Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Насилие в семье имеет разнообразные причины и мотивы. Одна из его движущих сил – желание утвердить свою власть над остальными членами семьи. В семье, как социальной группе, идет соперничество за влияние. Существуют нормы, регулирующие отношения в семье, кто должен быть главой семьи и как он может реализовывать свою власть. В частности, при сохранении в семье патриархальных отношений свою главенствующую роль мужчины нередко сохраняют и осуществляют с помощью психологического и даже физического насилия. К такому выводу пришли также американские психологи Эмерсон Ральф Уолдо, Рассел Добагин и ряд других исследователей.

Многие специалисты считают, что, хотя внутрисемейная агрессия во многом несет общие черты человеческой агрессии и является ее разновидностью, тем не менее, она имеет свои специфические черты, обусловленные следующими обстоятельствами:

    внутрисемейная агрессия возникает на фоне первичных отношений членов семьи;

    она возникает на фоне ролевого взаимодействия членов семьи, у которых роли устойчивые и сопряженные.

Можно предположить, что указанные обстоятельства и вообще структурированность семьи оказывают существенное влияние на характер, содержание и формы внутрисемейной агрессии. Причем, поскольку ролевые взаимоотношения супругов, родителей и их детей имеют фундаментальные различия, то существенно отличается и агрессия.

Возьмем такой признак, как легитимность – с учетом различия формальной и психологической ее составляющих. Исследователям удалось обнаружить, что в патриархальных семьях насилие мужчины по отношению к женщине считается более легитимным, чем насилие женщины по отношению к мужчине. Разность статусов подвергающих друг друга насилию членов семьи играет существенную роль, поскольку каждый статус связан с определенной долей власти и авторитета.

Что касается насилия друг против друга членов семьи с равными статусами, то оно вообще считается нелегитимным. Так, брат стремится доминировать над сестрой примерно своего возраста, но та дает отпор, заявляя: «Ты кто, что мне приказываешь?!» и т. п. Вопросом «кто?» как раз и указывают на статус индивида в семье. Когда в ней есть отец, а старший брат стремится играть доминирующую роль, это может восприниматься как незаконные претензии на более высокий статус.

Если обобщить эту концепцию, можно сказать, что агрессия в организованных социальных группах и агрессия во время случайных встреч людей – в социально-психологическом отношении существенно отличные явления, хотя и имеют общие черты, во всяком случае, главную черту этой формы поведения – стремления причинить вред другому человеку. Ролевой подход может быть очень плодотворным. Психологи предлагают выделить специфический вид ролевой агрессии или, иначе, сцепленной с ролью агрессии, которая является комплексной, то есть инструментально-враждебной формой, но с обязательным преобладанием инструментальной агрессии. В структурированных устойчивых группах агрессия используется с тремя основными функциями:

    для доминирования;

    для социализации;

    с целью психологической и физической самозащиты.

Ролевая агрессия чаще всего является одним из выражений ролевого конфликта. В семье, например, возникают все разновидности ролевых конфликтов: внутриролевые, межролевые и типа «роль-личность». Можно считать, что дальнейшее развитие предложенной концепции ролевой агрессии возможно именно в этом направлении: при условии ее рассмотрения в связи с ролевыми конфликтами. Например, когда муж превышает уровень агрессивности, который связан с его ролью в сцеплении ролевого взаимодействия муж-жена, его агрессия воспринимается женой как нежелательная. Что касается того, какой уровень агрессии считается законным и приемлемым, это зависит как от этнокультурных традиций, так и от специфики данной пары, их индивидуальности и установленных между ними статус-ролевых отношений.

В чем преимущество такого статус-ролевого подхода к внутрисемейным отношениям вообще и к семейной агрессии в частности? Скорее всего, оно заключается в следующем: идея ролевой агрессии позволяет структурировать огромное количество факторов, вызывающих агрессию, и форм выражения агрессивности. То, что, казалось бы, является случайным в поведении членов семьи, теперь уже выступает как аспект реализации роли в том ее понимании, какое имеется у данного члена семьи. При дальнейшем рассмотрении внутрисемейной агрессии, при ролевом подходе, следует использовать такие понятия теории ролей, как принятие роли, идентификация с ролью, взаимные экспектации и другие. Это позволит в области человеческой агрессивности, в еще одном участке исследований, перейти от описательного уровня на уровень причинных объяснений.

Описательный уровень исследования семейной агрессии хорошо представлен в целом ряде трудов А. Бандуры, Р. Бэрона, Л. Берковица и других авторов. Данные, приведенные в трудах этих психологов, можно переосмыслить и использовать для развития предложенной здесь концепции ролевой агрессии.

Сопряженность ролей и параллельное развитие личностей в семье

Приведенный ниже подход, позволит охватить более широкий круг внутрисемейных феноменов, чем только проявления агрессии. Ведь исследователи считают, что в ходе исполнения сопряженных ролей происходит развитие сопряженных черт и комплексов характеров исполнителей этих ролей.

Так, у мужа с доминантным и агрессивным характером качества личности жены могут развиваться в двух вариантах.

    Она может, идя навстречу ролевым ожиданиям супруга, изменяться в сторону традиционного типа патриархальных отношений и стать уступчивой, мягкой, преданной женой.

    Второй вариант представляет собой тип, формирующийся на основе стратегии сопротивления ожиданиям авторитарного и агрессивного мужа. Это тип женщины, формирующейся на основе постоянной защитной позиции. Можно считать, что данный вариант развития выбирают те женщины, у которых до выхода замуж уже был доминантный характер.

