;
  • Возникает внезапное сексуальное возбуждение.

Страсть провоцирует определенное поведение:

  • Возникновение необычных желаний, чаще позитивных, например, инициатива заняться собой, стать волонтером, изменить мировоззрение;
  • Человеку хочется стать частью жизни своего возлюбленного, постоянно находиться рядом с ним, осязать его, каждую свободную минуту звонить ему;
  • Непреодолимое желание сексуальной близости.

Ощущая неконтролируемую жажду быть с любимым, человек забывает о его потребностях, что может весьма испортить отношения в паре. Также это состояние пагубно сказывается на его организме, так как он не может найти состояния покоя, постоянно испытывает стресс. Страстью нужно уметь управлять, например, реализовывать свои позитивные желания, давать свободу объекту своего вожделения, наполнять секс чувственностью – это позволит перерасти бурному влечению в любовь.

Определение любви

Ее отличает длительное возникновение, так как страсть спонтанна – это она возникает с первого взгляда. Любящий человек думает о своем партнере, заботится о нем, хочет сделать его счастливым, готов ради него чем-то пожертвовать, но все это без фанатизма и поглощения его энергии. Химия любви не существует в отличие от страсти, так как это чувство не проявляется такими гормональными всплесками, гаммой разнообразных эмоций.

Любить – значит опекать, заботиться, переживать, помогать. Она является не только действием, но и результатом взаимоотношений. Длительное общение, постоянная поддержка, терпение, забота – это помогает любви родиться, страсть же возникает спонтанно и необъяснимо. Последнюю характеризует желание обладать кем-то, а смысл любви в том, чтобы быть другом, соратником, любовником.

Физически любовь никак не проявляется – тело человека спокойно, разум трезв, но есть характерные черты поведения:

  • Желание заботиться и опекать возлюбленного;
  • Страх причинить ему боль;
  • Стремление создавать для него комфорт, независимо от своих потребностей;
  • Трезвое осознание недостатков партнера и примирение с ними.

Важно уметь различать любовь и страсть, так как неправильная трактовка своих ощущений может сыграть злую шутку. Без страсти жить также сложно, как и без любви, она нужна в отношениях, но не является приоритетной, так как ничего кроме сумасшедших воспоминаний на пепелище отношений после себя не оставит.

Любовь мужчины и женщины - в чем разница

Мужчины и женщины разные, добавить к этому еще индивидуальность характера каждого человека, и получится, что крайне сложно определить, потребность в какой любви испытывает наша вторая половина. А ведь от удовлетворения столь важных и обоюдных желаний зависит качество и длительность отношений, счастье пары.

Что такое мужская любовь

Она не поглощает всю его жизнь, это лишь ее часть, наравне с карьерой и другими важными делами. Мужчине проще жить одним днем, то есть, чтобы у него была любимая женщина, с которой ему хорошо и просто без каких-либо лишних требований, упреков и прочего. Для него времяпрепровождение с женщиной – это зона отдыха, в которой он может отвлечься от работы и всего, что ему надоело.

Мужчина в любви хочет получать заботу, интим, ласку – наслаждаться своим общением с возлюбленной и не тратить время на разговоры об отношениях, к чему так стремятся женщины. Он знает, что любит ее и считает, что показывает это поступками, подарками. Отсутствие безумств или частых свиданий не является доказательством мужского безразличия, так как для него романтика не является обязательной частью жизни.

Чего ждет мужчина от любимой женщины

  • Восхищения. Если оно будет, то и ваш избранник будет стараться соответствовать вашему идеалу;
  • Понимания, поддержки и спокойствия в сложный период. Все, что ему нужно от женщины – это одна фраза, вроде: «Ты справишься, и это знаю наверняка!». После этого мужчину следует оставить в покое и не отвлекать его от решения проблемы;
  • Заботы. Если мужчина заболел, то он хочет, чтобы о нем заботились, как это в детстве делала мама. Тогда он гораздо быстрее выздоровеет и будет вам бесконечно благодарен за такую чуткость;
  • Простых просьб. Чем сложнее вы завуалируете свое желание, тем больше вероятности, что его не исполнят, так как мужчине проще выслушать прямую просьбу и выполнить, нежели тратить время на догадки;
  • Что вы не перестанете так же тщательно ухаживать за собой после свадьбы. Мужчины любят хвастаться своими женщинами, если те того заслуживают;
  • Свободы. Не нужно критиковать его друзей, гнать его в ЗАГС и всеми доступными методами усаживать его рядом со своим каблуком.

