Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Введение

Глава 2. Убежища гражданской обороны

Глава 3. Противорадиационные укрытия

Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

Глава 5. Простейшие укрытия

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

Глава 1. Классификация защитных сооружений

В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.

«Защитные сооружения гражданской обороны, их оборудование. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации».

Учебные вопросы:

    Классификация защитных сооружений гражданской обороны

(убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), быстровозводимые убежища (БВУ), простейшие укрытия).

    Накопление фонда защитных сооружений.

1. Классификация защитных сооружений гражданской обороны

Один из наиболее надежных способов защиты населения от воздействия аварийно – химических опасных веществ (АХОВ) при авариях на химически опасных объектах (ХОО) и от радиоактивных веществ при авариях на АЭС, во время стихийных бедствий: бурь, ураганов, смерчей и, конечно, в случае применения современных средств массового поражения (ССП) - это укрытие в защитных сооружениях (ЗС). К таким сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты служащих и членов их семей применяются и простейшие укрытия.

Защитные сооружения могут быть встроенными, расположенными в подвалах и цокольных этажах зданий и сооружений, и отдельно стоящими, сооружаемыми вне зданий и сооружений. Размещают их возможно ближе к местам работы или проживания служащих.

По срокам строительства ЗС подразделяются на построенные заблаговременно, т.е. в мирное время и быстровозводимые, которые сооружаются в предвидении каких-либо чрезвычайных ситуаций или при внезапном нападении противника.

Убежища

Убежища характеризуются наличием прочных стен, перекрытий и дверей, наличием герметических конструкций и фильтровентиляционных устройств. Все это создает благоприятные условия для нахождения в них людей в течение нескольких суток. Не менее надежными делаются входы и выходы, а так же аварийные выходы на случай завала или повреждения основных выходов.

Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (второй и третий ярусы): малые - до 600, средние - от 600 до 2000 и большие - свыше 2000 человек.

Убежище защищает человека от обломков разрушающихся зданий, от проникающей радиации и радиоактивной пыли, от попаданий внутрь помещений сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, бактериальных средств, повышенных температур при пожарах, угарного газа и других опасных веществ в чрезвычайных ситуациях. Для этого убежища должны герметизироваться и оснащаться фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и неплотности.

Длительное пребывание людей возможно благодаря надежному электропитанию (дизельная электростанция), санитарно-техническим устройствам (водопровод, канализация, отопление), радио- и телефонной связи, а также запасам воды, продовольствия и медикаментов. Система воздухоснабжения в свою очередь обеспечивает укрываемых не только необходимым количеством воздуха, но и придает ему нужную температуру, влажность и газовый состав.

Во всех убежищах предусматривается два режима вентиляции: чистой - наружный воздух очищается от пыли; фильтровентиляции - воздух пропускается через фильтры-поглотители, где он очищается от всех вредных примесей, веществ и пыли. Если убежище расположено в пожароопасном месте (нефтеперерабатывающее предприятие) или в районе возможной загазованности активными химическими веществами, предусматривается и третий режим - изоляции и регенерации (т.е. восстановления газового состава, как это делается на подводных лодках).

Система водоснабжения питает укрываемых водой для питья и гигиенических нужд от наружной водопроводной сети. На случай выхода водопровода из строя предусмотрен аварийный запас или самостоятельный источник получения воды (артезианская скважина). В аварийном запасе - только питьевая вода (из расчета 3 литра в сутки на человека). При отсутствии стационарных баков устанавливаются переносные емкости (бачки, бидоны, ведра).

Каждое защитное сооружение имеет систему канализации. Санузел размещают в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, и обязательно устраивают вытяжку.

Электроснабжение необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, артезианских скважин, канализации, освещения. Электропитание осуществляется от городской (объектовой) электросети, а в аварийных случаях - от дизельной электростанции, находящейся в убежище. В сооружениях без автономной электростанции предусматриваются аккумуляторы, фонари, свечи.

Запас продуктов создается из расчета не менее чем на двое суток на каждого укрываемого.

Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления и громкоговоритель радиотрансляции, подключенные к городской или местной сети радиовещания. Резервным средством связи являются радиостанции.

В убежище должны обеспечиваться необходимые санитарно-гигиенические условия для укрываемых: содержание углекислого газа в воздухе не более 1%, влажность не более 70%, температура не выше 23°С.

В помещении (в отсеках), где находятся укрываемые, устанавливаются двухярусные или трехярусные скамьи (нары): нижние - для сидения, верхние - для лежания. Места для лежания должны составлять не менее 20% от общего количества мест в убежище при двухярусном расположении нар и 30% - при трехярусном.

