Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Правовое государство представляет собой соответствующую структуру с конституционным правлением, а также с преобладанием законности во всех жизненных сферах. Здесь же разделены законодательная, исполнительная и В данном случае усматривается развитая правовая система с широкими демократическими направлениями, равноправием. Также сюда входит усовершенствованный социальный контроль политики. Создание данного государственного устройства является длительным процессом.

Разграничение

Для данного государства характерно разделение власти на две крупные соответствующие ветви. Это публичное и частное является немаловажным. Если говорить о то его ни в коем случае нельзя отделять от частного. Это в связи с тем, что, несмотря на видимые различия, эти две отрасли имеют очень тесную взаимосвязь. Для того чтобы понять, что именно представляет каждая ветвь в отдельности, нужно дать терминам четкое определение. Далее об этом подробнее.

Изначально рассмотрим частное право

Признаки, характерные для данного определения - это в первую очередь децентрализованное регулирование с помощью институтов, отраслей и соответствующих норм. Основная их функция - это корректирование отношений между объединениями. Следует выделить и еще одну особенность. Она заключается в методе регулирования взаимоотношений в рамках данной ветви между субъектами. В этом случае речь идет о гражданско-правовом способе. Основная база для данной отрасли - это защита интересов лиц, которые возникают при взаимоотношениях с иными личностями. В этом случае субъект сам принимает соответствующее решение относительно необходимости использования им своих прав. Например, решает, стоит ли заключать какой-либо договор с теми или иными лицами.

Теперь детально рассмотрим публичное право

Данное определение является также немаловажным. Публичное право - это:

  • Во-первых, определенный блок, на основании которого создается область, где реализуются соответствующие интересы. А именно - взаимоотношения между отдельными а также между последними и частными лицами. Сюда же включаются и объединения индивидуальных субъектов.
  • Во-вторых, публичное право - это регулирование правоотношений между сторонами исключительно из единого центра. Это немаловажный факт. Учитывая, что одной из данных сторон является уполномоченное страной должностное лицо или представители государственной власти.
  • Ну а в-третьих, публичное право - это императивность правовых норм. Они берут свое начало из иерархических истоков.

В основном регулирование взаимоотношений между субъектами публичного права реализуется при помощи разрешительных способов, а также волеизъявления властных органов. Они же являются участниками такого вида взаимоотношений. Именно указанные аспекты и включаются юристами в понятие публичного права.

Следует обратить внимание на одну особенность. Она заключается в том, что субъекты публичного права - это в обязательном порядке государство - с одной стороны, и частные лица - с другой стороны. Это немаловажно знать. А вот субъектами частного права в большинстве своем являются индивидуальные лица.

Взаимосвязь

Теперь рассмотри соотношение между указанными терминами. Публичное право регулирует работу органов, которые представляют непосредственно государственную власть. Это правоохранительные структуры, суды и т. д. К публичному праву относится и и парламент. Соответственно, существование и плодотворное функционирование норм частного права невозможно представить без плотной взаимосвязи с публичным. Это достоверный факт. Ведь основной задачей публичного права является защита и охрана именно частного. Кроме того, в данном случае следует отметить еще один нюанс. Он заключается в том, что в своей реализации частное право всегда опирается на публичное. Это связано с тем, что именно на частное возлагается задача, направленная на реализацию прав свободной личности. Т. е. субъект данных отношений производит реализацию тех полномочий, которыми он наделен в любом допустимом законодательством направлении. К главной функции частного права относят распределение и фиксирование как материальных, так и иных благ. Это является немаловажным. Нормы публичного права, как говорилось выше, совершенно иные.

Признаки разграничения

Разобравшись с определениями, перейдем к следующему вопросу. Это основные критерии, по которым те или иные нормы можно отнести к той либо к другой правовой ветви. Рассмотрим этот пункт подробнее.

В целом критерии, которые определяют частное право, являются полностью противоположными тем, которые будут описаны и рассмотрены в данном тексте ниже, а также непосредственно относятся к публичному направлению. Это вполне объяснимо. К основным признакам частного права специалисты относят сохранение классической юридической техники. Если говорить о форме регулирования соответствующего отношения, то в данном случае используется чаще всего договорная. Следует заметить, что для данной ветви характерно преобладание диспозитивных норм. Причем основной акцент в этом случае делается на свободном волеизъявлении, экономической свободе, а также защите собственников.

Итак, переходим к другому определению. К публичному праву относится функция регулирования соответствующих взаимоотношений на основании законодательных актов. Они издаются непосредственно государственной властью. Кроме того, можно сказать, что к публичному праву относятся и такие признаки, как обеспечение соответствующих интересов, общее и безличное содержание определенных норм. Их воздействие относится к нормативно-ориентирующему характеру. Однако также преобладают в данных отношениях нормы, имеющие директивно-обязательное определение. Они рассчитаны на иерархическую схему взаимосвязей между соответствующими субъектами. Также в этот перечень компетентные юристы включают обеспечение публичных интересов. Для этого акценты обычно делаются именно на обязанности и запреты, а также на сферу усмотрения. Дополнительно к публичному праву относится и такой признак, как широкое и многогранное использование самых новых технических приемов.

Разграничиваем в соответствии с основными аспектами

Если рассмотреть критерии, в соответствии с которыми указанные нормы можно отнести либо к одному, либо к другому виду, то получаем примерно следующую картину. Разделим их по следующим аспектам:

Субъекты. Публичное право - это взаимоотношения между государственными органами/государством и частными лицами. Это нужно знать. Частное право - это взаимоотношения только лишь между приватными лицами.

Предмет, на который направлено соответствующее регулирование. Для публичного права это для частного права - имущественные.

Интересы. Для публичного государственный интерес, для частного - «привязанный» к соответствующей области.

Методы регулирования. Для публичного права характерен способ, основанный на субординации. В частном же - наоборот, метод координации.

Пример

Систематизируя изложенную выше информацию, приходишь к соответствующему выводу. Он заключается в том, что все без исключения отрасли права можно разделить на две категории. К первой относятся те нормы, в которых преобладает публичное право. Вторую же характеризует наличие аспектов частного.

