Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Система социального контроля является одним из элементов механизма социализации личности. Социализацию мы представляли как процесс освоения культурных норм и социальных ролей. Социализация касается прежде др. ндивида и происходит под определенным контролем общества, окружающих (не только учат детей, но и контролируют правильность усвоения образцов поведения). Считается, что социальный контроль досягает ься сочетанием факторов предрасположенности к покорению, принуждения и пидданости социальным нормам, правилам поведения, ценностям. А также интерпретируется как целенаправленное воздействие общества на поведение индивидов да, что и обеспечивает нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, вследствие чего и возникает"здоровый"социальный порядок, придерживается нормальный уклад с в совместной жизни (теории. Е. Росса, P. Парка). Проблема социального контроля по сути является составляющей проблемы взаимоотношений индивида и общества, гражданина и государства. Образно говоря, социальный контроль выполняет функцию милиционера, который следит за поведением людей и"штрафует"тех, кто не соблюдает надлежащих правил бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что они пожелают, и так как они пожелают. Поэтому социальный контроль выступает фундаментом стабильности в обществе, его отсутствие или ослабление приводят к беспорядкам, социальной аномии (игнорирование норм и правилта правил).

. Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, который обеспечивает упорядоченность взаимодействий между людьми благодаря нормативному регулированию. В его систему входят все способы реакции как крупных общественных у образований, так и конкретного индивида на различные конкретные действия человека или групп, все средства общественного давления для того, чтобы поставить позанормовану поведение и деятельность в определенные социальные границі.

Рассматривая социальные институты, видим, что они выполняют контролирующую, влиятельную, регулирующую функции, которые сводятся к определенному"социального контроля"(можно привести примеры из повседневной жизни). Схем тически можно объяснить так: каждый член общества осознает, как себя вести в различных ситуациях, чтобы быть понятным, чтобы знать, чего ожидать как от него, так и - какой будет реакция групп есть,"орг анизований ход"нашей общественной жизни может быть обеспечен благодаря тому, что взаемопередбаченою является поведение людией.

Каждая социальная группа вырабатывает систему средств, благодаря которым каждый человек ведет себя в соответствии с нормами, образцов поведения в различных ситуациях. В процессе социального контроля формируются отношения, и, однако, намного сложнее, чем"подгонка"индивидуальных качеств под те или иные социальные стандарты. Здесь необходимо учитывать принципиальную особенность функционирования индивидуального сознания и социальной. Индивид и общество (социальная группа) представляют собой взаимодействующие составные элементы социального контроля. Это - процесс взаимодействия индивидов и обобществленного (группы, классы), в схему которого вклю ляются два типа действий: индивидуальные действия и действия социальные (групповые, коллективные). Но и этого еще недостаточно. Принципиально важно учесть своего рода дополнительные промежуточные элементы этой системы, перемен ни социально-психологического характера: самооценка субъекта действия (как индивида, так и социальной группы), восприятие и оценка социальной ситуации (социальная перцепция) как отдельным лицом, так и социальной групповыхгрупою.

Самооценка и оценка ситуации - важные социально-психологические показатели, проявление которых позволяет в значительной степени предсказать содержание и направление индивидуальных и социальных действий. В свою очередь, самооценка, оценка а и восприятия социальной ситуации зависят от специфики социальной и индивидуальной шкалы оценок. Схематически механизм действия социального контроля показано на рис. 2.

В систему средств социального контроля относят:

Система меры, норм, правил, запретов, санкций, законов, система подавления (включая физическое уничтожение);

Система стимулов, наград, позитивных, доброжелательных мер поощрения и т.д.

