Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Улучшение жилищных условий... Разве найдется хотя бы один на свете человек, который бы ни разу не хотел этого? Кому-то финансы позволяют купить квартиру, построить новый прекрасный дом или хотя бы сделать ремонт. А кому-то все это недоступно. Многие граждане России живут буквально «на головах» друг у друга. Нередки случаи, когда в однокомнатной квартире площадью в тридцать квадратных метров живут от четырех и более человек. Такие семьи вполне могут рассчитывать и надеяться на улучшение жилищных условий. Рассмотрим, кто же имеет право на помощь государства.

Все эти категории граждан могут встать в очередь на улучшение жилищных условий. Но есть также люди, которые имеют право получить минуя очередь. Это дети-сироты, тяжелобольные люди с хроническими заболеваниями, проживающие в которое может стать опасным.

Чтобы встать на учет и в дальнейшем иметь возможность улучшить условия своего проживания, необходимо предоставить паспорт, выписку из план квартиры из БТИ, данные финансового счета, документ о регистрации собственности или справку, подтверждающую ее отсутствие, медицинские документы при необходимости. По прошествии определенного времени комиссия примет решение о признании или непризнании гражданина нуждающимся в получении жилья.

Государство оказывает помощь различными способами. Так, существуют программы по улучшению жилищных условий. К ним относится не только жилья, но и ряд других. Например, социальная ипотека, субсидии на улучшение жилищных условий, покупка жилья не у коммерческих организаций, а у города с рассрочкой. Большой популярностью пользуется программа, нацеленная на обеспечение достойным жильем молодых семей, где возраст каждого из супругов не больше 35 лет. Также всем известно такое понятие, как «материнский капитал». Одним из направлений его использования как раз может быть улучшение жилищных условий семей с двумя и более детьми. Деньги по этому сертификату могут быть потрачены на приобретение квартиры или дома, погашение основной суммы долга или процентов по кредиту, участие в долевом строительстве…

К сожалению, обеспечить жильем всех нуждающихся просто не представляется возможным. Очереди ожидающих улучшения условий проживания растягиваются на годы, несмотря на то, что строительство новых объектов недвижимости стремительно набирает обороты. При этом количество людей, которым нужно новое жилье, с каждым годом также стремительно растет.

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы.
(преамбула в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Малоимущие граждане (заявители) - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы.

2. Члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).

3. Площадь жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.

4. Общая площадь жилого помещения - состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, исключая площади балконов, лоджий, веранд и террас.

5. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой.

6. Учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.

7. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий - жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

8. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях - жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.

9. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, - жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.

10. Программа обеспечения жилыми помещениями - принятый в установленном порядке нормативный правовой акт города Москвы, на основании которого осуществляется предоставление в пользование или приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.

11. Городская жилищная программа - утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным категориям жителей города Москвы предоставляется помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность.
(часть одиннадцатая введена Законом г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

Статья 2. Общие положения

1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

2. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы.

3. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди.

4. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.

5. Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.

6. Правительством Москвы в пределах финансирования, утвержденного законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, могут быть установлены иные способы улучшения жилищных условий граждан в рамках городских жилищных программ.

Статья 3. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жители города Москвы после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.

2. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.

3. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.

4. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте

5 статьи 7 настоящего Закона. При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий. Порядок перехода из одной категории в другую устанавливается Правительством Москвы.

Статья 4. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений по договору найма;
3) предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;
4) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений (далее - субсидия);
5) приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
6) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

2. Жители города Москвы, указанные в части 1 настоящей статьи, имевшие право на жилищные льготы до вступления настоящего Закона в силу, сохраняют свое право на первоочередное или внеочередное обеспечение жилыми помещениями, если они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.

Статья 4.1. Права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ

1. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.

2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.

3. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Статья 5. Компетенция и полномочия органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения

1. К компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относятся:
1) признание жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы;
2) признание жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях;
2.1) признание жителей города Москвы нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
3) определение порядка ведения документов жилищного учета;
4) ведение жилищного учета жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, нуждающимися в жилых помещениях, учета жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
5) определение порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по различным видам договоров;
6) определение порядка приобретения в собственность жилых помещений с помощью города Москвы;
7) утверждение городских и на их основе окружных жилищных программ и распределение жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также разработка проектов городских целевых программ;
8) формирование жилищных комиссий для рассмотрения жилищных вопросов.