Правда, зная о существовании явления авторитарного подчинения, можно ожидать возможности формирования и других типов или подтипов жен. Но во всех случаях в какой-то мере процессом формирования характеров управляет закон сопряжения в двух вариантах:

    при положительном сопряжении со временем усиливаются сходные черты характера мужа и жены;

    при отрицательном, или обратном, сопряжении у них появляются контрастные черты характера и противоположные установки.

Стоит полагать, что первый из описанных выше типов жен формируется преимущественно на основе закона отрицательного сопряжения, а второй – главным образом на основе закона положительного сопряжения. Хотя в процессе взаимодействия мужа и жены одновременно работают оба типа сопряжения, один из них преобладает.

Такой же подход может быть плодотворным при исследовании ролевых взаимодействий других членов семьи и развития их характеров. Так, во взаимоотношениях отец – сын действуют оба варианта закона сопряженного развития, но можно, расширив предложенную выше концепцию, предположить, что преобладание того или иного варианта закона сопряжения зависит от того, какой вариант идентификации имеет место между взаимодействующими индивидами:

    при положительной идентификации работает главным образом закон положительного сопряжения: сын стремится быть как можно больше похожим на отца, и действительно их сходство с годами возрастает. Это путь конвергентного развития характеров;

    при отрицательной идентификации происходит дивергенция путей развития личностей отца и сына. Сын может выбрать других референтных лиц в качестве объектов положительной идентификации.

Сходные процессы, имеют место и в ролевых взаимоотношениях матери и дочери. Что же касается ролевых взаимоотношений брат-брат, брат-сестра и сестра-сестра, то в них закон сопряжения действует более сложными путями и во взаимодействии с другими факторами, поэтому на настоящем этапе пока стоит воздержаться от определенных высказываний об этих отношениях. Специального рассмотрения требуют также ролевые взаимоотношения мать-сын и отец-дочь.

Имея в виду представленную выше концепцию ролевой агрессии, уже легче понять ошибки некоторых иных подходов к проблеме агрессии, в том числе внутрисемейной. Например, такой крупный исследователь, как Л. Берковиц, фактически не видит различия между агрессией мужа по отношению к жене и агрессией родителей по отношению к детям, считая, что в их основе лежат одни и те же условия. Но как могут быть одинаковыми условия возникновения этих двух случаев агрессии, когда:

    различны их объекты;

    они возникают в совершенно различных ролевых взаимоотношениях?

А ведь именно эти социально-психологические отличия и различные варианты закона сопряжения ролей и идентификации являются решающими факторами, обусловливающими порождающие агрессию конфликты, другие фрустрации и стрессы.

Насилие всегда есть насилие, но встречаются его различные типы и варианты, по-разному мотивированные, возникшие и возникающие на различной социально-психологической основе. Унитарный подход не может способствовать углублению теории агрессии. Агрессия главы семьи, направленная на жену, не может быть такой же, как его агрессия к сыну, в котором он может видеть своего двойника и носителя своих ценностей.

Материнский авторитаризм и агрессивность детей

В исследованиях Р. Сирса и его коллег, а также А. Бандуры и Р. Уолтерса получен интересный эмпирический факт, свидетельствующий о том, что одной из причин формирования агрессивных детей является авторитаризм матерей.

«Матери агрессивных мальчиков в среднем значительно сильнее наказывали сыновей, чем матери из контрольной группы, и хотя отцы различались меньше в этом отношении, тем не менее, полученные различия также достигли уровня значимости.

В отношении матерей полученные выводы в целом совпали с выводами Сирса и его коллег; матери агрессивных мальчиков терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают за агрессию против других взрослых, чем матери относительно уравновешенных мальчиков из контрольной группы».

Что означает данный эмпирический факт? Почему матери терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают ребенка за агрессию против других взрослых? Является ли это выражением авторитаризма, признаком того, что такие родители не терпят выступлений против авторитетов вообще?

Гипотезы

Чтобы ответить на данный вопрос, следует организовать беседы с родителями агрессивных подростков, спрашивая их, чем они объясняют свое поведение. Можно предположить следующее:

    когда сын ведет себя агрессивно против других взрослых, он тем самым выдает семейную тайну, что он агрессивен и в своей семье.

Это уже прямой удар по «Я-концепции» родителя и по «Мы-концепции» всей семьи, по ее престижу, а также сильнейшая фрустрация для всей семьи, но лишь в том случае, если семья хотела бы выставлять себя перед остальным обществом в качестве мирной и благополучной группы. Стоит полагать, что эти гипотезы указывают на путь дальнейшего исследования причин агрессивных внутрисемейных взаимоотношений и условий развития агрессивных детей, подростков и юношей.

Отцы поощряют агрессию

Мы видели, что матери агрессивных мальчиков строго наказывают их, если они совершили агрессивные действия вне дома, против других взрослых людей. Но как же ведут себя их отцы в таких ситуациях? Оказывается, хотя отцы агрессивных мальчиков не терпят агрессию своих сыновей против себя, они, наоборот, поощряют их агрессию вне дома, особенно если она направлена против сверстников сына. Такое поощрение агрессивности они обосновывают тем, что мальчики должны уметь постоять за себя. Однако известно, что подобное поощрение агрессивного поведения детей – один из механизмов формирования агрессивной личности. В то время как отцы неагрессивных детей стремились, чтобы их дети самоутверждались социально приемлемыми способами, «о некоторые отцы агрессивных мальчиков поощряли своих сыновей на агрессию против взрослых, как и против других детей...».