Рассмотрим данное разделение на примере предпринимательского права. По сути это система норм, созданная для регулирования товарно-денежных (или а также управленческих взаимосвязей. Данным способом управленческих взаимосвязей является императивный (в то время как метод регулирования товарно-денежных отношений направлен на фактическое равноправие сторон таких взаимоотношений, которыми являются предприниматели, и иначе он называется диспозитивный). предусматривает наличие обязательных нормативно-правовых актов. Они имеют управленческий характер и распространяют свое действие равно как на предпринимателей, так и на соответствующие органы.

Наличие данных определений в процессуальных отраслях

Здесь все довольно-таки просто. Если говорить о процессуальных отраслях права (например, гражданский, уголовный), то для данных норм также характерно наличие указанных двух методов. Обычно бывает, что либо императивный, либо диспозитивный метод выражен в большей мере.

Итог

В заключение следует добавить, что не существует нормативно-правовых норм в чистом виде, которые можно однозначно отнести к той или иной указанной ветви. Элементы публичного права могут присутствовать в отраслях частного. Также может быть и наоборот. Например, публичное право отрасли права семейного присутствует в виде следующих элементов: это и судебный порядок расторжения брака, и процедура взыскания алиментов. Также в данном случае усматривается еще одна составляющая. Она заключается в процедуре лишения родительских прав.

Еще один яркий пример - публичное право отрасли права, регулирующей земельные правоотношения. Здесь все проявляется очень четко. Например, порядок землеустройства, изъятия, также как и отвода территорий, определяется исключительно государством. И даже частичное изменение утвержденного плана недопустимо. Таким образом, на основании приведенных выше примеров достаточно просто можно проследить четкую взаимосвязь и своеобразный симбиоз между правом публичным и частным.

1.2 Понятие и характеристика публичного права

Публичное право – отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства2.

Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» – общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это, целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.

Публичное право охватывает многие сферы. Это – устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер – экономической, социальной и др. Это – общепризнанное целеполагание для действий всех субъектов права, формирование основ и поддержание функционирования правовой системы, обеспечение единых принципов правотворчества и правоприменения.

Предмет публично-правового регулирования весьма специфичен, но не только в смысле многообразия объектов воздействия, а также в социальной укрупненности предметов регулирования. И хотя всегда непосредственным предметом воздействия является волевое поведение участников правоотношений, сами участники весьма необычны. Они обладают в публично-правовой сфере особым статусом, т.е. возможностью использовать властно-управленческие полномочия, решать задачи политические, государственные, социально значимые, открывающие путь для решения множества других, более конкретных задач во всех сферах общественной жизни и с помощью разных отраслей законодательства.

Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Именно в сферах жизни общества, государства и гражданина зарождаются процессы и явления, требующие публично-правового регулирования. Вызревают потребности, удовлетворение которых отвечает социальным интересам. Применительно к публичному праву имеются в виду общие потребности, отношения, интересы, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом. Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.


2. Соотношение публичного и частного права

2.1 Критерии разделения публичного и частного права

Вопрос о соотношении частного и публичного права носит ярко выраженный прагматический характер, поскольку от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь граждан, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Термин «публичное» и «частное» право известен с очень давних времен. Уже древние римские юристы оперируют с этим термином, расчленяя всю обширную область права на две большие сферы – сферу права публичного и сферу права частного.

Историческое соотношение между частным и публичным правом можно характеризовать состоянием первоначальной слитности того и другого, из которого публичное и частное право выходят лишь постепенно путем медленного исторического процесса.

Деление права на публичное и частное признавали в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

В современной юридической науке выработаны следующие критерии для разграничения публичного и частного права. Формальные критерии между границами этих двух правовых сфер – порой в практической юриспруденции весьма зыбкими, подвижными, стертыми реальной жизнью, законодательством и юридической практикой – обрисованы одной из отраслей юридических знаний – аналитической юриспруденцией – довольно основательно и убедительно. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два.

Первый: для публичного права характерны отношения «власть – подчинение», для частного права – отношения юридического равенства субъектов.

Второй: публичное право построено на принципе субординации, частное право – на принципе координации воли и интересов участников отношений1.

Эти критерии получили подробную разработку во многих трудах и зарубежных авторов, и отечественных правоведов. Среди русских правоведов нужно отметить И.А. Покровского, давшего характеристику публичного и частного права в труде «Основные проблемы гражданского права» (1917 г.), а также М.М. Агаркова и Б.Б. Черепахина. Отметив особенности интересов субъектов в той и другой сфере, Б.Б. Черепахин пишет, что в основу разделения права на публичное и частное должен быть положен все же формальный критерий, и подчеркивает в этой связи: «...частноправовое отношение построено на координации субъектов, частное право представляет собой систему децентрализованного регулирования жизненных отношений»2.

Вместе с тем, указав на приведенные критерии, нужно понимать то, что сама эта классификация – деление права на «публичное» и «частное» – имеет в основном, общее, принципиальное юридическое значение.

Дело в том, что в практической жизни, особенно на нынешних этапах развития общества, публичное и частное право во многих случаях оказываются «перемешанными»: в жизненных отношениях довольно часто наличествуют разнопрофильные элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие – к публичному.

Складываются даже целые правовые подразделения, комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствует одновременно и то и другое.

В этой связи необходимо сказать о том, что деление права на публичное и частное не только и, не столько классификационное. Это – деление концептуального порядка. Оно касается самих основ права, его места и роли в жизни людей, его определяющих ценностей.

Публичное право – это правовая сфера, в основе которой – государственные интересы, «государственные дела», т. е. самоустройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., – словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации. Сообразно этому для публичного права присущ один – и только один – общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, – прерогатива властвующих субъектов.

Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок – обобщенно говоря, порядок «власти – подчинения», – это порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц, и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица должны им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объем властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии, как уже говорилось ранее, эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка, становятся совместимыми со всеми другими подразделениями гуманистического права, но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нем занимают не императивные предписания, не запреты, а юридические дозволения.

