При изучении права возникает закономерный вопрос, что такое санкции? Тема эта очень связана с . Поэтому посмотрите статью по линку.
Санкция это структурный компонент правовой нормы. Обычно, санкции ассоциируются у ребят с чем-то негативным, с тем что кого-то наказывают. Вот, например, после Евросоюз и США наложили [в штаны] на Россию экономические санкции. Понятно, что теперь слово «санкции» ассоциируются с чисто негативными явлениями. Но так бывает не всегда. Но, вернемся к разговору, что же такое санкции?
Санкция — это мера воздействия на субъект права, предусмотренная за нарушение диспозиции. Санкция — один из трех компонентов : гипотезы и диспозиции. Например, в норме прописана диспозиция, что каждый гражданин обязан вести себя пристойно, уважительно по отношению к окружающим — это диспозиция. В тоже время в административном праве существует санкция за непристойное поведение.
Например, за мат в общественных местах, равно как и за распитие спиртных напитков предусматривается штраф. Штраф — это, понятно, и есть санкция.
Санкции бывают позитивные и негативные. Позитивные санкции — поощряют субъект права за исполнение правовых норм. Например, присвоение звания почетный гражданин — является позитивной формальной санкцией.
Негативные санкции, как вид санкций, характеризуется карательным характером. Цель такой санкции — покарать, наказать виновного, осужденного судом. Понятно, что к негативным санкциям относятся: штрафы, ограничение свободы, лишение свободы, изъятие орудия правонарушения и прочее.
Кроме того, санкции бывают формальные и неформальные. Формальные санкции, также как и нормы, выражены в официальной форме: например, выговор, штраф, лишение свободы имеют формальный характер. Потому что они, как правило, вынесены судом, имеют формальное закрепление в решении или приговоре суда.
Неформальные санкции, как правило нигде официально не закреплены. Такими санкциями могут быть: устные замечания (негативная неформальная санкция), или аплодисменты (неформальная позитивная санкция). Или сказали вам: «Молодец, Вова, сдал ЕГЭ на 100 баллов!». Это тоже неформальная позитивная санкция.
Существуют и другие критерии выделения видов санкций. Например, по характеру санкции делятся на: пресекательные, восстановительные, карательные, определенные, альтернативные, простые и сложные.
Пресекательные санкции — лишают субъект права возможности дальше осуществлять свою деятельность. Например, лишение специального права в административном праве. Или лишение права занимать определенные должности, в уголовном.
Восстановительные санкции — реабилитируют нарушенные ранее права субъекта. Вот например, были сталинские репрессии, а потом жертв репрессий реабилитировали... правда к жизни людей уже не вернешь.Но все равно такие санкции в действии.
Карательные санкции — наказывают субъект права за правонарушение или преступление.
Определенные — содержат конкретные наказания. Например, за мат — штраф 300 рублей.
Альтернативные — содержат разные наказания. Например за может быть либо штраф, либо лишение свободы, — это, понятно, альтернативная санкция.
Думаю, все стало вам понятнее, и мы в этой статье дали полный ответ на вопрос: что такое санкции. Подписывайтесь на новости сайта.
С уважением, Андрей Пучков
Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности. Как отмечается в юридической литературе, применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения норм права.
В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других - девять, говоря о наличии подстадий и др.
Это связано с тем, что одни авторы объединяют ряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию (подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в то время как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий (исходя из того, что стадия - это и есть одно из логически последовательных действий правоприменения).
С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующие основные стадии процесса реализации юридических норм:
Санкция - это понятие как элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).
Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.
Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению.
В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.
Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
На примере таблицы мы видим прямую связь:
В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды. Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба).
Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.
Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.).
Назначение указанных мер - устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.
По степени определенности (т. е., по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.
Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел.
Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.
Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.
Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Правовые санкции (от латинского sanctio - строжайшее постановление) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.
Так, О.Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.
Правовые санкции имеют такие основные значения:
Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают следующие санкции:
Рассмотрим сущность санкций по отраслевой принадлежности:
1. Конституционно-правовым санкциям присущ целый ряд особенностей, которые определяются характером общественных конституционных отношений. Важнейшие из них - профилактические, организующие и воспитательные назначения таких санкций.
Круг субъектов, которые уполномочены применять конституционно-правовые санкции - это, прежде всего, народ, территориальные общины (население административно-территориальных единиц), органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Способы формализации (законодательного закрепления) конституционно-правовых санкций также отличаются немалым рядом особенностей. Во многих случаях такими есть прямое указание на ответственность органов государственной власти, должностных лиц, отмена правовых актов, которые противоречат Конституции и законам, и тому подобное.