Они говорили, что дети должны уметь защищать свои права перед взрослыми. Встав на сторону своих мальчиков против преподавателей, они критиковали школу, «...провоцируя, таким образом, сыновей проявлять агрессию против школьной администрации». Многие отцы признавались, что поощряли агрессию своих сыновей против других людей вне семьи, в том числе против взрослых.

Следует иметь в виду, что эти данные получены в американском обществе, которое характеризуется специалистами в качестве в высокой степени индивидуалистического, хотя и в нем есть немало людей с выраженными коллективистическими тенденциями.

Поведение отцов с демократическим характером

Отцы неагрессивных мальчиков как личности существенно отличаются от описанных выше авторитарных отцов агрессивных мальчиков. Вот как обобщают итоги своих исследований этого вопроса А. Бандура и Р. Уолтерс.

«Отцы из контрольной группы всегда препятствовали любой враждебной агрессии против взрослых. Некоторые настаивали, чтобы сыновья никогда не проявляли неучтивости со взрослыми, а просто сообщали своим родителям, если, по их мнению, взрослые относились к ним несправедливо. Если проблемы возникали в школе, большинство отцов из контрольной группы объясняли сыновьям, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям, и просто советовали им работать лучше».

Описанное – поведение человека с демократическим характером: принятие и понимание роли другого человека, сопереживание и совет своему чаду – правильно играть ту свою роль, которая связана с ролью преподавателя. Применив здесь теорию о сопряженных ролях, можно сказать, что отец-демократ направляет процесс ролевой социализации своего сына таким образом, чтобы тот сумел полноценно и достойно исполнять свою роль, сопряженную с ролью преподавателя. Такие взрослые понимают также, что подростки могут неверно интерпретировать принцип справедливости. Такие отцы склонны спокойно разбирать любое столкновение своих детей с преподавателями и другими внесемейными агентами социализации с целью выяснить, действительно ли был нарушен принцип справедливости.

У неагрессивных мальчиков матери, как и отцы, не поощряют агрессивность своих детей и учат их понимать психическое состояние другого, констатировали А. Бандура и Р. Уолтерс. Это есть не что иное, как обучение эмпатии, причем в ответах некоторых родителей демократического чувствуется влияние христианского учения, призывающего обращаться с другими так, как человек хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Эту мудрость можно использовать в различных вариантах, сохраняя ее логику взаимности.

Толерантность к несправедливости и смягчение агрессивности

Какой ценой достигается неагрессивность многих индивидов? Конечно, главное – обучение неагрессивным формам справедливости и стратегиям решения проблем и адаптации. Но некоторые эмпирические факты, полученные еще в середине 1950-х годов, показывают, что смягчение агрессии нередко достигается в результате отказа от важных принципов и ценностей или смирения с их нарушениями.

Известно, что одним из сильнейших фрустраторов для многих является нарушение кем-либо принципа справедливости. Личность, по отношению к которой поступили несправедливо, фрустрируется и оскорбляется, так сказать, по всей глубине своего «Я». Такая фрустрация делает человека злым, вызывает его гнев и желание отомстить.

Но каким образом можно смягчить эту форму агрессии? Один из отцов, сына которого, неагрессивного мальчика, исследовали Бандура и Уолтерс, признался, что учит сына следующей мудрости: «...в жизни он встретит множество людей, которые будут к нему несправедливыми, и ему придется как-то к этому приспосабливаться».

Перед нами фактическое обучение определенной адаптивной стратегии, в которой был представлен смягченный вариант принципа справедливости. Если человеку удается «снизить свою планку» требовательности к соблюдению принципа справедливости, он реже и менее остро будет фрустрироваться в тех случаях, когда другие обращаются с ним несправедливо. Нарушения принципа справедливости станут для него обычными событиями, он будет считать их «в порядке вещей».

К этому вопросу можно подойти исходя из современных представлений об уровнях притязаний личности, а также с применением развиваемой в социальной психологии теории справедливости. Можно сказать, что у людей имеются разные уровни притязаний в области основных социальных норм, в том числе относительно нормы справедливости. Снижение этого уровня делает человека более толерантным к нарушениям принципа справедливости. Надо отметить также, что понимание справедливости меняется в процессе возрастного развития личности.

Однако следует иметь в виду, что субъективное «чувство» нарушения принципа справедливости не всегда правильно отражает реальное положение вещей. Человек может вообразить, что с ним обходились несправедливо, тогда как тщательный анализ ситуации показывает, что это не так. Когда у индивида появляется такое чувство, то оно, в первую очередь, означает, что он спонтанно делает соответствующие атрибуции другому человеку, группе или даже обществу в целом.

«Чувство» нарушения принципа справедливости у человека может переживаться и на основе неверного понимания этого принципа. Например, эгоцентрический человек может подумать, что люди к нему несправедливы каждый раз, когда препятствуют удовлетворению его эгоистических потребностей. Такой инфантильный эгоцентризм свойствен также определенным этносам, не говоря уже о многих индивидах, каких немало в каждом этническом или полиэтническом обществе.

В этнологии известен следующий достаточно типичный случай: европейский христианский миссионер отправляется в Южную Африку с целью распространения своего вероучения. Он долго обучает группу добровольцев-аборигенов, и наконец наступает пора их принятия в христианскую общину. В качестве последнего экзаменационного вопроса он задает одному из них такой: «Скажи мне, брат Тутси-Мутей, что такое справедливость и что такое несправедливость?» – «Я это хорошо понимаю, пастор, – отвечает человек. – Справедливо, когда я ворую коров соседнего племени, и несправедливо, когда они воруют моих коров». Читатель понимает, что вопрос принятия Тутси-Мутси в христианскую общину был отложен на неопределенное время. Стал ли он христианином, нам неизвестно: из Южной Африки пока ничего не сообщают об этом.

