Участие в государственных закупках является достаточно важным этапом для увеличения объема производства и повышения статуса добросовестного исполнителя среди других клиентов. Процесс конкурса по госзакупкам детально регламентирован в 44фз и фз 223. Обеспечение заявки согласно данным законам должно быть подкреплено документом, называемым банковской гарантией.
Данное соглашение заключается в предоставлении поручительства финансовой организации, именуемой гарантом перед заказчиком (бенефициаром) за исполнительную фирму (принципала). Так как закупка для государственных нужд выполняется в основном в больших масштабах, и речь идет о достаточно больших суммах, заказчик должен быть уверен в выполнении всех требований исполнителем. Такую уверенность и обеспечивает банковская гарантия.
Суть закона 44фз практически идентична и основным требованиям по 223 фз. Обеспечение заявки по данным законам все же имеют некоторые отличия, так как в 44 фз более детальные требования ко всем процедурам заключения договора и проведения тендера. Если же сделка оформлена по 223 фз и в самом законе нет пояснений некоторых важных аспектов, заказчик вправе использовать 44 закон. Существует три основных несоответствия обеспечение заявки по фз 223 и по 44 фз:
Согласно данному федеральному закону, поручительство может быть трех видов:
Наличие залога это достаточно важный аспект для принятия участия в тендере. Оно может выступать в качестве движимого и недвижимого материального имущества. В случае принятия участия в онлайн конкурсе залогом выступает исключительно денежная сумма. Также заказчик может принять банковскую гарантию, как подтверждение выполнения всех обязательств.
Наличие обеспечения для выполнения всех указанных требований является обязательным пунктом при заключении договора. Именно поэтому важно определить величину денежных средств либо других капиталовложений на обеспечение заявки по 223 фз. Размер исполнительной стороны устанавливается исходя из соглашения обеих сторон сделки. Также, согласно действующего закона величина вложений регламентируется исходя из следующих факторов:
Достаточно часто бываю такие ситуации, когда размер обеспечения заявки по фз 223 является достаточно велик, и предприятие не может выделить необходимую сумму оборотных средств без ущерба для производства. В этом случае предусмотрено два варианта решения проблемы:
Процесс кредитования представляет собой начисление достаточно больших процентов комиссии за предоставленные услуги. Так же в случае оформления кредита, клиент всегда идет на определенные риски. В случае тендерного займа, процедура максимально упрощена для участников конкурса по закупкам. Данный процесс имеет свои преимущества:
Тендерный займ дает возможность использовать денежные средства:
Если участник тендера не удовлетворяет определенным критериям и не получает право на сотрудничество, производиться возврат обеспечение заявки по 223 фз. Размеры денежных средств, предоставленные предприятиями, являются достаточно значимыми, поэтому процедура передачи их на счет предприятия не менее важна и требует детального рассмотрения. Государственные исполнители обязаны перевести денежные средства на счет в течение пяти рабочих дней с момента отклонения заявки. Если заявка была оформлена в онлайн режиме, в течение одного рабочего дня должны быть переведены средства на обеспечение заявки по 223 фз. Возврат так же происходит, в случае если предприятие выиграло тендер на проведение госзакупок. Данная процедура выполняется после заключения документа о сотрудничестве. Обеспечение заявки по фз 223 не подлежит возврату в следующих ситуациях:
Дата: 31.01.2018
В самом конце 2017 г. был принят новый федеральный закон, который внес изменения в правила закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ — Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данные изменения, большинство из которых вступят в силу со второго полугодия 2018 г., можно в целом охарактеризовать как продолжение тренда по «закручиванию гаек» и постепенному ограничению свободы заказчиков в установлении собственных правил закупок в своих положениях о закупках. Рассмотрим эти изменения с точки зрения их последствий для участников закупок.
1) Закреплен определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами.
