Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Под законодательной техникой понимается система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.

К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования:

Если в действующих актах имеются повторения, несогласованности, противоречия с предполагаемым регулированием, то должны быть подготовлены в качестве самостоятельных статей (пунктов) проекта либо пунктов постановления о введении его в действие предложения о внесении в действующие акты изменений в связи с принятием нового нормативного решения, о признании актов, их частей утратившими силу, а также поручение нижестоящим органам привести свои акты в соответствие с новым актом.

Самая удачная форма внесения изменений в нормативные акты -- оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение ее непосредственно в текст акта вместо старой формулировки. Дополнения также должны вноситься в текст изменяемого акта.

Законодательные акты обычно делятся на статьи, президентские, правительственные и ведомственные акты, а также акты местных представительных органов и их исполнительных структур -- на пункты. К статьям закона, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями.

Не следует включать в текст нормативного акта (за исключением преамбулы, которая помещается, как правило, в проектах наиболее важных актов) общие рассуждения, научные положения, призывы, декларации и т.п. Для того чтобы нормативный акт был действительно юридическим документом, он должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами. В нем не должны употребляться образные сравнения, эпитеты, метафоры, а также устаревшие и многозначные слова и выражения, термины, не являющиеся общеупотребительными.

Точность, лаконичность и строгость стиля -- характерные черты языка нормативных актов. Законодательному тексту не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка. Очень важно единство употребления терминов. Один и тот же термин должен последовательно использоваться в тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные акты изменений и дополнений.

В проекте целесообразно давать определения имеющих принципиальное значение терминов (законодательные дефиниции), а также расшифровку малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов, особенно если будущий акт рассчитан на широкое применение и касается большого круга должностных лиц или многих граждан.

В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

Система действующих нормативных актов в современном цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативных актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, акт президента и иной источник права нередко вносит коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.

Чтобы в массе действующих и изменяющихся источников российского права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.

Систематизация прежде всего используется в качестве эффективного способа обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Достаточно широко систематизация применяется и в процессе правотворческой деятельности.

Современная правовая практика знает и использует четыре способа систематизации нормативных актов: сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; создание нового акта -- кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, -- путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.

Сообразно названным способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов (их наименовании, дате принятия, номере акта и др.) либо тексты актов, утративших силу.

С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, актов Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и других актов.

Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов.

Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.

Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.

Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу (теме), создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо современной техники, с ручным поиском. Процесс разработки такой системы включает в себя следующие этапы:

  • а) определение совокупности тематических вопросов, по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой информации. Перечень таких вопросов фиксируется в специальном документе (алфавитно-предметном словнике или рубрикаторе отраслей законодательства). В алфавитно-предметном словнике тематические вопросы обозначаются отдельными терминами либо сочетаниями терминов, которые располагаются в алфавитном порядке (например, "Аванс. Автомобильный транспорт. Авторский договор" и др.). Рубрикатор отраслей законодательства строится по иному принципу: тематические вопросы формулируются в нем в виде перечня отраслей, институтов и иных частей, на которые подразделяется система законодательства;
  • б) анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов, предусмотренных алфавитно-предметным словником либо рубрикатором отраслей законодательства;
  • в) фиксация выявленных в актах тематических вопросов в специальном журнале либо на карточках. Журнальный учет имеет весьма ограниченные возможности. Его применение целесообразно там, где имеется небольшой массив нормативных актов, а круг информационных потребностей организации, учреждения является постоянным в рамках достаточно узкой тематики. При создании картотеки в специальных карточках фиксируются реквизиты акта (наименование органа, принявшего акт, вид, номер акта и др.), а иногда помещается и текст акта. Заполненные карточки размещаются по рубрикам в соответствии с используемым в системе словником или рубрикатором.

Поиск осуществляется следующим образом:

  • · возникшая потребность в правовой информации формулируется в виде запроса, по какой теме или какие конкретно акты надлежит найти;
  • · по алфавитно-предметному словнику или рубрикатору отраслей законодательства определяется перечень тем, которые соответствуют поступившему запросу;
  • · по разделам журнала или рубрикам картотеки выявляются нормативные акты, содержащие нормы, соответствующие теме запроса;
  • · путем прочтения текстов актов осуществляется отбор соответствующих запросу норм.

В государственных органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. В связи с тем, что для отдельной организации такой учет достаточно трудоемок, сложен и чреват многими ошибками при поиске, создаются разного рода коммерческие организации, которые осуществляют централизованный сбор и поддержание в контрольном состоянии нормативных актов федеральных органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают заинтересованных лиц необходимой им правовой информацией.

С мая 1992 г. в Российской Федерации введена государственная регистрация ведомственных нормативных актов. Государственной регистрации в Министерстве юстиции подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока их действия и характера содержащихся в них сведений. По представленному на государственную регистрацию нормативному акту проводится правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации.

В настоящее время в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации создается единый эталонный банк данных правовой информации, включающий в себя наряду с актами федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти нормативные акты всех субъектов Федерации.

Для правоприменительных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. К форме правоприменительных актов предъявляются следующие требования:

  • · логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в акте;
  • · отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;
  • · максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
  • · ясность и доступность языка нормативных актов;
  • · точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
  • · сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов.

Точность, лаконичность и строгость стиля -- характерные черты языка нормативных актов. Очень важно единство употребления терминов. Один и тот же термин должен последовательно использоваться в тексте акта при обозначении одного и того же понятия.

В соответствии с общими требованиями законодательства большинства стран мира, а также с международными правилами, для признания подлинности или законности документов, необходимо их заверение или легализация.

Простейшим вариантом является заверение подписью должностного лица и печатью организации, которая выпустила этот документ.

Для придания большей официальности и для предупреждения возможных разногласий между участниками того или иного соглашения, желательно произвести официальное заверение соответствующих документов.

Первый уровень - это нотариальное заверение. Этого обычно достаточно для предъявления документов внутри страны.

Процедура подтверждения подлинности документов вне страны определяется действующим международным законодательством.