2. Органы исполнительной власти города Москвы вправе принимать решения по вопросам о:
1) признании жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы;
2) признании жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях;
2.1) признании жителей города Москвы нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
3) принятии жителей города Москвы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
4) снятии жителей города Москвы с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
5) предоставлении в установленном порядке жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, жилых помещений из жилищного фонда города Москвы;
6) предоставлении в установленном порядке жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и субсидий;
7) предоставлении в установленном порядке жителям города Москвы, не состоящим на жилищном учете, иным гражданам жилых помещений на возмездной основе;
8) по иным вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы к компетенции уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы.


Статья 6. Жилищные комиссии

1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы для рассмотрения документов по жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для принятия решения уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

2. Председателем жилищной комиссии является руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы либо один из его заместителей. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы утверждает состав жилищной комиссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.

3. Жилищные комиссии в пределах полномочий исполнительных органов власти города Москвы, при которых они сформированы, осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 7. Условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.

Статья 8. Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
5) утратил силу. - Закон г. Москвы от 18.06.2008 N 24;
6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

2. Жители города Москвы, утратившие жилые помещения в городе Москве и имеющие право на предоставление жилых помещений, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен, переоборудован, в ранее занимаемые жилые помещения вселены в установленном порядке иные лица), признаются нуждающимися в жилых помещениях при отсутствии у них и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования либо правом собственности. Жители города Москвы, указанные в настоящей части, имеют право на предоставление жилого помещения при условии, что они не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.


Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения

1. В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

2. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

4. Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.

5. Жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, принимаются на жилищный учет при условии соблюдения положений статей 7 и 8 настоящего Закона.
(часть пятая в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)

6. При определении числа проживающих в жилом помещении учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования им на срок их временного отсутствия.

7. Граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания, в число проживающих в жилом помещении не включаются.

Статья 10. Последствия совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий

1. Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.

2. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

3. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются:

1) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
3) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
5) вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим;
б) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в городе Москве органам государственной власти города Москвы;
6) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

Статья 11. Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях

1. Для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.

2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

3. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.

5. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи:
1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);
2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы;
4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.

6. Иные документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.

7. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в рамках своих полномочий.

8. Решение о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и утверждается распоряжением руководителя уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы.

9. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдают или направляют заявителю по почте документ, подтверждающий принятие такого решения.

10. Копию решения о признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.


Статья 12. Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные статьей 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;
2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.

2. Решение об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях выдают или направляют заявителю по почте документ, подтверждающий принятие такого решения.

4. Решение об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящих органах власти города Москвы либо в судебном порядке.

5. Копию решения об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.

Глава 3. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ

Статья 12.1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ

1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ (далее - учет) ведется в виде:
1) жилищного учета;
2) учета граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
3) учета участников городских жилищных программ.

2. Учет граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, и учет участников городских жилищных программ ведутся в порядке, установленном Правительством Москвы.


Статья 13. Жилищный учет

1. Жилищный учет в городе Москве ведется в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и в отношении жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

2. Жители города Москвы, в отношении которых вынесено решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включаются в список принятых на жилищный учет.

3. Датой принятия на жилищный учет является дата подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма.

4. Жилищный учет ведется на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых заявителями, и подтвержденных в результате проверки уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, а также данных, выявляемых органами исполнительной власти города Москвы при постановке на жилищный учет и перерегистрации.

Статья 14. Сохранение за жителями города Москвы права состоять на жилищном учете

Право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы:
1) до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий;

2) до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.

Статья 15. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета

1. Жители города Москвы снимаются с жилищного учета:
1) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
2) при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений;
3) при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
4) при перечислении в установленном порядке субсидии;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)
5) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;
6) при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
7) при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или об отказе от улучшения жилищных условий или предоставления жилого помещения в соответствии с частью 4 статьи 21 настоящего Закона;
8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.

3. О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.

4. Решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета может быть обжаловано в установленном порядке в вышестоящих органах исполнительной власти города Москвы либо в судебном порядке.


Статья 16. Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей города Москвы, принятых на жилищный учет

1. Ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.

