Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Сергей Ечевский. Изменения Гражданского кодекса 2014. Новая система юридических лиц.

История вопроса

Вот уже несколько лет в России проходит масштабная реформа гражданского законодательства, целью которой является системное совершенствовани е правового регулирования гражданского оборота, в частности — предпринимательс кой деятельности . О её необходимости заговорили достаточно давно. Еще в 2008 году были приняты первые нормативно-право вые акты, направленные на внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

Указом Президента России за № 1108 была одобрена идея концепции развития гражданского законодательства. К 2009 году данная концепция была разработана, сформулирована и утверждена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствовани ю гражданского законодательства совместно с Исследовательски м центром частного права при Президенте РФ. С 2010 по 2012 годы законопроект, предусматривающи й изменения в Гражданский кодекс проходил обсуждение в министерствах и ведомствах, а в апреле 2012 года был внесен в Государственную Думу РФ. В ноябре 2012 года законодатели приняли решение принимать изменения в гражданское законодательство по частям.

В течение 2013 года рядом федеральных законов в Гражданский кодекс РФ были внесены масштабные изменения, коснувшиеся положений об ассоциациях (союзах), принципа добросовестности, государственной регистрации сделок с недвижимостью, достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, недействительнос ти сделок.

В марте 2014 года был принят Федеральный закон за № 35-ФЗ, которым внесены изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ, касающиеся исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

С 01 сентября 2014 года (за исключением отдельных положений) вступают в силу положения Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ о внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ. Изменения коснулись положений о юридических лицах. На них мы и остановимся подробнее в настоящей статье.

Немного о понятиях

Прежде всего, федеральным законом от — 5 мая 2014 года № 99-ФЗ было уточнено понятие юридического лица, оно изложено более кратко. Юридическим лицом будет признаваться организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Из закона исключено требование о наличии у юридического лица самостоятельного баланса и (или) сметы, но добавлено положение об обязательной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-п равовых форм, предусмотренных гражданским кодексом. Для государственной регистрации юридического лица могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Изменилось понятие места нахождения юридического лица. Теперь оно определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ в новой редакции обязывает указывать в едином государственном реестре юридических лиц адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В ЕГРЮЛ также должны быть внесены сведения обо всех представительств ах и филиалах юридического лица.

Введено понятие корпоративного договора. Им признается договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав, заключенный участниками хозяйственного общества или некоторыми из них, в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. При этом, корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, определять структуру органов общества и их компетенцию.

Корпоративный договор должен быть заключен в письменной форме и подписан сторонами. Участники хозяйственного общества, заключившие корпоративный договор, обязаны уведомить общество о факте заключения корпоративного договора, при этом его содержание раскрывать не требуется. В случае неисполнения данной обязанности участники общества, не являющиеся сторонами корпоративного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков.

Корпоративный договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительным решения органа хозяйственного общества по иску стороны этого договора при условии, что на момент принятия органом хозяйственного общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества. При этом, признание решения органа хозяйственного общества недействительным в соответствии с настоящим пунктом само по себе не влечет недействительнос ти сделок хозяйственного общества с третьими лицами, совершенных на основании такого решения. Сделка, заключенная стороной корпоративного договора в нарушение этого договора, может быть признана судом недействительной по иску участника корпоративного договора только в случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором.

Правила о корпоративном договоре соответственно применяются к соглашению о создании хозяйственного общества, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений сторон такого соглашения.

Новые формы для новых лиц

Что касается организационно-п равовых форм юридических лиц, то их классификация также подверглась изменениям. Теперь все юридические лица будут подразделяться на корпоративные (корпорации) и унитарные.

Корпорациями будут признаваться юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса в новой редакции. По общему правилу в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица. Законом определены права и обязанности участников корпорации, в том числе новая обязанность — участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений.

Участники хозяйственных товариществ и обществ получили право требования исключения другого участника из товарищества или общества (кроме публичных акционерных обществ) в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред товариществу или обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества. Отказ от этого права или его ограничение ничтожны.

По новым положениям к корпоративным юридическим лицам относятся:

    хозяйственные товарищества и общества;

    крестьянские (фермерские) хозяйства;

    хозяйственные партнерства;

    производственные и потребительские кооперативы;

    общественные организации;

    ассоциации (союзы);

    товарищества собственников недвижимости;

    казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

    общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

При этом, вводятся понятия публичных и не публичных обществ. Так, публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает вышеуказанным признакам, признаются не публичными.

К унитарным юридическим лицам относятся:

По общему правилу, установленному в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, единственным учредительным документом юридического лица будет устав, утверждаемый учредителями (участниками). Исключения составят хозяйственные товарищества, которые будут действовать на основании учредительных договоров, заключаемых учредителями (участниками). К учредительным договорам будут применяться правила об уставе юридического лица.