Ясно, что при таком эгоизме и эгоцентризме, при таком понимании справедливости всякого можно подозревать в совершении несправедливых действий по отношению к себе. А подозревать – означает делать атрибуции.

Неуспешное лидерство в семье и отрицательная установка к авторитетам

Многочисленные исследования показали, что агрессивность и антисоциальные установки детей впервые возникают в семье, после чего переносятся и на внесемейные объекты. Исследования Д. Фаррингтона и особенно Дж. Паттерсона показали следующее: «Если мальчик становится агрессивным в результате интеракций с другими членами семьи, у него развивается тенденция к социально неадекватным действиям и в других, внесемейных ситуациях». В результате этого он переживает неудобства, как в школе, так и в группе сверстников и, наконец, находит себе место в делинквентных группах. Иначе говоря, антисоциальная установка, возникшая в семье, переносится в другие социальные ситуации и обобщается. Но почему? Ответ, по-видимому, надо искать в следующем: у ребенка возникает отрицательная установка к авторитетным лицам в образе родителей, после чего она обобщается и выражается в виде пренебрежительного отношения к авторитетам вообще.

Истинность нашего предположения становится более очевидной, когда мы знакомимся с результатами исследования «плохого семейного менеджера».

Он заключил, что, как сжато передает его мысль Л. Берковиц, «...родители антисоциальных подростков недостаточно успешно справляются с выполнением четырех важных функций “менеджмента”:

    они недостаточно контролируют активность своих отпрысков, как в домашних ситуациях, так и вне дома;

    они не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;

    они не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;

    они недостаточно успешны в решении проблем».

Очень интересно следующее наблюдение: есть родители, у которых все эти недостатки и ошибки выражаются вместе, в комплексе. Создается впечатление, что существует качественно своеобразное явление «плохого менеджера». Родитель, который плохо контролирует ребенка, одновременно не способен дисциплинировать его, плохо применяет имеющиеся в своем распоряжении средства поощрения и наказания.

Данное чрезвычайно интересное для психологии и педагогики явление можно исследовать и с другой точки зрения, что позволит раскрыть его новые аспекты. Имеется в виду то, что данную проблему можно рассматривать как неправильное применение родителями своей власти и всего того, что находится в их распоряжении в качестве базы для их контроля над детьми. Это плохое лидерство. Но вопрос в том, работа каких типов лидеров отличается этими недостатками? В этой области следует шире применять теорию К. Левина, Г. Адорно и его группы, а также измененный вариант типологии лидеров, предложенный Д. Бомринд. Все остальные особенности плохого семейного лидерства и его последствия подлежат тщательному исследованию.

Для нормальной, просоциальной социализации детей нужно четко понять и осознать различие между их просоциальным и антисоциальным поведением и, соответственно, вознаграждать за первое и наказывать за второе. Оказывается, для «плохих семейных менеджеров» это нелегкое дело.

Они сами плохо понимают различие между этими двумя формами поведения и, следовательно, не могут правильно реагировать на поведение своих детей.

Подобный дефект семейных агентов социализации связан, по-видимому, с тем, что сами они плохо социализированы и плохо знают социальные нормы поведения, а именно: что разрешено и прилично, что запрещено и т. п. Данное обстоятельство также было открыто в результате исследований Дж. Паттерсона.

Вот как об этом пишет Л. Берковиц: «В сравнении с “нормальными” матерями и отцами они менее склонны замечать различия между просоциальным и антисоциальным поведением. Они часто вознаграждают детей за поведение, направленное на то, чтобы принудить других пойти на уступки, например, уделяя им внимание, а порой даже прямо одобряя, когда те стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, и в то же время такие родители нередко игнорируют, не замечают и не вознаграждают их дружественные, конструктивные действия. Даже наказывая за агрессивность, они не всегда ясно дают детям понять, что наказания, которым их подвергают, вызваны их плохим поведением».

К этому добавляется агрессивное обращение таких родителей со своими детьми, что вызывает их обратную агрессивную реакцию. Ясно, что это тоже способствует развитию агрессивности у детей. Если агрессивные действия таких детей подкрепляются, то развитие их агрессивности как характерологического комплекса идет почти беспрепятственно.

Все мы привыкли к обсуждению мужской агрессии и того, как с ней бороться. Многих беспокоит проблема роста детской агрессии наше непростое время. Неужели не проявляют никакой агрессии женщины? Конечно же, это не так и женщины также бывают достаточно агрессивными, но часто оправдывают свое поведение тем, что это самозащита от агрессивных мужчин, усталости и неблагоприятной внешней среды.

Но это далеко не всегда женская агрессия является самозащитой. Очень часто женщины идут на поводу у своих эмоций и вместо решения проблемы просто вымещают зло на муже или детях. Это приводит к формированию неблагоприятного микроклимата в семье и может ее разрушить, а также стать источником психологического дискомфорта для детей и источником проблем в будущей социализации.

Почему возникает женская агрессия

Обычно главная причина, а также следствие женской агрессии – непонимание и бессилие . Если женщина чувствует, что не может выразить себя, не может решить накопившиеся проблемы и не имеет никакой поддержки на пути к их решению, это может спровоцировать эмоциональный взрыв, вспышку агрессии по отношению к близким, например, мужу или детям.