Для встроенных убежищ важной частью является аварийный выход, который устраивается в виде тоннеля, выводящего на незаваливаемую территорию и заканчивающегося вертикальной шахтой с оголовком. Выход из убежища в тоннель оборудуется защитно-герметическими и герметическими ставнями, устанавливаемыми соответственно с наружной и внутренней стороны стены. Оголовки аварийных выходов удаляются от окружающих зданий на расстояние, составляющее не менее половины высоты здания плюс 3 метра (0,5Н+3м). В стенах оголовка высотой 1,2м устраиваются проемы, которые оборудуются жалюзийными решетками, открывающимися внутрь. При высоте оголовка меньше 1,2м устанавливается металлическая решетка, открываемая вниз.

Все убежища обозначаются специальными знаками, размер которых 0,5х0,6м. Знаки располагаются на видном месте у входа и на наружной двери. Маршруты движения к убежищу обозначаются указателями. Знаки и указатели окрашиваются в белый цвет, надписи делаются черной краской. На знаке указывается номер убежища, принадлежность, у кого ключи (должность, место работы, телефон).

Убежища - самое надежное средство защиты и в мирное время при авариях, катастрофах техногенного характера и в большинстве стихийных бедствий.

Быстровозводимые убежища (БВУ)

БВУ строятся в городах и на объектах, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ. Возводятся такие сооружения в короткие сроки (в течении нескольких суток) из железобетонных сборных конструкций, а иногда и из лесоматериалов. Вместимость их, как правило, небольшая - от 30 до 200 человек.

БВУ, как и заблаговременно построенные убежища, должны состоять из помещений для укрываемых, мест для расположения фильтровентиляционного оборудования, санитарного узла, располагать аварийным запасом воды. В убежищах малой вместимости санитарный узел и емкости для отбросов размещаются в тамбуре, а баки с водой - в помещении для укрываемых.

Внутреннее оборудование БВУ включает в себя средства воздухоподачи, песчаные и шлаковые фильтры, матерчатые фильтры, воздухозаборные и вытяжные отверстия (короба), приборы освещения, нары и скамьи.

Вентиляция БВУ выполняет работу по двум режимам. Для этого используются различные типы механических и ручных вентиляторов.

Противорадиационные укрытия (ПРУ)

ПРУ используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения в небольших городах и сельской местности. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или при возникновении угрозы вооруженного конфликта.

Обычно ПРУ устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивного излучения, защищают при авариях на химически опасных объектах и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера: бурях, ураганах, смерчах и т.д. Поэтому располагаются они вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений ПРУ, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

В крупных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых - до 50 чел. - допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого принимается, как и в убежище, равной 0,5м? при двухярусном расположении нар.

Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при одном из входов.

В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с механическим побуждением. Естественная - осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздуха располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные - в верхней зоне.

Водоснабжение - от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, то устанавливают бачки для питьевой воды из расчета 2 литра в сутки на человека.

Освещение - от электрической сети, аварийное - от АКБ, различного типа фонарей и вело (ручных) генераторов.

Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобетонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень) строительных материалов.

Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повышению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Все лишние проемы - двери, окна - заделывают.

Простейшие укрытия

К простейшим укрытиям относятся - щели, траншеи, окопы, блиндажи, землянки и т.д. Все эти сооружения максимально просты, возводятся с минимальными затратами времени и материалов.

Щель может быть открытой и перекрытой. Она представляет собой ров глубиной 1,8 - 2 м, шириной по верху 1 - 1,2 м, по низу 0,8 м. Обычно щель строится на 10 - 40 человек. Каждому укрываемому отводится 0,5 м. Устраиваются щели в виде расположенных под углом друг к другу прямолинейных участков, длина каждого из которых не более 10 м. Входы делаются под прямым углом к примыкающему участку.

Перекрытие щели делается из бревен, брусьев, железобетонных плит или балок. Сверху укладывают слой мятой глины или другого гидроизоляционного материала (рубероида, толя, пергамина и т.д.) и все это засыпается слоем грунта 0,7-0,8 м.

2. Правила содержания, обслуживания и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия) постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» отнесены к объектам гражданской обороны.

Убежища 1 создаются для защиты служащих наибольшей работающей смены, расположенных в зонах возможных сильных разрушений 2 городов, отнесенных к группам по гражданской обороне и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время.

Противорадиационные укрытия 3 создаются для защиты:

служащих, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время;

служащих, эвакуируемых из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, зон возможных сильных разрушений организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне, и зон возможного катастрофического затопления 4 .