В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки, при этом к конкурентным закупкам относятся торги — конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); а также иные способы конкурентных закупок, предусмотренные положением о закупке. Таким образом, все перечисленные в 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас в контексте 223-ФЗ будут считаться торгами, поскольку в соответствии с гражданским законодательством торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом 1 . И важным последствием здесь будет являться то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, и запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в целом по отношению к торгам в гражданском законодательстве. Например, к такому требованию относится норма о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их); при заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору; обязательства участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией 2 . Поэтому если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, то сейчас они по букве гражданского законодательства должны будут делать это и при проведении запроса предложений или запроса котировок. Вместе с тем, из этого правила в самом 223-ФЗ будут предусмотрены исключения — см. ниже.
Данное изменение вступает в силу с 01.07.2018.
2) Определяются единые требования к проведению конкурентных закупок.
Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом 223-ФЗ. К таким значимым для участников закупки условиям относятся:
3) Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП 4 , будут осуществляться исключительно в электронной форме.
Установлены отдельные подробные правила осуществления таких закупок. Например, они могут осуществляться только такими способами как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме; в качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия; эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными 44-ФЗ и рядом дополнительных требований по 223-ФЗ; и т.д.
Данная норма появляется в 223-ФЗ с 01.01.2018, хотя при закупках она должна применяться не позднее, чем с 01.01.2019 (см. ниже).
4) Изменяются правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке.
В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Данная норма появляется в 223-ФЗ с 01.01.2018, хотя при закупках она должна применяться не позднее, чем с 01.01.2019 (см. ниже).
5) Изменены и добавлены нормы обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика и оператора электронной площадки в ФАС.
Теперь в числе прочего такое обжалование применительно к интересам участников закупок может осуществляться в следующих случаях:
Эти изменения уже вступили в силу с 01.01.2018. Кроме того, с 01.07.2018, когда в силу вступят дополнения в 223-ФЗ, регламентирующие порядок проведения конкурентных закупок на электронных площадках (см. выше), участники закупок также получат право обжаловать в ФАС нарушение оператором электронной площадки данного порядка.
Кроме того, уже с 01.01.2018 действует новое правило, согласно которому в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Напомним, что обжалование действий заказчиков также регламентируется федеральным законодательством о защите конкуренции.
6) Предусмотрено применение типовых положений о закупке.
Государственные органы и органы местного самоуправления, являющиеся учредителями государственных автономных и бюджетных учреждений, а также собственниками имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий приобрели право устанавливать типовые положения о закупке для своих подведомственных учреждений и предприятий. Следует отметить, что такая практика существовала и раньше 6 . Вероятным последствием для участников закупок, осуществляемых данными заказчиками, является то, что скорее всего в этих типовых положениях будет значительно сокращен перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Например, в г. Новосибирске 6 в таком типовом положении установлено, что прямая закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случаях, предусмотренных для таких закупок в 44-ФЗ — иными словами, номенклатура этих случаев строго соотнесена с соответствующими нормами федерального законодательства о контрактной системе.
7) Предусмотрено право юридических лиц создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок.
Отметим, что практика функционирования таких систем существовала и ранее 7 . Новыми правилами установлено, что эти системы должны обеспечивать взаимодействие с ЕИС, при этом в случае, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах не соответствует информации об этой закупке, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.
Данное изменение уже вступило в силу с 01.01.2018.
Как мы видим, новаций в 223-ФЗ достаточно много. Но для начала применения заказчиками новаций, вступающих в силу с 01.07.208, предусмотрен определенный переходный период. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС заказчиками не позднее 01.01.2019, при этом закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения 8 .
1 Ч. 4 ст. 447 ГК РФ.
2 Ч. 5 ст. 448 ГК РФ.
3 См. ч. 3 ст. 401 ГК РФ и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
4 Пп. «б.» п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.
5 Ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
6 См., например, Постановление мэрии города Новосибирска от 05.12.2013 № 11420 «Об утверждении Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Дата: 25.07.2016
Осуществляя закупку по 44-ФЗ, заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению заявки, если закупка осуществляется через конкурс или аукцион 1 . Такое требование должно повышать ответственность участника закупки за выполнение тех обязательств, которые он берет на себя, подавая заявку: в частности, в случае своей победы - за обязательство подписать контракт на условиях, установленных заказчиком в документации о закупке, и условиях своей заявки.