Существует целый ряд особенностей применения конституционно-правовых санкций. Некоторые из санкций, например досрочное прекращение полномочий, применяются вместе с уголовно-правовыми санкциями (при совершении народным депутатом преступления и обретении законной силы обвинительным приговором относительно него). Нередко основанием применения конституционно-правовых санкций есть такие определенные законом условия, как «нарушение требований относительно несовместимости», «нарушение присяги» и так далее. При этом надо иметь в виду, что средством обеспечения реализации конституционно-правовых предписаний могут быть санкции (точнее говоря, целые нормы, которые предусматривают определенные санкции) других областей права. Это предполагается, например, ст. ст. 34, 47, 50, 52-56, 80, 81, 105, 111 Конституции Украины, охрана и реализация которых обеспечивается «родственными» нормами криминального и административного права.
2. Административно-правовые санкции носят карательный (административные взыскания), восстановительный (восстановление нарушенных прав) и пресекательный (предупреждение новых правонарушений) характер; устанавливаются после вынесения постановления (решения) органами административной юрисдикции при этом учитывается характер и степень общественной опасности административного проступка.
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения.
Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Устанавливается уполномоченными государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями.
Ст. 24 Кодекса Украины об Административных правонарушениях (КУоАП) приводит перечень видов мер взысканий и располагает их в строго определенном порядке. Такое их расположение принято называть системой административных взысканий.
Согласно ст. 24 КУоАП видами административных взысканий являются:
Перечень административных взысканий ст. 24 КУоАП не является исчерпывающим, о чем говорит часть вторая данной статьи. То есть законами Украины могут быть установлены и другие виды административных взысканий. Так, ч. 3 ст. 24 КУоАП предусматривает возможность применения к иностранцам и лицам без гражданства за совершение административных проступков, грубо нарушающих правопорядок, выдворение за пределы Украины.
3. Дисциплинарные-правовые санкции - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно - правовых норм на подчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки. Они могут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силу принуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом).
Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и так далее. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью. Процедура применения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. До наложения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно.
4. Имущественно-правовые санкции применяются к правонарушителю, нарушившему гражданские правоотношения, с целью возобновления нарушенных прав и подлежат возмещению ущерба, взыскание неустойки или пени. Налагаются общими и специализированными судами. Гражданские правоотношения строятся как отношения между равноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет за собой нарушение прав другого. Эта взаимосвязь участников гражданского оборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому праву есть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.
Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя, взыскиваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом, когда правонарушение носит особо злостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента, но и интересы государства и общества, допускается обращение имущественных санкций полностью или в определенной части в доход государства.
5. Уголовно-правовые санкции. Каждый акт совершения преступления предполагает соответствующую (негативную) реакцию государства - его обязательный, неотвратимый ответ на факт нарушения установленного им уголовно-правового запрета. Это необходимое условие обеспечения реализации правовых норм и предупреждения их массовых нарушений в дальнейшем. Негативной частью уголовно-правовых норм являются санкции.
За совершенное преступление в зависимости от его общественной опасности в законе установлена санкция, которые применяются только после вынесения судом приговора. Это часть статьи Особенной части, которая определяет вид и размер наказания за преступление, указанное в диспозиции Диспозицией называется часть нормы Особенной части УК, в которой
определяется преступное деяние. По тяжести наказаний, содержащихся в санкции, можно сравнивать общественную опасность различных преступлений.
В Уголовном кодексе Украины используются относительно-определенные и альтернативные санкции.
Относительно-определенной является санкция , которая указывает один вид наказания и его низший и высший пределы. Различают две разновидности относительно-определенных санкций:
Наряду с основным наказанием относительно-определенная санкция может содержать указание на одно или несколько дополнительных наказаний определенного вида, которые могут быть назначены судом в дополнение к основному. Дополнительное наказание может быть абсолютно-определенным (например, лишение родительских прав) или относительно-определенным (например, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет).
Дополнительные наказания в санкциях указываются иногда в качестве обязательных (например ст. 173).
Альтернативной является санкция, в которой содержится указание на два или несколько видов основных наказаний, из которых судом избирается лишь одно. Примером может служить санкция, данная в ч. 1 ст. 316 - ограничение свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до трех лет. Она дает возможность суду назначить один из следующих видов наказания: лишение свободы на срок до трех лет или исправительные работы на срок до двух лет.