Что стоит предпринять?

Перечисленные выше изменения в законодательстве потребуют проведения ряда мероприятий, направленных на приведение деятельности юридических лиц в соответствие с действующим законодательство м. В частности, потребуется внесение изменений в учредительные и иные публичные документы и локальные акты хозяйственных обществ, связанных с изменением их наименований с учетом изменения организационно-п равовых форм.

Как следствие, необходимым будет издание соответствующих приказов и распоряжений о проведении аудита внутренних документов, подлежащих переоформлению, определение деловых партнеров, подлежащих обязательному уведомлению, замена печатей, штампов, внесение изменений в информацию о банковских счетах, а также в трудовые книжки, трудовые и гражданско-право вые договоры.

При внесении изменений в ЕГРЮЛ необходимо определить место нахождения юридического лица путем указания населенного пункта (муниципального образования) и его адрес. Необходимо контролировать получение юридически значимых уведомлений по этому адресу, так как даже в случае отсутствия по нему юридического лица, сообщения, направленные по данному адресу будут считаться полученными.

Внести в ЕГРЮЛ информацию обо всех представительств ах и филиалах юридического лица.

При регистрации новых юридических лиц пользоваться типовыми уставами.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

Понятие корпоративных юридических лиц известно законодательству всех развитых стран. Такое деление позволяет урегулировать в общем виде не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпоративных коммерческих и некоммерческих организаций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих споры на практике (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т.п.). Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников. Следует отметить, что аналогичной "общей части", касающейся унитарных юридических лиц, в ГК нет.

ГК РФ в качестве одного из новых классификационных критериев разделения юридических лиц предлагает разделение юридических лиц на юридические лица корпоративного типа, основанных на началах членства (корпораций) и не корпоративного (унитарных). Под правом членства в ГК РФ понимается право участников юридического лица на участие в управлении деятельностью корпораций. К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий.

В теории и практике развитых стран выработаны общие представления о корпоративных и унитарных юридических лиц. Так, корпорация (от лат. corporatio - объединение) определяется как совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо.

Унитарной (от лат. unitus - объединенный, единый) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками организации.

Таким образом, в отношении всех корпораций (в том числе и некоммерческих) установлены единые права их участников и единые правила управления ими. Корпорации противопоставляются унитарным юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Кроме того, их уставный капитал не делится на части.

Корпоративными могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как хозяйственные общества, так и товарищества. Тот факт, что к корпоративным организациям относятся и некоммерческие организации говорит о влиянии европейского корпоративного права на российское законодательство (в англо-американском праве корпорациями, как известно, считаются только business corporation - аналоги хозяйственных обществ).

Высшим органом корпорации в соответствии со ст. 65.3 ГК является общее собрание ее участников. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с ГК законом и уставом корпорации.

Как было отмечено в литературе, структура органов хозяйственных обществ как корпоративных организаций в новом ГК в целом осталась прежней: собрание акционеров (участников) как высший орган общества, наблюдательный совет (или иной совет). При этом в логике законодателя наблюдательный совет все более приобретает функции органа акционерного контроля. Так, в п. 4 ст. 65.3 ГК РФ прямо обозначено, что данный коллегиальный орган контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Важно подчеркнуть следующее ограничение на членство в наблюдательных советах: лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и быть их председателями. Идея проекта закона о внесении изменений в ГК РФ N 47538-6, принятого в первом чтении 27 апреля 2012 года, о запрете членства в составе наблюдательного совета лица, исполняющего полномочия единоличного исполнительного органа, не прошла, что представляется в целом правильным для среднего бизнеса, где акционеры (участники) зачастую осуществляют функции единоличного исполнительного органа*(20) .

В любой корпорации к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов. Последнее положение представляется важным, поскольку ранее компетенция общего собрания акционеров должна была строго соответствовать тому, что написано в ст. 48 ФЗ "Об акционерных обществах". Таким образом, выйти за ее пределы было невозможно.

Помимо высшего органа в корпорации создается единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.д.), а в случаях, предусмотренных ГК , иным законом или уставом корпорации, - коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.), а также иной коллегиальный орган, подотчетные высшему органу корпорации. В их компетенцию входит решение всех вопросов, кроме тех, что относятся к исключительной компетенции общего собрания. Кроме того, в ней может быть образован наряду с вышеуказанными органами, совет, контролирующий деятельность этих органов.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1 ), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 ГК или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 ГК.