В частности, в 1992 г. РФ присоединилась к Гаагской Конвенции 1961 г., которая отменяет для стран-участниц Конвенции требования дипломатической легализации официальных документов, направляемых в ту или иную страну-участницу данной Конвенции. Конвенция ввела единую международную форму заверения документов - Апостиль.

В соответствии с Конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций РФ, проставляется специальный штамп, апостиль, удостоверяющий подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ.

Понятие официального документа охватывает документы, исходящие от нотариуса, административных органов, от другого органа или должностного лица, подчиненных юрисдикции государства, подпись на которых может быть удостоверена путем предварительного свидетельствования ее подлинности нотариусом.

Конвенция не распространяется на документы, совершенные консульскими учреждениями, с также административные документы, имеющие прямое отношение к таможенной или коммерческой операциям.

Право проставить гриф «Апостиль» на документы имеют определенные официальные органы и должностные лица каждой страны. В России - Министерство Иностранных Дел. Для представления документов в стране, не присоединившейся к Гаагской Конвенции, требуется их заверение в консульстве этой страны, находящихся по месту нахождения документов.

Под текстом документа совершается удостоверительная надпись на русском языке независимо от того, что документ изложен на русском и иностранном языках. В удостоверительной надписи должностное лицо обязано полностью указать фамилию, имя, отчество, а также полное наименование нотариальной конторы или частного нотариуса в строгом соответствии с наименованием оттиска гербовой печати.

Дата обозначается словами, если она отсутствует в тексте документа, либо указана цифрами. Фамилию, имя, отчество лица подписавшего документ необходимо указать по заграничному паспорту в той последовательности, как они проставлены в оформленном документе. Печать ставится на свободном месте документа под удостоверительной надписью, не затрагивая ее текста и надписи нотариуса. Штамп «Апостиль», подпись и печать, проставленные в органах юстиции и ЗАГСа, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

правотворчество законодательство юридический

В. Н. Карташов обращает внимание на необходимость разграничения понятий «средство» и «способ». При этом под средствами понимаются допустимые правом и законом предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и получение необходимых результатов.

В. Н. Карташов относит к юридическим средствам юридические понятия, термины, конструкции и другие явления, выработанные юридической наукой и практикой. В настоящем пособии в качестве средств юридической техники рассматриваются также и юридические презумпции, перечисления, юридические фикции и юридические символы.

Способы, в свою очередь, понимаются как пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законодательной практики.

Представляется правильным выделять следующие способы юридической техники:

1. Способы структуризации;

2. Способы логического изложения;

3. Способы языкового изложения;

4. Способы построения правового материала по степени обобщенности (абстрактный, казуистический);

5. Способы связи между нормативными правовыми актами.

Предложенная классификация средств и способов юридической

техники учитывает и интегрирует предложения с соответствующими коррективами таких ученых, как В. Н. Карташов, С. С. Алексеев, Ю. А. Тихомиров, Д. А. Керимов.

Необходимо отметить, что приемы юридической техники следует отнести к уровню технической деятельности, то есть к технологическому звену.

А. Нашиц отмечает: «Следует признать, что существует стадия собственно технического построения норм с присущими ей техническими средствами и приемами». Это и есть технологическая стадия, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т.е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием юридической техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила.

Классификации приемов юридической техники, имеющиеся в литературе, достаточно разнообразны.

Так, С. С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям:

1. По степени обобщения норм (абстрактный и казуистический);

2. По способу изложения норм (прямой, бланкетный, ссылочный).

А. Нашиц в числе приемов юридической техники называет определение, классификацию, юридическую конструкцию, презумпцию и фикцию.

На наш взгляд, приемы юридической техники должны подразделяться на две группы:

К первой группе следует отнести приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры (осуществление рубрикации текста и нумерации его составных частей, формулирование заголовка и преамбулы, использование реквизитов, формирование примечаний и ссылок).

Ко второй группе технико-юридических приемов относятся те, что направлены на формулирование непосредственно норм права.

Эту вторую группу приемов можно, в свою очередь, разбить на две подгруппы: приемы, относящиеся к лингво-логическому строению нормы (выбор лексических и синтаксических средств), и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование конструкций, презумпций и фикций, выражение модальности нормы).

Соблюдение правил юридической техники достигается путем правильного использования ее способов (приемов). Наконец, использование способа (приема) юридической техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимой для решения данной правотворческой задачи.

Итак, юридическая техника представляет собой научнотехническую область юридического знания. Сказанное позволяет утверждать, что у юридической техники имеется не только прикладное, но и познавательное, гносеологическое значение.

Юридическая техника - это система профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, правоинтерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания.

Являясь средством создания и совершенствования права, юридическая техника сопутствует ему на всех этапах развития, отражая его национальные и исторические особенности. В отличие от правовой политики, являющейся проводником влияния «внешних» факторов, определяющих стратегические направления формирования правовой системы, юридическая техника - внутренний, собственно юридический инструментарий, позволяющий совершенствовать правовую систему и поддерживать ее «в рабочем состоянии». Логика развития теории юридической техники предопределяет ее зависимость от основных тенденций в развитии отечественной правовой системы, что обусловливает, во-первых, фактическое расширение сферы применения юридической техники, во-вторых, расширение ее научной трактовки.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите факторы, влияющие на развитие юридической техники и повышение ее значения в современных условиях?

2. Какое значение играет юридическая техника для будущих юристов?

3. Как иначе может пониматься юридическая техника?

4. Дайте определение юридической техники. Как можно толковать каждое слово в термине «юридическая техника»?

5. Каковы цели юридической техники?

6. Что понимается под законодательной техникой?

7. Охарактеризуйте виды законодательной техники.

9. Приведите примеры методологии юридической техники.

10. В чем отличие «методологии» от «метода»?

11. Перечислите средства и способы юридической техники.

12. Назовите основные группы юридической техники.

Приемы юр. техники – осуществление определенных действий основанных на знании в сфере права с использованием средств юр. техники и направленных на создание текста документа.

