Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Отмена крепостного права в России.

В середине XIX века крепостническая экономика находилась в состоянии серьезном кризисе. Это выразилось в росте повинностей, достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на месячину свидетельствовал о превращении крепостничества в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскуднение дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения.

В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься отходничеством: строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивали оброк. Таким образом, нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы - прикрепление крестьян к земле.

Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х годах усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистые крестьяне основывали мануфактуры и торговые предприятия. Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с бесправием крепостного права.

В промышленности мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали вверх над мануфактурами, использовавшими подневольный труд (посессионных кр-н..).

В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными-отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды. К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Развитие промышленности требовало отмены крепостного права. Его сохранение обрекало Россию на экономическое отставание. Крепостное право порождало постоянные восстания. Необходимость отмены крепостного права осознавалась уже в 30-40 годы. Но правительство опасалось в случае освобождения крестьян, как массовых волнений, так и недовольства помещиков.

Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны (1853-1856).

Предпосылки и причины отмены крепостного права.

  • Экономическая отсталость России (невозможность дальнейшего развития капиталистических отношений при существовании крепостного права -препятствовало складыванию рынка рабочей силы и накоплению капиталов)
  • Разорение дворянства (кризис дворянства как сословия: 3,5% были беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных; в 1859 году 65% поместий были заложены).
  • Аморальность крепостного права (крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества).
  • Нарастание социального протеста крестьянства
  • Поражение в Крымской войне

Инициатором преобразований выступала государственная власть и сам Александр II. Что толкнуло самодержавную монархию на отмену крепостного права, веками являвшегося ее фундаментом, – вопрос достаточно выясненный. Поражение в Восточной войне (1853–1856 гг.), прервавшее полуторавековое победоносное продвижение к Черному морю и понесенное на собственной территории, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18 (30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, – все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны (донесения военачальников из Крыма доходили до Зимнего дворца с фельдъегерем за 7 с половиной суток, а телеграфные сообщения об осаде Севастополя – из Парижа, столицы воюющего с Россией государства) и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", – это крылатое выражение В.О. Ключевского относится ко всем слоям русского общества, не исключая и власть. "Прежняя система отжила свой век", – таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П. Погодина. Александр II, воцарившись 19 февраля 1855 г., получил тяжелое наследие. Позже, после отмены крепостного права, министр финансов М.Х. Рейтерн писал в докладе императору: "Если бы правительство после Крымской войны и пожелало возвратиться к традициям последних времен, то оно встретило бы непреодолимые препятствия, если не в открытом, то, по крайней мере, в пассивном противодействии, которое со временем могло бы даже поколебать преданность народа – широкое основание, на котором зиждется в России монархическое начало".

Но еще ранее, в 1856 г., крупнейший деятель эпохи реформ Н.А. Милютин в своей записке признавал, что дальнейшее сохранение крепостного права в перспективе, лет через 15, может привести к восстанию крестьянства.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую роль сыграли и свойства его характера – доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу". Эта знаменитая, хотя и немногословная речь говорит нам о многом и важном в истории реформы 1861 г.: о том, что инициатива исходила от самого Александра II; что он ее навязывал дворянству; что он признавал необходимым опередить инициативу крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения; что он считался с общим направлением развития века. Дальнейшие события показали, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права. Каковы же были предпосылки реформ? Единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. Более бесспорным является влияние на подготовку реформы банковского кризиса конца 1850-х гг. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Он определяется фактически идентичными понятиями "либеральной" или "просвещенной" бюрократии. Очагами ее формирования были министерства (государственных имуществ, внутренних дел, юстиции, морское), разные ведомства, канцелярия Государственного совета. Либеральная бюрократия не была отгорожена от общественных сил страны, она формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учеными, литераторами.

