Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Комментарий к статье 7.3

1. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере собственности на недра и установленный порядок пользования ими. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г.

N 2395-1 "О недрах").

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) недра в границах территории РФ, включая подземное пространство, и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Недра предоставляются в пользование для:

регионального геологического изучения, включающего региональные геолого- геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно- исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

2. Объективная сторона комментируемого состава выражается в двух противоправных деяниях: пользование недрами без лицензии и пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами).

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (см.

Методические рекомендации о порядке формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование (программы лицензирования пользования недрами), утвержденные Приказом МПР РФ от 17 декабря 2003 г. N 1116).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (Приказом Роскомнедр от 28 ноября 1993 г. N 95 утверждено Типовое положение о порядке предоставления лицензий на сбор минералогических и других геологических коллекционных материалов).

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ (см. Правила охраны недр, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71);

порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону (образец лицензии на право пользования недрами содержится в приложении 1 к письму Геолкома РФ от 10 сентября 1992 г. N ВО-61/2296).

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (см. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с оформлением внесения изменений и дополнений в условия лицензий на пользование участками недр, утвержденные распоряжением МПР РФ от 31 октября 2002 г. N 439-р).

Субъекты данного правонарушения - пользователи недр, т.е. граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.


2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.




Комментарии к ст. 7.3 КОАП РФ


1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории России: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. С этой точки зрения все недра находятся на едином правовом режиме.

В целях реализации Закона РФ "О недрах" и Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" Правительство РФ утвердило Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в котором установлен порядок проведения указанного контроля, определены органы, осуществляющие этот контроль, их права, обязанности и порядок работы (см. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293). Государственный геологический контроль возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части соблюдения законодательства, устанавливающего условия недропользования, которые содержатся в лицензиях на пользование участками недр, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Функции государственного горного надзора были отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

2. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.

3. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" (с изм. и доп.).

В новой редакции данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений, санкции за которые дифференцированы.

4. В ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Закон РФ "О недрах" (ч. 5 ст. 11) допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Лицензия представляет собой определенный комплект документов, поскольку включает в себя не только установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, но также и текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии.

5. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).

6. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

7. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуется разрешение (лицензия), пользователи недр должны иметь также разрешение (лицензию) на осуществление этих видов деятельности, если не хотят заключать договоры с организациями, уже имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.

8. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии) и расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

9. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Объективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии.

10. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответственности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные.

Субъектами ответственности по ч. 2 данной статьи за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть только недропользователи. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ "О недрах" таковыми могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества; иностранные граждане; юридические лица. В ч. 2 ст. 9 этого же Закона, где речь идет о пользователях недр на условиях соглашения о разделе продукции, названы также инвесторы - граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, при условии что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.

11. Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.

Нарушения условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

12. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 (см. комментарий к ней).

13. Если пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ "О недрах").

14. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22), органов исполнитель ной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1), в пределах компетенции соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Недра, в соответствии с Конституцией, считаются государственной собственностью. Они предоставляются заинтересованным субъектам в эксплуатацию. Деятельность предприятий основывается на разрешительной системе. Лицензия на пользование недрами, образец которой будет представлен в статье, выступает в качестве специального документа, предоставляемого компетентным госорганом. К ней прилагаются графические, текстовые и иные материалы, в которых определяются ключевые условия деятельности заинтересованных субъектов. Условия, в соответствии с которыми осуществляется выдача лицензий на пользование недрами, определяются в зависимости от вида работ.

Общие правила

Закон РФ "О недрах" устанавливает, что предоставление участков для разработки осуществляется посредством организации конкурсов либо аукционов. По результатам таких мероприятий принимается решение, которое выступает в качестве основания для получения разрешительного документа. Месторождения полезных ископаемых на континентальном шельфе предоставляются субъектам по постановлению правительства. Предусмотрена возможность эксплуатации участков без проведения конкурса. Они предоставляются предприятиям, осуществляющим захоронение токсичных соединений и радиоактивных отходов, а также геологические изыскания.

Специфика получения разрешения

Недра, как выше было сказано, признаются собственностью РФ. Их нельзя приобрести, получить в наследство, в дар либо заложить. Однако нормативные акты, действующие в стране, предусматривают право пользования недрами. Для этого заинтересованному субъекту необходимо получить соответствующие бумаги. Геологические изыскания, извлечение природных ресурсов и прочие мероприятия осуществляются на основании разрешения. Оно выступает как подтверждение факта заключения договора между государством и предпринимателем. По этому соглашению месторождения полезных ископаемых передаются заинтересованным субъектам в эксплуатацию на конкретный срок. Его продолжительность, а также прочие условия этого договора приводятся, как правило, в графических и текстовых приложениях.

