Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Заказчики будут закупать популярные товары и услуги на стандартных условиях. Первые типовые контракты начали публиковать в ЕИС еще в апреле 2016 года и их список постепенно растет. Пора узнать, что это такое и посмотреть, не обязаны ли заказчики в вашей отрасли их применять.

Кто и зачем применяет типовые контракты?

Правительство стремится стандартизировать процедуру закупок тремя способами:

  1. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже обязаны использовать стандартные требования к товарам и услугам при подготовке техзадания.
  2. Министерство экономического развития разрабатывает каталог товаров, из которого заказчики обязаны будут брать наименование закупки.
  3. На популярные виды закупок министерства начали разрабатывать типовые контракты.

Все меры призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков.

Утвержденные типовые контракты публикуют в библиотеке ЕИС. Уже есть готовые шаблоны на:

  1. Оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке федеральных государственных служащих;
  2. Поставки и ввода в эксплуатацию медицинских изделий;
  3. Поставки продукции радиоэлектронной промышленности, авиационной техники и судостроительной отрасли;
  4. Оказания услуг по диагностике, прохождению ТО и проведению ремонтных работ автотранспорта;
  5. Оказание услуг ярмарочной и выставочной деятельности;
  6. Выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, а также технологических работ.
  7. Выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами с атомных подводных лодок и надводных кораблей.

Типовые контракты должны использовать заказчики федерального, регионального и муниципального уровня во всех видах процедур:

  • открытых,
  • закрытых,
  • при выборе единственного поставщика.

Постановление правительства РФ № 606 обязывает переходить на типовой контракт через 30 дней после того, как он опубликован в ЕИС.

Когда типовой контракт применять необязательно?

Если в информационной карте типового контракта нет ОКПД2 закупки или ее начальная цена не попадает в указанный диапазон (например, закупка дешевле 100 000 рублей), то заказчик может использовать собственный шаблон контракта.

Например, в типовом контракте на образовательные услуги указан ОКПД 2 85.42.19.000 (услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие). Если организация покупает образовательные услуги с другим кодом, она может заключать с победителем контракт по своему шаблону.

Также свои контракты заказчик может использовать при:

  • Проведении закупок за наличный расчет;
  • Запросе котировок для оказания скорой медицинской помощи;
  • Запросе предложений на поставку спортивного инвентаря для олимпийских и паралимпийских команд;
  • Запросах котировок на территории иностранного государства;
  • Заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за границей;
  • Закупке услуг по защите интересов России при подаче в международные суды и арбитражи исков к России;
  • Некоторых закупках у единственного поставщика (например, которые дешевле 100 000 руб., на посещение зоопарка, театра, музея, цирка, контракт с конкретным физическим лицом на создание произведения искусства). Полный список есть в постановлении. ​

В типовых контрактах есть постоянная часть и переменные, в которых заказчик может:

  • Выбрать одно или несколько условий из ограниченного перечня вариантов (способ оплаты, срок возврата обеспечения контракта);
  • Самостоятельно вносить в контракт условия конкретной закупки (данные поставщика, размер обеспечения контракта, срок оказания услуг).

Оформлять протокол разногласий поставщик может только на переменные части, которые заказчик определил самостоятельно.

Риски типовых контрактов для поставщиков

Шаблоны должны защитить заказчика и поставщика от недобросовестного выполнения условий контракта. Но в опубликованных контрактах есть спорные моменты, в том числе по самым важным для поставщика условиям: оплата товаров, возврат обеспечения и сроки исполнения контракта. Посмотрим примеры.

Обеспечение контракта

В контракте на медизделия у заказчика есть выбор, когда возвращать деньги, внесенные в качестве обеспечения. Например, он может это сделать после того, как закончилась гарантия на оборудование. Этот срок может составить несколько лет, так что при поставке медизделия по типовому контракту лучше предоставлять заказчику банковскую гарантию.

В контракте на образовательные услуги условий возвращения обеспечения вообще нет. Заказчики должны описывать их самостоятельно.

В контракте на НИОКР есть требование о повторном предоставлении банковской гарантии, если исходная гарантия перестала действовать. Несмотря на то, что в 44-ФЗ такого требования нет, оно кажется логичным. Не всегда можно точно определить, когда закончится научное исследование. Если испытание еще идет, а гарантия уже закончилась, заказчик может потребовать новую.