Форма обеспечения (внесение участником закупки депозита денежных средств или предоставление банковской гарантии) зависит от способа закупки - если проводится электронный аукцион, вносятся денежные средства, если проводится конкурс или закрытый аукцион, то участник закупки сам выбирает тот вариант, который ему удобнее.
При проведении конкурса или закрытого аукциона денежные средства могут быть внесены участником торгов на специальный счет, указанный заказчиком в документации о закупке.
Участнику электронного аукциона необходимо разместить денежные средства на лицевом счете участника, открытом оператором электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах (при подаче заявки на участие в аукционе оператор блокирует денежные средства на этом счете в размере обеспечения заявки).
Конечно, по сравнению с банковской гарантией внесение денежных средств может быть для участника закупки менее привлекательным, так как для использования этого варианта ему необходимо иметь свободные денежные средства, которые он может временно вывести из своего оборота.
Напомним, что в зависимости от решения заказчика и условий конкретной закупки размер обеспечения заявки может достигать 5 % от начальной (максимальной) цены контракта и не может быть менее 0,5 % 2 . Поэтому на практике внесение денежных средств чаще всего применяется участниками закупок только в том случае, где этого нельзя избежать, а именно при участии в электронном аукционе. И именно поэтому вопрос о получении обратно внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств является актуальным как для тех участников, которые становятся победителями торгов, так и для тех, кто проигрывает торги.
В законодательстве по этому поводу установлены определенные «правила игры» 3 . Рассмотрим их с учетом особенностей применяемого способа закупки.
Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется путем их перечисления заказчиком на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона, а при проведении электронного аукциона - путем прекращения их блокирования оператором электронной торговой площадки на лицевом счете, открытом площадкой для участника закупки.
В первом случае сведения о счете, на который заказчик должен перечислить деньги, содержатся в платежном поручении (его копии), которое участник конкурса или закрытого аукциона обязан предоставить в составе своей заявки 4 . После наступления того или иного основания для возврата обеспечения (см. ниже) каких-либо отдельных действий от участника закупки в принципе не требуется, хотя направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки, наверное, все-таки не помешает 5 .
Во втором случае участник закупки после разблокировки средств на своем лицевом счете может либо оставить эти средства у оператора для их использования при участии в других закупках, либо получить их на свой банковский счет в соответствии с регламентом конкретной площадки.
Например, соответствующий регламент площадки «Сбербанк-АСТ» 6 устанавливает, что вывод (возврат) денежных средств производится на основании поручения (заявления) участника, оформленного в личном кабинете на электронной площадке. При этом оператор отклоняет заявление на вывод (возврат) денежных средств, если указанный размер средств превышает остаток свободных средств на лицевом счете участника - такое может, в частности, произойти, если после разблокировки средств участник подал новую заявку на участие в новом электронном аукционе. Перечисление денежных средств производится по реквизитам, указанным в поручении (заявлении), а при отсутствии таковых - по реквизитам, указанным участником при аккредитации на электронной площадке. Срок перечисления - в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего поручения (заявления) от участника. Отметим, что данный срок не придуман электронной площадкой, а обусловлен соответствующей нормой законодательства 7 .
Возврат денег на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона должен быть осуществлен в течение 5 рабочих дней , а прекращение блокирования средств на счете при проведении электронного аукциона - в течение 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев 8:
Кроме того, оператор электронной площадки обязан прекратить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение 1 рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона 17 .
Обратим также внимание на то, что оператор электронной площадки должен возвращать участнику электронного аукциона не только сумму самого обеспечения, но и доходы, полученные им от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке 18 .
