Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Под конкурсной массой законодательство определяет весь спектр имущества, которое на стадии открытия конкурсного производства находилось на балансе предприятия-должника. За счёт средств, вырученных от реализации конкурсной массы, осуществляется оплата сформировавшейся задолженности.

Реестр имущества, вошедшего в состав конкурсной массы формируется назначенным судом управляющим одновременно со списком кредиторов. В ряде случаев имущество должника, может быть выявлено и на стадии исполнительного производства. Оно также составит конкурсную массу.

Правовые основы формирования и исключения имущества из конкурсной массы

Конкурсная масса и порядок её формирования регламентируется 131 статьей 127 Федерального закона о несостоятельности.

В реестр включается имущество, зафиксированное на балансе несостоятельного предприятия, на стадии конкурсного производства, а также выявленное в ходе производства исполнительного. При обращении , в полном объёме оно будет использовано для погашения обязательств перед кредиторами.

Наряду с данным понятием актуально использование и иного термина – имущественная масса. Его возникновение связано с тем фактом, что в процессе судопроизводства имущество должника нередко претерпевает изменения. Этот термин используется непосредственно для обозначения имущества.

В дальнейшем возможен возврат определённого имущества должнику или наоборот внесение его в конкурсную массу. Кроме того, закон определяет и тот момент, какое имущество может быть рассмотрено для погашения долга, а в отношение какого данные меры не применимы.

Так, исключение может составить:

Таким образом, исключается из имущественной массы и осуществляется возврат любого имущества, на которое предприятие-должник прав собственности не имеет, при этом его принадлежность третьим лицам подтверждена документально.

Формирование конкурсной массы — обязанность назначенного арбитражного или конкурсного управляющего. Где можно увидеть список конкурсных управляющих, .

Особенные виды собственности предприятия-должника

Определённые требования устанавливаются и к специфическим объектам, находящимся в собственности несостоятельного предприятия. К таковым принято относить стратегически важные объекты, объекты социального назначения и составляющие культурное наследие страны. Конкурсная масса также может включать такие объекты. Для них применяется особая процедура торгов. Её порядок зафиксирован в 110 статье 127 Федерального закона.

Новый собственник при приобретении такого имущества обязан соблюдать положения 132 статьи выше названного закона, в частности ее 4 пункта. Последний заключается в обязанности нового собственника в обеспечении сохранности и целевого использования.

Кроме того, если в пределах данного имущества новый владелец решил оказывать услуги платного характера, тарификация данных услуг также должна производиться в рамках законодательства и не превышать тарифов на данный вид услуг, определённых государством.

Что должно быть включено в состав конкурсной массы

После того, как все исключения учтены, конкурсная масса в своём составе должна иметь следующие виды собственности:

После того, как конкурсная масса, за счёт которой будет производиться возврат средств кредиторов, сформирована и составлен её реестр, управляющий производит её оценку.

Для оценки управляющим могут быть привлечены специалисты в этой области, закон этого не запрещает. Оплата услуг специалистов может быть произведена за счёт имущества. Также их могут оплатить кредиторы, если иное не оговорено в законе. За основу берётся рыночная стоимость имущества должника.

После того, как оценка произведена конкурсная масса уходит на торги.

Реализация имущества: особенности организации торгов

Процедуры реализации имущества должника регламентируется 84 статьей законодательства о банкротстве. Реализация конкурсной массы – наиболее значимый момент процедуры конкурсного производства, так как является основным способом обеспечения прав кредиторов и соразмерного удовлетворения их финансовых требований.

Реализация осуществляется на открытых рынках, включая открытые торги. и предстоящей реализации управляющий обязан опубликовать в СМИ и иных официальных источниках. Сделать он это должен не позднее 30 календарных дней, до начала открытия торгов. Сведения о реализуемом имуществе также находятся в открытом доступе.

Стартовая цена выставляемого на торги имущества определяется общим собранием кредиторов на основании оценочной рыночной стоимости. Полномочия у представителя собрания кредиторов . Собранием кредиторов определяется и место организации торгов.

