С рождением третьего малыша материальный аспект – настоящее испытание для семейного бюджета. Так что финансовая поддержка от государства всегда кстати.
Является значимым подспорьем для ячейки общества, но за 10 лет действия условия помощи периодически обрастают различными домыслами.
Так, в конце прошлого года активно обсуждалось введение дополнительного материнского капитала за рождение 3 ребенка .
Как в действительности обстоят дела с популярной программой в 2019 году, рассмотрим далее.
Увеличение суммы материнского капитала до 1,5 млн в 2019 году не предусмотрено. Глобальный сетевой миф возник в 2015 году.
Предыстория тянется с июня 2014 года, когда группа белгородских депутатов подготовила соответствующий законопроект за номером 571638-6 и внесла на рассмотрение Государственной Думой.
Условия предоставления семейного капитала предлагалось изменить в сторону повышения размера поддержки:
Однако думский Комитет по вопросам семьи законопроект отклонил .
Доводами к отрицательному решению стали:
В декабре 2017 года с принятием ФЗ № 432 срок действия Программы продлен до 31 декабря 2021 года. Сохранены прежние условия, за исключением – с 2016 года размер поддержки не увеличивается. Таким образом, в 2019 году семья претендует на семейный сертификат при рождении второго и следующих малышей.
Напомним, основные условия и порядок предоставления семейного финансирования регламентируют ФЗ № 256 от 29.12.06 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», декабрьское постановления Правительства № 873 от 2006 года.
Условия программы в 2019 году пока не претерпели особых изменений.
Для получения сертификата на третьего новорожденного нужно соответствовать условиям:
То есть, обратиться за дотацией на третьего ребенка возможно в случаях, когда за второго малыша материнский капитал не получали .
Средства по программе семья расходует на безналичной основе на установленные цели :
На старте программы размер семейного капитала установили в 250 000 рублей. Закон предусмотрел ежегодную индексацию пособия на размер фактической инфляции в истекшем периоде.
Таким образом к 2015 году государственный транш семьям дорос до 453 026 рублей .
К сожалению, с 2016 коррекция денежного обеспечения приостановлена, и в 2019 году на счет семьи перечисляют по-прежнему 453 026 рублей.
Субъекты РФ вправе разрабатывать поддержки с назначением местных капиталов на второго и последующих детей.
В этих регионах семья, в которой рожден или усыновлен третий малыш, претендует на два маткапитала: федеральный и региональный. Местная программа поддержки многодетных родителей введена в СПб законом 810-151 от 30 ноября 2011 г. «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге».
Основные условия :
Для получения пособия претенденты обращаются в органы СЗН, МФЦ или через сайт госуслуг в Санкт-Петербурге до исполнения ребенку 3 лет.
Регион принял областной закон по материнскому капиталу в 2011 году – закон от 20 октября 86-ОЗ «Об областном материнском капитале». Программа рассчитана до окончания 2021 года.
Основные условия :
При разработке региональных программ местные власти, где такие программы введены, заложили ежегодную индексацию своих пособий. Но в текущем году пособия оставлены без коррекции.
К сожалению, законопроект, которого так ждали те, у кого в семье появился третий ребенок, так и не был принят. Соответственно, возможность получить сертификат на 1,5 миллиона рублей пока останется мифом . А вот что действительно изменилось, для данной категории граждан, попробуем разобраться.
С 2018 года по инициативе и при поддержке действующего Президента страны вступили в законную силу следующие социальные меры , действие которых направлено на улучшение качества жизни семей, имеющих трех и более детей:
Величина материнского капитала на третьего малыша в 2019 году составит 453 026 рублей . В текущем периоде индексация данной суммы не предусмотрена, и до января 2020 эта цифра останется фиксированной. Исключение – региональные выплаты и коэффициенты, размер которых индивидуален в зависимости от места проживания семьи.
О вручении региональных сертификатов в Свердловской области рассказано в следующем видеосюжете:
Настоящий Закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детей.
1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.
