МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ . Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.
МРОТ применяется для:
После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.
Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).
С 1 января 2019 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до11 280 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального пособия на ребенка до 1,5 лет.
С 1 июля 2017 года будет утверждён новый МРОТ, который будет действовать на территории Российской Федерации. В данной статье мы расскажем Вам, как увеличение МРОТ повлияет на жителей нашей страны: изменится ли размер пособий и реальный уровень зарплат.
Новый размер МРОТ с 1 июля 2017 года составит 7 800 рублей
Здесь стоит выделить следующее, когда оклад работающего гражданина составляет меньше установленного МРОТ, он имеет полное право жаловаться и требовать повышения согласно ст. 129 ТК РФ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), начисляется по следующим пунктам:
Премиальные за работу.
Выплаты в виде компенсаций, которые стимулируют работников.
Ежемесячная премия.
Общая сумма всех выплат с повышением МРОТ с июля 2017 года.
1. Стаж сотрудника должен составлять около полугода его трудовой деятельности.
2. Когда оплата труда ниже минимального оклада.
В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:
размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;
минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:
правительства города Москвы;
объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).
после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;
если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;
Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы | Размер минимальной заработной платы (руб., в месяц) |
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы |
---|---|---|
с 1 ноября 2018 г. | 18 781 | Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП |
с 1 мая 2018 г. | 18 742 | |
с 1 января 2018 г. | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 01.10.2017 | 18 742 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП |
с 1 июля 2017 г. | 17 642 | " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП |
с 1 октября 2016 г. | 17 561 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП |
с 1 января 2016 г. | 17 300 | "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015 |
с 1 ноября 2015 г. | 17 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015) |
с 1 июня 2015 г. | 16 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015) |
с 1 апреля 2015 г. | 15 000 | |
с 1 января 2015 г. | 14 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 |
с 1 июня 2014 г. | 14 000 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014) |
с 1 января 2014 г. | 12 600 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 |
с 1 июля 2013 г. | 12 200 | |
с 1 января 2013 г. | 11 700 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012 |
с 1 июля 2012 г. | 11 700 | |
с 1 января 2012 г. | 11 300 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011 |
с 1 июля 2011 г. | 11 100 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011) |
с 1 января 2011 г. | 10 400 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 |
с 1 мая 2010 г. | 10 100 | |
с 1 января 2010 г. | 9 500 | "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009 |
с 1 сентября 2009 г. | 8 700 | |
с 1 мая 2009 г. | 8 500 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 января 2009 г. | 8 300 | "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008 |
с 1 сентября 2008 г. | 7 650 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008) |
с 1 мая 2008 г. | 6 800 | "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 |
с 1 сентября 2007 г. | 6 100 | |
с 1 мая 2007 г. | 5 400 | "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006 |
с 1 сентября 2006 г. | 4 900 | |
с 1 мая 2006 г. | 4 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005 |
с 1 октября 2005 г. | 3 600 | |
с 1 мая 2005 г. | 3 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004 |
с 1 октября 2004 г. | 2 500 | |
с 1 мая 2004 г. | 2 000 | "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003 |
со 2 полугодия 2003 г. |
1 800 | |
с 1 января 2003 г. | 1 500 | "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002 |
с 1 сентября 2002 г. | 1 270 | |
с 1 января 2002 г. | 1 100 | "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001 |
(извлечение)
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:
2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.
2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.
2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).
2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.
2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.
2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.
2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.
2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.
2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)
2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.
В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:
3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.
3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
Важная новость о минимальной заработной плате. В 2017 году уровень минимального размера оплаты труда будет проиндексирован в июле, а не в январе. При этом повышение предусмотрено всего на 4%, вместо обещанных 17,33% от последнего установленного значения в 7,5 тысяч рублей.
Еще в конце декабря 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, направленный на повышение МРОТ. Правительство предложило увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 июля 2017 года на 4% до 7 800 рублей. Традиционного повышения МРОТ с 1 января в 2017 году в результате не было. Как не будет и его повышения на 17,33%, анонсированного перед выборами в сентябре. Тогда вице-премьер правительства России по социальному блоку Ольга Голодец рассказала журналистам, что в бюджете на 2017 год уже заложен новый уровень МРОТ.
Оказалось, что денег на такие излишества в бюджете нет и увеличение минимальной зарплаты возможно только на уровень фактической инфляции по итогам 2016 года, а именно на 4%, и только летом. Возможно, такое решение также связано с заботой о предпринимателях, поскольку при увеличении МРОТ с 1 января на 17,33%, размер страховых взносов для них вырос бы сразу на 42%. Рост МРОТ в июле 2016 года отразился на размере страховых взносов только в 2017 году, когда взносы "за себя" составили примерно 28 тысяч рублей в год вместо 23 тысяч рублей, которые предприниматели платили в 2016 году. Правда, в Минфине уже побеспокоились об этом и законопроект о заморозке МРОТ для этих целей на два года.
При рассмотрении на профильном комитете Госдумы депутаты отметили, что:
Новый закон касается примерно 890 тысяч человек, из которых 72% заняты в бюджетном секторе.Увеличение на 300 рублей лучше. Хотя первоначально Министерство настаивало на индексации в размере 5,2%. Но ситуация с бюджетом сложная. Кроме того, в 2016 году удалось сделать серьезный шаг, повысив МРОТ почти на 21%.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается Правительством РФ ежегодно на основании. В закон вносят поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, а потом подписывает Президент России. Обычно изменение МРОТ происходит один раз в году, однако, в 2016 году этот показатель дважды:
Рост МРОТ в июле 2017 года не отразится на величине страховых взносов, поскольку законодательством предусмотрен только однократный перерасчет в течение календарного года. Об этом предпринимателей ранее
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования заработной платы, определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и для иных целей обязательного социального страхования. О величине МРОТ в 2017 году расскажем в нашей консультации.
Применяемая в первом полугодии 2017 года величина МРОТ составляет 7 500 рублей. Она была установлена ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ и действует еще с 01.07.2016.
Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года предусмотрено ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ . Минимальный размер оплаты труда с указанной даты увеличивается на 300 рублей и составит 7 800 рублей.
Трудовым законодательством установлено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер регионального МРОТ. Он не может быть ниже федерального МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Применение региональной величины МРОТ обязательно в отношении всех работников соответствующего субъекта, кроме работников организаций, которые:
В г. Москве региональный МРОТ с 01.01.2017 сохраняется в размере 17 561 рублей. Указанная величина минималки действует с 01.10.2016 (Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015 ,