Отказ от заключения договора
Отказ от заключения договора является правом, отражающим принцип свободы договора (ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Отказаться от сотрудничества субъект вправе как на стадии переговоров (ч. 1 ст. 439.1 ГК РФ), так и в ходе договорного процесса (на стадии ответа на оферту и т. п.).
Законодательство содержит ограниченный перечень ситуаций, когда отказаться от заключения договора нельзя:
В большинстве случаев субъекту, не желающему заключать договор, достаточно просто промолчать в ответ на оферту.
Однако иногда закон прямо требует выразить свою позицию в виде документа. Например, когда:
Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:
В случаях, когда письменный отказ обязателен, необходимо обратить внимание на его отправку контрагенту по правилам передачи юридически значимых сообщений.
Пп. 9, 10 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляют заказчику в некоторых случаях возможность отказаться от заключения договора с победителем торгов.
Это случаи обнаружения заказчиком:
Если таких обстоятельств не усматривается, отказ заказчика будет неправомерен.
Последствия произведенного действия регламентированы п. 11 той же статьи, по условиям которой заказчик не позднее 1 дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, размещает в сети интернет соответствующий протокол, который впоследствии в течение 2 дней надлежит отправить другой стороне.
Указанный протокол должен содержать сведения:
Скачать образец протокола можно, пройдя по ссылке: Образец протокола об отказе в заключении договора .
Отказ же участника закупки повлечет неприятные для него последствия: обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на торги, ему не вернут. Исключением являются торги в форме конкурса, проводимые в 2 этапа: после первого этапа участники могут отказаться от второго.
Сама сущность публичного договора — в необходимости заключить его с каждым обратившимся.
В то же время иногда закон разрешает обязанному лицу отказывать в заключении договора по причинам, не позволяющим оказать необходимую потребителю услугу (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Например, вследствие:
Отсутствие технической возможности — далеко не отговорка, т. к. профильное законодательство оперирует четкими критериями, что именно считается таковым.
Кроме того, разрешение на отказ дают особые исключительные нормы, сами по себе не регулирующие гражданские правоотношения, в которых обращается внимание на злоупотребления со стороны клиента. Например:
Скачать образец уведомления об отказе в заключении публичного договора можно, пройдя по ссылке: Уведомление об отказе в заключении договора .
Письмо с отказом от заключения договора направляется контрагенту в случае недостижения соглашения по условиям контракта. Обязанность направить такое письмо прямо предусмотрена законом, но не всегда, а для отдельных видов договоров. Особую важность приобретает формулировка отказа в случае, когда заключение договора для субъекта обязательно.
Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке. Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями. Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин.
Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). 14.
Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся. Т.е выводом этого всего служит что участнику № 3 не должны предлагать контракт.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов. 5.
В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта. 15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта.
В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником.
Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. 2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. 3.
К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.
Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ. Основания, по которым можно отказаться Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:
Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта (ст. 77).
Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?
Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.
Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.
Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно - слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.
Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.
Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так - для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.
Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.
Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.
Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.
Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.
Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.
Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.
Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .
Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:
Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:
Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).
Подавая заявку на процедуру, нужно отдавать себе отчет, что у нее всегда есть шанс победить. Даже если, на ваш взгляд, предложены не самые лучшие условия, например, сильно завышена цена. В конце концов, ваша заявка может оказаться единственной - прочих может и вовсе не быть либо они могут быть отклонены. Поэтому если передумали участвовать в закупке, заявку следует отозвать. Иначе может сложиться ситуация, что заключать контракт все же придется.
Однако спустя 3 дня он получает госконтракт для подписи. Все дело в том, что все прочие заявки аукционная комиссия отклонила на этапе оценки их вторых частей . И теперь заказчик рассчитывает заключить контракт с единственным поставщиком, чья заявка соответствует всем требованиям.
Итак, поставщик из примера в итоге вышел на заключение контракта. При этом он не участвовал в торгах, у него нет в наличии необходимых для поставки товаров, как и денежных средств для обеспечения контракта. Может ли он отказаться?
Ответ неутешителен для поставщика - отказаться от заключения контракта без последствий он не сможет . Конечно, никто не заставит его подписать контракт, но в этом случае он потеряет обеспечение заявки и попадет в Реестр недобросовестных поставщиков.
Такой порядок распространяется на аукцион, конкурс и запрос предложений. При условии, что заявка участника соответствует всем требованиям и при этом она стала единственной присланной или допущенной до процедуры.
Важно следить за ходом процедуры, на которую подана заявка. Если до выбора победителя принято решение в закупке не участвовать, заявку следует снять. Также важно знать, как определяются победители:
Начинающий поставщик подал заявку на участие в запросе котировок на поставку колбасных изделий. Однако он немного ошибся с ценой, предложив поставить продукцию по цене более низкого сорта. По итогам рассмотрения заявок поставщик занял второе место и на этом успокоился, решив, что обязанность заключить контракт его миновала. Но вскоре поступило сообщение о направлении контракта на подпись. Участник хотел отказаться, да не тут-то было.
По закону обязанность подписать контракт возлагается не только на победителя запроса котировок, но и на поставщика, оказавшегося на втором месте . И если № 2 откажется, он потеряет обеспечение заявки и попадет в РНП.
В итоге поставщику из примера выше пришлось заключить контракт и исполнить его, поступившись прибылью.
Компания занимается поставками оборудования, которое закупает в Европе. После того как она выиграла очередной контракт, резко возрос курс евро по отношению к рублю . Исполнять контракт поставщику стало невыгодно, поскольку закупочная стоимость оборудования сильно выросла.
Поставщик предложил заказчику отказаться от подписания контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако рост курса иностранной валюты таковым не является, равно как и, например, обнаружение на стадии подписания контракта условий, которые поставщик не может исполнить, или выявление того факта, что заказчик находится на стадии банкротства. Договориться с заказчиком не удалось, поэтому в данном случае поставщику пришлось исполнять контракт с убытком.
В определенных случаях заказчик может отказаться от контракта , а именно:
При этом в РНП сведения о поставщике будут направлены только лишь в первом случае, то есть если он не предоставил в срок обеспечение контракта.
Закон 44-ФЗ весьма строг к победителю закупки любого типа - отказаться от контракта без последствий он не может . Лишен такого права и участник № 2 запроса котировок. Поставщики, расположившиеся под остальными номерами в котировках, а также и № 2 в аукционе, конкурсе или запросе предложений, могут принимать решение о заключении контракта по своему усмотрению.
Кроме того, нужно понимать заранее, что изменить условия соглашения не удастся - ни сроки, .
Рекомендуем избегать ситуаций, когда контракт свалился на вас как снег на голову. Но если так все же произошло, самым лучшим решением будет изыскать возможность для его заключения и исполнения . Если не хватает денежного обеспечения, можно попытаться получить .
При этом нужно учесть, что если не удастся поставить товар в срок, придется уплатить пени за просрочку . А иногда и вовсе выполнить контракт себе в убыток. Но вполне вероятно, что это будет меньшим злом, чем вовсе отказаться от контракта и угодить в РНП.