Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Законодательство в широком понимании - система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты - указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) обладает высшей юридической силой.

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.

Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Текущее законодательство.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

Федеральные

Субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

31. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ .

Подзаконные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. 3.Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания) принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Роспотребнадзором и т.д. В настоящее время акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, до вступления в силу должны обязательно пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ (если не пройдут, то не вступят в силу и не могут применяться к регулируемым ими отношениям).

4.локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями в пределах своей компетенции для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Проблемы.

Подзаконные правовые акты не должны противоречить закону. Раз уж они издаются в его (закона) развитие, то их положения должны соответствовать нормам закона и не вступать в противоречие с ними.

Проблема субъекта издания подзаконного правового акта заключается в том, что в случае, если акт будет признан не соответствующим закону, то неизбежны неблагоприятные последствия его применения: отмена решений субъекта, состоявшихся на основании такого акта, возмещение вреда и т.п. (вопрос соответствия входит в компетенцию, в частности, прокуратуры, суда. Если обнаружено несоответствие, то запускается механизм оспаривания нормативных правовых актов).

Также, можно говорить о проблеме толкования законов. К сожалению, некоторые нормы законов толкуются двояко и соблюдение одного из толкований исключает соблюдение другого.

Сразу же нужно сказать о том, что на вопрос, где прописаны законы РФ , ответить односложно – практически нереально. Вся законодательная база страны изначально базируется именно на Конституции. То есть, Конституция выступает основным законом страны. Далее следуют законодательные базы, которые собраны в специализированные кодексы четко определенной правовой направленности. Есть федеральные законы, федеральные конституционные законы, которые формируют четко определенные своды законов. То есть, сказать изначально, что в каком-то одном документе собраны все законы РФ – невозможно.

Где именно прописаны законы РФ?

Итак, начнем с самого начала:
  1. Конституция – основной элемент защиты интересов граждан и государства в целом. Своеобразная база всей законодательной системы. Данное законодательство четко определяет все права и обязанностей жителей страны.
  2. Административный кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно административных правонарушений. Кодекс определяет в себе все виды административных правонарушений, особенности рассмотрения дел по данным нарушениям, а также возможности формирования наказания.
  3. Уголовный кодекс – полная законодательная база, которая представляет собой свод законов, касающихся именно вопросов уголовного права. В законодательной базе четко прописываются все особенности рассмотрения дела, сбора и рассмотрения доказательств, а также формирования наказаний.
  4. Гражданский кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно всех гражданских правоотношений и нарушений. Такой закон формирует знания по поводу оформления практически всех известных документов (например при покупке запчастей гранд старекс в Москве нас сайте zaptop.ru) и пр.
  5. Налоговый кодекс – документ вобрал в себя все данные, которые касаются вопросом налогообложения. Формирования данного процесса, особенности оформления налогов с частных предпринимателей, размер налоговой базы, а также наказание, провоцируемое отсутствием уплаты налогов;
  6. Трудовой кодекс – основной документ, который всецело курирует взаимоотношения руководителя и работника.

Зачем нужны законы?

Нередко, возникает вопрос, зачем же нужны такие строгие законы, которые порой, не позволяют человек ни на секунду расслабиться. Законопослушные граждане прекрасно понимают, что наличие законов – это в первую очередь, элемент максимальной защиты интересов и прав самого человека. Кроме всего прочего, нужно отметить, что без правовой основы, то есть, без законов, которые бы защищали интересы каждого индивидуума, невозможно представить себе процесс развития и функционирования государства.

В принципе, вопрос оформления законодательной базы в стране проработан до мелочей и деталей. Таким образом, формируется четкая структура, позволяющая формировать все законы в соответствии с имеющимися статьями конституции.


Вопрос из чего состоит закон, весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,...


Как известно, в нашей стране существует просто феноменальное количество различных законов. Это в первую очередь кодексы, каждый из которых действует в четко определенном правовом...


Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс...


Наша страна является правовым государством, которое базируется на своде различных федеральных конституционных законов. Основным законодательством в стране выступает конституция....