Сроки контракта

В контракте на образовательные услуги срок окончания работ устанавливается календарной датой, а не датой с момента подписания контракта: «конечный срок оказания услуг: не позднее __________ 20__ года». Если кто-то подаст жалобу на заказчика, то начало исполнения контракта перенесется и срок окончания работ может быть сорван. Изменить его можно только через суд.

Выводы

Как и раньше, условия контракта зависят от конкретного заказчика. Так что рекомендуем при работе с типовыми контрактами, как с нетиповыми: внимательно читать проект контракта и корректировать свои действия в зависимости от предложенных условий из постоянной и переменной части.

Библиотека типовых контрактов пополняется. Сейчас на рассмотрении находятся проекты шаблонов:

Типовой контракт - это готовая форма соглашения, которую заказчики обязаны использовать при составлении документации о закупке. Статья расскажет, какими они бывают и где их найти.

Что такое типовой госконтракт

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе () в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, и . Созданные документы образуют базу с единым названием «Библиотека типовых контрактов по 44-ФЗ». Все документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взято понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями ().

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Но существует одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик может включать его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Чем заполняют типовые госконтракты

Регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. При этом основное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (изменяемой в зависимости от условий).

Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на 2019 год утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:

Сейчас в правительстве на рассмотрении ряд новых ТК. Подробнее вы можете прочитать в наших статьях:

10.10.2018 опубликован типовой контракт, который нужно будет применять в госзакупках строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе пусконаладочных и других работ, которые неразрывно связаны с объектом строительства, а также поставкой материалов и оборудования.

Применять его нужно будет не раньше 01.07.2019. Точная дата станет известна после публикации в ЕИС.

Типовой контракт придется использовать, если предметом закупки будут работы, которые относятся к следующим ОКПД2:

  • 41.2;
  • 71.12.20.110.

Заказчик сможет сам определить условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции: объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств; объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.

Размер НМЦК, при котором надо использовать типовой контракт, не ограничен.

Скачать типовой контракт на строительство

Как применять типовые госконтракты

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • , а также при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении ;
  • при заключении договора с .

Типовые договоры по 44-ФЗ можно не применять при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Как разрабатывают типовые госконтракты

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты.

Для внесения изменений в утвержденные бланки необходимо провести аналогичную процедуру.

Как найти библиотеку типовых госконтрактов

Для ознакомления с библиотекой нужно зайти на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок . Здесь представлены все имеющиеся к настоящему времени утвержденные формы.

Левое поле содержит активные клавиши поисковых функций. Потребуется выбрать и нажать клавишу с информацией о договорах.

Где еще найти типовые контракты

Органы исполнительной власти в регионах также могут утверждать типовые контракты на закупки различных товаров, работ, услуг. Например, 01.02.2018 Распоряжением № 17РВ-9 Министерство потребительского рынка и услуг Московской области утвердило типовой контракт на поставку продуктов для организации гарантированного питания в государственных учреждениях социального обслуживания Московской области. Его можно использовать как договор с единственным поставщиком по 44-ФЗ до 100 000, образец можно скачать ниже.

Контракт на оказание услуг (государственный, муниципальный, бюджетного учреждения) - гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание услуги и который заключается от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения либо иного юридического лица в соответствии с ч. ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). См. п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Содержание государственного контракта на оказание услуг

Контракт на оказание услуг заключается по итогам определения исполнителя в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Оказание услуг без заключения контракта либо без соблюдения процедуры его заключения влечет риск и для исполнителя, и для заказчика. Исполнитель может не получить плату за оказанные услуги, а заказчик не вправе будет требовать возврата перечисленных им средств как неосновательного обогащения (см. Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт).

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Гражданский кодекс РФ определяет договор возмездного оказания услуг как соглашение, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

Существенные условия государственного контракта на оказание услуг

Существенным условием контракта на оказание услуг является предмет - перечень и объем услуг (п. 1 ст. 432, ст. 779 ГК РФ, Рекомендации по заключению договора возмездного оказания услуг), - а также цена контракта (по смыслу ч. 1 ст. 95, ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Существенным может быть признано условие о сроках оказания услуг (ст. ст. 783, 708 ГК РФ, Рекомендации по заключению договора возмездного оказания услуг).

Для отдельных видов услуг законом или иными правовыми актами может быть предусмотрен особый перечень существенных условий.

