Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Багалова Татьяна Константиновна (25.09.2016 в 16:04:36)

Добрый день!

По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (военнослужащий - контрактник), т.е. день окончания срока контракта и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях Положение обязывает командира (начальника) принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 8 ст. 9 Положения). Закон устанавливает командованию трехмесячный срок для выполнения обязанностей по проведению с военнослужащим всех необходимых мероприятий (производство бесед, расчет выслуги лет, прохождение ВВК и т.д.) в целях исполнения требований Закона о своевременности исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части именно в день окончания срока контракта.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается (п. 16 ст. 34 Положения).

В связи с вышесказанным необходимо различать срок окончания военной службы военнослужащих - контрактников и срок окончания контракта, которые могут не совпадать. Например, после окончания срока контракта уволенный военнослужащий имеет право отсрочки окончания военной службы и не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, когда находится на стационарном лечении, до окончания отпуска (п. 16 ст. 29 Положения); до проведения с ним всех необходимых расчетов (п. 16 ст. 34 Положения), т.е. в исключительных случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Правовые нормы, содержащиеся в ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 32, 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 4, 9, 34 Положения, в их системном рассмотрении закрепляют обязанность командира (начальника) для окончания военной службы военнослужащего в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", издать приказ об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части не позднее дня окончания срока контракта, поскольку иное влечет необоснованные выплаты и неправомерное удержание гражданина на военной службе.

Таким образом, должностные лица органов военного управления обязаны осуществлять конкретные действия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы, в установленном в различных правовых документах порядке.

Военнослужащий - контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава части в день истечения срока его военной службы, закрепленный в контракте (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы), и не позднее чем через месяц со дня поступления в часть выписки из приказа об увольнении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 24 ст. 34 Положения. В данных нормах законодатель подчеркивает отличие правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы от увольнения работника, поскольку Положением предусматривается издание при увольнении двух приказов: первый - приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй - приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении.

ормы, определяющие сроки военной службы, относятся к числу императивно определенных законом, но законодателем в специально определенных случаях прямо предусматриваются зачеты иных периодов деятельности в срок военной службы с предоставлением различного объема прав, льгот и ответственности военнослужащим, у которых окончился срок контракта (период нахождения под следствием, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и т.д.). Это значит, что сроки прохождения военной службы по призыву и контракту устанавливаются для всех военнослужащих Российской Федерации, а начало срока, его продолжительность, окончание не могут быть изменены по желанию командования, за исключением прямо предусмотренных законом случаев отсрочки увольнения и досрочного увольнения (п. п. 11 и 12 ст. 38 и ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Во всех других случаях применение отсрочки окончания военной службы, т.е. увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина. Применение командованием отсрочки окончания военной службы в случаях, не предусмотренных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным.

Если увольнение военнослужащего было произведено на законных основаниях, а права уволенного военнослужащего были нарушены в результате несоблюдения установленного законодательством порядка увольнения (не предоставлен отпуск, не выплачены денежные средства и т.д.), незаконным должен признаваться лишь приказ об исключении увольняемого из списков личного состава части. При этом уволенный военнослужащий восстанавливается на военной службе временно, до устранения нарушений его прав, поскольку приказ о его увольнении с военной службы, как изданный на законных основаниях, не отменяется. Это действие подлежит обязательному исполнению, так как право на выплаты, отпуск и т.д. имеют лишь лица, на которых распространен статус военнослужащих со дня восстановления в списках личного состава части.

Приказ об исключении из списков личного состава части в таких случаях подлежит отмене, и после восстановления нарушенных прав уволенный военнослужащий исключается в установленном порядке с изданием нового приказа по части. Если у восстановленного военнослужащего к моменту повторного фактического увольнения возникло право на получение отпуска, он предоставляется в порядке, предусмотренном Положением, равно как и иные виды довольствия. Временные рамки нахождения восстановленного в списках личного состава уволенного военнослужащего законодателем четко определены: до полного устранения допущенного нарушения прав в течение месячного срока с момента получения судебного решения с сообщением в суд об этом. Если же в этот период командованием вновь производятся действия (бездействие) или принимаются решения, нарушающие права восстановленного, то он вправе обжаловать данные действия и решения в военный суд как вытекающие из военно - административных правоотношений.

Удачи Вам! С уважением, Татьяна!

Закончив карьеру, отозванные из структур ВС (Вооружённых сил) имеют законное право на получение выплаты военнослужащим при увольнении по окончании контракта.

Действующие законодательные нормы нашей страны предусматривают и различные виды выплат по завершении службы по контракту и различные виды субсидий на покупку квартиры и выплаты военным, когда они собираются увольняться на пенсию. Поэтому каждый служащий имеет право получить денежные выплаты при увольнении с военной службы в порядке, установленном военным законодательством.

Если, по каким-то причинам, предусмотренное довольствие не было выплачено, то бывший военный может обратиться в прокуратуру (в суд) для разбирательств.

Единовременное пособие при увольнении военнослужащего после окончания контракта

Данный вид помощи оформляется на основании письменного приказа руководителя, в нём оглашены причины для завершения контрактной службы, а также там должно быть прописано количество лет службы.

Размер пособия устанавливается именно по сроку длительности службы в военных структурах:

  1. Если срок больше 20 лет – то контрактнику положена единовременная поддержка размером 7 окладов при увольнении с военной службы, которые он получал в годы своей деятельности. Ставка берётся с должности, которую контрактник занимал во время подписания заявления.
  2. Если контракт длился меньше двадцати лет (по календарю в общей сложности), то бывший военный получает компенсацию в виде двух окладов, которые выплачивались ему в виде заработной платы во время службы на должности, занимаемой им на момент ухода из ВС РФ.

Срок службы каждого контрактника определяется в строгом соотношении с календарными расчётами.

Полученная единовременная сумма перед уходом в запас, отмечается в его личном деле в виде выданной на руки конкретной суммы.

А если военным в течение срока службы были получены военные гос.награды или почётные звания России или бывшего Союза, то выплаты денежные военнослужащим при увольнении на пенсию могут корректироваться в большую сторону.

Единовременное пособие не начисляется, если:
  • служащий не соблюдал условия контракта;
  • контрактник был лишён звания;
  • он получил отказ и не смог оформить допуск к гос. тайне;
  • он на законных основаниях был его лишён;
  • военный совершил умышленное (непреднамеренное) преступное действие, за которое понёс условный срок с ограничением свободы;
  • контрактник отбывает наказание военного суда.

