Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или "Зеленой карты " для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП . Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП . Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС . В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших . Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование . В пятом пункте всегда отмечается "нет".

6. Ущерб, нанесенный другим ТС . Аналогично предыдущей графе ставим "нет", ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП . Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД . Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ "нет".

9, 10, 11 . Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик . В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара . Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей . В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания . Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП . В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП . Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).


Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей . Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство . Здесь отмечается буква "А" или "В", которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП . Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением . Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5 . В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом . Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание . В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

Видео: как оформить европротокол при ДТП

О европротоколе мы изучили все, что нужно о нем знать: когда им можно воспользоваться, почему это удобно и почему ГАИ можно не вызывать. Сейчас речь пойдет непосредственно о заполнении бланка - с этим может быть много трудностей.

Итак, второй участник ДТП согласен на решение вопроса без вызова ГАИ, бланк нашелся, фотографии с места аварии сделаны, 400 евро компенсации хватит на устранение повреждений. Теперь дело за малым - просто составить европротокол. Любое отступление от шаблона способно поставить крест на выплате страховки, поэтому нужно точно знать, что, как и куда писать. Придя с бланками к Николаю Гомину, директору аукциона по реализации разбитых машин с КАСКО «Автолот », мы начали заполнять европротокол и поняли, что при оформлении возникает ряд вопросов.

На обратной стороне документа есть пошаговая инструкция по заполнению. Она довольно подробная, но гораздо удобнее была бы не просто текстовая информация, но еще и с изображениями правильного заполнения. То есть «посмотрел и написал», а не «прочитал, интерпретировал по-своему и написал неправильно». В спокойной обстановке инструкция кажется понятной, но представьте себя на месте ДТП: дела на ближайший час-два отменяются, виновник аварии бурчит, что это вы нарушили правила, нужно оценить ущерб и решить, есть ли смысл в привлечении ГАИ. Авария вызывает у водителя стресс, и становится не до вдумчивого чтения инструкции. Хочется побыстрее все заполнить и уехать.

Этот бланк заполнен полностью правильно

Возвращаемся к ДТП, которое мы придумали в прошлый раз: на пересечении Богдановича-Машерова Nissan Almera врезался в наш Kia Rio . Повреждения небольшие, решаем с виновником аварии составлять европротокол. Корейский седан принадлежит супруге, машина имеет полис КАСКО. За рулем Nissan был хозяин автомобиля, на Almera оформлена только «гражданка».

Берем ручку, европротокол и приступаем к заполнению. Каждый пункт пронумерован, в верхней области (пункты 1-5) записывается общая информация: дата, время и место ДТП, есть ли пострадавшие (если да, откладывайте бланк и вызывайте ГАИ), нанесен ли ущерб другим транспортным средствам и объектам. При наличии свидетелей укажите их данные: ФИО, место жительства и контактный номер. Обратите внимание на «Место ДТП»: обязательно начинайте писать с города , а не улицы или перекрестка. То есть не «Пересечение пр. Машерова - ул.Богдановича» , а «г. Минск, пересечение пр. Машерова - ул. Богдановича» .

Дальше бланк делится на две области - «Транспортное средство «А» и «Транспортное средство «Б». Не имеет разницы, кто с какой стороны будет заполнять данные. В центре виден пункт 12 - «Обстоятельства ДТП». Здесь можно сразу указать причину аварии. Если среди предложенных восемнадцати нарушений ее нет, ставьте галочку напротив №19 - «Иное нарушение, не указанное в подпунктах 1-18». Выбирайте пункт со стороны нарушившего ПДД водителя, действия которого и привели к аварии. Если виновник пишет данные под «Транспортное средство «В», то есть в правой области документа, то и отметка о причине аварии должна быть на той же части бланка. Ниже нужно указать общее количество нарушений в этом ДТП - одно либо несколько.

В шестом пункте необходимо записать данные собственника автомобиля по техпаспорту - не водителя, а именно владельца машины . Указываем полное ФИО, если автомобиль принадлежит юрлицу, то полное название организации. Можно писать прописными буквами, но максимально разборчивым почерком. Ниже должен быть указан адрес проживания хозяина машины - если указанный в техпаспорте не совпадает с фактическим, то все равно нужно указывать адрес, что значится в техпаспорте. Также необходим номер телефона, по которому можно связаться с владельцем автомобиля. Место жительства пишется в следующем порядке: город, район, улица, дом, квартира.