2. Порядок ведения документов жилищного учета, составляющих учетное дело, определяют уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие функции, указанные в части 1 настоящей статьи.

3. Не реже одного раза в пять лет уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы проводят перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело.

4. Проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет.

5. При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы принимают решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

6. Непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в полном объеме проводят проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ МОСКВОЙ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Статья 17. Очередность обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы

1. Жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.

2. Вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании их пребывания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно;
2) жителям города Москвы, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями;
3) жителям города Москвы, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

2.1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, установленной в рамках соответствующей городской жилищной программы.

3. Предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы при переселении осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством. При переселении граждан, состоящих на жилищном учете, жилые помещения предоставляются им без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

Статья 18. Категории жителей города Москвы, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств города Москвы

1. За счет средств города Москвы обеспечивается право на жилые помещения жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и признанных нуждающимися в жилых помещениях, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также иных граждан в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы, за исключением граждан, указанных в статье 19 настоящего Закона.

2. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с настоящим Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами.


Статья 19. Категории граждан, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета

1. Отдельные категории граждан, предусмотренные федеральным законодательством, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе из жилищного фонда города Москвы, за счет и в пределах лимита средств федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством.

2. Обеспечение граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с федеральным законодательством после 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном соответствующими федеральными законами для данных категорий граждан.


Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Статья 21. Принятие решения о предоставлении в пользование либо приобретении в собственность жилых помещений с помощью города жителями города Москвы

1. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.

2. Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями.

3. В случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.

4. В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.

5. При принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.

6. В зависимости от результатов проверки принимается следующее решение:

1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
(в ред. Закона г. Москвы от 18.06.2008 N 24)
2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона;
3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.

7. О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают гражданину, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения, в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.


Статья 22. Порядок предоставления в пользование либо приобретения в собственность жилых помещений с помощью города жителями города Москвы

1. Жилые помещения предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями города Москвы:
1) с освобождением занимаемого жилого помещения;
2) в дополнение к занимаемому жилому помещению (с учетом размера площади занимаемых жилых помещений).

2. При предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое жилое помещение городу Москве или уполномоченным органам исполнительной власти.

3. В случае вселения по инициативе нанимателя, пользователя или собственника жилого помещения иных граждан в жилое помещение, подлежащее освобождению, либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города Москвы жилого помещения подлежит отмене в срок, не превышающий одного месяца. Повторное рассмотрение вопроса о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилого помещения осуществляется по истечении срока, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Закона.

4. Предоставление в пользование или приобретение в собственность с помощью города жилых помещений в дополнение к занимаемому жилому помещению допускается в случае предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города комнаты в той же коммунальной квартире или отдельной квартиры с соблюдением всех следующих условий:

1) все члены семьи, состоящие на жилищном учете, должны быть обеспечены жилыми помещениями не менее нормы предоставления площади жилого помещения, определяемой в соответствии со статьей 20 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
2) все члены семьи, состоящие на жилищном учете, в результате предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений должны быть сняты с жилищного учета.

5. Жилые помещения, предоставляемые в пользование с освобождением занимаемого жилого помещения, предоставляются заявителям по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования в порядке, установленном настоящим Законом. С заявителями, занимающими жилые помещения на праве собственности, которым жилые помещения предоставляются с освобождением занимаемого жилого помещения, заключается договор мены на основании их письменного заявления.

6. Жилые помещения, предоставляемые в пользование в дополнение к занимаемому жилому помещению, предоставляются заявителям по договору социального найма, найма или безвозмездного пользования в порядке, установленном настоящим Законом.

7. Если размер площади жилого помещения при предоставлении его в дополнение к занимаемому таков, что предоставить изолированное жилое помещение в натуре вследствие конструктивных особенностей многоквартирных домов в городе Москве невозможно, то гражданам предлагается жилое помещение с освобождением занимаемого. В случае отказа граждан от такого варианта улучшения жилищных условий им предоставляется субсидия в порядке, установленном законодательством города Москвы. Субсидия перечисляется в установленном порядке.

Статья 23. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма

1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма предоставляются жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления им жилых помещений по договору социального найма, а также жителям города Москвы, признанным в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.

2. По договору социального найма жилые помещения из жилищного фонда социального использования города Москвы предоставляются бесплатно.

3. Размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

4. При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.