Таким образом, в сфере частного права, наряду в единым общегосударственным юридическим «центром», активно действует множество других юридических «центров». Да притом так, что каждый участник отношений в гражданском обществе, каждый субъект права – это и есть особый и высокозначимый юридический «центр».

Таким образом, деление права на публичное и частное не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право – качественно разные области правового регулирования, два разных, как уже отмечалось, «континента» или две «юридические галактики».

С первых стадий цивилизации так и развивается в составе двух относительно самостоятельных сфер, по двум руслам – публичного и частного права. И поскольку в любом обществе существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер – публичного частного права.

Частное и публичное право представляют собой части единой юридической системы страны и действуют в единстве, во взаимодействии, подчас при регулировании тех или иных отношений, действуют в комплексе. В гражданских законах есть элементы, нормы и институты, относящиеся во многом к публичному праву. Законы публично-правового характера сопровождают гражданские законы, серьезно влияют на их результативность, применение.


... » Первого из этих воззрений держался Мейер, Умов и в особенности Кавелин. Последнее было поддержано Цитовичем. Попытки найти основания для различия частного и публичного права в различии содержания юридических отношений оказываются неудачными» Да и вообще различие интересов, составляющих содержание юридических отношений, следует признать непригодным для обоснования классификации правоотношений. ...

И - в целях контроля за их реализацией - дополнительных публичных институтов и процедур («публицизация»), либо их упразднении («приватизация»). Важным аспектом дифференциации частного и публичного права является институционализация их основных идей, начал и принципов в нормах, содержащихся в весьма существенной части в отраслевых кодифицированных законодательных актах, имеющих приоритет перед...

Преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей. Понятие и структурные элементы системы права Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая...

По подготовке Выполнение курсовой работы по одной из приведенных ниже тем является обязательным и очень важным для студентов-заочников этапом в изучении курса теории государства и права, Ее назначение - развить способности самостоятельной работы с литературой, выработать навыки обобщения государственно-правовой практики и умение систематизировать полученные знания, делать соответствующие выводы...

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства и теория права

Длительное время в учебных заведениях преподавалась учебная дисциплина «Теория государства и права», а в юридической науке развивалась теория государства и права. Их слитность, «соединенность» объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются попытки разделить – в научном и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку названные явления предстают перед нами как более самостоятельные явления в широком контексте развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной программе.

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право – отрасль права

Предмет, метод, конституционные нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана

3. Конституция в правовой системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.

5. Конституционный статус человека и гражданина.

Конституционный приоритет прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса гражданина

6. Конституционное закрепление суверенитета народа.

Принципы выражения народного волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.

8. Конституционный статус государственных и общественных институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.

9. Конституционное регулирование государственной власти.

Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.

10. Конституционные основы местного самоуправления .

Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.

Административное право

Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной частей, поскольку рассматривать названные выше сферы государственной и общественной жизни только через призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации и саморегулирования.

Ниже рассматриваются основные проблемы административного права .

1. Административное право – отрасль российского права. Предмет, метод, система, административно-правовые отношения, источники, нормы административного права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация актов, подзаконный характер актов управления, процесс подготовки и принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности в управлении.

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.

10. Государственное управление в сфере экономики.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.

11. Государственное управление в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных органов исполнительной власти в области международных отношений, обороны, охраны государственных и таможенных границ, компетенция органов субъектов Федерации в области охраны правопорядка, статус специальных структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями .

Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.

Налоговое законодательство

Одна из важнейших отраслей законодательства, пока еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению и постоянному пополнению государственного и местных бюджетов, стимулированию инвестиционной, производственной, торговой и иной деятельности.

Долгие годы налоговые нормы содержались в подзаконных актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое законодательство, включающее общие и специальные законодательные акты . Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, права, обязанности и ответственность налоговых органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых дел.

Бесспорным путеводителем здесь может быть «Базовый мировой налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.

Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности одной из сторон и возможности обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Уголовное право

Уголовное право является такой отраслью публичного Права, для которой характерны нормы запретительно-наказательного характера. Оно регулирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, а также поведение граждан в той части, которая из неправомерной должна становиться правомерной. Охранительные функции уголовного права определяют содержание уголовного ко-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 337

декса и других законов в данной сфере и способствуют борьбе с преступлениями. Действующий долгие годы Уголовной кодекс дополнен множеством поправок и изменений . Подготовлен новый Уголовный кодекс Российской Федерации .

Для уголовного права первостепенное значение имеет определение задач и принципов уголовного законодательства, пределов действия Уголовного кодекса, понятия и видов преступлений как запрещенного уголовным законом деяния (действия или бездействия), причиняющего вред или создающего угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Устанавливаются категории преступлений. Подробно регулируются виды наказаний, которые меняются в новых условиях. Обеспечение эффективности наказаний как кары за совершенное преступление, как меры государственного принуждения, заключающейся в ограничении или лишении прав и свобод виновного лица, способствует успешной борьбе с преступностью.

Среди преступлений, караемых по закону, назовем государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, а также против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Строгая и неумолимая реакция государства на них означает твердую защиту публичных интересов.

Судоустройство

Публичное право охватывает и такую область государственной деятельности, как правосудие и судоустройство. Речь идет о законах двух видов. Первая группа охватывает законы об устройстве судебной системы в целом и ее ветвей – Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и их звеньев. Собственно федеральные суды действуют вместе с судами субъектов федерации и мировыми судьями. Введение суда присяжных расширяет гарантии демократического судопроизводства. Регулируются также вопросы деятельности прокуратуры и судебного управления.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 338

Другая группа законов посвящена статусу судей, гарантиям их деятельности, неприкосновенности, а также порядку их назначения на должность и освобождения от должности.

Процессуальное право

Как известно, наряду с материальными, содержательными нормами права есть процессуальные нормы. Их назначение заключается в создании процедур реализации материальных норм. Включение процессуальных норм в тексты статутных и тематических законов не исключает необходимости постепенного формирования общей отрасли – процессуального права, которой присущи свой объект и методы регулирования, специфические нормы, «стадийные» правоотношения, возникающие на последовательно сменяющих друг друга фазах процесса.

