Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Кризисные явления в экономике предприятий заставили сокращать и увольнять всё большее число сотрудников. Народ устремляется в службы занятости. Реально ли найти приличную работу через биржу труда? Проведём эксперимент.

«Сталеварам и строителям всегда рады»

«Я решилась, — кричит в трубку моя подруга Лена Темникова, филолог , недавно добровольно-принудительно уволившаяся с работы в типографии. — Пойдём со мной на биржу, я зарегистрируюсь и буду новую работу искать». И мы отправились «ставить» Елену на учёт в службу занятости.

Лена собрала все нужные документы, включая справку о зарплате и свой красный диплом. «Ну и что, что пособие чуть больше пяти тысяч, — говорит моя подруга, пока мы едем. — Зато и стаж будет идти, и вдруг вакансия крутая попадётся».

В помещении районной биржи труда немноголюдно. Полдень, в углу с газетой о работе дремлет пожилой соискатель, около диспетчера стоит девушка. Она уходит, Лена подаёт документы и спрашивает, как проходит процедура регистрации на учёт.

Каждый безработный сначала общается с диспетчером. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Диспетчер показывает на список необходимых документов, прикреплённый к стеклу кабинки, и заносит данные Лены в компьютер. Оказывается, подруга принесла всё необходимое. «Что есть, всё собрала, — улыбается Темникова. — Я знаю, что иногда какой-то бумажки не хватит, и устанешь ходить».

Диспетчер подаёт направление, Лена идёт в кабинет номер 5, к инспектору. Подруги нет всего минут 5. Выйдя, она объясняет: чтобы встать на учёт, должно пройти десять дней с момента обращения. То есть я в течение этих десяти дней должна принести на бумажке, — Лена машет листочком с названием «План поиска работы», — как минимум три отказа работодателей с печатями» .

Мы возвращаемся к диспетчеру. «Всё так, — подтверждает она. — Придёте через одиннадцать дней. Вообще же, ваша специальность «филолог» имеет мало отклика среди работодателей. Вот сталеварам, сельхозрабочим и строителям мы всегда очень рады».

Лена не собиралась менять профессию: из редактора в маляры или доярки. Поэтому мы отправились собирать печати с отказами.

Три Еленины подруги, хозяйки ООО и ИП, поставили печати и написали фразу «Вакансий нет». Вновь на биржу мы поехали к 10 утра спустя 11 дней, как было назначено.

Многочисленные брошюры рассказывают о правах и обязанностях безработного. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Кризис гуманитарию не друг»

В этот раз в кабинет инспектора Лена вошла вместе со своим 4-летним сыном. И получила нагоняй: оказывается, с детьми приходить нельзя. Ведь, по сути, безработного могут прямо сейчас трудоустроить, и что же, он с ребёнком работать на предприятие поедет? Лене едва не поставили «прогул», её спасло только искреннее незнание законов службы занятости. Я молча забрала из кабинета сына подруги. Инспектор смилостивилась: конечно, в случае трудоустройства Лены с ребёнком сегодня посижу я.

Дверь, чтоб Кирилл не плакал, потеряв маму, мы приоткрыли, и я слышала всё, что говорит инспектор. Она начала с того, что «кризис гуманитарию не друг», а вообще — надо быть готовой к тому, что будут предложены не только вакансии редакторов, но и корректора, корреспондента, диктора и менеджера. При последнем слове Лена напряглась, инспектор объяснила, что, мол, конечно, менеджер будет не торгового зала, а, скажем, дворца культуры. Подруга поморщилась, сотрудник биржи погрузилась в поиски.

Люди разных возрастов обращаются в службу занятости. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Она вбивала одно за другим ключевые слова: «Редакторы не требуются; корректора уже нашли, была вакансия, я помню; корреспондентов в базе нет». Наконец, она выпрямилась и сказала: «Нашла помощника руководителя негосударственного вуза, пойдёте?» «Нет», — ответила Лена. «Оформляем один отказ?» — насупила брови инспектор. И Лена, кивнув, согласилась на помощника. Инспектор долго разглядывала справку Лены с последнего места работы. Её средняя зарплата была 55 тысяч рублей в месяц. Но кризис не обошёл стороной типографию. Лене предложили работать за половину суммы. Она уволилась.

Подруга вышла из кабинета бледной. Я успокоила: «Тебя пока не обязали провести в этом институте остаток дней». Подумаешь, съездим, может, не всё так и плохо. Расстройство Лены я поняла чуть позже: зарплата соискателя составляла 12 тысяч рублей при 6-дневной рабочей неделе с 8 до 18 часов.