-Использование различных стилей изложения материала. Текст закона должен быть написан в официальном стиле, не вызывающем дополнительных ассоциаций и лишних эмоций и не отвлекающем от сути документа. Официальный стиль обычно характеризуется следующим:

сжатостью, компактностью, экономичным использованием слов и выражений;

стандартным расположением материала;

использованием клише, штампов. Например, очень часто используются такие штампы, как "должностное лицо государственного органа", "в соответствии с действующим законодательством", и т.п.;

повествовательным характером;

наличием тенденции к употреблению повторов слов и отсутствием местоимений, их заменяющих;

слабой индивидуализацией.

Безусловно, стиль документа может быть разным. На выбор стиля документа влияет много факторов, в том числе таких, как цель документа, тип документа, особенности адресата. Но, как правило, выделяют такие стили документов, как официальный (официально-безразличный), жестко-категоричный, заискивающе-просительный, литературно-художественный, разговорный (бытовой, обыденный).

-Структурированность, логичность изложения материала.

Подавляющее большинство юридических документов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала. Первичной структурной единицей подразделения нормативного акта является статья (иногда используется термин "пункт" или "параграф"). Статья должна охватывать однородный материал. В случае, когда статья включает несколько юридических предписаний, она имеет свои внутренние подразделения, которые обычно начинаются с красной строки и называются "частями", реже "абзацами". Подразделения внутри единого нормативного положения (например, при перечислении) именуются обычно пунктами. В свою очередь, статьи объединяются в главы, главы - в части, части - в разделы.

Для удобства пользования и осуществления правоприменительной деятельности лучше каждый структурный элемент нумеровать. Если какой-то элемент юридического документа нумерации не имеет, то на него сложно сослаться, потому что приходится вручную считать, на какую часть статьи сослаться. Естественно, это неудобно. Примерами таких "ненумерованных" документов являются Лесной и Водный кодексы РФ.

Хотелось бы, чтобы подходы к нумерации были унифицированы. На практике не всегда бывает просто этого достичь. Например, в УК РФ статья делится на части, которые в свою очередь делятся на пункты. В ГК РФ сделано наоборот: статья делится на пункты, которые делятся на части.

Нумерация должна быть стабильной; все изменения и дополнения должны сопровождаться точно ссылкой на нормативный акт, на основе которого они произведены. Причем добавление новой статьи в действующий законодательный акт не влечет перенумерации всех статей. Если возникает необходимость вставить статью, то ей добавляется индекс. Наличие индекса не означает умаления юридической силы статьи, такая статья является равноправной с остальными.

Структура некоторых видов юридических документов определяется действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 303 УПК РФ приговор состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В соответствии со ст. 198 ГПК РФ судебное решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Кроме того, огромную роль играют правильное аргументирование и использование законов логики. Знание логики и умение оперировать этими знаниями являются краеугольным камнем правового мышления и показателем его квалифицированности. Присутствие логики в тексте юридического документа обязательно и естественно. Противоречивость текста не только затрудняет применение документа, но и может привести к его оспариванию. Нарушение такого элемента юридической техники, как логика изложения в тексте документа, делает документ неэффективным.

-Использование приложений.

Очевидно, что чем короче документ, чем более компактно в нем размещен материал, тем больше шансов, что его дочитают до конца. Поэтому возникает потребность сократить основную часть документа, переместив второстепенную, менее важную и значимую информацию в другое место. В таком случае очень удобным является использование приложений. Кроме того, в приложении могут содержаться другие документы, подтверждающие или раскрывающие позицию автора.

-Использование перечня.

В определенных случаях необходимо перечислять обстоятельства, причины, признаки того или иного явления. Обычно каждому элементу перечня присваивается свой порядковый номер. Перечень может быть закрытым или открытым.

Следует избегать открытого перечня, заканчивающегося словами "и иные", "и другие". В данном случае слишком много зависит от свободы усмотрения правоприменителя, его уровня правосознания. Открытыми перечнями всегда отличались наши налоговые законы.

-Использование бланкетных, отсылочных норм.

Использование бланкетных и (или) отсылочных норм позволяет избежать ненужных повторов, упростить или сократить текст. Можно выделить несколько способов применения ссылок. Простой способ отсылки предполагает полное изложение одной части нормы в статье, вторая часть нормы формулируется в виде отсылки к конкретным статьям этого же закона.

Сложный (бланкетный) способ отсылки предполагает формулирование отсылки не к конкретным статьям нормативного акта, а к целому роду или виду каких-либо правил, содержащихся в других нормативных актах. Использование бланкетных или отсылочных норм является достаточно удобным приемом, поскольку разгружает основную часть документа от дополнительной информации. Но иногда в результате неправильного использования этого приема происходит "отсылка в никуда". Например, очень часто в тексте договора можно встретить фразу: "ответственность сторон наступает в соответствии с действующим законодательством".

Примечание означает дополнительное объяснение, заметку позади текста или в сноске под текстом; замечание, обращение внимания. Примечание - специальное подчеркивание, акцентирование внимания на каком-то обстоятельстве, факте, явлении, состоянии, процессе. Это конкретизация, дополнение норм. Многие примечания несут дополнительную информацию пояснительного характера. Иногда они вообще содержат правила, которым место в самой норме, а не в примечании. Например, понятие должностного лица содержится именно в примечании к ст. 285 УК РФ.

- Сокращения не допускаются

Юридический документ: понятие и виды.

Юридический документ - официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Виды юридических документов:

Нормативные Акты-

Нормативный акт - это официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, который содержит норму права. Это наиболее совершенная форма права, создающая основу для точного и стабильного правового регулирования, укрепления законности, правопорядка, доступности и обозримости правовых предписаний. Нормативные акты имеют письменную документированную форму, принимаются и изменяются в особом порядке, носят общеобязательный характер, распространяются на неопределенный круг лиц. Нормативные акты применяются неоднократно и действуют постоянно.

Нормативные акты можно классифицировать по нескольким критериям:

1) в зависимости от отраслевой принадлежности нормативные акты подразделяются на:

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) уголовно-правовые;

г) финансово-правовые;

д) гражданско-правовые и т. д.;

2) в зависимости от территории действия можно выделить:

а) общефедеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальных образований;

г) локальные нормативные акты;

3) в зависимости от сроков действия:

а) временные

б) неопределенного длительного времени действия;

4) в зависимости от специфики правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты делятся на:

а) нормативные акты государственных органов;

б) общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т. д.);

а) совместные акты различных организаций;

б) нормативные акты, принятые в порядке референдума.

