Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Учитывая многообразие сфер государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора А.П. Коренева, который их разделил:

По соотношению прав и обязанностей участников отношений;

По характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Ю.Н. Старилов помимо названных видов, классифицирует административно-правовые отношения:

По целям;

По составу участников;

По направлению деятельности и др.

Есть ряд других научных подходов по данному вопросу. Рассмотрим некоторые критерии классификации.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

Участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

Административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. (По всем вопросам жизнедеятельности – Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации);

Административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

Административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

Административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

Административно-процессуальные правоотношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии с законодательством является обязательным для другого субъекта. Так, органы исполнительной власти наделяются полномочиями принимать акты, которые являются обязательными не только для непосредственно подчиненных им органов и организаций, но и для органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, служащих, не находящихся в подчинении, и граждан. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.

Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны соблюдать и защищать конституционные права граждан.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке.

В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм:

1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы

2. по предмету регулирования:

- материальные - регулируют сущность управленче-ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);

- процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3. по функциям права: регулятивные и охранительные ;

4. п о содержанию регулирования :

-общие - регулируют общие для всех отраслей управ-ления общественные отношения;

-особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со-циально-культурной).

5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:

обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные дей-ствия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

➥ иногда называют ограничительные - вводят ограничения на поведение субъекта;

запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

стимулирующие (поощрительные) - обеспечивают с помощью средств материального или морального воз-действия должное поведение участников регулируемых управленчес-ких отношений;

6. В зависимости от предела действия : по территории, по сроку по кругу лиц:

а) по территории действия (в пространстве) : федеральные, региональные, местные, локальные;

Общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

Межтерриториальные (акты, действующие в услови-ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);

Нормы субъекта Федерации;

Местные (локальные);

Специальные (определенный регион).

б ) по сроку действия (во времени) :

    • постоянные, временные, чрезвычайные;
    • срочные и бессрочные

в) по кругу лиц : общие и специальные;

7. по юридической силе : законы и подзаконные акты;

8. по субъектной направленности : управленческие и общегражданские.

Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права - это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

Реализация норм административного права имеет следующие аспекты:

Исполнение - активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности.

Соблюдение - субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике).

Использование - добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться).

Применение - выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла. Разрешению таких вопросов служат акты официального толкования норм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права.

Акты толкования норм административного права могут быть:

a. по форме выражения : письменные и устные;

b. по юридическому содержанию : нормативного толкования и казуального:

c. по виду государственного органа : законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.;

d. по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

· действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, – так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия;

· действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, т. е. в отношении не подчиненных им организационно-физических и юридических лиц.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

· действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

· действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

· действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении);

· совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

· подлежащие официально-документальному оформлению;

· не подлежащие официально-документальному оформлению.

№29. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов.

Правовые акты государственного управления - это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они, во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т.е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения; в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.



Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

Нормативные правовые акты управления - это односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм - правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство - другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство , или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности - есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой - от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т.д.). От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

№ 30. Требования, предъявляемые к правым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения.

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. При несоблюдении этих требований наступают неблагоприятные последствия.

Классификация административных правоотношений предусматривает выделение их определенных видов в зависимости от различных критериев.

1. По выполняемым функциям - регулятивные и правоохранительные.

В регулятивных правоотношений относятся те, которые связаны с реализацией, условно говоря, «позитивной» функции административного права. Это организация работы аппарата управления, руководство ниже структурами, удовлетворения запросов граждан и т.п..

В правоохранительные правоотношений относятся те, которые связаны с реализацией правоохранительной функции административного права. Наиболее известный вид правоохранительных отношений - отношения административно-деликтные (юрисдикционные). К ним относятся отношения, складывающиеся по поводу привлечения к ответственности за административные проступки (проступки). Они возникают между правонарушителем и пра-возастосовчим органом (его должностным лицом). их определенное, условно говоря, организующее значение заключается в том, что из-за принятия мер воздействия, предусмотренных административно-правовой нормой, государство в лице правомочного органа стремится юридическими средствами обеспечить надлежащую (правомерное, правопослушного) поведение человека.