Альтернативные санкции имеют разновидности, в которых указаны:
Как и относительно-определенные санкции, альтернативные санкции могут содержать указание на возможность применения к одному из основных наказаний дополнительного наказания (например, санкция в ст. 218 - штраф от семисот пятидесяти до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет).
Уголовно-правовые санкции, в которых определяется вид и размер потенциально применимого наказания за преступление, традиционно считаются частью отраслевого метода регулирования. С одной стороны, это своеобразный правовой стимул, оказывающий воздействие на граждан на информационном уровне: страх перед наказанием, даже перед самим фактом публичного осуждения от имени государства, имеет достаточную превентивную силу. С другой стороны, санкции являются важным ориентиром для уголовно-правовой деятельности судебной системы. Они ограничивают полномочия суда в применении наказания как по видам, так и по размерам, устанавливая определенные законодательные пределы судейского усмотрения в расчетах назначаемых мер государственного принуждения Жиляев Сергей Витальевич. Кумулятивные санкции в уголовном праве России и зарубежных стран: Дис.
I В литературе выделяются как негативные – указания на неблагоприятные последствия, так и положительные санкции – указания на поощрение (на которое может претендовать субъект) за соблюдение нормы или за что-то сверхординарное. Тимошина против поощрительных санкций, она убеждена, что их нет, потому что поощрительные санкции могут быть рассмотрены как условные диспозиции. Например, если Вы вышли на работу в выходной день, Вы имеете право на двойную оплату труда – это поощрительная санкция, но почему это санкция? Это просто условная диспозиция, имеющая в качестве условия действия такой юридический факт. Нет какой-либо юридической черты, которая может оправдать существование таких санкций.
II По характеру последствий для нарушителя диспозиции:
1) Карательные санкции определяют негативные последствия личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю правоохранительными органами государства.
2) Правовосстановительные санкции не имеют цель покарать, например, возмещение материального ущерба.
3) Санкции ничтожности – это правоотрицающие действия государства, например, отказ в признании права подать кассационную жалобу в связи с истечением сроков, если пропуск произошёл по неуважительной причине.
III Нет строгого критерия, по характеру последствий :
1) Абсолютно определённые санкции
2) Относительно определённые санкции , например, лишение свободы на срок от до.
3) Альтернативные санкции , например, лишение свободы на срок до … либо что-то ещё, либо что-то ещё.
4) Кумулятивные санкции предполагающие основное наказание и дополнительное. Например, лишение свободы и что-то ещё. Нужно отличать от альтернативных, там мы выбираем основное.
Виды правовых норм
Критерий предмет правового регулирования – какие общественные отношения, регулирует норма права.
1. Нормы материального права как принято считать, они определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере различных отношений.
2. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов, определяют процедурные вопросы, содержатся в процессуальном законодательстве.
1. Нормы частного права регулируют отношения между юридически равными субъектами используют метод автономии
Критерий – метод правового регулирования, то есть то, как регулируется человеческое поведение .
1. Императивные правовые нормы властно определяют один вариант поведения обязанной стороны (именно обязанного субъекта). Обращены именно к обязанному субъекту, субъект обязанности. Императивные нормы устанавливают запрет либо возлагают активную обязанность. Императивные нормы возлагают на субъекта активные или пассивные обязанности. Императивные правовые нормы могут являться обязывающими (возлагают на субъекта активную обязанность) или обязывающими (возлагают на субъекта пассивную обязанность).
2. Диспозитивные правовые нормы часто называют нормами восполнительными. Что они восполняют? Они восполняют отсутствующее соглашение сторон. Диспозитивные нормы предлагают вариант поведения только на тот случай, если стороны не договорились о собственном варианте поведения, то есть если они не пришли к соглашению о собственном варианте поведения. Диспозитивные нормы содержат оговорку «если иное не установлено договором», это является несомненным признаком диспозитивной нормы. Когда нет соглашения, тогда действует правило диспозитивной нормы, но если есть соглашение, которое не противоречит законодательству, то диспозитивные нормы уходят на второй план. Некоторые ставят знак равенств между диспозитивными и управомочивающими нормами, но это не верно, так как диспозитивные нормы могут быть обязывающими, управомачивающими и запрещающими. Это правило поведения может быть любым и запрещающим, и обязывающим, и управомачивающим.