Другой такой предпосылкой стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I, в том числе создание министерств, в которых и выросли кадры будущих реформаторов. Важно отметить также значение наследия М.М. Сперанского, не только поставившего в повестку для крупномасштабные реформы государственного строя при Александре I, но осуществившего упорядочение законодательства при Николае I (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), внесшего свою лепту в воспитание и образование будущего царя-освободителя (Сперанский полтора года читал наследнику престола лекции "Беседы о законах"). Заслуживают внимания и реформы в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., которые готовили почву для грядущих перемен. Многие деятели Великих реформ вышли из университетов, института правоведения, Царскосельского лицея и др. Сами по себе перечисленные сюжеты достаточно изучены, но в историографии Великих реформ они пока не нашли должного места. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816–1819 гг. и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847–1848 гг. были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права. Реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г., давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления. Не остались без внимания и материалы Секретных комитетов (особенно 1835 г. и 1839 г.), которые в 1856 г. были переданы из II Отделения императорской Канцелярии в Министерство внутренних дел, где и началась подготовка отмены крепостного права.

Отмена крепостного права

Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Концепция решения земельного вопроса для либерального большинства Редакционных комиссий состояла в обязательном сохранении за всеми помещичьими крестьянами надельной земли сначала в пользовании, а в конечном итоге – в собственности, в сосуществовании в будущем, новом аграрном строе России двух типов хозяйства: крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Предполагалось достигнуть этой цели мирным путем, минуя революционные потрясения, характерные для стран Западной и Центральной Европы, в чем усматривалась одна из главных особенностей реформы в России.

Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян "на волю" без земли, и хотя бы затормозить реформу. Однако ряд предложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственного совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что "все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано".

19 февраля 1861 г. манифест "Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости" и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

– о личном освобождении крестьян;

– о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян;

– о выкупе крестьянами своих земельных наделов;

– об организации крестьянского управления.

Рассмотрим каждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина: продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получили личные и имущественные права, в том числе на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак; заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.

Закон установил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян.

Характерно, что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники. Мировые посредники по идее должны были улаживать конфликты между помещиками и крестьянами, но ведь они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков. Кстати, уставная грамота лишь зачитывалась крестьянам на сельском сходе, подписи крестьян под этой грамотой были необязательны.

В течение этих 2 лет крестьяне обязаны были отбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. Право продажи крестьян, отдачи их в услужение или в исправительные заведения, переселение крестьян, распоряжения их брачной судьбой отменялись немедленно. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считались "временно обязанными". Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т.е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированные сословия-дворяне и духовенство, а также почетные граждане – буржуазия, интеллигенция).

Размеры выкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Исчислялся капитал, который при ежегодном обороте приносил бы в виде 6% сумму прежнего годового оброка. Размер капитала и составлял выкупную сумму. Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. рублей, крестьяне же должны были за нее заплатить 867 млн. рублей. 20–25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75–80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в течение 49 лет в форме выкупных платежей (выкупной платеж составлял 6% ссуды). Всего за 40 лет с лишним крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е.вчетверо больше того, что стоила переданная им земля. Таковы были условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которые составляли до 2/3 общей массы крестьянства. Однако были и другие категории крестьянства:

– удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов);

– государственные крестьяне;

– крепостные рабочие.

Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы. Уничтожение сразу же по провозглашении реформы личной зависимости и утрата помещиками вотчинной власти над бывшими крепостными приобщали многомиллионное крестьянство к гражданской жизни, хотя оно и оставалось податным сословием. Вводилось крестьянское общественное самоуправление – волостное и сельское (в основном на основе общины) с выборными от крестьян должностными лицами, сходами, с крестьянским волостным судом. В этой части законодатели многое заимствовали из реформы государственной деревни Киселева. Поставленное под контроль местной администрации, выполнявшее фискальные функции сословное крестьянское самоуправление вместе с тем защищало интересы крестьян от помещиков, а также являлось основой для участия крестьян в новых всесословных институтах – земстве, суде присяжных.


Похожая информация.


Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества ещё в XVIII веке. По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. Император Александр II 19 февраля 1855 года вступил на российский престол.

