Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Синтаксис простого и сложного предложения.

Пунктуация простого осложнённого и сложного предложения.

Словосочетание.

Повторите следующие темы.

1.Словосочетание. Виды словосочетаний.

2. Способы связи слов в словосочетании

согласование

управление

примыкание.

3. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

1. Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

2. Из каких компонентов состоит словосочетание?

3. Как связаны данные компоненты?

6. Укажите именное словосочетание.

1) писать мелом 2) туфли из замши 3) обучать грамоте 4) хорошо дома

7. Среди данных предложений найдите односоставное.

1) Льёт дождь. 2) Что же мы предпримем? 3) Мне нездоровится. 4) Мороз разукрасил окна.

8. Определите тип предложения: Из-за морозов прогулки не было.

1) определённо-личное 2) неопределённо-личное 3) безличное 4) обобщённо-личное

9. Укажите пример, в котором есть неполное предложение.

2) Папа читал газету, а сын – журнал. 3) Сыро, прохладно, свежо.

4) Пахнет дымком. Где-то жгут листву.

10. Укажите номер предложения, в состав которого входит безличное предложение.

1) Он приехал туда, где провёл своё детство. 2) Вечерело, с полей веяло тёплой сыростью.

3) Базаров привёз с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.

4) Вдохновение – это состояние душевного подъёма и в то же время строгое рабочее состояние.

11. Какое предложение соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное.

1) Во дворе лепят снеговика. 2) Что-то мне нездоровиться.

3) На краю поля – лес. 4) Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

Осложнённое простое предложение.

Повторите следующие темы.

1.Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающем слове.

2. Обособленные члены предложения: обособленные определения, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства. Уточнение, пояснение, присоединение. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

3. Вводные слова и предложения, вставные конструкции. Обращение. Знаки препинания при конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Какими союзами могут соединяться однородные члены предложения?

2. Какой оборот называется обособленным?

3.Какие слова и конструкции грамматически не связаны с предложением?

1. Объясните знаки препинания.

Иван Сергеевич Тургенев – один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы . Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями.

Отец Тургенева до женитьбы был полковником-керасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Николаевне Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились в имении, помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставил он окружающим: и жене, и детям, и крепостной дворне.

Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и властная, едва ли многим уступала своему мужу в жестокости и вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розгами, надругательства над крепостной прислугой – вот что неоднократно приходилось наблюдать будущему писателю в детстве.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернёров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитанием для кого из детей не подходящим. К счастью, один крепостной (память о нём всегда будет жить в истории литературы) сумел вовремя внушить мальчику любовь к русским писателям. Сам начётчик, он говорил Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?»

Дальнейшее образование Тургенев получил сначала в пансионе, потом в университете. Увлекался он преимущественно гуманитарными науками : историей и философией, древними языками и литературой. В Берлине Тургенев близко сошёлся с виднейшими представителями русской общественной мысли того времени: Грановским, Бакуниным, Станкевичем – и под их влиянием стал западником. Течение это, как известно, противопоставляло себя славянофильству, или славянолюбству, и было более либеральным, а следовательно, более свободным от крайностей крепостничества.

2. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор двух предложений.

1) Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на неё голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов тенью плетня. 2) Мы вставали в пять часов утра не успев ещё выспаться и тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать крендели из теста. 3) Сотни снарядов и мин со свистом и воем вспарывая воздух летели из-за высот рвались возле самых окопов вздымая брызжущие осколками чёрные фонтаны земли и дыма вдоль и поперёк перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны. 4) Старинные туристические справочники или как их называли путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. 5) Возвратясь он велел подавать свою карету и несмотря на усиленные просьбы Кириллы Петровича остаться ночевать уехал тотчас после чаю.

6) Это был посёлок за городом на голом без деревца без кустика низком месте.

3. Подумайте, где должны стоять знаки препинания в схемах к предложениям с однородными членами.

1) или O или O или 2) O но O 3) и O и O и O и O 4) O O O или O

5) © : O O O и O 6) и O и O и O - © 7) O а именно O O O и O

Сложное предложение.