Важно отметить, что уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53 ). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных ГК , другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

Введение указанной статьи создает основу для возникновения между членами корпорации, а также между самой корпорацией и ее членами особых отношений. Эти отношения получили название корпоративных. Само появление корпоративных юридических лиц можно рассматривать в качестве развития общего положения новой редакции ст. 2 ГК РФ о корпоративных отношениях как самостоятельной составной части предмета гражданско-правового регулирования.

Об особой роли корпоративных отношений сказано в п. 1 ст. 2 ГК, установившем, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Необходимость отдельного упоминания корпоративных отношений как компонента предмета гражданского права обусловлена тем, что корпоративные правоотношения представляют собой особую группу отношений. Это отличные от обязательственных правоотношений правовые связи между корпорацией и ее участниками, содержание которых сводится к предоставлению участникам корпорации обеспеченной законом возможности в какой-либо форме управлять делами корпорации и участвовать в имущественных результатах ее деятельности. Следовательно, объектом корпоративных отношений является само участие в корпорации.

Важными являются положения п. 2 ст. 65.1 ГК, согласно которым в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК. Эти права в соответствии со ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

участвовать в управлении корпорацией (исключение составляют хозяйственные товарищества, в которых действует особый порядок управления)

в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182 ), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1 );

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182 ), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Особое внимание следует обратить на право участника любой корпорации на обжалование решений ее органов, влекущих гражданско-правовые последствия (то есть не касающихся отношений, выходящих за рамки гражданско-правовых отношений, (например решений органов общественных организаций относительно основной сферы их деятельности), а также его право требовать возмещения убытков, причиненных корпорации лицами, уполномоченными выступать от ее имени, или членами ее коллегиальных органов, либо лицами, фактически определяющими ее действия. Это право устанавливает механизм применения правил, предусмотренных ст. 53.1 ГК РФ, где провозглашена ответственность перечисленных лиц за убытки, причиненные ими юридическому лицу.

Одним из неурегулированных является вопрос об указанном выше праве члена корпорации на информацию о деятельности корпорации (ознакомление с протоколами общих собраний, документами бухгалтерской отчетности и т.п.). Представляется, что это право должно принадлежать любым участникам любой корпорации независимо от размера его вклада в капитал корпорации, однако, как указано выше, это должно специально оговариваться в уставе корпорации либо должно быть специально предусмотрено законом. Однако законодатель ограничил это право случаями и порядком, установленными в законе или уставе. Таким образом, вполне возможна ситуация, когда в уставе будет записано, что правом на информацию обладают только те участники, которые обладают определенным количеством акций.

Обязанности участника корпорации в соответствии с п. 4 ст. 65.2 ГК сводятся к следующему:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом , другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Следует обратить особое внимание на положения п. 4 ст. 65.2 ГК предусмотревшего обязанности не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация. В последнем случае речь может идти как о цели связанной с извлечением прибыли, так и не имеющей такой цели.

Унитарные юридические лица, особенности их правового статуса.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то органом соответствующего публично-правового образования (в этой роли обычно выступают соответствующие министерства и ведомства).

Для создания и функционирования унитарного предприятия не требуется заключения никаких договоров предприятия с учредителем-собственником. Последние одновременно с решением о создании унитарного предприятия утверждают и руководителя (директора) предприятия, который является его единственным (единоличным) органом, подотчетным собственнику-учредителю.

Учредитель наделяет унитарное предприятие уставным фондом, который не может быть менее размера, предусмотренного специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. При этом уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен учредителем к моменту его государственной регистрации. Уставный фонд (капитал) предприятия представляет собой минимальную гарантию интересов его кредиторов. Поэтому при понижении стоимости чистых активов предприятия до размера меньшего, чем уставный фонд, последний должен быть уменьшен его учредителем с обязательной письменной информацией об этом всех его кредиторов.

УП не вправе создавать в качестве юридического лица другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

УП может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

УП должно иметь самостоятельный баланс.

Все виды унитарных предприятий отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом.

Государственные и муниципальные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Следует, однако, иметь в виду, что их преобразование в другие организационно-правовые формы коммерческих организаций - собственников всегда связано с отчуждением их имущества из публичной собственности в частную, т.е. является одной из форм приватизации, которая должна осуществляться по правилам, предусмотренным специальным законодательством. Последнее предусматривает преобразование государственных и муниципальных предприятий лишь в форму хозяйственных, главным образом открытых акционерных обществ.

Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях:

1. Основанные на праве хозяйственного ведения. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться как федеральным собственником, так и субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия. Эти последние также являются унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, и поэтому не представляют собой особой, самостоятельной организационно-правовой формы. Они создаются с разрешения собственника-учредителя путем передачи унитарным предприятием-учредителем части своего имущества в хозяйственное ведение вновь создаваемому унитарному предприятию.