5) в зависимости от юридической силы:

а) законы;

б) подзаконные нормативные акты.

Акты Правоприменения

Акт применения права – это решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление.

Акт применения права характеризуется следующими признаками:

1) данный акт имеет императивный (властный) характер, что означает его обязательность для субъектов, которым он адресован;

2) индивидуальность правоприменительного акта состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов. Этот акт направлен на регулирование отношений между конкретными субъектами; правоприменительный акт носит персонифицированный характер;

3) правоприменительный акт является юридическим фактом, т. е. влечет возникновение, изменение, прекращение правоотношений. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности, устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности;

4) правоприменительный акт имеет установленную законом определенную форму. Форма подчеркивает официальный характер и юридическую значимость акта применения права. Форма акта указывает на орган или должностное лицо, принявшее правовой акт, содержание решаемого вопроса; правовые последствия разрешения конкретной ситуации; дату составления и реквизиты компетентного органа или должностного лица, подписаышего его.

Принятие правоприменительных актов входит в компетенциию практически всех государственных органов.

Классификацию правоприменительных актов можно проводить по многим основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

1) акты государственных органов управления; акты органов управления учреждения, предприятия;

2) акты контрольно-надзорных органов;

3) акты органов правосудия; акты органов местного самоуправления.

2. По предмету правового регулирования:

1) акты конституционно-правовые;

2) административно-правовые;

3) уголовно-правовые;

3. По форме правоприменительной деятельности:

1) регулятивные;

2) охранительные.

4. По форме внешнего выражения:

1) акты-документы;

2) акты-действия.

5. По своему юридическому значению акты применения права подразделяются на:

1) основные;

2) вспомогательные.

6. В зависимости от действия во времени:

1) акты однократного времени действия

2) длящиеся.

7. По процедуре принятия:

1) коллегиальные;

2) единоличные.

8. По территории действия:

1) федеральные;

2) региональные;

3) органов местного самоуправления.

9. По основным направлениям деятельности государства:

1) в области экономики;

2) военного дела; культуры;

3) охраны правопорядка.

10. В зависимости от роли в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить:

1) конкретизирующие (регламентирующие);

2) акты о признании; регистрационные;

3) учредительные;

4) разрешающие;

Вся система правоприменительных актов играет исключительную роль в механизме правового регулирования. Они обеспечивают властную конкретизацию нормативных предписаний применительно к персонально определенным лицам и обстоятельствам.

Договор

Договоры используются почти во всех отраслях права и считаются универсальным юридическим документом. Договор находит свое применение в следующих отраслях права:

1) конституционном (договор между субъектами РФ);

2) финансовом (договор банковского счета);

3) налоговом (договор налогового кредита);

4) административном (договор о делегировании полномочий государственными органами, о сотрудничестве между министерствами и др.);

5) гражданском (договор поставки, аренды, купли-продажи); предпринимательское (договор о сотрудничестве);

6) трудовом (трудовой договор, коллективный договор); жилищное (договор социального найма);

7) семейном праве (брачный договор);

8) земельном праве (договор сервитута);

9) пенсионном (договор о выплате дополнительной пенсии);

11) патентном (договор на использование изобретения); гражданско-процессуальном (мировое соглашение);

12) арбитражно-процессуальном (мировое соглашение);

13) международном праве (договор о сотрудничестве и безопасности).

В настоящее время классификация договоров проводится в основном на международно-правовом уровне, отраслевом и межотраслевом уровнях.

Так, в сфере гражданского и других отраслей, относящихся к частному праву, выделяют такие договоры, как односторонние, двусторонние, многосторонние; основные и предварительные договоры; договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц; взаимосогласованные договоры и договоры присоединения и др.

В сфере публичного права распространено подразделение договоров на:

1) учредительные;

2) компетенционно-разграничительные;

3) программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве;

4) договоры между государственными и негосударственными структурами;

5) договоры о гражданском согласии и др.

В рамках административного права на основе формально-юридического критериев принято классифицировать договоры на правоустановительные и правоприменительные.

На уровне общей теории права различают договоры нормативные и индивидуальные.

Нормативно-правовой договор представляет собой разновидность договорных актов, существующих в рамках международного и национального права. Основные особенности нормативно-правового договора состоят в том, что они носят:

1) согласительный характер;

2) добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон;

3) эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер;

4) обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер и др.

Наряду с этими признаками договор имеет и свои собственные признаки, отличающие его от других договоров:

1) нормативный договор содержит в себе правовые нормы – правила общего и обязательного характера. Общий характер означает многократность применения и повторения, а также распространение его действия на неопределенный круг лиц. Обязательность правовой нормы означает ее защищенность государством, возможность применения мер государственного принуждения в случае противоправных деяний. В тех случаях, когда хотя бы одной из сторон нормативно-правового договора является негосударственный институт – орган или организация, то обязательный характер «договорной» нормы обеспечивается не только государственными, но и негосударственными средствами;

2) в отличие от других актов договорного характера нормативный договор является актом правотворчества, а не актом правоприменения. Особенность нормативно-правового договора при этом заключается в том, что он является не просто актом правотворчества, а актом согласительного правотворчества;

3) преимущественно публичный характер. Свое конкретное проявление этот признак находит в том, что:

а) сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты (государство в целом, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и их филиалы, органы местного самоуправления, общественные объединения и др.);

б) в нормативно-правовом договоре, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля? воля его сторон, субъектов данного договора;

в) основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в адекватном выражении и полном удовлетворении публичных интересов? интересов сторон.

Среди различных договорных актов индивидуальные договоры занимают весьма значимое место и играют в системе регулятивных средств довольно заметную роль. Договоры способствует ориентации субъектов в хозяйственной деятельности, обеспечивают развитие рыночных отношений, создают условия для конкуренции, ориентируют потребительский спрос. Договоры позволяют сэкономить силы общества в правотворческой деятельности, которая является очень сложной и дорогой. Договоры выполняют роль саморегулирующего механизма в условиях построения гражданского общества.