Небольшое дополнение на тему имущества, не входящего в конкурсную массу, на видео:

Та часть имущества, которая по итогам торгов реализована не была, продаётся публично самим конкурсным управляющим по цене, которую согласны предложить контрагенты, но не ниже ликвидационной стоимости. Примечательно, что ликвидационная стоимость также определяется независимым оценщиком. Как правило, в ходе оценки определяется как рыночная стоимость, так и цена имущества должника при ликвидации.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов

Конкурсная масса - это:

    основныеиоборотные средства

    нематериальные активы

    дебиторская задолженность

    прочие и активы, находящиеся набаланседолжника

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.

Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранениидолжника, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством или учредительным документом организации может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению в конкурсную массу подлежат также объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключениемжилищного фонда,детских дошкольных учрежденийи отдельных жизненно важных для данного региона объектов производственной икоммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующихорганов местного самоуправления.

Удовлетворение требований кредиторов

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а также содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

    Производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

    Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

    Производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущиекоммунальныеиэксплуатационные платежидолжника, а также требования, возникшие в ходенаблюдения,внешнего управленияи конкурсного производства.

Возможность перехода к внешнему управлению

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровлениеи (или)внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные даннымифинансового анализа, полагать, чтоплатежеспособностьдолжника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созватьсобрание кредиторовв течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении варбитражный судс ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Понятие конкурсной массы возникло в доктрине российского права достаточно давно. Закон о банкротстве не содержит определения понятия «конкурсная масса», вместе с тем в ст. 131 Закона о банкротстве указано, что в ее состав входит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 43.

В.Ф. Попондопуло называет конкурсную массу - не совокупностью вещей, а определенным имущественным комплексом, включающим в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие имущественные права должника (обязательственные, творческие, наследственные), а в определенных случаях и обязанности должника (например, при продаже несостоятельного должника целиком и «на ходу» как имущественного комплекса - ст. 132 ГК РФ, ст. 86 Закона о несостоятельности).

Целесообразнее использовать термин имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурсного производства. В имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это в целях формирования конкурсной массы.Телюкина М.В. Указ. соч. С. 440. Также поддерживается идея введения термина «имущественная масса». При этом отмечает, когда из имущественной массы будет исключено то, что подлежит исключению в соответствии с нормами Закона о банкротстве, и будет добавлено имущество, полученное тем ли иным способом в конкурсном производстве (или, наоборот, обнаружится невозможность увеличения актива должника), то это имущество будет называться конкурсной массой.Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 43.

Таким образом, конкурсная масса - имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы и неликвидное имущество. Телюкина М.В. Указ. соч. С. 440. А.А. Пахаруков, В.А. Семеусов говорят о том, что, погашение требований кредиторов может производиться путем предоставления отступного, а также путем зачета требований (п. 8 ст. 142 Закона о несостоятельности), что несколько снижает практическую целесообразность дифференциации понятий «имущественная» и «конкурсная» масса, хотя указанное выше разделение понятий вполне допустимо и теоретически оправданно.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 217.

С юридической точки зрения конкурсная масса выступает объектом удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника, но не непосредственно в виде вещей и прав, а посредством соразмерного удовлетворения этих требований из стоимости реализованных вещей и прав, составляющих конкурсную массу, в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве. Среди кредиторов распределяется не имущество как таковое, составляющее конкурсную массу, а денежные средства, вырученные от реализации этого имущества.Попондопуло В.Ф. Указ. соч. С. 215.

В соответствии с Законом о банкротстве не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего, изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему: арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении; личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 402.

В соответствии с п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное настоящим Законом.

При наличии у должника, изъятого из оборота имущества, конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (собственником имущества может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим лицом. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона о банкротстве по истечении 6-месячного срока в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий не имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества - эти суммы будут поступать в имущественную массу.Телюкина М.В. Указ. соч. С. 441.

Особое внимание следует уделить нематериальным активам. Процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия - должника. Аннулированию подвергаются не только лицензии, но и товарные знаки, и знаки обслуживания. К нематериальным активам также относятся: организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников в уставный капитал; деловая репутация организации. В связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия. Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских или иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и ноу-хау при условии, что предприятие является их собственником, а не обладает им на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо провести оценку и выставить на продажу. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций: учеб пособие. М., 2006. С. 90.