Причины отменяя крепостного права:

- Тормозило экономическое развитие страны

--- Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле своего помещика

--- Отсутствие свободных рук мешало развитию промышленности.

- Поражение России в крымской войне (громадные расходы в связи с войной. рекрутские наборы, изъятие скота, рост повинностей разоряли население. 2 апреля 1854г обнародован указ николая1 о создании народного ополчения. семьи записавшихся освобождали от крепостного права. массовое бегство крестьян)

- Россия – единственная страна Европы сохранившая крепостное право.(Герцен–«позорное пятно России»)

- Усиление крестьянского движения в деревнях.

Ход отмены:

3 января 1857 г. – создание секретного комитета «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Члены – противники освобождения тормозили работу.

Март 1859 г. – учреждение «рабочим органом» редакционных комиссий(председат.Я.И.Ростовцев-генерал)

19 февраля 1861 г. манифест об отмене крепостного права (подписан Александром II ),

Цели:

-личное освобождение крестьян, наделение их землёй (за выкуп: оброк,кот получали ранее-6% сразу надо уплатить25%остальное государству в течении 49 лет, без выкупа крестьянин мог получить лишь ¼ земли, размер всего надела от 3 до 12 десятин).

-введение крестьянского самоуправления.

Следили за осуществление реформ мировые посредники.

Значение отмены крепостонго права:

Положит. черты: реформа создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны как господствующего. Крестьяне –свободные люди.

Отрицательные черты:

Сохранилось помещичье землевладение,

Крестьяне так и не получили землю в полную собственность.

Крестьяне не могли построить своё хозяйство.

29. "Великие" реформы 60 - 70-х годов XIX века в России: их сущность и значение.

Реформа местного самоуправления :

- Создание органов местного самоуправления – земств . К.Д. Кавелин – роль первого сословия империи в деле такой важности вышла жалкой и унизительной (роль дворянства в отмене крепостного Права).

Реальная причина реформы – желании возместить дворянам частично утрату прежней власти.

1 янв.1864-указ «положение о губернских уездных земских учреждениях» - создание земств.

-Выборы в земства:

Землевладельцы (не менее 200 десятин или имущества на 15 тыс.р.),

Городские избиратели (купцы, владельцы предприятий),

Крестьянская курия.

-Многостепенные выборы: сельские сходы, волостные сходы, выборщики, представители в уездные органы).

-Земские органы делились на :

--- распорядительные - земские собрания (избирались из всех сословий на 3 года). Земские собрания выбирали

--- исполнительные органы - земские управы, работающие 3 года. председатель – предводитель дворянства.

Земские учреждения решали: строительство путей сообщения, школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности. материальная основа деятельности земств- налог.

Минус – выборы по сословному признаку.

Городская реформа – 1870 г. сословные городские думы заменены городскими думами и городскими управами.

Право выбора у мужчин с 25 лет, плативших налоги, 3 курии:

Крупные владельцы домов и торговых предприятий, платившие 1/3 всех налогов.

Мелкие налогоплательщики – 1/3 городских сборов.

Остальные налогоплательщики.

Городское самоуправление – решение хозяйственных вопросов, благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности, здравоохранения, образования, содержание полиции, тюрем. Деятельность контролировалась государством . Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. губернское по городским делам присутствие. реформа способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопроса управления – это предпосылка для создания гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа – 1864 г.

Принципы судопроизводства (судебные уставы ноябрь 1864):

1)бессословность- решение суда не зависело от сословной принадлежности.

2)гласность – на заседаниях присутствуют публика и пресса

3) состязательность – адвокат и прокурор

4) выборность мирового судьи и присяжных

5) независимость судей от администрации.

Созданы мировые и общие суды:

-Мировые – мелкие уголовные и гражданские дела, в городах и уездах, выбирались уездными собраниями и городскими думами.