5. При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных жилищным законодательством или договором, наниматели подлежат выселению из занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. При этом договор социального найма на занимаемое жилое помещение расторгается.

Статья 24. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма

1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (далее - решение) принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием для заключения договора социального найма.

2. В договоре социального найма помимо нанимателя указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя.


Статья 25. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору безвозмездного пользования

1. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий, которым городом Москвой предоставляются меры социальной поддержки, и отнесенным к категориям, указанным в статье 26 настоящего Закона, на основании имеющихся документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются бесплатно из специализированного жилищного фонда города Москвы.

3. Размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору безвозмездного пользования, определяется в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

4. Размеры жилого помещения, специально оборудованного для проживания инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата, предоставляемого по договору безвозмездного пользования, могут превышать размеры, указанные в статье 20 настоящего Закона, не более чем в два раза.

5. При предоставлении по договору безвозмездного пользования жилых помещений семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в соответствии с перечнем нормативных правовых актов, указанных в приложении 2 к настоящему Закону, подбираются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире.

6. При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных жилищным законодательством или договором, пользователи подлежат выселению из занимаемого по договору безвозмездного пользования жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. При этом договор безвозмездного пользования на занимаемое жилое помещение расторгается.


Статья 26. Жители города Москвы, которым жилые помещения предоставляются по договору безвозмездного пользования

1. Жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются при наличии их желания жителям города Москвы следующих категорий:
1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании их пребывания в государственных и негосударственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно;
2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания, освободившим жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение, безвозмездно переданное в установленном порядке городу;
3) иным категориям жителей города Москвы в порядке, установленном городскими жилищными программами.

2. Специально оборудованные жилые помещения предоставляются инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата только по договору безвозмездного пользования.


Статья 27. Порядок предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования

1. Решение о предоставлении жилого помещения по договору безвозмездного пользования принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение является основанием для заключения с гражданами такого договора.

2. Максимальный срок действия договора безвозмездного пользования составляет пять лет.

3. В договоре безвозмездного пользования указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи пользователя.

4. При отсутствии оснований для заключения договора безвозмездного пользования на новый срок жителям города Москвы предоставляется занимаемое либо иное жилое помещение по договору социального найма или найма в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

5. В случае истечения срока действия договора безвозмездного пользования специально оборудованным жилым помещением и отсутствия оснований для заключения договора на новый срок гражданам предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма или найма в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом. Освобожденное специально оборудованное жилое помещение подлежит дальнейшему использованию в соответствии с целевым назначением.

6. Не менее чем за три месяца до истечения срока действия договора безвозмездного пользования уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют проверку оснований для установления возможности заключения договора на новый срок или предоставления занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения по договору безвозмездного пользования либо найма.

7. Не менее чем за два месяца до истечения срока действия договора безвозмездного пользования пользователи уведомляются о необходимости заключения договора безвозмездного пользования на новый срок или об освобождении жилого помещения, о предоставлении занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения по договору социального найма или найма.

Статья 28. Жители города Москвы, которым жилые помещения предоставляются по договору найма

Жилые помещения по договору найма предоставляются:
1) жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении жилого помещения по договору найма;
2) жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по договору найма;
3) жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире и обеспеченным по нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения изолированного жилого помещения в этой коммунальной квартире и при отсутствии проживающих в этой квартире жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий;
4) участникам городских жилищных программ.

Статья 29. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору найма

1. Жилые помещения по договору найма предоставляются заявителям бесплатно из жилищного фонда коммерческого использования города Москвы.

3. Размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма, определяется в соответствии со статьей 20 настоящего Закона. Жилое помещение, при наличии возможности у наймодателя, может быть предоставлено из расчета по одной комнате на каждого члена семьи.

Статья 30. Порядок предоставления жилых помещений по договору найма

1. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы принимают решение о предоставлении жилого помещения по договору найма, которое является основанием для заключения договора найма.

2. Максимальный срок действия договора найма составляет пять лет.

3. В договоре найма указываются лица, вселяемые в предоставляемое жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя.

4. При нарушении условий договора найма в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством города Москвы или договором, наниматели подлежат выселению из занимаемого по договору найма жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение по нормам общежития при отсутствии у них или членов их семьи иных жилых помещений на праве самостоятельного пользования или праве собственности.