Переходим к следующему пункту - №7, «Транспортное средство». Здесь все просто: марка и модель машины, регистрационный номер и страна регистрации. При наличии прицепа добавляете его номер и страну регистрации. Ниже записываются данные из страхового полиса: название компании, вся информация и контактный номер человека, на которого выписан полис. Графа в восьмом пункте «Транспортное средство застраховано по договору добровольного страхования?» подразумевает вопрос о КАСКО: если этот полис есть, ставим галочку в «да», если только ОСАГО, то «нет».

Девятый раздел - «Водитель». Здесь все выписывается из водительского удостоверения, номер телефона указывается находившегося за рулем человека, а не владельца машины. Место проживания нужно называть то, что записано в правах. Обратите внимание на графу «Категория» - нужно указывать все действующие категории . При этом не обводите буквы в примере из скобок и не дописывайте в скобках недостающую категорию. Указывайте их в свободном поле после двоеточия.

В пункте №10 стрелкой обозначаем место удара, а в №11 перечисляем повреждения - в нашем случае это «крыло переднее левое», у виновника аварии «передний бампер». Подобрались к схеме ДТП. Обозначьте дорожную ситуацию: машина рисуется как прямоугольник с треугольником спереди. Если, например, к ДТП привело игнорирование знаков приоритета, то отметьте, где расположен знак, чтобы было видно, у кого преимущество. Иконки автомобилей назовите буквами А и В.

Посередине бланка и прямо под схемой (пункт №15) расписываются оба водителя. Дальше наступает самый важный момент - указание, по чьей вине случилась авария. Под шестнадцатым пунктом ФИО и подпись ставит только виновник ДТП . Сторона, которая не виновата в аварии, оставляет эту графу полностью чистой. Во время заполнения документа можно на автомате, увидев слово «Подпись», расписаться, тем самым взяв на себя ответственность за ДТП. Также чуть выше, в графе №14, виновник может написать «Вину в ДТП признаю» - это не обязательно, но так уж точно не останется сомнений. После заполнения и проверки всех пунктов разделяем документ: оригинал забирает себе потерпевшая сторона , а «отдавленную» копию хранит у себя виновник.

Потерпевшая сторона оставляет это поле пустым

Виновник же ставит свои инициалы и расписывается, тем самым принимая ответственность за ДТП

Специалист говорит, что отказ в выплате страховки можно получить за малейшую оплошность . Не указали все действующие категории прав - отказ. Задумались и написали в восьмом пункте («Страховщик») свой номер вместо телефона человека, на которого оформлен полис - вновь отказ. Немного проще, если страховка выписана на владельца машины, и он же был за рулем, здесь уже не ошибиться. Ни в коем случае не ставьте подпись в пункте №16, если не по вашей вине произошла авария , иначе будете «без вины виноватым». К тому же документ должен быть заполнен идеально чисто: ни зачеркиваний, ни помарок, ни исправлений (например, из цифры 4 не делайте 8). Не написали город во второй графе («Место ДТП») - тоже выплаты можно не увидеть. Если ДТП произошло на трассе, нужно указать километр, где случилась авария.

После разбора типичных ошибок стало ясно, что трудностей как таковых и нет - нужно просто один раз заполнить европротокол от начала и до конца правильно, внимательно все читая. Написанная завернутым юридическим языком инструкция способна запутать. При заполнении бланка проще простого хоть в чем-то да ошибиться - инструкция больше годится для вдумчивого изучения в спокойной обстановке, а не как помощник на месте аварии. Надеемся, наш разбор европротокола поможет вам при необходимости быстро и без ошибок составить его.

Станислав Иванейко

Речь в нем шла о европротоколе. Все было описано четко и понятно, но спустя несколько дней в редакцию пришло письмо от читателя, в котором излагалась простая мысль: у этой медали есть обратная сторона.

"В статье про европротокол было хорошо и правильно описано, как пользоваться этим инструментом, - написал нам постоянный читатель Кирилл Якубовский . - Но я бы хотел рассказать о сложностях, подводных камнях и неожиданностях этого документа, с которыми мне самому однажды пришлось столкнуться.