Все это называется системой"социального контроля"Он представляет собой механизм поддержания общественного порядка и требует наличия двух основных групп элементов - нормы и санкции

Нормы - это установки, наставления: как нужно вести себя в обществе. Это прежде всего обязанности человека или группы к другим, а также и ожидания (вожделенной поведения). Они формируют сеть социальных отношений, взаимодействий в группе, обществе. Социальные нормы - это и"часовые"порядка и цинностетей.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирует людей соблюдать нормы

Элементами системы социального контроля можно назвать:

Привычку - как установленный способ поведения индивида в различных ситуациях, где он не имеет негативной реакции от группы;

Обычай или традиции - как установленный способ поведения, где группа связывает свои моральные оценки и нарушение которого группа вызывает негативные санкции;

Законы - как нормативные акты, принятые высшим органом государственной власти;

Санкции - как система мероприятий, действий, регулирующие поведение людей (о них говорилось выше). Законом общество защищает драгоценное: человеческая жизнь, государственную тайну, собственность, права человека и гид днестідність.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции, а именно:

Регулируют общий ход социализации;

Интегрируют людей в группы, а группы - в общности;

Контролируют отклонения от нормированной поведения и деятельности;

Служат образцом, эталоном поведения

. Санкции - охранники норм, они"несут ответственность"за соблюдение норм людьми. Социальные санкции - достаточно разветвленная система, с одной стороны, наград, поощрений за выполнение норм, т.е. за конформизм, с согласие. С другой - наказаний за отклонение и несоблюдение их, то есть за девиантность. Конформизм, согласованность и правильность действий - цель социального контроля. Таким образом, санкции могут иметь положительный т а отрицательный характер. Другим критерием разделения социальных санкций является наличие закрепления их действий в нормативно-законодательной базе. Поэтому они делятся на формальные и неформальные. То же самое стосуеть ся и социальных норм. Следовательно, нормы и санкции объединены в единое целое. Исходя из этого, нормы и санкции можно условно отобразить в виде логического квадрата (рис 3у (рис. 3).

Сами по себе нормы непосредственно ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе этих же норм и на основании санкционируя циркуляров

Формальный контроль, как уже отмечалось, основанный на осуждении или одобрении со стороны официальных органов власти или администрации. Он глобальный, осуществляют его люди, наделенные полномочиями, - агенты и формального контроля: работники правоохранительных органов, административные и иные уполномоченные лици.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения. Для примера: традиционная местная община и до сегодняшнего дня контролирует все а аспекты жизни своих членов в единую систему социального контроля органично вплеталась и религия (строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с праздниками и ритуалами). Существует система контроля и н еформальних отношений между членами преступной группировки или сообществ тюремного заключенияння.

Особую разновидность элементов социального контроля составляет общественное мнение и самоконтроль. Общественное мнение - это совокупность представлений, оценок, предположений, суждений здравого смысла, которые разделяет большинство ть населения. Она существует и в производственном коллективе, и в небольшом поселении, социальных слоевку.

Самоконтроль называют еще и внутренним контролем, который проявляется через сознание и совесть, и формируется в процессе социализации. Ученые выяснили, что социальный контроль более чем на 2/3 осуществляется я благодаря самоконтролю. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится применять внешний контроль. И наоборот. Чем меньше у человека развит самоконтро ль, тем более этому обществу приходится применять внешние факторы-рычагомжелі.

Если разложить в системе координат все элементы правил и норм (X) в возрастающем порядке в зависимости от степени наказаний (Y), то их упорядоченность иметь следующий вид (рис 4)

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Больше всего наказываются нарушение юридических законов и запретов (убийство человека, разглашение государственной тайны, надругательства над святынями ней т.п.), и меньше всего - привычки (элементы неряшливости, невоспитанности и др..).

Социальный контроль всегда имеет своим объектом нежелательное поведение, действие - девиации (отклонения от нормы). Во все времена общество стремилось преодолеть нежелательные нормы человеческого поведения. К нежелательной нормы мо ожна отнести поведение: и воров, и гениев, и ленивых, и слишком трудолюбивых. Различные отклонения от средней нормы как в положительном, так и в отрицательном направлении угрожают стабильности общества которая во все времена ценится больше всего. Социологи называют отклонений от нормы поведение - девиантным. Она представляет собой любые действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. Итак, любую по поведения, которая не вызывает одобрения общественного мнения, называют - девиантным:"криминал","пьянство","суицид"Но это - в широком смысле. В узком смысле, девиантным поведением считает нарушением я неформальных норм, закрепленных обычаями, традициями, этикетом, манерами и т.п.. А все серьезные нарушения формальных норм, законов, соблюдение которых гарантируется государством, а значит, такие нарушения есть п ротиправнимы, - выступают как делинквентное поведение. Поэтому первый тип поведения является относительным (девиантным), а второй является абсолютным (делинквентного) нарушением. К делинквентности относят: воровство, погр абування, другого типа преступлениеипу злочини.