Договор является юридическим фактом , приводящим в движение закон, позволяет субъектам пользоваться правами и требовать исполнения обязанностей, предусмотренных договором. В процессе заключения договора сами участники разрабатывают его условия, моделируют собственные права и обязанности. В момент возникновения договорного правоотношения эти модели превращаются в субъективные права и обязанности. В нормативно-правовом акте (законе) установлена общая нормативная модель прав и обязанностей, которая при наличии соответствующих юридических фактов превращается в права и обязанности конкретных субъектов. На основании договора участники договорных связей приобретают состояние управомоченного и обязанного.

Согласно ст. 479 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей. Трудовой договор согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) есть соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренного правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международный договор четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

В гражданском праве договор рассматривается как разновидность сделки (двусторонняя сделка), а сделка согласно закону (ст. 153 ГК РФ) есть действие субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Отсюда логически вытекает, что и договор как разновидность сделки есть действие. На самом деле договор не само действие. Договор как соглашение является результатом действия двух односторонних сделок. Договор, изложенный в письменной форме, становится юридическим документом, т. е. документом, содержащим юридическую информацию (о правах и обязанностях участников договора).

Содержание договора составляет совокупность условий, выражающих согласованное волеизъявление сторон, определяющих их взаимные права и обязанности. Выделяют существенные и дополнительные условия договора. Существенными признаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

К существенным условиям договора согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ относятся: предмет договора; условия, прямо названные в законе или ином правовом акте как существенные для данного вида договоров; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Существенные условия являются необходимыми и обязательными не только для данного типа договоров, но и для данного конкретного договора. Они потому и называются существенными, что без них договора с точки зрения права не существует.

Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Они вступают в действие с момента заключения договора. Как и другие условия договора, они основываются на соглашении сторон. Наличие или отсутствие обычных условий на факт заключения договора не влияет. Обычные условия содержатся в законодательстве, поэтому нет необходимости включать их в текст договора. Стороны, заключая договор, уже выражают свое согласие на условия, зафиксированные в законе.

В текст договора обычные условия не включаются. К обычным условиям относятся также условия, вытекающие из обычаев делового оборота.

К случайным условиям относятся те условия, которые не являются существенными или обычными. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Это могут быть, например, те условия, которые отличаются от условий диспозитивных норм, отменяют их действие применительно к конкретному договору. Следует отметить, что трехчленное деление условий договора признается далеко не всеми авторами. По мнению отдельных авторов, все условия являются существенными.

Рассмотрим принципы формирования и реализации договоров.

1. Принцип законностиозначает формирование и функционирование договоров на основе и в соответствии с действующим конституционным и текущим законодательством. Однако в научной литературе допускается возможность существования договорного регулирования не обязательно на основе норм права, возможность определения условий договора при отсутствии норм, регламентирующих соответствующие вопросы. Это допущение основывается на законодательном закреплении положения, согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом и иными правовыми актами.

2. Принцип свободы договора. Суть этого принципа состоит в том, что физические и юридические лица:

1) свободны в решении вопроса, касающегося заключения или незаключения самого договора;

2) самостоятельно решают вопрос, связанный с выбором другой стороны – партнера по договору;

3) свободно, исходя из своих интересов, выбирают тот или иной вид договора. Согласно действующему законодательству стороны могут также заключать и смешанные договоры, содержащие в себе элементы других, предусмотренных законом или иными правовыми актами договоров;

4) самостоятельно, без какого бы то ни было «понуждения» извне определяют условия договора.

4- Иные Виды Юридических Документов- особенности этих актов выражаются в следующем:

1) они закрепляют разъяснительные решения компетентных органов;

2) могут быть как письменными, так и устными;

3) указывают на то, как нужно понимать и применять соответствующие нормы права;

4) адресуются органам, применяющим соответствующую норму права;

5) носят властный характер;

6) являются вспомогательными актами, имеют зависимый характер от акта, который толкуют.

В качестве примеров подобных актов можно назвать постановления пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ. К таким актам также относятся инструкции, разъяснения, письма министерств, агентств, служб, комитетов в пределах их компетенции, если они толкуют норму права, которую создали.

СРЕДСТВА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Средства юридической техники включают: юридические средства, технические средства и графические средства (см. схему на с. 332). Рассмотрим юридические средства.

Юридические конструкции. Юридические конструкции - это способы сочетания прав, обязанностей, ответственности, льгот, поощрений, запретов и т.п. в тексте юридического документа. В качестве специального компонента в текст юридического доку­мента должны быть включены в необходимых случаях специаль­ные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.п.).

Например, в КоАП РСФСР закрепляется следующая юриди­ческая конструкция: "проступок - наложение взыскания - испол­нение взыскания". Посмотрим, насколько полно эта конструкция изложена в различных статьях КоАП. Так, в соответствии со ст. 38 КоАП срок наложения взыскания составляет 2 месяца с мо­мента совершения правонарушения, а при длящемся правонару­шении - с момента его обнаружения. В соответствии со ст. 282 КоАП срок исполнения взыскания составляет 3 месяца с момента вынесения решения о наложении взыскания. В той же статье зак­репляется, что взыскание не подлежит исполнению, если оно не было обращено к исполнению в указанные сроки.

Что же происходит на практике? Например, вынесено реше­ние о таком взыскании, как наложение штрафа (наиболее часто встречающееся) или о взыскании в виде исправительных работ. Документы передаются по месту работы для принудительного ис­полнения, как это предусмотрено КоАП. Однако по месту работы нет возможности исполнить это постановление, так как там до­пускается существенная задержка выплаты заработной платы. В результате правонарушитель остается без негативных для него по­следствий. Таким образом, юридическая конструкция, лежащая в основе КоАП, полностью не прописана, следовательно, эффек­тивность правоприменительной деятельности снижается.

Правильное использование юридических конструкций прояв­ляется, в частности, в языковых средствах их изложения.

