Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Статистика последних трех лет показывает, что с мест происшествий на дорогах скрываются водители достаточно часто. Это являлось и одной из причин установки систем наблюдения и видеозаписи на дорогах. Мы сегодня расскажем вам подробнее о том, что по статье является уездом с , какой штраф и что еще грозит за скрытие с такого места.

Причины таких действий

Статистика позволяет выделить ряд штатных ситуаций, в которых водители оставляют место аварии:

  • Во избежание момента привлечения к ответственности – в этой ситуации действия водителя явно нарушают правила, являясь намеренным, и подлежит наказанию. Как правило, такое происходит тогда, когда происходит столкновение с припаркованным транспортом или на стоянках, когда хозяина пострадавшего автомобиля вблизи нет. Сегодня санкционированные и оснащаются видеофиксацией, по этой причине, лучше дождаться автовладельца или оставить номер . Скрываясь с места аварии, водитель рискует получить дополнительный штраф. В целом же ситуация вполне разрешимая, и ущерб может ;
  • Стремятся водители избежать наказания, скрываясь с места преступления с . В такой ситуации, уезжая намеренно с места совершения ДТП, водитель в ходе разбирательств не только обеспечивает себе еще один штраф, но и отягчающее обстоятельство в деле;
  • Ситуация, в которой ДТП просто осталось незамеченным водителем . Возможно, удар был слабым. В этой ситуации водитель покинул место аварии не специально, а случайно. Такие случаи могут возникнуть на светофорах, когда происходит несущественное касание автомобилей, не причиняющее повреждений машинам и оставшееся незамеченным автомобилистами. В таких ситуациях штрафные санкции за оставление места происшествия могут не применяться.

О том, какой срок давности наказания за уезд с места ДТП, какой штраф за его покидание предусмотрены, и будет ли иметь место лишение прав, расскажем далее.

В данном видеосюжете будет рассказано в том числе и о причинах покидания водителями места ДТП:

Штраф и иные виды наказания за скрытие с места ДТП

Отягчающим обстоятельством оставление места происшествия может являться в тех случаях, когда в ходе ДТП погибли люди или получили серьезные ранения и травмы. В этом случае чаще всего возбуждаются уголовные дела, квалифицируемые по ст. 264

В ходе расследования и дальнейшего судебного процесса факт намеренного оставления места аварии будет являться отягчающим обстоятельством, которое существенно увеличит срок и сумму наказания. Однозначно, водитель будет лишен права управления, а в ситуации гибели людей — и свободы.

Иски о возмещении моральных издержек или в связи с длительным лечением других участников аварии подаются в рамках уголовного дела.

Нередки случаи, когда оставление места происшествия может привести к осуждению по статье 125 УК — оставление в беде. Так, если медэкспертизой будет доказано, что при своевременной медпомощи, человек мог бы остаться в живых, то наказание в рамках уголовного дела может быть назначено по совокупности статей.

Когда пострадали транспортные средства

В ситуации незначительности ДТП, когда пострадали транспортные средства или был нанесен несущественный вред здоровью, будет составлен протокол об оставлении ДТП и наложен штраф в рамках административного законодательства.

Так, согласно нормам статьи 12.27 части 2 за такое нарушение предусматривается штраф и лишение права управления. Вид наказания избирается, исходя из особенностей обстоятельства происшествия. Так, если в ходе аварии пострадали лишь машины, то инспектор может ограничиться штрафными санкциями или административным арестом, последнее решается в суде.

Про обоюдное оставление места ДТП расскажет специалист в таком видео:

С участием пешеходов

Если в ДТП участвовали пешеходы, и они получили серьезные травмы или погибли, однозначно будет решаться вопрос о лишении.

  • сумма – 1000 руб;
  • арест административный – 15 суток, по решению при ходатайстве водителя может быть заменен штрафом;
  • лишение права управления до 1.5 лет.

Таким образом, намеренно скрываясь с места аварии, водителям следует помнить о том, что дело может не просто грозить штрафом или лишением, но и куда более серьезными последствиями.

Про наказание за оставление места ДТП расскажет данное видео:

При возникновении любой аварийной ситуации на дороге водитель должен подчиняться строго определённому порядку действий. Вначале он принимает меры для недопущения дальнейшего повреждения автомобиля, например, уходит с полосы встречного движения, останавливается, совершает . После полной остановки потребуется осмотреться - если дальнейшая угроза отсутствует (машина находится на хорошо просматривающемся участке дороги, не перевернулась, не загорелась и не задымилась), нужно включить аварийный сигнал и покинуть салон. После этого приходит время разбирательства - с участием правоохранителей или без, зависит от обстоятельств. Но когда водитель нарушил правила, скрылся с ДТП самовольно, не имея веских оснований, его ждёт очень суровое наказание.