Но, как указывалось выше, проявления девиантного поведения могут иметь не только негативный, но и позитивный характер

Если провести статистические подсчеты, то окажется, что в цивилизованных обществах в обычных условиях на каждую из этих групп приходится около 10-15% общей численности населения около 70% населения ния составляют так называемые"середняки"- люди с несущественными отклонениями в поведении и деятельностиі.

Чаще девиантное поведение наблюдается у подростков. Причиной является, в частности, психологические особенности возраста: желание острых ощущений, стремление удовлетворить любопытство, а также недостаточная способность ь прогнозировать свои действия, желание быть независимым. Подросток часто в своем поведении не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, и вместе с тем не готов к выполнению определенных социальных ролей условии, что ожидают от него окружающие. В свою очередь, подросток считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Все эти противоречия и является основным источником девиации близи ко 1/3 молодых людей так или иначе участвуют в каких-либо противоправных действиях. Наиболее распространенными формами девиации среди молодежи являются: алкоголизм, проституция, наркомания, хулиганство, самоубийствубство.

Таким образом, на одном полюсе - группа лиц, проявляющих максимально неодобрительную поведение (преступники, бунтари, террористы, предатели, бродяги, циники, вандалы и др.). На другом полюсе - группа лиц с макс симально одобряемыми отклонениями (национальные герои, выдающиеся деятели науки, спорта, культуры, таланты, успешные цивилизованные предприниматели, миссионеры, меценаты и др..).

  • 6.Особенности формирования отечественной социологии.
  • 7.Интегральная социология п.Сорокина.
  • 8.Развитие социологической мысли в современной России.
  • 9.Концепция социального реализма(э.Дюркгейм)
  • 10.Понимающая социология (м.Вебер)
  • 11.Структорно-функциональный анализ(Парсонс,Мертон)
  • 12.Конфликтологическое направление в социологии (Дарендорф)
  • 13.Символический интеракционизм (Мид, Хоманс)
  • 14.Наблюдение,виды наблюдений, анализ документов, научный эксперимент в прикладной социологии.
  • 15.Интервью,фокус-группа,анкетный опрос, виды анкетных опросов.
  • 16.Выборка, типы и методы формирования выборки.
  • 17.Признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат.
  • 18.Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по Веберу.
  • 19.Кооперация,конкуренция, конфликт.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.
  • 21.Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность.
  • 22.Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
  • 23.Массовое сознание. Массовые действия, формы массового поведения(бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения в толпе.
  • 24.Понятие и признаки общества. Общества как система. Подсистемы общества, их функции и взаимосвязь.
  • 25.Основные типы обществ: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества.
  • 28.Понятие семьи, ее основные характеристики. Функции семьи. Классификация семьи по: составу, распределению власти, месту проживания.
  • 30.Международное разделение труда, транснациональные корпорации.
  • 31.Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации, электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий.
  • 32.Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические.
  • 33.Место России в современном мире. Роль России в процессах глобализации.
  • 34.Социальная группа и ее разновидности(первичные, вторичные, внутренние, внешние, референтные).
  • 35.Понятие и признаки малой группы. Диада и триада. Структура малой социальной группы и отношения лидерства. Коллектив.
  • 36.Понятие социальной общности. Демографические, территориальные, этнические общности.
  • 37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.
  • 38.Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная дифференциация.
  • 39.Исторические типы стратификации. Рабство, кастовая система, сословная система, классовая система.
  • 40.Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование.
  • 41.Система стратификации современного западного общества: высший, средний и низшие классы.
  • 42. Система стратификации современного российского общества. Особенности формирования высшего, среднего и низшего классов. Базовый социальный слой.
  • 43.Понятие социальный статус, виды статусов (предписанный, достигаемый, смешанный). Статусный набор личности. Статусная несовместимость.
  • 44. Понятие мобильности. Виды мобильности: индивидуальная, групповая, межпоколенная, внутрипоколенная, вертикальная, горизонтальная. Каналы мобильности: доход, образование, брак, армия, церковь.
  • 45.Прогресс, регресс, эволюция, революция, реформа: понятие, сущность.
  • 46.Определение культуры. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы, язык. Определения и признаки народной, элитарной и массовой культуры.
  • 47.Субкультура и контркультура. Функции культуры: познавательная, коммуникативная, идентификационная, адаптационная, регулирующая.
  • 48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
  • 49. Теории личности з.Фрейда, Дж. Мида.
  • 51.Потребность, мотив, интерес. Социальная роль, ролевое поведение, ролевой конфликт.
  • 52.Общественное мнение и гражданское общество. Структурные элементы общественного мнения и факторы, влияющие на его формирование. Роли общественного мнения в формировании гражданского общества.
  • 20.Понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля.

    Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.

    В функционировании социального контроля можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к действию ценностно-нормативных регуляторов человеческого поведения, и институциональную, которая представлена существованием в обществе специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций.

    Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур.

    Отличительной чертой социального контроля являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка).

    Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время возможности для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: приносящие обществу вред, и необходимые для его развития.

    Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.Выделяется два типа социального контроля:

    Внутренний контроль или самоконтроль;

    Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

    Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

    Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

    Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях.Социальный контроль включает в себя два главных элемента - нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания о том, как правильно себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    норма санкция регуляция общественный порядок.Можно выделить несколько видов социальных норм:

    1) обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

    2) моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

    3) правовые нормы, закрепленные в законах и нормативных актах, которые издаются государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

    4) политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью. Между социальными группами и между государствами находят свое отражение в международных правовых актах конвенциях и т. д.;

    5)религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

    6) эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

    Различные виды социальных норм можно классифицировать по следующим критериям:

    По масштабам распространения - общечеловеческие, национальные, социально-групповые, организационные;

    По функциям - ориентирующие, регламентирующие, контролирующие, поощряющие, запрещающие и карающие;

    По степени нарастания строгости - привычки, обычаи, манеры, традиции, законы, табу. Нарушение обычаев или традиций в современном обществе не считается преступлением и не осуждается строго. Строгую ответственность человек несет за нарушение законов.

    Таким образом, социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

    Регулируют общий ход социализации;

    Интегрируют индивидов в группы, а группы -- в общество;

    Контролируют отклоняющееся поведение;

    Служат образцами, эталонами поведения.

    Отклонение от норм наказывается при помощи санкций.

    Социальные нормы выполняют важные функции:

    Регулирование общего хода социализации;

    Интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

    Контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

    Образец поведения.

    Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

    Санкции - это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать.

    Различаются четыре типа санкций:

    Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документально. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, и т. п.

    Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

    Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

    Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами - издевка, порицание, нотация, пренебрежение, и т. п.

    Нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение и, следовательно, перестает быть элементом социального контроля.

    Социальная норма - существующее в данном обществе и принятое индивидом правило поведения, определяющее интервал допустимых действий в определенной ситуации. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах (компаниях друзей, рабочих коллективах, семьях, спортивных командах). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами, а не групповыми привычками. К общим правилам относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, присущие определенной социальной группе. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Выполнение социальных норм ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

    Санкции - система поощрений и наказаний, связанных с выполнением (или невыполнением) социальных норм. Санкции бывают: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

    Позитивные формальные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждений). Например, правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее. Позитивные неформальные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка.

    Негативные формальные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями. Например, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями. Например, порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

    Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает поведение людей предсказуемым. Санкции также предсказуемы и общеприняты. Известно, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение.

    Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает быть элементом социального контроля.

    К институтам социального контроля относятся семья, школы, психиатрические учреждения, тюрьмы, общественное мнение, уголовное право, милиция, суд и т.д. Они контролируют поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.

    Формы социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний, формальный и неформальный. Источником формального контроля являются официальные организации. Источником неформального контроля выступают неформальные группы.

    Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия.

    Однако индивид может и сам эффективно контролировать свои мысли, чувства и действия в соответствии с нормами на основе собственных убеждений. Внутренний социальный контроль - вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, усвоенные индивидом в процессе социализации. Применение санкций человеком к самому себе называется еще и самоконтролем. Именно совесть является проявлением внутреннего контроля.