В рамках процессуального права можно выделить четыре разновидности процессуального законодательства: конституционное, административное, уголовное и гражданское. Преимущественно эти отрасли служат осуществлению судебной власти в соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации , но они могут включать и процедуры, свойственные деятельности других органов. Не все названные отрасли развиты равномерно, особенно это касается административно-процессуального законодательства. Сейчас управленческие коллизии и споры попадают в орбиту и конституционных, и арбитражных судов, хотя формирование системы административной юстиции могло бы изменить разграничительные линии.

Международное публичное право

Среди комплекса отраслей международного права можно особо выделить международное публичное право. Его субъектами являются государство, нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, неправительственные организации, межгосударственные объединения. К предмету регулирования относятся те базовые международно-правовые отношения, которые делают мировое сообщество устойчивым, оберегают его ценности, и прежде всего мир, права и свободы человека, и позволяют развивать связи и сотрудничество во многих сферах жизни. Международное частное право, морское, воздушное, космическое право служат достижению этих целей .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 339

Изучающим международное публичное право следует иметь в виду три основных нормативных блока, которые его составляют. Первый – вопросы, связанные с определением предмета, источников и методов регулирования в системе международного публичного права, его соотношения с национальным (внутригосударственным) правом. Второй блок охватывает такие общие институты, как субъекты, основные принципы международного права, право международных договоров, международные организации и конференции, ответственность.

К третьему блоку относятся вопросы международно-правовой защиты прав и свобод человека, международной безопасности, территории, дипломатических и консульских отношений, процедур предотвращения и разрешения международных конфликтов. Упомянем и о механизмах сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры и др.

Информационное право

Бурное развитие информационных отношений и процессов обусловливает становление такой отрасли права, как информационное. Законодательные и иные правовые акты в данной сфере только появляются, но уже сейчас можно вести речь о комплексе специфических правовых вопросов в рамках названной отрасли. Имеются в виду информационные отношения как предмет правового регулирования, субъекты информационно-правовых отношений, правовой механизм получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правонарушения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.

Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

Публичное право - та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач в отличие от частного права.

Публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере публичного права властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Обязанное лицо призвано подчиняться и выполнять правовые предписания.

Для публичного права характерно регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений, отношения власти и подчинения, исключающие автономность воли и частную инициативу подчиненного субъекта, неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

Публичное право:

1) ориентируется на удовлетворение публичных интересов;

2) характеризуется односторонним выражением воли (государства);

3) имеет широкую сферу обсуждения при строго обязательной императивной форме регулирования;

4) предусматривает иерархические (подчиненные) отношения между субъектами права;

5) содержит общие нормы и безличные, имеющих нормативно-ориентировочный влияние;

6) определяется преимуществом дарективно-обязательных норм, рассчитанных на прямое применение санкций, связанных с ограничениями в использовании ресурсов;

Публичное право включает в себя такие отрасли права, как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, международное публичное, процессуальные отрасли, уголовно-исполнительное.

Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение лица, основы организации общественного и государственного строя, системы органов государства и местного самоуправления, механизмы осуществления государственной власти. Сквозь призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления. Метод правового регулирования - преимущественно императивный и направлен на обеспечение стабильности в обществе, предсказуемости социально-политических процессов, создания надлежащих условий для реализации прав и свобод человека. Конституционное право выполняет в основном регулятивную статическую функцию. Регулятивная динамическая функция конституционного права выражается в формировании и установлении компетенции высших органов власти, осуществлении политической власти президентом и представительными органами государства, разграничении компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления. Основной источник конституционного права в Украине: - Конституция Украины 1996 г.

Административное право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые формируются в ходе обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе осуществления ими управления социально-экономическим и административно-политическим развитием. Регулированию административного права подлежит государственная власть, которая реализуется как в форме государственного управления (собственно управленческая деятельность), так и в различных других формах государственной деятельности, т.е. регламентация административного права распространяется на государственное управление, которое осуществляется не только внутри, но и вне деятельности органов исполнительной власти, а именно: внутри аппарата других органов государственной власти (парламента, судов, органов милиции и т.п.); внутри аппарата государственных предприятий, учреждений и др. В административном праве преобладает императивный метод правового регулирования со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений.

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право - система правовых норм, охраняющих от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, все виды собственности, устанавливают меру уголовной ответственности за их совершение. Уголовное право выполняет охранную и защитную функции, лишь отдельные нормы имеют регулятивный (погашения судимости) или рекомендательный (необходимая оборона) характер. Критерием, что предопределяет уголовно-правовое регулирование, является общественная опасность, ее характер и степень. Соответственно, предмет регулирования уголовного права составляют общественно опасные деяния, совершенные против личности, общества, государства. Единственным источником (формой) уголовного права является Уголовный кодекс.В систему публичного права входят ипроцессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормыуголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Уголовное право – ГОС

Общая часть.. Понятие задачи функции принципы уголовного права уг пр.. Действия уголовного закона во времени в пространстве и по кругу лиц..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, задачи, функции, принципы уголовного права
Понятие «Уголовное право» (уг. пр.) употребляется в 4-х аспектах: как отрасль зак-ва, как отрасль права, как наука, как уч. дисциплина. Уг. пр. как отрасль пр. входит в си

Действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие уголовного закона во времени – это возможность применения уголовного закона в зависимости от времени совершения преступления. Для правильного применения норм зако

Действие уголовного закона в пространстве
В доктрине уг. пр. выдел. след принципы действия закона об уг. отв. в пространстве: территориальные, гражданства, универсальный и реальный. Понятие

Понятие преступления и его виды
Преступление явл. одним из осн. институтов уг. пр. Основная особенность преступлений закл. в том, что большинство из них наносит существенный вред физ. или юр. лицу, обществу или г

Уголовная ответственность и ее основания
Уг. ответственность (отв.) –это один из видов юр. отв., поэтому имеет все ее общие признаки. Содержание уг. отв. основано на положения философии, общей теории права. Уг. о