В учреждениях, имеющих собственные ЗС ГО, приказами руководителей назначаются должностные лица, ответственные за организацию правильного содержания помещений, обеспечение работоспособности и надежности систем жизнеобеспечения ЗС ГО.

Для обслуживания ЗС ГО в период пребывания в них укрываемых создаются нештатные группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО из расчета одна группа (звено) в зависимости от вместимости на каждое сооружение.

Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются материальными средствами (средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки и контроля, специальной обработки, связи, медицинским имуществом, медикаментами и инструментом) в соответствии с нормами положенности и табелями.

Ответственность за содержание, эксплуатацию и готовность ЗС ГО к приему укрываемых несут начальники гражданской обороны учреждений – руководители учреждений, на балансе которых находятся данные сооружения.

В обязанности начальника гражданской обороны учреждения по обеспечению готовности ЗС ГО к приему укрываемых входит:

организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и оборудования;

обеспечение эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд учреждений в соответствии с проектом;

организация подготовки личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучение служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

___________________________________

1. Убежище – защитное сооружение, в котором в течении определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ.

2 Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны равное 30 кПа (0,3 кгс/см²) и более.

3 Противорадиационное укрытие – защитное сооружение, предназначенное для укрытия людей от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии. Далее – «ПРУ или укрытие».

4 Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.

осуществление систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому предназначению;

обеспечение доступа в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными лицами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подведомственных ему территориальных органов.

Порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми

Заполнение ЗС ГО осуществляется по сигналам гражданской обороны. При внезапном нападении противника допускается двойное переполнение ЗС ГО. В ПРУ при опасной концентрации АХОВ и отравляющих веществ укрываемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты.

Укрываемые прибывают в ЗС ГО со средствами индивидуальной защиты. Личный состав групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое необходимое имущество.

Закрывание защитно-герметических и герметических дверей убежищ и наружных дверей ПРУ производится по команде руководителя учреждения или, не дожидаясь команды, после заполнения сооружений до установленной вместимости по решению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. При наличии в убежищах тамбур-шлюзов заполнение сооружений может продолжаться способом шлюзования и после их закрытия.

Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны

Укрываемые в ЗС ГО обязаны:

быстро и без суеты занять указанные места в помещении;

выполнять правила поведения, все распоряжения личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО;

поддерживать чистоту и порядок в помещениях;

по распоряжению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО выполнять работу по подаче воздуха в убежище с помощью электроручного вентилятора;

оказывать помощь группе (звену) по обслуживанию ЗС ГО при ликвидации аварий и устранении повреждений инженерно-технического оборудования;

выполнять уборку помещений по распоряжению старших групп;

соблюдать правила техники безопасности (не входить в фильтровентиляционное помещение и помещение дизельной электростанции; не прикасаться к электрорубильникам и электрооборудованию, к баллонам со сжатым воздухом, регенеративным установкам, гермоклапанам, клапанам избыточного давления, запорной арматуре на водопроводе и канализации, к дверным затворам и другому оборудованию).

Укрываемым в ЗС ГО запрещается:

курить и употреблять спиртные напитки;

приводить (приносить) в ЗС ГО домашних животных (собак, кошек и др.);

приносить легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и едкие вещества, а также громоздкие вещи;

шуметь, громко разговаривать, ходить по ЗС ГО без надобности, открывать двери и выходить из ЗС ГО;

включать радиоприемники, магнитофоны и другие радиосредства;

применять источники освещения с открытым огнем (керосиновые лампы, свечи, карбидные фонари и др.). Указанные источники освещения применяются только по разрешению командира группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО на короткое время в случае крайней необходимости – при проведении аварийных работ, оказания помощи пострадавшим и т.д.

Основными задачами воспитательной работы среди укрываемых в ЗС ГО являются: поддержание морального духа, выдержки и самообладания, организованности и дисциплины; доведение до укрываемых правил поведения в ЗС ГО; разъяснение мер безопасности и обязанностей каждого укрываемого по обслуживанию ЗС ГО.

Решение задач достигается: инструктированием старших групп укрываемых и всего личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; проведением групповых и индивидуальных бесед; оперативным информированием укрываемых об обстановке вне ЗС ГО; снабжением укрываемых заблаговременно подготовленными памятками и листовками.

3. Накопление фонда защитных сооружений

Инженерная защита населения от обычных средств поражения обеспечивается укрытием его в защитных сооружениях гражданской обороны. Она предусматривает накопление фонда защитных сооружений в городах и на объектах с необходимыми защитными свойствами.