Место жительства граждан Российской Федерации устанавливается по данным органов регистрационного учета.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на лиц, лишенных родительских прав.
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и понятия:
дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, приобретения транспортных средств, приобретения технических средств реабилитации, а также получения денежных выплат (далее - дополнительные меры поддержки);
краевой материнский (семейный) капитал - средства краевого бюджета, за счет которых реализуются дополнительные меры поддержки, установленные настоящим Законом;
сертификат на краевой материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры поддержки.
1. Право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан:
а) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года;
б) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 июля 2011 года.
2. При возникновении права на дополнительные меры поддержки лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на дополнительные меры поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации и место жительства на территории Красноярского края, в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры поддержки. Право на дополнительные меры поддержки у указанного лица не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
4. В случаях если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, его право на дополнительные меры поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
5. Право на дополнительные меры поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в пункте 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры поддержки прекратилось по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры поддержки по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи.
6. Право на дополнительные меры поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
7. Право на дополнительные меры поддержки возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 7 настоящего Закона.
8. Право на дополнительные меры поддержки лицам, указанным в пунктах 1, 3 - 5 настоящей статьи, предоставляется однократно.
1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение краевого регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры поддержки (далее - регистр).
2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры поддержки:
а) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
б) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
в) дату рождения;
г) пол;
д) адрес места жительства;
е) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
ж) дату включения в регистр;
з) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
и) сведения о краевом материнском (семейном) капитале (размере краевого материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
к) сведения о прекращении права на дополнительные меры поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется органом исполнительной власти края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения (далее - министерство).
1. Лица, указанные в пунктах 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 3 настоящего Закона, вправе обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства (далее - уполномоченный орган) либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КГБУ "МФЦ") с заявлением о выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры поддержки путем подачи заявления со всеми необходимыми документами.
2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата, перечень документов, необходимых для выдачи сертификата, и правила выдачи сертификата устанавливаются Правительством Красноярского края.
3. Уполномоченный орган не позднее 5 рабочих дней с даты приема заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами определяет право на получение сертификата лицом, подавшим заявление о выдаче сертификата. В случае принятия решения о наличии или об отсутствии права на получение сертификата уполномоченный орган либо КГБУ "МФЦ" не позднее 5 рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
Уведомление направляется уполномоченным органом либо КГБУ "МФЦ" в электронном виде или на бумажном носителе.
4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата уполномоченный орган проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.
В случае направления уполномоченным органом запроса срок принятия решения продлевается не более чем на 30 дней, о чем уведомляется лицо, подавшее заявление о выдаче сертификата.
5. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
а) отсутствие права на дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим Законом;
б) прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным пунктами 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Закона;
в) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры поддержки;
г) отсутствие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Красноярского края, в том числе на дату рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки;
д) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
6. Лицо, подавшее заявление о получении сертификата, в любое время после получения уведомления о принятии решения о выдаче сертификата может получить сертификат в уполномоченном органе, который выдается заявителю в день обращения.
7. В случае несогласия с решением об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах, и обязаны уведомлять уполномоченные органы об обстоятельствах, влекущих утрату права на дополнительные меры поддержки, в срок не позднее 30 дней со дня наступления указанных обстоятельств.
9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры поддержки по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 статьи 3 настоящего Закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.
10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
1. Краевой материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 100000 рублей.
2. Размер краевого материнского (семейного) капитала подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.
3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом.
4. Ежегодно не позднее 1 февраля министерство информирует лиц, получивших сертификат, в случае распоряжения частью краевого материнского (семейного) капитала - о размере его оставшейся части по состоянию на 1 января текущего года.
1. Распоряжение средствами (частью средств) краевого материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в пунктах 1 и 3 статьи 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в уполномоченный орган заявления о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Законом.
2. В случаях если у ребенка (детей) право на дополнительные меры поддержки возникло по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 статьи 3 настоящего Закона, распоряжение средствами краевого материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. Распоряжение средствами краевого материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами краевого материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
а) улучшение жилищных условий;
б) получение образования;
в) приобретение транспортных средств;
г) приобретение технических средств реабилитации;
д) получение денежных выплат.