«Двенадцать тысяч ещё надо заработать»

Вуз, находящийся бог знает в каких закоулках, встретил тишиной и безлюдностью. Контактное лицо, что было указано в направлении, а именно проректор, отсутствовало. Мы кое-как нашли секретаря руководителя филиала вуза. Честно сказали: нет никакого желания работать за 12 тысяч. «Эту сумму ещё тоже надо заработать, — начала объяснять девушка в белой блузке. — Оклад будет не 12, там вроде бы тысяч 5, остальное — премия и процент от количества студентов». Лена чуть не упала в обморок. Девушка вздохнула: какие нынче безработные пошли требовательные, с мая найти не можем человека. «Но ведь это копейки, — недоумевала моя подруга, пока секретарь куда-то вышла вместе с Лениными бумагами. — Неужели смысл работы в том, чтобы просто ходить на работу? А жить на что? У меня ребёнок, тут не хватит даже заплатить за садик, купить продукты и за квартиру заплатить».

Секретарь подала бумагу с печатью и надписью «Соискатель не прошёл собеседование». Лена побежала в ларёк и купила ей шоколадку. Девушка дежурно улыбнулась, произнесла: «Спасибо», — и окунулась в свою работу. Двенадцать тысяч же ещё надо заработать.

Информацию можно послушать по телевизору, находящемуся в холле. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Восемь тысяч плюсом»

Через две недели Елена вновь сидела у двери инспектора службы занятости. Сегодня была огромная очередь. Видимо, день на день не приходится. Время подруги было назначено на 14:30, стрелка часов в холле подходила к 15-ти, однако перед нами были ещё трое. Все стены холла усыпаны полезной литературой. Как самостоятельно искать работу, какие сайты в помощь безработным можно изучить, какова статистика безработицы в стране — всё это можно узнать, пока ждёшь своё время.

Лена не провела в кабинете инспектора и двух минут: сотрудница биржи торопилась, ведь у кабинета стоял гул, она пыталась нагнать время. Лене написали на листочке одну вакансию — в строительную компанию нужен был редактор сайта. И дали вновь листочек с названием «План поиска работы».

«Как будто я сама не ищу работу, — возмущалась моя подруга, пока мы ехали в строительную организацию. — Всем друзьям надоела, резюме пачками рассылаю. Пока зовут или продавцами-консультантами, или менеджерами без окладов. Я зачем пять лет в институте юбку протирала, чтобы колбасой в ларьке торговать?»

В строительной компании Ленино собеседование прошло на ура. Оказывается, редактором была названа вакансия составителя информационного листка для клиентов фирмы. Нужно было лишь раз в месяц готовить такой документ для будущих покупателей квартир. На свободном месте требовалось размещать анекдоты, гороскопы, словом, как-то его занимать.

Лене понравилось всё, кроме зарплаты. Впрочем, руководитель не просил приходить на работу и сидеть здесь. Вполне можно было готовить газетку дома раз в месяц. Елена тотчас согласилась. Но прожить на такие деньги нельзя, и Лена объяснила это руководителю. Мужчина согласился, мол, маловато, конечно, но больше платить им нет смысла, да и не за что.

Когда директор написал на листочке «Вакансий нет», попрощался с нами и сказал Лене, что ждёт газету через 3 недели, Лена была счастлива: «Восемь тысяч плюсом к пособию в 5 тысяч — это очень даже ничего». Потом мы зашли в три первые попавшиеся организации рядом со строительной компанией. Лена не говорила, что она с биржи. Просто спрашивала, нет ли каких-то вакансий для девушки с высшим филологическим образованием. Ей говорили, что нет, она протягивала листочек для письменного отказа.

На бирже труда можно поискать вакансии и в объявлениях, и в газетах. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Повысить квалификацию? С высшего на начальное!

В третий раз, когда мы с подругой пришли к инспектору, узнали много нового. Лене предложили (если она не трудоустроится в течение пары месяцев) пройти бесплатные курсы повышения квалификации. Правда, после этого с биржи нужно было уходить. Лена поинтересовалась, в аспирантуру, что ли, её направят? Инспектор впервые раскатисто рассмеялась: «Что вы, конечно, нет. Поскольку все эти документы и нормативные акты принимались много лет назад, то и курсы те, что были актуальны раньше. Например, можно получить квалификацию няни в детском саду, парикмахера, освоить компьютер». Тут уже вместе с инспектором засмеялась и Лена: самые близкие по специальности — компьютерные курсы, но и они высококлассному специалисту, буквально «живущему» за компьютером, совершенно без надобности.