2. По составу участников - двусторонние или многосторонние. Кроме того, по этому критерию можно выделить:

0 отношения между главой государства - Президентом Украины и: всей системой органов исполнительной власти; органами других, кроме исполнительной, ветвей власти; негосударственными формированиями, другими коллективными субъектами; физическими лицами;

0 отношения между высшим органом в системе органов исполнительной власти, которым по Конституции Украины (ст. 113) является Кабинет Министров Украины, и: остальными органов исполнительной ветви власти; органами других, кроме исполнительной, ветвей власти; негосударственными формированиями, другими коллективными субъектами; физическими лицами;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются центральные органы исполнительной власти;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются местные органы исполнительной власти;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются органы местного самоуправления;

0 такие же отношения, но между должностными лицами всех указанных выше органов.

3. По сфере возникновения : а) отношения в сфере исполнительной б) отношения в сфере функционирования государственных образований, находящихся за пределами исполнительной власти, в) отношения в сфере негосударственного управления (в местном самоуправлении, в деятельности общественных организаций).

Среди отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, принято выделять:

0 отношения в сфере общего управления (сфера ведению Кабинета Министров, областных и районных государственных администраций);

0 отношения в сфере отраслевого управления (сфера ведения отраслевых органов исполнительной власти);

0 отношения в сфере межотраслевого управления (сфера ведения межотраслевых органов исполнительной власти);

0 отношения в сфере функционального управления (сфера ведения функциональных органов исполнительной власти).

4. По состоянию взаимной подчиненности субъектов, участвующих в правоотношениях, - административные правоотношения :

0 между подчиненными субъектами, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти;

0 между к подчиненных субъектами одного иерархического уровня: между собственно министерствами, государственными администрациями районов или областей т.п.;

0 между к подчиненных субъектами различного иерархического уровня, например, между государственной администрацией одной области и районной госадминистрацией другой области;

0 между органами исполнительной власти и организациями, которые им организационно не подчинены (т.е. организационно от них независимые): например, отношения между налоговой инспекцией и предприятиями;

0 между администрацией (органом управления) предприятия, корпорации, концерна и т.п. и непосредственно управляемым персоналом данного предприятия и др..

5. Тесно связанной с предыдущим делением является классификация административных правоотношений на так называемые вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные правоотношения наибольшей степени выражают сущность административно-правового регулирования и характер связей в сфере управления. Эти отношения часто называют властеотношений. Возникают они между спивпидпорядкованимы в правовом смысле сторонами и выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

Горизонтальными правоотношениями признаются те, в которых стороны юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой стороны. Разумеется, сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях, казалось бы, прямо противоречит сущности административно-правового метода регулирования. Административно-правовыми такие отношения делает государственная воля, требует от субъектов вступить в правовые связи между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Поэтому основанием для возникновения данных отношений является соответствующая административно-правовая норма. Поэтому субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться вступать в правоотношения, а также не могут выйти за рамки государственных предписаний, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.

Горизонтальные административно-правовые отношения достаточно сложно различить в общей массе управленческих связей, ведь они выражены не так четко, как вертикальные. Однако управленческая практика дает основания отнести к ним такие отношения:

0 отношения, предшествующие принятию нормативного акта. Они являются предпосылкой возникновения вертикальных отношений и предназначены создать условия, необходимые для принятия одностороннего юридически властного решения. Это связи между субъектами, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне, в которые они вступают по поводу подготовки и принятия совместных нормативных актов, согласовании совместных управленческих действий; отношения между органами исполнительной власти и профсоюзными органами по поводу удовлетворения требований последних (заключения или изменение тарифных соглашений);

0 отношения, в рамках которых производятся совместные мероприятия по выполнению нормативных актов (проведение совместных ревизий, формирование межведомственных комиссий);

0 отношения договорного характера, которые возникают на основании различных договоров (соглашений), которые получили название административных. Они являются одной из нетрадиционных форм управленческой деятельности, соответствует отмеченным ранее тенденциям трансформации метода административного права. Подытоживая анализ горизонтальных административных отношений, надо заметить, что значительное количество управленческих связей не урегулирована юридически. Поэтому далеко не все они имеют административно-правовой характер, хотя и не теряют управленческих качеств.