Также законодательство рассматривает возможность возвращения бывалого солдата на контрактной основе: после прохождения нового срока службы, при уходе из ВС единовременная субсидия будет рассчитана исходя из общего стажа в структурах.

Подсчёт его выполняется перед днём ближайшей отставки.

Премия за эффективное выполнение военнослужащим обязанностей по занимаемой им должности

Во время службы каждый военный может заработать себе премию за достойное исполнение обязанностей по службе. Данные компенсации при уходе со службы являются показателем отличной и добросовестной службы на протяжении всего срока без нареканий и нарушений воинского устава.

Размер премии устанавливается исходя из установленных норм военного права, и колеблется от одного до 25 % от размера оклада контрактника. Также он зависит от звания военного, имеющегося на момент службы, и от занимаемой им должностной ниши. Процент зависит от того, насколько качественно и эффективно выполнялись служебные обязанности военным на занимаемой им должности.

Этой оценкой занимается вышестоящий руководитель и/или командир части исходя из показателей:

  • должностных достижений,
  • похвал, наград,
  • благодарностей и т. п.

Начисляется такой вид премии на основании решения и приказа руководителя (командира). Он призван мотивировать служащих грамотно и добросовестно выполнять свои обязанности по службе.

Материальная помощь

Гражданин, прошедший военную службу на контрактной основе, имеет законное право на получение материальной помощи – размером в один месячный оклад службы на данной должности. Эта помощь начисляется после подачи рапорта и ухода в основной отпуск, раз в году.

Служащие, не получившие материальное обеспечение в течение года, получают её в декабре с основным денежным содержанием.

Данные денежные выплаты военнослужащим при увольнении оформляются и рассчитываются индивидуально, поскольку окончательный размер её зависит от месячного оклада, который выплачивался на момент оформления пособия (или на первое декабря), и должности военного.

По окончании профессиональной деятельности, в приказе об отчислении из штата ставится специальная метка о том, материальная помощь какой суммы и когда была начислена служащему в год окончания контракта. Если материальная помощь на последнем году служебной деятельности не начислялась, в приказе точно прописывается, что «материальная помощь в текущем году не оформлялась». Из него делается выписка, которая потом прикладывается к личному делу военного.

Контрактники, которые для дальнейшего исполнения долга были переведены из вооружённых сил в исполнительные органы, получают, после завершения службы в них материальную помощь (раз в год, при условии, что она не начислялась ранее). В случае перевода из органов в ВС России, начислить обязаны в таком же порядке.

Не начисляется материальная помощь в трёх случаях:

  1. Если контрактник находился в подчинении вышестоящего руководства (командиров, служащих выше по званию).
  2. Если он был отчислен из рядов ВС в соответствии со ст. 3 ФЗ (Федерального закона) «О денежном вознаграждении служащих и предоставлении им отдельных выплат» (часть 4, пункты 1.5, 7-11).Если материальная помощь была выплачена раньше, то она уже не удерживается с расчётной суммы, уходящего в военный запас контрактника.
  3. Если он рассчитывается с правом отпуска, который должен закончиться в последующем году.

Если военный погиб при выполнении военных обязанностей, то материальная помощь по истечении года, выдаётся жене (мужу).

Если таковых родственников не имеется – то детям, достигшим совершеннолетия, которые до наступления смерти проживали со служащим либо их законным представителям или приёмным родителям — если дети несовершеннолетние.

Если у него находились на иждивении другие лица или родители, то помощь по закону выплачивается равными частями (при условии, если погибший не находился в браке и у него нет детей).

Единовременное пособие для военных, призванных негодными к прохождению службы

Нередки случаи, когда после нескольких лет труда в Вооружённых Силах человек наблюдает у себя ухудшение здоровья. Такая ситация может привести к невозможности дальнейшей службы. Офицер может на законных основаниях уйти из ВС по собственному желанию по указанной выше причине.

23 статья фед. закона «О статусе военнослужащих» (с поправками No 97) гласит о том, что назначение материальных субсидий ушедшим в запас по состоянию здоровья предусматривается, если они отслужили в частях РФ определённый отрезок времени.

Такой вид пособий, связанный с потерей дееспособности и/или ухудшением здоровья, назначен Федеральным законом № 306(7 ноября 2011), несоблюдение которого ведёт к административной (уголовной) ответственности.

Само мероприятие подразумевает собой полное врачебное обследование, после которого и выносится решение о потери трудоспособности или инвалидности служащего. В согласии с постановлением Правительства РФ (№ 565), для обследования и вынесения решения организуется военно-врачебная комиссия.

На неё и направляются все военнослужащие, нуждающиеся в обследовании после получения травм, с имеющимися либо перенесёнными болезнями.

Если данная комиссия признаёт солдата негодным к службе, ему полагается материальная помощь в предельном размере:
  • 2 миллионов рублей – солдату-контрактнику;
  • 1 миллиона – призывнику.

Сумма начисляется независимо от остальных субсидий, которые оформлены и выданы служащему. Кроме этого, она ежегодно проходит государственную индексацию.

Как получить субсидии на приобретение жилья военнослужащим?

Вопрос о приобретении квартир и домов стоит остро не только у большинства граждан нашей Родины, но и у служащих, отдающих ей воинский долг. Субсидия на получение квадратных метров нуждающимся военным лицам заключается в единственной безналичной материальной поддержке – она внедрена как альтернатива очереди на получение квартир кадровиками и запасниками.

Для того чтобы получить такой вид собственности, гражданин, служащий в рядах ВС, должен предоставить в соответствующий департамент (исполнительная власть региона, где он служит) ряд документов:
  1. Ксерокопии документов, удостоверяющих личности всех членов семьи военного.
  2. Справка, в которой указан общий срок службы.
  3. Ксерокопия свидетельства о заключении/расторжении брака.
  4. Копии документов, которые подтверждают права на другие субсидии.
  5. Отчётность о финансовых счетах за последние 5 лет перед подачей заявления.
  6. Справку на основании показаний домовой книги.

После подачи запроса решение на основании предоставленной документации должно быть вынесено и доведено до сведения военнослужащего в письменном виде в течение 1 календарного месяца (30 рабочих дней).

Начисление субсидии производится после обращения в орган жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

Для этого служащий ВС РФ должен:

  • открыть лицевой счёт в банке для перевода средств субсидии;
  • обратиться в орган обеспечения с договором об оформлении лицевого счёта и с заявлением о перечислении субсидии на этот счёт;
  • приобрести на первичном либо на вторичном рынке желаемые квадратные метры, подписав необходимый договор.
В приказе министра Обороны страны от 21.07.10 г. установлено, какие контрактники могут оформить такой вид жилищной поддержки:

Оформляется субсидия надлежащими органами в виде сертификата на льготное приобретение квадратных метров. Финансируется данная мера поддержки федеральным бюджетом РФ.