Не надо думать, что это что-то из ряда вон выходящее – агрессия является нормальной реакцией организма, она активизирует силы и дает энергию для решения проблем, хотя и не всегда конструктивным путем. Часто агрессия помогает защититься от угрозы и преодолеть препятствие, но только если ее энергия направлена в правильное русло . Но агрессия может быть положительным явлением только в случае направленности на решение проблемы и краткосрочности проявления.

Если же агрессия становится постоянной спутницей , и она начинает периодически «срываться» на членах семьи, это говорит о неконструктивности такой агрессии. Скорее всего, ее причиной является хроническая усталость. Особенно это актуально для жительниц мегаполисов - постоянный шум, напряженный ритм жизни плюс мелкие неурядицы в семье заставляют женщину постоянно находиться в плену негативных эмоций , которые периодически выплескиваются на близких.

Еще одна причина женской агрессии, особенно женщин, которые находятся в отпуске по уходе за ребенком, это недостаток общения и возможностей для самовыражения. Женщина начинает ощущать себя обслуживающим персоналом, работающим на ребенка и мужа, поэтому постепенно копит негативное отношение к ним и рано или поздно оно может выплеснуться.

Женская агрессия – путь к одиночеству и саморазрушению

Главное отличие женской агрессии от мужской – отсутствие прямого физического воздействия . Мужчины чаще действуют при помощи физической силы, женщины же чаще нападают эмоционально или вербально. Обычно женщины кричат на детей, кричат на мужчин, реже разбивают посуду или предметы интерьера, еще реже бьют физически.

При этом большинство женщин оправдывают свою агрессию несправедливым отношением к ним, нехваткой денег, внимания или времени. Очень часто женщины для выражения своих ощущений используют нецензурную лексику или фразы типа «Убила бы», «Чтобы ты сдох» и т.д. Это не говорит о том, что она готова убить физически, скорее это признак агрессивного бессилия.

Женщина в таком состоянии слаба и уязвима, так как не может решить проблему и заменяет ее решение выплеском агрессии. Если путь к решению проблемы, приведшей к агрессии, не будет найден, такое поведение может стать привычным и постепенно уже сама женщина, привыкнув, насколько это возможно, к дискомфорту, начинает считать свою жизнь нормальной. Агрессия становится нормой жизни семьи.Часто дети в таких семьях также вырастают агрессивными.

Какие же последствия постоянной агрессии женщины? Их немало, и первое - это проблемы в поиске спутника жизни, так как мужчины ощущают «аромат агрессии» на подсознательном уровне. Второе – появление морщин – «маски агрессии». Третье – проблемы с давлением и сердечно-сосудистой системой. Поэтому необходимо любыми способами избегать нарастания женской агрессии.

Как избежать всплеска агрессии

Чтобы избежать всплеска агрессии, самой женщине необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, ведь никто лучше нее самой не разберется в ее ощущениях. Если вы ощущаете, что напряжение возрастает, немедленно проанализируйте причины этого возрастания. Помните, человека, довольного жизнью, не бесит грязная чашка возле компьютера, если такие мелочи начинают раздражать – нужно позаботиться о своем психологическом комфорте.

Первое, что необходимо сделать – передохнуть. Возможно, вы просто не выспались, устали, много работы. Не надо бояться кому-то сообщить о своем состоянии, иногда просто нужно сказать близким о своей усталости и попросить о помощи. Кроме того, можно постараться подарить себе пару приятных ощущений. Попросите, чтобы вечером вас никто не беспокоил, примите ванну, полакомьтесь , послушайте музыку. Можно также принять любое успокоительное средство.

Если вам кажется, что вы не можете себя реализовать, это не повод срываться на близких, это повод проанализировать причины, поискать новые пути реализации своих потребностей. Если же эмоции зашкаливают, нужно дать им выход. При этом важно помнить, что члены семьи не виноваты, не надо скандалить, нужно найти другой выход эмоциям, можно побегать, избить боксерскую грушу, выбить коврики и т.д.

Как самостоятельно бороться с агрессией

Невозможность справиться с собственными эмоциями – одна из самых частых причин визитов к психологам. Но далеко не все женщины могут себе позволить потратить время и деньги на посещение специалиста, поэтому всячески стараются справиться с проблемой самостоятельно. Для таких женщин разработано несколько советов, которые помогут привести эмоции в порядок.

Если злость накатывает, необходимо сесть и описать то, что злит . Чаще всего злость проходит уже в процессе описания, но если не прошло, то лист с описанием можно порвать и выбросить, выместив зло на нем.

Еще один способ избавиться от агрессии – побыть наедине с природой и просто немного отдохнуть . Можно съездить в лес, посидеть в тишине или наоборот выкричаться. Если накопились претензии в адрес конкретного человека, например, начальника, то можно высказать все в любой форме, покричать и даже попинать коряги, это поможет избавиться от большей части негатива.

Если агрессию вызывает муж, нужно постараться максимально корректно сообщить ему об этом. Мужчины так устроены, что могут просто не понимать и не замечать обид и намеков, а потом искренне удивляться, почему женщина плачет и орет, и откуда . Поэтому необходимо научиться говорить обо всем, мягко и культурно сообщать о своем недовольстве мужу и принимать его замечания также спокойно.

И еще очень важно замечать позитив . Не надо зацикливаться на плохом, прокручивать в голове обиды и выискивать новые поводы для них. Важно замечать хорошее, хвалить мужа и детей за их поступки, радоваться мелочам и скоро вы заметите, что и окружающие начинают относиться к вам более благосклонно и причин для агрессии становится меньше.