4. Распоряжение средствами краевого материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом.
5. Правила подачи заявления о распоряжении, перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами краевого материнского (семейного) капитала, а также правила направления средств (части средств) краевого материнского капитала устанавливаются Правительством Красноярского края.
6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.
7. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) (далее - средства) краевого материнского (семейного) капитала по следующим направлениям:
а) на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией;
б) на приобретение технических средств реабилитации;
в) на получение денежных выплат.
8. В случае распоряжения в полном объеме средствами краевого материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, министерство уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры поддержки. Уведомление производится министерством в срок не позднее 30 дней со дня распоряжения средствами краевого материнского (семейного) капитала в полном объеме.
1. Лица, получившие сертификат, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о распоряжении средствами краевого материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении) с указанием направления использования средств краевого материнского (семейного) капитала и с приложением документов, перечень которых утверждается Правительством Красноярского края.
2. Уполномоченный орган проверяет достоверность и полноту документов, представленных лицом, получившим сертификат, и в течение 5 рабочих дней с даты приема заявления о распоряжении направляет заявление о распоряжении и представленные документы в министерство для принятия решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В случае если к заявлению о распоряжении не приложены все требуемые документы либо форма и содержание документов не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения данных документов направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление о возврате заявления и приложенных к нему документов с указанием причин возврата и порядка обжалования данного решения.
Лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление о возврате заявления и приложенных к нему документов направляется уполномоченным органом в электронном виде или на бумажном носителе.
3. Министерство в течение 20 рабочих дней со дня получения из уполномоченного органа заявления о распоряжении и приложенных к нему документов принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
4. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении являются:
а) прекращение права на дополнительные меры поддержки по основаниям, установленным пунктами 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Закона;
б) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
в) отсутствие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Красноярского края;
г) указание в заявлении о распоряжении направления использования средств краевого материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Законом;
д) указание в заявлении о распоряжении суммы, превышающей полный объем средств краевого материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
е) нахождение детей (ребенка) лица, указанного в пунктах 1 и 3 статьи 3 настоящего Закона, на полном государственном обеспечении;
ж) ограничение лица, указанного в пунктах 1 и 3 статьи 3 настоящего Закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
з) отобрание ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, у лица, указанного в пунктах 1 и 3 статьи 3 настоящего Закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
5. В случае удовлетворения заявления о распоряжении министерство обеспечивает перечисление средств краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, определенные Правительством Красноярского края.
6. Министерство в течение 5 рабочих дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении заявления о распоряжении и о перечислении средств краевого материнского (семейного) капитала или об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении с указанием причин отказа и порядка его обжалования.
Уведомление направляется министерством в электронном виде или на бумажном носителе.
7. В случае несогласия с решением об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
а) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
б) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат;
в) на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего, четвертого ребенка или последующих детей.
Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства материнского капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
2. Средства краевого материнского (семейного) капитала в размере, не превышающем 50 процентов размера средств краевого материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления о распоряжении, могут быть выданы в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.
3. Средства краевого материнского (семейного) капитала, оставшиеся в результате распоряжения ими в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, могут быть использованы на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую органами местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
4. Средства краевого материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований пункта 3 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства, право собственности на который у лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) возникло не ранее 1 июля 2011 года, либо на реконструированный после 1 июля 2011 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права.
5. Средства краевого материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение обязательств, связанных с улучшением жилищных условий на территории Красноярского края, в том числе возникших до даты приобретения права на дополнительные меры поддержки.
6. Жилое помещение, приобретаемое, строящееся либо реконструированное с использованием средств краевого материнского (семейного) капитала, должно находиться на территории Красноярского края.
7. Жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств краевого материнского (семейного) капитала, оформляется в общую долевую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению.