Инспектор пожала плечами: ну ничего, совершенно ничего мы не можем вам предложить. Все вакансии — менеджеры, продавцы. 80 процентов — мужские рабочие специальности. Редко, когда бывают исключения: требуются даже директора предприятий. Но это, увы, редкость. «Но вы, девушка, и сами не плошайте, — посоветовала инспектор, — ищите места работы и активно предлагайте свою персону в компании и фирмы».

База данных вакансий инспекторов и находящаяся в общедоступных компьютерах одна. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Прямо из кабинета мы с Леной пошли за компьютер с базой вакансий в холле. Здесь те же данные, что у инспекторов. В алфавитном порядке здесь перечислены вакансии рабочих и служащих: администраторы, архитекторы, архивариус, агрономы, агенты… Пожалуй, страниц 20 — рабочие-строители. Вот почему диспетчер говорила, что требуются отделочники и плиточники. Ничего хоть немного подходящего Лене мы так и не нашли. Однако семейная пара в годах только успевала списывать телефоны: женщина, как выяснилось, уже на пенсии, но решила подработать воспитателем в детском саду, а её муж — мастер на все руки — искал работу слесаря или сантехника.

Итог эксперимента. Найти работу в службе занятости можно. Но будет ли она соответствовать вашим требованиям и вашей квалификации, большой вопрос. Однако, если набраться терпения и ждать хорошую вакансию долго, возможно, повезёт. А уж подработку-то (пусть и не самую высокооплачиваемую) и пособие (хоть и не огромное, около 5 тысяч максимум) служба занятости гарантирует.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.
Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:
  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.
Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:
  • методическая помощь в организации профессионального обучения;
  • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
  • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
  • стимулирование деловой активности населения;
  • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.

Центр занятости редко используется соискателями в процессе поиска работы, но тем не менее, он может быть полезен. Чем может помочь центр занятости? Попробуем разобраться.

Центры занятости (сейчас чаще употребляют понятие «агентство занятости населения») ведут работу с работодателями и соискателями:

  • Осуществляют помощь соискателям в , работодателям — в поисках сотрудников. Проводят консультации по вопросам трудоустройства.
  • Проводят профессиональную ориентацию граждан, предоставляют возможности получения дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
  • Производят социальные выплаты гражданам, оставшимся без работы и вставшим на учет в центр занятости.
  • Проводят социальную адаптацию граждан без работы.
  • Организуют и проводят ярмарки вакансий.
  • Поддерживают самозанятость безработных граждан, предоставляют возможности оплачиваемых общественных работ и работ для несовершеннолетних граждан.

Для людей, оставшихся без работы, центр занятости выступает государственным гарантом поддержки и содействия на период безработицы. Встав на учет в центр занятости населения, человеку присваивается статус безработного и назначаются предусмотренные российским законодательством социальные выплаты. Для возможности получения социальных выплат должно соблюдаться 2 правила:

  1. Гражданин трудоспособен и не имеет заработка.
  2. Гражданин должен быть готовым приступить к работе в любое время и самостоятельно заниматься поиском работы.

Как получить статус безработного

Необходимо обратиться в районный центр занятости (по месту регистрации) и предоставить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовую книжку;
  • Документы об образовании;
  • Справку о доходах с последнего места работы, где отражен заработок за последние три месяца (при наличии трудовой деятельности);
  • Индивидуальную программу реабилитации (для трудоспособных инвалидов).

В целях более качественного подбора вакансий необходимо представить все документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации. Это могут быть дипломы, свидетельства, удостоверения.

Необходимо написать заявление для предоставления государственной услуги. Уже в день регистрации специалистом будет осуществлен подбор подходящей для гражданина работы. Если трудоустройство в течение десяти дней не состоялось, человек официально признается безработным с первого дня обращения в ЦЗН с полным набором документов.

С приобретением статуса безработного на гражданина налагаются обязанности :

  1. Явка на биржу труда два раза в месяц. Дни очередного посещения будут назначаться специалистом центра. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой наказание в виде лишения пособия на период до трех месяцев.
  2. При получении направления к работодателю по имеющейся вакансии необходимо прийти на собеседование в течение трех дней. В случае нарушения указанного срока безработному снижается размер социальной выплаты на четверть. Срок наказания – до одного месяца. Два отказа от предложенной работы по имеющейся специальности, квалификации также повлекут за собой приостановку выплаты пособия по безработице.