При этом предприятие-учредитель принимает на себя функции собственника в отношении своего дочернего предприятия, т.е. утверждает ему устав и назначает руководителя (директора), а в необходимых случаях дает согласие на совершение сделок по распоряжению недвижимым имуществом. Оно, как и собственник обычного унитарного предприятия, не отвечает по долгам своего дочернего предприятия.

Уставный фонд УП, основанного на праве хозяйственного ведения, должен быть полностью сформирован (оплачен) собственником в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате этого его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Так, оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника данного имущества.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

УП не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

2. Основанные на праве оперативного управления (казенные). Казенные предприятия могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Количество казенных предприятий (казенных заводов, казенных фабрик, казенных хозяйств) сравнительно невелико. К ним, в частности, относятся предприятия, осуществляющие производство некоторых видов оборонной продукции, и предприятия исправительно-трудовых учреждений.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП, должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.

Собственник имущества казенного УП, вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Казенное УП имеет меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие субъекта Федерации и муниципальное казенное предприятие - только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления.

Уставом казенного УП могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными актами Российской Федерации.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в т.ч. с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за 3 месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показателей.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иными показателями, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального бюджета по решению Правительства РФ.

Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности имущества последнего.

В случае преобразования казенного УП в государственное или муниципальное собственник имущества казенного УП в течение 6 месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(Статья дополнительно включена с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 65.1 ГК РФ

1. Положения настоящей статьи являются новеллой гражданского законодательства и призваны коренным образом изменить существующую структуру субъектов гражданского оборота. Поэтому рассмотрим данные положения несколько подробнее, сделав небольшой историко-правовой экскурс к истокам формирования основ, закрепивших отраженную в комментируемой статье классификацию юридических лиц.

При сохранении традиционного деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с 01.09.2014 юридические лица также классифицируются по членству и степени участия в формировании и деятельности юридического лица на:
1) корпоративные. Юридические лица, учредители (участники, члены) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями);
2) унитарные. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями.

Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные формы (исходя из природы связи между участниками) соответствует исторически сложившейся доктрине большинства западных стран и российского правопорядка, что нашло отражение еще в трудах немецких цивилистов Гейзе, Ф.Савиньи, О.Гирке, Бернацика. Вот как разграничивал "соединения лиц" и учреждения российский ученый Г.Ф.Шершеневич: "...понятие юридического лица играет как бы роль "скобок", в которых заключаются однородные интересы известной группы лиц для более упрощенного определения отношений этой коллективной личности к другим. Эти соединения могут быть публичного характера, как, например, дворянское общество, или же частного характера, как, например, акционерное товарищество". Проанализировав мнения российских правоведов, С.Д.Могилевский заключает, что в российской доктрине XIX века термин "корпорация", подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпорации: публичные и частные. Еще в 1861 году С.Пахман, высказываясь по вопросу акционерной реформы, предлагал разделить акционерные компании на два вида: государственно-хозяйственные (публичные) и частно-хозяйственные (частные). Отличительной чертой компаний, входящих в первую группу, являлась необходимость решения ими социальных задач, например, строительство железных дорог, организация судоходства и т.п. Акционерные общества, относящиеся ко второй группе, цели достижения общественно полезных задач перед собой не ставили. Частные корпорации в российском праве именовались торговыми товариществами. При этом Г.Ф.Шершеневич писал, что терминология нашего законодательства в отношении акционерных товариществ совершенно не выдержана. Она называет их товариществами, обществами, компаниями с присоединение выражений: "на акциях", "по участникам", "на паях".

________________

Цит.по книге: Корпоративное право. Учебник для студентов вузов / отв.ред. И.С.Шиткина. М.: "Волтерс Клувер", 2008, гл.I, параграф 1 "Понятие корпоративного права" (Корпорации в дореволюционной России) / URL: http://eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607.1252691339_korporativnoe_pravo.jpg
Там же.

В современной научной доктрине под корпорацией традиционно понимают организацию, основанную на началах участия (членства), которая создается для реализации интересов ее участников (членов) путем организации управления ею через особую систему органов. Устроенной на началах членства корпорации, как правило, противопоставляются унитарные организации или учреждения, которые не имеют членства и создаются, как правило, в интересах неограниченного круга лиц для реализации общественно полезных целей.

________________
См. Серова О.А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: Монография. М.: Издательство "Юрист", 2011 / URL: http://window.edu.ru/resource/904/74904/files/Serova_Problemy_klassifikatsii_yuridicheskikh_lits.pdf
Следует заметить, что в российском и зарубежных правопорядках слово "корпорация" не отличается однозначностью понимания. Такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве стран это понятие не является законодательно закрепленным, а присутствует только на доктринальном уровне. Во-вторых, термин "корпорация" имеет различную трактовку в англосаксонской и континентальной системах права. В связи с этим, как совершенно справедливо отметила И.С.Шиткина, внесенное в ГК РФ законодательное закрепление разделения организаций на корпоративные и унитарные является передовой идеей.