Состав преступления и его виды
В уг. пр. состав преступленияпонимается как совок. объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Состав прест. содержит хар-ку

Понятие, значение и виды объекта преступления
Объект преступления– это то, на что посягает лицо, чему преступлением причиняется или может быть причинен определенный вред (ущерб). Объектом какого-либо прест. всегда выступают об


Объективная сторонапрест. предст. собой внешний осознанный и волевой акт преступного поведения, осуществляющийся в определенном месте, в определенное время и обстановке. Т.е. это в

Понятие, признаки и виды субъекта преступления
Суб. прест. в уг. пр. – это один из обязат. эл-ов состава прест. Субъектом преступления, согласно ч. 1 ст. 18 УК, "является физическое вменяемое лицо, совершив

Обязательные и факультативные признаки объективной стороны состава преступления
Субъективная стор. предст. собой внутреннюю сущность прест., псих. отношение виновного к совершенному им общественно опасному деянию и наступившим последствиям. Суб. сторона – обяз

Понятие, формы и виды вины в уголовном праве
Вина - это психическое отношение вменяемого лица к совершенному им общественно опасному деянию и к его последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 23 УК). В ст. 62 Конститу

Понятие и виды стадий совершения преступления
Преступление признается оконченным в одном случае с момента совершения самого действия, а во втором - при наличии от такого деяния вредных последствий. Стадии совершения преступления - это этапы, к

Понятие и значения соучастий, объективные и субъективные признаки соучастий
Соучастие в преступленииявляется умышленное совместное участие нескольких субъектов преступления в совершении умышленного преступления (ст. 26 УК). Прест. счит. соверш. в соучастии

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В Общей части действ. уг. зак. впервые предусм. раздел XV «Особенности уг. ответств. и наказ несоверш.» Вопросу уг. отв. и наказ рассм-ся с учетом психофизиологических особенностей личности подрост

Понятие, правовые основания и виды освобождения от уголовной ответственности
Освобождение от уголовной ответственности определяется как отказ суда от вынесения обвинительного приговора в отношении лица, виновного в совершении преступления, и связанного с эт

Система и виды наказаний по действующему уголовному законодательству
Под системой наказанийпонимается соц. обусл. совок. устан. УКУ, обязательных для суда и взаимод-их между собой видов наказ., расположенных в определенном порядке. В УК впервые пред

Виды принудительных мер воспитательного характера. Порядок их назначения
Принудительные меры воспитательного характера, в частности, применяются: 1) в случае принятия судом решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственност

Виды принудительных мер медицинского характера. Порядок их назначения, изменения или прекращения
Принудительными мерами медицинского х-ра явл. меры, кот. назнач. судом и применяются к невменяемым, ограниченно вменяемым, а также лицам, соверш. прест. в сост. вменяемости, но заб


Продолжение, изменение или прекращение применения принудительных мер мед. х-ра осущ. судом по заявлению представителя психиатрического учреждения (врача-психиатра), оказывающего лицу такую ​&

Понятие и значение квалификации преступлений
Квалификация прест. – это результат деят., кот. выражается в точном установлении признаков совершенного деяния и его описания в конкр. норме Особ. ч. УКУ. В завис. от правовой оцен

Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
Особ. ч. уг. пр. хар-ся определ. совок. признаков. Прежде всего Особ. ч. – это совок. уг.-пр. норм, кот. устанавливают виды и составы прест. и определяют виды и размеры наказ., применяемые судом в

Понятие и виды убийств в уголовном праве Украины
Общее понятие убийства может быть определено как умышленное или неосторожное причинение смерти другому человеку (лишение его жизни). Объектом убийства является жизн

Понятие и виды телесных повреждений
Телесное повреждение - это противоправное причинение вреда здоровью другого человека, выражающееся в нарушении анатомической целости или физической функции органов и тканей тела че

Умышленное средней тяжести телесное повреждение (ст. 122 УК)
Законодательство определяет, что умышленное средней тяжести телесное повреждение - это умышленное повреждение, не опасное для жизни и не повлекшее последствий, предусмотренных в ст. 121 УК, но повл

Умышленное легкое телесное повреждение (ст. 125 УК)
Объектом преступления является здоровье человека. Объективная сторона характеризуется наличием: а) общественно опасного деяния б) общественно опасных посл

Понятие и виды преступлений против общественной безопасности. Бандитизм
В главу 31 «Прест. против обществ. безоп.» вкл. 16 ст. (ст.ст.255-271). Родовым объектомэтих прест. явл. обществ. отнош. по охране безоп-ых условий жизни людей, их проф. деят., исп. об., пре

Понятие и виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности
Общественно опасные посяг.а на половую свободу и половую неприкосновенность личности явл. разновидностью прест. против личности. Эти посягательства причиняют существенный вред норм. половым взаимоо

Изнасилование (ст. 152 УК)
Изнасилование - это половое сношение с применением физического насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Непосредственным объектом изнасилова

Насильственное удовлетворение половой страсти неестественным способом (ст. 153)
Удовлетворение половой страсти неестественным способом предусматривает неестественный половой акт, содержащий в себе проявления мужеложства, лесбиянства и других способов удовлетворения половой стр

Принуждение к вступлению в половую связь (ст. 154)
Принуждением является противоправное влияние на лицо мужского или женского пола с целью принудить ее к вступлению в половую связь, естественным или неестественным способом против его воли, путем ис

Развращение несовершеннолетних (ст. 156)
Развращении несовершеннолетних заключается в совершении развратных действий в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста. Объектом преступления является половая неприкосновенность л

Понятие и виды преступлений против собственности
Объектом преступлений против собственности явл. обществ. отношения соб-ти, охраняемых уг. законом как часть эконом.х отношений, как основа экономической системы государства.

Понятие и виды преступлений в сфере хозяйственной деятельности
Преступления в сфере хозяйственной деятельности -это предусмотренные нормами УК общественно опасные, виновные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся в процесс

Хулиганство (ст.296)
Объект– обществ. отношения, связ. с обеспеч. обществ. порядка, нарушенные конкр. общественно опасным действием. Дополнит. об. может выступать здор. чела, обществ. опасность.