Что такое женская любовь

Для слабого пола любовь важна, как воздух, поэтому она является неотъемлемой частью жизни девушки, начиная с периода влюбленностей. Это чувство ее вдохновляет на многие поступки, самосовершенствование. Женская любовь к мужчине проявляется следующим образом:

  • ОН для нее становится единственным. Она ограничивает общение с другими личностями противоположного пола, как с таковыми, так как для нее теперь в целом мире существует только один мужчина;
  • Женщина готова подарить себя возлюбленному всю до остатка – посвятить ему все свое время. Она будет искать с ним встречи, и стараться максимально увеличить количество свиданий;
  • Девушки в любви очень заботливы. Помимо того, что они обеспечивают мужчинам уют, они за них очень переживают, если те где-нибудь задерживаются или даже просто приходят домой в плохом настроении;
  • Девушки говорят о любви к мужчине, гордятся ею и своим избранником, хвалят его, восторгаются. Если мужчина способен что-то сделать по дому или обладает каким-то талантом, то любящая женщина будет постоянно обращаться к нему за помощью и демонстрировать всем, какой он умелец;
  • Любовь к парню не оставляет секретов в паре со стороны девушки, так как она полностью доверяет своему избраннику и делится с ним всем. Для женщины это очень интимно, она может рассказать мужчине самые сокровенные вещи. Ее доверие многого стоит.

От мужчины женщина хочет получать заботу, помощь, чувствовать, что ее ценят. Очень важно обсуждать свои потребности с партнером, так как разные желания приводят к непониманию в паре. Хорошая жена ухаживает за собой и мужем, создает ему дома комфорт, а хороший муж оказывает своей женщине достаточное количество внимания и заботится о ней. Объяснить это гораздо сложнее, поэтому однополая любовь часто оказывается намного более счастливой, чем разнополая.

Нужна ли в браке любовь и как ее сохранить

Большинство людей создают семью, испытывая любовь или нечто подобное, есть и те, что женятся по расчету. Возникает два вопроса: как сохранить любовь и можно ли обойтись вообще без нее? Знание ответов на них может помочь многим семьям остаться единым целым.

Как вернуть былые чувства. Каждому из партнеров нужно работать над собой, развиваться, быть интересным для супруга. Вы должны нравиться и другим людям, чтобы вызывать ревность и восторг у своей половине. Свадьба – это не финиш, а старт в долгую совместную жизнь, насыщенность которой нужно обеспечивать самостоятельно. Помимо саморазвития важно воспитывать в себе доброжелательность, чуткость, сдержанность и уживчивость. Любовь и семья немыслимы без взаимного доверия и уважения.

Немаловажна для супругов и личная свобода, которая позволит им отдыхать от обыденности, заниматься собой и скучать по любимому человеку. Стоит делать совместные «открытые» дни, когда каждый занимается тем, чем хочет. Помните, что с короткого поводка легче сорваться, чем с длинного, поэтому не ограничивайте свободу своего партнера и не позволяйте ему этого.

Многие браки разрушаются из-за того, что возлюбленные неправильно представляют себе семейную жизнь – она им кажется легкой и не предполагающей никаких усилий. Груз новых обязанностей может оказаться неподъемным, что и разрушает брак в первый год его существования. Любовь и чувства – это не единственное, что необходимо для создания семьи.

Прежде, чем завязывать серьезные отношения важно заведомо обсудить с потенциальным супругом все важные в семейной жизни аспекты: отношение к детям, желание строить карьеру, количество времени, требуемого для отдыха, средний годовой доход и жизненные цели. Эта информация поможет вам понять, насколько человек подходит именно вам, ведь вы тоже имеете определенное видение совместной жизни. Несовпадение взглядов на будущее, которое своевременно не обсудили, потом обернется болезненным разрывом отношений.

По сути, любовь в браке не кончается, если люди продолжают хранить верность, считаться друг с другом – она развивается и становится более глубокой, переходит на новые уровни, хотя многие этого не понимают и думают, что все давно закончилось. Важно создавать атмосферу страсти, подпитывать отношения новыми идеями совместного отдыха, какими-то увлечениями.