Контракт должен содержать обязательные условия (информацию):

Об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренного контрактом обязательства (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

О порядке и сроках оплаты услуг, приемки заказчиком оказанных услуг (проверки соответствия объема услуг требованиям, установленным контрактом), а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

Об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

О сроках возврата заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения применяется исполнителем) (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

О гражданско-правовой ответственности исполнителя за несоблюдение условия о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

График исполнения контракта, если контракт заключается на срок более трех лет и его цена превышает 100 млн руб. (ч. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;

Расчет и обоснование цены контракта (при осуществлении закупки у единственного исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных в ч. 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Об иных условиях, включаемых в контракт, см. в ч. 8 ст. 30, ч. 2, 23, 24 ст. 34, ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

Отличия государственного контракта на оказание услуг от других договоров

1) Чем отличается гос.контракт на оказание услуг от обычного договора возмездного оказания услуг

а) по обычному договору возмездного оказания услуг заказчиком может выступать любое лицо, обладающее необходимой правоспособностью и дееспособностью (п. 1 ст. 779, ст. ст. 49, 21 ГК РФ).

По контракту заказчиком выступает государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Государственный (муниципальный) заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти) или муниципальный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени РФ, или субъекта РФ, или муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ, или субъекта РФ, или муниципального образования и осуществляющие закупки (п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

б) для заключения обычного договора возмездного оказания услуг законодательством не предусмотрен какой-либо специальный порядок - применению подлежат общие нормы Гражданского кодекса РФ о заключении договора (см. гл. 28 ГК РФ).

Контракт заключается в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

2) Чем отличается контракт на оказание услуг от договора возмездного оказания услуг, заключаемого в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

а) заказчиками по договору возмездного оказания услуг, заключаемому в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ), могут выступать государственные корпорации, государственные компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие лица, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

По контракту на оказание услуг заказчиками выступают лица, указанные в п. п. 5 – 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

б) порядок заключения и исполнения договоров (контрактов) возмездного оказания услуг определяется положением о закупке, утверждаемым органом управления заказчика (ч. 2, 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Порядок заключения контракта на оказание услуг устанавливается Законом N 44-ФЗ.

3) Чем отличается гос.контракт на оказание услуг от контракта на выполнение работ

Предметом контракта на выполнение работ являются работа и ее материальный результат. По данному контракту подрядчик должен выполнить работу и сдать заказчику ее результат, имеющий материальное выражение (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, п. 1 ст. 720 ГК РФ).

Предметом контракта на оказание услуг являются действия или деятельность исполнителя (услуги). Достижение результата и передача его заказчику в предмет такого контракта не входят (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Услуги, как правило, не имеют материального выражения и потребляются в процессе их оказания.

Подробнее о контракте на оказание услуг см. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Рекомендации по заключению договора возмездного оказания услуг (в части, не противоречащей указанным нормативным актам), Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контракт.

Внимание! Конструктор договоров не предназначен для составления контрактов на оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ (государственный оборонный заказ) (Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе"), а также для составления контрактов на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества (Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), на предоставление агентских услуг (ст. 1005 ГК РФ) и на предоставление услуг обязательного страхования (ст. 935 ГК РФ).

Для осуществления закупок законом предусматривается применение типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Если данные закупки соответствуют условиям применения утвержденного типового контракта, нужно использовать только утвержденную форму. Если утверждены типовые условия контракта и показатели для применения этих условий соответствуют данным о закупке, то использование Конструктора договоров допускается только с учетом таких условий.

Об органах, утверждающих типовые контракты и типовые условия контрактов, а также о случаях и условиях их применения см. ч. 11 ст. 34, ч. 6 - 9 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 02.07.2014 N 606.

Шаблоны договоров составить и скачать на конструкторе:

Используем типовые контракты по 44 ФЗ

Что считается «типовым контрактом»

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ) в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, Росатому и Роскосмосу. Созданные документы образуют базу с единым названием «Библиотека типовых контрактов по 44-ФЗ». Все документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взято понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями (ст. 420 ГК РФ).

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять типовой контракт обязательно. Но существует одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик может включать его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ постановление правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. При этом основное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (изменяемой в зависимости от условий).

Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на июль 2017 года утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:

  • образовательные услуги для госслужащих;
  • медицинские изделия и сопутствующие услуги;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • выставочная и ярмарочная деятельность;
  • обслуживание автотранспортных средств;
  • продукция радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники;
  • переработка отходов атомных подводных лодок и иных судов;
  • медицинские стенты и катеторы.

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • извещения о предстоящей закупке, а также при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
  • при заключении договора с единственным поставщиком.

