Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Нормативный правовой акт - это письменный официальный доку­мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим орга­ном в пределах его компетенции и направленный на установление, изме­нение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание посто­янного или временного характера, рассчитанное на многократное приме­нение.

В административно-правовой норме содержится правило поведе­ния, регулирующее общественные отношения в сфере исполнитель­ной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отноше­ния, является «кирпичиком» конкретного административно-правово­го акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообраз­ных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятель­ности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, ор­ганизаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права ус­танавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и га­рантии их реализации. Значительное место занимают нормы об адми­нистративной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельнос­ти органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, за­крепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы испол­нительной власти (государственного управления) общественные отно­шения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, примене­ния требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, феде­ральными и региональными органами исполнительной власти. Дета­лизируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».


Существуют различные виды административно-правовых норм (см. схему 3). Основаниями их подразделения на виды являются: содержа­ние; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъ­ектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и орга­низаций;

определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

устанавливающие административную ответственность за правона­рушения, не являющиеся преступлениями;

регулирующие административно-процессуальную деятельность;

обеспечивающие законность в деятельности органов исполнитель­ной власти;

Схема 3. Классификация административно-правовых норм

определяющие основные положения по организации государствен­ного управления в экономической, социально-культурной и админи­стративно-политической сферах.

Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными - например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управле­ния. Административно-правовые нормы, которые определяют поря­док (процедуру) реализации норм материального права, называются процессуальными - например, разделы Кодекса об административных правонарушениях РСФСР* (КоАП), регулирующие производство по соответствующим категориям дел.

Процесс управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности вызывает необходимость четкого правового регулирования отношений, прав и обязанностей сторон, координации действий субъектов управленческих отношений. Такое правовое регулирование осуществляется с помощью административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – это правило поведения общего характера, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления, в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

Административно-правовые нормы определяют правила поведения граждан, органов государственного управления, служащих общественных организаций и других субъектов, участвующих в исполнительно-распорядительной деятельности. Они закрепляют правовое положение, компетенцию, полномочия, обязанности и права субъектов управленческих отношений.

Административно-правовые нормы устанавливаются только государством и содержатся в законах, указах, постановлениях, решениях, уставах и других нормативных актах. Они носят общеобязательный, повелительный характер, охраняются от нарушений принудительной силой государства, т.е. определяют какие действия можно или должно совершать, от каких действий следует воздержаться.

Так, например, нельзя распивать алкогольные напитки в общественных местах (ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее – КоАП РБ ) или при доставлении в дежурную часть правонарушителя, дежурный по органу внутренних дел обязан установить наличие проступка, установить личность доставленного, проверить по учетам, зарегистрировать, провести личный досмотр и оформить протокол; или при поступлении заявления (жалобы) в любой государственный орган оно должно быть зарегистрировано, проверено и в установленные сроки дан полный ответ заявителю.

Нормы административного права обеспечивают четкое регулирование деятельности органов государственного управления, других участников управленческих отношений и способствуют эффективной работе. Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно большое значение, поскольку административно-правовое регулирование способствует упорядочению деятельности органов государственного управления.

В нашем обществе действует огромное количество административно-правовых норм, проявляющих себя в самых различных сферах государственного управления. Но, несмотря на это, все нормы административного права по своему целевому назначению и способам воздействия на людей (по характеру диспозиции) могут быть сведены в 3 родовые группы.


1.Обязывающие нормы, т.е. нормы, которые обязывают субъектов совершать определенные действия. Например, в соответствии с требованиями паспортной системы, все граждане РБ, достигшие 16 лет, обязаны иметь паспорт гражданина РБ. Обязывающие нормы зачастую снабжаются санкциями, чем стимулируется их выполнение. Таким образом, в инструкциях, уставах, наставлениях и других нормативных актах, когда излагаются обязанности органов, должностных лиц, служащих и граждан, содержатся обязывающие административно-правовые нормы.

2. Запрещающие нормы, т.е. нормы, которые предусматривают запрет на совершение определенных действий. Например, запрещается находиться на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, или запрещается безбилетный проезд в поездах, или запрещается направлять жалобы тому, на кого жалуется другой.

З. Уполномочивающие нормы, т.е. те нормы, которые предусматривают возможность совершать определенные действия в пределах компетенции по своему усмотрению. Например, начальник РОВД вправе наложить штраф на правонарушителя за мелкое хулиганство, но в зависимости от конкретных обстоятельств может направить дело в суд.