-Общие суды – окружные суды (назначался императором –сложные уголовные дела и гражданские) и судебные палаты, куда подавались апелляции по поводу решений окружного суда. также рассмотрения дел о преступлениях чиновников.

Высшая судебная инстанция – сенат .

Военная реформа – 1874 г. Правление стремилось сократить расходы и преодолеть отставание в военной области.(провёл реформу министр военных дел Милютиннояб.1861). 1863-1864 реформирование военно-учебных заведений. Военные гимназии и училища-дети дворян. для остальных юнкерские училища. 1867-военно юридическая академия. 1877- морская академия. 1868- военные прогимназии.

Вместо рекрутских боров – всесословная воинская повинность. С 1 янв.1874г. – призыву лица всех сословий с 20 лет (позже с 21)в сухопутных -15 лет.(6-действительгной службы, 9-в запасе.) во флоте-10 лет (7/3) для лиц окончивших начальные училища -4г. С высшим образованием-6 месяцев. Освобождены от службы единственные сыновья, кормильцы семьи.

В армии отменены телесные наказания.

Перевооружение армии и флота. массовая армия современного типа .

Реформа в области просвещения три ступени: начальная, средняя, высшая.

Июнь 1864 г. – положение о начальных народных училищах – это привело к созданию государственных, земских, церковно-приходских, воскресных школ.

Основные типы учебных заведений гимназии :

Срок обучения 7 лет (с 1871-8лет).

Новый устав университетов ректор избирал профессоров и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые вопросы.

Развитие женского образования – женские гимназии.

30. Александр III. Внутренняя политика. Социально-экономические реформы С.Ю.Витте .

Александр Александрович (1845) был в императорской семье вторым сыном. Наследовать престол готовился его старший брат Николай , который и получил соответствующее воспитание. Стал наследником в 20 лет после смерти брата в 1865. армейское воспитание, склонность к военным наукам и русской истории (преподаватель- С.М.соловьёв).

Осень 1866 женился на Дагмаре – датской принцессе. (Мария Федоровна при замужестве). Любил жену, обожал детей, увлекался рыбной ловлей, охотой, огромного роста и телосложения. трудолюбивый, скромный, прямодушный. стальная воля, упорство, поклялся задушить революционное движение в России глядя на умирающего отца (Александр 2 умер от бомбы брошенной Греневицким)

Цели правления:

Подавление противников власти и очищение государства от «чуждых» западных влияний.

Возвращение к самодержавию, православию, народности. Надеется следовать заветам отца.

Внутренняя политика профессор словесности К.П. Победоносцев.

Манифест о «незыблемости» самодержавия был опубликован 29 апреля 1881 г. Манифест подготовили Победоносцев К. П. и Катков М. Н. Он отражал мнение нового императора Александра III: возвестил об отходе от прежнего либерального курса и дальнейших реформ, провозгласил «веру в силу и истину самодержавной власти», которую император будет «утверждать и охранять от всяких на неё поползновений».

"Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определенных местностей в состояние усиленной охраны" (14 августа 1881 г.) предоставлял право политической полиции в 10 губерниях Российской империи действовать согласно ситуации, не подчиняясь администрации и судам..

27 августа 1882 г.временные правила о печати, жесткий контроль за периодическими изданиями.

1882 г. – создание крестьянского банка – кредиты на покупку земли.

1885 г. – создание дворянского банка.

5 июня 1887 г. – закон о кухарных детях. Запрещение низшим слом поступать в гимназии.

1889 г. – положение о земских участковых, соединили в своих руках судебную и административную власть.

1890 г. – земская контрреформа – усиление правительственного надзора над земствами.

Городовое положение 1892 г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам.

1 июня 1882 г. – запрещение труда детей до 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет - 8 часов

1885 г. – запрещение ночного труда женщин.

1882 г. – совещание 4 министров.- могли запрещать выход любого печатного издания.

1891 г. – указ о выселении всех незаконно проживающих евреев из Москвы.

Социально-экономические реформы С.Ю.Витте.