Для сохранения любви люди должны быть друзьями и соратниками, иметь общие яркие воспоминания. Совместное переживание стресса тоже очень сближает и укрепляет семью. Отношения двоих – это не только радость и дары, это еще и жертвы. Тема любви в браке обширна, однако любые советы сводятся к тому, что нужно иметь терпение в любой ситуации, желание сохранить отношения и безустанно доказывать своему супругу свою исключительность и незаменимость.

Брак по расчету. Вариант семьи без любви между мужчиной и женщиной не самый худший в современном мире. Люди строят свои отношения на уважении, общих интересах. Они меньше ругаются, не ревнуют друг друга и ни в чем не ограничивают, уступают, когда этого требует ситуация. Как ни странно, но из таких партнерских отношений часто рождается любовь на почве бесконечного взаимного уважения и благодарности за понимание.

Такие браки гораздо прочнее, так как люди выбирают себе партнера, руководствуясь рассудком, а не страстью. Они смотрят на свою потенциальную семью в долгосрочной перспективе и понимают, с кем им и их детям будет наиболее комфортно. И все же нередки разводы и в таких семьях, так как человеку сложно принять тот факт, что не смог он дождаться любви, о которой так мечтал.

О любви и измене

Довольно часто в любящих парах возникает третий человек, с которым произошла измена одного из партнеров. Несомненно, для другого это очень болезненно, а первый не находит себе места, пытаясь загладить вину. Измену может спровоцировать нелепая ситуация, размолвка, при том, что люди действительно очень дороги друг другу. В таком случае нельзя говорить, что это не любовь – каждый может ошибиться.

Что делать в такой ситуации? Психологи советуют максимально быстро забыть об этом и всячески заставлять вести себя так, как будто ничего и не было. Те, кому это удается, утверждают, что отношения через данное испытание действительно вышли на новый уровень и никогда они еще не были так близки друг с другом.

Иным людям сложно простить и снова начать доверять, они не могут искоренить обиду из своего сердца. В этом случае должно пройти время, но скорее всего, понадобиться помощь психолога, так как паре будет сложно проявлять свои чувства из-за недоверия, болезненных воспоминаний.

Куда и почему уходит любовь

Возраст любви не ограничен, но это касается только тех пар, которые занимаются развитием своих отношений, в иных случаях чувства себя исчерпывают. Живя долгое время вместе, люди начинают все меньше восхищаться друг другом и это главный враг любви. Им все пресыщается, отсутствует новизна в отношениях, супруги демонстрируют друг другу неряшливый вид и отсутствующее желание что-либо менять.

За несколько лет такое поведение приводит к тому, что любовь умирает, исчезает сексуальное влечение между партнерами, оба понимают, что деградируют и винят в этом друг друга. Однако если вспомнить, как все начиналось, то отношения были весьма перспективны, если бы мужчина и женщина стремились к самосовершенствованию. Многие говорят «любовь живет три года», однако это касается только тех пар, которые не умеют ее распалять, интересовать своего партнера.

Как вернуть любовь в отношениях

Любовь может исчезнуть по разным причинам и возобновить ее очень непросто, однако возможно. Для начала нужно понять, стоит ли это того или лучше отдохнуть от отношений, а после встретить другого человека? Если вы хотите вернуть бывшую любовь, то нужно признаться себе во всех своих ошибках и быть готовым все исправить. Даже, если виноват вроде партнер, например, он вам изменил, то возможно вы вели себя неправильно: были слабохарактерным, не учитывали сексуальных пожеланий своей второй половины?

Следующий этап – это продолжение общения, ненавязчиво нужно снова проникнуть в жизнь любимого человека. Не стоит вспоминать то, что было, разве что только для того, чтобы искренне извиниться. Далее от вас уже ничего не зависит: человек или захочет возобновить отношения, или нет.

В случае, когда любовь угасает в браке, нужно ее распалять воспоминаниями, неординарными поступками, новым образом. Ваши изменения сподвигнут и супруга совершать какие-либо действия. Изменяться к лучшему никогда не поздно, особенно если это делается во имя любви.

Столько написано о чувствах двоих, и все равно так сложно управлять собой, когда нужно налаживать отношения, прощать, проявлять терпение – сохранять и развивать любовь. Хотим вам пожелать мудрости и удивительных переживаний со своим любимым человеком. Берегите любовь!