Как определяется размер социальной выплаты?

Минимальная и максимальная величины пособия по безработице устанавливаются Правительством РФ на предстоящий календарный год. Размер выплаты безработному зависит:

  • от причины его увольнения с последнего места работы;
  • стажа трудовой деятельности за последний календарный год;
  • величины заработной платы, отраженной в справке.

Продолжительность выплаты пособия в первом периоде не может быть более 12 месяцев , за исключением отдельных случаев. При этом общее время получения социальной выплаты составляет 24 месяца в течение 36.

На получение денежных средств человек имеет право со дня признания безработным. Работникам, уволенным по сокращению или в связи с ликвидацией организации, пособие на бирже труда назначается после того, как прекращается выплата сохраненного за ними среднего заработка.

Если гражданин имел оплачиваемый период работы продолжительностью 26 недель за последний год в календарном исчислении, то величина назначенного пособия будет составлять:

  • первые 3 месяца — 75 процентов среднемесячной заработной платы, рассчитанной за последний трехмесячный период работы;
  • 4 месяца — 60 процентов ;
  • остальное время до окончания периода выплаты — 45 процентов .

При наличии продолжительного страхового стажа, подтвержденного документально, первый период выплаты пособия может превышать 12 месяцев. Размер назначаемого пособия не может опускаться ниже минимального значения и не должен превышать установленный максимум. В следующем периоде можно рассчитывать только на минимальную социальную выплату.

Выплата в первом и втором 6-месячных периодах назначается в размере минимального пособия в случаях, если соискатель работы:

  • ранее не приступал к трудовой деятельности;
  • прекратил трудовую деятельность более года тому назад;
  • был уволен за какие-либо виновные действия (по последней занятости);
  • завершил работу в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вышел из состава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не имеет 26-недельного периода оплачиваемой работы за последний календарный год;
  • отчислен за нарушения из учебного заведения, куда был направлен центром занятости по программе профессионального обучения.

В регионах с применением районного коэффициента к заработной плате социальная выплата увеличивается на его размер. Пособие выплачивается гражданину ежемесячно, если он соблюдает условия прохождения перерегистрации.

Чем может помочь центр занятости

Популярным среди безработных направлением деятельности центров занятости является профессиональное обучение и получение дополнительного образования. ЦЗН активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня в плане подготовки, переобучения и повышения квалификации безработных. Обучение ведется по профессиям, востребованным на рынке труда. По итогам профессионального обучения безработные получают документы установленного образца и могут смело приступить к труду в соответствии с присвоенной квалификацией. На период учебы назначается стипендия. Люди, посещающие курсы, имеют право на получение материальной помощи.

Государство реализует через центры занятости ряд специальных программ, направленных на повышение уровня трудоустройства людей, обратившихся за услугами по подбору работы. В этих учреждениях нуждающиеся в сотрудниках работодатели имеют возможность осуществить выбор подходящих кандидатур. В отличие от коммерческих кадровых агентств, центры занятости населения оказывают услуги гражданам и работодателям бесплатно .

Ищущие работу могут посетить ближайший центр занятости населения в целях получения информации о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы. Специалисты службы занятости окажут квалифицированную помощь по подбору подходящей работы, учитывая образование, уровень подготовки, профессиональные склонности и интересы обратившегося человека. Информация с актуальными вакансиями располагается на стендах в свободном доступе. Залы центров занятости снабжены электронными системами для самостоятельного просмотра имеющихся вакансий.

ЦЗН предлагает обратившимся в поисках работы гражданам участие в реализуемых мероприятиях трудоустройства. Вакансии специальных программ активной политики занятости, как правило, имеют социальную направленность и временный характер работы. Люди, находящиеся в процессе поиска нового рабочего места, могут воспользоваться услугами психологов-профконсультантов. Государственные биржи труда оказывают консультационную и финансовую помощь будущим предпринимателям по вопросам организации собственного дела.

Деятельность службы занятости населения – неотъемлемая часть современной действительности. Постоянно повышая доступность и качество оказываемых услуг, реализуя государственные программы трудоустройства, центры занятости открывают новые возможности для людей, ищущих работу, и работодателей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