Формы реализации административно-правовых норм:

v соблюдение

v исполнение

v использование

v применение

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

Соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия.

В административно-правовых нормах регламентируется правовой режим, определяющий деятельность не только органов исполнительной власти и местной администрации, но и других участников управленческих отношений. Материальные административно-правовые нормы предусматривают запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций.

В соответствии с юридическим содержанием материальные административно-правовые нормы целесообразно подразделить следующим образом:

  1. обязывающие нормы (предписывающие совершение определенных действий);
  2. запретительные нормы (устанавливающие запреты на ту или иную деятельность или действия;
  3. ограничительные нормы (вводящие ограничения на определенную деятельность или действия);
  4. разрешительные или дозволительные нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, например, относятся лицензионные, дозволяющие заниматься определенной деятельностью, в том числе внешнеэкономическими операциями (т. е. деятельность может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом);
  5. уполномочивающие или управомочивающие нормы (предоставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления);
  6. стимулирующие или поощрительные нормы (направленные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоемкой, экономической и иной деятельности, обеспечение должного поведения участников управленческих отношений);
  7. регистрационные или уведомительные нормы (касающиеся организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, регистрации политических партий , общественных объединений , предприятий различных видов собственности, субъектов малого предпринимательства);
  8. рекомендательные нормы (не носящие обязательного характера, но предлагающие участникам управленческих отношений тот или иной вариант поведения. Нередко рекомендательные правовые нормы подкрепляются стимулирующими мерами, которые гарантируют применение поощрительных стимулов при избрании рекомендуемого варианта поведения).

Процессуальные административно-правовые нормы определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. В российском законодательстве на сегодняшний момент процессуально урегулированы в основном лишь адми-нистративно-юрисдикционные нормы. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных правовых нормах, причем в каждом конкретном институте административного права можно обнаружить специфические процессуальные положения и процедуры. Например, в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; процедура перемещения служащего и прохождение службы; порядок проведения аттестации; присвоение специальных званий и рангов; дисциплинарное производство ; процедура увольнения и т. д.

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на императивные (обязательные для исполнения) и диапозитивные (предлагающие несколько вариантов решения).

В зависимости от адресата можно выделить административно-правовые нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти;
б) организацию и деятельность местной администрации;
в) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих , должностных лиц;
г) организацию и деятельность общественных организаций и иных негосударственных структур по реализации предоставленных им государственно-властных полномочий в пределах этих полномочий;
д) организацию и деятельность предприятий и учреждений с преимущественным вложением в них государственных средств;
е) административно-правовой статус общественных объединений;
ж) административно-правовой статус негосударственных коммерческих организаций;
з) административно-правовой статус некоммерческих организаций ;
и) административно-правовой статус граждан и административно-правовые средства защиты их конституционных прав, свобод, законных интересов.

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

Введение

Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм

Глава 2. Виды административно-правовых норм

Глава 3. Реализация административно-правовых норм

Глава 4. Формы выражения административно-правовых норм

Заключение

Введение

Административное право - это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям.

Характеристике содержания понятия "административно-правовая норма" уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно-правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

Актуальность темы контрольной работы объясняется значением и особой ролью административного права в системе права, спецификой его норм и вытекающих из них правоотношений.

Целью написания данной работы является характеристика понятия "административно-правовая норма", присущих ей особенностей и признаков и изучение процесса реализации административно-правовых норм. В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Используя специальную учебную литературу и законодательные акты, раскрыть понятие "административно-правовая норма",

Произвести классификацию административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями.

Рассмотреть формы выражения административно-правовых норм.

В соответствие с поставленными задачами работа разделена на 3 части, каждая из которых, посвящена раскрытию соответствующей проблемы.

Глава 1. Понятие и содержание административно-правовых норм

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общественных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения. Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Профессор Ю.М. Козлов полагает, что "административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления" Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002. - с. 59.

Профессор Б.М. Лазарев: "Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства".

Пpoфeccop В.М. Манохин: "…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления".

Д.М. Овсянко: "Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления)".

