Процедура подписания договора по 223-ФЗ детально не регламентирована законом. В нем оговорены лишь общие правила. Порядок заключения, исполнения и изменения договора заказчики устанавливают в положении о закупках.
О заключении договора говорится в ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В частности, установлено, что стороны не могут подписать документ раньше чем через 10 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола. При этом договор должен быть заключен не позднее 20 дней с момента размещения протокола. Если для заключения необходимо одобрение органом управления заказчика, а также если ведется обжалование в ФАС, договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты одобрения или вынесения вердикта антимонопольной службой.
Однако заказчики могу устанавливать свои сроки подписания. К примеру, в положении Роскосмоса говорится, что договор по итогам процедуры закупки заключается:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Заказчики указывают это в своих положениях. Он должен включать:
Если в документации заказчик установил требование о предоставлении обеспечения, предоставить его победитель должен до заключения договора. Кроме того, если при проведении закупки победитель должен выполнить антидемпинговые мероприятия, договор может быть подписан только при условии выполнения таких мероприятий и подтверждения этого факта.
Договор подпишите не раньше чем через 10 и не позже чем через 20 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговый протокол. Подпишете документ раньше, и любой участник через суд оспорит сделку. Избежать споров помогут точные формулировки в Положении о закупке и проекте договора. Читайте, как заключить договор без ошибок, с примерами из судебной практики.
Заказчики, работающие по 223-ФЗ, после выбора победителя могут провести с ним преддоговорные переговоры. Обычно это нужно, чтобы уточнить или изменить некоторые условия договора. Они могут проводиться лично и дистанционно.
Переговоры могут касаться:
После определения победителя и завершения всех подготовительных этапов заказчик вносит в проект договора, который был частью закупочной документации, изменения, касающиеся:
Если закупка проводилась в бумажной форме, договор заключается в виде бумажного документа. Если проводились электронные торги, договор может быть заключен в электронном виде.
Все особенности заключения договоров комиссии и агентских договоров по Закону № 223-ФЗ
Мы собрали полный перечень всех возможных случаев, когда заказчик по Закону № 223-ФЗ становится стороной агентского или комиссионного договора. Читайте, в каких случаях такой договор надо заключать по Закону № 223-ФЗ, а когда про положение о закупке можно забыть. Разобраться заказчику с этим нужно до заключения договора, иначе договор признают ничтожным, а должностное лицо оштрафуют.
Примеры и все случаи распределения «ролей» заказчикаСписок причин для отказа смотрите в положении. Как правило, к ним относятся следующие:
Во время исполнения договора могут меняться цена, объемы, сроки, условия поставки и оплаты, обязательства сторон, гарантии, обеспечение, ответственность. Решение об этом принимает закупочная комиссия. Все изменения оформляют дополнительным соглашением к договору.
В частности, в положении о закупках научно-производственной организации «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» указано, что внесение правок возможно, если:
Менять предмет договора нельзя.
Некоторые заказчики прописывают в положениях и договорах порядок так называемого мониторинга исполнения договора. К примеру, АО «ИСС» следит за исполнением условий договора как со своей стороны, так и со стороны поставщика. Для этого компания проводит мониторинг. Он включает:
Реестр договоров находится в ЕИС. Там же можно посмотреть образец договора по 223-ФЗ. Направлять информацию для реестра заказчики должны в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора. Информация о результатах исполнения должна быть внесена в течение 10 дней с момента исполнения, изменения или расторжения договора.
Закон о закупках для некоторых юрлиц № 223-ФЗ – рамочный, дающий право организациям на самостоятельную разработку внутреннего локального акта.
В главах и разделах положения должен быть отражен порядок приобретения необходимых товаров, правила выполнения работ, оптимальный состав направляемых заявок и т.д.
Заключение договора регламентируется законом 223-ФЗ , собственным локальным актом, гражданским законодательством и ФЗ №135 «О защите конкуренции».
Каждая организация, располагающая соответствующими финансовыми средствами, может разработать Положение и опубликовать его на сайте www.zakupki.gov.ru . Внутренний локальный акт должен гласить об основных требованиях к процедуре, о порядке разработки и проведения (в зависимости от способа) тендера, о последовательности и сроке подписания договора, осуществления поставки (выполнения работы, оказания услуги), периоде оплаты.
В Положении целесообразно описать порядок составления технического задания, а также отразить регламент работы комиссии, ответственной за рассмотрение заявок, подведение итогов, открытие доступа к заявкам и т.д.