Повторите следующие темы.

1.Типы сложных предложений: союзные и бессоюзные сложные предложения.

2. Союзные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

3. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

4. Сложноподчинённое предложение: типы придаточных (придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Виды обстоятельственных придаточных. Сложносочинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

5. Бессоюзное предложение. Смысловые отношения между простыми в бессоюзном предложении. Выбор знака в бессоюзном предложении.

6. Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в таких предложениях.

7. Прямая и косвенная речь. Диалог. Знаки препинания в предложении с прямой речью и при диалоге.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Чем отличается сложное предложение от простого?

2. Что является средством связи простых предложений в сложных союзных и в бессоюзном предложениях?

3. Чем отличаются между собой сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

4. Каковы различия подчинительных союзов и союзных слов?

5. По какому признаку делятся придаточные предложения на придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные? Что общего между классификацией придаточных предложений и классификацией второстепенных членов предложения?

Выполните следующие упражнения.

1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений в сложноподчинённых предложениях.

1) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и трещал один дальний кузнечик не дождавшись темноты. 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. 3) На чистых прудах находилась наша библиотека наш тир наш клубе без стен где решались наши пионерские дела и наш райвоенкомат откуда в сорок первом мы уходили на войну. 4) Лёлька так увлеклась работой что не замечает как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. 5) За чаем матушка сказала что ночью был сильный мороз в сенях замёрзла вода в кадке и когда пойдут гулять то Никите надо надеть башлык. 6) В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам и я привыкла к нему так что когда он долго не приезжал мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила что он дурно поступает оставляя меня. 7) На ярмарке случилось странное происшествие всё наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка. 8) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагёз летит развевая гриву.

2.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Поэт может быть тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.

3. Выберите цифры, на месте которых вы бы поставили знаки препинания. Дополнительно обозначьте цифры, соответствующие а) двоеточию, б) тире.

Сколько не езжу я по нашим степям(1) как ни темны бывают иногда безлунные ночи(2) мне ни разу ещё не доводилось сбиться с дороги(3) и испытать положение (4) заблудившегося человека(5) но зото я испытал другое несчастье(6) меня застиг в степи буран(7) и я познакомился со всеми его ужасами.

Но ничего (8) ужаснее этого степного страшилища(9) от которого не всякий может уйти невредимым(10) так как он душит всё(11) что ни попадётся ему на пути. Сердце падает у самого неробкого человека(12) привыкшего ко всяким невзгодам(13) кровь невольно (14) останавливается в жилах(14) и не мороз(15) а страх вызывает такое состояние(16) потому(17) что стужа во время буранов никогда не бывает очень велика.

В самом деле(18) как ни смел путник(19) а страшно ему становится(20)когда начинает неистовствовать(21)рассвирепевший(22)неудержимый ветер(23)когда снег слепит глаза(24)когда всё кругом на необъятном просторе оденется белым мраком(25) сквозь который ничего не видно(26)и(27)когда нет дороги ни вперёд(28)ни назад(29)потому(30)что всё занесено снежной порошей. А кругом ничего(31) ни души(32) ни звука человеческого голоса.

4. Определите, к какому типу сложных предложений относится каждая из схем. Выполните задание на сопоставление.

1) , . 2) ,и . 3) , (, и : . 5) , (), и .

6) - , (), ().

а) сложносочинённое предложение б) сложноподчинённое предложение

в) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

г) бессоюзное сложное предложение д) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью ж) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Выполните ряд тестовых заданий.

1. На месте каких цифр должны в предложении стоять запятые?

Писарев(1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине(2) выражал(3) взгляд известной части русского народа.

1) 1,2,3,2 4) 2,3

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

2) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

4) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки(1) и (2) поминутно спотыкаясь(3) и (4) набивая себе синяки(5) бросились бежать под защиту огромного дуба(6) стоявшего на берегу.

1) 2,3,5 2) 1,2,5, 3) 2,3,4,5 4) 2,5,6

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то Тургенева.

2) Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделана из красного дерева.

3) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

4) Мальчики обычно мечтают стать лётчиками, или моряками.