Защита прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

Лица, нашедшие своё призвание в такой нелёгкой, и, что главное, очень важной профессиональной деятельности нередко нуждаются в защите своих прав и интересов. Такие ситуации возникают, потому что данный вид деятельности отличается повышенными требованиями к кадровому составу, а также немалым количеством законодательных ограничений прав и свобод служащего.

Этими особенностями деятельности могут воспользоваться недобросовестные вышестоящие командиры и служащие, которые могут как увольнять незаконно, так и применять разные виды дисциплинарных взысканий и т. д.

Поэтому законодательством предусмотрена юридическая защита военнослужащих, которая помогает решить такие вопросы:
  • Вопросы социального обеспечения: получение и оформление служебных квадратных метров, субсидий, оказание мед.помощи, вещевого довольствия и т. д.
  • Вопросы не начисления полагающихся субсидий.
  • Незаконное воздействие на служащего дисциплинарными взысканиями, незаконная отставка.
  • Вопросы, касающиеся приобретения домов/квартир не по месту исполнения контракта.
  • Составление жалоб в прокуратуру ВС и другие вышестоящие структуры.

Военные юристы также работают с членами семей погибших во время службы – помогают юридически грамотно защитить свои жилищные, материальные и страховые права, а также во многих других ситуациях, когда требуется специализированная помощь таких специалистов.

Н.А. НОВИКОВ

Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.

Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством (п. 1 ).
Однако имеются особенности реализации статуса при обеспечении и восстановлении нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в случаях продолжения военной службы после окончания срока контракта и исполнения судебных решений о восстановлении на военной службе.
В практике органов военного управления возникает вопрос о правовых последствиях периода военной службы после истечения срока контракта и статусе восстановленного на военной службе гражданина в данный период, а именно:
1. Является ли после окончания срока контракта гражданин военнослужащим, а период времени военной службой?
2. Распространяются ли на него после окончания срока контракта права, льготы и обязанности, предусмотренные для военнослужащих?
3. Является ли данное лицо после окончания срока контракта субъектом преступлений против военной службы и может ли быть привлечено к уголовной ответственности за данные преступления в этот период времени?
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" в контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32); условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах в течение установленного контрактом срока (п. 3 ст. 32).
Для правильного ответа на вышеприведенные вопросы необходимо рассмотреть правовую природу военной службы по контракту на основании принципа добровольности заключения контракта и недопустимости злоупотребления командованием правом на продление срока окончания военной службы.
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" контракт вступает в силу с момента его подписания должностным лицом и прекращает свое действие со дня заключения нового контракта, а также в иных случаях (п. 4 ст. 32).
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (п. 8 ст. 4). В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения контракт прекращает свое действие, в частности, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (военнослужащий - контрактник), т.е. день окончания срока контракта и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях Положение обязывает командира (начальника) принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 8 ст. 9 Положения). Закон устанавливает командованию трехмесячный срок для выполнения обязанностей по проведению с военнослужащим всех необходимых мероприятий (производство бесед, расчет выслуги лет, прохождение ВВК и т.д.) в целях исполнения требований Закона о своевременности исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части именно в день окончания срока контракта.
Сроком окончания военной службы военнослужащих - контрактников, досрочно уволенных с военной службы, является день исключения их из списков личного состава части, причем приказ об исключении из списков личного состава части должен быть издан в течение трехмесячного срока с даты подачи рапорта с указанием основания и причины увольнения не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 24 ст. 34 Положения.
Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного ВВК негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно - врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках) (п. 15 ст. 34 Положения).
Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается (п. 16 ст. 34 Положения).
В связи с вышесказанным необходимо различать срок окончания военной службы военнослужащих - контрактников и срок окончания контракта, которые могут не совпадать. Например, после окончания срока контракта уволенный военнослужащий имеет право отсрочки окончания военной службы и не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, когда находится на стационарном лечении, до окончания отпуска (п. 16 ст. 29 Положения); до проведения с ним всех необходимых расчетов (п. 16 ст. 34 Положения), т.е. в исключительных случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Правовые нормы, содержащиеся в ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 32, 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 4, 9, 34 Положения, в их системном рассмотрении закрепляют обязанность командира (начальника) для окончания военной службы военнослужащего в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", издать приказ об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части не позднее дня окончания срока контракта, поскольку иное влечет необоснованные выплаты и неправомерное удержание гражданина на военной службе.
Таким образом, должностные лица органов военного управления обязаны осуществлять конкретные действия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы, в установленном в различных правовых документах порядке.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дата исключения из списков личного состава воинской части, т.е. день окончания военной службы определяется датой убытия гражданина из военного комиссариата к месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В отношении военнослужащих - контрактников и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, существуют обязательные отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": нахождение под следствием; нахождение в плену, в положении заложника, интернированного; в период безвестного отсутствия; в период участия в походе кораблей.
Военнослужащий - контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава части в день истечения срока его военной службы, закрепленный в контракте (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы), и не позднее чем через месяц со дня поступления в часть выписки из приказа об увольнении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 24 ст. 34 Положения. В данных нормах законодатель подчеркивает отличие правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы от увольнения работника, поскольку Положением предусматривается издание при увольнении двух приказов: первый - приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй - приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении.
В том случае, если командование за три месяца до окончания срока контракта или после подачи военнослужащим - контрактником рапорта об увольнении по состоянию здоровья и иным основаниям, предоставляющим ему право досрочного увольнения, не проводит бесед, не оформляет представления и не производит других действий, предусмотренных порядком увольнения, то независимо от причин (отсутствие финансирования, собственного жилищного строительства и т.д., за исключением конкретных случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") происходит незаконное ограничение права гражданина на увольнение с военной службы, что является неправомерным. Установленное законодателем ограничение, предусматривающее невозможность прекращения военной службы уволенного военнослужащего при отсутствии его согласия из-за отсутствия жилья (ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), является обязательным только для должностного лица, издающего приказ об исключении из списков личного состава воинской части. Таким образом, командир (начальник) органа военного управления, в котором проходит военную службу по контракту уволенный военнослужащий, обязан издать приказ об исключении его из списков личного состава не позднее трехмесячного срока с даты подачи рапорта с учетом п. 8 ст. 9 Положения, поскольку не имеет права отсрочки окончания военной службы.
Нормы, определяющие сроки военной службы, относятся к числу императивно определенных законом, но законодателем в специально определенных случаях прямо предусматриваются зачеты иных периодов деятельности в срок военной службы с предоставлением различного объема прав, льгот и ответственности военнослужащим, у которых окончился срок контракта (период нахождения под следствием, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и т.д.). Это значит, что сроки прохождения военной службы по призыву и контракту устанавливаются для всех военнослужащих Российской Федерации, а начало срока, его продолжительность, окончание не могут быть изменены по желанию командования, за исключением прямо предусмотренных законом случаев отсрочки увольнения и досрочного увольнения (п. п. 11 и 12 ст. 38 и ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
На основании изложенного военная служба возможна после истечения ее срока независимо от правомерности удержания гражданина на ней (в том числе после окончания этого срока при досрочном увольнении), поскольку законодателем закреплены как непосредственно периоды военной службы, так и иные периоды, приравненные к ней.
Однако указанные в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" случаи отсрочки окончания военной службы установлены законом и порождают не только права и льготы по истечении срока службы (контракта), но и обязанности с ответственностью в конкретных случаях: когда военнослужащий находится под следствием или арестом. Истечение срока контракта у военнослужащего, находящегося под следствием или арестом, не является основанием для прекращения уголовного преследования.
Во всех других случаях применение отсрочки окончания военной службы, т.е. увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина. Применение командованием отсрочки окончания военной службы в случаях, не предусмотренных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным.
Судебная практика показывает, что органами военного управления права, свободы и законные интересы военнослужащих нарушаются не только в связи с неправомерным применением отсрочки окончания военной службы и увеличением периода военной службы, но и в связи с прекращением военной службы без достаточных к тому оснований, например при исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до обеспечения жилой площадью, при отсутствии нарушений условий контракта и т.д., поэтому актуальным является вопрос о правах и обязанностях граждан, восстановленных на военной службе по решению суда.
В ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено императивное требование о том, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих - контрактников причиненные им убытки возмещаются в полном объеме; эти лица восстанавливаются на военной службе в прежней должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания. Законодателем не определяется ограничений для восстановления прав уволенного гражданина в виде основания и причины увольнения, возраста, состояния здоровья, трудоспособности гражданина, а также не устанавливаются сроки восстановления, т.е. может быть восстановлен на военной службе гражданин, как ранее уволенный в связи с осуждением к лишению свободы при отмене приговора, так и уволенный в связи с невыполнением условий контракта или по другим основаниям, причем весь период без ограничения сроками исковой давности включается в общую продолжительность военной службы с даты необоснованного увольнения.
Неправильное понимание правовой природы окончания срока военной службы при увольнении военнослужащих с военной службы влечет ошибки при вынесении судом решения и исполнении органами военного управления решения суда о восстановлении на военной службе граждан - военнослужащих запаса. В Обзоре судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1994 г. высказаны принципиальные позиции, актуальные для практики военных судов и в настоящее время, которые нашли свое закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9. В Обзоре 1994 г. указано, что при разрешении жалоб в связи с незаконным увольнением военнослужащих (проходящих службу по контракту в качестве офицеров, прапорщиков и т.д.) необходимо исходить из следующего. В тех случаях, когда увольнение с военной службы признано судом необоснованным и военнослужащий подлежит восстановлению на военной службе, незаконными и недействующими с момента издания должны быть признаны оба приказа - об увольнении с военной службы и об исключении из списков личного состава части. В этом случае военнослужащий восстанавливается на военной службе в прежней должности с соответствующими правовыми последствиями.
Если увольнение военнослужащего было произведено на законных основаниях, а права уволенного военнослужащего были нарушены в результате несоблюдения установленного законодательством порядка увольнения (не предоставлен отпуск, не выплачены денежные средства и т.д.), незаконным должен признаваться лишь приказ об исключении увольняемого из списков личного состава части. При этом уволенный военнослужащий восстанавливается на военной службе временно, до устранения нарушений его прав, поскольку приказ о его увольнении с военной службы, как изданный на законных основаниях, не отменяется. Это действие подлежит обязательному исполнению, так как право на выплаты, отпуск и т.д. имеют лишь лица, на которых распространен статус военнослужащих со дня восстановления в списках личного состава части.
Приказ об исключении из списков личного состава части в таких случаях подлежит отмене, и после восстановления нарушенных прав уволенный военнослужащий исключается в установленном порядке с изданием нового приказа по части. Если у восстановленного военнослужащего к моменту повторного фактического увольнения возникло право на получение отпуска, он предоставляется в порядке, предусмотренном Положением, равно как и иные виды довольствия. Временные рамки нахождения восстановленного в списках личного состава уволенного военнослужащего законодателем четко определены: до полного устранения допущенного нарушения прав в течение месячного срока с момента получения судебного решения с сообщением в суд об этом. Если же в этот период командованием вновь производятся действия (бездействие) или принимаются решения, нарушающие права восстановленного, то он вправе обжаловать данные действия и решения в военный суд как вытекающие из военно - административных правоотношений.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 закреплена позиция, основанная на принципах равноправия сторон и состязательности: "В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава и САМ (выделено автором) военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения".
Отсюда - принципиальный вывод о том, что если уволенный военнослужащий исключен из списков личного состава части с нарушением установленного порядка и сам ставит вопрос о восстановлении его в списках личного состава воинской части, то должно приниматься решение только об обязанности восстановить его в списках личного состава и изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до момента восстановления нарушенного права в полном объеме. Поскольку суд не вправе самостоятельно выходить за пределы требований жалобы и подменять предмет спора, то наличие неотмененного приказа об увольнении вышестоящего должностного лица не имеет правовых последствий и не препятствует восстановлению его нарушенных прав.
Если военнослужащий не заявляет в жалобе требование о восстановлении на военной службе или в списках личного состава части, то в случае отмены неправомерного приказа суд принимает решение о восстановлении конкретного нарушенного права (производства выплаты, выполнении действия и т.д.), но военнослужащему не выплачивается денежное довольствие и не производятся иные выплаты за период нахождения в необоснованном увольнении. Однако такое решение суд может вынести только в случае, если допущенное нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава, в ином случае суд обязан в целях защиты интересов и охраняемых законом прав предложить заявителю на основании ст. 34 уточнить требования поданной жалобы.
В практике командования возникает вопрос о том, каким образом поступать с гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью по нормам жилой площадью или иными видами довольствия при условии его негодности к военной службе по состоянию здоровья, по предельному возрасту, отказа заключать новый контракт о прохождении военной службы и выполнять обязанности военной службы.
Для правильного разрешения данных ситуаций необходимо помнить императивное требование п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где имеется исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть продлена военная служба военнослужащему, у которого истек срок службы, и п. 4 ст. 32 данного Закона, где указано, что контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков личного состава части, т.е. при восстановлении в списках личного состава или на военной службе уволенного военнослужащего действие ранее имевшегося и прекращенного контракта не возобновляется. Такого основания для продления военнослужащему срока контракта и военной службы и неисключения из списков личного состава, как невозможность своевременно выдать полагающееся при увольнении довольствие, в том числе обеспечить жилой площадью и т.д., федеральным законодательством не предусмотрено. Положением допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника) до обеспечения положенными при увольнении видами довольствия без ограничения какими-либо сроками. (пп. "и" п. 2 ст. 13).
Данный вывод следует из судебной практики и требований законодательства о восстановлении на военной службе. Поскольку п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает добровольность поступления на военную службу по контракту, то при восстановлении на военной службе или в списках личного состава командование не вправе требовать заключения контракта и возложения на восстановленного гражданина обязанностей военной службы.
Неправильное понимание правовой природы восстановления уволенных военнослужащих на военной службе (в списках личного состава части) повлекло на стадии исполнения решения суда незаконное привлечение командиром части к уголовной ответственности уволенного военнослужащего подполковника запаса В., восстановленного решением суда в списках личного состава ЦВУ МО РФ для обеспечения жилой площадью. В частности, начальником ЦВУ МО РФ 19 апреля 2001 г. было незаконно возбуждено уголовное дело в отношении подполковника запаса В. по факту неявки на службу сроком свыше месяца, которое было прекращено военной прокуратурой (о судебном процессе рассказывалось в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 2 за 2001, стр. 31, текст Постановления приводится в приложении к данной статье).
С гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью различными видами довольствия, в том числе жилым помещением, командование не вправе заключать контракт без его согласия, самовольно возлагать какие-либо обязанности, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе привлекать к ответственности (уголовной, дисциплинарной и т.д.), поскольку с момента исключения из списков личного состава (издания нормативного акта приказа по части) произошло юридическое событие - факт увольнения военнослужащего, досрочное прекращение действия заключенного контракта и обретение им статуса военнослужащего запаса. Как административный акт приказ командира, изданный по решению суда о восстановлении военнослужащего запаса, придает ему статус уволенного военнослужащего исключительно в целях временного восстановления гражданина на военной службе и придания ему правового статуса уволенного военнослужащего для устранения допущенных ранее и возникших после увольнения нарушений его прав в период службы: предоставления отпусков, выплаты основного и дополнительного видов денежного довольствия, всех видов компенсационных выплат (за продовольственный паек, за вещевое имущество, за поднаем жилого помещения, за санаторно - курортное лечение, за проезд к месту отпуска и т.д.). При этом законодателем не устанавливаются ограничения для данных компенсационных действий по возрасту, состоянию здоровья, месту работы, уровню доходов, составу семьи гражданина, но четко определяются сроки, необходимые для восстановления нарушенного права.
Сроки для восстановления нарушенного права по решению суда определены в ст. 8 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (с последующими изменениями) и в ст. 239.8 ГПК РСФСР: в течение месяца со дня получения решения суда, если в самом решении не установлен иной срок, например, в соответствии с п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР, - немедленное исполнение.
Однако проходит месячный срок со дня получения решения суда, а командование никаких мер не предпринимает, исполнительный лист, выданный судом и направленный в службу судебных приставов по месту дислокации органа военного управления, не реализуется, в результате уволенный гражданин удерживается на военной службе, чем фактически ему отказывается в легальной реализации права на труд, в выборе места работы, профессии, уровня заработной платы и т.д.
Такое основание для отказа в реализации права на обеспечение положенными видами довольствия и неисключение по истечении месяца из списков воинской части гражданина, ранее восстановленного по решению суда, у которого истек срок контракта, как невыплата задолженности по различным видам довольствия, а также невозможность предоставления жилой площади по месту службы из-за отсутствия собственного строительства, средств для безвозмездной финансовой помощи на ее приобретение и т.д., в мирное время не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.
Повторное неисключение восстановленного военнослужащего из списков личного состава части по истечении месячного срока со дня получения воинской частью решения суда не может быть расценено как правомерная причина оставления его на военной службе (в списках личного состава части), влекущая необоснованные выплаты гражданину, не являющемуся субъектом воинских правоотношений и не обязанному исполнять условия ранее досрочно прекращенного контракта. Ни общие, ни должностные, ни специальные обязанности военнослужащего, проходящего службу по контракту, не могут возлагаться на уволенного военнослужащего и восстановленного судом гражданина - военнослужащего запаса, не заключившего нового контракта.
Суд при рассмотрении жалобы военнослужащего применяет закон и выражает свое мнение в виде судебного акта (решения), имеющего силу закона, который согласно ст. 13 ГПК РСФСР обязателен к исполнению для всех субъектов спорных правоотношений, всех государственных и иных органов, юридических и физических лиц.
Постоянное ненадлежащее финансирование Вооруженных Сил РФ не относится к числу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), освобождающих должника - Министерство обороны РФ от исполнения обязательств по соблюдению прав военнослужащих, само по себе не устраняет допущенных в отношении конкретного военнослужащего нарушений условий контракта и не может служить основанием к неисполнению судебного решения о восстановлении нарушенных прав военнослужащего или поводом для неистребования средств, необходимых для выполнения решения суда, от вышестоящих довольствующих органов, обязанных также исполнять решение суда.
Необходимо помнить, что согласно ст. 13 ГПК РСФСР решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных и иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 обязанность по обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия в равной степени должна исполняться как командиром воинской части, непосредственно выдающим военнослужащим соответствующее довольствие, так и всеми иными вышестоящими органами и должностными лицами, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих. Затраты денежных и других материальных средств на обеспечение данных лиц являются ущербом, причиненным имуществу воинской части, который подлежит возмещению с виновных должностных лиц органа военного управления. Законом исключается возможность привлечения к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда.
На основании законодательства о воинской обязанности и военной службе для военнослужащего и органа военного управления после окончания срока контракта могут возникнуть следующие правовые последствия:
1) контракт прекращает действовать со дня истечения срока контракта независимо от требования командования продолжить военную службу и отказа уволить (исключить из списков личного состава воинской части) военнослужащего;
2) отсрочка исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия допускается для продления периода военной службы в интересах защиты его прав при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
3) неисключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части или непредставление документов на увольнение военнослужащего после окончания срока контракта и продление периода военной службы в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным;
4) неправомерное неувольнение (неисключение из списков личного состава воинской части) военнослужащего, у которого окончился срок контракта (в том числе досрочно) или который восстановлен по решению суда, предоставляет ему права, обусловленные военной службой в полном объеме;
5) затраты на выплаты военнослужащим, не исключенным из списков личного состава воинской части после окончания срока контракта при прекращении исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленным по решению суда, являются необоснованным ущербом и подлежат взысканию с виновных должностных лиц;
6) военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за воинские преступления после окончания срока контракта в случае отсрочки исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия при продлении периода военной службы в интересах следствия согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
7) военнослужащий, неправомерно не представленный к увольнению по окончании срока контракта (в том числе досрочно) или уволенный, но не исключенный из списков личного состава воинской части при отсутствии исключительных оснований, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также восстановленный по решению суда до обеспечения жилой площадью и иными видами обеспечения, не является субъектом преступления против военной службы.
Не допускается привлечение к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда для обеспечения нарушенных прав.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О прекращении уголовного дела без принятия
к производству
15 мая 2001 года г. Москва