Взгляды философов на любовь

Любви покорны не только все возрасты, но и все люди, все времена и все эпохи без исключений. И всегда находились люди, которые писали труды о любви, пытаясь осмыслить это неземное чувство. Одним из таких людей был Аристотель. В своем труде «Этика к Никомаху» он писал о добродетели и затрагивал тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась «филией». Аристотель утверждал, что в душе есть три вещи - страсти, способности и устои. Страстями, или переживаниями, философ называет влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь - вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Значит, любовь вызывает либо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувства сразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимно исключающимися. Способности - это то, благодаря чему мы считаемся подвластными страстям, благодаря чему нас можно, например, разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои, или склад души, - это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями, например гневом: если гневаемся бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо.

Еще одну мысль Аристотель высказал о происхождении любви. Он считал, что «филия» заложена в человеке изначально, что она является творением природы. Первая любовь в жизни человека, это любовь к главе семьи («В домочадцах заложена любовь к главе семьи»). В семье все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи.

Аристотель резко разводил понятия «эрос» и «филия», для него они противоположны по своему значению. «Филия» - это духовный покой, а «эрос» скорее страсть. «Филия» очень ценилась Аристотелем, по его мнению, «это самое необходимое для жизни». Он её ставит даже выше, чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде»,- утверждал философ.

Френсис Бэкон, английский мыслитель позднего возрождения, с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой - уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её тщательному разбору.

Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной», -считал философ.

Рассуждая о земной любви, он не хвалил её, но и не порицал, так как не имел достаточных оснований на то или иное. Он выделил два ряда аргументов - за любовь и против нее.

«За любовь выступают следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть - наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества.

Против любви: любовь хороша на сцене - в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».

Ф. Бэкон считал, что вырасти этой безумной страсти в себе позволяет лишь слабый человек. Есть даже поговорка «невозможно любить и быть мудрым», и именно на эту поговорку опирался мыслитель. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте, раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Ф. Бэкон не был против «земной» любви, он был против только её чрезмерности и безумия.

Рене Декарт - французский философ и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Его научный подход заключался в использовании рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания. Прежде всего, следуя своим методам, философ выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Р. Декарта, простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорил: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добро тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».

«Самое главное желание человека (обладать любимым) вызывается воображаемым совершенством представителя другого пола». Р. Декарт утверждал, что есть у всех определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется ему наивысшим благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной-единственной, так как по природе этого достаточно. И философ замечал, что именно эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов. Он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он считал, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия». Такова была научная теория любви Рене Декарта.

Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.

Иммануил Кант прежде всего провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к Богу) и любовью «патологической» (то есть чувственным влечением). Он стремился утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности, и поэтому занял достаточно трезвую позицию в вопросах отношений между полами, соответствующую его скептическим представлениям об окружающем мире и подкрепленную холодными наблюдениями одинокого холостяка. В «Метафизике нравов» (1797) И. Кант рассматривал явление любви с этической точки зрения и только. «Любовь понимается здесь не как чувство (не этически), то есть не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь-симпатия; любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние». Следовательно, для философа любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя бы он заслуживал мало уважения» фактически было одним и тем же. Это долг, моральное обязательство, и только.

И. Кант утверждал, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого больше, чем тот его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Философ считал важным то, что между людьми всегда должна оставаться дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для И. Канта вещь недопустимая. По иному быть и не может, ибо любовь - это долг, хоть и добровольная, но обязанность человека.

Иоганн Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и размышлял о любви как об объединении «Я» и «Не Я» - двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Позиция И. Фихте весьма жесткая: несмотря на то, что брак и любовь - это не одно и то же, не должно быть брака без любви и любви без брака. В сочинении «Основы естественного права на принципах наукочтения» (1796) философ создал установку единства физиологического, морального и юридического аспектов в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине - абсолютная пассивность во всех сферах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание - вот что уготовил ей И. Фихте. Будучи радикал-демократом, философ всей своей радикальности придает сугубо мужской характер, давая этому философское объяснение, основанное на строении всего мира: «Разуму свойственна абсолютная самодеятельность, а страдательное состояние ему противоречит и целиком его оттесняет».Причем «разум» - синоним мужского начала, а «страдательное состояние» - женского.

Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь «принципом наивысшей значимости», в противовес И. Фихте признавал равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергал Ф. Шеллинг и миф о существовании «третьего пола», который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь «половинкой». В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием овладеть любимым, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло.

Понимание любви Георга Гегеля нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменялось. Зрелые работы философа представляют собой наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.