1892 г. министром финансов назначен Витте, который разработал экономическую программу:

1) Проведение жёсткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки.

2) Дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное огородить развивающуюся русскую промышленность от иностранных конкурентов.

3) Денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото.

4) Широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Предпосылки реформы . Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побега, поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. Особенно сильным было восстание 10 тыс. крестьян Грузии в 1857 г.



Народное движение не могло не влиять на позицию правительства, которое понимало, что крепостное состояние крестьян это "пороховой погреб под государством". С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой - справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

После 1856 г. за отмену крепостного права открыто выступали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

Александр П. Старший сын Николая I вступил на российский престол 19 февраля 1855 г. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. 37-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошел как царь "Освободитель".

По словам умиравшею Николая I, Александр II получил "команду не в порядке". Исход Крымской войны был ясен Россия шла к поражению. Общество, недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая, искало причины провала его внешней политки. Участились крестьянские волнения. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не заставить нового хозяина Зимнего дворца задуматься о направлении своей внутренней политики.

Подготовка реформы . Впервые о необходимости освобождения крестьян новый император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства. Его знаменитая фраза о том, что "лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу", означала, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования государства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в традиционном для России Секретном комитете, созданном в 1857 г. "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Однако недовольство дворянства, обеспокоенною слухами о возможной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комитета, всячески тормозившего подготовку реформы, привело Александра II к мысли о необходимости учреждения нового органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях большей гласности. Он поручил другу детских лет и генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов "по улучшению быта помещичьих крестьян". Вскоре и другие генерал-губернаторы получили аналогичные распоряжения.

Рескрипт В.И. Назимову считается началом официальной истории подготовки крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Переименование означало решительное изменение характера деятельности комитета она перестала быть тайной. Правительство разрешило обсуждение проектов реформы и, более того, предписало дворянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отдавая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с другой - предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов. Так был решен вопрос о сочетании правительственной политики и желаний господствующего класса. Крестьяне от обсуждения проекта реформы были отстранены, так как в губернских комитетах участвовали только дворяне.

В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

В поступающих с мест проектах размеры крестьянских наделов и повинностей зависели от плодородия почвы. В черноземных районах помещики были заинтересованы в сохранении земли и поэтому были против предоставления ее крестьянам. Под нажимом правительства и общественности они готовы были дать крестьянам небольшие наделы по высокой цене за десятину. В нечерноземной полосе, где земля не имела такой ценности, местные дворяне соглашались передать ее крестьянам, но за большой выкуп.

Обобщенные редакционными комиссиями проекты к началу 1859 г. поступили в Главный комитет. Он еще больше сократил размеры крестьянских земельных наделов, а повинности увеличил. 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей..." Практические условия освобождения были определены в "Положениях" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Манифест и "Положения" касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась. В первую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быль подвергнуто телесному наказанию.

Наделы. "Положения" регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. Если помещик и крестьяне не приходили к соглашению, то для урегулирования спора привлекались мировые посредники. Среди них были в основном защитники интересов дворян, однако некоторые прогрессивные общественные деятели (писатель Л.Н. Толстой, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.А. Тимирязев и др.), став мировыми посредниками, отражали интересы крестьянства.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот "излишек" отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами (отработки).

Выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Значение отмены крепостного права. Великой назвали современники реформу 1861 г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений.

Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX начале XX в.

В российской истории одной из наиболее печальных страниц является раздел о «крепостном праве», который приравнивал большую часть населения империи к низшему сорту. Крестьянская реформа 1861 года освободила зависимых людей от кабалы, что стало толчком к переустройств у всего государства в демократическую свободную державу.

Вконтакте

Основные понятия

Прежде чем говорить о процессе отмены, следует кратко разобраться в определении этого термина и понять, какую роль он сыграл в истории российского государства. В данной статье вы получите ответы на вопросы: кто отменил крепостное право и когда отменили крепостное право.