5, На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи(1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего(3) путники всё же двинулись дальше.

1) 2,3 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3)не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем. 1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

6. В каком предложении не ставится тире?(Знаки препинания не расставлены.)

1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и деревьях повсюду заливались цикады.

2) Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3) Молодость как песня жаворонка на заре.

4) Моё сказал Евгений грозно.

7. Выполните упражнение на соотношение. (Знаки препинания не расставлены.)

2) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щёки.

А) Предложение простое с однородными членами, соединёнными попарно, запятая перед союзом И не ставится.

Б) Предложение сложносочинённое с парами однородных членов, запятая ставится только перед вторым И, соединяющим два самостоятельных предложения.

Синтаксис словосочетания и простого предложения

Синтаксис - мост через пропасть Синтаксис (от греческого «порядок», «строй») – раздел науки о языке, изучающий строй связной речи, показывает систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, какими средствами соединяются в синтаксическое целое.

Способы связи слов в предложении Согласование – вид связи при которой зависимое слово ставится в таких же формах, что главное (роскошный букет, второй номер). Управление – вид связи, при которой зависимое слово стоит в закрепленной форме, при изменении главного слова само не меняется (подойти к дому, любить тебя). Примыкание - вид связи, при которой зависимое слово связано с главным только по смыслу(трудно говорить, очень интересно)

Тайны предложения Предложение – это синтаксическая единица, в структуру которой входит не менее одной грамматической основы. Оно выражает законченную мысль.

Простое предложение - это такое, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов предложения - подлежащего и сказуемого: С чего начинается Родина? (М. Матусовский); ════════ ───── из одного подлежащего: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека; ─── ───── ───── ───── из одного сказуемого: Вечереет. Похолодало. За окном темно. ═══════ ═════════ ════

Простые предложения бывают Односоставные Двусоставные Главный член сказуемое Главный член подлежащее

Главные члены предложения Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос: кто? что? По своей структуре подлежащее может быть простым (выражается одним словом) и составным (несколькими словами). Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак подлежащего и грамматически связано с ним. Отвечает на вопрос: что делает предмет? что с ним делается? каков он есть? кто он такой? что он такое?

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. Обособленные члены предложения

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др. Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.). Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения Обращение Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Вводные слова – это слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически. Вводные слова В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда в нём самом! Спасибо за урок!

§1. Структура простого предложения

Простые предложения могут иметь разную структуру. Сравним предложения:

Вечер.
Солнце садится.
Смеркается.

Все они простые, но различаются по структуре.

в этом предложении только один главный член, это односоставное предложение с одним главным членом

Солнце садится.

два главных члена: подлежащее и сказуемое, двусоставное предложение

Смеркается.

только один главный член, односоставное предложение

§2. Односоставные-двусоставные предложения

Если в предложении только один главный член, это предложение односоставное.
Если в предложении два главных члена, это предложение двусоставное.
Наличие второстепенных членов предложения не влияет на его структуру, они не являются обязательными компонентами, как главные. Структура определяется по грамматической основе, в которую включаются только главные члены предложения. В простом предложении всегда одна грамматическая основа. Примеры:

Идёт экзамен.

двусоставное предложение

односоставное предложение

§3. Распространённое-нераспространённое предложение

Если предложение состоит только из главных членов предложения, оно нераспространённое. Если в предложении есть и другие члены, распространяющие главные, то оно распространённое.То есть предложение является распространённым, если оно включает в себя не только главные, но и второстепенные члены предложения. Примеры:

нераспространённое предложение

Экзамен по русскому языку.

распространённое предложение

§4. Полные-неполные предложения

Предложения употребляются в контексте. Поэтому частично информация может быть уже известна из сказанного ранее. В таких случаях, чтобы избежать повторов, в предложении может быть пропущен какой-либо из его компонентов. Например:

Ты пойдёшь с нами в кино?
-Пойду.

пропущено подлежащее я, поскольку оно ясно из контекста и может быть легко восстановлено

Подобные предложения, в которых пропущен какой-либо из его членов, называются неполными.