Законодательство представлено в виде системы законодательных актов, которые принимаются специализированными, законодательными органами, и действуют на территории всей страны. Федеральные законы прописываются в специализированных кодексах, то есть сводах, которые формируют нормы в четко определенном правовом поле. В принципе, система федеральных законодательств – это система нормативно-правовых актов, которые действуют на территории РФ, и включают в себя именно законодательные акты. Все подзаконные акты также считаются законодательной базой, но по юридической силе они менее значительны, нежели федеральные законы.

Где именно прописаны федеральные законы?

Как мы уже сказали ранее, все федеральные законы представляют собой определенные кодексы, в которые включаются новые законы, выпускаемые на текущий момент времени. Рассмотрим самые часто применяемые кодексы, которые в своем составе содержат существенное количество федеральных законов:
  1. Гражданский кодекс РФ – является основным законодательным актом, курирующим и контролирующим все гражданские взаимоотношения;
  2. Семейный кодекс РФ – определяет все правила создания семейных отношений, ответственность и права сторон. Другими словами, является основательной законодательной базой семейного права;
  3. Уголовный кодекс РФ определяет все особенности ведения уголовных дел, наказаний, рассмотрения доказательств, получения доказательств и пр. То есть, определяет все особенности уголовного права. Обратим ваше внимание на наличие уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РФ;
  4. Кодекс об административных правонарушениях – свод законов, которые определяют особенности правовых административных взаимоотношений. В законодательной базе собраны все возможные административные правонарушения и предусмотренные наказания за них;
  5. Трудовой кодекс РФ – четко определяет все особенности трудовых взаимоотношений в пределах страны. Затрагивает как интересы граждан, так и иностранных подданных, которые работают в пределах РФ;
  6. Бюджетный кодекс – определяет все правила распределения и формирования бюджета;
  7. Налоговых кодекс – весьма важный документ, который формирует основу федерального бюджета на основании налоговых взносов со стороны граждан страны.

Федеральные законы и их значение

Федеральное законодательство имеет определено значительную юридическую силу, и нужно сразу же сказать о том, что данное законодательство также определяет все особенности поведения в обществе и в определенных правовых полях. Кроме всего прочего, законы определяют все нормативы наказаний за нарушения установленных правил. То есть, федеральные законы можно по праву назвать своеобразной основой законодательной базы нашей страны. Основной закон – Конституция РФ, которая стала основой создания федеральных законов, которые в свою очередь стали основой формирования кодексов – сводов законов в четко определенном правовом поле.


В соответствии со статьей 105 Конституции РФ, право на создание федеральных законов имеет государственная дума, как законодательный орган власти. Также законодательство должно...


Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания. Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в...


Личный закон индивида – особая правовая связь каждого индивида с государством в рамках англо-американского права. Личный, или же иначе – национальный закон индивида способен...


Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных документов, которые принимаются исключительно на основании Конституции РФ и по тем вопросам,...

1) деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов.2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (напр., российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, законодательства, ср. (книжн., юр.). 1. только ед. Составление и издание законов. Комиссия по законодательству. Вопросы законодательства. 2. Совокупность законов какой нибудь страны или в какой нибудь области права. Советское… … Толковый словарь Ушакова

Деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское… … Политология. Словарь.

Законодательство - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов понимание законодательства в его широком значении. Такая … Элементарные начала общей теории права

Законодательство - (англ. legislation) структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Как правило, понятие «3.» охватывает нормативные… … Энциклопедия права

1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное… … Юридический словарь

1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство,… … Экономический словарь

Внешняя форма выражения объективного права. Как правило, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватывает акты высших органов государственной власти и управления, но иногда это понятие распространяется на акты центральных органов государственного управления. Словарь… … Финансовый словарь

Законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Совокупность действующих законов, регулирующих отношения в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.). Государственное з. 2. Составление и издание законов. | прил. законодательный, ая, ое (ко 2 знач.). З. акт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Миттермайер. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству / Соч. К. Ю. А. Миттермайера; Пер. и предисл. В. Бартенева S 20/24 T…
  • Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному судопроизводству , Миттермайер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Законодательство и юридическая практика в новейшем их развитии в отношении к уголовному…

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта .

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    Законы;

    Подзаконные акты.

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Признаки закона

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

    Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2) Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

    кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

    текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4) Законы субъектов федерации

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    указы Президента;

    постановления Правительства;

    акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

    акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

    акты органов местного самоуправления;

    локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