Приложение 1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Рассмотрим названные группы более подробно.
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.
Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
Общие черты этих актов:
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Структура материала/ответа:
Важный документ по тематике: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части».
В большинстве субъектов РФ приняты законы субъектов о Нормативно-правовых актах или правовых актах, которые дают определение нормативным актам.
Понятие нормативно-правового и правового акта.
Нормативно-правовой акт - это правовой акт, содержащий нормы права.
Правовой акт - это официальный письменный документ, содержащий нормы права или ненормативные предписания, принятые в порядке, установленном законодательством.
Норма права - это рассчитанное на неоднократное применение, создающее, изменяющее, отменяющее права и обязанности в отношении неопределенного круга лиц.
Указанные нормы могут быть в акте, а могут быть и в его приложении.
С точки зрения юридической техники, в подавляющем числе случаев, нормы права, направленные на непосредственное регулирование отношений, содержатся не всегда только в самом акте (как правило приказ), а и в приложении. Приложения к НА являются их неотъемлемой частью. Из этого вытекает, что все правила, касающиеся регистрации и опубликования, которые относятся к самому НА, распространяются и на приложения. Государственную регистрацию в МинЮсте проходит не только приказ, но и приложение, публикуются вместе и рассматриваются как 1 НА. Соответственно если опубликован приказ, но не опубликовано приложение, до то того, как будет опубликовано приложение, НА опубликованным не считается.
При этом с т.зр. формы акта наблюдается забавная двойственность: сам акт, как правило, имеет форму приказа (в 97%) , приложение же, содержащее регулятивные нормы, как правило, называется по-другому: положение, инструкция, административный регламент, просто регламент и т.д.
Признаки нормативных правовых актов:
1. НПА - всегда письменный документ . Исключений нет. Связано это с требованиями об обязательном официальном опубликовании.
2. Официальный документ , т.е. он издается от имени органа публичной администрации , наделенного нормотворческими полномочиями. При этом, проверяя наличие нормотворческих полномочий, нужно помнить, что нормотворческие полномочия бывают разными. Полномочиями на издание внешнеаппаратных НА обладают только те ОИВ, которым это право предоставлено (министерства, служба и агентства, которым закрепили это право). Внутриаппаратные акты могут принимать любые ОИВ (утверждение положения о структурных подразделениях, регламент внутренней организации деятельности).
3. Нормативный акт содержит правовые предписания общего характера , рассчитанные на неоднократное применение в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.
Особенности
Есть такая категория актов как смешанные, которые содержат в себе как индивидуальные предписания, так и нормы права. Если в правовом акте содержится хотя бы одна норма, то акт в целом с т.зр. его регистрации, опубликования, требований к оформлению, акт в целом является нормативным. При этом с т.зр. оспаривания ситуация носит двоякий характер. Если оспаривается весь акт, то оспаривается в целом как нормативный акт. Если оспаривается по частям (конкретная норма права внутри акта) - также оспаривается как нормативный. А если оспаривается законность индивидуального предписания, содержащегося в тексте акта => оспаривание пойдет как оспаривание индивидуального акта.
Если акт воспроизводит положения вышестоящего нормативного акта, то тем самым новую норму права он не создает. Из этого вытекает два вывода: воспроизведенное положение как норма права не м.б. оспорено; акт, содержащий в себе только воспроизведения норм права, уже закрепленных в вышестоящем акте, нормативным актом не будет.
Есть довольно широкая категория индивидуальных актов, затрагивающих индивидуально-неопределенный круг лиц. => не основание для отнесения к числу нормативных. Надо проверить, является ли он результатом разрешения конкретной ситуации. Если да - ненормативный.
Изменения в нормативный акт - всегда нормативный акт. Есть ситуации, когда изменения, вносимые в нормативный акт, являются ненормативным актом. П: судебные решения по отмене актов, а также отмена актов вышестоящим органом.