5. Не менее чем за два месяца до истечения срока действия договора найма уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют проверку оснований для установления возможности заключения договора найма на новый срок или предоставления занимаемого жилого помещения или иного жилого помещения по договору найма либо иному договору. При отсутствии таких оснований жилое помещение подлежит освобождению.

6. Не менее чем за три месяца до окончания срока действия договора найма граждане уведомляются о необходимости заключения договора найма на новый срок, заключения договора в отношении иного жилого помещения или освобождения занимаемого жилого помещения.


Статья 31. Приобретение жилых помещений с использованием субсидий

1. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Субсидии выделяются из бюджета города Москвы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на эти цели законом города Москвы о бюджете города Москвы.

3. Субсидия может быть использована жителями города Москвы:
1) на финансирование строительства жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома) высокой степени технической готовности (более 70 процентов) в целях приобретения его в собственность;
2) на приобретение жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости по их выбору как на территории города Москвы, так и за ее пределами на территории Российской Федерации;
3) собственниками или нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире, признанными нуждающимися в улучшении

Тех, кто имеет право на улучшение жилищных условий, уполномоченные государственные органы должны поставить на очередь и, когда наступит положенное время, выдать квартиры. Это в теории. На практике, очередникам приходится проявить настойчивость и терпение, чтобы отстоять свое право на обеспечение жильем.

Когда гражданин имеет право получить гос. помощь для улучшения жилищных условий на различных условиях, нужно выбрать одно основание предоставления мер социальной поддержки. Мало быть льготником, нужно суметь отстоять свои права.

Важно! Решить квартирный вопрос за счет государства могут только те граждане, которые намеренно не ухудшали условия проживания. Т.е. не совершали действий по намеренному уменьшению метража принадлежащей им жилой площади.

Если выявится факт обмана, то на очередь на улучшение жилищных условий в Москве, Санкт-Петербурге или другом городе РФ будет уже не встать.

Перечень документов определяется региональными властями

Точный перечень документации зависит от причины регистрации в очереди. Уточняется перечень требования региональными властями. С учетом особенностей региона администрация может дополнить перечень льготников. К примеру, признать заявительницу, нуждающуюся в обязательном улучшении жилищных условий, если она имеет особые заслуги перед городом. Например, власти северной столицы помогают решить квартирный вопрос лицам, оборонявшим Ленинград в период ВОВ.

8 базовых документов:

  • заявление;
  • документы, заверяющие личность заявителя, а также членов его семьи;
  • заключение об исследовании его жилищных условий;
  • свидетельства о семейном положении;
  • справка об уровне дохода для каждого члена семьи. Информация о доходах собирается за год, предшествующий обращению;
  • заключение медицинских специалистов о наличии болезни, препятствующей совместной жизни (при наличии такого заболевания);
  • заключения, подтверждающие, что здание является аварийным;
  • для постановки на учет необходимы сведения об имеющейся жилой площади в собственности или соцнайме.

Точный список справок, чтобы поставить заявителей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется местными властями. Например, жители Санкт-Петербурга должны представить свидетельства о регистрации на территории сверенной столицы сроком не менее десяти лет в общей сложности.

Кто имеет право получить жилье за счет государства

Есть несколько категорий граждан, кто имеет возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Читайте также Варианты улучшения жилищных условий: кому положены, программы

  1. Граждане, которые вообще не имеют своего угла. При этом не являются членами семьи лиц, владеющих недвижимостью.
  2. Лица, которые имеют совсем небольшой кусочек недвижимости. Для столицы учетная норма составляет 10 кв. м. В Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже и составляет 9 кв.м., а для коммунальных квартир уже 15 кв.м. При этом, если заявитель владеет несколькими объектами недвижимости, то их площади суммируются. Правило установлено ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса.
  3. Семьи, которые согласно нормам закона признаны нуждающимися.
  4. Многодетные семьи.
  5. Ветераны труда, ВОВ, боевых действий.
  6. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами.
  7. В составе членов семьи есть гражданин, который страдает тяжким заболеванием, делающим невозможным совместную с ним жизнь.

Администрация Санкт-Петербурга причислила к льготникам реабилитированных граждан на территории города, которые потеряли свое жилье по причине репрессий.