Преступление против безопастности движения и эксплуатации транспорта. Общая характеристика и виды
Объект– обществ. отнош., обеспечивающие безоп. движения, эксплуатацию транспорта, явл-ся неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, кот. реализуют и охраняют безоп. в

Понятие и признаки государства. Сильная и слабая государство. Современное государство
Государство– организация политической власти, обладающая суверенитетом, распространяющая свою власть через аппарат управления и принуждения на определенную территорию путем установ

Определение права. Виды правопонимания
Право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством, ею охраняются, выражают волю доминирующей ч

Правовое государство. Либеральная и социальное правовое государство
Правовое государство – такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется

Механизм государства и государственный аппарат
Механизм государства – целостная сист. гос. органов, осущ-их гос. власть, а также учреждений и предприятий, посредством кот. выполн. задачи и функции гос. Механизм гос. им

Законодательная власть, ее функции
Законодательная власть - это одна из ветвей государственной власти, которая наделена полномочиями в отношении принятия, изменения или отмены законов. Органами законодатель

Исполнительная власть. Центральная и местная исполнительная власть
Исполнительная власть - это одна из ветвей государственной власти, единая система виконавчорозпорядчих органов, которые осуществляют непосредственное управление государственными де


Великий историк древности Тит Ливий назвал Законы 12 таблиц источником всего римского права. С тех пор источн.права наз. то, что содержит правов. нормы, то, откуда мы черпаем пр. нормы. В

Понятие и признаки нормативно-правового акта. Закон и подзаконные акты
Нормативно-правовой акт - официальный письм. документ, выданный компетентным, спец. уполномоч. на то органом или должностным лицом, в кот. закр. общеобязат. правила поведения.

Субъекты правоотношений. Юридические лица
Субъекты правоотношений - это индивидуальные или коллективные субъекты права, которые принимают участие в конкретных правоотношениях, реализуют свои субъективные права и юридически

Юридические факты и фактический состав. Юридические факты-состояния
Юридический факт - предусмотренная нормами права конкретная жизненная обстоятельство (событие, действие, состояние), которая является основанием для наступления определенных юридич

Понятие и формы реализации права
Реализация норм права - воплощение правовых норм и принципов в правомерной поведении субъектов права, в их практической деятельности. Её можно рассматривать как процесс и как конеч

Понятие и признаки применения права. Идеология применения права
Применение норм права - это реализация норм права компетентными организациями с разрешения конкретного дела, которая имеет государственно-властный, творчески-организующий характер,

Стадии процесса применения права. Право применимы акты
Применения юридических норм - это единый процесс разрешения конкретного дела, который условно делится на несколько этапов: 1) установление и анализ фактических обстоятельс

Понятие и виды толкования права. Средства (приемы) толкования права
Толкование норм права (интерпретация норм права) - интеллектуально-волевой познавательная деятельность, которая заключается в установлении точного содержания (смысла) норм права и

Пробелы в праве и их преодоления. Устранение и преодоление пробелов в праве
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующих н\п актах необх. юр. норм. Пробел в законе - это полное или частичное отсутствие необхо

Интерпретационные акты. Интерпретац. акты Конституционного Суда Укр. (КСУ)
Акты официального толкования норм права (интерпретационно - правовые акты) - правовые акты-документы, принятые уполномоченными органами, содержащих разъяснения содержания норм прав

Понятие и специфика правосознания. Правовая идеология и правовая психология
Правосознание - это система чувственных и мысленным образам коммуникативно-волевой направленности, через которые происходит непосредственное и опосредованное восприятия правовой ре

Правовая культура личности и общества. Особенности правовой культуры Украины
Правовая культура -это система правовых ценностей, кот.е соответствуют уровню достигнутого обществом правового прогресса и отражают в правовой форме состояние свободы, др. соц ценн

Правовая система и система права как категории юриспруденции
При рассмотрении понятия "система права" необходимо от­личать его от, казалось бы созвучного, понятия "правовая систе­ма". Под правовой системой понима

Отрасли права. Иерархия отраслей права Украины
Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную сферу (род) общественных отношений специфическим методом право

Частное право. Отрасли частного права Украины
Частное право -защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и др. хоз-ых подразделе

Материальное право. Отрасли материального права Украины
Материальное право – совокупность отраслей, которые содержат нормы права, прямо регулирующих общественные отношения (конституционное, гражданское, административное, уголовное и др.

Процессуальное право. Отрасли процессуального права Украины
Процессуальное право –совокупность отраслей, которыеОтрасли процессуального права - содержат нормы права, определяющие процедуру осуществления материального права и производные от

Правовая система. Правовая семья. Виды правовых семей
Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений и юридических явлений, возникающих в р

Понятие и особенности правового статуса. Правовой статус и правовое положение личности
Правовой статус лица - это система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которым инд

Понятие гражданского права. Предмет, метод, функции и принципы гражданского права
Термин "Гражданское право"(гп) употребляется в научном и учебной литературе, а также в юр. практике в нескольких значениях: 1)субъективное право особого рода; 2)область н

Понятие и виды юридических фактов
Юридические факты - это обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление правовых последствий - установление, изменение, прекращение или другие трансформации правоотношений.

Основания, порядок и правовые последствия признания лица ограниченно дееспособным
При наличии достаточных оснований по заявлению родителей (усыновителей), опекуна, органа опеки и попечительства в соответствии с частью 5 ст. 32 ГК Украины суд может ограничить пр

Основания, порядок и правовые последствия признания лица недееспособным
Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического разлада неспособно осознавать значение своих действий и (

Основания, порядок и последствия признания физ. лица безвестно отсутствующим
Признание физического лица безвестно отсутствующим служит, прежде всего, для защиты имущ. интересов отсутствующего лица и интересов лиц, с кот. оно находится в гражд. отношениях.