Покинуть место ДТП — тяжёлое административное нарушение

Что грозит нарушителю?

Закон указывает недвусмысленно - оставление места ДТП приравнивается к тяжёлому административному правонарушению, влекущему за собой ущерб имуществу и даже здоровью иного человека. При рассмотрении дела в будущем могут быть назначены две формы наказания: административный арест, продолжительность которого достигает 15 суток, либо изъятие на срок в пределах 1–1,5 года с последующей необходимостью пересдавать экзамен. Интересно, что законодательство не предусматривает определённых критериев выбора наказания для покинувших место ДТП - указано только, что форма санкций определяется тяжестью обстоятельств.

Многие люди предпочитают выбрать административный арест, поскольку автомобиль нередко нужен им для работы, предпринимательской деятельности или личных поездок, и даже включают прошение об этом в официальное объяснение своего нарушения. Однако подобное действие полностью бесполезно: наказание выбирают судьи, и лишь руководитель подразделения ГИБДД, в котором оформлялось правонарушение, может порекомендовать (но не более!) применить конкретную меру. Стоит упомянуть, что в наибольшем количестве случаев используется именно , поскольку судьи считают это действенной мерой для предотвращения тяжёлых правонарушений в будущем. Правовая статистика свидетельствует, что админарест назначается примерно к 5–10% оставивших место ДТП в зависимости от региона.

Чаще всего нарушители лишаются водительских прав

Последствия могут быть и строго однозначными, поскольку существуют категории граждан, к которым административный арест никогда применяться не может принципиально:

  • возрастом до 14 лет, беременные женщины;
  • Несовершеннолетние лица (даже при неправомерном управлении транспортом);
  • Военнослужащие и призванные на сборы;
  • Люди с инвалидностью I–II групп;
  • Обладатели специальных званий военизированных организаций и органов охраны правопорядка.

Даже при большом желании водителя и рекомендации ГИБДД судья не может назначить админарест такому человеку, уехавшему с точки совершения ДТП. Поэтому, если вы оставляете место происшествия, готовьтесь достаточно долгое время пользоваться другим транспортом либо помощью водителя.

Когда можно уезжать?

Если человек по надобности уехал с места ДТП, совсем необязательно к нему будет применена строгая мера наказания. Хорошим примером такого случая является столкновение на магистральной трассе, которое грозит стать причиной многочасового затора. Убрать машины нужно срочно, однако прежде стоит заручиться поддержкой свидетелей. Желательно составить на бумаге схему, нарисовать на ней чёткие ориентиры, которые помогут восстановить картину происшедшего, а также по возможности нанести приблизительные расстояния. На бумаге должны поставить свои подписи 2–4 свидетеля, а при наличии мела, краски либо иного аналогичного средства стоит очертить контуры автомобилей, стоящих на дороге.

Также не говорят, что водитель по-настоящему скрылся с места ДТП, когда происшествие было незначительным, в нём участвовало только два автомобиля, и обе стороны согласовали схему события. Главное требование – необходимость заполнить бланк извещения о происшедшем - его часто называют «европротоколом». Но стоит помнить, что выплаты будут ограничены размером 50 тыс. рублей, поэтому если полученный ущерб очевидно превышает такую сумму, стоит дождаться правоохранителей. Покинуть место небольшой аварии разрешается, если обе стороны не имеют возможности оповестить правоохранителей, например, телефоны разряжены или не обслуживаются в конкретном месте. В подобном случае нужно также согласовать схему и вместе прибыть на пост ГИБДД, чтобы оформить ДТП согласно законодательству.

Есть также вопрос - что делать, когда в ДТП есть серьёзно пострадавшие люди - неужели нельзя воспользоваться транспортом, чтобы отвезти их в больницу? Конечно, закон допускает такую возможность, причём к водителю не будут принимать особенных мер. Однако стоит также предварительно заручиться поддержкой свидетелей. Если ДТП произошло в отдалении от цивилизации, как минимум сфотографируйте место происшествия на камеру мобильного телефона, запишите видео и попросите остальных участников подтвердить точную схему аварии. После этого можете отправляться в , приняв все меры к поддержанию жизни и здоровья пострадавшего.