________________
См. Шиткина И.С. Вопросы корпоративного права в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс РФ" // Хозяйство и право, N 6, 2012 / URL: http://shitkina-law.ru/publikatsii/voprosy-korp-prava.html
Введенные изменения потребуют унификации правового регулирования различных видов юридических лиц. Очевидно, что дальнейшая конкретизация прав и обязанностей, например, акционера или участника общества с ограниченной ответственностью, должна быть отражена в соответствующем федеральном законе. Такой подход к системе изложения правовых норм характерен не только для установления прав и обязанностей участников корпорации, но и для других институтов законодательства. Так, правовое регулирование управления в корпорации осуществляется ст.65.3 ГК РФ; в ст.66.3 ГК РФ предусмотрены особенности управления в публичных и непубличных обществах; ст.67.1 ГК РФ регулирует особенности управления в хозяйственных товариществах и обществах, а в ст.97 ГК РФ предусматриваются особые требования к управлению публичным акционерным обществом. При этом указанные статьи ГК РФ содержат многочисленные взаимные ссылки, усложняющие применение соответствующих норм. На вопрос, удобен ли такой подход для практического применения, не находится однозначного ответа. По мнению И.С.Шиткиной, вряд ли для иных целей кроме научной классификации, которая могла бы быть осуществлена на уровне доктрины, кому-то понадобится, например, выявлять права и обязанности, присущие одновременно и публичному акционерному обществу, и гаражному кооперативу.

________________
Там же.

2. Обобщая многочисленные исследования, посвященные анализу правовой природы и выявлению сущности корпорации, И.С.Шиткина выделяет следующие признаки, присущие корпорации:
________________
См. Корпоративное право. Учебник для студентов вузов / отв.ред. И.С.Шиткина. М.: "Волтерс Клувер", 2008, гл.I, параграф 1 "Понятие корпоративного права" (Корпорации в современном российском праве) / URL: http://eknigi.org/uploads/posts/2010-03/1267746607.1252691339_korporativnoe_pravo.jpg
1) корпорация признается юридическим лицом;
2) корпорация представляет собой союз физических и (или) юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;
3) корпорация - "волевая организация". Воля корпорации определяется общими интересами входящих в ее состав участников; воля корпорации отлична от индивидуальных воль входящих в ее состав членов;
4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников;
5) корпорация - это объединение не только участников, но и их имущества - вкладов в уставный капитал, паев, взносов;
6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит ей на праве собственности;
7) участники корпорации как субъекты корпоративных отношений являются носителями прав и обязанностей по отношению как к самой корпорации, так и друг к другу;
8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).

Главным отличительным признаком корпорации, как было показано выше, является участие или членство. Термины "участие" и "членство" характеризуют правовую связь, опосредующую отношение принадлежности субъекта к внутренней структуре организации. Участие (членство) проявляется в реализации целей участников (членов), объединенных в одно юридическое лицо, посредством их участия в управлении этим юридическим лицом.

К корпорациям в соответствии с комментируемой статьей относятся как коммерческие, так и некоммерческие юридические лица:
- хозяйственные товарищества и общества;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные партнерства;
- производственные и потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- ассоциации (союзы);
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ;
- общины коренных малочисленных народов.

3. Вторую категорию юридических лиц составляют унитарные юридические лица, к которым относятся:
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- фонды;
- учреждения;
- автономные некоммерческие организации;
- религиозные организации;
- публично-правовые компании.

Указанные субъекты организуются посредством объединения вкладов этих субъектов, которые впоследствии переходят к юридическому лицу. Если ранее статус унитарного предприятия или учреждения указывал на неразрывную связь юридического лица с государством, то в настоящее время определяющим является целостность и неделимость такого субъекта. Выход лица из состава учредителей не влечет за собой перераспределения долей, уставный капитал у таких организаций, как правило, отсутствует, имущество формируется за счет вкладов.

4. Применимое законодательство:
- Закон РФ от 19.06.92 N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации";
- ФЗ от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- ФЗ от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
- ФЗ от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- ФЗ от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
- ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- ФЗ от 08.05.96 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
- ФЗ от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".

ФЗ от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
- ФЗ от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- ФЗ от 15.04.98 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан";
- ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
- ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- ФЗ от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества";
- ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- ФЗ от 29.11.2007 N 286-ФЗ "О взаимном страховании";
- ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации";
- ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".