Такие доходы могут представлять собой депозитные проценты, если оператор площадки использует для операций со средствами обеспечения заявок счет, открытый в банке по договору банковского вклада. Однако на практике данное положение, как правило, не работает - чаще всего операторы, не видя для себя каких-то выгод в использовании депозитного счета (ведь проценты все равно должны быть отданы участнику закупки), используют для данных операций простой банковский счет, где на размещенные средства банк не начисляет никакие проценты. Тем не менее, участникам закупки рекомендуется все-таки выяснить у оператора электронной площадки, какой счет он использует для операций со средствами обеспечения заявок. Если это все же счет банковского вклада, а никаких дополнительных сумм оператор участнику не перечисляет, то необходимо потребовать от оператора перечисления соответствующих сумм, а если он на это не идет, то обратиться по этому поводу в суд 19 .
Однако отметим, что в соответствии с положениями федерального законодательства о контрактной системе рассмотренное требование о выплате участникам электронного аукциона доходов, полученных оператором электронной площадки, не распространяется на те электронные площадки, которые прошли отбор еще до вступления в силу 44-ФЗ 20 . К числу этих площадок относятся: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (www.zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» (www.sberbank-ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (www.rts-tender.ru) 22 .
В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных своих обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе победивший в закупке, вправе потребовать уплаты пеней 23 . Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьей срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ 24 от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено. И такие прецеденты, когда участники закупок взыскивают с заказчиков проценты за неправомерное пользование своими денежными средствами, уже есть 25 .
Также здесь предусмотрена и административная ответственность. В частности, нарушение сроков возврата (разблокирования) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, влечет наложение на заказчика или оператора электронной площадки административных штрафов от 5 до 90 тыс. руб. 26
Кроме того, нужно отметить, что в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств обеспечения заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора 27 .
Участник закупки не может рассчитывать на возврат обеспечения заявки в следующих случаях 28:
Особое внимание следует обратить на то, что в законодательстве определен особый случай, когда при проведении электронного аукциона оператор электронной площадки не возвращает обеспечение заявки участнику закупки, заявка которого на участие в аукционе отклонена 32 . Это происходит, если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки 3 раза в течение одного квартала аукционные комиссии (одного или нескольких заказчиков) принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации 33 - в этом случае участнику не возвращается обеспечение последней из этих 3 заявок.
Говоря простым языком, эта норма призвана наказывать тех участников закупки, которые недобросовестно и небрежно подходят к составлению заявок и причем делают это систематически. Однако у участника закупки, который попадает под такую санкцию, имеется возможность обжаловать ее применение - в течение 30 дней после последнего отклонения заявки обеспечение заявки остается заблокированным на счете оператора электронной площадки и только по истечении этого срока перечисляется заказчику. Это время как раз и дается участнику закупки, чтобы обжаловать решение аукционной комиссии. Отметим, что практика решения споров в ФАС и судебная практика по этому поводу весьма любопытны.
Пример
Во Владимирской области в мае 2014 г. участник закупки (асфальтобетонный завод) подал в один день 28 заявок на участие в электронных аукционах, проводимых областной администрацией. Все эти заявки были отклонены заказчиком по причине того, что в них отсутствовали документы, требуемые аукционной документацией. На основании этого оператором электронной площадки была продолжена блокировка денежных средств в отношении средств обеспечения каждой третьей заявки участника закупки (удержанная сумма составила 750 тыс. руб.). Завод обратился в суд, считая, что в его действиях не было признака систематичности, так как его заявки подавались одномоментно и все они имели одинаковые нарушения, ставшие причиной их отклонения. Хотя денежные средства уже были перечислены оператором электронной площадки заказчику, судебная тяжба в судах различных инстанций по этому делу не закончена до сих пор и имеет богатую историю 34 .