Классификация

Закон РФ "О недрах" определяет различные виды деятельности субъектов, связанные с эксплуатацией природных ресурсов. Соответственно, для каждого типа работ предусматривается свое разрешение. Государство предоставляет документы на:

  1. Геологическое исследование. В данном случае гражданин получает возможность осуществлять поиск участков, где находятся те или иные виды природных ресурсов, а также оценивать их предполагаемый объем. Для изучения объектов коры, которые могут быть задействованы при эксплуатации и возведении подземных конструкций, если с ними функционально не связана добыча полезных ископаемых, также необходимо получить данный вид разрешения. Следует отметить, что документы, предоставленные для осуществления исследовательской деятельности, не дает возможность проводить детальные разведывательные мероприятия. В данном случае субъекту разрешено изучить только те виды ресурсов, которые приводятся в приложении.
  2. Добычу ископаемых. Субъект, получивший такой вид разрешения, обладает возможностью проводить детальную разведку местности. Им может осуществляться добыча полезных ископаемых, переработка отходов производства в границах горного отвода, предоставленного уполномоченными органами. Исследования участков при этом может вестись без получения дополнительного разрешения. Однако для осуществления данной работы необходимо получить согласие органов экологического контроля, санитарного и горного надзора.
  3. Строительство и эксплуатацию объектов, не предназначенных для разведки и добычи ископаемых. К примеру, это могут быть сооружения для хранения газа и нефтепродуктов, захоронения токсичных соединений и так далее.
  4. Организацию создания объектов для включения их в перечень особо охраняемых комплексов, имеющих важное лечебно-оздоровительное, научное, культурное, историческое, эстетическое и прочее значение. К ним относят экологические заповедники, учебные полигоны, памятники природы и пр.

Лицензия на пользование недрами, сооружение и эксплуатацию объектов, создание охраняемых комплексов предоставляется только на участки, прошедшие официальную экспертизу.

Когда необходимо разрешение?

Законодательство устанавливает случаи, когда оформление лицензии является обязательным. В частности, разрешение необходимо, если предприятие планирует вести бизнес, касающийся исследования местности для поиска ценных природных ресурсов для последующего их извлечения. Документ нужен и в случае, если субъект предполагает осуществлять захоронение производственных отходов, строительство сооружений для хранения производственных ресурсов. Обязательна лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод. Они также являются ресурсами природы, как газ или нефть. Субъектам, занимающимся организацией научно-исследовательских полигонов, заповедников, оздоровительных, курортных зон, также нужна лицензия на пользование недрами. Не требуется разрешение в том случае, если расположенные в пределах участка общераспространенные природные ресурсы предполагается эксплуатировать в некоммерческих (хозяйственных) целях.

Кому выдается документ?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  1. Индивидуальным предпринимателям.
  2. Участникам простого товарищества.
  3. Юрлицам, образованным гражданами самостоятельно (на собственные средства) или с привлечением зарубежных инвестиций.

Если для осуществления определенных типов деятельности, тесно связанных с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо отдельное разрешение, прежде чем производить предполагаемые работы, субъект должен его получить заблаговременно.

Правила получения

Лицензия на пользование недрами предоставляется, как правило, в рамках аукциона либо конкурса. Без проведения этих мероприятий разрешение можно получить в исключительном случае по решению специально созданной комиссии. Она формируется федеральным органом по управлению фондом государственных природных ресурсов. В состав комиссии включаются представители исполнительной власти субъекта страны. Для участия в конкурсе заинтересованное лицо должно своевременно направить заявку и предоставить необходимые документы. Они указываются в сопроводительном перечне к официальному объявлению о мероприятии. Если проводится конкурс, то в качестве победителя будет признан участник, от которого поступило, по мнению комиссии, наиболее экономически выгодное предложение. При этом оно, разумеется, должно соответствовать установленным экологическим и технологическим требованиям. При проведении аукциона победителем будет тот участник, который предложит самую большую сумму за право пользоваться недрами. Разрешения предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии. Ответственным за процесс органом выступает Федеральное агентство (Роснедра). Если мероприятие проводится для получения разрешения на эксплуатацию участков федерального значения, оценка заявки проводится при подключении правительства страны. Решение о предоставлении лицензии на эксплуатацию и сооружение подземных объектов для ведения деятельности, которая не связана с добычей, должно приниматься после согласования с Гортехнадзором.