Существуют и юридические казусы, неприятные для водителей. К примеру, ДТП может иметь незначительные последствия и даже остаться незамеченным - такое бывает, когда в автомобиле играет очень громкая музыка, и люди, сидящие внутри, не замечают лёгкого удара. Казалось бы, ничего страшного не происходит - но если виновник либо свидетель решит обратиться в ГИБДД, к уехавшему водителю может применяться обычное наказание. Причём закон находится на его стороне - в правилах недвусмысленно сказано, что неумышленное оставление места ДТП обходится без ответственности при отсутствии пострадавших. Но судьи менее благосклонны, что приводит к признанию водителя виновным в большинстве дел - а если считается, что он действительно скрылся с ДТП, что грозит в подобном случае, можно прочитать выше.

Если нужно найти виновника

Встречаются и случаи, когда виновник ДТП скрылся, оставив второго участника оценивать свои повреждения. В подобном случае нужно максимально быстро сориентироваться и постараться запомнить максимум сведения о его автомобиле: госномер, марку, цвет, и прочее. Подойдёт даже ширина колёс, которую можно оценить по следам протектора на асфальте. Попытайтесь сразу найти свидетелей, записать их показания и личные данные, чтобы иметь весомые аргументы в суде.

Нужно постараться запомнить как можно больше сведений об автомобиле нарушителя

Если пострадавших, требующих неотложной помощи, нет, вызывайте ГИБДД, поскольку розыск скрывшегося с места ДТП является их компетенцией. и схему событий в подобном случае не получится, поскольку второго участника на месте событий нет. Если нужно срочно отправляться в медицинское учреждение, сделайте несколько фотографий, на которых обязательно должны находиться уникальные ориентиры.

Справедливо ли наказание?

Конечно, многим водителям такие жёсткие меры за оставление ДТП кажутся чрезмерными - особенно если речь идёт о малозначительном происшествии, не повлёкшем тяжёлых последствий. Однако правоохранители и представители судебной власти единогласно утверждают, что закон составлен справедливо. Такая ответственность заставляет водителя трижды подумать, прежде чем уезжать с места ДТП, нанося тем самым немалый урон материальному положению и здоровью иного участника.

Что будет, если скрыться с места ДТП? Данный вопрос в настоящее время волнует многих автолюбителей. Ведь никто из водителей не застрахован от дорожной аварии. Что может грозить автолюбителю в таком случае? Согласно нормам действующего КОАП, санкции за оставление места ДТП могут быть в виде ареста на срок до пятнадцати суток или лишения прав на управлением транспортом на период от одного года до полутора лет. А что будет в том случае, если на месте аварии остались раненые люди, которым нужна помощь? В такой ситуации виновник происшествия может быть привлечен даже к уголовной ответственности. Подробнее об этом читайте в данной статье.

Немного о главном

Итак, почему же все-таки некоторые водители стараются скрыться с места ДТП после совершения дорожной аварии? В первую очередь это происходит потому, что виновник боится наказания за содеянное. Тем не менее тайное всегда становится явным. Поэтому покидать место совершения дорожной аварии все-таки не стоит. Ведь виновника ДТП все равно найдут. Для этого в настоящее время существуют устройства видеофиксации. Иногда можно заметить камеру наблюдения на столбе, магазине или предприятии.

Кроме того, в темное время суток виновник ДТП, уехавший с места происшествия, может просто не увидеть проходивших мимо свидетелей или проезжающих в другом направлении машин. Так случается довольно часто.

Но что будет, если скрыться с места ДТП? Могут ли человека лишить свободы за такое правонарушение? Согласно нормам административного законодательства, виновник аварии может стать пешеходом даже на полтора года. Потому что водителя просто лишат прав за содеянное. Но это не самое страшное. Если водитель сбил человека и уехал, а тот остался без помощи лежать на дороге, то последнему будет грозить даже тюремный срок.

Санкции

Это самое важное. По статье 12.27 КОАП наказание за оставление места ДТП достаточно суровое. С 2008 года оно не менялось. Итак, значит, по нормам административного законодательства виновнику грозит одно из двух наказаний:

Арест до 15 суток;

Лишение прав на управление транспортом на период от года до полутора лет.

Это еще раз подтверждает тот факт, что уезжать с места дорожной аварии не нужно. Ведь в этом случае проблемы с законом будут неизбежны.

Авария без пострадавших

Что будет, если скрыться с места ДТП? В том случае, если в дорожной аварии пострадали только транспортные средства, скрывшемуся водителю грозит лишь административное наказание. Но это только очевидная сторона дела. Кроме того, будут и другие последствия. Ведь если один из водителей отсутствует на месте аварии и не участвует в заполнении документов, то его могут просто признать виновным. На практике такое случается достаточно часто. И даже если это не соответствует действительности, доказать потом обратное будет очень сложно.

Кроме того, в таких случаях ущерб будет возмещать не страховая кампания, а виновник аварии, скрывшийся с места ДТП.