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

1.Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

2.Административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане);

.Административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

.Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

.Административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки, применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения);

.Административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника;

.Административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны. Отсюда - подзаконность не только деятельности субъектов исполнительной власти, но и устанавливаемых ими административно-правовых норм. В иерархии правовых норм им отводится определенное место, выражаемое следующей юридической формулой: они создаются на основе (основании) и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента Российской Федерации как главы государства.

Что касается структуры административно-правовых норм, она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов. При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти, Диспозиция нормы - это предписания, запреты и дозволения.

Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые.

Глава 2. Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование - общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание.

В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование в своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых управленческих отношений. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

1.Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер;

2.Уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного "рычага" юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти. В связи с этим нужно учитывать довольно частые ссылки на действие якобы всеобъемлющего принципа: можно делать все, что не запрещено. Однако нельзя подобный принцип истолковывать буквально, ибо иначе будут действовать одни лишь запреты.

Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных) административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.административный норма право форма

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

1.Организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственною управления;

2.Административно-правовой статус государственных служащих - работников управленческого аппарата;

.Ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;

.Административно-правовой статус общественных объединений;

.Отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

.Административно-правовой статус граждан.

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на общефедеральные, а также устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный, либо общеобязательный характер.

Глава 3. Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных отношений, но, естественно, по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в cфepe государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти. Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.).

Административно-правовая норма реализуется нe в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, нe ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

аконную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов (например, указов Президента или постановлений Правительства PФ), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

Глава 4. Формы выражения административно-правовых норм

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие "акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения".

Источниками административного права являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Четвёртой важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти.

Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Существует значительное количество чисто административно-правовых источников. Ho много и "смешанных", многоотраслевых; в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и трудового; административного и гражданского).

На наш взгляд наиболее полную классификацию источников административного права приводит Д.Н. Бахрах.

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы; а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно поделить на несколько групп:. Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

Акты Президента Российской Федерации;

Акты государственной администрации;

Акты муниципальных органов;. Публичные договоры;. Акты правосудия;. Административные обыкновения.. В первой группе источников можно различать:

Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации

а) Конституция Российской Федерации;

б) Федеральные Конституционные законы (Федеральный Конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", "Об уполномоченном пo правам человека в Российской Федерации" и др.);

в) Федеральные законы (ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; Кодекс об административных правонарушениях и др.);

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания Российской Федерации (Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ "О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ").

Законодательные акты субъектов Федерации:

а) конституции; уставы субъектов Федерации (Устав Саратовской области);

б) законы субъектов Федерации (Закон Саратовской области "О губернаторе Саратовской области").. Вторая группа - акты Президента Российской Федерации. Поскольку Конституция Российской Федерации нe отнесла Президента ни к одной из трёх ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

Акты Президента Российской Федерации - это:

а) указы Президента (Указ Президента РФ "О проведении аттестации государственных гражданских служащих");

б) распоряжения Президента().. Третья гpyппа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам.

Административные акты федеральных органов и организаций:

а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ "О завершении реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" (2001-2005)");

б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции (Приказ Минобразования РФ "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей вне рамок образовательных программ");

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

д) акты Банка России.

Административные акты субъектов Федерации:

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

в) приказы; постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.. Любые правовые нормы, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм.. В правовой жизни России постепенно увеличивается роль публичных договоров, содержащих нормы административного права. В пятую группу источников административного права входят четыре вида договоров:

Международные договоры.

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Конечно, правительство, министерство нe вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам России.

Федеративные договоры. Уже заключено более 50 договоров Российской Федерации е ее субъектами.

Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т, д.

Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов; работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

Известно, что нормативными являются нe только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую. Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, и тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия нe считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу.

Заключение

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Административно-правовые нормы выступают, как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов - предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.

Конкретизируя и дополняя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений. Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, регулируют государственную службу. Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.

Существование административно-правовой нормы предопределено следующими целями:

1.Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

2.Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

.Защита граждан и общества от административного произвола.

Таким образом, административно-правовые нормы, образуя административное право, отличаются от других норм права тем, что они:

1.Устанавливают формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении

2.Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов; взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, гражданами;

.Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

.Регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах.

Список используемых источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (с изм. 22.07.2010 г.) // СЗ РФ. №2. 07.01.2002.

.Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060.

4.Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2004. №25. Ст. 2485.

.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

6.Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Юристъ", 2005.

7.Административное право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.