Для начала хотел бы отметить, что удобство европротокола на самом деле сложно переоценить. Буквально на прошлой неделе стоял в огромной пробке в районе Городского Вала, которая, как оказалось позже, была вызвана незначительным ДТП: одна машина "подтолкнула" другую, двигавшуюся в попутном направлении. Им бы договориться об оформлении европротокола и отъехать на обочину, чтобы не задерживать движение, но они выбрали ожидание ГАИ. Результат - две с половиной полосы в сторону улицы Московской стояли в заторе. Поэтому продвигать в массы информацию и учить граждан пользоваться европротоколом безусловно нужно.

Вкратце напомню, в каких случаях можно прибегнуть к оформлению европротокола. Для этого одновременно должны быть соблюдены условия, описанные в Указе Президента РБ от 14 апреля 2014 года №165:

  • повреждено только имущество участников ДТП;
  • ДТП произошло с участием двух ТС;
  • водители имеют "права" соответствующей категории;
  • водители имеют действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС;
  • обстоятельства причинения вреда, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены лицами, управлявшими ТС, в соответствии с законодательством;
  • водители не предъявляют претензий к состоянию друг друга (они не находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, в результате ДТП не причинен вред жизни или здоровью);
  • вред, причиненный имуществу каждого из участников ДТП, оценивается ими в размере до 400 евро по установленному курсу Нацбанка;
  • у участников ДТП не должно быть разногласий в том, кто виновник, а кто потерпевший.

Главное - стороны должны прийти к единодушному решению по всем пунктам и не иметь разногласий. Далее форма извещения заполняется с одной стороны виновником, с другой - потерпевшим. Все сведения заверяются двумя участниками ДТП. С этим экземпляром нужно обратиться в страховую компанию, где будет выплачено страховое возмещение".

Важно: если вы не уверены, что ущерб от повреждений составляет менее 400 евро, то вызывать ГАИ нужно в обязательном порядке.

Что может пойти не так?

"Дело в том, что европротокол в сознании людей воспринимается как некое "мировое соглашение": стороны договорились, поставили свои подписи - претензий ни у кого больше нет и быть не может, - продолжает наш читатель. - Но правда в том, что после оформления европротокола потерпевшая сторона может получить возмещение больше 400 евро. В моем случае - 3000 евро.

Такой казус основан на двух обстоятельствах. Во-первых, когда стороны решают не вызывать ГАИ, они берут на себя ответственность по определению виновника ДТП. И решение это является окончательным, то есть виновная сторона ни при каких обстоятельствах невиновной стать уже не сможет. А мы знаем, что даже выехавшие на место ДТП сотрудники ГАИ не всегда могут однозначно и с первого раза определить виновника, ведь не все обстоятельства происшествия могут быть очевидными. Что уже говорить о рядовых водителях! Во-вторых, поскольку водители не обладают специальными знаниями, они могут неверно оценить ущерб от повреждений, полученных в ДТП. Обратившись в страховую компанию за возмещением ущерба, потерпевший может выяснить, что ущерб превышает те самые пресловутые 400 евро. Ведь специалист-оценщик делает заключение не на глазок, как это сделали участники ДТП, а по специальным формулам, фотографиям и дополнительным данным. Так безобидная "мировая" вытекает в дополнительные материальные расходы для виновника ДТП.

Почему для виновника? Потому что установленный законом лимит ответственности в 10.000 евро актуален только в случае "классического" ДТП с вызовом ГАИ. При оформлении протокола лимит ответственности остается также в пределах 10.000 евро, зато выплаты для страховой компании в этом случае ограничены 400 евро. А это значит, что разницу между оговоренными и выплаченными страховой 400 евро и действительной суммой ущерба можно взыскать с виновника в соответствии с гражданским законодательством.

Страховая сумма (лимит ответственности) - установленная законом, актом Президента Республики Беларусь или договором страхования сумма денежных средств, в пределах которой, если иное не предусмотрено законом, актом Президента Республики Беларусь, страховщик обязан произвести страховую выплату при наступлении страхового случая.

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 941. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 823, пункт 1 статьи 825), в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Моделируем ситуацию: произошло ДТП, участники оформили европротокол, как того требует процедура, потерпевший обратился в страховую компанию, где ему насчитали ущерб в размере 3000 евро, но выплатили только 400 евро. Такая разница вызвана тем, что водители не учли скрытые дефекты, о которых на момент ДТП просто-напросто не знали. Страховая компания добросовестно выполнила свои обязанности и выплатила ущерб в размере установленных ограничений. Причем по закону потерпевший не может требовать от страховой большего.