1. Средства краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми), лицом, получившим сертификат, в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.
2. Средства краевого материнского (семейного) капитала могут быть направлены:
а) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
б) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;
в) на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением на период обучения обучающимся, не имеющим в месте обучения регистрации по месту жительства.
3. Средства краевого материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) краевого материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.
1. Средства краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
а) на приобретение транспортного средства путем безналичного перечисления денежных средств на лицевой счет, открытый в российской кредитной организации, физического лица (организации), осуществляющего отчуждение транспортного средства, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;
б) на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение транспортного средства, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному лицом, получившим сертификат, или его супругом с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.
2. Транспортное средство, приобретенное с использованием средств краевого материнского (семейного) капитала, оформляется в собственность одного из родителей или детей по выбору лица, получившего сертификат.
Средства краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение по медицинским показаниям технических средств реабилитации, не входящих в федеральный и краевой перечни технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам, как для родного ребенка (детей), так и усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка и (или) последующих детей.
Средства краевого материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут предоставляться в виде денежных выплат в размере не более 12000 рублей в год.
Финансирование расходов на предоставление дополнительных мер поддержки, установленных настоящим Законом, с учетом оплаты услуг почтовой связи и российских кредитных организаций осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Денежные средства, излишне выплаченные получателю дополнительных мер поддержки вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное уведомление об обстоятельствах, влекущих утрату права на дополнительные меры поддержки), возмещаются им добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года.
Материнский капитал
100000 рублей за третьего или последующего, рожденного после 1 июля 2011. Направить региональный капитал можно не только на улучшение жилищных условий и получение образования, но и на лечение и покупку автомобиля.
Региональный материнский (семейный) капитал в Красноярском крае выплачивается при рождении третьего или последующего ребенка. Его размер равняется 100 тыс. руб. Средства индексируются. Дата появления дитя на свет должна быть не ранее 1 июля 2011 года. Получить средства могут только граждане России, постоянно проживающие в этом регионе. Лица, лишенные родительских прав, не могут воспользоваться государственной помощью.
В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, причинения ею умышленного преступления в отношении малолетнего право на материнский капитал переходит ее супругу. Мужчина может получить средства и в том случае, если он - единственный усыновитель 3 или последующего ребенка. Решение суда об усыновлении должно вступить в силу не ранее 01.07.2011.
Если ни мать, ни отец не имеют права на материнский капитал, средства переходят в равных долях несовершеннолетним детям и совершеннолетнему, который еще не достиг 23 летнего возраста и учится по очной форме.
При смерти ребенка, за которого положена государственная помощь, средства не выплачиваются.
Воспользоваться финансами можно только по достижении ребенком трех лет. Выплачивается региональный материнский (семейный) капитал в Красноярском крае однократно.
Средства разрешено использовать частями или в полном объеме. Их можно направить на то, чтобы:
Заявление на распоряжение средствами можно подать после того, как будет отмечен третий день рождения ребенка. В порядке исключения уже после рождения дитя можно получить краевой материнский капитал, чтобы:
Чтобы получить государственную помощь, нужно обратиться с заявлением в органы соцзащиты населения по месту регистрации. В письме указывается, на какие цели заявитель планирует потратить средства.
Когда право на материнский капитал возникает у ребенка, распоряжаться его средствами можно только с разрешения органов опеки и попечительства. С заявлением в этом случае обращаются опекуны, попечители или усыновители. Воспользоваться деньгами может и само дитя, но только если достигнет совершеннолетия или приобретет дееспособность.
К заявлению необходимо приложить ряд документов, включая документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении ребенка и др. В течение 5 рабочих дней будет принято решение о выдаче сертификата.
(Закон Красноярского края № 12-5937 от 9 июня 2011 года
«О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае»)
Похожие материалы.