Важно

Почти каждый день на дорогах нашей страны гибнут люди. Чаще всего это происходит из-за того, что водители не соблюдают правила движения. Более того, многие из них оставляют раненых без помощи и уезжают. Это противоречит нормам не только закона, но также нравственности и морали.

Еще с автошколы все знают о том, что в случае аварии на дороге необходимо оказать первую помощь пострадавшему в ДТП человеку и вызвать скорую. Тем не менее многие водители пренебрегают данными правилами, потому что боятся ответственности за содеянное. Таким образом получается, что люди погибают в авариях на дорогах только потому, что им вовремя не была оказана специализированная помощь. Тем не менее законодателями был учтен данный факт и введены дополнительные санкции.

Таким образом, за оставление раненого человека в опасности после совершенного ДТП скрывшемуся водителю грозит наказание по статье 125 УК. Самое суровое здесь - это один год в изоляции от общества.

В нетрезвом виде за рулем

Ездить в таком состоянии просто противозаконно. Ведь пьяный водитель - это уже преступник, он не способен следить даже за координацией своих движений, не то чтобы за дорожной обстановкой. Более того, если последний скроется с места ДТП, а потом его найдут сотрудники ГИБДД, то наказание за содеянное будет еще более строгим.

Ведь именно по вине пьяных водителей на дорогах нашей страны погибает множество невинных людей. Чаще всего ими становятся пешеходы или пассажиры. Здесь следует также добавить, что если по вине нетрезвого автолюбителя погибли люди, то ему будет грозить уголовное наказание - вплоть до девяти лет в изоляции от общества. Но это, конечно, в том случае, если вина нетрезвого автолюбителя будет доказана.

Как же будет продвигаться дело, если есть погибшие в аварии, но пьяный автолюбитель уехал с места ДТП и его нашли даже через несколько дней? Соответственно, без проведения медицинской экспертизы нельзя будет определить состояние алкогольного опьянения виновника происшествия. Ведь опираться на записи с видеокамер или регистраторов с других автомобилей в этом случае нельзя. Тем не менее скрывшегося виновника скорее всего арестуют, и до судебного разбирательства последний будет находиться под стражей. Так бывает на практике.

Употребление спиртного после ДТП

Такое поведение строго запрещено. Более того, не допускается употреблять также наркотические средства и психотропные вещества. В противном случае водителю не избежать суровых административных санкций. Тем не менее многие автолюбители, скрывшиеся с места ДТП, пренебрегают законом и стараются забыться, употребляя спиртное. За это они лишаются прав на период до 1,5 лет, и еще им выписывается штраф в 30 тысяч.

Если на месте аварии нет раненых или погибших

Что будет, если скрыться с места ДТП в подобном случае? Ведь если люди не пострадали, то и беспокоиться особо не о чем. Тем не менее просто так уезжать с места аварии не следует. Для того чтобы не мешать движению другого транспорта, можно передвинуть машину на проезжей части. Но перед этим необходимо зафиксировать ее положение в момент ДТП. Для этого можно сделать видеозапись или фотографии, используя свой собственный телефон. Это позволит сотрудникам ГИБДД определить виновника аварии.

Когда необходимо

Как уже было сказано ранее, если автолюбитель скрылся с места ДТП, наказания ему не избежать. Потому что сотрудники ГИБДД все равно его найдут. Тем не менее, в исключительных случаях, виновник просто обязан на время покинуть место ДТП. Это делается только тогда, когда речь идет о сохранении жизни пострадавшего в аварии человека, которого срочно нужно доставить в больницу. Ведь иногда случается так, что скорая помощь не может быстро приехать на место ДТП, а попуток нет. Таким образом, водитель должен отвезти пострадавшего в больницу, а затем вернуться для оформления всех документов.

Дополнительно

Итак, если виновник аварии самостоятельно увез пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, а затем вернулся назад, то это не будет означать, что он скрылся с места ДТП. Наказание в данном случае последнему не назначается. Ведь он спасал жизнь раненому человеку. Тем не менее на практике бывает всякое.

Виновник аварии обязан вернуться на место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД и участвовать в заполнении документов. Если же он прибыл немного позже, то ему может грозить штраф до одной тысячи рублей за то, что он нарушил ПДД и на время уехал с места аварии.

Что нужно помнить

Даже в том случае, если автолюбитель попал в ДТП, ему не стоит паниковать и пытаться уехать. Потому что водителя объявят в розыск, и наказание тогда будет неизбежным. Кроме того, все автолюбители должны знать о том, что в ГИБДД есть база скрывшихся с места ДТП. Информация туда попадает после того, как машину объявляют в розыск.