Основания порядок и последствия объявления физического лица умершим
Поскольку объявление физического лица умершим базируется на презумпции, а не на факте смерти,ГК предусматривает меры, направленные на обеспечение интересов физического лица, объявл

Основания, порядок и способы возникновения юридических лиц
Традиционно в советском и постсоветском гражданском праве различали три способа возникновения юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительныиM

Основания, порядок и способы прекращения юридических лиц
Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения

Понятие, причиныан и виды сделок
Сделка– это юр. значимое действие субъектов гражданского права, кот. влечет возникновение, изменение и прекращение гражд. прав и обяз. Все сделки являются юридическими фактами,

Форма сделки. Правовые последствия несоблюдения формы сделки
Форма сделки - это способ выражения воли лиц, принимающих в ней участие. Достаточно распространенными формами сделок являются такие формы заключения сделок: 1) конклюдентными

Понятие и виды недействительных сделок. Правовые последствия признания сделки недействительной
Недействит. сделки– это сделки в кот. наруш. хотя бы одно условие из действит., в результате чего наступают не те правов. последствия кот. хотели стороны, а те, кот. прямо предусм.

Понятие и виды представительства. Основания возникновения и прекращения представительства
В наиболее общем виде, представительство может быть охарактеризовано как использование правосубъектности одних лиц для реализации прав и обязанностей и защиты прав других лиц. С помощью предс

Понятие и форма доверенности. Основания прекращения доверенности
Доверенность - это письменный документ, который выдается представителю представляемым для представительства перед третьими лицами (ст. 244 ГК Украины). Из этог

Прекращение доверенности
Доверенность прекращается вследствие истечения ее срока, а относительно разовой доверенности - осуществлением представителем действий, на которые он уполномочен. Доверенн

Понятие и виды вещных прав по законодательству Украины
Разделение гражданских прав на вещные и обязательственные достаточно четко сформировалось еще в классическом римском праве.
Собственно говоря, древнеримские правоведы различали не вещные и об

Общие положения о праве собственности. Собственность и право собственности. Виды права собственности
Термин «собственность» (соб-ть) и «право соб-ти» не тождественны. Вообще соб-ть можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Т.е. термин «соб-ть» упо

Основания приобретения права собственности
Правоотношения соб-ти, как и любые гражд. правоотн., всегда имеют в своей основе юр. факты. К юр. фактам, на основании кот. возник. право соб-ти на определ. имущ-во у конкр. лица, могут быть отнесе

Основания прекращения права собственности
Основаниями прекращения права собственностиявляются юридические факты (определенные обстоятельства), с которыми закон связывает ликвидацию права собственности вообще или переход ег

Понятие, виды и особенности осуществления права общей собственности
Согл. ст. 355 ГК, имущество, находящееся в соб-ти 2-х или более лиц, принадлежит им на праве общей соб-ти. Право общей соб-ти – это право двух и более лиц на один и тот же объект соб-ти. И

Понятие и способы защиты права собственности и других вещных прав
При определении соотношения этих понятий, очевидно, целесообразно исходить из того, что «охрана права собственности» является понятием более широким и охватывает всю совокупность норм права,

Понятие и виды вещных прав на чужое имущество. Особенности их осуществления и защиты
Важным вещным правом является право на чужие вещи. В этом случае право собственности принадлежит одному лицу, в то время как другое лицо имеет то же имущество такое же (непосредственное) вещное пра

Понятие и виды гражданско-правовых договоров
Гражданско-правовой договор - соглашение двух или более сторон, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наиболее важным зн

Понятие, виды и признаки гражданско-правовых обязательств
Термин "обязательства" имеет несколько значений. В частности, он используется для обозначения: 1) документа, выдаваемого должником кредитору 2) отдельного обязанности 3) обязанности, отве

Порядок заключения гражданско-правовых договоров
Поскольку договор является общим юридическим актом двух или нескольких лиц, согласование условий договора между ними проходит, как минимум, две стадии: 1) предложение одной стороноиM

Публичное право – отрасль, нормы которой способны защитить общественное благосостояние. Все нормы напрямую связаны с тем, как действует государство, как выполняются общественные задачи и цели.

Что регулирует публичное право

  1. Отношения органов государства с гражданами страны.
  2. Государственные отношения с общественными объединениями.
  3. Отношения государства с хозяйствующими структурами.
  4. Взаимоотношения между органами внутри государства.

Государства контролирует и обеспечивает все возможные интересы как общества в целом, так и отдельно какой-либо группы или категории.

Публичное право является полномочным органом, который может диктовать и указывать на поведение каких-то определенных слоев населения или отдельных граждан. Если правила не будут соблюдаться, то нарушителя настигнет наказание в виде юридической ответственности.

Регулирование публичного права происходит при помощи категорических норм. Эти нормы не поддаются изменению при помощи участников правовых отношений. При публичных отношениях рассматривается неравноправие сторон. С одной стороны находится государство, также его можно заменить любым органом или должностным лицом.

Какие отрасли входят в состав:

  • конституционное;
  • финансовое;
  • административное;
  • уголовное;
  • уголовно-исполнительное;
  • международное публичное;
  • процессуальное.

Право поделилось на публичное и частное еще в Древнем Риме. Раньше публичное относили к римскому государству, а именно к его положению. Частное относилось к пользе отдельных лиц. Но сейчас такое разделение встретить можно достаточно редко.

На видео-основные отрасли частного права:

Система частного права включает в себя:

  • гражданское;
  • семейное;
  • трудовое;
  • земельное;
  • международное частное.

Гражданское

Что представляет собой эта отрасль права? Это комплекс отраслей, которые способны распространить свое воздействие на регулирующие лица и частные. Гражданское право способно регулировать имущественные отношения, а также неимущественные, но связанные с имуществом.

Право может регулировать и семейные отношения. Гражданское регулирует отношения собственников и каких-либо объединений в их совместной деятельности.

Гражданское право выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная . Эта функция помогает создать определенные нормальные условия, которые смогут направить развитие экономики в правильное русло. При этом экономика будет хорошо развиваться и функционировать.
  2. Охранительная функция . Она помогает защитить от возможных правонарушений. Обычно эту функцию рассматривают в виде восстановительного элемента.

