Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Должностная инструкция
Государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной инспекции труда
по Санкт-Петербургу

I. Общие положения

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:

Сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;

Контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;

Анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;

Проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;

Информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;

Направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;

Оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;

Рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
- отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:

Беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;

Запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;

Предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;

Передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;

Приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;

Отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

Контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;

Ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

Требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

Участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;

Проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;

Участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;

Требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;

Вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;

Вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.

Текст документа сверен по:
Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.

Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

Название документа: Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
Номер документа: 086
Вид документа: Приказ Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
Принявший орган: Государственная инспекция труда по Санкт-Петербургу
Статус: Действующий
Опубликован: Официальное издание
Дата принятия: 26 октября 1995
Дата начала действия: 26 октября 1995

Полный текст ст. 357 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
абзац утратил силу с 12 августа 2005 года - Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ;
направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ;
абзац утратил силу с 6 октября 2006 года - Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарий к статье 357 ТК РФ

1. В целях эффективного осуществления полномочий, которыми наделены сотрудники Роструда и его территориальных органов, а также достижения целей и решения задач данного органа возникает необходимость наделения их должностных лиц не только обязанностями, но широким кругом прав, объем которых обусловливается реализуемым таким лицом полномочием. Права представляют собой меру возможного поведения, в отличие от обязанностей, являющихся мерой должного поведения. При этом они должны осуществляться таким образом, чтобы не нарушать и не ущемлять права третьих лиц, а также самого контролируемого лица.

Одним из основных полномочий должностных лиц Роструда является осуществление контроля и надзора за соблюдением норм трудового законодательства, в первую очередь, работодателями. Его реализация обусловлена необходимостью взаимодействия с работодателем. В связи с этим предусмотренные комментируемой статьей основные права государственного инспектора труда можно условно разделить на общие и специальные.

Общие права представляют собой совокупность возможностей поведения, необходимого при осуществлении контроля и надзора, т.е. их можно рассматривать в качестве обязательного условия осуществления деятельности инспектора. К числу общих прав можно отнести следующие права:
- запрашивать у работодателей, в отношении которых проводится проверка, необходимые документы и сведения. Объем истребуемой информации определяется с точки зрения критерия необходимости ее для принятия решения по результатам проверки. Инспектор может получать необходимую ему информацию и из других источников, например, посредством межведомственного взаимодействия, в том числе и электронного, с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В качестве одной из особенностей такого взаимодействия закон рассматривает безвозмездный характер предоставления информации. Учитывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления финансируются за счет средств соответствующего бюджета, оплата государственных пошлин при предоставлении информации может рассматриваться как перераспределение выделенного бюджетного финансирования, которое должно осуществляться специальными субъектами - распорядителями бюджетных средств. Истребование информации также осуществляется в объеме, необходимом для проведения проверки;
- право беспрепятственно посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц. Следует заметить, что данное право обусловлено специальной целью - проведением проверки, т.е. может осуществляться только в рамках проводимых контрольно-надзорных мероприятий. При этом на инспектора возлагаются обязанности по соблюдению установленного порядка проведения проверок, т.е. он обязан предъявить служебное удостоверение, представиться работодателю и изложить цель своего визита. Закон указывает на возможность проведения проверки в любое время суток, при этом следует заметить, что речь идет о работодателях, т.е. лицах, имеющих ограниченный период деятельности, определяемый рабочим днем. Привлечение работодателя в иное время суток может расцениваться как нарушение его прав и конституционных гарантий. В связи с этим данное положение изменено практикой деятельности государственных инспекторов, которые реализуют свои права без ущерба правам иных лиц в течение рабочего времени проверяемых. Проведение проверки в иное время может быть реализовано только в исключительных случаях, в том числе в случае необходимости незамедлительного выявления факта нарушения и его фиксации;
- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Данное право представляет собой логический результат проверки и в большинстве случаев предписывает работодателям необходимость изменения порядка их деятельности с учетом выявленных нарушений, их устранения, а также недопущения в будущей деятельности. Предписания в настоящее время выдаются практически всем работодателям, в отношении которых проводится проверка, поскольку нормы трудового законодательства, и в частности нормы охраны труда, соблюдаются далеко не всеми работодателями, а те работодатели, которые соблюдают указанные требования, ограничиваются определенным объемом требований.