8.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. - М., 1997.

9.Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000.

.Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.

.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - М.: "Юстицинформ", 2007.

.Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы // Советское государство и право. 1970. №3.

.Старилов Ю.Н. Общее административное право. Воронеж, 2007.

Социальные нормы формировались на ранних этапах образования общества. Слаженность начала проглядываться сначала в поведении, организации быта, добычи пропитания. Позже устанавливались общие правила, регулирующие отношения между людьми. Так или иначе, но упорядоченность и нормативность - это неотъемлемые признаки современного человеческого общества, для поддержания порядка в котором должен функционировать властный аппарат - государство. Административно-правовые нормы служат не только действенным методом принуждения подчинения слоев населения общегосударственному устою, но и механизмом повышения эффективности управления во всех сферах жизни социума.

Понятие нормы в отрасли административистики

Административно-правовые нормы созданы для регулирования публичных отношений, возникающих в процессе государственного управления. Их используют при осуществлении внутриорганизационной деятельности исполнительных органов и госслужбы.

Отношения, установленные положениями административного права, часто называют управленческими или центральными. Как и любые другие нормы, эти также формальны, поскольку присутствуют в подзаконных актах, а их принятию и отмене предшествует четко обозначенная процедура. Реализация административно-правовых норм подкреплена санкциями, которые применяются должностными лицами и уполномоченными госструктурами.

В чем особенность и отличия

Специфические особенности административно-правовых норм определены характером регулируемых ими отношений между участниками общественных правоотношений. Юридическим нормам в сфере управления присущи такие черты:

  • Цель. Нормы этой правовой отрасли призваны обеспечить организацию и работу всех исполнительных органов, реализацию власти и контроль над воплощением в жизнь требований, содержащихся в федеральных законах и подзаконных актах.
  • Действие. Административно-правовые нормы функционируют всемасштабно, по всей широте хозяйственной, социальной, культурной и политической жизни общества, связывая аппарат государственного управления с нижестоящими органами и остальными субъектами.
  • Императивность. Административные нормы обязательны к исполнению, так как содержащиеся в них законные предписания относятся к компетенции действующих субъектов исполнительных органов. Параллельно с ними свое влияние оказывают административно-процессуальные нормы, которые порождают диспозитивные правовые отношения со свойственным равенством субъектов. Последние менее распространены в управленческой сфере.

В отличие от юридических норм иных видов, административные обладают собственными средствами защиты от некорректной интерпретации и неуместного применения, что позволяет решать споры, зарожденных между участниками правоотношений, во внесудебном порядке. Юристы аргументируют данную особенность ориентированностью управленческого процесса на эффективную координацию экономико-политических сфер.

Что входит в понятие нормы права

В первую очередь подразумевается структура административно-правовой нормы и внутренняя взаимосвязь всех ее элементов. Строение правовой нормы в сфере госуправления традиционно, поскольку состоит она из гипотезы, диспозиции и санкции. При этом административные нормы не сводятся к единственной статье какого-либо одного подзаконного документа.

Гипотеза как часть понятия административно-правовой нормы

Именно гипотеза фактически определяет условия воплощения в жизнь последней. Условия применения гипотезы указывают на конкретные обстоятельства, при которых норма приобретает юридическую силу. Так, например, гипотезы статьи из КоАП РФ могут быть как абстрактными, определяя лишь условия применения диспозиционной части, так и казуистическими, то есть связывающими положения юридической статьи с отдельными фактическими случаями.

Виды диспозиций

Диспозиция как составляющая часть правила поведения субъектов служит непосредственной нормой, предписывающей права и обязанности участников отношений. Диспозиция в статьях Кодекса об административных правонарушениях может быть трех видов:

  • предписывающей;
  • разрешающей;
  • запрещающей.

Предписывающие диспозиции четко определяют, как должны вести себя участники правоотношений, и возлагают на них обязанность осуществления однозначных действий. Пример административно-правовой нормы с выраженной диспозицией присутствует в пункте № 132 Правил организации теплоснабжения в РФ от 08.08.2012. Согласно тексту документа, после завершения регистрации обращения потребителя в регистрационном журнале обязанностью должностного лица является выбор организации, обеспечивающей теплоснабжение потребителя.