Административно-правовые отношения можно разделить также на внутренние и внешние; имущественные и неимущественные; такие, которые защищаются в административном порядке, и такие, которые защищаются в судебном порядке; субординации и координации и др..

17 .

В Украине, подзаконные административно-правовые акты классифицируются. За субъектами издания: 1) постановления Верховной Рады Украины; 2) указы Президента Украины; 3) постановление Кабинета Министров Украины; 4) решения и постановления Верховной Рады; 5) Совета Министров Автономной Республики Крым; 6) распоряжения глав областных и районных государственных администраций нормативного характера; 7) решение, нормативные постановления местных советов; 8) решения исполнительных комитетов местных советов общего характера; 9) приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств общего характера; 10) приказы руководителей отделов и управлений местных, государственных администраций и исполнительных комитетов местных советов народных депутатов, нормативного характера;

11) нормативные приказы, инструкции администраций предприятий, учреждений, организаций. За юридической силой: - общие, например Постановление Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 № 1698 "Об утверждении перечня органов лицензирования"); - местные, например Решение Киевского городского совета от 4 марта 1999 148/249 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков и оформления права пользования землей юридическим лицам в г. Киеве»); - локальные, например Приказ МВД Украины от 4 октября 2003 № 1155 «О совершенствовании реагирования на сообщения о преступлениях, других правонарушениях и событиях и обеспечения оперативного информирования в органах и подразделениях внутренних дел Украины».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Реферат

По дисциплине «Административное право»

Тема: «Классификация административно правовых норм»

Студента 2 курса

очного юридического факультета

Шикалина Валентина

Научный руководитель

Профессор: Н.И. Дорохов

Москва 2014г.

Введение

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и

структуры.

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности.

3. Реализация административно-правовой нормы.

4. Действия норм административного права.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее мес­то в правовой системе Российской Федерации.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе крыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.

Характеристике содержания понятия «административно-правовая норма» уделяется большое внимание практически во всех учебных пособиях и монографиях, посвященных административному праву. Но, не смотря на большое количество материалов и разработок по данной тематике, проблема административно - правового нормотворчества до сих пор не потеряла своей актуальности.

Административно-правовая норма - это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Норма права по своему юридическому значению есть определен­ное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различ­ного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблю­дает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, администра­тивная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качест­ва в полной мере присущи административно-правовым нормам.

Нормы этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- право­вых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспе­чения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управ­ления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимо­действия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового госу­дарства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредст­венно в сфере государственного управления и выполняющих тот или; иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совер­шать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государ­ственного управления, прежде всего и главным образом предназначе­ны для обеспечения эффективной реализации конституционного на­значения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, прове­дения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государствен­ной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы долж­ного поведения в сфере государственного управления, служат интере­сам установления и обеспечения прочного режима законности и госу­дарственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих дру­гих отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросо­вестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду адми­нистративная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой не­сравненно уже, чем у административной ответственности (исключи­тельно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управлен­ческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы во многих случаях могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогово­го, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятель­ности и т.п.;
ж) административно-правовые нормы достаточно часто уста­навливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

Давая общую характеристику административно-правовым нор­мам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти дей­ствующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Для административного права характерно юридическое опосредствование такой деятельности, основным содержанием которой является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Рос­сийской Федерации. Поэтому административно-правовые нормы, как регулятор общественных отношений управленческого типа могут характеризоваться в качестве одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Следовательно, данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую «нагрузку»: правоустановительную и правоприменительную. Между этими функциями административно-правовых норм теснейшая взаимосвязь, в рамках которой четко выявляется следующая закономерность: правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством уста­новлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются «во исполнение» законов.