Ст. помощник Московского городского военного прокурора полковник юстиции Притуляк А.М., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении подполковника ЦВУ МО РФ Воробьева И.В.,
установил:
19 апреля 2001 года начальником Центрального вещевого управления МО РФ было возбуждено уголовное дело в отношении подполковника Воробьева И.В. по признакам преступления, предусмотренного , ч. 4 УК РФ.
28 апреля 2001 года материалы уголовного дела в отношении Воробьева поступили в Московскую городскую военную прокуратуру.
Изучением настоящего уголовного дела установлено, что 25 апреля 2000 года приказом начальника ЦВУ МО РФ Воробьев уволен в запас в связи с систематическим и существенным нарушением условий контракта в отношении его. Перед увольнением в запас Воробьев обратился к командованию с рапортом об обеспечении его жильем до исключения из списков личного состава части. В соответствии с п. 3 ст. 51 Федерального закона 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащих, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 14.02.2000 года "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
При таких данных командованию надлежало приостановить реализацию увольнения (исключения из списков части) Воробьева с военной службы для уточнения его волеизъявления по жилищному вопросу, что сделано не было. Он был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части без предоставления ему жилого помещения.
В октябре 2000 года Воробьев обратился в военный суд с жалобой на незаконные действия командования при его увольнении.
24 октября 2000 года Московский окружной военный суд своим определением признал действия начальника ЦВУ МО РФ, связанные с исключением заявителя из списков личного состава части без предоставления ему жилья, незаконными. Обязал начальника ЦВУ МО РФ отменить свои Приказы N 173 от 25 апреля 2000 года и N 180 от 26 апреля 2000 года, восстановить Воробьева И.В. в списках личного состава ЦВУ МО РФ до обеспечения его в соответствии с действующим законодательством жильем.
2 апреля 2001 года состоялся приказ начальника ЦВУ МО РФ, согласно которому Воробьев восстановлен в списках личного состава части и допущен к исполнению обязанностей по военной службе, при этом контракт о прохождении военной службы с ним не продлевался.
Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, Воробьев И.В. с момента издания приказа о восстановлении его в списках личного состава и допущении к исполнению служебных обязанностей на службу не является и без уважительных причин уклоняется от исполнения обязанностей по военной службе.
Принимая во внимание изложенное, следует прийти к выводу, что подполковник Воробьев И.В. на законных основаниях уволен с военной службы, при этом с 25 апреля 2000 года, т.е. с момента издания приказа о его увольнении, потерял статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Решением военного суда в связи с грубым нарушением Закона при его увольнении Воробьев И.В. восстановлен в списках личного состава части лишь для обеспечения его жильем. Приказ начальника ЦВУ МО РФ не является нормативным актом, восстанавливающим Воробьева на военной службе, данный приказ не изменяет его статуса уволенного с военной службы, а лишь восстанавливает его в списках личного состава части для обеспечения его нарушенных прав. Заключенный с Воробьевым И.В. контракт от 21.09.1998 года о прохождении военной службы утратил свою силу с момента его увольнения в запас, новый контракт о прохождении Воробьевым военной службы не заключался.
В связи с тем, что Воробьев И.В. не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, он не является субъектом воинских правоотношений, в связи с чем уголовное дело в отношении его подлежит прекращению на основании " от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
" "
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
" "
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
" "
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
" "
Право в Вооруженных Силах, N 4, 2002