Консультации и комментарии юристов по ст 65.1 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 65.1 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Многочисленные новации, относящиеся к организационно-правовым формам юридических лиц, внесены в Гражданский кодекс РФ. Помимо того, что изменяется законодательное определения юридического лица, добавлены новые нормы, касающиеся учредительных документов, реорганизации и ликвидации юрлиц. Кроме того, все организации будут делиться на корпоративные и унитарные, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций расширен, но является исчерпывающим и др. Основная часть изменений вступает в силу с 1 сентября 2014 года. Подробный комментарий экспертов «1С» к наиболее существенным поправкам приведен в данной статье.

В рамках реформы гражданского законодательства принят закон Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ), вносящий ряд изменений и новшеств в главу 4 ГК РФ, посвященную юридическим лицам. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Кодексом установлено, что заниматься отдельными видами деятельности могут члены СРО

По общему правилу (ст. 49 ГК РФ) в некоторых установленных законом случаях юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Возможность осуществлять определенные виды деятельности при условии членства в саморегулируемой организации (СРО), устанавливается отдельными законами и подзаконными актами. Теперь это будет прописано в ГК РФ. В статье 49 ГК РФ внесены изменения, согласно которым, помимо лицензии, такое право может быть также предоставлено на основании:

  • членства в саморегулируемой организации;
  • выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом право осуществлять такую деятельность возникает, соответственно, с момента вступления в саморегулируемую организацию или с момента выдачи такой организацией свидетельства о допуске к работам.

Крестьянские (фермерские) хозяйства смогут быть коммерческими

Дополнен закрепленный в пункте 2 статьи 50 ГК РФ перечень форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. В частности, коммерческими теперь смогут быть также организации, созданные в форме крестьянских (фермерских) хозяйств.

Расширен перечень форм некоммерческих организаций

Действующая редакция пункта 3 статьи 50 ГК РФ устанавливает, что некоммерческие организации (НКО) могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В новой редакции этой нормы приведен исчерпывающий перечень возможных форм некоммерческих организаций, в который вошли:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • ассоциации (союзы);
  • казачьи общества;
  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Ранее этот перечень не был исчерпывающим и формы НКО могли быть определены в других нормативных актах. Теперь же некоммерческие организации могут создаваться только в формах, указанных в Гражданском кодексе РФ. Регистрировать некоммерческие организации в перечисленных выше формах нужно будет, начиная с 01.09.2014.

Кроме того, установлено, что если это необходимо для достижения целей создания некоммерческой организации, ей разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход.

Для этого такая организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО законодательством РФ (на сегодняшний день эта сумма составляет 10 000 рублей).

Утвержден порядок учреждения юрлица на основании решения

Согласно новой статье 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. Этой нормой также установлен порядок принятия такого решения.

Так, если учредителем юридического лица является одно лицо, решение о его создании принимается им единолично. Если учредителя два и более - решение должно быть принято всеми учредителями единогласно.

Таким образом, в Гражданском кодексе РФ будет прописан единый порядок принятия решения о создании юридических лиц.

Напомним, что в настоящее время порядок принятия такого решения регулируется различными нормативными актами.

Кроме того, в ГК РФ будет закреплен перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в решении об учреждении юридического лица. По своему содержанию решение об учреждении будет похоже на учредительный договор, от использования которого законодатель решил отказаться (за исключением хозяйственных товариществ).

Единственным учредительным документом будет устав

Согласно изменениям, внесенным в статью 52 ГК РФ, любое юридическое лицо, за исключением хозяйственных товариществ, будет действовать на основании устава. Учредительным документом хозяйственного товарищества будет имеющий силу устава учредительный договор. При этом в новой редакции статьи 52 ГК РФ отмечается, что для регистрации могут быть использованы типовые формы уставов, утверждаемые государственными органами. Также обновленная статья 52 ГК РФ содержит перечень сведений, которые должны быть внесены в устав и указывает на особенность уставов некоммерческих организаций, и унитарных предприятий. В этих случаях в уставе обязательно должны быть определены предмет и цели деятельности таких лиц.

Напомним, что на сегодняшний момент юридическое лицо может действовать на основании устава, учредительного договора или на основании двух этих документов сразу.

Установлена ответственность для представителей и участников организации

Новая статья 53.1 ГК РФ устанавливает меры ответственности для лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, директора, генерального директора).

Так, если по его вине организация понесет убытки, ее представитель обязан будет возместить их по первому требованию.

Аналогичная ответственность предусмотрена также для членов коллегиальных органов юридического лица (кроме тех, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение убытков или не принимал участия в голосовании).

В статье 53 ГК РФ также было внесено изменение, согласно которому учредительным документом полномочия выступать от имени организации могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Подобные сведения обязательно должны быть включены в ЕГРЮЛ.