К социально значимым объектам закон относит дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. Такие объекты продаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве, любому покупателю.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса могут быть определены собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления. Условия и порядок проведения конкурса обозначены в приложении №3.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним, в частности, относятся: собственные акции, выкупленные у акционеров; имущество, которое является вкладом в совместную деятельность.

Ю.А. Ежов говорит о том, что из состава дебиторской задолженности необходимо исключить невостребованную (безнадежную задолженность). Истребованную, но не полученную задолженность он делит на два вида: задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги не возможные для взыскания. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций: учеб пособие. М., 2006. С. 91.

Денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, должны зачисляться только на основной счет должника. С основного счета должника должны осуществляться выплаты кредиторам. По общему правилу, конкурсный управляющий не правомочен открывать счет в банке или иной кредитной организации. Он только выбирает тот счет из числа имеющихся у должника, который станет в последствии основным. Исключение делано только в двух случаях: 1. когда вообще отсутствует банковский счет (например, у отсутствующего должника); 2. когда отсутствует возможность осуществления операций по имеющимся счетам (например, у банка, где открыт основной счет, отозвана лицензия) Только при этих обстоятельствах конкурсный управляющий обязан открыть в ходе конкурсного производства основной счет.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 223.

Остальные счета должника конкурсный управляющий закрывает, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, и специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, а остатки денежных средств перечисляет на основной счет. Однако возможна ситуация, когда счета должника находятся в банках, в отношении которых принято решение о признании их банкротами. В такой ситуации конкурсный управляющий вправе открыть новый (основной) счет должника. Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными средствами. Вместе с тем при наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте в порядке, установленном федеральным законом. Конкурсный управляющий вправе совершить уступку прав требования денежных средств с банковского счета в порядке, предусмотренном ст. 140 Закона о банкротстве, в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией условий договора банковского счета в связи с отзывом у данной организации лицензии на осуществление банковской деятельности. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 764.

Признание возможности бесспорного (безакцептного) списания денежных средств с основного счета должника позволяет применить к рассматриваемым отношениям соответствующие нормы, регулирующие расчеты по инкассо. Речь идет о Положении Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ», согласно которому банк не рассматривает по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке. Следовательно, в случае несвоевременного направления арбитражным управляющим платежных документов к основному счету должника действия банка по списанию денежных средств по текущим обязательствам в порядке инкассо с соблюдением требований ст. 855 ГК РФ будут правомерными. Нарушение прав других кредиторов может быть основанием иска к получателю денег, но не к банку, правомерность позиции которого подтверждается ч.4 ст. 27 ФЗ «О Банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация не несет ответственности за ущерб, причиненный клиенту в результате обращения взыскания на денежные средства на счетах. В случае, если налоговый орган направляет платежные поручения к основному счету должника (требования по налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды), банк обязан возвратить их. Основанием к возврату будет служить запрет специальной нормы законодательства (п.1 ст. 126 Закона о банкротстве) на самостоятельное удовлетворение кредиторов, который следует трактовать как отсутствие законодательстве возможности бесспорного порядка взыскания денежных средств по рассматриваемым обязательствам.Обыденнов А.Н. Правовой режим основного счета должника в ходе конкурсного производства // Юрист. 2005. №12. С. 31.

Механизм опротестования заключенных должником сделок может быть использован в конкурсном производстве для увеличения конкурсной массы. Основания признания сделок недействительными предусмотрены как ГК РФ (общие), так и Законом о несостоятельности (специальные).

Закон о банкротстве, регулирует возможность признания недействительными сделок, совершенных должником и арбитражным управляющим, которые можно условно разделить на три группы:

Сделки, совершенные должником до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (в преддверии банкротства);

Сделки, совершенные должником в процедурах банкротства;

Сделки, совершенные арбитражным управляющим в процедурах банкротства.

Материально-правовые основания признания недействительными сделок первой группы установлены п. 1 - 4 ст. 103 Закона о банкротстве, при этом по п. 1 - 3 этой статьи недействительными могут признаваться также и сделки, совершенные должником в процедурах банкротства.