4. Нормативно-правовой акт должен быть принят в пределах компетенции того органа, который его издал. => см. положение об органе, где все предметы ведения органа перечислены. Позиция МинЮста: если нормативный акт прямо не поименован в положении, то орган не имеет полномочий его принимать. Из текста положения об органе должно прямо следовать полномочие издать НА.
Также нужно смотреть, не вышел ли НА гос.администрации за границы своей подзаконности. Ограничение прав и свобод чел-ка и гр-на не м.б. установлено подзаконным актом. Возможны более сложные ситуации: когда гос.администрация подзаконными актами начинает регулировать отношения, которые по своему характеру подлежат регулированию на законодательном уровне. Общее правило: акт гос.администрации д.приниматься в соответствии с законом, а лучше на основании и во исполнение закона, когда закон прямо возлагает обязанность на профильный орган принять нормативный акт. => элемент контроля законодательного органа за ОИВ. Такой подход, когда администрация может принимать НА на основании и во исполнении з-на - в деликтном зак-ве. П: КоАП. Какие акты могут быть приняты во исполнение КоАП.
5. НА должен быть издан только в определенной форме. Для Правительства - только постановления. Для ЦФОИВ - нормативный акты могут издаваться в форме приказов, положений, правил и инструкций. При этом в подавляющем большинстве сам акт называется приказ, а название приложения может варьироваться. Дифференциация установлена приказом Министерства Культуры от 8.11.2005 «О типовой инструкции по делопроизводству в ФОИВ». Положение - это статутный акт, определяющий правовое положение органа/структурного подразделения. Или положением м.называться акт, устанавливающий правила по вопросам, отнесенных к компетенции ФОИВ => установление материально-правовых норм. Правила - нормы, устанавливающие правила и требования, обязательные для выполнения. Носят в большей степени технический характер и устанавливаются внутри системы организационной подчиненности. Инструкция - излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения каких-либо материально-правовых норм. Процедурный акт.
С точки зрения формы акта возможны приставки:
Временные (правила/инструкции). Сам НА, которым утверждаются правила/инструкции, определяет, до какого времени акт действует.
Типовые (положения, правила, инструкции). В этом случае предполагается, что иными профильными органами д.б. приняты свои акты на основе типового. Т.о. утвердив типовое положение о департаменте фед.министерства, создается своего рода рамочное регулирование.
6. особый порядок разработки, принятия и вступления в силу . (Нормотворческий процесс ). Нормативную основу здесь составляют Постановления Правительства от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении правил подготовки НПА ФОИВ и их гос.регистрации»; Приказ МинЮст от 4.05.2007 №88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки НПА ФОИВ и их гос.регистрации».
Стадии нормотворческого процесса:
- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта, при этом инициатива м.исходить как от самого органа, который уполномочен принять этот НА, так и от вышестоящего органа или вытекать из требований законодательства. Подчиненные органы могут выйти только с предложением.
- подготовка проекта. Определяется ответственный исполнитель, который непосредственно будет готовить проект. Это не обязательно орган, который впоследствии будет принимать этот акт. Акт правительства может готовиться в министерстве, акт министерства - в профильной службе. После этого внутри подготовки проекта осуществляется сбор информации о действовавших и действующих НА, регулирующих эти отношения. Анализируется судебная и административная практика.
- написание самого текста в соответствии с правилами юридической техники для соответствующего вида НПА. Правил нормотворческой техники в РФ нет. Единственный источник регулирования - традиция.
- экспертизы проекта: обязательные и факультативные. Обязательной является правовая экспертиза и антикоррупционная экспертиза, которая является частью правовой.
- принятие или подписание акта. Если орган единоначальный, то акт принимается путем подписания рук-лем. Если коллегиальный - процедура принятия, как правило, голосование.
Факультативная стадия государственной регистрации.
3 вида актов, которые подлежат государственной регистрации:
Регистрацию осуществляет МинЮст (Министерство юстиции).
- официальное опубликование . Правительство - «Российская газета», Собрание законодательства РФ, для остальных актов - «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Первое опубликование - в офиц.источнике. М.б. или там, или там.
7 дней для правительственных, 10 - для остальных => вступление в силу.