Для некоторых граждан, достигших призывного возраста, воинская служба является обязательным этапом жизни, а для других — повседневная работа. Как и гражданские правоотношения, работа по контракту рано или поздно заканчивается.

Военнослужащий обязан знать, какими правами его наделил закон, что необходимо делать в случае нарушения собственных интересов, защищаемых государством.

Основная информация

Расторжение контракта с военнослужащим имеет свои особенности, поскольку такая сфера правоотношений регулируются не только гражданским законодательством, но и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ.

Как и в трудовом праве, в зависимости от оснований, расторжение срочного контракта происходит по определенной процедуре.

Законодательство

В Российской Федерации действует специальный нормативный правовой акт — Федеральный закон от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , который регламентируют правоотношение между военнообязанным и государством. Если говорить о порядке увольнения или расторжение контракта, то следует обратиться к разделу 7 вышеуказанного закона, который содержит в себе общие основания увольнения с военной службы.

Определения

Под увольнением по окончанию контракта понимается истечение срока действия соглашения, по которому военнослужащий выполнял воинские обязанности. Законодательство предусматривает ряд случаев, при которых заключенный контракт может быть расторгнут до фактического истечения срока его действия.

Нюансы прекращения договора

Контракт с военнослужащим может быть досрочно прекращен по следующим причинам:

  • в случае документального подтверждения медицинской комиссией об ухудшении состояния здоровья военнослужащего;
  • в случаях проведения кадровых перестановок;
  • при наличии уважительных причин для досрочного расторжения контракта.

Закон позволяет уволиться и по иным причинам, однако при такой форме расторжения соглашения военнослужащий может быть лишен ряда льгот и выплат.

Лицо, признанное ограниченно годным отправляется в запас. Военнослужащие, полностью утратившие способность отправляются в отставку.

Написание рапорта

Военнослужащий, который намерен досрочно расторгнуть контракт, обязуется предоставить своему начальству рапорт.