Региональный капитал отличается от государственного размером и условиями получения. Во многих регионах субсидия выдается только при рождении третьего ребенка, к тому же установлены требования к доходу семьи или времени проживания на территории субъекта. Способы расходования могут быть различны, некоторые области предоставляют возможность купить автомобиль, другие разрешают тратить средства только на улучшение жилищных условий.
Федеральная программа повышения уровня рождаемости действует в стране уже 10 лет. Помимо нее, каждый регион ввел свои меры поддержки семей, имеющих детей. Однако если государство выделяет средства строго при рождении второго или последующих детей, то субъекты могут устанавливать свои правила.
Материнский капитал или региональный капитал – это мера поддержки семей, осуществляемая региональными властями, служащая дополнением к аналогичной государственной программе.
Реализуется право региона на издание собственных нормативных актов по-разному: к примеру, в Дагестане размер выплаты устанавливается указом, в Ростовской области – законом, в Ленинградской и Белгородской областях – социальным кодексом. Поэтому наименование документов будет отличаться.
Создавая собственные направления поддержки семей, регионы исходят из своих финансовых возможностей, ведь доходы разных субъектов сильно отличаются друг от друга. Есть и такие регионы, которые не могут полностью покрыть расходы за счет доходов, поэтому им выделяются дотации.
Помимо суммы субсидии, выплачиваемой семьям, региональные власти определяют условия ее предоставления, порядок и направления расходования. В этом плане также много отличий. Особенно это касается порядка использования: в отдельных регионах получить деньги можно при достижении ребенком возраста полутора, а не трех лет.
Относительно количества детей в семье можно констатировать практически полное единодушие: большинство регионов выплачивает деньги за третьего ребенка, редко за второго.
Обратите внимание! Помимо регионального материнского капитала существуют иные меры поддержки многодетных семей в регионах .
Материнский капитал, выдаваемый семьям государством и регионом, отличаются. Это две дополняющие друг друга программы, которые не могут быть взаимозаменяемы:
Важно! Региональный семейный капитал, как и государственный, выдается семье лишь один раз.
Субъекты Российской Федерации также поддерживают многодетные семьи. В рамках своих полномочий законодательные органы принимают местные законы социальной направленности. Относительно областного капитала или материнского капитала можно отметить, что он выдается практически везде. Не действует программа , однако там применяются другие меры поддержки семей.
У всех пособий, назначаемых регионом, единое основание – рождение в семье ребенка. Однако условия предоставления, размер и порядок расходования будет отличаться. В таблице выборочно представлена информация о региональном капитале, назначаемом в отдельных субъектах страны.
Таблица 1. Сведения о региональном материнском капитале в отдельных регионах
Субъект | Период рождения (усыновления) третьего ребенка | Размер пособия в 2017 | Условия предоставления | Когда можно израсходовать |
Республика Калмыкия | С 01.01.2012 по 31.12.2018; | 62 348,88 руб. | Специальные условия применяются только в отношении семей, в которых дети появились в 2017 году: среднедушевой доход не больше 1,5 прожиточного минимума | Через 3 года |
Белгородская область | после 01.01.2012 | 55388 руб. | Женщина должна официально проживать в области не меньше трех лет | Через 3 года |
Калининградская область | после 01.01.2011 | Третий или четвертый ребенок – 100000 руб., пятый и последующие – 200000 руб. при рождении тройни -1000000 руб. | Среднедушевой доход семьи не больше 3,5 величины прожиточного минимума | Через 1 год |
Ленинградская область | Период не установлен. Усыновленный не должен быть старше трех месяцев | 117360 руб. | Гражданство РФ | Через 1,5 года |
Псковская область | Период не установлен | 100000 руб. | Среднедушевой доход не больше прожиточного минимума | Через 3 года |
Ростовская область | после 01.01.2012 | 117754 руб. | Среднедушевой доход семьи не больше прожиточного минимума | Через 3 года |
Ознакомиться со сведениями о региональном материнском капитале в отношении всех субъектов России можно .
Важно! Многие регионы оказывают финансовую поддержку семьям только при рождении третьего ребенка. Кроме того, данная помощь условна, то есть для получения денежных средств необходимо соблюдение определенных критериев: доход семьи, регистрация на территории региона.