Условия постановки на очередь СПБ

Петербургские власти определили требования к постановке на очередь в 2019 году. Правила для очередников в СПБ определены Законом от 28.07.2004 № 409-61.

Общим требованием является проживание на территории северной столицы не менее десяти лет. Плюс к этому имеются дополнительные требования:

  1. Гражданин имеет жилье по соцнайму или в собственности. Попадает под программу расселения коммуналок СПБ. Утверждена программа Законом СПБ от 17.10.2007 № 513-101.
  2. Инвалиды ВОВ.
  3. Участники военных событий 1941-1945 годов;
  4. Вдовы участников ВОВ;
  5. Лица, имеющие отличие «Жителю блокадного Ленинграда».
  6. Члены семей работников госпиталей, больниц блокадного Ленинграда.
  7. Члены семей лиц, участвовавших в самозащите и противовоздушной обороне блокадного Ленинграда.
  8. Родители, имеющие 3 и более детей, имеющие жилье менее учетной нормы для каждого члена семьи.

Также встать в очередь на улучшение жилищных условий могут граждане, которые занимают жилплощадь, не отвечающую требованиям к жилым помещениям.

Документы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимают сотрудники многофункциональных центров государственных услуг.

Условия для постановки на учет в столице

Кто может встать в очередь по Москве определяет Закон г. Москвы от 18.06.2008 г. № 24.

Общее требование: проживание на территории столицы не менее десять лет в общей сложности.

Читайте также Порядок постановки на очередь на улучшение жилищных условий

Плюс к этому дополнительные требования:

  1. Каждому члену семьи достается метраж менее учетной нормы.
  2. Дети, достигшие 18 лет, и их родители проживают в однокомнатной квартире или смежных комнатах без изоляции.
  3. Условия проживания не отвечают санитарным и техническим правилам. При этом метраж значения не имеет.
  4. Семья живет в квартире коридорной системы или доме без стандартных удобств.
  5. Проживание в общежитии.
  6. Совместное проживание в коммунальной квартире с гражданином, страдающим тяжелым хроническим заболеванием.
  7. Проживание в отдельной квартире с больным, страдающим опасным хроническим заболеванием, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее 10 кв.м.

Заявители, которые отвечают признакам нуждаемости, могут собирать и подавать документацию в службу «Одного окна» Управы муниципального района. Принимаются заявления по месту проживания граждан.

Почему так сложно получить квартиру

Немногим счастливчикам удается получить помощь от государства. Чаще всего те, кого признают нуждающимися, годами ютятся на своей жилплощади, дожидаясь подарка от государства.

Двадцать лет составляет средник срок ожидания квартиры. Законодательство ужесточилось.

4 основные проблемы очередников:

  1. Устанавливаются новые требования. С 2005 года претендовать на жилье могут только те граждане, у которых недостаток жилой площади, плюс они еще и малоимущими признаны. Вот и получается, что нарушаются права граждан, которые много лет на очереди стоят, но признанными малоимущими не были. Ничто не стоит на месте, изменяются и законы. Но если человека уже признали нуждающимся, то лишить его льготы нельзя. Новые требования распространяются только на новых заявителей.
  2. Определяются новые приоритеты. Так, столичные власти меняют предпочтения. Один год жилье предоставляется преимущественно семья с детьми, а другой год тем, кто является инвалидами или гражданам, имеющим детей с инвалидностью.
  3. Проблемы со строительством нового жилищного фонда. Не могут получить квартиры те, кто давно вставали на очередь, поскольку просто нет свободного жилья. Застройщики нарушают сроки строительства, вот очередность нуждающегося населения и не продвигается.
  4. Сдаются дома плохого качества. ДЕЗы отказываются такие объекты принимать. В результате граждане, которые являлись очередниками, так ими и являются. Получается, что строительство уже закончено, а гражданам так и некуда заселяться.

Инструкция

По Жилищному Кодексу Российской Федерации, можно претендовать на улучшение жилищных условий, если приходится менее 15 квадратных метров занимаемой площади на человека.