3. Некоторые выделяют поощрительные и рекомендательные правовые нормы они очень неудобные, так мешают позитивистам и Тимошиной, потому что они никуда не вписываются. Поощрительные – выделяются по методу правового регулирования, это правила поведения, которые поощряют, устанавливают поощрения. Некоторые люди делаю сверх того, что от них запросили, хотя их никто не обязывает, они заслуживают поощрения, например, орден. Этатисты: за невыполнение правовой нормы следует ответственность, но если человека никто не поощрил, то не будет ответственности (санкции). Эти нормы очень странные, так как за неисполнение этой нормы не может быть санкции. Если субъект, который занимается поощрением, непоощряет, то нет санкции. Тимошина считает, что у поощрительных и рекомендательных правовых норм нет предоставительно-обязывающго характера, субъект не может просить о поощрении, но никто и не обязан его поощрять. Рекомендательные нормы – это нормы, в которых сформулирован рекомендуемый вариант поведения, он не является обязательным, например, знак рекомендуемой скорости на дороге. Никто не обязан в правовом смысле следовать этому правилу, а за отступление от этого правила никто не привлечёт вас к ответственности, не влечёт за собой санкции. Они не имеют санкции и предоставительно-обязывающего характера.
Критерий классификации функции, которые выполняют нормы в системе правового регулирования.
1. Регулятивные правовые нормы (установительные, так как они устанавливают первичные права и обязанности субъектов) – устанавливают первичные права и обязанности субъектов, и гипотезы регулятивных правовых норм (если они есть) всегда указывают на правомерные юридические факты, например, давность владения, достижение возраста. По характеру диспозиции:
· Управомочивающие
· Запрещающие
· Обязывающие
2. Охранительные правовые нормы – охраняют тот порядок отношений, который основан на регулятивных правовых нормах. Можно как особенность выделить то, что гипотеза охранительных правовых норм указывает на неправомерные юридические факты (правонарушения) и соответственно, то необходимым элементом (признаком) такой правовой нормы является наличие санкции, регулятивные правовые нормы могут санкции и не иметь.
1. Общие правовые нормы – устанавливают общее правило регулирования каких-либо отношений
2. Специальные правовые нормы – предусматривают исключения (изъятия) из общего порядка для данной группы правоотношений. Действие специальных правовых норм имеет приоритет надо общими нормами.
3. Нормы исходные (учредительные, специализированные, нормы о нормах) их специфика состоит в том, что в отличии от всех остальных правовых норм они не являются правилам поведения, а значит, не имеют логической структуры (гипотеза, диспозиция, санкция), смысл их в том, что бы способствовать реализации норм-правил. Эта группа квазинормы, недонормы. К числу таких норм относят:
· Дефинитивные правовые нормы – это нормы, устанавливающие определения юридических понятий. Правоприменитель обязан руководствоваться легальными определениями, которые даются в законодательстве, а следовательно имеют регулятивный характер – легальные дефиниции. Законодатель обязывает нас исходить и использовать юридический термин в том смысле, который задан легальной дефиницией.
· Оперативные правовые нормы – это правила вводящие в действия, отменяющие действие правовых норм, распространяют действия правых норм на новый круг отношений (изменяют). Как правило, сопровождают издания больших, кодифицированных НПА.
· Коллизионные правовые нормы – правила разрешения нормативных коллизий. Наибольшее распространение получили в международном частном праве, но есть и во внутреннем законодательстве.
· Нормы-принципы (кто-то старается различить нормы-принципы и нормы-цели, но Тимошина считает, что это бесполезно) – это нормы, которые устанавливают основные принципы правового регулирования в рамках существующей правовой системы. Как правило, содержатся в Конституции, в общих частях кодифицированных НПА. Например, Россия – правовое социально государство. Некоторые авторы полагают, что этот принцип иногда опосредованно, а иногда и непосредственно определяют права и обязанности субъектов.
Критерий – способ изложения правила поведения.
1. Прямые правовые нормы– правила, в кот полностью содержится правовая норма, элемент нормы полностью сформулирован в норме
2. Непрямые правовые нормы – элемент правовой нормы сформулирован лишь частично и далее даётся отсылка к тому месту, где можно получить информацию о элементе правовой нормы полностью
· Ссылочные правовые нормы. Даётся оценка конкретной статье НПА. Всегда отсылка к конкретной статье.
· Бланкетные правовые нормы отсылают не к конкретным статьям НПА, а к правилам или актом конкретного вида, не конкретизируя название статьи. Например, данные вопросы регулируются локальными актами.