Сделки, совершенные должником в преддверии банкротства, могут быть признаны недействительными как по общим основаниям, предусмотренным ГК РФ и федеральными законами (п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве), так и по специальным, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 103 Закона о банкротстве. В первом случае конкурсный управляющий предъявляет иск от имени должника, во втором - от собственного имени. Кроме того, сделка, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании банкротом, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими п. 3 ст. 103 Закона, может быть признана недействительной не только по иску конкурсного управляющего, но и кредитора. Аналогичное правило предусмотрено и в случае признания недействительной сделки по основанию, указанному в п. 4 ст. 103 Закона о банкротстве.Дорохина Е.Г. Недействительность сделок в рамках Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Закон. 2008. №6. С. 25.

Спорным является вопрос о предпочтительности удовлетворения одних кредиторов перед другими. При рассмотрении споров по данной категории дел арбитражные суды склонны рассматривать как предпочтительное удовлетворение наиболее явные случаи преимущественного выполнения требований одних кредиторов в ущерб другим. В качестве иллюстрации можно привести случай, когда на момент совершения оспариваемой сделки имелись представленные суду постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника денежных средств в пользу других кредиторов. Еще одним примером предпочтительности является заключение одним из кредиторов в шестимесячный срок до подачи заявления о признании должника банкротом договоров залога имущества должника. Поскольку требования залоговых кредиторов в силу Закона о банкротстве удовлетворяются в особом порядке (п. 4 ст. 134 Закона), предпочтительность удовлетворения требований одного кредитора, по мнению суда, установлена.Царик Г.П. Специальные основания для оспаривания сделок должника в процедурах банкротства. Нужны ли они? // Предпринимательское право. 2008. №2. С. 12.

Е.Г. Дорохина определяет критерий предпочтительности удовлетворения требований кредиторов, исходя из судебной практики, как наличие у должника иных кредиторов в момент совершения оспариваемой сделки.Дорохина Е.Г. Недействительность сделок в рамках Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Закон. 2008. №6. С. 25.

В ходе конкурсного производства сделки с имуществом должника совершает конкурсный управляющий с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Порядок, сроки и условия продажи имущества должника подлежат одобрению собранием (комитетом) кредиторов. Уступка прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Инвентаризация имущества должника производится на основании Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 45.

Инвентаризация имущества должника является основанием для проведения оценки имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику имущества. Для этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Оценщик должен определить ликвидационную стоимость имущества, в том числе финансовых вложений и нематериальных активов.

Ликвидационная стоимость объекта - это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 408.

Продажа имущества должника регулируется ст. 139 Закона о банкротстве.

Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3-8 ст. 110, ст.111 Закона о банкротстве.

Из анализа ст. 128, 129 ГК РФ следует, что имущественные права (права требования в том числе) являются составной частью имущества и могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Имущественные права должника в рамках процедуры банкротства включаются в конкурсную массу и подлежат передаче в соответствии с установленным порядком. Порядок продажи (уступки) прав требования должника определен нормами Закона о несостоятельности.

Конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, т.е. путем открытых торгов, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора продажи прав требования должника должны предусматривать: получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи; переход прав требования только после полной оплаты прав требования.

В случае наличия между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов) разногласий по вопросу согласования порядка продажи прав требования должника данные разногласия разрешаются в судебном порядке.

В процессе конкурсного производства допускается замещение активов должника, осуществляемое путем создания на базе имущества должника одного (в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности) или нескольких открытых акционерных обществ (оплата их уставных капиталов производится имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности), акции которых подлежат продаже на открытых торгах для целей аккумулирования денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов.

Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Документы, подтверждающие наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих лицензий у созданных открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном федеральным законом.

Основанием проведения замещения активов должника является решение собрания, а не комитета кредиторов. Решение собрания считается принятым, если за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

Установление требований с целью внесения их в реестр осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда.

М.В. Телюкина говорит о том, что указанное выше правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также, если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными (но Законом о банкротстве это прямо не установлено).Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 447.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить свои претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении данного срока реестр требований кредиторов закрывается.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.

Конкурсная масса

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства.
Термин «конкурсная масса» используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин — имущественная масса — для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается — все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, — имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями — когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов — явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными — резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества — либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока — в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом — все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, — эти суммы будут поступать в имущественную массу.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

— Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