Если у вас не хватает до нормативных 15 метров, соберите пакет документов. В него входят справки о регистрации каждого члена семьи, копии документов о владении собственностью, справки с места работы или учебы, копии паспортов, военных билетов, свидетельств о рождении, пенсионных удостоверений, свидетельств о заключении (расторжении) брака, справки о хронических заболеваниях членов семьи и т.д. Полный список необходимых документов следует уточнить в органе местного самоуправления. Затем напишите заявление на получение нового жилья и подайте его в месте с собранными документами в жилищный комитет мэрии своего города. Через определенный срок вам должны сообщить о включении в список очередников (с обязательным указанием номера) или отказе с объяснением причины.

Но, к сожалению, обеспечить достойным жильем всех нуждающихся пока невозможно. Для этого, по мнению экспертов, потребуется более двадцати лет. И очереди на улучшение жилищных условий увеличиваются. Поэтому следует поискать другие пути решения .

Можно воспользоваться банковской , которая в РФ быстро развивается и год от года становится доступнее. Банковское кредитование на жилье дается на длительный срок (до 30 лет), что является несомненным плюсом. Банки постоянно придумывают новые программы и предлагают их потребителям. Введено льготное кредитование семей, разрешается привлекать созаемщиков, и даже проводятся эксперименты по ипотечному кредитованию без первоначального взноса.

Если вам по каким-то причинам не подходит банковская ипотека (не можете подтвердить официальными справками свой доход, были просрочки по другим банковским кредитам и т.д.), можно воспользоваться ипотекой от застройщика. Многие строительные организации дают рассрочки на погашение стоимости жилья. Первоначальный взнос застройщики требуют меньше, чем банки (5-10% от стоимости жилья против 15-20%), но срок кредитования тоже значительно короче. Обычно он составляет от 2 до 5 лет.

Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей.

Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном Кодексе (ЖК) РФ. Чтобы в полной мере понять, кто имеет право на улучшение жилищный условий, рекомендуем подробно ознакомиться с представленным ниже материалом.

Государство предоставляет жилье только остро нуждающимся в улучшении условий проживания гражданам. Фото № 1

Как было отмечено ранее, главный законодательный регулятор на улучшение жилищных условий в России – Жилищный Кодекс РФ. В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ.

Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в 7-ой главе, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства). В частности, 51-ая статья кодекса определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального и прочим договорам;
  • граждане, которые являются нанимателями или собственниками жилья, предоставленного по договорам социального найма и прочим договорам, но с тем условием, что жилищные условия не соответствуют нормальным требованиям;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в , несоответствующих нормальным требованиям жилищных условий;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (список недугов также определяется статьями ЖК РФ).

Стоит понимать, что данные положения носят обобщающий характер, поэтому использовать их необходимо в зависимости от индивидуальных особенностей каждого случая. На практике иметь право на улучшение жилищных условий может совершенно любое лицо, подходящее под описанные выше условия.

Определяя наличия подобного права в конкретном случае, также важно учитывать другие статьи ЖК РФ, к которым напрямую ссылается 51-ая статья (57, 58, 73 и 76 – основные из них).

Какая жилищная норма в РФ?

Какие факторы влияют на отнесение граждан к той или иной категории нуждающихся? Фото № 2

Жилищная норма в РФ – гибкое понятие, которое определяется исходя из контекста его рассмотрения. Если рассматривать норму жилья, исходя из порядка постановки гражданина в очередь на улучшение жилищных условий, то стоит учитывать такие как:

  • метраж на одного человека (полный законодательный недостаток — ниже 6 кв.м.);
  • факт аварийного состояния дома;
  • наличие в жильцах помещения тяжелобольных лиц, ветеранов ВОВ и прочих.

Именно 6 квадратных метров на одного человека считается минимальной нормой жилья с учётом того, что остальных из указанных выше факторов нет.

Принцип предоставления или улучшения жилищных условий заключается в том, чтобы жилье ни по какому пункту не стало хуже. Таким образом, при переселении, например, из аварийного гражданин не может получить жилье меньшего метража, чем было ранее.

Если рассматривать жилищную норму в том контексте, что жилье уже выдается нуждающемуся гражданину, то здесь она иная. Последние годы федеральной нормой жилья для выдачи нуждающимся считается метраж, равный:

  • 18-32 кв.м. – на одного человека;
  • 32-44 кв.м. – для двух человек;
  • 44-52 кв.м – для трех и более человек.