При разработке документа, определяющего порядок реализации процедур в рамках закона 223-ФЗ , следует придерживаться следующих правил:
Руководитель должен отразить в Положении порядок составления и публикации извещений, состав сопровождающей документации, срок предоставления разъяснений, период приема заявок, количество дней, необходимых для рассмотрения поданных предложений и подведения итогов, и другие важные условия.
При составлении Положения о закупках руководитель и задействованные им сотрудники, обязательно руководствуются следующими принципами
:
Основная цель любых закупок, особенно конкурентных процедур, состоит в эффективном обеспечении нужд заказчиков при оптимальных финансовых затратах . Государственное регулирование процесса заключения и исполнения договоров позволяет оставаться «на плаву» многим организациям в современных кризисных условиях.
Часть 10 статьи 4 Федерального закона № 223 требует включения в Положение подробного состава документации о процедуре. Одним из главных приоритетов являются товары, произведенные на территории Российской Федерации, а также работы и услуги, оказываемые местными компаниями. В основе предоставления преимуществ лежит Постановление Правительства № 925 , вступившее в силу 16 сентября 2016 г., и утвержденное организацией Положение.
Учредители и главные распорядители бюджетных ассигнований имеют право разработать типовой образец Положения, которое обязаны будут применять подведомственные организации. Документ должен быть размещен в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения.
С 01 июля 2018 года в закон внесены изменения, которые обязывают всех субъектов до наступления нового 2019 года внести необходимые изменения в уже действующие Положения. В частности, закрепить в них максимально возможный срок заключения контракта по итогам проведения тендера. Министерство финансов отметило, что в противном случае организации не смогут осуществлять закупки.
Все используемые в России договора являются рамочными или возмездными. Первые не содержат информацию о точной стоимости и объеме поставляемого товара. Поставщик руководствуется заявками заказчика, а документ отражает общий порядок взаимодействия. Закон 223-ФЗ не предусматривает подписание подобных договоров. Каждый контракт должен содержать информацию об условиях поставки, точных ценах, сроке оплаты и т.д. В соответствии с нормами законодательного акта организации могут заключать следующие виды возмездных соглашений:
Федеральный закон не содержит четких требований о сроке подписания договора . Информация о порядке заключения контрактов должна быть отражена в Положении о закупках.
Гласит о предельном 20-ти дневном сроке заключения соглашения, представляющего собой предмет конкурентных торгов. Отсчет следует начинать со дня публикации протокола подведения итогов.
Естественным желанием любого поставщика (исполнителя, подрядчика) является скорейшее узаконивание процедуры. Но заказчик должен выдержать минимальный 10-тидневный отрезок, оговоренный в законе «О защите конкуренции» № 135-ФЗ , принятом 26 июля 2006 г.
Подписание бумажных контрактов постепенно уходит в прошлое. Каждое учреждение знакомо с электронной цифровой подписью, юридическая значимость которой равносильна реальному присутствию руководителя.
В данном случае срок заключения договора ничем не отличается от общего порядка. Практика показывает, что ЭЦП позволяет значительно ускорить процедуру, так как личную встречу сторон (пересылку документов по почте и т.д.) замещает сервис электронной площадки.
О максимальной продолжительности подписания договора в соответствии с конкурентным способом определения исполнителя по закону 223-ФЗ гласит гражданское законодательство, ст. 448 ГК РФ . А о минимальной отсрочке заключения контракта – закон №135-ФЗ , защищающий открытую конкуренцию. Десятидневное ограничение на подписание договора выбрано не случайно – в течение этого срока участник закупки, сомневающийся в законности проведенной процедуры, может направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Сам закон 223-ФЗ не содержит информации о конкретном сроке подписания договора, который будет в дальнейшем регулировать взаимоотношения сторон. Точкой отсчета является день публикации в открытом доступе сведений о победителе. Если данные о будущем поставщике являются конфиденциальными, то отталкиваться следует от даты составления итогового протокола.
Так случилось, что в 2018 году в закон о закупках № 223-ФЗ были внесены весьма существенные изменения. Их краткий обзор представлен на видео ниже.
Срок заключения договора по 223-ФЗ четко не прописан. Порядок заключения контрактов должен фиксироваться в положении о закупках соответствующего юридического лица, подпадающего под действие данного закона. И нередко на практике возникает вопрос о периоде, в течение которого договор с победителем должен быть подписан. Об этом — в нашей статье.