Типовые договора по 44-ФЗ можно не применять при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты.

Для внесения изменений в утвержденные бланки необходимо провести аналогичную процедуру.

Для ознакомления с библиотекой нужно зайти на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru. Здесь представлены все имеющиеся к настоящему времени утвержденные формы.

Левое поле содержит активные клавиши поисковых функций. Потребуется выбрать и нажать клавишу с информацией о договорах.

Сфера закупок для государственных или муниципальных нужд – это отдельный мир правоотношений. Соглашение, по которому исполнитель оказывает заказчику возмездные услуги для государственных или муниципальных нужд, подчиняется не только правилам Гражданского кодекса РФ, но и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Рассмотрим порядок заключения договора в таком случае с помощью сервиса СПС .

Основное отличие государственного или муниципального контракта от обычного возмездного договора на оказание услуг в том, что стороной здесь выступает государственный или муниципальный заказчик, осуществляющий закупочные процедуры. Понятия заказчика, государственного заказчика, муниципального заказчика даются в статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ. В договоре четко указывается наименование заказчика услуг, кто действует от его имени, а также ссылка на проводимую процедуру закупки (конкурс, электронный или закрытый аукцион, запрос котировок и т.д.) с указанием идентификационных данных закупки (номер, дата извещения).

Форма контракта

Как правило, государственный (муниципальный) контракт подписывается сторонами в простой письменной форме единым документом (п. 1 ст. 161 ГК РФ). Законодательство о закупках допускает заключение контракта в виде электронного документа, заверенного усиленной электронной подписью сторон (ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Ряд заказчиков, например, федеральные органы исполнительной власти, ГК по атомной энергии «Росатом», ГК «Роскосмос» утверждают типовые контракты, а также типовые условия контрактов на основании Порядка, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 г № 606.

Предмет контракта

Федеральный закон № 44-ФЗ прямо предписывает, что контракт на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд заключается на условиях, которые указаны в извещении об осуществлении закупочной процедуры, приглашении на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в документации о закупке, заявки и т.д. (ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Так, вид деятельности, перечень действий исполнителя указывается в данном разделе - предмет контракта - подробно. Указывается также место оказания услуг. Причем эти условия должны соответствовать условиям проекта государственного (муниципального) контракта, являющегося приложением к конкурсной документации или извещению. Вот так порядок составления данного раздела представлен в сервисе Конструктор договоров системы Консультант Плюс:

Качество услуг

Условия о качестве услуг по государственному контракту обязательно должно присутствовать в контракте на том основании, что п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ предписывает, что в документации о проведении закупки должно быть требование о качественных характеристиках услуг. А раз контракт заключается в соответствии с документацией, следовательно, он должен содержать условия о качестве оказываемых победителем услуг. Если услуги должны соответствовать установленным законодательно стандартам, регламентам, техническим условиям, требованиям о техническом регулировании, то в контракте достаточно ссылки на данные документы:

Сроки и условия исполнения контракта

Срок исполнения – также одно из необходимых условий документации (извещения), а значит, и контракта. Если заключается контракт, где не предусматривается наличие графика работ, то сроки начала и окончания оказания услуг фиксируются по общим правилам – календарной датой, указанием на событие и т.д. Часть 12 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит случай, когда контракт обязательно должен содержать в себе график оказания услуг: срок действия контракта более трех лет и сумма его более ста миллионов рублей.

Среди условий исполнения контракта описанию подлежат следующие моменты – какая сторона предоставляет материалы, и необходимое оборудование для оказания услуг, возможности (либо обязанности) привлечения третьих лиц (соисполнителей) к исполнению контракта, как осуществляется информирование заказчика о процессе оказания услуг, порядок оформления результатов оказанной услуги (причем в силу ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ оформление результатов оказания услуг – одно из необходимых условий контракта).

За помощью всегда можно обратиться к Конструктору договоров, который предложит правильные формулировки:

Цена услуг и порядок оплаты

С ценой государственного контракта все просто – она является твердой в течение всего срока исполнения госконтракта. Так установлено императивно частью 2 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Отдельные виды государственных контрактов допускают иные формы установления цены. Например, в контракте на оказание услуг в целях обеспечения обороны и безопасности РФ может прописываться ориентировочное значение цены, что допускается Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1275. В Постановлении Правительства от 13.01.2014 г № 19 перечислены случаи, когда цена госконтракта может быть установлена формулой или максимальным значением.