Как было оговорено ранее, жилищная норма – достаточно гибкое понятие. Не редко оно определяется в каждом регионе индивидуально, исходя из среднего уровня жизни его жителей. Помимо этого, стоит учитывать формат жилья: общежитие, коммуналка и так далее. Поэтому прежде чем определять наличие у вас права на улучшение жилья, важно обратиться в местные административные органы с целью уточнить норму в вашем регионе.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Ранее упомянутая 51-ая статья ЖК РФ в полной мере регламентирует категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий. Однако представленные понятия достаточно обобщены, вследствие чего не каждый гражданин сможет полностью понять – имеет ли он право улучшить свое жилье с помощью государства или нет?

Упрощая понятия из 51-ой статьи ЖК РФ можно констатировать, что основными категориями , имеющими право на улучшение жилья, являются следующие:

  • лица, имеющие/не имеющие собственного жилья и проживающие в жилище, которое не соответствует жилищным нормам;
  • семьи, проживающие в одном помещении и являющиеся не кровными родственниками;
  • граждане, проживающие совместно с тяжелобольными членами семьи или прочими лицами;
  • любая малоимущая семья;
  • прочие лица, не имеющие собственного жилья по весовым причинам (потеря опекуна, совершеннолетние детдомовцы и т.д.).

Стоит понимать, что программы на федеральном и региональном уровне по улучшению/предоставлению жилья могут различаться. Поэтому об их важно узнавать в местных, профилирующих по данным вопросам госорганах.

Среди нуждающихся в улучшении жилищных условий также имеются льготники, рассмотрение дел которых будет происходить в ускоренном порядке. Льготная категория граждан представлена:

  • сиротами и детьми, потерявшими опекуна;
  • все граждане, проживающие в помещениях, которые признаны аварийными;
  • ветераны и инвалиды ВОВ/других боевых действий;
  • лица, проживающие совместно с человеком, который имеет одну из определенных болезней.

Попадание хотя бы в одну из указанных выше групп граждан дает жителю России право получить некоторую помощь от государства, направленную на улучшение жилищных условий (социальные ипотеки, субсидии, получение нового жилья и т.д.).

Как воспользоваться правом на улучшение жилья по законодательству РФ и программам господдержки?

Что нужно для того, чтобы воспользоваться своим правом на улучшение условий проживания? Фото № 4

Если гражданин имеет полное право на улучшение жилищных условий или попадает под действие прочих программ господдержки, то ему необходимо добиться получения помощи от . Процесс в данном мероприятии можно разделить на три основных этапа:

  • Подтверждение необходимости в улучшении жилища.
  • Постановка гражданина в очередь на улучшении жилищных условий.
  • Улучшение жилья.

Все три этапа очень важны, однако первый является наиболее важным. Стоит понимать, что, только подтвердив необходимость в улучшении жилья, можно сделать большую часть дела.

Чтобы встать в очередь необходимо обратиться в жилищный отдел администрации по месту с соответствующим заявлением, которое составляется в свободной форме или по предоставленному бланку, и со следующим перечнем документов:

  • оригинал/копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
  • выписка о наличии и регистрации жилья от местной администрации на каждого члена семьи;
  • правоустанавливающие на имеющиеся жилище (свидетельство о госрегистрации, выписка из ЕГРП, договор аренды и т.д.);
  • выписка с мест работы или обучения каждого из членов семьи;
  • при наличии — оригинал/копия СНИЛСов, пенсионных книжек, свидетельства о браке, домовой книги, справки о признании аварийности жилья или малоимущего состояния семьи и подобные бумаги.

Будут рассмотрены специализироваными госорганами на протяжении 30 суток, после чего заявителю придет письмо о том, одобрено ли улучшение жилья или нет. В случае, когда заявление одобрили, гражданин ставится в очередь на улучшение жилищных условий (получение новой квартиры, ремонт, ипотека и т.д.). В зависимости от степени необходимости для заявителя, его статуса и других факторов улучшение происходит в период от 6 месяцев до 20 лет после подачи заявления.

Как видите, категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий, достаточно много в нашей стране. Однако стоит понимать, что рассчитывать на быстрое улучшение жилья, можно только в том случае, если потребность в этом очень высока. В остальных ситуациях ожидание может затянуться на долгие годы, что важно учитывать при возможности выбора альтернативной помощи от государства ( по сниженной ставке, разовое улучшение жилья и т.п.).

Об улучшении жилищных условий вы можете также узнать из видео:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

07 Янв 2017 196

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