Направления использования региональной субсидии в большинстве субъектов совпадают. Наиболее популярными являются следующие способы расходования областных пособий:
Обратите внимание! Улучшение жилищных условий, лечение и образование детей доступно практически во всех субъектах. Чтобы получить более точные сведения, нужно обратиться к закону субъекта.
Видео по теме:
Таблица 2. На что можно потратить региональный материнский капитал (полный перечень регионов).
Субъект | Размер, руб | Как потратить | Когда использовать | Условия и особенности |
Алтайский край | 55387,5 |
| после 3-х лет | |
Амурская область | 100000* | улучшение жилищных условий | без ограничений | действует до 31.12.2016 |
Архангельская область | 50000 | личные нужды | можно воспользоваться после истечения 2 месяцев с момента рождения или 1 года с усыновления | наличие гражданства России; проживание в области не меньше 3 лет; получение статуса многодетной семьи |
Астраханская область | 58764 | способы не ограничены | через 2 года | многодетным семьям при условии зарегистрированного брака или матерям-одиночкам, проживающим в области больше 3 лет; доход ниже прожиточного минимума |
Белгородская область | 55388 | улучшение жилищных условий | через 3 года | постоянное проживание в области не меньше 3 лет |
Брянская область | 100000 |
| через 3 года | на уплату процентов и взносов по кредиту воспользоваться деньгами можно раньше |
Владимирская область | 50000 | не ограничены | через 1,5 года | постоянное проживание в области |
Волгоградская область | 70000 | определяются центрами соцзащиты | через 3 года | действует с 01.01.2016 |
Вологодская область | 100000 | не установлено | через 1,5 года | при рождении двойни пособие дают за каждого |
Воронежская область | 100000 |
| через 2 года | проживание в области не меньше 1 года |
Еврейская АО | 120000 |
| через 3 года | проживание в области |
Забайкальский край | 50000 | на нужды семьи | не установлен |
|
Ивановская область | 50000 | любые цели | с рождения до 3 лет | проживание в области не меньше 3 лет |
Иркутская область | 100000 |
| через 3 года | действует до 31.12.2018 |
Кабардино-Балкария | 250000 | улучшение жилищных условий | в течение года после получения сертификата | субсидию дают только за 5 ребенка |
Калининградская область | 3 и 4 – 100000 Тройня – 1000000 |
| через 1 год |
|
Калужская область | 50000 | не установлено | в течение года | проживание на территории региона |
Камчатский край | 1-й – 100000 |
| ограничения не установлено | программа действует до 2015 года, субсидия полагается также за рождение первенца женщиной в возрасте от 19 до 24 лет |
Карачаево-Черкессия | 100000 | не ограничены | через 3 года | субсидия полагается за 4-го ребенка |
Кемеровская область | 130000 | улучшение жилищных условий | не установлено | проживание в области |
Кировская область | 3-й – 75000 | не установлено | на детей, рожденных до 31.12.2016 выплаты предоставляются в период с 6 месяцев до 1 года; для детей, рожденных после указанной даты выплаты производят после 1 года до достижения ребенком 2 лет | проживание в регионе не меньше 1 года |
Костромская область | в размере первоначального взноса, но не больше 200000 | улучшение жилищных условий | не установлено |
|
100000 |
| через 3 года | проживание в крае | |
Красноярский край | 100000 |
| через 3 года | проживание в крае |
Курганская область | в размере стоимости 18 кв.м. жилья | улучшение жилищных условий | не определено |
|
Курская область | 75000 За тройню – 100000 |
| через 3 года | проживание в области |
Ленинградская область | 117360 |
| через 1,5 года |
|
Липецкая область | 50000 За двойню – 100000 За тройню 120000 | не установлено | не установлено |
|
Магаданская область | 100000 |
| не установлено | пособие дается и за первого ребенка, родившегося у женщин до 25 лет |
100000 |
| Через 3 года | рождение второго ребенка | |
Мурманская область | 100000 |
| не установлено | проживание на территории области |