Хронология рассмотрения рапорта:

  • полученный командиром рапорт направляется в аттестационную комиссию;
  • аттестационная комиссия обязана принять военнослужащего и провести совещание для выяснения причины и обстоятельств увольнения;
  • результатом заседания комиссии будет составленный протокол;
  • командир военнослужащего принимает окончательное решение относительно удовлетворения рапорта об увольнении.

Не всегда аттестационная комиссия и командир дает положительное заключение относительно желания военнослужащего. В таком случае отказ можно обжаловать.

  • полные данные военнослужащего;
  • содержательная часть, в которой указывается основание и причины для увольнения с ссылкой на нормативные правовые акты и документальное подтверждение;
  • информация о комиссариате, к которому привязан военнослужащий;
  • информация о годах выслуги;
  • информация о наличии жилой недвижимости;
  • требование выплатить полагающееся довольствие.

Каковы причины расторжения ТД

Законодательство предусматривает ряд основных причин, по которым военнослужащий может досрочно расторгнуть контракт. Из каждой из них необходимо ознакомиться более подробно.

По собственной инициативе

Пункт 6 статьи 51 вышеуказанного Закона содержит в себе перечень оснований, по которым контракт может быть расторгнут военнослужащим досрочно, а именно:

  • при переезде военнослужащего в другую местность, либо за пределы страны;
  • в случае если размер жалования недостаточный для полноценного обеспечения семьи;
  • если на иждивении военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок, а второй родитель уклоняется от исполнения родительских обязанностей;
  • в связи с беременностью женщины-военнослужащей;
  • при наличии тяжело больного родственника, требующего постоянного ухода;
  • иные причины, предусмотренных законодательством.

Рапорт на досрочное расторжение контракта рассматривается аттестационной комиссией и командиром, по результатам чего принимается решение о возможности досрочно расторгнуть договор.

По здоровью

Результаты проведенного медицинского осмотра могут стать основанием для прекращения службы. Предоставленное заключение медицинской комиссии, а также рапорт рассматриваются командиром, после чего издается указ об увольнении по состоянию здоровья.

Нарушение условий контракта

Если военнослужащий неоднократно или единожды грубо нарушил условия контракта, то такие обстоятельства могут стать основанием для увольнения. Одного решения командира для расторжения договора недостаточно, и для рассмотрения такого рода причин для увольнения необходимо заседание аттестационной комиссии, после чего будет приниматься окончательное решение.

Предельный возраст

С военнослужащими, достигшими предельного возраста службы в занимаемой должности или звания, расторгается контракт. Для продолжения воинской службы необходимо заключение нового договора. Максимальный срок соглашения не должен превышать 10 лет, а возраст военнослужащего на момент окончания срока действия договора не превышать 65 лет.

Предельные возрастные рамки:

  • лица, в звании до полковника или капитана 1 ранга, а также женщины- до 45 лет;
  • лица, в звании капитана 1 ранга, полковники — 50 лет;
  • военнослужащие низшего генеральского состава и вице-адмиралтейства — 55 лет;
  • военнослужащие высшего генеральского состава, адмиралтейство, маршалы — 60 лет.

Военнослужащий вправе за полгода до окончания срока действия контракта подать рапорт, с просьбой заключить новое соглашение.

Семейные обстоятельства

Увольнение по семейным обстоятельствам предусмотрено статьей 51 вышеуказанного Закона.

В качестве причин в рапорте может быть указано:

  • невозможность продолжения службы в связи с состоянием здоровья по местонахождению;
  • направление супруга военнослужащего, который также является военнообязанным, в другую местность;
  • будучи единственным опекуном, возникла необходимость в проведения постоянного ухода за нетрудоспособными лицами, признанными таковыми по результатам заседания медицинской комиссии.

Незаконное увольнение

Если военнослужащий не согласен с причинами увольнении, то законодательно отводится 3-месячный срок для обжалования приказа. Заявление подается в военный суд, а срок его рассмотрения не может превышать 10 дней.

Рекомендуется присутствовать на всех судебных заседаниях, а также настаивать на приглашение представителей воинской части для участия в рассмотрении заявления. Если исковые требования будут удовлетворены, то военнослужащий вправе рассчитывать на восстановление в службе, а также на компенсацию судебных издержек.

Последствия увольнения по окончанию контракта

При расторжении или окончании срока действия контракта, военнослужащий вправе рассчитывать на получение полагающихся ему выплат и компенсаций.

Жилье

Законодательством установлена обязанность государства по обеспечению военнослужащего жильем, однако на практике указанное право на получение жилой недвижимости не всегда реализуется.

Практика показывает, если военнослужащий уже имеет жилье по месту службы, то в выдаче недвижимости по месту регистрации может быть отказано.

Военная ипотека

Законом установлено, что военнослужащий после прекращения воинской обязанности имеет право на продолжение использования льгот по военной ипотеке. Лица, отслужившие больше 20 лет, а также прекратившие военную службу по уважительным причинам с выслугой 10 и более лет имеют право оформить ипотечный договор на льготных условиях.

Если военнослужащий был уволен по причинам, не относящимся к уважительным, то часть внесенных ипотечных взносов будет возвращена государству в течение 10 лет.

В период прохождения воинской службы на специальном счете накапливаются денежные средства для приобретения жилья.

Использовать накопления могут:

  • уволенные по окончанию контракта из ВС РФ с выслугой 20 и более лет;
  • уволенные по достижении граничного возраста;
  • уволенные по семейными обстоятельствами;
  • родственники погибшего военнослужащего.

Выплаты

Полагающиеся выплаты состоят из двух частей:

  • единовременное пособие;
  • дополнительные выплаты.

Уволенный военнослужащий вправе рассчитывать на следующие размеры выплат:

  • два оклада денежного содержания при условии, что срок службы составляет не более 20 лет;
  • денежное содержание в 7 кратном размере при условии, что срок службы составляет более 20 лет;
  • при наличии государственных наград к вышеуказанным суммам добавляется еще один оклад.

Обучение и льготы при трудоустройстве

Важно отметить, что период нахождения на воинской службе учитывается в трудовой стаж, и при дальнейшем трудоустройстве либо поступлении на обучение законом предусмотрены следующие права:

  • устроиться на предприятие в течении трех месяцев с момента увольнения, на котором военнослужащий осуществлял трудовую деятельность до призыва в армию, на ту же или выше должность;
  • преимущественное право трудоустройства при постановке в центре занятости;
  • преимущественное право на бесплатное профессиональное образование.

Шаги увольнения при срочной службе

Лица, проходящие службу по призыву, могут прекратить воинскую обязанность в связи с истечением годичного срока, или по состоянию здоровья. В первом случае увольнение происходит на основании приказа командира, а во втором — на основании заключения медицинской комиссии, на которое будет ссылаться приказ.