    Девиантное поведение и его виды

    Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, хулиганство футбольных болельщиков и т.д.).

    Социальные отклонения могут иметь положительное и негативное значения для общества. Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества (например, социальное творчество). Такие отклонения от норм считаются культурно одобряемыми. Существует целый ряд причин, которые приводят людей не просто к нарушению норм, а к их совершенствованию, улучшению. Это - сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, исключительные личные качества. Поэтому большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме выдающихся достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

    Негативные, культурно осуждаемые отклонения - это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

    В социологии различают первичную и вторичную девиации. Первичная девиация - отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная девиация - отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

    Существует два типа девиантов:

    Ингрупповой девиант - человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

    Социальные девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

    Различают следующие основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

    Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

    Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

    Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

    Девиация выполняет противоречивые функции по отношению к культуре и обществу, потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемо поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми. Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно только тогда, когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

    Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы, экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

    Основные подходы к объяснению девиантного поведения

    Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно разделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

    Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э. Кретшмер, У. Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что "криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

    Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.

    Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом. Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание) - патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, - все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

    Американский социолог Р. Мертон считал, что причиной девиантного поведения является аномия - несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть ко многим незаконным способам достижения этой цели.

    Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация - это процесс выделения и "клеймения" человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин "стигма" (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником "наклеивания" ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность "нарушителей": "наклеивают ярлык" (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассмаприваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над "нарушителями" могут привести к усилению проявлений девиантности.

    В последние годы большинство социологов и психологов считает, что отклоняющиеся формы поведения возникают в основном в результате совместного действия и психологических, и социальных факторов.

    Тема 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    Вопросы для изучения:

    Понятие и функции социальных институтов.

    Основные виды социальных институтов.

    Понятие и функции социальных институтов

    Основным фактором регулирования общественной жизни являются социальные институты. Социальные институты (от лат. - устройство, установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, способы их действий и взаимодействий; это установившийся Комплекс норм, правил, положений, статусов и ролей, регулирующих поведение людей в разных сферах их деятельности. Институты Основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Базовыми социальными институтами принято считать государство, бизнес, семью, религию и образование.

    Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

    Российский социолог С.С. Фролов считает необходимым выделить признаки, общие для социальных институтов. К ним он относит следующие:

    установки и образцы поведения (почитание родителей);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо);

    утилитарные культурные черты (дом для семьи);

    устный и письменный кодексы (законы, правила);

    идеология.

    Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности, становление социального института называется институционализацией. Институционализацш - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам").

    Процесс институционализации включает в себя следующие этапы:

    Предпосылкой появления социальных институтов является формирование определенных социальных потребностей.

    Другой предпосылкой процесса становления социального института является возникновение общих целей и мотивов, которые формируются в ответ на возникающие потребности, определяют условия совместной деятельности.

    В процессе институционализации возникают и закрепляются социальные нормы и правила, обязательные для всех индивидов, включенных в состав социального института (например, устав вооруженных сил, устав партии). Общество также вырабатывает социальные санкции, направленные на поддержание норм и правил.

    Формирование социального института сопровождается созданием системы социальных статусов и ролей.

    Окончательное оформление социального института связано с усвоением индивидами новых стандартов поведения, определенных социальных ролей, символизацией институционализированных форм деятельности.

    Институты выполняют множество функций в социальной системе:

    удовлетворение социальных потребностей;

    закрепление социального опыта, его трансляция от поколения к поколению, и тем самым, поддержание общественного равновесия;

    регулирование деятельности людей согласно общим правилам;

    интеграция и сплочение людей;

    распространение информации внутри института и между институтами.

    Однако в деятельности социальных институтов могут наблюдаться и дисфункции - нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета. Так бывает, когда социальные институты не справляются со своими обязанностями. Например, школы и вузы выдают дипломы иногда невеждам и дилетантам. Кроме явных функций у социального института имеются также скрытые функции, называемые латентными. Они указывают на возможность получения от института гораздо большей пользы, чем об этом известно из официальных источников. Латентные функции - это те последствия существования социального института, которые не входили в намерение человека или социальной группы. Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

    Основные виды социальных институтов

    Все социальные институты можно подразделить на формальные и неформальные. Функции, средства и методы действия неформальных институтов не находят выражения в формальных правилах, (например, религия, дружба). Функционирование формальных институтов детально регулируется предписаниями законов (например, президентство).