Утром мы все выходим из дома вместе. Мама с папой спешат на работу. Я иду в школу. Сестра - в детский сад.

в последнем предложении пропущено сказуемое идёт, предложение неполное.

Неполнота предложения не является его структурным признаком: она может быть, а может и не быть. В неполных предложениях на месте пропуска ставится тире.

Неполные предложения нельзя путать с односоставными предложениями , в которых отсутствие одного из главных членов является особенностью структуры.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в простом предложении?

  2. Возможны ли в русском языке простые предложения с одним главным членом?

  3. Сколько грамматических основ в предложении: Очень скоро будет экзамен, к которому мы готовились почти весь год.?

    1. Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

      Основные синтаксические единицы

      Виды синтаксических отношений

      Виды синтаксических связей

      Словосочетание

      Предложение

      Формальная сторона устройства предложения

      Семантический аспект предложения

      Коммуникативный аспект предложения

    Литература

    _____________________________________________

      Предмет синтаксиса. Синтаксис в системе языка

    Синтаксис (греч.sýntaxis ‘построение, порядок’):

      вся область грамматического строя языка, охватывающая

      различные конструкции , и

      совокупность правил построения и функционирования этих конструкций;

      научная дисциплина , которая изучает синтаксические конструкции и правила их построения и функционирования.

    В синтаксисе выделяются три взаимосвязанные части :

      синтаксис словосочетания,

      синтаксис предложения,

      синтаксис текста.

    Синтаксический ярус – самый высокий в системе языка. Сфонетикой синтаксис связан посредствоминтонации : основная синтаксическая единица языка – предложение – всегда интонационно оформлено. Интонация выражает утверждение, вопрос, побуждение, восклицание; интонационно выделяются вводные слова, конструкции и т.д.

    Синтаксис тесно связан с лексикой : ЛЗ слов обусловливают их сочетаемость, синтаксическую семантику и функции. Ср.:

      стрелять из ружья (инструмент)– стрелять из кустов (место действия);

      торговать (объект действия)идти лесом (трасса движения).

    В зависимости от лексического наполнения при одной и той же внешней форме выражения могут различаться типы предложений :

      Идет. – двусоставное, неполное;

      Светает. – односоставное, безличное.

    Морфологические свойства слова слов разных частей речи определяют их синтаксическиепризнаки (прилагательные сочетаются с существительными, меняя, соответственно, род, число и падеж; переходные глаголы требуют от существительных формы В.п. без предлога).

      Основные синтаксические единицы

    Вопрос о составе и количестве синтаксических единиц решается по-разному.

    Традиционно главными синтаксическими единицами признают лишь те, которые принадлежат только синтаксису :

      словосочетание и

      предложение (простое и сложное ).

    При этом одни ученые считают основной единицей синтаксисапредложение , а другие –словосочетание .

    В сферу синтаксиса входят также единицы, принадлежащие лексике и морфологии и участвующие в образовании синтаксических единиц. Это

      слово и

      форма слова .

    В синтаксисе они характеризуются только со стороны своих синтаксических свойств.

    В число синтаксических единиц включают также сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки [ЛЭС, с. 435].

    Синтаксические единицы образуют определенную иерархию : от формы слова к сложному синтаксическому целому.

    сложное синтаксическое целое

    сложное предложение

    простое предложение

    словосочетание

    форма слова

    Основные синтаксические единицы характеризуются каждая своим набором дифференциальных признаков .

      Виды синтаксических отношений

    Между компонентами словосочетания существуют следующие типы отношений:

      субъектные ,

      объектные ,

      обстоятельственные ,

      атрибутивные ,

      комплетивные .

    Отношения между главными членами предложения предикативные .

    1. Субъектные отношения возникают в словосочетании, в которомглавное слово выражено неличной формой глагола (напр., причастием) или отглагольным существительным со значением действия, азависимое – существительным, обозначающимпроизводителя действия (лицо или предмет):

      опрокинутый ветром (ср.:Ветер опрокинул… );

      приезд актрисы (ср.:Актриса приехала ).