Например, в уголовном праве принцип законности трактуется как "на­казуемость правонарушителя" (ст. 3 УК РФ), в административном - как "воз­действие на правонарушителя" (ст. 8 КоАП). Таким образом, в уголовном праве при привлечении к ответственности используется термин "наказа­ние", в административном - "взыскание". Это наглядно видно при сопос-


тавительном анализе смежных статей Уголовного кодекса (хулиганство) и Кодекса об административных правонарушениях (мелкое хулиганство):

"... нарушение общественного порядка... - наказывается ... исправи­тельными работами..." (ст. 213 УК);

"... действия, нарушающие общественный порядок... - влекут ... ис­правительные работы..." (ст. 158 КоАП).

Юридические конструкции могут использоваться в различных видах юридических документов, хотя чаще всего встречаются в нормативно-правовых актах и договорах. Следует добавить, что в основе юридических конструкций могут лежать и принципы, и презумпции, и фикции. Однако термин "юридическая конструк­ция" является более широким.

Юридические принципы. Принципы - это основополагающие идеи, начала, лежащие в основе того или иного явления. В дей­ствующем КоАП в основу решения вопросов о привлечении к ад­министративной ответственности положен ряд принципов.

Например, в ст. 25 КоАП закреплен принцип однократности взыскания. Предусматривается, что на лицо может быть наложено только одно основ­ное административное взыскание.

Закрепление принципов осуществляется, как правило, в тек­стах нормативных актов и имеет существенное значение для пра­воприменительной деятельности, предопределяет содержание юридических документов.

Юридические презумпции. Презумпция - предположение о на­личии или отсутствии определенных фактов, связей, обстоятельств и т.п. Классическими примерами юридических презумпций явля­ются презумпция невиновности, действующая в уголовном праве, и презумпция виновности причинителя вреда, действующая в гражданском праве.

Например, в ст. 13 КоАП содержится презумпция недееспособности лица, не достигшего 16-летнего возраста. Закрепление такой презумпции существенно влияет на содержание юридического документа. В отноше­нии лица, не достигшего 16-летнего возраста, не может выть вынесено постановление о наложении административного взыскания.

Юридические фикции. Правовая фикция -т.е. несуществующее положение, признанное законодателем существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Например, в соответствии со ст. 164 КоАП в случае совершения мелко­го хулиганства лицом в возрасте от 14 до 16 лет административное взыс­кание налагается на родителей или законных представителей. Фактически взыскание налагается не на правонарушителя, а на его родителей или за-


Конных представителей. Таким образом, это правонарушение совершено одним лицом, а взыскание налагается на другое. Это, конечно, отражается и в тексте постановления о наложении административного взыскания.

Необходимость фикций обусловлена тем, что они вносят чет­кость и определенность в регулирование общественных отноше­ний, в правовое положение личности.

Например, в соответствии со ст. 46 ГК РФ предусмотрена возможность объявления лица умершим. Фактически человек может быть живым. Но для упорядочения регулирования различных отношений (передача права соб­ственности, исполнение обязательств и т.п.) такое решение (о признании лица умершим) необходимо.

Употребление юридического языка. Для того чтобы адресат хорошо знал и понимал, что он должен делать и чего не должен делать, а также знал, как был применен закон к его конкретному случаю во время процесса, язык юридического документа дол­жен в целом отвечать трем условиям: он должен быть точным, ясным и достоверным. От качества текста юридического доку­мента зависит эффективность его правоприменения, степень регулирования конкретных отношений. Высокая точность доку­мента допускает повторяемость отдельных фраз (слов, словосо­четаний, терминов и т.п.) на определенных участках его текста. Безусловно, это оказывает влияние на эстетическое восприятие текста, но практический критерий должен брать верх над обще­литературными стандартами. В качестве подтверждения важнос­ти этого средства юридической техники можно привести п. 2 ст. 30 Типового договора о международном лизинге: ""Термины мужс­кого рода при соответствующей смысловой нагрузке могут быть использованы как термины женского и среднего рода, а слова, за­фиксированные в единственном числе, могут употребляться во множественном числе- и наоборот" 1 .



К сожалению, у многих авторов юридических текстов (осо­бенно этим грешат законодатели) существует ложное представ­ление о"том, что если всю нормативную идею выразить в одном предложении, то ее коммуникативные свойства возрастут. Длин­ные фразы приводят к необходимости включения сложносочинен­ных предложений, что иногда приводит к искажению смысла юридического текста. Разрыв сложных предложений на несколь­ко коротких делает текст длиннее, но этого не следует опасаться, так как основная цель - ясность, а не краткость текста.

Цит. по: Власенко В.А. Язык права. Иркутск. 1997. С. 21-22.


В качестве примера можно привести следующую фразу: "Ни учителя, ни обслуживающий персонал школы не несут никакой ответственности за школьника, который занимается опасными видами спорта на территории школы, включая любого школьника, который помогает (ассистирует) зани­маться опасными видами спорта, или любого школьника, наблюдающего за этим, который знал или должен был знать, что это опасный вид спорта, может принести вред здоровью ему или ей и что добровольно находится в месте опасности или неспособен покинуть место опасности". Хотелось бы предложить ответить на вопрос: в чем же состоят основания ответствен­ности учителя?

Эту же фразу можно изложить таким образом: "Администрация, учите­ля, обслуживающий персонал школы не несут ответственности за вред, причиненный здоровью всех лиц, занимающихся опасными видами спорта на территории школы, включая и тех, кто помогает занимающимся или на­блюдает за их занятиями".

Однако не следует впадать и в противоположную крайность, т.е. перегружать текст простыми предложениями, выстраивая их в один ряд. Это также снижает степень восприятия материала. В последнем случае целесообразно применять такой элемент юри­дической техники, как перечень или нумерация.

Технические средства, графические средства. К таким сред­ствам относятся официальные бланки, таблицы, схемы и т.п. В отдельных случаях важно качество бумаги. В некоторых регио­нах в судах действует такое негласное правило: если исковое за­явление приносит юрист, то оно должно быть напечатано; если исковое заявление приносит обычный гражданин, то документ может быть написан и от руки.

В последнее время широко используются средства офисной тех­ники. Многие предприниматели разрабатывают сами бланки для своих организаций, снабжают их не только символикой, но и во­дяными знаками. Такая "графика"" не всегда является оправдан­ной, так как утяжеляет восприятие документа. Кроме того, если требуется разместить на бланке многостраничный документ, то обычно только первый лист печатается на бланке; остальные ли­сты печатаются на обычной белой бумаге.