Если в аварии не было пострадавших или погибших, тогда бояться особо нечего. Но лучше всего прибыть в ГИБДД самостоятельно и прояснить всю ситуацию. Возможно, что водитель уехал с места ДТП неумышленно, а потому что просто не заметил, что задел другой автомобиль. Такое тоже бывает.

Розыском скрывшихся с места ДТП занимается не только ГИБДД. Ведь если в аварии погиб или серьезно пострадал человек, то виновника привлекут к уголовной ответственности. Поэтому материалы после проведения проверки по факту произошедшего передаются из ГИБДД в следственный отдел ОВД.

Подробнее о наказании

Итак, человек скрылся с места ДТП. Что грозит такому водителю? Как уже было отмечено ранее, лицо привлекут к административной ответственности за содеянное. Потому что, по правилам движения, водитель не должен оставлять места ДТП до приезда инспекторов ГИБДД. Но здесь также есть свои исключения. Например, если стороны решили не обращаться в ГИБДД и уладили дорожный конфликт на месте, то водителю, уехавшему с места произошедшего, ничего не будет.

Следует также отметить, что в настоящее время инспекторы не выезжают на ДТП, если там нет раненых и погибших. Чаще всего автомобилисты сами делают необходимые снимки с места аварии и едут для оформления документов на пост ГИБДД. Так намного проще.

Но что будет в том случае, если в аварии погиб или сильно пострадал человек, а виновник скрылся с места ДТП? Что грозит водителю в подобной ситуации? Конечно же, здесь речь идет о привлечении последнего к уголовной ответственности. Ведь водитель совершил ДТП и уехал, даже не оказав им помощи. Кроме того, оставление места аварии в этом случае будет являться отягчающим обстоятельством для виновника. Данный факт станет учитываться судом при назначении наказания.

Не удалось установить

Даже если очевидцы утверждают, что автолюбитель в момент аварии был пьян, подтвердить это сможет только медицинское освидетельствование. В случае если состояние опьянения будет установлено, виновника ожидает очень суровое наказание за содеянное.

Если нетрезвый водитель скрылся с места ДТП, где есть погибшие и пострадавшие, его должны привлечь к ответственности сразу по двум статьям - 264 и 125 УК.

В той ситуации, когда факт употребления спиртного установить не удалось, правоохранители не смогут утверждать, что человек в момент аварии был в нетрезвом состоянии. Записи с камер наружного наблюдения или видеорегистратора, как отмечалось, в данном случае значения не имеют.

Возникающие проблемы

Если виновник скрылся с места ДТП, сколько понадобится времени для того, чтобы его нашли? Данным вопросом задаются в основном те граждане, которые оказались в роли потерпевших в случившейся аварии. Кто заплатит за ремонт разбитого автомобиля и возместит моральный вред? Как правило, правоохранители стараются решить данные вопросы граждан и найти виновника аварии. Если последнего не найдут, то, соответственно, ремонт разбитой машины потерпевшему придется оплачивать за свой счет, что крайне неприятно. К сожалению, такое также бывает.

Но что делать в том случае, если в аварии погиб человек, а его родственники не могут добиться справедливого наказания для виновника ДТП, потому что сотрудники полиции не сумели найти последнего? Такие ситуации возникают достаточно часто в работе правоохранительных органов. Здесь остается только ждать, пока виновник аварии сам явится в полицию и напишет чистосердечное признание в содеянном.

Обычная ситуация

Как уже было отмечено ранее, многие водители бояться привлечения к ответственности за совершенное ДТП, и поэтому стараются скрыться. На что в таком случае рассчитывают последние? В настоящее время граждане стали наиболее грамотными и юридически подкованными, чем были еще несколько лет назад. Поэтому многие скрываются с места дорожной аварии и выжидают три месяца. Ведь в течение этого периода времени водителя могут привлечь к ответственности за совершенное ДТП и лишить прав на год или полтора.

И все-таки если участник ДТП скрылся с места аварии и надеется на то, что его не найдут, ему стоит осознать, что такое происходит крайне редко. Ведь учитывая то обстоятельство, что везде сейчас есть камеры наблюдения, отыскать нарушителя будет весьма просто. Об этом также необходимо помнить.

Предложения законодателей

Раньше за оставление места ДТП была предусмотрена уголовная ответственность. В настоящее время этого нет. За то, что виновник ДТП скрылся с места происшествия, его можно привлечь лишь к административной ответственности. Но депутаты предложили исправить ситуацию. В чем это выражается? В том, что законодатели хотят установить уголовную ответственность за оставление места аварии. Наказание за содеянное, по мнению законодателей, будет составлять от 2-х до пяти лет в изоляции от общества. Этого вполне достаточно для того, чтобы проучить нарушителя. Тем не менее это всего лишь предложения. В ближайшее время существенных изменений не планируется.