Разрешающие диспозиции устанавливают, какими функциями и правомочиями наделяются публичные субъекты государственного управления в рамках требований данного правила поведения. Так, в ходе реализации государственного контроля над экологическими показателями уполномоченные должностные лица имеют право потребовать устранения выявленных нарушений, принять решение о приостановлении работы организации или применить другие, более эффективные меры юридического воздействия, предустановленные на законодательном уровне.

Запрет на выполнение прямых действий или бездействия, которые считаются противоправными, накладывается запрещающей диспозицией. Яркие примеры административно-правовых норм, содержащих такой вид диспозиции, встречаются в Правилах дорожного движения. Например, при закрытом шлагбауме водителю запрещено выезжать на железнодорожный переезд. При этом никакого значения не имеет, какого цвета сигнал светофора горит в данный момент.

Санкция в статьях КоАП РФ

Данный элемент административно-правовой нормы определяет последствия для нарушителя в случае неисполнения диспозиции. В санкции к статье содержатся указания на меры административной ответственности, применяемые к человеку, совершившему проступок. Для примера следует обратить внимание на статью 5.62 КоАП РФ, в которой присутствует санкция за дискриминацию человека по половой принадлежности, расе, цвету кожи, религии и другим особенностям. За посягание на права, свободы и интересы другого человека нарушителю грозит штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Если противоправное деяние было оказано юридическим лицом, максимальный размер штрафа может достигать 100 тысяч руб.

Помимо штрафа, накладываемого за нарушение норм Кодекса, в структуру административно-правовых норм также входят и другие санкции, подразумевающие дисквалификацию, административный арест, запрет на право занимать ту или иную должность, лишение прав и др.

Какими бывают правовые нормы в административистике

Все существующие правила поведения субъектов разделяются на несколько категорий. Три основных вида административно-правовых норм отличаются характерными юридическими свойствами. Это позволяет классифицировать их по ряду признаков. Существуют:

  • Материальные и процессуальные нормы - это базисная классификация административно-правовых норм, закрепляющих компетенцию субъектов, а также их ответственность, юридический статус и режим, в котором должна функционировать управленческая система.
  • Предписывающие, разрешающие и запрещающие нормы. В основе данной классификации лежит метод воздействия на поведение участников конкретных отношений. Реализация административно-правовых норм может происходить различными способами.
  • Императивные, диспозитивные и рекомендательные. По форме предписания положения административного права помогают определить поведение субъектов в случае наступления описанных в диспозиции условий, с учетом того, что иные правила поведения не будут применяться.

Классификация административно-правовых норм различается по субъектам правоотношений. Отдельно издаются подзаконные акты для регулирования деятельности госорганов, организаций предприятий. Помимо них, в КоАП РФ также присутствуют статьи, определяющие нормы поведения граждан, сферы деятельности общественных и религиозных организаций, а также аппарата госслужащих. Кроме того, положения Кодекса затрагивают также права, обязанности и интересы иностранных лиц (граждан и организаций), находящихся на территории России.

По действию во времени нормы могут быть срочными, то есть имеющими заранее оговоренную дату прекращения юридической силы, и бессрочными. Ограниченным во времени являются указы о введении чрезвычайного положения, действие которого определяется исключительными обстоятельствами (разрушительным природным или природно-антропогенным явлением); бессрочные нормы, которые должны реализовываться до тех пор, пока не претерпят официальных изменений или не будут отменены. Юридические нормы, в том числе и те, что принимаются в сфере госуправления, приобретают официальное значение с момента подписания документа либо в указанный для его вступления в законную силу срок.

Виды административно-правовых норм можно выделить по действию в пространстве подзаконного документа. Речь может идти как о нормах, предусмотренных многосторонними международными договорами, сила которых распространяется не только в пределах РФ, но и на территории иных государств, так и о положениях федеральных законов или местных нормативно-правовых актах, действующих в территориальных пределах конкретного региона страны.

Контроль в административной сфере

В обобщенном понятии контроль можно рассматривать как единую систему методов воздействия социума на человека как отдельного индивидуума с целью коррекции его поведения, соответствующего сформированной правильной модели. В принципе такое определение вполне подходит и для описания понятия правового контроля, который является разновидностью социального. В любом случае под данным термином можно понимать важное условие для полноценной жизнедеятельности социальных групп или организаций, в частности государства.