Также неоднозначно трактуется понятие «квартал». По мнению Минэкономразвития РФ квартал начинается с даты принятия аукционной комиссией решения о несоответствии первой заявки, поданной таким участником 35 , то есть, например, аукционные заявки, поданные в декабре и январе, считаются поданными в течение одного квартала. Но в соответствии с гражданским законодательством квартал считается равным 3 месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года 36 . Хотя логически, наверное, все-таки более обоснована первая интерпретация - ведь если участник закупки подал 2 «кривые» аукционные заявки в конце одного календарного квартала, а еще 2 такие же заявки в начале следующего календарного квартала, то в трактовке гражданского законодательства ни под какие санкции он не подпадет. Отметим, что и в судебной практике встречается трактовка понятия «квартал», не совпадающая с трактовкой гражданского законодательства - суд рассматривает аукционы, произошедшие в марте и апреле, как состоявшиеся в течение одного квартала 37 . В административных же регламентах электронных площадок понятие «квартал», как правило, тоже никак не уточняется.
1 Ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
3 Ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4 П. 5 ч. 2 ст. 51 и п. 4 ч. 2 ст. 88 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7 Ч. 28 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
8 Ч. 6 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
9 Ч. 2 ст. 54 и ч. 9 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
10 Ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
11 Ч. 12 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
12 Ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
13 Чч. 9-10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
14 Ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
15 Ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
16 П. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
17 Ч. 23 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
18 Ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
20 Ч. 10 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
21 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
22 Письмо Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, Казначейства России от 25.05.2010 № 8384-АП/Д22 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме, порядке заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме, порядке осуществления контроля за операторами электронных площадок».
23 Ч. 29 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24 С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).
25 См., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.07.2015 N Ф08-4824/2015 по делу N А18-525/2014
26 См. ст. 7.31.1 КоАП.
27 Ч. 11 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
28 Ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
29 Ч. 6 ст. 54 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
30 Ч. 14 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
31 Обеспечение исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с требованиями ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
32 Ч. 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
33 . 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ФЗ 223 характер обеспечения не указан. Если Вы ищете возможность предоставить как условие исполнения контракта или для подтверждения своего участия в конкурсе, то читайте внимательно Положение о закупке, представленное Заказчиком по 223 закону на специальном сайте. Текст 223 фз особое внимание уделяет информационному обеспечению конкурсных заявок и любых договоров.
223 закон обязывает Заказчиков позаботиться об обеспечении закупок в информационном плане. Это значит, что сделки по №223 закона, совершенные без открытого информирования о них на государственном общероссийском сайте, собственных ресурсах - являются нарушением правил этого фз. Получается, что все сведения о подготовке и совершении сделки находятся в общей доступности для участников мероприятия. В том числе и финансовое обеспечение заявки или договора по 223-ФЗ должно быть озвучено Заказчиком посредством интернет. Это поможет участнику заявки или претенденту на договор сориентироваться – оформлять ему гарантии банка или .
План закупок по 223 фз и его обеспечение выносится на официальный сайт или собственный ресурс ежегодно, либо с учетом срока поставок, а это может быть период от 3 до 7 лет в зависимости от продукции. По правилам закона №223 плановые закупки нужно обеспечить информацией следующего порядка, это:
Положение о закупке обеспечивает деятельность Поставщика и Заказчика. В этом документе содержатся:
Часто участники торгов и претенденты на важный договор сталкиваются с тем, что по вопросу размера обеспечения в 223 ФЗ нет ясности. Закон 223 не дает определения формы обеспечения и явного указания на цену.
Ограничений по обеспечению заявок и ценных договоров в таком случае нет. Однако Заказчик в конкретном извещении о мероприятии прописывает свои условия. Что это будет – определенная сумма денег, бг или залог – нужно исходить из правил по сделке, официально описанных в интернете.
Итак, организатор торгов по 223 ФЗ по своему усмотрению назначает обеспечение , о чем говорится в закупочной документации. Обязательства, рассматриваемые по фз с денежным обеспечением или по гарантии, это:
Когда вы определитесь с типом обеспечения, которое требуется на участие в закупках по 223-ФЗ , звоните нам! Профессионалы нашей компании оперативно посодействуют в том, чтобы Вы могли приобрести чистые гарантии банка или на лояльных условиях пройти тендерное кредитование. Ваши финансовые помощники на связи.
Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.
Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.
Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.
Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.
Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:
Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.
Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:
Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.
Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:
Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.
Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.
Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.
Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.