Уточнены правила присвоения наименований юридическим лицам

В статье 54 ГК РФ, определяющей порядок присвоения наименования, определения места нахождения и адреса юридического лица, добавлено правило, согласно которому включать в название юридических лиц наименования Российская Федерация, Россия, а также производных слов можно будет только в случаях, установленных законом. Аналогичное правило будет действовать и в отношении полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти РФ.

Адрес юридического лица обязательно нужно будет указывать при его регистрации для внесения в ЕГРЮЛ. Важным новшеством является правило, согласно которому, если юридическое лицо фактически отсутствует по указанному в реестре адресу, все доставленные на этот адрес сообщения и корреспонденция все равно считаются полученными им. Аналогичное правило будет действовать и в отношении представителей иностранных юридических лиц на территории России.

Закреплено новое правило, согласно которому наименование некоммерческой организации, а в случаях, установленных законом, и коммерческие организации в своем наименовании должны указывать на характер своей деятельности. Организации, создаваемые после 01.09.2014, должны будут создаваться уже с учетом новых требований к наименованию. Организациям, созданным до этой даты, не нужно будет изменять наименование до тех пор, пока не понадобится внести какие-либо изменения в учредительные документы. Вместе с этими изменениями будет сменено и наименование организации. При этом в законе указано, что изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие или иные документы, содержащие прежнее наименование (п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Информация о представительствах и филиалах должна включаться в ЕГРЮЛ

Согласно изменениям, внесенным в часть 3 статьи 55 ГК РФ помимо необходимости указания представительств и филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица, нужно будет также сообщать о них в регистрационные органы для включения соответствующей информации в ЕГРЮЛ. На сегодняшний день, информация о представительствах и филиалах должна содержаться только в учредительных документах организации.

Юридические лица разделены на два типа - корпоративные и унитарные

Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 65.1, согласно которой все организации делятся на две основные группы - корпоративные юридические лица (корпорации) и унитарные юридические лица.

К корпоративным относятся юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них, в частности:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • крестьянские (фермерские) партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ.

К унитарным юридическим лицам относятся организации, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, а именно:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • фонды;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании.

Новые статьи 65.2 и 65.3 ГК РФ устанавливают права и обязанности участников корпораций, а также порядок управления в организациях такого типа. В частности, участники корпорации вправе получать информацию о ее деятельности и знакомиться с ее документацией, обжаловать решения органов корпорации, требовать от имени корпорации возмещения причиненных ей убытков и оспаривать совершенные ей сделки.

Высшим органом корпорации признается общее собрание ее участников. Этот орган наделен достаточно широкими полномочиями. Например, он вправе определять приоритетные направления деятельности корпорации, утверждать и изменять ее устав, определять порядок приема участников корпорации, создавать другие органы корпорации и прекращать их деятельность, утверждать годовые отчеты и бухгалтерскую отчетность корпорации, принимать решения о создании корпорацией других юридических лиц, реорганизации, ликвидации и др.

В корпорации может быть сразу два гендиректора

Новая статья 65.3 ГК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган. В качестве такого органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо. При этом уставом корпорации полномочия единоличного исполнительного органа могут быть предоставлены одновременно нескольким лицам. Либо возможно создание нескольких единоличных исполнительных органов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что закон позволяет назначить, например, двух генеральных директоров корпорации.

Введены понятия публичного и непубличного общества

Гражданский кодекс РФ дополнен новой статьей 66.3, которой вводятся новые понятия - публичное и непубличное общество. При этом из Гражданского кодекса РФ убрали такие понятия как открытое и закрытое акционерное общество. Публичным признается акционерное общество, акции и ценные бумаги которого публично размещаются или обращаются на условиях законодательства о ценных бумагах.

Если общество не соответствует этому критерию, оно признается непубличным. Более подробно порядок деятельности публичного общества прописан в новой редакции статьи 97 ГК РФ.

До вступления в силу указанных изменений (до 01.09.2014) ЗАО и ОАО можно регистрировать по старым правилам.

После указанной даты перерегистрировать эти организации не придется, однако при первом же внесении изменений в учредительные документы, нужно будет привести их в соответствие с новыми требованиями закона (в частности, внести соответствующие изменения в наименование организации).

Нужно учитывать, что к ЗАО, действующим на 01.09.2014, вплоть до первого изменения их устава, будут применяться положения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

После этого применению подлежат уже нормы Гражданского кодекса РФ об акционерных обществах (п. 9 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

Решение о реорганизации может быть признано недействительным, а реорганизация - несостоявшейся

В соответствии с новой статьей 60.1 ГК РФ, по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также других лиц, имеющих на это законное право, решение о реорганизации может быть признано недействительным.

Такое требование должно быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Нужно иметь в виду, что согласно новой норме признание решения о ликвидации недействительным не означает автоматическую ликвидацию организации, появившейся в результате реорганизации. Более того, совершенные таким лицом сделки также не будут признаны недействительными.