Ненецкий АО | 300000 |
| через год | проживание в округе не меньше 1 года |
За 2-го – 25 000 За 3-го – 100000 |
| с момента рождения для 3-го; Через 1,5 года для 2-го ребенка | проживание в области | |
Новгородская область | 100000 200000 – если семья будет улучшать жилищные условия |
| не установлено | проживание в области не меньше 2 лет |
Омская область | 100000 |
| через 3 года | |
Оренбургская область | 116 866 |
| через 3 года | рождение 3 ребенка и проживание в области |
Пермский край | 100000 |
| через 2 года | рождение 3 ребенка и проживание в области от 5 лет |
Приморский край | 150000 |
| через год | рождение 3 ребенка и проживание в крае, наличие гражданства |
Псковская область | 100000 |
| через 3 года | доход семьи меньше прожиточного минимума |
Республика Адыгея | 50000 | не установлено | не установлено | рождение 3 ребенка и проживание в Республике |
Республика Алтай | 50000 |
| через 3 года | рождение 4 ребенка и проживание в Республике не меньше 1 года |
Республика Башкортостан | 100000 |
| не установлено | субсидия выплачивается за усыновление ребенка |
Республика Бурятия | 50000 |
| не установлено |
|
Республика Дагестан | за 5 – 10000 За 10 – 300000 За двойню – 20000 За тройню 100000 | не установлено | в течение года после рождения | проживание в Республике |
Республика Калмыкия | 62 348,88 руб. |
| через 3 года | специальные условия применяются только в отношении семей, в которых дети появились в 2017 году: среднедушевой доход не больше 1,5 прожиточного минимума |
Республика Карелия | 105500 |
| через год | Проживание в Республике, рождение 3 ребенка |
Республика Коми | 150000 |
| через полгода | Постоянное проживание в Республике, рождение 3 ребенка |
Республика Марий Эл | 50000 | не установлено | не установлено |
|
Республика Мордовия | За 3-го – 125270 За 4-го – 150324 За 5-го 187906 |
| через 3 года |
|
Республика Саха (Якутия) | 100000 |
| не установлено |
|
Республика Северная Осетия-Алания | 50000 | на нужды семьи | через 3 года |
|
Республика Тыва | 50000 |
| через 3 года |
|
Республика Хакасия | 100000 Для малых сел – 200000 |
| ее установлено |
|
Ростовская область | 117754 |
| через 3 года | доход семьи ниже прожиточного минимума |
Рязанская область | 61173,57 |
| через 1 год |
|
Самарская область | 100000 |
| через 1 год |
|
100000 |
| через 3 года |
|
|
Саратовская область | 100000 |
| через 3 года |
|
Сахалинская область | 204263 |
| через 3 года |
|
150000 |
| через 2 года Независимо от срока, если деньги требуются на погашение кредита или реабилитацию ребенка-инвалида |
|
|
Смоленская область | 163 300 |
| через 3 года |
|
Ставропольский край | ||||
Тамбовская область | 100000 | приобретение дома, газификация, ремонт | не установлено |
|
Тверская область | 50000 | улучшение жилищных условий; проведение инженерных коммуникаций; покупка мебели и бытовой техники; покупка автомобиля и сельскохозяйственной техники или животных | через год |
|
Томская область | 100000 |
| через 3 года |
|
Тульская область | 50000 |
| не установлено |
|
Тюменская область | 40000 | на нужды семьи | не установлено |
|
Удмуртская Республика | 300000 | на погашение задолженности по кредитному договору | не установлено |
|
Ульяновская область | На 2-го – 50000 На 3-го – 100000 На 4-го – 150000 На 5-го 200000 На 6-го – 250 00 На 7-го 700000 |
| через 1,5 года | проживание в области |
Хабаровский край | 200000 |
| через 2 года |
|
Ханты-Мансийский АО-Югра | 100000 |
| через 1 год |
|
Челябинская область | 50000 |
| Не установлено |
|
Чувашская Республика | 100000 |
| через 3 года |
|
Чукотский АО | 100000 | на нужды семьи | через 2 года |
|
Ямало-Ненецкий АО | 350000 |
| через 1 год |
|
Ярославская область | 56606 | на нужды семьи | не установлен |
|
*Размер капитала индексируется. Для получения точной суммы необходимо обращаться к местному законодательств
Принятые сокращения: ПП – постановление Правительства, ПА – постановление Администрации.