По данным социологических исследований сегодня в российском обществе очень большой уровень агрессии и насилия. Агрессия стала почти что нормой нашего существования, и мы уже не обращаем внимания на хамство в общественном транспорте, на детей, которые матерятся, да и сами часто не замечаем, как вступаем в перепалки, срываемся на окружающих, в том числе и в своей семье, раздражаемся по мелочам. А семья – это отражение нашего общества, да и нас самих. Сегодня, как ни включишь передачу по телевизору – главная тема обсуждения, это насилие в семье. И здесь нужно сначала сказать, что агрессию можно поделить на два основных вида – физическая и вербальная. Вербальная агрессия сегодня наиболее широко распространена, и уже практически вошла в норму. Нередко, когда идешь по улице мимо открытых окон, то становишься невольным слушателем семейных разборок, где в выражениях супруги не скупятся. Особенно мужья. Что касается физической агрессии, то есть побоев, то они еще в какой-то мере осуждаются обществом. Хотя такое насилие и не редкость. Есть даже мужчины, которые считают, что это и есть норма отношений. Их девиз это известная пословица: «Бей бабу молотом, будет баба золотом», и подкрепляют это еще ссылкой на «Домострой», где жене предполагалось быть пред мужем «тише воды, ниже травы» и «по струнке ходить». Жена действительно должна повиноваться мужу, но как муж должен относиться к жене? Апостол Петр прямо пишет: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». Сравнение жены с «немощнейшим сосудом» говорит нам о том, что муж должен обращаться с женой крайне бережно, не раздражаться, не ругаться, и тем более не избивать. Обращаться благоразумно, значит, устроить семейную жизнь таким образом, чтобы в ней не было места отрицательным чувствам – ревности, зависти, а все проблемы решались спокойно, с рассуждением. Также апостол подчеркивает тот факт, что муж должен относиться к жене с честью, как к сонаследнице благодатной жизни, а, значит, должен всегда помнить, что жена – не его раба, а раба Христова, и уже поэтому должен заботиться о ней как о сослужительнице Божией.

В чем же кроются причины домашнего насилия? Рассмотрим наиболее типичные.

Во-первых, это неадекватная, чаще всего заниженная самооценка, того, кто применяет кулаки в качестве аргумента в ходе конфликта. Стремясь повысить свою значимость в своих же собственных глазах, человек начинает самоутверждаться при помощи побоев. Муж, который не в состоянии обеспечить семью материально, не умеющий ничего делать по хозяйству, испытывая разочарование в самом себе, как мужчине, начинает применять силу по отношению к жене, тем самым реабилитируясь в своих собственных глазах. В этом случае, важно поостеречься от всяких придирок по отношению к супругу, которые принижают его и без того низкую самооценку. Лучше всего будет, если жена станет поднимать самоуважение мужа, путем поручения ему несложных заданий, и похвалы за их хорошее исполнение.

Во-вторых, будучи ребенком, мальчик видел такой стиль отношений в своей родительской семье. И этот стиль отношений перенес в свою собственную семью, считаю насилие нормой. Важно открыто, и в спокойной обстановке поговорить с супругом, высказать свои чувства, эмоции по поводу его поведения, и договориться и разобрать другие варианты разрешения конфликтов, без применения силы.

В-третьих, причиной применения насилия могут быть проблемы, трудности, возникшие за пределами семьи, например, на работе. В психологии существует такое понятие как «замещение», когда человек выплескивает свое негодование не на того, кто реально его разозлил, потому как этот человек, по каким-то причинам, может быть недосягаем, а на того, кто не сможет дать отпор, с кем не опасно разругаться и вылить на него весь свой негатив. Если муж, по своему характеру человек спокойный, не взвинчивается по пустякам, но после работы приходит всегда в дурном настроении, то, главное, не тревожить его, не начинать разговор о семейных трудностях и проблемах, тем более не расспрашивать «Что случилось?», а дать спокойно отдохнуть примерно полчаса. За это время человек переварит все неприятности рабочего дня и более-менее настроится на окружающую обстановку, то есть на семью.

Наконец, в-четвертых, насилие в семье могут провоцировать сами жены. Очень ярко данную ситуацию описал св. Иоанн Златоуст: «Бедные мужья! Усталые они пришли домой с работы полевой; пот льет ручьями, рубахи на них хоть выжимай, ноги едва плетутся… Мужьям с работы только бы отдохнуть да подкрепиться, а их встречают жены жалобами: горшки не поделили, свекровь обижает, из-за ребят перессорились. Пожалейте хоть мужей своих…дайте им вздохнуть немного. А вы пристаете к ним со своими ссорами да раздорами, с жалобами да укорами… Да если бы и не поладили вы в чем между собой: не доводите дела до мужей своих. Если жена крепко любит своего мужа, то… встретит его ласково, приветливо…, чтоб вышел он завтра на работу с новыми силами, с душой спокойной.

Но, чтобы стать такой терпеливой женой, нужно и самой научиться справляться со своими эмоциями, негативными чувствами.

Прекрасным средством для этого служит молитва, которая учит нас смирению. Смирение же это такая сложная категория, о которой трудно даже что-то и сказать. До истинного смирения доходили святые люди, которые всю свою жизнь положила на дело служению Богу и ближнему. Нам об этом трудно говорить. Мне запомнились слова одного психолога, который сказал, что смирение – это расслабление, когда мы не боремся с бурным потоком жизни, а отдаемся на волю волн, я бы сказал на волю Господа. Но смириться с ситуацией – это не значит опустить руки, а значит сделать первый шаг на пути изменения себя и своей жизни. Смирение – это та, точка отсчета, от которой наш разум выбирает правильное направление движения, освобождаясь от лишних, ненужных эмоций. Человеку, который овладел этим искусством, может искренне, от всего сердца простить обиду, которую нанес ему ближний, в частности родной человек. А значит, для разворачивания конфликтов, для агрессии, просто не будет места.