    2. Объектные отношения – это отношения между действиями и объектами.Главное слово обозначает действие, азависимое – объект, на который действие направлено:

      составить пересказ, любоваться закатом, чтение книги.

    3. Обстоятельственные отношения характеризуются как отношения между действиями и различными обстоятельствами этих действий.

    Существует несколько видов обстоятельственных отношений:

    а) образа действия :ехать верхом ;

    б) пространственные :ехать за границу ;

    в) временные :приходить поздно ;

    г) причинные :не разглядеть сослепу ;

    д) целевые :сделать назло ;

    е) условные :сделать при желании.

    Обстоятельственные отношения могут осложняться объектными и иметьобъектно-обстоятельственный характер:

      находиться возле дома (где? возле чего?).

    4. Атрибутивные отношения – это отношения между предметом и признаком; главное слово называет предмет, зависимое – признак: летний вечер , платье из шерсти.

    Разновидности атрибутивных отношений:

    а) объектно-атрибутивные: игра на гитаре (какая? на чем?);тоска по дому (какая? по чему?);

    б) обстоятельственно-атрибутивные: дом на окраине (какой? где?);езда верхом (какая? как?).

    5. Комплетивные (восполняющие ) отношения (лат.completus ‘полный’) устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении):

      два окна (ср.: *В комнате было два. );

      слыть чудаком (*Он слывет ), считаться оригиналом, назваться груздем, оказаться трусом.

    6. Предикативные отношения возникают междуподлежащим исказуемым . Это самый сложный тип отношений, на который нет единой точки зрения.

      Одни ученые считают, что между подлежащим и сказуемым – отношенияподчинения. Вопрос о том, какой член предложения является главным, тоже решается по-разному.

      Другие рассматривают эти отношения какравноправные .

      Виды синтаксических связей

    Синтаксическая связь – формальное выражение отношений между синтаксическими единицами или их компонентами [Касаткин и др., с. 332].

    В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение .

    Сочинительная связь наблюдается при соединенииравноправных компонентов:

      на земле и в небе ; быстро, но осторожно.

    Сочинение может быть представлено в виде:

    а) соединения :дождь и ветер ;

    б) противопоставления :не снег, а дождь ;

    в) разделения :не то снег, не то дождь ; не только взрослые, но и дети.

    При подчинительной связи отношения между компонентаминеравноправные : один компонент является главным (господствующим), другой – зависимым (подчиненным).

    К основным видам подчинительной связина уровне словосочетания относятся

      согласование,

      управление,

      примыкание,

    1) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений главному:

      модн ый фасон, модн ое платье, модн ая прическа, модн ые брюки; модн ого фасона…

      нем.: kalte r Wein, kalte Milch, kalte s Wasser ;

      франц.: un livre intéressant [ã], une pièce intéressan te [t];

      англ.: th is flower, th ese flower s .

    2) Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной грамматической формы, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова:

      выступление актрисы ,

      к выступлению актрисы ,

      выступлением актрисы

    В зависимости от того, участвует ли вы выражении связи предлог (послелог), управление делится на беспредложное ипредложное (послеложное ):

      He loves his country .

      He looks at the picture .

    3) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором зависимость выражается не формами слов, а семантически, интонацией и порядком слов. Примыкаютнеизменяемые слова и формы слов: наречие, инфинитив, деепричастие, компаратив:

      много читает,

      способность мыслить ,

      идет спотыкаясь ,

      пошел быстрее .

    Примыкание широко распространено в аналитических языках:

      an interesting book , а strong man английские прилагательные, в отличие от русских, примыкают к опорному существительному, т.к. они неизменяемы.

    Термин примыкание используется преимущественно в отечественной лингвистике.

    4) Изафет (от араб.алъ-идāфату ‘добавление’) – это прежде всего определенный тип атрибутивных (определительных) конструкций в некоторых иранских и тюркских языках.

    Напр., тадж.:

      китоб - и хуб ‘хорошая книга’ (букв. ‘книга хорошая’),

      китоб z о- и хуб ‘хорошие книги’.