Необходимые документы

Субъект, желающий участвовать в конкурсе, должен составить заявку. В ней необходимо указать сведения:


В заявке также обязательно указывается перечень государств, в которых фирма осуществляла свою деятельность на протяжении последних пяти лет. Заявитель также составляет проект использования недр. В него включаются конкретные предложения по реализации намеченных мероприятий. В качестве приложений заинтересованный субъект должен предоставить копии, заверенные нотариусом или печатью фирмы:

  1. Выписки из ЕГРЮЛ.
  2. Св-ва о постановке на учет в качестве юрлица.
  3. Св-ва о госрегистрации/перерегистрации предприятия.
  4. Справки о постановке на учет в ФНС и уплате всех обязательных платежей.
  5. Устава.
  6. Бухгалтерского баланса. Экземпляры этого документа предоставляются как за текущий год, так и за год, предшествовавший подаче заявки. Баланс должен включать отметки о принятии его налоговой службой.

Отказ в приеме документов

В ряде случаев заявка может остаться без рассмотрения. Заинтересованному субъекту могут отказать в ее принятии, если:

  1. Она направлена с нарушением предписаний нормативных актов.
  2. Содержание заявки не соответствует установленным условиям конкурса/аукциона.
  3. Субъект не может предоставить доказательства наличия у него необходимых финансовых и технических средств для осуществления проекта.
  4. Заявитель попытался ввести комиссию в заблуждение, предоставив ложные сведения о себе.
  5. При передаче субъекту недр в пользование будут нарушены положения антимонопольного законодательства.
  6. Заявитель не соответствует всем требованиям, предъявляемым к конкурсантам.

Ход мероприятия

Администрация региона либо правительство РФ при участии Роснедр принимают решение об организации аукциона/конкурса. Соответствующее объявление размещается на официальном портале по проведению торгов в отношении федерального и муниципального имущества. Уведомление должно появиться на сайте за 90 дн. до начала конкурса и за 45 дн. – до даты аукциона. После появления объявления участники составляют и направляют свои заявки с приложением необходимых документов. В назначенную дату проводится конкурс либо аукцион. В случае признания мероприятия состоявшимся, на протяжении месяца принимается решение об утверждении его итогов. Победителю предоставляется лицензия на пользование недрами.

Стоимость

Предпринимателю необходимо совершить следующие платежи:

  1. За участие в аукционе/конкурсе – единовременный сбор. Платеж вносится всеми заявителями и выступает в качестве одного из обязательных этапов проведения мероприятия. Сумма единовременного сбора устанавливается Реснедрами для каждого отдельного случая.
  2. Не меньше 10% от размера налога на извлечение природных ресурсов (в случае разработки газовых или нефтяных бассейнов – не меньше 5%). Итоговая сумма фиксируется в разрешении.
  3. Регулярные отчисления за эксплуатацию ресурсов. Расчет осуществляет Федеральное агентство (Роснедра). Тариф определяется за 1 кв. км площади разрабатываемой территории.

Порядок оплаты лицензии, предоставленной без проведения аукциона/конкурса, определяется ФЗ. В таких случаях субъект отчисляет установленную госпошлину. В целом, получение разрешения обходится в 6 тыс. р. Дополнительных расходов потребует оформление сопроводительных документов.

Сроки

Лицензию предоставляют:


Лишение разрешения

В действующих нормативных актах не установлены четкие критерии, в соответствии с которыми может осуществляться отзыв лицензии. Процесс может быть начат при выявлении существенных нарушений. Их степень определяется уполномоченным органом. В качестве самого серьезного нарушения выступает случай, когда предприятие получило разрешение на эксплуатацию ресурсов, но к разработке участка не приступило. Соответственно, не были созданы рабочие места, не отчисляются налоги в бюджет. Отзыв лицензии, в первую очередь, грозит компаниям, у которых истек срок ввода в эксплуатацию бассейна, а на участке ничего не сделано.

Дополнительные возможности

В нормативных актах предусматривается продление лицензии. Если разрешение получено на вид ресурса, попадающего под компетенцию Федерального агентства, именно в этот орган следует обращаться с соответствующей заявкой. Если субъект осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной на общераспространенные природные запасы, то направлять документы следует в компетентную структуру субъекта страны. Правила подачи заявки и состав бумаг устанавливается региональными нормативными актами. Следует также отметить, что продление лицензии допускается при отсутствии нарушений со стороны субъекта, эксплуатирующего соответствующий участок. В этой связи, уполномоченные инстанции могут запросить дополнительные подтверждающие документы, в числе которых акты надзорных служб.