Указ Президента РБ №530

Потерпевший, владелец транспортного средства - резидент Республики Беларусь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования, получившие страховую выплату на основании частей третьей и седьмой настоящего пункта, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного их транспортным средствам в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Вот и остается идти к виновнику. А тот, как я уже писал, по закону обязан возместить ущерб в полном объеме. Конечно, не факт, что потерпевший будет это делать. Но право-то имеет. И, вероятно, если ущерб составит 500 евро, то он, может, и не станет тратить время на судебные разбирательства. Но если ущерб будет оценен в 3000 евро, то почему бы и нет?

При этом способ защиты у виновной стороны в этом случае только один - оспорить калькуляцию. Правда, привлекая независимого оценщика, нужно понимать, что стоимость возмещения может как уменьшиться, так и увеличиться. Да и работу оценщика нужно будет оплатить из своего кармана. Как бы после такого не оказаться еще больше внакладе?"

В быту европротокол воспринимается как некий договор примирения, когда обе стороны добровольно, оценив все риски, подписывают документ и разъезжаются. Потерпевший обращается в страховую, получает до 400 евро, стороны не имеют друг к другу претензий. Все просто. Но, как видим, ситуация может осложниться, если неправильно на глаз оценить ущерб. Боясь такого исхода, многие водители отказываются оформлять европротокол и, зачастую неоправданно, готовы стоять посреди проезжей части в ожидании ГАИ. Изменить ситуацию можно увеличением лимита ответственности и внесением поправок в страховое законодательсто. Но в этом кто-то должен быть заинтересован.

Почти семь лет назад в Беларуси ввели так называемый европротокол. При ДТП оформить документы для страховой водители могут самостоятельно при соблюдении ряда условий. сайт узнал у автомобилистов и в ГАИ, много ли водителей пользуются этой возможностью, а также как работают с европротоколом страховщики.

Возможность не вызывать ГАИ на место ДТП и обойтись европротоколом появилась у белорусов с 10 июля 2010 года. Тогда размер страховой выплаты мог доходить до 200 евро, . В настоящее время рассматривается вопрос .

Тем не менее, в ГАИ Минска отмечают, что вместо составления европротокола многие водители даже после незначительных ДТП предпочитают вызывать сотрудников ДПС.

— Мы все время объясняем водителям, как заполнять европротоколы, какие условия должны соблюдаться при этом. Но люди все же звонят в милицию, — рассказал начальник отдела агитации и пропаганды Сергей Зараник . — Иногда водители вызывают ГАИ лишь потому, что у них нет бланков европротокола. Хотя мы просим страховые компании, чтобы они предлагали клиентам эти документы во время заключения договоров ГО или КАСКО. Кстати, страховые компании оставляют бланки европротоколов в некоторых почтовых отделениях и на заправках.


Бывает, что инспектор ГАИ приезжает на вызов, а на машине, например, небольшая царапина или треснула рамка, в которую вставлен номер. По желанию водителей, сотрудник ГАИ может выдать им бланк европротокола. Но часто такие аварии оформляет инспектор. На это уходит минимум 45 минут.

«Вызвать ГАИ — себе спокойнее»

— Никогда я больше не поведусь на оформление европротокола, только ГАИ, — эмоционально заявил хозяин 15-летней Audi Игорь . — Хорошо, если знаешь, как протокол оформлять и правильно оценил ущерб. А если нет, то можно попасть, как недавно я.

Мужчина рассказал, что живет в многоэтажке в Малиновке. Во дворе машин много всегда — припаркованы в два ряда и даже на тротуаре. Однажды около полуночи Игорю позвонили на мобильник и сказали, что нечаянно задели его припаркованную машину.

— Выхожу и вижу, что в моей машине на бампере и дверце краска стерта немного. Виновник — молодой парень на Ford стоит рядом. Он хотел припарковаться и теранулся об мою машину. Это заметил мой сосед, поэтому виновник побоялся уехать и позвонил мне.

Виновник ДТП попросил не вызывать ГАИ, говорил, что денег при себе у него нет, но он привезет завтра. Игорь вспомнил, что можно обойтись европротоколом и предложил владельцу Ford остановиться на его заполнении. Только вот самого бланка документа у обоих участников не было, не было и опыта по его заполнению. Где найти европротокол ночью в спальном районе?