Защитные сооружения на потенциально опасных объектах и в зонах возможного заражения (загрязнения) должны обеспечивать защиту от радиационных излучений, аварийно химически опасных веществ, биологических агентов и продуктов горения.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения страны от поражающих факторов ядерного оружия.

Населению предоставляется право строить убежища на правах личной и кооперативной собственности.

Фонд защитных сооружений для наибольшей работающей смены предприятий должен создаваться на территории предприятий или вблизи их, для остального населения - в районах жилой застройки. Защитные сооружения размещаются в пределах радиуса сбора укрываемых.

При приспособлении под защитные сооружения горных выработок действующих объектов не должна нарушаться их производственная деятельность в мирное время. Устраиваемые в соответствии с рекомендациями и нормативными документами защитные сооружения размещают в протяженных выработках, штреках, штольнях, выработках околоствольных дворов.

Размещение укрываемых в метрополитене предусматривают на платформах станций, в поездах, стоящих у платформы, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках.

В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обследование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений, разрабатываются меры по освоению подземного пространства городов и населенных пунктов в интересах защиты и жизнеобеспечения населения.

В соответствии с действующими нормативными правовыми актами защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям и организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях (без ущерба для выполнения своих функций по предназначению).

При проектировании и строительстве защитных сооружений необходимо предусматривать наиболее экономичные объемно-планировочные решения с учетом требований по эффективному использованию их площадей и объемов в обычных условиях.

Предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в нормативные сроки.

Защитные сооружения на АЭС, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).
Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Укрытия создаются:

1. для для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;

2. для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

3. для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязнённой местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

способ защиты населения путем укрытия их в защитных сооружениях, ускоренного их создания с возникновением опасностей, а также возведения инженерных сооружений (дамб, плотин и т.п.) и проведения других инженерно-технических мероприятий.

Накопление фонда защитных сооружений. Пути и способы накопления фонда защитных сооружений гражданской обороны показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Основные направления накопления фонда защитных сооружений

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений.

дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений, наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств и постановку их на учет;

освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения. В целях наращивания фонда защитных сооружений проводится обсле-дование и инвентаризация помещений в подземном пространстве городов, других подземных сооружений на предмет использования их в качестве защитных сооружений;

строительство, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

При угрозе применения ядерного оружия в военное время защитные свойства защитных сооружений гражданской обороны доводятся до требований Норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в части защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

Как отмечалось в главе 1 создание защитных сооружений гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Происхождение опасностей по времени, локализации, вызываемым последствиям, приносимому ущербу и сфере появления опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека. Человеческая практика и научные исследования дают основания утверждать, что ни в одной сфере деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности (аксиома потенциальной опасности, имеющая исключительное методологическое и эвристическое значение).

Признаки опасности: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные.

По происхождению опасности можно примерно разделить на 6 групп: природные, экологические, биологические, социальные, техногенные, антропогенные.

По характеру воздействия на организм человека различают следующие группы опасностей: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.

По локализации опасности бывают связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы.

По приносимому ущербу: социальный, технический, экономический, экологический.

По структуре опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

Сферы проявления опасностей: бытовая, производственная, спортивная, учебная, дорожно-транспортная, военная и т. д.

Поскольку любая опасность, как правило, носит потенциально латентный характер, чрезвычайно важное значение приобретает процесс ее идентификации, т. е. обнаружения и установление временных, пространственных, количественных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности. Главное в идентификации - установление причин и обстоятельств, инициирующих проявление опасности, возможных последствий, величины ущерба.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

В настоящее время возникла и активно развивается теория рисков, которая положена в основу новой науки - рискологии. Ее становление связано с увеличением опасностей для человека в результате возросшей агрессивности среды его обитания. Несмотря на достижения научно - технического прогресса, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды опасностей, которые по своим последствиям превосходит ранее существование. Это обусловлено:

  • ? структурными и технологическими сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;
  • ? ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;
  • ? глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);
  • ? увеличением концентрации и возникновение новых загрязнителей и форм нарушения качества окружающей среды, в частности высокотоксичных химических соединений, мутагенных и канцерогенных органических веществ и др.;
  • ? информационным давлением на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;
  • ? появлением новых заболеваний (наркомании, СПИДа и др.);
  • ? усилием военного противостояния в локальных и межнациональных конфликтах и обострением криминогенной обстановки.

В результате действия перечисленных опасностей увеличиваются масштабы и количество рисков. Управление рисками становится одной из актуальных и сложных проблем.

Понятия опасности и риска являются основными в концепции безопасности жизнедеятельности человека в обществе, производственной и природной среде. Эта концепция базируется на необходимости достижения допустимых на данном этапе уровней риска и безопасности.