Крепостное право – это юридические нормы, запрещающие зависимому населению, то есть крестьянам, покидать определенные земельные наделы, за которыми они были закреплены.

Поговорить о данной теме кратко не выйдет, ведь многие историки приравнивают такую форму зависимости к рабству, хотя между ними существует множество отличий.

Ни один крестьянин со своей семьей не мог покинуть определенный земельный участок без разрешения аристократа, который владел землей . Если раб прикреплялся непосредственно к своему хозяину, то крепостной – к земле, а поскольку владелец имел право управлять наделом, то и крестьянами, соответственно, тоже.

Люди, которые бежали, объявлялись в розыск, и соответствующие органы должны были вернуть их обратно. В большинстве случаев часть беглецов демонстративно убивали в качестве примера для других.

Важно! Подобные формы зависимости были также распространены в период Нового времени в Англии, Речи Посполитой, Испании, Венгрии и других государствах.

Причины отмены крепостного права

Преимущественная часть мужского и трудоспособного населения сосредоточилась в селах, где работала на помещиков. Весь урожай, собранный крепостными, шел на продажу за границу и приносил огромные доходы помещикам. Экономика в стране не развивалась, из-за чего Российская империя была на гораздо отставшем этапе развития, чем страны Западной Европы.

Историки сходятся во мнении, что именно следующие причины и предпосылки были главенствующими, так как наиболее остро демонстрировали проблемы Российской империи:

  1. Подобная форма зависимости затрудняла развитие капиталистического устройства – из-за этого уровень экономики в империи находился на очень низком уровне.
  2. Промышленность переживала далеко не наилучшие свои времена – из-за нехватки рабочих рук в городах было невозможно полноценное функционирование фабрик, шахт и заводов.
  3. Когда сельское хозяйство в странах Западной Европы развивалось по принципу введения новых видов техники, удобрений, способов обработки земли, то в Российской империи оно развивалось по экстенсивному принципу – за счет увеличения площади посевов .
  4. Крестьяне не участвовали в экономической и политической жизни империи, а ведь они составляли преимущественную часть всего населения страны.
  5. Поскольку в Западной Европе данный вид зависимости считался своеобразным рабством, авторитет империи очень сильно страдал среди монархов западного мира.
  6. Крестьянство было недовольно подобным положением вещей, а потому в стране постоянно происходили восстания и бунты. Зависимость от помещика также побуждала народ уходить в казаки.
  7. Прогрессивный слой интеллигенции постоянно давил на царя и настаивал на глубоких переменах в .

Подготовка отмены крепостного права

Так называемая крестьянская реформа подготавливалась задолго до ее осуществления. Еще в начале XIX века были заложены первые предпосылки отмены крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права началась во время царствования , однако дальше проектов она никуда не зашла. При императоре Александре II в 1857 были созданы Редакционные комиссии, которые разрабатывали проект освобождения от зависимости.

Перед органом стояла сложная задача: должна быть проведена крестьянская реформа по такому принципу, чтобы изменения не вызвали волну недовольства у помещиков.

Комиссия создала несколько проектов реформы, пересматривая различные варианты. Многочисленные крестьянские бунты подталкивали ее членов к более радикальным изменениям.

Реформа 1861 года и ее содержание

Манифест об отмене крепостного права был подписан царем Александром II 3 марта 1861 года. В этом документе содержалось 17 пунктов, которые рассматривали основные моменты перехода крестьян из зависимого к относительно свободному классу общества.

Важно выделить основные положения манифеста об освобождении людей от крепостной зависимости:

  • крестьяне больше не были зависимым классом общества;
  • теперь люди могли владеть недвижимостью и другими видами имущества;
  • чтобы стать свободными, крестьяне должны были изначально выкупить землю у помещиков, взяв большой кредит;
  • за пользование земельным наделом должны были также платить оброк;
  • было разрешено создание сельских общин с выборным главой;
  • размер наделов, которые можно выкупить, четко регламентировались государством.