Г. Гегель решительно отрицал всякий мистицизм в любви. В его понимании, субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь и становится ее проявлением, ведь любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.

В «Лекциях по эстетике» философ высказал резко отличавшееся от только что приведенных размышлений представление о любви. На сей раз он отличал подлинную любовь как глубоко индивидуализированное обоюдное чувство от любви религиозной и от стремления к наслаждениям, выше которых ни средневековые, ни античные философы не поднимались. «Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря чему субъект снова находит себя и приобретает начало самостоятельности, самозабвение, когда любящий живет не для себя и заботится не о себе - это и составляет бесконечность любви». Примечательно и то, что в этом труде Г. Гегель отказывается от стереотипа о неравноправии полов и говорит о том, что женщина в любви - далеко не «растение», а мужчина - не «животное». «Любовь прекраснее всего в женских характерах, ибо в них преданность, отказ от себя достигает наивысшей точки», - писал философ, признавая эстетическое превосходство женщины в любви.

Школу гегелевского понимания человеческих отношений прошел и немецкий материалист середины XIX века Людвиг Фейербах, ярко показавший величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.

С точки зрения философа, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из всех человеческих чувств Л. Фейербах особо выделял чувство любви. «Любовь есть познание личности». «Есть только одно зло, - писал он, - это -эгоизм; и только одно благо - любовь. Любовь делает человека Богом и Бога - человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.»

Л. Фейербах попытался создать учение о морали, полностью основанное на принципах биопсихической чувственности. Поэтому он считал, что «половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали». По этой причине его этика ориентируется прежде всего на достижение чувственного счастья. Любовь по Л. Фейербаху и символ единства человека с человеком, и стремление людей к совершенству. Здесь соединялись объективное и субъективное, познавательное и предметное. Такое расширенное представление позволило философу превратить любовь в главную социологическую категорию. Он обожествлял самого человека и отношения людей между собой, выводя их из потребности «Я» и «Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости в смысле половой любви. И только на это наслаиваются все остальные производные потребности людей в общении и совместной деятельности. Л. Фейербах отрицал первостепенную значимость личности, считая, что она слаба и несовершенна. И только «муж и жена, соединившись, представляют собой совершенного человека», то есть любовь сильна, бесконечна, вечна и делает людей полноценными.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению философа, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Человек у Л. Фейербаха должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места предметно-практической деятельности. Л. Фейербах - материалист, но жизнь людей в его материалистическом учении проходит в созерцании природы и сердечном общении Я и Ты.

Любовь глазами женщин и мужчин

Я считаю, что в отношениях полов всегда будут разногласия по поводу любви. Ведь мужчины и женщины видят мир по-разному, то, что кажется ключевым женщинам, является второстепенным для мужчин. Так и с этим прекрасным чувством. Не зря же люди придумали выражение «мужчины с Марса, женщины с Венеры».В чем же разница представлений о любви мужчин и женщин?

Любовь мужчины, в отличие от любви женщины, больше сводится к физиологической потребности. Любовь женщины сильнее и выше, она наполнена духовностью. Вот почему женщина моногамна, а мужчина полигамен.

Для мужчин любовь неоднозначна. Существует множество мужских подходов к любви. Для кого-то главное, чтобы женщина любила его, для кого-то важен исключительно, кому-то нужна домохозяйка, которая и обед приготовит, и рубашку погладит. Все мужские подходы к любви справедливы и обоснованы. Ведь женщина всегда более открыта, чем мужчина.

Мужчины не любят копаться в себе и анализировать свои чувства. У мужчины нет потребности в ежедневных свиданиях. И это вовсе не говорит о его нелюбви, просто он не видит необходимости встречаться так часто. Из чего же любовь мужчины? Она состоит из трех составляющих: страх потерять любимую, желание о ней заботиться и восхищение ею.

«Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться. Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят» (В.О. Клочевский)

Женщины, в основном, представляют себе любовь, как взаимоотношение двух людей, уважение и понимание - это главное в любви по мнению женщин. По женской логике, мужчина должен оберегать женщину, дарить подарки, защищать и так далее. Женщине всегда хочется слышать приятные слова в её сторону, ей нравится получать подарки от любимого человека, нравится, когда за ней ухаживают и оберегают.

Женщины благодарны за любовь, мужчины требуют благодарности.

Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, не существует таких доказательств.

любовь влюбленность чувство

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви - в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви - в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви - «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