В случае выявления нарушений инспектору предоставлено право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данное право гарантирует возможность государственному инспектору труда самостоятельно устранять правонарушение и применять меры ответственности к виновным лицам. Порядок осуществления указанных прав определяется соответствующим административным регламентом деятельности Роструда, определяющим порядок реализации соответствующих полномочий, предусмотренных ТК РФ. Если расследование и рассмотрение дел об отдельных видах правонарушений выходит за рамки компетенции инспектора, то его права ограничиваются необходимостью передачи такого дела по подведомственности иному уполномоченному субъекту. В подобной ситуации закономерно вести речь не о праве, а об обязанности инспектора по передаче материалов проведенной им проверки в целях дальнейшего расследования выявленных фактов нарушений трудового законодательства;
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. Государственный инспектор труда в качестве специалиста обладает специальными знаниями в области трудового права и трудового законодательства. В связи с этим инспектор может быть привлечен в качестве эксперта в ходе судебного разбирательства по отдельным вопросам применения трудового законодательства. Он наделяется всеми правами и несет обязанности эксперта, установленные гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством РФ, т.е. сам факт предоставления указанного права обусловливает наделение инспектора дополнительными правами и обязанностями, связанными с осуществлением специального вида деятельности - привлечения в качестве эксперта.

Указанная совокупность прав государственного инспектора труда реализуется в большинстве случаев при проведении им проверки, при этом они представляют собой логическую последовательность действий, которые может совершать инспектор при осуществлении своих должностных обязанностей. В ряде случаев совокупность таких прав может изменяться применительно к условиям осуществления отдельных полномочий и выявленных в ходе проверки обстоятельств. В таком случае закономерно вести речь о специальных правах, которые предоставлены инспектору, но реализуются им исключительно при определенных обстоятельствах, регламентированных законом. Реализация специальных прав обусловлена выявлением отдельных видов правонарушений.

2. К числу специальных прав государственного инспектора труда можно отнести следующие права:
- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда - данное право может быть реализовано при соблюдении ряда условий. Так, в отношении работодателя, не проведшего инструктаж, должна проводиться проверка соблюдения норм законодательства. В ходе такой проверки должны быть установлены указанные нарушения правовых норм. Одновременно положениями комментируемой статьи устанавливается и частный случай реализации данного права, который предусматривает необходимость и возможность выдачи предписания работодателю в случае выявления правонарушения трудового законодательства в ходе рассмотрения трудового спора. Реализация указанного права государственного инспектора допускается лишь в случаях поступления к нему обращения любого из участников такого спора. При этом закон гарантирует возможность обжалования выданного предписания в судебном порядке в десятидневный срок с момента его получения. Решение суда имеет высшую силу по сравнению с актами инспекции, в связи с чем порядок действий работодателя в случае обжалования предписания определяется именно решением суда. Передача трудового спора на рассмотрение суда указывает на невозможность реализации рассматриваемого права, т.е. права выдачи предписаний работодателю государственным инспектором. Такое исключение также обусловлено приданием большей силы судебному акту по сравнению с актами инспектора труда, т.е. факт принятия судебного акта по данному спору является препятствием для выдачи предписания государственным инспектором труда;
- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт. Реализация данного права возможна и необходима лишь в тех случаях, когда у инспектора имеются основания для предположений о фальсификации отдельных документов. Оно может быть также реализовано и при наличии сомнений инспектора в качестве используемых средств индивидуальной защиты и иных материалов. Такое изъятие осуществляется на основании акта, составляемого инспектором. Поскольку в данном случае речь идет об изъятии образцов, то данное право можно рассматривать в качестве подготовительного этапа экспертных или иных специальных исследований, направленных на установление качества изъятых образцов;
- расследовать несчастные случаи на производстве в соответствии с порядком расследования, установленным постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73. Расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. В большинстве своем реализация указанного права ограничивается лишь проверкой правильности проведения расследования специально уполномоченной комиссией и составления акта по форме Н-1;
- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, т.е. применять специальные последствия и санкции в отношении работодателей, допустивших нарушения норм трудового законодательства. В настоящее время указанным правом государственные инспекторы труда практически не пользуются, поскольку ликвидация организации или предпринимателя связана с необходимостью соблюдения иных условий, в том числе полного погашения долгов и т.п. Спектр полномочий инспектора охватывает собой широкий спектр санкций за нарушение установленных норм трудовой деятельности, в связи с чем ликвидация или прекращение деятельности зачастую не способны обеспечить достижения целей применения юридической ответственности. Наиболее распространены в настоящее время штрафные санкции, причем их размер может в значительной степени увеличиваться с учетом состава допущенного правонарушения, а также иных обстоятельств деятельности нарушителя;
- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с нормами действующего законодательства работодатель обязан обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, причем они должны быть сертифицированными. Наличие сертификата качества свидетельствует о возможности применения данного средства и его безопасности для жизни и здоровья работника. Несоблюдение требований о приобретении сертифицированных средств является одним из самых распространенных правонарушений в данной сфере, в связи с чем рассматриваемое право инспектора является достаточно востребованным и распространенным;
- предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда, в том числе Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". Рассматриваемое полномочие государственного инспектора труда призвано обеспечить соблюдение законодательства в сфере специальной оценке условий труда.