С 01.01.2012 начал действовать закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, ознаменовавший новый этап в развитии государственного регулирования закупок предприятиями с государственным и муниципальным участием. Он содержит в себе только общие требования и предусматривает их конкретизацию в положениях о закупках, разрабатываемых заказчиками товаров и услуг. Обзор последних изменений доступен в статье Последние изменения в редакцию ФЗ № 223 о госзакупках - 2016 .
На что же опирались разработчики положений о закупках при описании порядка заключения договоров, в частности сроков, в которые последние подлежали подписанию? Следует отметить, что мнения по этому вопросу разделились:
Рассмотрим эти варианты более подробно.
П. 5 ст. 448 ГК РФ в редакции, актуальной на 01.01.2012 (дату вступления в действие закона № 223-ФЗ), предусматривал предельный срок подписания сторонами договора, являвшегося предметом торгов. Он составлял не более 20 дней после их завершения и составления итогового протокола. Такой срок заключения договоров можно увидеть во многих положениях о закупках, разработанных в 2012 году.
Возникал другой вопрос: через сколько дней после подведения итогов закупки можно подписать договор? Ни для кого не секрет, что исполнители и подрядчики готовы сделать это как можно раньше, даже на следующий день после подписания протокола. Так и происходило, и заключением договора на 3-5-й день нельзя было никого удивить.
Следует отметить, что подписание контрактов до истечения 10 дней с подписания итогового протокола противоречит закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон о ЗК). Подробнее этот момент раскрыт в последнем разделе нашей статьи.
ВАЖНО! В ходе реформы гражданского законодательства законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ ст. 448 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует положение о сроках заключения договоров при проведении торгов.
В настоящее время ограничение срока подписания договора 20 днями предусмотрено только в отношении субъектов малого бизнеса (подп. «б» п. 4, п. 27 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).
Закон № 223-ФЗне содержит отсылочных норм к законам, регулирующим государственные и муниципальные закупки.
Однако часть разработчиков положений прописывали сроки по аналогии со ст. 29, 38 применяемого на тот момент закона № 94-ФЗ. Указанные выше статьи предусматривали, что заключение контракта должно происходить в срок не ранее 10 дней с момента опубликования или размещения итогового протокола на сайте.
ВАЖНО! Данные положения соответствуют требованиям закона о ЗК, однако при работе с малым бизнесом это может повлечь нарушение при заключении договора за пределами 20 дней с момента подведения итогов.
Третья часть разработчиков, не увидев в законе № 223-ФЗ сроков подписания контрактов и отсылочных статей, установила свои сроки. Например:
Подписание договора по указанным выше правилам может привести к нарушению действующего антимонопольного законодательства, в частности лишить участников права обратиться с жалобой на действия организаторов торгов. Рассмотрим этот момент более подробно.
Закон о ЗК предусматривает возможность обжалования действий или бездействия организаторов закупок.
Так, ст. 18.1 закона о ЗК регламентирует процедуру рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) заявлений о нарушениях при осуществлении торгов. В частности, п. 4 данной статьи предусматривает, что обратиться с подобной жалобой можно не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. На основании данных положений закона ФАС неоднократно выдавала предписания об устранении нарушений в случае заключения договоров до истечения этого срока. Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности - ФАС .
Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС.
Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства.
Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.
Вот основные выводы, содержащиеся в определении:
Данное мнение подтверждено в письме Минэкономразвития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.
Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретных сроков заключения договоров по итогам процедур, предусмотренных законом № 223-ФЗ. Организаторы торгов вольны прописывать в своих положениях о закупках процедуры заключения контрактов, удобные для них.
Единственным ограничением является то, что срок заключения договора не должен препятствовать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов, т. е. не должен заключаться до истечения 10 дней с момента, когда были подведены итоги процедуры определения победителя. В противном случае такие деяния будут квалифицированы как злоупотребление правом и повлекут за собой вынесение органами ФАС предписаний об устранении нарушений.
Все закупки, базирующиеся на 223 ФЗ, подкреплены договором . В свою очередь договор по фз 223 должен быть подпитан , а не просто организован на честном слове.
Для составления сути договора закон 223-фз, как отмечают многие бизнес-эксперты, помогает обеим сторонам закупок быть более точными. Ведь для облегчения дальнейшей совместной деятельности обе стороны пошагово описывают процесс взаимодействия. По крайней мере, у заказчика, который ищет партнера на подписание контракта, предостаточно свободы выбора. Но и по отношению к реализаторам товаров, услуг или работ 223 ФЗ достаточно гибок.