Как описывалось выше, срочная служба может прекратиться по иным основаниям, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Отношения военнослужащих регулируются специальным законодательством. На категорию контрактников распространяются нормы трудового права только частично. Продолжительное пребывание на воинской службе даёт немало привилегий и льгот. Во избежание их потери необходимо соблюдение всех формальностей даже при увольнении с военной службы по окончанию контракта.

Когда контракт считается оконченным?

Контрактники принимаются в ряды российской армии на периоды:

  • Один год;
  • Три года;
  • Пять лет;
  • Десять лет;
  • срок, ограниченный предельным возрастом (от 45 лет);
  • неопределенное время (до 45 лет);
  • менее 12 месяцев в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

По истечении срока, на который оформлено соглашение, происходит исключение из списков воинского подразделения. Процесс исключения происходит одновременно с наступлением последнего дня несения службы за исключением случаев:

  • нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • пребывания на стационарном лечении;
  • участия в длительном плавании;
  • исчезновения до признания безвестно пропавшим, умершим;
  • пленения вражескими войсками, захвата заложником, участия в вооруженном конфликте на территории другого государства;
  • нахождения под стражей с содержанием на гауптвахте или под наблюдением командования части.

Важно : увольнение по истечении срока договора применяется, когда нет иных оснований для ухода (совершение дисциплинарных проступков, признания не годным к службе в вооруженных силах).

Процедура увольнения

Как для увольняемого, так и для работодателя важно соблюсти всю процедуру направления в запас или отставку. Допущенные кадровой службой ошибки влияют на следующее: дают возможность восстановиться на работе и получить компенсацию уволенным с нарушением порядка.

Действия командования части

Уволить военнослужащего необходимо, издав соответствующий приказ командиру подразделения. До издания локального документа законодательство обязывает работодателя произвести следующие действия:

  1. Собрать все данные о прохождении службы, запросить документальное подтверждение всех периодов нахождения в рядах вооруженных сил, просчитать выслугу лет. Полученный результат сообщить увольняемому, выяснить будут ли возражения относительно посчитанных периодов для выслуги, и принять решение при поступлении обоснованных возражений.
  2. Командир проводит беседу, основные моменты которой отражаются на листе беседы. Участвующие в данном мероприятии стороны подписывают лист. Он приобщается к личному делу.

Следует заметить: при желании командира продлить сотрудничество с подчиненным на новый срок, он должен принять решение о заключении нового соглашения за три месяца до окончания контракта.

Увольнение по рассматриваемому основанию не предусматривает привлечение аттестационной комиссии, командир единолично решает данный вопрос.

Когда решается вопрос об увольнении сотрудника женского пола, нужно иметь в виду запрет на увольнение беременной женщины и необходимость продления контракта.

Действия военнослужащего

Военнослужащий продолжает нести службу до момента исключения его из списков. Оставлять своё место военному работнику нельзя, даже если наступила дата окончания правоотношений с работодателем. Самовольный невыход будет расцениваться как оставление места службы с последующим привлечением к дисциплинарной ответственности.

Во избежание подобной ситуации необходимо удостовериться в наличии приказа командира подразделения. Перед исключением из списков увольняемого из части обязаны снабдить продовольствием, произвести денежные выплаты.

Если гражданин впоследствии рассматривает вариант возвращения в ряды вооруженных сил до достижения им предельного возраста, он направляется на военно-врачебную комиссию. Признанных негодными к дальнейшей службе военных направляют в отставку, успешно прошедших обследование увольняют в запас.

Составление рапорта

Не менее чем за 4 месяца до даты окончания соглашения военнослужащий вправе подать рапорт о заключении нового контракта с ним. Кадровая служба (орган, отвечающий за комплектование части) должны отследить наступление нужного срока и предложить написать рапорт.

Пункт 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента № 1237, говорит об отсутствии необходимости в составлении рапорта на увольнение. Считается, что согласие не спрашивается при увольнении по окончании действия контрактных отношений. Однако прямого запрета на написание рапорта закон не содержит.

На этом основании командир не лишен права запросить данный документ у подчиненного, планирующего уход, особенно при отказе продолжить сотрудничество. В таком случае можно использовать образец рапорта на увольнение.

Срок окончания контрактных отношений не соблюдается при досрочном увольнении, в том числе по собственному желанию. В этом случае подача рапорта обязательно должна состояться за 30 дней до предполагаемой даты ухода.

Последствия окончания контракта

Окончание контрактных отношений неизбежно влечет последствия для военнослужащего. Стаж, необходимый для получения жилищных льгот, денежных пособий прерывается. Что положено служившему в российской армии контрактнику после выхода на «гражданку»?

«Выходное пособие» для военных

Командование части осуществляет выплаты при увольнении сослуживца в виде:

  • 2 окладов, когда срок службы составляет менее 20 лет;
  • 7 окладов при превышении 20-летней выслуги.

К указанному единовременному пособию прибавляется еще сумма одного оклада тем, кто был удостоен почетного звания или государственных наград.

Эффективное выполнение своих обязанностей и добросовестное отношение гарантируют военным контрактникам получение дополнительной премии в размере трех окладов.

Военная ипотека

Служащие в вооруженных силах обеспечиваются жилыми помещениями:

  • Путём выделения им субсидии;
  • С помощью ипотечного кредитования.

Программа военной ипотеки НИС рассчитана на 20 лет служения отечеству, выдача кредита осуществляется контрактниками, договоры с которыми заключаются на 3 года и более.

Если расторжение контракта происходит раньше срока окончания ипотечного кредита, то уволившийся самостоятельно продолжает гасить оставшуюся задолженность перед банком. Это важно понимать при принятии решения не продолжать службу.

Тем, кто непрерывно числился в списках больше двадцатилетнего срока и нуждается в улучшении жилищных условий, получает субсидию на приобретение жилья (сертификат) без использования ипотечного займа.

Что делать при нарушении порядка увольнения?

На практике некоторые военнослужащие сталкиваются с проволочками в процедуре увольнения. Приказ готовится с опозданием, либо исключение из списков личного состава происходит несвоевременно. Какие в таком случае действия необходимо предпринять:

  1. Обратиться к командиру части;
  2. При отсутствии решения вопроса – к вышестоящему командованию;
  3. Далее в военную прокуратуру.

Если при увольнении имелись нарушения закона в части обеспечения жильем или осуществления выплат нужно подготовить заявление в военный суд. Обжалование приказа об увольнении происходит в течение 3 месяцев.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