    В социологии принято выделять следующие типы социальных институтов.

    Экономические институты представляют собой всю систему производства, распределения, торговли и финансов: собственность, деньги, банки, рынок, конкуренция. Политические институты связаны с завоеванием и распределением власти в лице государства, политических партий, общественных организаций. Социально-культурные институты заняты созданием и распространением культуры. Институт образования направлен на воспитание молодых людей, овладение знаниями, навыками, умениями. Институт религии помогает человеку обрести смысл жизни. Институты брака и семьи регулируют самосохранение общества через воспроизводство. Институты, действующие в духовной области (моральные нормы, массовая коммуникация, общественное мнение) способствуют осуществлению общественных связей, делая их социально осмысленными и содействуя их организации. Американский социолог У. Самнер выделяет институты самоутверждения (мода, этикет).

    Выделяют главные и неглавные институты. У каждого главного института есть свои методы, процедуры, практика. Например, государство как политический институт включает в себя институт президентства, институт права, институт выборной кампании, суд, армию, милицию, парламент и др. Разумеется, эти институты прошли долгий путь, прежде чем приобрели современный облик и содержание. Изменение структуры потребностей в обществе приводит к изменению социальных институтов: появляются новые институты, умирают старые, ненужные. Так, институт дуэлей потерял свою значимость в современном мире и остался только в коллективной памяти.

    Одним из важнейших социальных институтов является институт семьи. В своем историческом развитии данный институт прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

    Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Главными фазами этого цикла являются:

    вступление в брак - образование семьи;

    начало деторождения - рождение первого ребенка;

    окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

    "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

    Типы семейных структур многообразны, различаются а зависимости от характера супружества и особенности родства. По числу родителей семьи бывают: полные (наличие обоих родителей) и неполные (отсутствие одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (родители и зависимые от них дети) и расширенную (нуклеарная и родственники). В зависимости от размера брачной группы различаются: полигамия (коллективный брак) и моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины). Полигамия имеет две разновидности: полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество).

    Семья как социальный институт выполняет следующие функции: репродуктивную (биологическое воспроизводство населения), воспитательно-регулятивную (социализация молодого поколения, моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности), экономическую (получение материальных средств одних членов семьи для других), эмоционально-коммуникативную (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки), досуговую (организация рационального досуга, взаимообогащение интересов).

    Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

    Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

    1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

    2. Воспитание - процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

    3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

    4. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

    Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

    1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

    2. Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

    3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

    Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

    Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

    Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

    Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

    В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.


    Таким образом, социальный контроль - это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

    Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

    Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

    Стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);

    Экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);

    Морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина - соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);

    Физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);

    Моральная и психологическая защита работника и др.

    Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.

    Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.

    Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля - внешний, взаимный и самоконтроль.

    При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.

    Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой - способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.

    Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.

    Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.

    Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.

    В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.

    В-четвертых, любой контроль - это способ поддержания власти, подчинения: ослабляется контроль, - ослабевает и влияние на людей.

    Взаимный контроль возникает в ситуации, при которой носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Тем самым либо дополняется, либо замещается административный контроль. Контролировать друг друга с точки зрения дисциплины в сфере труда способны не только отдельные индивиды (данный опыт довольно широко распространен на Западе), но и целые группы, если они достаточно сплочены на основе материального и морального интереса. Существуют различные формы взаимного контроля - коллегиальный, групповой, общественный.

    Самоконтроль - это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля - сокращение контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, он дает работнику чувство свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен.

    Недостатками самоконтроля являются в основном два обстоятельства: каждый работник в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется только при таких его личностных качествах, как сознательность, нравственность, порядочность и т.д.

    В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.

    1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения. При сплошном социальном контроле постоянному наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности; объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.

    При избирательном контроле его функции относительно ограничены, распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Выбор типа социального контроля определяется многими факторами: индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации).