Реформа 1861 года по отмене крепостного права следовала за отменой крепостной зависимости на землях, подвластных Австрийской империи. Территория Западной Украины была во владении австрийского монарха. Ликвидация крепостной зависимости на западе произошла в 1849 году. Данный процесс только ускорил этот процесс на Востоке. У них были пратически те же причины отмены крепостного права, как и в Российской Империи.

Отмена крепостного права в России в 1861 г.: кратко


Манифест был обнародован
по всей стране с 7 марта по средину апреля того же года. Из-за того, что крестьян не просто освобождали, а заставляли выкупать свою свободу, они выступили с протестами.

Правительство в свою очередь предприняло все меры безопасности, передислоцировав войска в наиболее горячие точки.

Информация о подобном пути освобождения только возмутила крестьянство. Отмена крепостного права в России в 1861 года привела к увеличению количества восстаний, по сравнению с предыдущим годом.

Выступления и бунты выросли по своему размаху и численности чуть ли не в три раза. Правительство было вынуждено усмирять их силой, из-за чего тысячи погибли.

В течении двух лет с момента обнародования манифеста под советующими грамотами «об освобождении» подписались 6/10 всех крестьян в стране. Выкуп земли для большинства людей растянулся более, чем на десятилетие. Приблизительно треть из них в конце 1880-х годов еще не выплатила долги.

Отмена крепостного права в России в 1861 году считалась многим представителями сословия помещиков концом российской государственности . Они предполагали, что теперь крестьяне станут править страной и говорили, что нужно выбрать нового царя среди черни, критикуя тем самым действия Александра II.

Итоги проведения реформы

Крестьянская реформа 1861 года привела к следующим трансформациям в Российской империи:

  • крестьяне теперь стали свободной ячейкой общества, однако должны были выкупать надел за очень большую сумму;
  • помещики должны были гарантировано дать крестьянину небольшой надел, или же продать землю, одновременно с этим они лишались рабочей силы и дохода;
  • были созданы «сельские общины», которые дальше контролировали жизнь крестьянина, все вопросы о получении паспорта или переезде на другое место опять-таки решалось на совете общины;
  • условия получения свободы вызвало недовольство, из-за чего выросло количество и размах восстаний.

И хотя освобождение крестьян от крепостной зависимости было более выгодным помещикам, чем зависимому классу – это был прогрессивный шаг в развитии Российской империи. Именно с момента, когда отменили крепостное право начался переход от аграрного к индустриальному обществу.

Внимание! Переход к свободе в России прошел достаточно мирно, тогда как в из-за отмены рабства в стране началась Гражданская война, которая стала самым кровопролитным конфликтом в истории страны.

Реформа 1861 года до конца не решила актуальные проблемы общества. Бедняки по-прежнему оставались далеки от управления государством и были лишь инструментом царизма.

Именно нерешенные проблемы крестьянской реформы бурно выплыли в начале следующего века.

В 1905 году в стране началась очередная революция, которая была жестоко подавлена. Спустя через двенадцать лет она взорвалась с новой силой, что привело к и кардинальным переменам в обществе.

Крепостное право долгие годы держало Российскую империю на аграрном уровне развития общества, тогда как на Западе оно уже давно стало индустриальным. Экономическое отставание и крестьянские волнения привели к отмене крепостничества и освобождению зависимого слоя населения. Это и были причины отмены крепостного права.

1861 год стал переломным моментом в развитии Российской империи, так как именно тогда был сделан огромный шаг, который в дальнейшем позволил стране избавиться от пережитков, тормозившим ее развитие.

Предпосылки для крестьянской реформы 1861 года

Отмена крепостного права, исторический обзор

Вывод

Весной 1861 года великий Вседержавец Александр II подписывает манифест об освобождении крестьян. Условия получения свободы были приняты низшим сословием очень негативно. И все же, спустя двадцать лет большая часть некогда зависимого населения стала свободной и имела собственный земельный надел, дом и другое имущество.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