Правовой контроль следует рассматривать как сложную структуру, состоящую из моделей должного поведения с одной стороны и системы участников правоотношений с другой. Фактически реальное поведение людей контролируется другими людьми при применении данных норм, но при этом их соблюдение является обязательным для всех. Эффективность правового контроля выражается в степени реализации установленных норм в поведении людей.

Как реализуются юридические нормы

Применение положений из нормативных актов является прямой реализацией правовых норм, которая заключается в осуществлении правомерных действий субъектов, не противоречащих законным требованиям и выраженных в использовании прав, выполнении обязанностей. Сам процесс практического задействования правил и требований осуществляется субъектами. Юридические положения, претворяясь в жизнь, реализуются путем их соблюдения, применения и исполнения.

В первом случае имеется в виду добровольное подчинение граждан, организаций, негосударственных предприятий и прочих субъектов нормам административного права, а также воздержание от совершения действий, которые данными положениями запрещаются. Следовательно, для реализации юридических норм вовсе не обязательно принимать активное участие в конкретных правоотношениях.

Применить положения исполнительных актов полномочны только представители исполнительной власти. Применение юридических правил поведения выражено в издании правовых актов, содержащих требования материального либо процессуального административного права. Такие документы создаются для определенных целей и касаются определенного лица (группы лиц) - например, приказ об увольнении, регистрация торгового объединения и др. Применение административно-правовых норм может быть возложено на судебные органы (взыскание за совершение правонарушения). Использование юридически действующих положений не исключается в ходе рассмотрения административных споров (например, жалоба гражданина на неправомерной действия или бездействия должностного лица).

В отличие от применения, исполнение правовых норм в сфере административного права - это активные правомерные действия участников правоотношений по выполнению законных предписаний, присутствующих в законе и подзаконных актах. Если соблюдение норм подразумевает пассивное участие субъектов, то исполнять установленные положения может любая сторона правоотношений. В ряде случаев, касающихся исполнения административно-правовых норм, пассивное поведение рассматривается как неправомерное поведение. Исполнение законов и подзаконных актов - основной инструмент обеспечения правопорядка в области реализации власти исполнительными органами.

Об источниках административно-правовых норм

Юридические нормы не могут существовать без внешнего выражения. Любое правовое положение должно быть оформлено таким образом, чтобы о нем могли узнать и детально ознакомиться люди, для которых оно предназначены. Вне зависимости от формы административно-правовой нормы (устной или письменной), различают несколько правовых источников.

В первую очередь нормативные акты разделяются на те, что имеют высшую законную силу и юридические документы различной отраслевой направленности, например Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании».

Различаются источники правовых норм в административном праве и по субъекту, принявшего их. Так, разделяют акты, принятые по итогам всенародных референдумов и акты, принятые Госдумой, Президентом РФ, а также распорядительные документы государственной администрации, органов правосудия и муниципалитета.

Самыми многочисленными источниками являются нормативные документы, изданные государственной администрацией. Среди них отдельными категориями выступают акты федеральных органов и организаций, в том числе распоряжения и постановления Правительства РФ, приказы и инструкции центральных ведомств. Международные договоры как России имеют приоритет в случае противоречия или несовпадения с содержанием федеральных законов.

Решения суда можно считать источниками административных норм только в том случае, если действующие правовые положения признаются несоответствующими тем правовым нормам, что обладают более значимой юридической силой. Среди таких актов правосудия отдельно выделяют решения судов различной юрисдикции, а также Постановления Конституционного суда РФ.

Если положения, регулирующие вопросы административного принуждения, были изданы органами муниципального управления, такие документы также приобретают статус правовых источников.

Что нужно запомнить

Все отрасли права представляют собой совокупность определенных юридических норм. Каждое положение органично входит в систему той сферы, вне которой либо не действует вовсе, либо применяется лишь в отдельных случаях. Нормы административного права - это первичные звенья, на основе которых выстраиваются общественные отношения и слаженно функционирует механизм государственного управления. Подзаконные акты и содержащиеся в них предписания служат описанием должных моделей поведения в правовых отношениях, оказывая воздействие на сознание и волю людей.

Особенности административно-правовых норм объясняются их предназначением - контролем и управлением над всеми сферами общественной жизни. Деятельность административного аппарата разнообразна по содержанию, поэтому данная отрасль является крупнейшей в отечественной правовой системе. От эффективности организационной системы в большей степени зависит жизнь государства и общества, обеспечение прав и свобод граждан.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