    На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если серьезные нарушения не отмечаются достаточно длительное время, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции вновь пробуждаются, принимая «на всякий случай» сплошной характер.

    Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, действенность контроля, а понятие «формальный» - его поверхностность, видимость, непринципиальность. В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергается не качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности. Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации: пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы; внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.

    Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.

    3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется степенью осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, кто оказывается объектом этих функций. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных или неформальных контролеров, сбора информации через посредников.

    Важный аспект социального контроля - определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неожиданность социального контроля, что способствует его открытому характеру.

    Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы - совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, - регулирующие их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В нормах, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они являются эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.

    Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций. Санкция -предохранительная мера, применяемая к нарушителю социальных ограничений и имеющая для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции бывают формальные — применяемые администрацией в соответствии с установленными критериями и законодательством, и неформальные -спонтанная реакция членов трудовой организации (коллективное осуждение, отказ от контактов и т.д.). Санкции и поощрения, противодействуя нежелательным поведенческим актам и побуждая работников к соответствующему трудовому поведению, способствуют формированию у них сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.

    Нормы пронизывают все аспекты жизнедеятельности общества, регулируя систему социальных взаимодействий, предписывая те или иные формы поведения личности, функционирования социальных институтов. На язык нормативных предписаний переводится все, что имеет какую-либо ценность для общества.

    Определение 2

    По своей сути, нормы представляют собой определённые идеальные стандарты, образцы, предписывающие реализацию определенных поведенческих паттернов в конкретных условиях.

    Подходы к классификации социальных норм

    В наиболее общем виде нормы могут быть классифицированы на основании учета критерия строгости исполнения на:

    • нормы, за нарушение которых следует мягкое наказание – неодобрение, недоброжелательный взгляд и пр.;
    • нормы, за нарушение которых следует применение жестких санкций, включая тюремное заключение, смертную казнь (в некоторых странах мира).

    Диапазон следования социальным нормам существенно варьируется: от конформизма до реализации девиантных форм поведения.

    Определение 3

    Под конформизмом в современной научной литературе понимается тип социального поведения, характеризующийся пассивным принятием социального поряд ка, приспособленчеством, беспрекословным следованием образцам поведения, соответствующим общепринятым моделям; внешнее согласие с установленным социальным порядком.

    Достижение конформизма выступает главной целью социального контроля.

    Следует отметить, что конформизм может быть внешним и внутренним: внешний (публичный) - проявляется в ситуации, когда личность принимает нормы, правила и требования общества внешне, сохраняя собственное мнение; внутренний – в ситуации, когда индивидуум принимает социальные нормы, правила и требования как личностные, полностью разделяет их.

    Специфика проявления конформизма зависит от совокупности многочисленных факторов, включая индивидуально-личностные, социо-культурные и пр.

    Определение 4

    Девиантность – поведение, нарушающее установленные в обществе нормы и правила.

    В зависимости от формы проявления социальные нормы бывают:

    • номы как стандарты поведения (правила, обязанности);
    • нормы как ожидание реализации соответствующих поведенческих моделей (реакции других людей).

    Функции норм как элементов социального контроля

    Социальные нормы успешно реализуют ряд функций , включая следующие:

    • регуляция особенностей протекания процессов социализации;
    • интеграция отдельных индивидуумов в социальные общности, а социальных общностей – в общество;
    • регуляция отклоняющегося поведения;
    • выступают поведенческими образцами, эталонами поведения.

    Формы реализации социального контроля

    Реализация социального контроля достигается следующими способами:

    • посредством социализации;
    • посредством общественного давления. Как правило, осуществляется первичными социальными группами: школьными и студенческими коллективами, семьей и пр.;
    • посредством принуждения. Осуществляется на основании законодательных норм в области финансового, уголовного, конституционного права и пр.

    Осуществление социального контроля посредством социализации осуществляется в процессе реализации следующих функций:

    • обучение образцам поведения, культурным нормам;
    • контроль успешности усвоения результатов обучения.

    Таким образом, в современном российском обществе сформировались многочисленные инструменты, факторы реализации социального контроля, совокупное воздействие которых обеспечивает единство, целостность социума.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