Также вам может помочь предупредить возможные конфликты и агрессию, методика четырех шагов, описанная в 1975 году психологом Новако:

1 шаг. Подготовка к ситуации. Вы должны признать, что этот человек (люди) вас сильно раздражает, и определить какие фразы, поступки вызывают это раздражение. Вспомнить эпизоды, где эти фразы звучали, описать свои чувства и эмоции (можно и на бумаге, или вслух, находясь в одиночестве), возникающие в тот момент.

2 шаг. Продумать, как не реагировать на провокации. Прежде, чем снова возникнет неприятная ситуация, вы должны продумать, как будете контролировать себя. Затем вы должны представить себе эту ситуацию, и в тот момент, когда последует провокация, детально представить себе свое поведение, действия, слова.

3 шаг. Научиться справляться с волнением и возбуждением. Осознайте свое физическое состояние в тот момент, когда наступает стрессовая ситуация, применяйте методы саморегуляции. Например, есть очень простая техника борьбы с эмоциональным напряжением, заключающаяся в следующем: сначала мы находим участок тела, который у нас в наибольшей степени напрягается в момент стрессовой ситуации (например, кисти рук), потом напрягаем этот участок тела в максимальной степени, а затем – резко расслабляем. Вместе с нашим телесным напряжением уходит и эмоциональное напряжение.

4 шаг. Вознаградить себя. Если удалось справиться со стрессовой ситуацией, то следует вознаградить себя, тем, что доставляет вам приятные ощущения. Усердствовать не надо. Может быть вполне достаточно и устного одобрения своего поведения, например: «Сегодня у меня получилось сдержаться и сохранить хорошие отношения с моими родными. Я очень этому рада. Буду продолжать так и дальше».

В случае если у вас на работе произошел какой-то конфликт (с коллегами, с начальством), то ни в коем случае не надо нести его домой. После работы уделите себе некоторое время и просто погуляйте по улице, в парке, по бульвару, думайте о том, что вас обычно успокаивает и приносит радость, а если все-таки дурные мысли опять полезут в голову, то скажите себе резко «Стоп. Это было в прошлом. Сейчас я иду домой, где меня ждут мои родные».

Благополучие в семье зависят, прежде всего, от нас самих, от нашего поведения и обращения с близкими людьми. А в завершении своего выступления позвольте процитировать слова епископа Виссариона (в миру Нечаева), который говорил: «Супруги должны знать как неприятно и опасно оставаться надолго с непримиримым сердцем, с непоконченными недоразумениями и беспокойствами, и потому должны спешить восстановить нарушенное взаимное согласие и мир». И я тоже желаю вашим семьям мира и взаимного согласия.

Беседу провел психолог Дмитрий Кечин

Агрессия в семейных отношениях

На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке

гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю». Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.

Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.

Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.

Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.

Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».

На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.

Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.

На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.

В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.

На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что говорит о его высокой значимости для Ильи.

Описывая свой рисунок, Илья сообщил: «Папа-горилла. Мама-пантера… нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то есть. Гремучий такой». Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.

Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы (отец сказал, что «возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник»).

Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак - самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.

Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает, многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.

В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны (рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью. Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка - сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более привлекательного животного.

На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым объектом маминой вербальной агрессии.

В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.

Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна физическая, а не только вербальная агрессия.

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Агрессия Агрессивные тенденции, так же как и страхи, не должны расцениваться однозначно как отрицательные. Они могут отражать разлаженность поведения ребенка, его расторможенность, проявляться в форме влечений, нести функцию защиты от непереносимых воздействий,

Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

Раздел Первый. Место ссор в любовных и семейных отношениях Главное содержание первого раздела этой книги – разговор о том, что же представляют из себя любовные (и в том числе – семейные) ссоры, какова причина их возникновения, кому и для чего они выгодны, можно ли сделать

Из книги Стадия зеркала. Когда женщина знает, чего хочет автора Чаландзия Этери Омаровна

Глава 4. Объективные причины возникновения ссор в любовных и семейных отношениях Многие из тех, кто поддерживает любовные отношения, бывает, в сердцах спрашивают у себя и других: «Как же сделать так, чтобы влюбленные вообще никогда не ссорились?». Однако, как мы уже знаем

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

Агрессия Как-то раз компания друзей в поисках интеллектуальных развлечений набрела на тест, определявший, насколько человек зависим от внешних раздражителей. Результаты оказались разнообразны. Кто-то отличался завидной эмоциональной стабильностью и не реагировал ни

Из книги Как вырастить успешного, счастливого и послушного ребенка автора Чуб Наталья

Агрессия Всегда бей, никогда не отбивайся. Сломался штык, бей прикладом; приклад отказал - бей кулаками; попортил кулаки - вцепись зубами. М. И. Драгомиров. Солдатская памятка, 1890 Агрессия. В современном языке это слово имеет ярко выраженную негативную окраску. Согласно

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Агрессия Наш сын постоянно дерется! От замечаний уже некуда деваться, в детском саду ежедневно выслушиваем жалобы воспитателей и родителей других детей. Откуда у ребенка столько агрессии, и что с этим делать? Удивительное дело – такое поведение довольно

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

19.11. Кризисы в семейных отношениях К. Разбалт с соавторами (Rusbult et al., 1987) отмечают три типа поведения супругов при кризисах семейных отношений. В одном случае они демонстрируют лояльность: ждут, когда ситуация улучшится. Проблемы слишком болезненны, чтобы их можно было

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

5.11. Конфликты и кризисы в семейных отношениях Чаще всего конфликты между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. У. Ф. Харли (1992) пишет: «Когда мужчина и женщина вступают в брак, они питают высокие надежды. Они

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

Реактивная агрессия и хищническая агрессия Характерный для Бетти стиль добиваться своего и держаться за власть хорошо иллюстрирует один момент, связанный с агрессивным поведением, который профессионалы часто упускают из виду. Агрессия бывает двух очень разных видов:

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Что можно и чего нельзя в семейных отношениях?