Когда Вам предстоит договор - по правилам ли 223-фз , 94 или 44, то в первую очередь его стоит обеспечить . Хорошие заказчики любят, чтоб все было серьезно и четко, и обязательно попросят подготовить гарантирующий безопасность сделки инструмент банка.
Предтеча сделки – это размещение заявки. 223 фз способствует тому, что:
223 фз обязует всех претендентов заполнять Положение о закупке. При чем, в форме Положения можно с пользой для самого себя логично сформулировать процесс закупок и тогда работать будет проще.
Заказчик в документе Положения описывает:
Также заказчик, представляя себе конкретную сделку, разрабатывает к проекту договора (с годовым планом поставок) извещение о торгах, описывает, какие он хочет видеть документы и протоколы в соответствии со своими интересами и ФЗ 223.
Так уж определено российским законодательством, что путь к договору лежит через торги, и 223 фз является одним из способов, который упорядочивает закупки. Но не все контракты обязаны пройти через аукцион или конкурс, чтобы быть оформленными по 223 фз. Например, рамочные – составляют исключение.
По ФЗ 223 допускается, что, когда рассматривается договор на сто или даже до пятисот тысяч рублей, можно не устраивать торги. Даже не установлено ограничений на количество договоров в день!
Есть и другие условия для подписания сделки, минуя торги. Вот некоторые из них, наиболее понятные:
Суть рамочного договора не подпадает под влияние 223 фз. Поскольку в ходе его исполнения условия будут конкретизироваться не раз. Да и само понятие «рамочной» сделки очень условное, а именно:
В то время как 223 фз требует подписание договора с предоставлением четкого описания всего процесса закупки открытым текстом, без каких-либо предположений или дополнительных договоренностей в ходе поставок. В том числе с указанием объема работ, количества товара (лучше – с запасом).
223 фз и долгосрочные договоры223 фз не дает ограничений по срокам. Следовательно, если Вам удобно вести закупки на базе 223 фз и Вам нужен долгосрочный договор , заключайте его. Как и обычно, Вы просто указываете дату окончания сделки.
Отчетность, характерная для договора на платформе 223 фзКо всем заказчикам, подписавшим договора на условиях 223 фз , относится требование публиковать отчет. Делается это в единой инфосистеме в «личном кабинете» и до 10 числа после отчетного месяца:
К количеству договоров по 223 фз имеют отношение чеки и другие сделки, которые осуществлялись, но не звучали, как документ под названием «договор». В отчетность включаются и мелкие закупки – до 100-500 тысяч.
Мы приглашаем Вас на выгодных позициях приобрести важные банковские инструменты для плодотворной работы на платформе любого из федеральных законов. «Профессиональные Услуги» всегда на стороне интересов своих клиентов! Будем рады ответить Вам.
В рамках корпоративного заказа договоры заключаются в соответствии с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и Положением о закупке, разработанным заказчиком. О некоторых нюансах этого процесса речь пойдет в сегодняшней статье.
Закон 223-ФЗ является рамочным - он не устанавливает четких требований к процедуре закупки и договору в отличие от 44-ФЗ. Договоры и соглашения, заключенные в рамках корпоративного заказа, зачастую также носят рамочный характер, то есть не содержат точных параметров сделки. Это договоры с открытыми условиями, без указания показателей объема и цены поставляемой продукции (работ, услуг), стоимости единицы товара и прочих подробностей. Формально такой документ не считается договором, поскольку не содержит существенных условий сделки.
Как правило, рамочные соглашения по окончании своего действия считаются продленными на следующий срок (безусловно или при выполнении каких-либо условий). Работа по ним может вестись на протяжении нескольких лет. До сих пор некоторые заказчики производят закупки в рамках соглашений, которых достигли еще до введения закона 223-ФЗ. При этом не требуется вносить изменения в старые или заключать новые соглашения.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Если рамочные соглашения договорами не признаются, то как происходит закупка? Каждый раз, когда заказчик желает закупиться, он направляет поставщику заявку с указанием нужных товаров, цены и объема, а поставщик эту заявку удовлетворяет. Так вот, каждая такая поставка будет считаться отдельной, самостоятельной закупкой и иметь силу договора. Однако перед составлением заявки придется сверяться с собственным Положением о закупке, чтобы удостовериться, что способ выбран верно. Альтернативный вариант - перепровести закупку и перезаключить договор, включив в него существенные условия сделки.
Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.
Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.
Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.
Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ. Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер. Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.
Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.
Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора. Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам. В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика - только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.