В некоторых зарубежных странах бланки печатаются на цвет­ной бумаге, чтобы показать важность, срочность и т.п. докумен­та. В России это не принято.

Юридическая техника - совокупность средств, приемов и правил, используемых при выработке и систематизации правовых актов для обеспечения их совершенства.

Позитивное право представляет собой систему общеобязательных, формально-определенных правил поведения. Будучи объективным по своему содержанию, право субъективно по форме, ибо образуется посредством правотворчества, деятельности компетентных органов. Поэтому его эффективность во многом определяется тем, насколько полно, правильно, умело и точно воля государства «возводится в закон», насколько технически совершенны нормативные акты, содержащие нормы права. А их техническое совершенство зависит от умелого использования законодателем специальных средств, приемов и правил, то есть законодательной (в широком смысле - юридической) техники, которая служит важнейшим фактором оптимизации и эффективности законодательства.

Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования:

  • а) юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера;
  • б) юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она используется;
  • в) юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.

Необходимость полного и всестороннего использования юридической техники является объективной закономерностью, недоучет которой приводит к определенным отрицательным последствиям, издержкам, недостаткам в форме права. А это, в свою очередь, ведет к снижению эффективности правового регулирования.

Объективные предпосылки, вызывающие необходимость и разнообразие юридико-технических средств и приемов это, прежде всего, особенности права как социального регулятора . Это такие его свойства как нормативность, формальная определенность, системность, общеобязательность, государственная гарантированность, особый порядок реализации. Для того, чтобы эти качества были реальными, необходимо использовать определенные средства и приемы.

Предопределено наличие юридической техники и системностью изложения, определенной структурой отдельной правовой нормы, особенностями правового регулирования, ибо законодатель использует различные методы, способы, режимы.

Рассмотрим отдельные средства и приемы.

Юридико-технические средства: юридическая терминология, нормативное изложение, юридические конструкции, отраслевая типизация.

Юридическая терминология

Основой юридического текста является юридический (правовой) термин. Это выраженное непосредственно в тексте акта словесное обозначение определенного понятия, имеющее точную сферу смыслового обозначения.

Основными признаками термина являются: адекватность отражения содержания понятия, смысловая однозначность, соотнесенность с другими родовыми терминами, профессиональный уровень практического употребления. Термины имеют четкое словесное обозначение и точное смысловое содержание. Они лишены эмоциональной окраски.

Для юридической терминологии характерно:

единство терминологии. Одинаковые термины, используемые при формулировании юридических норм, должны иметь тождественное значение, недопустимо для обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины;

общепризнанность терминологии. Используемые термины должны получить признание в науке и практике. Недопустимо «придумывание» новых, наиболее «удачных», оригинальных терминов;

устойчивость терминологии. Нельзя без особо веских причин отказываться от ранее используемой и принятой терминологии. Следует учесть, что в российском законодательстве широко используются не только терминология из российского словарного запаса, но и термины иностранного (преимущественно латинского) происхождения. Это не является недостатком, а лишь говорит о самостоятельном значении права как общепризнанного во всем мире социального регулятора.

Таким образом, юридический термин - это слово или словосочетание, которое употреблено в законодательстве, является обобщенным наименованием юридического понятия, имеющего точный и определенный смысл, отличается смысловой однозначностью, функциональной устойчивостью.

Юридические термины классифицируются по различным основаниям.

Прежде всего, они могут быть общеправовые, характерные для многих отраслей законодательства («закон», «решение», «юридическая сила», «суд»).

К межотраслевым относятся термины, употребляемые в нескольких отраслях законодательства («договор», «штраф», «значительный ущерб», «проступок»).

Кроме того, различаются термины общеупотребимые («находка», «родители», «дети»…). Таковых в законодательстве, по мнению исследователей, до 80 %; общеупотребимые, но имеющие специальное значение («сделка», «семья», «дело», «жалоба»), сугубо юридические юридическое лицо», «акцепт», «дееспособность).

По объему содержания термины могут быть точные и оценочные.

Точные термины имеют строго определенное содержание, независимо от конкретной ситуации, места, времени и т.д. («правонарушение», «развод», «убийство», «пенсия»).

Оценочные термины более общие по содержанию, которое зависит от конкретных обстоятельств дела, личности, субъективного мнения субъекта, реализующего право («существенный вред», «значительный ущерб», «уважительные причины»).

Таким образом, подводя итоги о терминологии как средстве юридической техники, укажем на основные требования, предъявляемые к ним. Их должен знать каждый юрист.

  • 1. Точное и недвусмысленное отражение содержания правового понятия, недопустимость использования неясных, двусмысленных, расплывчатых выражений.
  • 2. Употребление терминов в своем прямом, общеизвестном, а не в переносном значении.
  • 3. Простота и доступность в понимании терминов. Не следует употреблять термин, хотя и получивший распространение среди узких специалистов, но не понятный гражданам (а иногда и должностным лицам).
  • 4. Отказ от употребления устаревших и активно не используемых слов и выражений («вчинить иск», «бремя доказывания»).
  • 5. Отказ от канцеляризмов, слов и оборотов бюрократического стиля («по сему», «по линии»).
  • 6. Употребление, как правило, общепризнанных и устоявшихся в литературном языке терминов. Нежелательны такие, например, термины как «содолжник», «довзыскание».
  • 7. Устойчивость, стабильность в употреблении юридической терминологии.
  • 8. Благозвучность и стилистическая правильность юридических терминов. Недопустимо употребление явно «искусственных» теминов, таких, как «неработа», «невиновник», «неналожение».
  • 9. Очень осторожно законодатель должен относиться к аббревиатуре. Следует использовать аббревиатуру, закрепленную нормативно. УК, ГК, РСФСР, но не РФ (вместо Россия, Российская Федерация). Тем более нельзя нормативно употреблять сочетания, известные только специалистам (например, «уралпромсвязь»).
  • 10. Следует обращать внимание на соотношение терминов, применяемых в заголовках статей и в самом тексте нормативного акта: они должны быть одинаковы по смыслу и содержанию.
  • 11. Использование единой терминологии относится как к одному акту, так и ко всем актам соответствующей сферы регулирования.