    В тюркологии термин ‘изафет’ обозначает именные определительные сочетания, оба члена которых являются существительными, ипоказатель подчинительной связи – на определяемом (главном !) слове. Напр., в турецком:

      türk dil- i ‘турецкий язык’,

      азерб.: ат баш- и ‘голова лошади’ [ЛЭС, с. 172].

    В предложении реализуется синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым, которая называется «координация ».Специфика этого вида связи состоит вдвусторонней направленности . Напр., в русск. яз.:

      Солнце светит.

    Глагол в функции сказуемогосогласуется с подлежащим в числе и лице, а с другой стороны,управляет именительным падежом подлежащего.

    Это не значит, что во всех языках связь между подлежащим и сказуемым – координация (если слова не изменяются, то о координации речь не идет).

      Словосочетание

    Существует широкое и узкое понимание словосочетания, соответственно, по-разному решается вопрос ограницах словосочетания .

    В рамках широкого подхода подсловосочетанием понимаетсялюбое грамматическое соединениезнаменательных слов.

    Таким образом, понятие словосочетания включает и (1) предложение или его предикативный центр (подлежащее и сказуемое), а также (2) сочетания слов на основесочинительной связи :

      книги и журналы ; солнечный, но холодный ; то весело, то скучно.

    В узком пониманиисловосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется сочетанием форм двух или болеезнаменательных слов на основеподчинительной связи (согласования, управления, примыкания, изафета и др.).

    В этом случае в структуре словосочетания выделяется стержневой (главный ) компонент (грамматически и семантически главенствующее слово) изависимый компонент [ЛЭС, с. 469]:

      заниматься музыкой,

      выше брата.

    При таком подходе словосочетание занимает промежуточное положение между словом и предложением. Как и слово , оно

      является номинативной , ане коммуникативной единицей,

      служит строительным материалом для предложения

      и выделяется из него при синтаксическом анализе.

    Аналогично предложению словосочетание – этоконструкция , хотя предложение, в отличие от словосочетания, может состоять из одного компонента (Светает ). Словосочетание противопоставлено предложению по ряду дифференциальных признаков (о них речь идет в п. 6).

    Сочетания слов на основе сочинительной связи исключаются из состава словосочетаний, т.к. они нередко образуютоткрытый ряд :

      и книги, и журналы, и газеты, и проспекты…

      то весело, то скучно, то игриво, то серьезно…

    Словосочетания в каждом языке строятся по определенным образцам (моделям , структурным схемам ). Структурная схема обычно записывается в виде формулы, компоненты которой передаются символами, имеющими морфологическую основу. Напр.:

      V N 4 :готовить обед, поливать цветы ;V – глагол (лат.verbum ),N – существительное или его аналог (лат.nōmen ‘имя’);

      А N : теплый день, a round table ;А – прилагательное (лат.adjectīvus ).

    Современные зарубежные лингвисты понятием словосочетания пользуются ограниченно.Терминусловосочетание более или менее соответствуют терминысинтагма (англ.syntagm ) илифраза (англ.phrase ) [ЛЭС, с. 469].

    Федеральное агентство по образованию

    Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ЧитГУ)

    Контрольная работа

    Синтаксис простого предложения

    по дисциплине: Латинский язык


    Введение

    1. Главные члены предложения

    2. Порядок слов в предложениях

    3. Синтаксис страдательных конструкций


    Введение

    Латинский язык принадлежит к числу индоевропейских языков, к которым относятся также языки славянские, балтийские, германские, индийские, иранские, древне- и новогреческие и другие. Вместе с древними окским и умбрским языками латинский составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье.

    Сравнительно-историческим изучением выявлены связи, существующие между латинским языком и остальными языками индоевропейской семьи. Доказано происхождение индоевропейских языков от одного языка-основы; несомненная общность наглядно прослеживается хотя бы при сопоставлении ряда слов, ходящих в основной словарный состав латинского и новых европейских языков.


    1. Главные члены предложения

    Латинское простое предложение обычно бывает двусоставным: его грамматический центр составляют два главных члена предложения -подлежащее (subjectum) и сказуемое (praedicatum).