Из книги Травма и душа. Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию автора Калшед Дональд

Структура семейных отношений При описании структуры семейных отношений используются следующие понятия:1) сплоченность;2) иерархия;3) граница.Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (Боуэн М., 2008; Stierlin Н., 1992).

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Дит и агрессия Кажется, что абсолютный нигилизм Дита – он великий отрицатель, он говорит «нет» всему, что есть в психе – имеет отношение к энергиям агрессии, которые по необходимости направлены вовнутрь после того, как вследствие травмы произошел разрыв в потоке

Из книги автора

Агрессия Несомненно, что агрессия нам необходима для сохранения нашего места в этом мире. Ее не следует смешивать с деструктивным насилием. Я напомню ее этимологическое значение: ad-gressere означает «идти навстречу другому», точно так же, как pro-gressere означает «идти дальше

Из книги автора

18. Агрессия Перлз, как и Конрад Лоренц (известный немецкий этолог, изучавший поведение животных в естественных условиях), а также многие другие, рассматривал агрессию как «побуждение к жизни», точно так же как и сексуальность. Он проповедовал гармоничное развитие,

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия "доброкачественная"(настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции) , агрессия "злокачественная"(насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии(по Фромму).

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственным понятием как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека...

Семья является в жизни человека важнейшим фактором, формирующим его личность, и, чего уж скрывать, выросшие вне семьи люди испытывают в дальнейшей своей жизни множество трудностей.

Особенностью семейного воспитания является его не осознанность, человек воспринимает существующие в семье отношения, как единственно возможные – естественные, данные априорно. Всю дальнейшую жизнь он строит на основании, заложенном в раннем детстве в семье. Современные психологи связывают возникновение...

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – удовольствие, когда он сыт, ему комфортно и тепло, и неудовольствие, когда он голоден, ему страшно, больно или холодно. Удовольствие выражается для окружающих в виде улыбки, радостного гуления, спокойствия или безмятежного сна.

Свое же неудовольствие младенец проявляет в виде плача, крика, брыкания, в более позднем возрасте - в виде кусания, пачкания, отказа от еды, и еще позднее появляются протестные реакции, направленные на разрушение...

Рассматривается с 2-х позиций: 1. в качестве позитивного, конструктивного, творческого начала; 2. как деструктивная сила. Однако эти два аспекта действительности представляют собой разные грани одного и того же феномена, которые находятся в сложном динамическом взаимосвязи.

Так, выдающийся биолог Лоренц (1963), который внес вклад в изучение агрессивности, придерживался преимущественно позитивного взгляда на ее значение в жизни биологических существ. Он считал, что природа агрессивности...

Часто можно видеть, как дети издеваются над животными, тем самым причения им огромные страдания и развивая в себя чувства злости, ненависти и агрессивности. Психолог Виалий Шебанов дает рекомендации предотвращения этого явления.

Случалось ли вам видеть, как ребенок:
От нечего делать связывает двух соседских кошек?
Привязывает к хвосту чужой собаки пустую консервную банку?

Надувает соломиной лягушку, пока она не лопнет?
Отрывает мухам крылья?
Отстреливает пульками голубей...

Агрессивность – одно из качеств, подверженных общественному осуждению. Причин тому немало: от культурных (воспитанные люди себя так не ведут) до религиозных (вас ударили по одной щеке – подставьте вторую). Благодаря этому мы часто воспринимаем собственную агрессивность как нечто постыдное.

Забывая, что это свойство дано нам природой. А значит, дано не случайно.

Нас больше устроит не вид бездыханного тела, а скорее вид тела, которое признало вашу правоту и смиренно подчинилось вашим...

В Средние века во Франции существовала секта флагеллантов – самобичующихся. Считалось, что самобичевание, умерщвление плоти, помогает душе возвыситься. Казалось бы, эти диковинные обычаи отошли в прошлое, однако, французские психологи говорят о том, что среди современных подростков самобичевание вновь стало популярно, пишет Псинавигатор.

Довольно часто подростки намерено наносят себе такие повреждения как удары, порезы, ожоги. Речь идёт об агрессии, направленной на собственную персону...

Любовь по духовным законам

Ревнивый муж

Возможно ли решение семейных проблем?

Существует ли у человеческого эмбриона душа?

Родственные отношения в духовном

Об абортах

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Роль Библии в формировании морального облика человечества

Вступление
Е. Литварь: Тема нашей сегодняшней беседы касается семьи, материнства, детей и их воспитания. О семье мы с Вами уже говорили, однако мы...

Данная статья - продукт философского обобщения 8-ми летнего опыта работы методом "Системной семейной расстановки по Хеллингеру". И некоторые вещи, несмотря на то, что претендуют на некоторую философскую "глубину", – всего лишь результат наблюдения за происходящим на "расстановках" и в жизни, и их сравнения.

В результате сложилась такая логика рассуждения, покоящаяся на последовательном разворачивании следующих положений: семья есть система  система обладает качествами, принципиально...



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