Нормативное изложение правового материала.

В отличие от иных грамматических текстов правовые акты не излагаются посредством повествовательных, вопросительных или восклицательных предложений. Они излагаются в форме конкретного, формально закрепленного государственно- властного веления нормативного характера. При этом широко применяются императивные выражения с использованием категорий «право», «обязанность», «наказывается» и т.д.

Системное построение

Право представляет собой не механическую совокупность, сумму, а систему норм. Следовательно, нормы-предписания должны быть изложены во взаимосвязи, взаимозависимости. В частности, учитывая логическую структуру норм, необходимо связывать регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные нормы. В некоторых случаях нормы-предписания поддерживаются, объясняются с помощью дефинитивных норм и т.д.

Юридические конструкции

Это определенная логическая модель будущего (образовавшегося в результате реализации норм) правового отношения. Прежде чем закрепить нормативно и записать текстуально, законодатель уже видит, представляет будущее отношение, конструирует его логические связи. Конструкция предполагает наличие определенных субъектов, их прав и обязанностей, объекта. Причем, законодатель не изобретает, не придумывает их каждый раз. Они заранее известны и выработаны мировой юридической наукой и практикой. Например, регламентируя отношения купли-продажи, законодатель представляет будущих участников этого отношения (покупатель и продавец), их положение, будущие действия и условия по передаче вещи, последствия передачи и т.д. Естественно, что эта конструкция будет отличаться, например, от конструкции отношения мены. Хотя и в том и другом случае отношения связаны со сменой собственника путем передачи вещи. Таким образом, юридические конструкции представляют собой как бы готовые типовые образцы, схемы, в которые облекается нормативный материал. Их использование, с одной стороны, облегчает формулирование юридических норм, с другой - придает праву четкость и формальную определенность.

Отраслевая типизация

Системное изложение нормативного материала накладывает отпечаток и на отраслевую терминологию, и на характер правового предписания. Для каждой отрасли законодательства характерны юридические термины, отсутствующие в иных отраслях (преступление - в уголовном праве, работник - в трудовом, принципал, комиссионер - в гражданском). Использование однородных терминов в различных отраслях законодательства усложняет его реализацию, порождая споры и противоречия. С другой стороны, каждая отрасль законодательства имеет и специфическое построение нормативного материала, специфическое текстуальное изложение. Так, в уголовном кодексе специфически изложен текст уголовной нормы. «Кража…наказывается…», «разбой…наказывается…». Согласно правилам грамматики получается, что наказывается (То есть подлежит наказанию) не нарушитель, а деяние (кража, разбой). Естественно, что при изложении текста нормативного акта законодатель должен учитывать эти типичные для каждой отрасли особенности.

Юридико-технические приемы

Если технические средства, используемые законодателем, в какой-то мере «материализованы», то технические приемы - это логические приемы, используемые законодателем при изложении содержания нормы. К таковым относятся: юридические презумпции, преюдиции, фикции и правовые аксиомы.

Презумпции - это предположения о наличии фактов, которых может и не быть в действительности. Подобные предположения имеются практически во всех отраслях законодательства (презумпция невиновности - в уголовном праве, презумпция добросовестности - в гражданском, презумпция отцовства - в семейном праве). На первый взгляд, представляется, что подобные предположения снижают определенность законодательства. На самом деле, именно презумпция обеспечивает точность, определенность и единство правового регулирования. Представим себе, что в уголовном праве отсутствует презумпция невиновности. Тогда подсудимому пришлось бы доказывать свою невиновность. Суд же, напротив, доказывал бы виновность. Это усложняло бы процесс, потребовало бы массу доказательств и т.д. В одном случае подсудимому удалось бы доказать невиновность, в другом, аналогичном, по каким-то причинам он не смог это сделать. Законодатель же строит процесс доказывания на предположении (презумпции) невиновности подсудимого. В этом случае бремя доказывания лежит на суде - профессиональном правоохранительном органе судебной власти. Большинство презумпций опровержимые. Они могут быть опровергнуты в ходе доказывания (иначе обвинительным приговорам вообще не нашлось бы места).

Преюдиции - это предположения о правильности правового акта, когда к нему процессуально обращаются вновь. Правильный акт - это акт законный, обоснованный и целесообразный. Правоприменительная деятельность всегда заканчивается принятием индивидуального решения. При новом рассмотрении, когда повторное совершение деяния имеет квалифицирующий характер, предыдущее деяние вновь не пересматривается, а акт, его подтверждающий, трактуется как правильный, не подлежащий оспариванию. Тем самым в правовом регулировании обеспечивается единообразие и законность.

Юридическая фикция - предположение о наличии факта, которого не может быть в действительности. Так, например, днем смерти гражданина, признанного судом умершим, считается день вступления в силу судебного решения о признания гражданина умершим. Совершенно очевидно, что точно предсказать день смерти не может никто. Это фикция. Но законодательство, построенное на ее основе, вносит упорядоченность и определенность в семейные отношения.

Правовые аксиомы - положения, принимаемые без доказательств в силу непосредственной убедительности, истинности . Истинность аксиом подтверждена многолетней практикой. Примеры правовых аксиом: «Неопубликованные законы не применяются», «Незнание закона не освобождает от ответственности», «Закон обратной силы не имеет». Законодатель в процессе правотворчества строит нормативный материал, исходя из содержания данных аксиом. Естественно, юрист-профессионал должен знать основные аксиомы и использовать их в практической деятельности.

Отдельно выделяют:

Правовые тексты (Законодательная стилистика )

Это система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах: 1. Отсутствие экспрессивности (модальности), 2. Связанность и последовательность текста. 3. Точность и ясность. 4. Простота изложения. 5. Лаконичность и компактность нормативного текста. 6. Композиционность правового нормативного текста

Язык закона: 1. Официальный характер, документальность языкового выражения. 2. ясность и простота языка законодательства. 3. максимальная точность его выражения. 4. связность и последовательность изложения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