При описании порядка оплаты решаются следующие вопросы: предварительная, смешанная или последующая оплата, безналичным расчетом или в иной форме, на основании каких документов заказчик должен произвести оплату и др.

Обеспечение исполнения контракта

Законодательство о закупках определяет случаи, когда заказчик вправе не устанавливать условия об обеспечении, и когда обеспечение должно быть установлено обязательно. Если обеспечение контракта включается в его условия, то указывается:

  1. Вид обеспечения (по законодательству обеспечением может быть либо банковская гарантия, либо внесение денежных средств на определенный счет заказчика). Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства от 08.11.2013 г № 1005. Для банковской гарантии прописывается ее дата, номер в реестре банковских гарантий и иные реквизиты, для обеспечения в виде денежных средств указывается номер счета, куда они перечисляются.
  2. Сумма обеспечения - процент от начальной (максимальной) цены контракта.
  3. Сроки внесения обеспечения.
  4. Обязанности исполнителя в случае утраты или ухудшения обеспечения.

Ответственность сторон контракта

Ответственность по государственному (муниципальному) контракту, в том числе по контракту на оказание услуг, также установлена императивно, частью пятой статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Для сторон контракта она разная.

Для установления ответственности заказчику руководствуемся нормой ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ – пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, установленной на день уплаты пени, от не уплаченной в срок суммы. Ответственность исполнителя регулируется ч. 7 ст. 34 того же закона № 44-ФЗ – не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Хотя точного размера пени для исполнителя законодательством не установлено, существует специальный нормативный акт для расчета его ответственности, - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Прекращение контракта

Контракт может быть прекращен:

  • по соглашению сторон;
  • в связи с отказом стороны контракта от его исполнения;
  • расторжением его в судебном порядке.
При расторжении контракта по соглашению сторон составляется двустороннее соглашение, определяющее, с какого момента прекращается контракт. При этом сведения об исполнителе расторгнутого по соглашению сторон контракта не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.

Сторона контракта вправе отказаться исполнять контракт в одностороннем порядке, но только если такая возможность будет прямо предусмотрена условиями контракта. Но здесь следует учитывать ч. 19 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнитель может отказаться только в том случае, если контракт содержит условие об одностороннем отказе заказчика.

Расторжение контракта через суд регулируется общими нормами , причем стороны могут в контракте предусмотреть и отдельные, не поименованные в ГК РФ, случаи для расторжения госконтракта через суд. Контрагент, кстати, в этом случае попадет в реестр недобросовестных исполнителей.

Прописать условия данного раздела легко с помощью Конструктора договоров:

На что следует обратить внимание, имея дело с контрактом на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд:

  1. Включение большинства условий в государственный или муниципальный контракт строго регламентировано Федеральным законом № 44-ФЗ. Отсутствие каких-либо необходимых положений или их несоответствие установленным формулировкам могут привести к негативным последствиям для должностных лиц заказчика услуг. Антимонопольный орган может привлечь их к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ .
  2. При оформлении раздела контракта о подсудности споров обратите внимание на имеющуюся неоднозначную судебную практику о возможности указания на рассмотрение споров третейским судом. Многочисленные судебные споры приводили к признанию недействительной третейской оговорки и даже к привлечению заказчика к ответственности за наличие такой формулировки в контракте.
Государственные контракты приобретают все большее значение в экономике, причем расширяются именно сферы закупок услуг. Все чаще государственные заказчики нуждаются в медицинских, аудиторских, образовательных услугах, услугах связи и т.д. Законодательное регулирование оказания услуг для государственных и муниципальных нужд специфичное – к этим правоотношениям применяются и нормы Гражданского кодекса РФ, и нормы специальных законов, в частности, Федерального закона № 44-ФЗ. И хотя процесс заключения и исполнения государственных контрактов в сфере оказания услуг для госнужд достаточно четко регламентирован, остается немало спорных ситуаций и имеется много противоречивой судебной практики, которые следует учитывать при заключении контракта на оказание услуг с государственным или муниципальным заказчиком.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center и юрисконсульт B2B-Center .

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

В.Н. Королева

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно ().

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства ().

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ "УДМСиТ"; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК "Спортцентр инвалидов"; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода () – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (). Важно, что совокупный годовой объем "малых" закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Анастасия Колесникова

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником "лайм спрайт"

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе " "

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки "утверждается заказчиком" и "утверждается и размещается заказчиком в информационной системе" (например, ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа , утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