— Вышли на дорогу, остановили таксиста. Он нам за 2 рубля продал бланки европротокола. А мы и не знали, как они должны выглядеть. Взяли в руки — там все на английском. Уже потом я выяснил, что это протокол для оформления ДТП за границей, по зеленой карте.

Мужчинам пришлось еще побегать по улице и у четвертого остановленного таксиста купили за 4 рубля еще одни бланки европротокола — на сей раз нужные.

— Я начал заполнять. На улице темно, в машине свет тусклый. Вроде все заполнил правильно, оба расписались и разошлись, обменявшись телефонами.

Утром Игорь рассмотрел свой бланк европротокола и обнаружил ошибку: внизу, в окошке о признании виновности в ДТП, оба водителя поставили свои подписи, а должна быть только одна — виновного.

— Звоню в страховую, объясняю ситуацию, рассказываю про две подписи. А мне говорят: такой протокол мы не примем, это грубая ошибка. Посоветовали мне связаться с виновником и перезаполнить документ.

Игорь начал звонить хозяину Ford, а тот сначала не брал трубку, а потом и вовсе стал недоступен.

— А потом вышел срок подачи документов в страховую, а виновник так мне и не ответил. Так что буду делать машину за свой счет. Хорошо еще, что небольшие повреждения. Но я сам прошляпил, растерялся просто, надо было вызывать ГАИ, в этом случае этот парень бы уже никуда не делся, — с досадой сказал Игорь.

Мнение водителей

сайт спросил у десяти автомобилистов с разным водительским стажем, знают ли они, как заполнять европротокол и что будут делать, если попадут в незначительное ДТП?

  • шесть человек из десяти на вопрос ответили вопросом: «Что такое европротокол?»;
  • двое сказали, что про европротокол знают, но ни разу его не заполняли;
  • один водитель ответил, что умеет заполнять европротокол, но если произойдет даже незначительное ДТП, то вызовет ГАИ;
  • только один автомобилист из десяти подтвердил, что имел опыт заполнения европротокола, правда, в присутствии страховщиков. И если случится небольшая авария, то, скорее всего, он снова прибегнет к составлению этого документа.

У всех опрашиваемых в автомобиле нет бланков европротокола: в страховой компании при заключении полиса их не предлагали, а у самих водителей не возникало мысли их попросить. При дальнейшем разговоре респонденты высказывали примерно одинаковое мнение:

— Если вдруг произойдет авария, то буду договариваться на месте, а если не получится — вызову ГАИ. Кто знает, как европротокол правильно надо заполнять. Можно ошибок наделать: не так заполнили, не там подписали, как бы вообще без ничего потом не остаться.

Ошибка — не приговор

В Бюро транспортного страхования сайт рассказали, что в 2016 году 23 686 ДТП были оформлены европротоколами. Это составляет 28,7% от всех оформленных ДТП, владельцы которых были застрахованы по договору ГО. За 3 месяца текущего года по европротоколу оформили 6091 ДТП, или 33,3% от общего числа.

— То, что за 3 месяца общий процент оформленных ДТП по европротоколу подрос, не говорит о том, что больше людей стало пользоваться этой возможностью. Бывает, что к концу года процентное соотношение изменяется.

Однако специалисты отметили, что, по их наблюдениям, при повышении суммы страховой выплаты количество ДТП, оформленных по европротоколу увеличивается. Так было в 2014 году, когда сумма выплаты с 200 евро подросла до 400 евро. Это ожидается, если сумму выплаты поднимут до 600 евро.

— Возможно, нашим людям спокойнее, когда аварию оформит сотрудник ГАИ, поэтому они и звонят в милицию. Но автомобилистам не следует бояться оформления ДТП через европротокол. Сам бланк составлен очень простым языком. На обратной стороне написано, какие условия должны быть соблюдены при оформлении документа. Даны пояснения по заполнению граф.

Тем не менее, при заполнении автомобилисты нередко совершают ошибки. Страховщики предполагают, что, скорее всего, сказывается волнение. Бывает, что в страховую автомобилисты приносят европротоколы с ошибками. В таких случаях водителю советуют связаться с виновной стороной и переписать документ. Но, как показывает случай, произошедший с Игорем, не все виновники горят желанием это делать.

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