Для информации

Специалисты в области дорожного движения уже на протяжении нескольких лет пытаются отстоять свою позицию и добиться увеличения срока лишения водительских прав для тех автовладельцев, которые скрылись с места ДТП.

Авария с участием нескольких транспортных средств и пострадавшими, произошедшая по вине того водителя, который просто взял и уехал, не должна пройти для него бесследно. Даже если раненых и погибших нет, автолюбитель все равно не может покинуть место происшествия. Тем не менее некоторые водители не думают о последствиях содеянного. Вот по этой причине предлагается увеличить срок лишения прав на управления транспортом для тех граждан, которые уехали с места ДТП. Кроме того, специалисты в области дорожного законодательства считают, что неплохо было бы еще добавить к существующим санкциям денежный штраф в сумме тридцати тысяч рублей. С точки зрения последних, это поможет сформировать у автолюбителей не только уважение к другим участникам движения, но и ответственность за жизнь окружающих во время управления транспортным средством.

Еще немного важной информации

Многих владельцев ТС интересует вопрос о том, кто будет возмещать им ущерб, если другой человек скрылся с места ДТП. Страховка, оформленная в компании, не покроет расходы на ремонт машины, или все-таки это не так? На практике бывают разные ситуации. Но при попадании в ДТП ремонт машины компенсируется за счет страховой компании виновника. Таким организациям это не очень выгодно. Если же виновника аварии так и не найдут, то денежные средства за ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля будет возмещать Союз автостраховщиков России. В свою очередь, эта организация потом предъявляет свои требования к виновнику аварии, когда его найдут. Последний должен возместить все средства, потраченные на ремонт автомобиля, который из-за его невнимательности получил повреждения.

Хотя чаще всего хозяин машины ремонтирует транспорт за свой счет. Потому что возмещения расходов приходится ждать очень долго.

Характеристика

Если машина скрылась с места ДТП, то это может очень плохо закончиться для владельца транспортного средства. Тем более в том случае, если на дороге остались погибшие и раненые люди.

Многие автолюбители, которые хотя бы раз оставляли место аварии, а потом несли за это ответственность, приходили к к выводу о том, что поступили так по прчиине возникшего страха перед возможным наказанием. Самое мягкое, что может ждать нарушителя в таком случае, - арест на 15 суток. Наиболее строгое наказание подразумевает под собой лишение прав на управление транспортом. Но, как показывает практика, имеющиеся в законе санкции не останавливают нарушителей. Более того, есть определенные нормы морали. Ведь если водитель сбил человека на дороге и уехал, то это говорит лишь о том, что он действительно нарушил закон и безответственно оставил раненого, беспомощного пешехода погибать на проезжей части. Уголовной ответственности в этом случае уже не избежать.

Да, иногда бывают ситуации, когда неопытные водители случайно задевают другие машины, и из-за боязни оказаться без прав покидают место ДТП. Это также является грубым нарушением действующих норм. Только, к большому сожалению, это понимают не все автолюбители.

Если участник ДТП вернулся на место происшествия после того, как задел другой автомобиль, до приезда сотрудников ГИБДД и участвовал в составлении документов, то, возможно, его не лишат прав за проступок.

Как смягчить приговор

Итак, водитель сбил пешехода и уехал, после чего пострадавший скончался на месте аварии по причине того, что ему вовремя не была оказана помощь. Что может ожидать безответственного нарушителя в этом случае? Как смягчить приговор, если вина автолюбителя в содеянном уже доказана? К большому сожалению, в настоящее время такие ситуации встречаются достаточно часто.

Сразу следует скзать о том, что водителя, скрывшегося с места аварии, все равно найдут, либо он придет добровольно в полицию и сам во всем признается (такое тоже бывает). Если авария закончилась летальным исходом, то без уголовного дела здесь не обойдется.

Если виновник ДТП ранее не был судим и раскаивается в содеянном, то в некоторых ситуациях он может попробовать примириться с пострадавшей стороной. Для этого необходимо будет принести свои извинения родственникам погибшего и компенсировать вред, нанесенный их семье, в добровольном порядке. Как показывает практика, суд это всегда учитывает. Более того, если пострадавшая сторона не будет настаивать на слишком строгом наказании для виновника ДТП, то, возможно, он получит минимальное наказание или вообще останется на свободе. Об этом нужно обязательно знать.