Кроме того, по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о ее реорганизации или не принимавшего участия в голосовании, суд может признать реорганизацию несостоявшейся. Это возможно в случаях, когда решение о реорганизации не принималось участниками корпорации, либо для государственной регистрации создаваемых при организации юридических лиц были представлены недостоверные данные.

Порядок признания реорганизации несостоявшейся и последствия этого факта прописаны в новой статье 60.2 ГК РФ. Если реорганизация будет признана несостоявшейся, то юридические лица, существовавшие до реорганизации, подлежат восстановлению, а лица, созданные в результате реорганизации, прекращают свою деятельность.

Права кредиторов ликвидируемой организации будут защищены

Новая статья 64.1 ГК РФ вводит правила, призванные защитить права кредиторов организации, которая подлежит ликвидации. Так, если ликвидационная комиссия откажется удовлетворить требования кредитора или уклонится от его рассмотрения, кредитор имеет право обратиться с аналогичным требованием в суд. Если иск будет удовлетворен, выплата присужденной ему денежной суммы производится согласно статье 64 ГК РФ.

Кроме того, по требованию учредителей (участников) юридического лица или кредитора, члены ликвидационной комиссии должны будут возместить им причиненные убытки.

Деятельность хозяйственных товариществ и обществ регулируется новыми правилами

Так, в части 1 статьи 66 ГК РФ появилась норма, определяющая объем правомочий участников хозяйственного общества - он определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. При этом иной объем правомочий может быть определен в уставе или договоре при условии внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

В новой статье 66.1 перечислено, что может быть использовано в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества: вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах, облигации, а также исключительные и иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам. Напомним, что согласно действующей редакции части 6 статьи 66 ГК РФ вкладом могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, перечень вещей, которые могут быть вкладом в имущество товарищества или общества, будет изменен.

Основные положения об уставном капитале хозяйственного общества будут прописаны в новой статье 66.2. В частности, в ней урегулированы вопросы минимального размера уставного капитала и особенности его оплаты.

Введено понятие корпоративного договора

В ГК РФ добавлена новая статья 67.2, которая вводит понятие корпоративного договора.

Все участники хозяйственного общества или только некоторые из них будут наделены правом заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав. Стороны договора обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом или наоборот отказаться от их осуществления. Например, в корпоративном договоре можно будет установить обязанность подписавших его лиц голосовать на общем собрании участников общества определенным образом. Корпоративный договор должен быть составлен в письменной форме в виде одного документа, подписанного всеми сторонами. Заключив такой договор, участники хозяйственного общества обязаны уведомить об этом общество. Раскрывать содержание договора не обязательно.

Членами общественных организаций смогут быть только граждане

В Гражданский кодекс РФ вводится правило, согласно которому общественными организациями признаются объединения граждан (ст. 123.4 ГК РФ). Если согласно действующим на сегодняшний день правилам членами общественных организаций, помимо граждан, могут быть также иные общественные объединения, после вступления изменений в силу, в состав общественных организаций смогут войти исключительно граждане.

Важно помнить, что юрлица, созданные до 01.09.2014, не нужно будет перерегистрировать. Начиная с указанной даты, в своей деятельности они должны будут руководствоваться нормами (п.п. 8, 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ):

  • общества с дополнительной ответственностью - об обществах с ограниченной ответственностью (ст.ст. 87-90, 92-94);
  • сбытовые (торговые) потребительские кооперативы - о производственных кооперативах (ст.ст. 106.1-106.6);
  • потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - о потребительских кооперативах (ст. ст. 123.2 и 123.3);
  • политические партии, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления - об общественных организациях (ст.ст. 123.4-123.7);
  • некоммерческие партнерства, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативы и общественные организации, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты - об ассоциациях (союзах) (ст.ст. 123.8-123.11);
  • товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества - о товариществах собственников недвижимости (ст.ст. 123.12-123.14);
  • общественные и благотворительные фонды - о фондах (ст.ст. 123.17-123.20);
  • государственные академии наук - о государственных учреждениях (ст.ст. 123.21 и 123.22);
  • общественные учреждения - о частных учреждениях (ст.ст. 123.21 и 123.23).

Все перечисленные изменения вступают в силу с 01.09.2014. Исключением является требование к некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, приносящую доход, иметь достаточное имущество стоимостью не менее уставного капитала. Это правило вступило в силу в день опубликования Закона № 99-ФЗ - 05.05.2014 и уже должно применяться вновь создаваемыми некоммерческими организациями. Организации, которые были созданы до 05.05.2014, должны будут применять это правило, начиная с 01.01.2015.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