Федеральная инспекция труда – это единая система государственных инспекций в каждом субъекте РФ, возглавляемая главным государственным инспектором. В статье мы расскажем о том, как ведется надзор за соблюдением требований законодательства, а также о правах и обязанностях ГИТ.

Из статьи вы узнаете:

Государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда

Функции по надзору и контролю в сфере трудовых отношений, в том числе за соблюдением ОТ, осуществляет Роструд. Территориальными органами в субъектах РФ являются государственные инспекции труда. Роструд утверждает Положение о территориальных органах в соответствии с Приказом от 26 мая 2015 года № 318н. Это установлено в Приказе Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.

Надзорные мероприятия проводятся в соответствии с конвенциями МОТ, Трудовым кодексом, КоАП РФ, а также . Полномочия Роструда не распространяются на , в этой сфере контроль ведет Ростехнадзор.

Функции Федеральной инспекции труда

Роструд проводит надзорные мероприятия согласно 57 статье Трудового кодекса в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших трудовые договора с работниками, а также с физическими лицами.

Предметом надзорных мероприятий является соблюдение работодателями ТК РФ и в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Общие требования к проведению проверок указаны в Федеральном Законе РФ № 294-ФЗ.

Главный государственный инспектор труда Российской Федерации

Руководитель ГИТ является главным государственным инспектором в каждом субъекте РФ, а его заместители – соответственно заместителями ГГИ. Эти должности относятся к категории государственных служащих в ранге советников. Информацию о действующем главном госинспекторе труда можно найти на сайте ГИТ .

Обязанности и права инспекторов ГИТ

Государственный инспектор труда имеет право проводить следующие мероприятия:

  • запрашивать документы и иную необходимую информацию для ;
  • возглавлять расследование при наступлении тяжелых, групповых и ;
  • во время выездной проверки ходатайствовать о приостановлении деятельности предприятия в случае грубого нарушения норм трудового права, которые грозят жизни и здоровью работников;
  • направлять в суд материалы проверок и ходатайствовать о наложении административных или уголовных санкций на работодателей-нарушителей норм трудового права;
  • выдавать работодателю предписания и требовать их исполнения;
  • запрещать проведение работ, не отвечающих .

Инспекторы ГИТ относятся к гражданским госслужащим и обязаны отчитываться о своих доходах и доходах членов семьи. Они не должны допускать возникновения конфликта интересов в своей деятельности.

На какие действия не имеет права государственный инспектор

Проверяющий при проведении проверки не имеет право забирать у организации оригиналы документов. По его требованию достаточно предоставить простые заверенные (не нотариально) копии вместе с оригиналами. После приема копий оригиналы работодатель должен оставить себе.

К грубым нарушениям при проведении проверок ГИТ, результаты которых признаются судами недействительными, относятся:

  • Проверка без распоряжения главного государственного инспектора труда (руководителя инспекции труда).
  • Запрос информации и взыскание документов, не относящихся к предмету проверки.
  • Превышение установленных сроков проведения проверок.
  • Непредоставление работодателю . Но если для принятия решения необходимо дождаться решения экспертизы, то акт может быть вручен позже.

Решения инспекторов могут быть обжалованы работодателем в следующем порядке:

1. руководителю надзорного органа,

2. в вышестоящую инспекцию субъекта РФ

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных , соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к , а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом. Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Форма для приема вопроса, напишите свой



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