Итог

Из всего вышеизложенного можно сделать определенный вывод о том, что любой водитель, совершивший ДТП, должен отвечать за содеянное по всей строгости закона. Более того, не нужно уезжать с места происшествия. Потому что ничем хорошим это не закончится. Водителя все равно найдут, и он понесет за свои неправомерные действия самое строгое наказание. Особенно это касается тех случаев, когда в аварии серьезно пострадали или погибли люди. Ведь в таких ситуациях водитель обязан оказать потсрадавшим помощь, вызвать скорую и полицию. Более того, автовладелец обязан участвовать в составлении протокола. В противном случае водитель, скрывшийся с места аварии, может лишиться своих прав даже на полтора года.

Необходимо еще раз указать на то, что даже после самой серьезной аварии автолюбитель не должен употреблять спиртные напитки для снятия стресса. Потому что это противозаконно. Последнего лишат прав и оштрафуют на солидную сумму денежных средств. К сожалению, об этом знают не все водители.

Покинувшим место ДТП вменяется наказание – водитель может оказаться лишенным прав или его могут арестовать. Среди наказаний, которые могут быть назначены за это нарушение, штрафа не предусмотрено. При назначении наказания используют ст.12.17 КоАП , ч.2. При этом стоит знать, что ответственность будет одинаковой как при умышленном отъезде с места ДТП, так и при неумышленном .

Нарушителю, скрывшемуся с места ДТП, могут дать 15 суток ареста или лишить прав на 12-18 месяцев. Иногда водителю более выгоден один из вариантов – если наличие прав непосредственно связано с его деятельностью, более предпочтительным в плане наказания будет арест. Но суд все же принимает решение по своему усмотрению, поэтому вероятность получить более удобное наказание крайне мала.

ВАЖНО : Права при скрытии с места ДТП можно сохранить лишь в том случае, если действия автомобилиста не противоречили правилам дорожного движения. В законодательстве предусматриваются ситуации, когда покинуть место ДТП водителю дозволено безнаказанно.

Есть ли уголовная ответственность за скрытие с места дорожно-транспортного происшествия?

Прежде водителя, оставившего место дорожного происшествия, можно было подвергнуть уголовной ответственности. Но впоследствии эта статья утратила силу. В настоящее время при ДТП с тяжкими телесными повреждениями или со смертельным исходом суд может на этом основании дать максимально жесткое наказание в пределах ст. 264 УК .

Как избежать наказания или смягчить его?

Чтобы ответственность по ст. 12.27 КоАП не была применена по отношению к автомобилисту, уехавшему с места аварии, следует представить убедительные доказательства оснований для этого.

Это могут быть :

Лишения прав можно избежать, если истек срок, когда можно привлекать нарушителя к ответственности по закону. При отъезде с местоположения аварии срок этот составит 12 месяцев. При рассмотрении дел о нарушениях в судебном порядке во время заседания могут быть выявлены неточности, неправильное оформление. При любых процессуальных нарушениях велика вероятность прекращения дела, поскольку автомобилиста освобождают от ответственности.

При отсутствии пострадавших

ВНИМАНИЕ : При отсутствии в ДТП пострадавших и отсутствии разногласий между его участниками они могут спокойно покинуть место аварии, выполнив некоторые условия. Необходимо составить схему происшествия, заверить ее подписями участников, затем отправляться на ближайший пост ДПС и выполнить необходимые действия для оформления происшествия.

Если имеются пострадавшие, то водитель, являющийся участником ДТП, имеет право уехать с этого места для доставки их до ближайшего медицинского пункта. Но в таком случае после передачи пострадавших для оказания им помощи медработникам водителю следует вернуться назад . Перед тем, как покинуть место ДТП, следует обозначить, как именно были расположены автомобили, участвующие в аварии, следует заручиться показаниями свидетелей.

Крайне желательно выполнить фиксацию всех действий на видео – при возникновении спорной ситуации это поможет восстановить начальную картину происходящего. При оформлении происшествия по европротоколу отъезд с места аварии также не считается нарушением. Регистрация произошедшего выполняется без привлечения третьих лиц.

Для этого должны быть выполнены некоторые условия :

При наличии положительных ответов на каждый из пунктов водители могут заполнить извещение о происшествии – в дальнейшем этот документ поможет при общении с представителями страховых компаний. После подписывания его каждым из водителей они могут ехать дальше. Ни лишения прав, ни ареста в этом случае опасаться не стоит, поскольку нарушения нет.