Ответственность

Использование недр при отсутствии лицензии наказывается административными санкциями. Для граждан установлен штраф 3-5 тыс. р., для должностных лиц – 30-50 тыс. р., для предприятий – 800 тыс.-1 млн. р. Административная ответственность предусматривается и для субъектов, нарушающих условия, определенные в лицензии. В этом случае для граждан штраф составит 2-3 тыс. р., для должностных лиц – 20-40 тыс. р., для организаций – 300-500 тыс. р.

Требования

В законодательстве присутствует ряд предписаний, направленных на обеспечение рационального недропользования. Среди установленных требований следует отметить:

  1. Соблюдение правил предоставления участков в эксплуатацию, недопущение самовольного проведения работ.
  2. Обеспечение полноты исследования, комплексного, рационального пользования и охраны недр.
  3. Выполнение опережающего изучения местности, посредством которого формируется достоверная оценка запасов ресурсов или их свойств.
  4. Организацию государственной экспертизы и госучета запасов ископаемых, а также участков, которые используются в целях, не связанных с извлечением природного сырья.
  5. Охрану территорий от затопления, пожаров, прочих факторов, негативно влияющих на качество запасов и их промышленную ценность либо осложняющих разработку.
  6. Обеспечение максимального извлечения основных ресурсов и попутных компонентов, залегающих совместно с ними.
  7. Ведение достоверного учета запасов, добываемых и оставляемых в недрах, а также сопутствующих материалов.
  8. Предупреждение загрязнения участков в процессе проведения работ, касающихся эксплуатации ресурсов. Это особенно актуально при сооружении подземных газо- и нефтехранилищ, создании объектов для сброса стоков, захоронения производственных отходов и вредных соединений.
  9. Соблюдение установленных правил ликвидации и консервации предприятий, осуществлявших извлечение природных ресурсов, и сооружений, не связанных с данной деятельностью.
  10. Предотвращение самовольной застройки участков залегания ископаемых, выполнения предписаний, касающихся эксплуатации этих площадей в других целях.
  11. Предупреждение размещения производственных и прочих отходов в границах объектов, используемых для обеспечения хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

Заключение

Оформление лицензии предприятие может осуществлять самостоятельно, задействовав в этом процессе штатных сотрудников. Однако эксперты отмечают, что процедура подготовки необходимой документации, составление заявки имеет определенные сложности. В этой связи, целесообразно обратиться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим соответствующий опыт работы. Следует помнить, что ведение деятельности без лицензии предполагает крайне неблагоприятные последствия для компании. Кроме установленных нормативными актами штрафов, к предприятию будут предъявлены исковые требования о компенсации ущерба государству.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к статье 7.3

1. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

3. В соответствии с подп. 22 п. 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726, к ведению МПР России отнесены выдача, регистрация, приостановление действия и аннулирование лицензии на пользование недрами по всем видам минерального сырья.

В случаях, предусмотренных ст. 13 Закона РФ «О недрах», выдача лицензий на пользование недрами осуществляется МПР России или его территориальным органом совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом.

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

4. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Лицензирование деятельности по использованию недр осуществляется в соответствии с Законом РФ «О недрах». Действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на лицензирование деятельности по использованию недр (см. п. 5 комментария к ст. 14.1).

5. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования влекут за собой санкции в виде приостановления действия лицензии либо ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным данной статьей.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, квалифицируется как преступление (ст. 171 УК в ред. Федерального закона от 14 марта 2003 г. N 30-ФЗ).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный геологический контроль (см. комментарий к ст. 23.22). В соответствии со ст. 23.31 рассмотрение указанных дел подведомственно также органам Госгортехнадзора России (см. комментарий к указанной статье).

СТ 7.3 КоАП РФ

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.

Предметом правонарушения выступают недра. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах территории Российской Федерации: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований. Возможно предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов). Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, т.е. расценивается как самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Субъектами правонарушения являются граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического, юридические лица, в том числе иностранные.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) представляет собой действия по пользованию недрами с нарушением условий лицензии и иных требований технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

Субъектами правонарушения могут быть только недропользователи (субъекты предпринимательской деятельности), инвесторы (граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции). Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, которые имеют разрешение на проведение такого рода работ.

4. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 7.5 КоАП РФ).

Если пользование недрами без лицензии либо нарушение условий лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.

Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами.

5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица уполномоченных органов, которые рассматривают дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22 КоАП РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1 КоАП РФ), в пределах компетенции соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31 КоАП РФ).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