Автор: . Образование высшее юридическое: Северо-западный филиал Российской академии правосудия (Санкт-Петербург) Опыт работы с 2010 года. Договорное право, консультирование по налогообложению и бухгалтерскому учету, представление интересов в гос.органах, банках, у нотариусов.
24 июня 2017
.
Учреждение регионального материнского капитала при рождении третьего ребенка в субъектах России является составной частью современной демографической политики в стране, основанной на "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденной Указом Президента РФ от 9.10.2007 г. N 1351 и направленной на увеличение продолжительности жизни населения, рост рождаемости, сокращение уровня смертности, регулирование миграционных процессов, сохранение и укрепление здоровья населения страны.
Как известно, демографические проблемы в стране начались с 1992 года, когда наметилось стабильное сокращение численности населения: уровень смертности стал превышать уровень рождаемости. До 2007 года ежегодно умирало более двух миллионов человек. В расчете на 1000 человек это в два раза больше, чем в странах Европы и США, и в полтора раза больше среднемирового уровня. Ежегодно рождалось же в этот период 1,2 - 1,5 млн. детей.
При этом наряду с демографическими тенденциями, характерными для страны в целом, имелись значительные различия в показателях между отдельными регионами. Так за период с 1992 г. по 2007 г. более чем на 15 % сократилась численность населения в Камчатском крае, Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Магаданской и Сахалинской областях. На 10 - 15 % сократилась численность населения в Республиках Мордовия, Карелия и Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Владимирской, Амурской, Ивановской, Костромской, Кировской, Курской, Курганской, Новгородской, Рязанской, Псковской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Тверской и Читинской областях.
Исходя из этого, основной целью демографической политики на период до 2025 года для страны является стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек.
В этом контексте одной из приоритетных задач демографической политики страны на период до 2025 года является повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях 2-го ребенка и последующих детей. В этой связи Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" учредил на федеральном уровне материнский капитал , который назначается мамам, родившим второго ребенка.
Для того чтобы женщине и семье решиться на такой шаг, концепцией предусматривается создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь молодых семей, за счет:
В настоящее время трое детей в семье явление редкое. В России и большинстве европейских стран семья, в которой три ребенка и более классифицируется как многодетная семья.
Разработка системы мер социальной поддержки многодетных семей осуществляется на региональном уровне и включает дополнительные к предусмотренным федеральным законодательством меры поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Принимаемые в этой сфере региональные законы предусматривают:
Особая роль в системе мер социальной поддержки многодетных семей отводится региональному материнскому капиталу (РМК), который в большинстве регионов нацелен на стимулирование рождения третьего ребенка и финансируется из средств регионального бюджета. Материнский капитал при рождении третьего ребенка в регионах назначается вне зависимости от получения женщиной федерального материнского капитала при рождении второго ребенка.
Отдельные регионы устанавливают региональный материнский капитал при рождении четвертого ребенка, например, Республики Алтай, Карачаево-Черкессия и Марий Эл.
Свой подход к решению демографической проблемы региона предложен в Магаданской и Сахалинской областях. В целях стимулирования женщин к рождению первого ребенка в молодом возрасте, здесь учрежден региональный материнский капитал при рождении первенца молодыми мамами до 25 лет. Таким образом, колымские и сахалинские семьи могут получать РМК дважды: право получения регионального маткапитала при рождении третьего ребенка осталось в силе.
Данный раздел содержит свод нормативных правовых актов субъектов РФ по региональному материнскому капиталу, регулирующих его назначение и использование.