В случае неумышленного оставления места аварии

В некоторых случаях водителю удается убедить суд, что место аварии он покинул не специально . Например, повреждения, причиненные его автомобилем, были незначительными, и он договорился с собственником поврежденного авто о компенсации ущерба, но по какой-то причине письменного заявления они не составили. Иногда водитель, слегка поцарапавший чужое авто во время движения, даже не догадывается об этом. Зато владелец поврежденной машины может зафиксировать данное обстоятельство и обратиться в суд.

СОВЕТ : Водитель, который известил органы ГИБДД о произошедшем и указал место, где было совершено ДТП, не должен находиться в машине лично.

Если автомобилист прождет более трех часов, а сотрудники ГИБДД так и не приехали, можно покинуть место ДТП. Такое обстоятельство будет рассмотрено судом как значимое.

Если договориться с потерпевшим

Если повреждения авто незначительны, некоторые автомобилисты, вина которых очевидна, пытаются договориться с потерпевшим . Например, можно постараться убедить его не узнавать вас на процедуре опознания. Либо пообещать ему возместить ущерб в обмен на заявление о прекращении дела. Часто потерпевшие, понесшие небольшой ущерб, охотно соглашаются на такой вариант.

Другие способы

Чтобы суд не назначил наказание по ст. 12.27 КоАП, автомобилисту необходимо представить доказательства того, что его отъезд с места происшествия был совершен в соответствии с законом.

Статья 12.27 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

  1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
  2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
  3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Например, доказательства используют такие :

  • показания свидетелей, которые наблюдали аварию, в их числе могут быть лица, транспортированные водителем для получения медицинской помощи;
  • материалы, полученные при помощи фото- или видеосъемки;
  • схема, на которой указаны места расположения машин после ДТП, оставленная водителем перед отъездом.

Процедура лишения прав за скрытие с места ДТП

Если в материалах с места ДТП имеются документы, где рекомендуется сотрудниками ГИБДД лишение прав, судом чаще принимается именно такое решение.

Процедура лишения осуществляется следующим образом :


По результатам рассмотрения дела и будет приниматься решение. Нарушителю будет вынесено наказание с учетом фактических обстоятельств дела и представленных материалов. В течение десяти дней с момента получения постановления о лишении прав нарушитель может попробовать обжаловать судебное решение. Процедура проходит в вышестоящей судебной инстанции.

Водитель может доверить защиту своих интересов опытному юристу . При установлении нарушений правовых норм судебное постановление может быть отмененным.

Кто лишает водительского удостоверения?

Права на вождение автомобиля водителя лишают решением суда. Во многих случаях автомобилисты считают, что решение о лишении прав вынесено несправедливо. Но стоит понимать, что решения суда обуславливаются стремлением к справедливости.

Нередко в деле имеются обстоятельства, которые заставляют судью счесть административный арест недостаточным наказанием для допущенного водителем нарушения. Поэтому вариант с лишением прав за то, что водитель покинул место аварии, выбирается чаще. Прочитать о том, законна ли езда без прав после лишения, а также о возможных наказаниях, вы можете .

В некоторых случаях не допускается такого наказания, как арест :

  • для несовершеннолетних лиц;
  • для беременных женщин;
  • для женщин, имеющих детей младше 14 лет;
  • для лиц, относящихся к категории военнослужащих и инвалидов.

Если нарушитель относится к одной из вышеперечисленных категорий, наказание будет непременно, но в виде лишения водительского удостоверения.

С какого момента идет отсчет срока?

Ответственность по ст. 12.27 наступает немедленно после того, как оформлен протокол официальными лицами. Ответственность может быть снятой, если водитель успел прибыть назад до того, как приедет инспектор ГИБДД.

Как вернуть документ после окончания наказания?

По истечении срока наказания водителю можно будет получить их назад. Потребуется предъявить некоторые документы и сдать экзамен по правилам дорожного движения. Документы для возвращения прав необходимо будет собрать по следующему списку :

  1. Копия судебного постановления.
  2. Паспорт автомобилиста, лишенного прав, для подтверждения его личности.
  3. Подтверждение того, что автомобилист сдал свое удостоверение.
  4. Заявление на возврат водительских прав.

Согласно ПП РФ №1210 от 10.10.2018 , документ будет возвращен в день обращения.

Также может потребоваться подготовить справку о прохождении медицинского осмотра. Обязательной она не является, но лучше позаботиться о ее наличии заранее.

Полезное видео

Смотрите видео о юридическом наказании за скрытие с места ДТП:

Заключение

Если автомобилист, попавший в ДТП, уехал оттуда, а причина этого не предусмотрена законодательством, наказанием будет с большой вероятностью лишение водительского удостоверения. Ситуация непростая и отстоять права у водителя вряд ли получится. Но при умелом подходе к делу и тщательной подготовке доказательств шансы на успех все же имеются.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