Перечисленные функции могут в полной мере охарактеризовать гражданское. Также признаки гражданского права в полной мере могут раскрыть гражданское право.

Принципы права:

  1. Все участники юридически равны.
  2. Собственность является неприкосновенной. Исключением является то, когда в судебном порядке происходит принудительное отчуждение собственности.
  3. Вмешательство произвольного характера недопустимо.
  4. При заключении договора между сторонами соблюдается свобода.
  5. Чтобы реализовать свои права, нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  6. Злоупотреблять гражданским правом нельзя. Если злоупотребление ведет к причинению вреда, то это наказуемо.

Примером гражданского права является заключение сделки между двумя сторонами с участием третьей стороны или посредника. При заключении того или иного вида сделки каждая сторона сохраняет свои права. Посредник же контролирует проведение процесса.

Семейное

Семейный кодекс РФ – главный и основной источник семейного права. Между членами семьи возникают гражданские отношения, которые часто используются на практике . Брак считается действительным, если он был заключен в органах ЗАГС, а также записан в актах гражданского состояния.

На видео-семейное право отрасль частного права:

Семейное способно регулировать условия вступления граждан в брак, прекращение брачных уз и признание брака недействительным. Кроме того, регулируются отношения внутри семьи. Чтобы заключить брак, достаточно прийти в ЗАГС и подать заявление, которое будет служить основанием. Брак регистрируется через 1 месяц после подачи заявления. Но иногда случаются обстоятельства, в связи с которыми брак можно заключить раньше или позже. Если нужно это сделать позже, то не более чем через 2 месяца после подачи письменного заявления.

Вступить в брак могут лица, достигшие 18-летнего возраста. Особые обстоятельства учитываются, если нужно заключить брак в возрасте 16 и 14 лет.

Есть и ряд условий, которые противоречат заключению брака. Брак не может быть заключен между родственниками. Если один из заявителей уже состоит в браке, то повторно вступить в брак он не может. Иногда требуется медицинское освидетельствование, которое подтверждает психическое и физическое здоровье человека. Но делают это только с разрешения брачующихся.

Семейное право предусматривает и случаи, в результате которых брак прекращает существовать.

Это может быть смерть одного из супругов, расторжение брака при помощи заявления, поданного в ЗАГС. Расторгнуть брак может любой из супругов. С другой стороны рассматривается закон, который говорит о том, что расторгнуть брак в одностороннем порядке нельзя при наличии соответствующих условий. Если жена беременна, то расторгнуть брак без ее согласия нельзя. И в течение года после родов тоже этого сделать нельзя. Если претензий у супругов нет, то в суде они могут расторгнуть брак без всяких проблем.

Еще один пункт предусматривает семейное право:признание брака недействительным. В каких случаях это происходит?

Если были нарушены условия, когда брак заключался. Например, к браку принудили, возраст супругов не достиг совершеннолетия. Если кто-либо из супругов скрыл факт наличия ВИЧ-инфекции или венерической болезни, то брак считается недействительным. Фиктивный брак – он тоже считается недействительным.

Трудовое

Эта отрасль права регулирует отношения, которые возникают на предприятиях частного и государственного характера. Все участники трудовых отношений должны быть заинтересованы в этом. Любой человек имеет право на труд. Труд может быть самостоятельным и наемным. Часто на практике можно встретит и смешанную форму.

Из предложенных вариантов человек сам может выбрать подходящий. Но самым распространенным является наемный труд. В результате человек вступает в отношения, которые возникают между наемником и работодателем. Отношения, которые возникают, являются предметом регулирования. Стороны или субъекты – это работодатели, весь коллектив, предприятие в любой форме.

Самая важная роль трудового права – урегулировать отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. При этом условия должны охраняться, улучшаться, в любой мере поддерживать работника. Социальное партнерство внутри коллектива должно укрепляться.

Что можно отнести к примерам проявления трудового права:

  1. Подготовка работников на производстве, улучшение профессиональных качеств.
  2. Переговоры, ведущиеся внутри коллектива.
  3. Охрана труда работника.

В случае, если по каким-либо причинам трудовые права гражданина были нарушены, он имеет парво обратиться в суд. Судебное разбирательство будет запущено в случае, если истец предъявит доказательства наличия .

Земельное

Земельное способно регулировать отношения, которые возникают в результате пользования землей, как недвижимым имуществом, так и любым природным объектом. Земля находится в неразрывной взаимосвязи с другими объектами природного происхождения. Это могут быть воды, леса, растительный и животный мир. В итоге все земельные правоотношения связываются с другими природными объектами.

Участок земли – это верхний плодородный слой почвы, которым может пользоваться человек для изъятия благ для себя. Этот участок земли имеет строго описанные границы. Человек может пользоваться землей, не выходя за рамки этих границ.

Любой участок может быть делимым и неделимым. Делимым участок является, когда после раздела каждый из участков представляет собой самостоятельный участок земли.

Предмет земельного права: отношения, возникающие в результате пользования земли и ее охраны. В итоге земля выступает основой для жизни граждан, пользующихся этим наделом. В качестве источника земельного права выступают правовые и нормативные акты, которые принимались в компетентных органах.

В качестве примера земельного права можно рассмотреть раздел земли или пользование только своим участком земли. Если затрагивается чужая территория, то это может повлечь за собой ответственность.

Международное частое право

Это право представляет собой совокупность норм, которые регулируют гражданские отношения, трудовые, семейные и брачные отношения. Все эти отношения должны иметь международный характер.

На видео-примеры отраслей частного права:

Если расшифровывать понятие международного частного права, то можно сказать, что отношения просто усложняются участием в них иностранных субъектов наряду с участниками граждан РФ. Или отношения должны возникать на территории РФ с участием иностранных сторон. В результате они принимают форму международного характера.

Что собой представляет понятие, предмет и метод отрасли гражданского права, подробно указано в данной

В международном частном праве могут участвовать иностранные юридические лица или просто иностранные лица. Объектом может выступать имущество, права на имущество, вещи, которые находятся за границей.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда международная компания подписывает определенный договор с компанией из России.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