Существуют акты общего характера, рассчитанные на однократное применение, но распространяют свое действие на индивидуально-неопределенный круг лиц. Пример: Постановление Правительства, устанавливающее правила переноса праздничных и выходных дней на текущий год. Подлежит применению 1 раз, но при этом распространяется на всех. Оспариваются как нормативные акты.
Виды (классификация) актов публичной администрации (актов государственных и муниципальных органов):
1. по уровню публичной власти , на которой принимается акт:
РФ
Субъекты
Муниципалитеты
Локальные акты
2. по форме акта
Приказ
Положение
Правила
Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативного правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативные правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов.
Источники права Российской Федерации можно в целом представить следующей системой:
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права.
Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством но отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативных правовых актов страны.
Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
Классификация законов может иметь следующий вид:
При этом необходимо учитывать, что конституционные законы, определяя правовые основы и конституционный строй всего государства, носят учредительный и первичный характер, они обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и иным актам, они являются нормативной основой (базой) всего текущего законодательства. Законом законов, первоосновой нормативного регулирования является Конституция. Прямым продолжением Конституции, детализацией ее норм являются конституционные законы. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными или текущими. Среди них могут быть законы общего, специального или чрезвычайного характера.
Подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.
1. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
2. Ведомственные подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и др.).
3. Местные (региональные) подзаконные нормативные правовые акты - это акты органов исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления (нормативные решения или постановления правительств субъектов и др.).
4. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты имеют и другое наименование - локальные акты. Это нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (различные уставы и положения, правила, коллективные договоры и иные акты коммерческих и некоммерческих организаций).
В зависимости от уровня органов, принимающих подзаконные акты, различают следующую иерархию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила), акты главы субъекта, акты правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения), акты муниципальных исполнительных органов власти, локальные нормативные акты и др.
Локальные нормативные правовые акты (ЛНА) принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.
Признаки нормативно-правового акта:
В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм .
Нормативные правовые акты по делятся на:
Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью . На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.
В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.
При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.
Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:
Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:
Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы , также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:
Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.
Важное значение имеет классификация законов поправа: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.
Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.
Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.
Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.
Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.
Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.
Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.
Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.
Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).
В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.
Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.
Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.
Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.
Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.
Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.
В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.
Законодательство государства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.
Нормативный правовой акт является официальным документом постоянного или временного характера, направленным на установление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.
Нормативный правовой акт принимается (издается) в определенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.
Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.
Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного развития теории и практики нормотворчества.
В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенную правовую систему государства.
В Российской Федерации нормативными правовыми ак тами являются:
Конституция Российской Федерации - основной закон государства;
законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы;
нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;
нормативные указы Президента Российской Федерации;
нормативные постановления Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);
нормативные постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.
К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами относятся:
основы конституционного строя Российской Федерации;
права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;
правовое положение общественных объединений;
федеративное устройство Российской Федерации;
общие принципы организации местного самоуправления;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;
основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;
федеральные транспорт, пути сообщения;
оборона, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;
порядок введения военного или чрезвычайного положения;
безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;
судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.
Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, принимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или основную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Основы законодательства Российской Федерации - это федеральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обеспечивающий единообразное правовое регулирование определенных общественных отношений.
На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интеграция в российское законодательство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.
Международный договор Российской Федерации - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, заключения и определения, а также решения по организационным вопросам.
Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (уставы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противоречить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.
Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодательство субъектов Российской Федерации.
Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.
Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль правовых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.
К подзаконным правовым актам федеральных органов исполнительной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.
Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.
Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (издания), вступления в силу и официального опубликования законов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:
в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);
в результате применения общих правил, указанных в законодательстве.
По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.
Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.
Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:
истечения срока действия нормативного правового акта (его части);
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);
принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нормативного правового акта;
вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого противоречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);
признания нормативного правового акта (его части) не соответствующим (не соответствующей) Конституции РФ в установленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство Российской Федерации, распространяется на граждан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, составляющие федеральное законодательство, действуют на всей территории Российской Федерации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов является Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи", указанная Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.