    В роли подлежащего и сказуемого в латинском предложении могут выступать те же части речи, что и в русском предложении. Падеж именного подлежащего - nominatfvus. Что касается сказуемого, то различаются:

    1 Сказуемое простое, выраженное личной формой глагола, содержащей в себе и лексическое значение, и признаки соответствующих грамматических категорий: agricdla arat земледелец пашет, agricolae arant земледельцы пашут; in terra est vita на земле есть жизнь; in luna non est vita на луне нет жизни.

    2 Сказуемое составное, в состав которого входят: глагольная связка (copula) - преимущественно личная форма глагола esse быть и именная часть сказуемого, являющаяся основным выразителем его лексического значения. В качестве именной части составного сказуемого употребляется имя существительное или прилагательное (другие части речи встречаются редко): rosa est planta роза (есть) растение; роза является растением; rosa est pulchra роза красива.

    Существительное в роли именной части составного сказуемого согласуется с подлежащим в падеже (nominatfvus), прилагательное - также в роде и числе.

    Выражаемая глаголом esse связка в латинском предложении, как правило, обязательна, тогда как в русском предложении в настоящем времени употребляется очень редко. Ср. scientia potentia est знание - сила; terra est sphaera земля - шар.

    В поговорках, пословицах и т. п. выражениях связка может быть опущена, напр.: Aurora musis arnica Аврора - подруга музам (т. е. утренние часы наиболее благоприятны для творческого труда).

    Если в русском языке связка выражается формой глагола «являться», то именная часть сказуемого ставится в творительном падеже: rosa est planta роза является растением.

    В немецком языке в подобных случаях, как и в латинском, nomiinatfvus - единственно возможная конструкция: Die Rose ist eine Pflanze.

    Личное местоимение в роли подлежащего в латинском предложении в отличие от русского выступает очень редко: laboro я работаю, laboras ты работаешь; laborvatis вы работаете.

    Личное местоимение в роли подлежащего ставится и в латинском языке, если на это местоимение падает логическое ударение (в частности, при подчеркнутом противопоставлении):

    Ego laboiro я работаю (я, а не кто-либо другой).

    Ego laboiro, tu non laboras я работаю, (а) ты не работаешь.

    2. Порядок слов в предложении

    Порядок слов в латинском предложении обусловливается флективным строем латинского языка. Богатая система склонения и спряжения позволяет выражать синтаксическую роль слова морфологическими средствами, а не твердым порядком слов, как это имеет место в языках с аналитическим строем (английском, французском, в значительной степени - немец ком). Латинский язык допускает в принципе свободный порядок слов, при котором место слова в предложении не отражается на его основных синтаксических функциях.

    Более обычное расположение слов, свойственною повествовательному предложению, эмоционально нейтральному, принято называть прямым.

    При прямом порядке слов в начале предложения находится подлежащее (или группа подлежащего), в конце предложения - сказуемое (или группа сказуемого). При наличии прямого дополнения оно ставится перед управляющим глаголом - сказуемым (в русском языке - наоборот): Filia rosas amat дочь любит розы. Косвенное дополнение ставится также впереди управляющего глагола - сказуамого (в русском языке - обычно наоборот: puellis narrare рассказывать девочкам. При наличии прямого и косвенного дополнений, зависящих от того же глагола - сказуемого, косвенное дополнение ставится впереди прямого дополнения:

    Magistra puellis fabulam narrat учительница рассказывает девочкам сказку.

    Определение, выраженное прилагательным или притяжательным местоимением, ставится при прямом порядке слов обычно после определяемого: rosa pulchra красивая роза, filia mea моя дочь.

    Образец прямого расположения членов предложения

    Filia mea filiae tuae rosam pulchram dat. Моя дочь дает твоей дочери красивую розу. Расположение слов, при котором более обычный порядок их нарушается (т. е. при инверсии - «перестановке»), называется обратным. При обратном расположении слов особая смысловая важность того или иного члена предложения указывается необычным местом его в предложении, зачастую - выдвижением его вперед.

    Rosas filia amat дочь розы любит (а не какие-нибудь другие цветы). Amat filia rosas любит дочь розы. Fabulam magistra narrat сказку рассказывает учительница (а не правдивую историю). Puellis magistra fabulam narrat девочкам (а не мальчикам) рассказывает учительница сказку.