Административно-правовая норма состоит из:

1) гипотеза - условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).

2) диспозиция - правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).

3) санкция - меры административного и дисциплинарного воздействия.

Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выража­ется гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.).

Диспозиция - центральная часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

2. Классификация норм административног о права. Критерии и особенности

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу­ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист­ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ­ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот­реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя­ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право­вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол­нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим­ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти­руют динамику государственного управления и связанных с ним уп­равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря­док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару­шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце­дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули­руемых управленческих отношений.

1. закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;

2. определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;

3. устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;

4. регулирующие административно-процессуальную деятельность;

5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;

6. определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

а) общие - регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;

б) особенные - регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

Общефедеральные,

Устанавливаемые субъектами федерации (рес­публиканские, территориальные или региональные и т.п.).

По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:

Общи ми,

Межотраслевыми,

Отраслевыми,

Местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В пос­леднем случаеих действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

3. Реализация административно-правовой нормы

Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. административный правовой норма

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, то есть, проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъяв­лений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, то есть, в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.

Исполнение административно-правовых норм -- точное следо­вание участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универ­сален, так как его субъектами являются любые участники управлен­ческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти. Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуаль­ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неполо­женном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц).

Правоприменение -- обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В част­ности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение админист­ративных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных спо­соба реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, свя­занного с реакцией участников управленческих отношений на запре­ты, то следует иметь в виду, что по существу оно является конкрет­ным выражением их исполнения. Соблюдение -- основа реализации административно-правовых норм в любом из названных ранее спосо­бов; это -- наиболее общая категория, характеризующая правопоря­док и дисциплину в сфере государственного управления, а не их част­ное проявление.

Использование вряд ли можно отнести к числу терминов, име­ющих юридическое значение. Фактически его можно трактовать лишь как элемент дополнительной характеристики исполнения до­зволительных административно-правовых норм.

Таким образом, административное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, присущими ему способами и средствами обеспечивает исполнение требований действующего российского законодательства, а также защиту прав и законных интересов участников регулируемых общественных отношений.

Акты органов законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере исполнительной власти, именуются источниками административного права.

Источниками административного права России являются:

Конституция;

Законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы;

Соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы);

Нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти;

Нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения.

Важнейшими официальными изданиями, где публикуются административно-правовые акты, являются:

Собрание законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации),

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

Российская газета.

4. Действ ия норм административного права

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

Правомерные;

Неправомерные.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяетсяих юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «вы­ход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными государствами -- членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-пра­вовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две под отрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Критерий предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных -- федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

По уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

По субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

Реализация норм административного права представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают несколько форм (способов) реализации норм:

1) исполнение;

2) соблюдение;

3) использование;

4) применение.

Список используемой литературы

Правовые источники:

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320

5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие и особенности административно-правовых норм, их структура и основные части, классификация и разновидности, отличительные черты. Порядок реализации административно-правовых норм на практике, формы их выражения в законодательстве государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2005

    Сущность административно-правовой нормы, ее элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) и различные подходы к классификации. Характеристика основных видов норм. Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений. Понятие юридических фактов.

    презентация , добавлен 06.03.2013

    Понятие и особенности административно-правовых норм, виды административно-правовых норм, административно-правовые нормы в росийском праве. Реализация административно-правовых норм. Действие их во времени, пространстве и по круг лиц.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2003

    Роль административно-правовой нормы в обеспечении организации и функционирования системы исполнительной власти, ее структура, виды, отличие от других норм права. Характеристика источников административного права России. Административно-правовой контроль.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Раскрытие понятия, сущности, а также социального назначения административно-правовой нормы. Проведение классификации административно-правовых норм в соответствие с наиболее значимыми критериями. Рассмотрение основных форм выражения данных норм права.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2014

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Административно-правовые нормы: понятие и особенности. Сущность этой категории, соотношение правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Логическая структура норм права и их разновидности. Акты официального их толкования.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