Виды рисков. Существует ряд классификационных признаков рисков природных, социальных, финансовых, предпринимательских и прочих, позволяющих свести их в определенные группы. Ниже приводятся виды рисков, относящихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.

Опасность. Виды опасностей. Источники их формирования

Воздействия, способные вызвать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей, называются опасностями.

Опасность - свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Все опасности по источникам их возникновения (происхождению) принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере, таких как наводнения, землетрясения, цунами и т.п., а также обусловлены климатическими условиями и рельефом местности. Их особенностью является неожиданность возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например, ураганы, оползни. Естественные опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровью человека, выделяют в природные опасности. Такие опасности как жара, холод, туман, естественные электромагнитные поля и излучения, обычно не рассматриваются, т.к. они не представляют непосредственной угрозы жизни человеку. Подразделяются на литосферные (горные обвалы, камнепады), гидросферные (водная эрозия, сели, приливы), атмосферные (ливни, снегопады), космические (солнечная радиация). Общие закономерности таких явлений следующие: чем больше интенсивность, тем реже такое явление; каждому виду опасности предшествуют определенные признаки; существует определенная пространственная приуроченность.

Антропогенные опасности, в основном, связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения - все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств (технических систем). Человек всегда взаимодействует с техническими средствами (орудия труда, бытовые приборы), которые помогают ему в труде и быту, а с другой стороны - являются источником так называемых техногенных опасностей. Техногенные опасности воздействуют и на человека, и на природу. Опасность для человека определяется характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Подробную классификацию техногенных опасностей дадим выше (для производственной деятельности человека).

Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве" и в целях реализации единой государственной политики в области создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального толкования положений нормативных документов в области защиты населения, обеспечения планомерного строительства общегородских объектов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе комплексного проектирования, необходимого финансирования и совершенствования нормативных требований к размещению защитных сооружений гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (приложение).

2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Положение
о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

1. Введение

Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средствах защиты является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Москвы и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководители органов исполнительной власти и организаций города Москвы независимо от формы собственности несут персональную ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны:

строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и военное время заглубленных помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство в военное время (далее особый период) недостающих быстровозводимых убежищ гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Положение разработано на основании:

Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", постановления Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве", распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы", распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП", государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих размещение защитных сооружений гражданской обороны в пределах территории города Москвы.

2. Основные термины и определения

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является составной частью национальной безопасности страны.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город, иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.

Трудоспособное население - часть населения страны, определяемая на основании данных государственной статистики, независимо от того, участвует оно в общественном производстве или нет.

Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в границах проектной застройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Работающая смена дежурного линейного персонала организаций - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской обороне.

Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.

Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженерное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый период для восполнения недостающего фонда средств коллективной защиты населения.

Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданской обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый период.

Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и природного характера, опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсий и террористических актов.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - установленные нормативными документами требования по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на защиту населения, промышленно-производственного персонала и максимальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраструктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей и природной среде.

3. Область применения

3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при разработке градостроительных планов развития территорий, проектов планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований размещения объектов строительства, градостроительных планов земельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории города Москвы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города Москвы

Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат следующие категории населения города Москвы:

трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;

работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на территории этих предприятий или вблизи них;

работники работающей смены дежурного линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых в нормативном радиусе сбора укрываемых;

нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслуживающий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений.

5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы

5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом действующих норм и коэффициентов применительно к определению общего количества трудоспособного населения по городу Москве на текущий период времени.

5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к размещению на стадии разработки документации по планировке территории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию населения.

5.2.1. На стадии разработки документации по планировке территории определяется общее количество населения, подлежащего укрытию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской обороны с учетом существующих.

5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торгового, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потребности и возможностей по освоению подземного пространства.

5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земельных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территорий.

5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, определяется решением федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

6. Финансирование строительства и имущественно-земельные отношения

6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы, производится за счет средств города в рамках городского государственного заказа.

6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных источников финансирования, производится за счет средств застройщика.

6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещаемых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объекта.

6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство защитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета города Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования (пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по проекту численности укрываемых.

6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком (инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представлять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет документов для оформления прав собственности города Москвы на завершенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской обороны) в установленном порядке.

6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений гражданской обороны на период от завершения строительства и ввода в эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распорядительным документом Правительства Москвы (префекта административного округа города Москвы).

6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на защитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны передаются в хозяйственное ведение специализированным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

6.9. Финансирование строительства защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов бюджета Российской Федерации.

Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