    3. Синтаксис страдательной конструкции

    Страдательная конструкция в латинском языке характеризуется теми же признаками, что в русском: подлежащее, стоящее в именительном падеже, обозначает лицо или предмет, на который направлено действие, выраженное глаголом в страдательном залоге. Лицо, выполняющее действие, или предмет, посредством которого совершается действие, выражается именем в аблятиве (косвенное дополнение).

    Victoria (nom. подлежащего) concordia (abl. косв. дополн.) gignftur победа порождается согласием.

    Такой ablatfvus орудия действия называется в грамматике ablatfvus instrumenti.

    В тех случаях, когда косвенное дополнение пассивного оборота обозначает действующее лицо, перед ним употребляется предлог а или (перед словом, начинающимся с гласного) ab.

    Medici aegrotos sanant врачи лечат больных.

    Aegroti a medfcis sanantur больные лечатся врачами.

    Amfci vitam ornant друзья украшают жизнь.

    Vita ab amicis ornatur жизнь украшается друзьями.

    Такой ablativus действующего лица называется ablativus auctoris.

    Употребление специального предлога перед обозначением действующего при страдательной конструкции характерно и для новых западноевропейских языков: von - в немецком (в отличие от durch, обозначающего обычно движущую силу, или причину действия, и mit, обозначающего орудие действия); by - в английском (отличие от with); par - во французском (в отличие от de, обозначающего, как правило, орудие или источник действия).

    В русском аналогичное значение имел предлог от, употреблявшийся еще в XVIH - XIX веках: «побежден от Александра» (Ломоносов); «...ни от какого писателя не представлен» (Ломоносов); «исполнен долг, завещанный от бога» (Пушкин) - «облеченный властью от самозванца» (Пушкин).

    (От страдательной конструкции следует отличать употребленную в неопр. - личн. значении пассивную форму 3-го л. ед. ч. непереходных глаголов: itur идут, pugnatum est сражались.


    Практическая часть

    Res mancīpi et nec mancīpi

    Omnes res aut mancīpi sun taut nec mancīpi. Mancīpi res sunt omnia praedia in Italīco

    solo, tam rustīca – quails est fundus, quam urbāna – qualis est domus, item iura praediōrum rusticōrum(servitūtes), item servi et quadrupědes, velut boves, muli, equi, asīni.

    Cetĕrae res nec mancīpi sunt. Magna autem differentia est rerum mancīpi et nec mancīpi.

    Nam res nec mancīpi ipsa traditiōne pleno iure alterīus fiunt, si corporāles sunt et ob id

    recipient traditiōnem. Ităque si tibi vestem vel aurum vel argentum trado sive ex venditiōnis

    causa sive ex donatiōnis sive aliā ex causa, statim tua fit ea res.

    (Ulpiānus, Gaius).

    Все вещи могут быть манципируемыми и неманципируемыми. Манципируемые вещи – это земельные участки на Италийской земле. И притом как сельские, какими считаются поместье, так и городские, каков дом, так же права сельских участков (сервитуты), так же рабы и четвероногие. Словно быки, мулы, лошади и ослы.

    Остальные вещи считаются неманципируемыми. Но велико различие вещей манципируемых и неманципируемых. Ведь неманципируемая вещь, переданная полноправно другому, как и сама телесная вещь и вследствие передана неотступно.

    Таким образом, если я передал одежду, или золото, или серебро на основании продажи, или по дарению, или на каком другом основании, эта вещь становится твоей.

    (Ульпиан, Гай).


    Список использованных источников

    1. Ахтерова О.А. Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии - М.: 2004. – 349 с.

    2. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под редакцией члена-корр. РАН, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 704 с.

    3. Винничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов. М., 2005

    4. Жамсаранова, Р.Г. Древние языки и культуры: латинский язык: учеб. пособие для студентов гуманитар. Факультетов // Р.Г. Жамсаранова. – Чита: ЧитГУ, 2008. – 133 с.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