Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Несостоятельности (банкротстве) является, пожалуй, одним из самых динамично развививающихся. С одной стороны, вносимые изменения продиктованы изменяющимися условиями экономики и призваны создать более эффективную и справедливую модель процедуры банкротства, с другой - они создают немало сложностей в становлении стабильной судебной практики по ряду вопросов в области несостоятельности. Ниже Вы можете ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, связанными с несостоятельностью (банкротством) участников гражданских правоотношений.

  • Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие уменьшение размера процентов по вознаграждению временного управляющего, а также изменен порядок назначения арбитражного управляющего в процедуре банкротства.
  • Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие объявление банкротами граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Изменения вступают в силу с 01 июля 2015 года.
  • С 29 января 2015г. вступает в силу большая часть изменений в Закон о банкротстве, принятая в рамках Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В частности, к таким изменениям относится новый порядок назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, изменение признаков банкротства должника, а также возможность инициации процедуры банкротства кредитными организациям без решения суда.
  • С 22 июня 2015 года вступят в силу изменения в ст.139 Закона о банкротстве в части определения победителя торгов, проводимых в форме публичного предложения, которые были внесены Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
  • Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменена статья 61.9 Закона о банкротстве, регламентирующая перечень лиц, имеющих право на подачу в суд заявления о признании сделки должника недействительной.
  • Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" значительно увеличены полномочия саморегулируемых организаций по надзору за арбитражными управляющими.
  • Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, осовобождающие должников, признанных несостоятельными (банкротами), от уплаты налога на добавленную стоимость в конкурсном производстве при реализации их имущества (имущественных прав).
  • С 1 июля 2014 года, в очередной раз, расширяется перечень сведений о ходе процедур банкротства, подлежащих обязательному включению в единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Федеральным законом от 02.07.2013 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" внесены соответствующие изменения в Закон о банкротстве.

При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами. Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств. Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.

Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.

Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд. Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.

Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходатайстве указываются:

  • контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • размер субсидиарной ответственности;
  • лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.

Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась. Например, в от 26.09.2017 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.

Взыскание убытков по делу о банкротстве

В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.

Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
  • документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

В качестве примера взыскания убытков можно назвать по делу. Размер субсидиарной ответственности (убытков) обоснованно определен судом исходя из суммы требований единственного кредитора и непогашенных текущих расходов по делу о банкротстве. Однако в этом деле сумма субсидиарной ответственности была небольшой - 23 699,25 руб.

Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве

На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен. Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее. В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать от 26.09.2017 . Учитывая, что в отношении ООО «Гут-Конструктор» внесена запись от 21.06.2017 о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Оперативное же внесение записей позволило бы избежать судебных издержек и подачи иска о банкротстве в отношении той компании, которая фактически уже не существует.

  • перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
  • перечень требований кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).

Напомним, что в настоящее время отчет включает в себя:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Перечень данных документов очень важен, поскольку именно представление их в суд является основанием для завершения процедуры конкурсного производства. Если ранее перечень документов для прекращения процедуры был сокращенным, то теперь он расширен.

Примером является N Ф01-875/2017 , в котором суд оценил исполнение положений статьи 147 закона «О банкротстве» и завершил процедуру конкурсного производства, поскольку в ходе ее проведения конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры к погашению требований кредиторов должника. Реальных источников пополнения конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. Наличие возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могли бы быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность перед кредиторами, не доказано.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Поправки, касающиеся предупреждения банкротства

Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, касающиеся предупреждения банкротства.

Напомним, что до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  • реорганизация кредитной организации.

Кроме того, расширен пункт 189.9 Закона о банкротстве. В качестве мер до отзыва лицензии применяются:

  • меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом.

Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Поправка, касающаяся прав кредиторов

Банк не должен утаивать ситуацию о финансовых проблемах. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поправка, касающаяся введения моратория на удовлетворение требований кредиторов

Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Во время данного моратория приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке.

В заключение необходимо отметить, что только в 2017 году в законодательство о банкротстве был внесен ряд поправок, которые касаются субсидиарной ответственности, банкротства кредитных организаций. Но при этом существует ряд проблем банкротства физических лиц, банкротства директоров и учредителей по налоговым спорам, которые тоже должны найти свое место в законе о банкротстве.

Если финансовая ситуация у человека тупиковая, он не может рассчитаться с кредиторами (и, вдобавок, у него есть ), то банкротство для него — это актуальный вариант выхода из положения. Каждый гражданин, добровольно выполнив условие, что установило законодательство, незначительно ограничив себя в правах, которые гарантирует российский закон, обеспечит себе право на списание долгов (даже в отношении ).

Итак подробнее о такой теме, как «банкротство физических лиц 2018 (свежие новости ФЗ 127)».

ФЗ 127 о несостоятельности банкротстве, последняя редакция

Регулирование всех процедур выполняет Федеральный закон №127 о банкротстве. Этот законодательный акт действует с октября 2002 г., его последняя редакция с изменениями в силе с ноября 2017 г. Это означает, что настоящий документ не новый, действует он давно, а был добавлен только параграф, который является источником права по выполнению любых действий для предоставления статуса банкрот физ. лицу, старая глава, посвященная этому вопросу, утратила силу (гл. 1).

Также в 2017 году вносились последние правки в ст 228 УК РФ. Подробнее об этом

Распространяется сила ФЗ на физических лиц:

1. Имеющего долг свыше полумиллиона рублей;

2. Не справляющегося с обязательствами более трех месяцев.

Должник может стать банкротом при других обстоятельствах, но, что необходимо применять данную процедуру нужно будет доказывать, тогда, как по указанным двум пунктам никто не может отказать (как пенсионеру не могут отказать в страховых выплатах, описанных ). Этот государственный документ, а точнее его отдельное положение регламентирующее признание неплатежеспособности, также призван защитить права кредиторов. Закон указывает, что признать банкротом в РФ может только суд, причем любое такое дело будет рассматриваться только арбитражным учреждением, то есть сам себя человек объявить банкротом не может и для этого обязательно проведение .

Чтобы процедура была начата нужно подать заявление в судебную инстанцию. Следующий этап — это рассмотрение дела, если основания для признания неплатежеспособности веские, то будет назначен арбитражный управляющий, который будет руководить процессом. Это требуется, в том числе, и для соблюдения интересов предпринимателя на основании Федерального Закона №294, описание которого можно найти по .

Если должник имеет источники дохода, то суд даст возможность выплачивать человеку ежемесячную фиксированную сумму, без реализации имущества, такой реабилитационный период будет длиться до 3 лет. Если ситуация значительно хуже, нет источников получения денег, то понадобится продажа имущества. Им не может быть единственное жилье (кредитное, залоговое может), имущество использующиеся для получения заработка, пример, музыкальный, строительный инструмент, даже автомобиль.

Для продажи имущества используются торги, какая-либо электронная торговая площадка. Та часть долга, что не была покрыта продажей, списывается. Размер выплат определяется в соответствии с решением судебной инстанции, также ним устанавливается очередность проплат, требования сверх этого считаются незаконными. Участники дела могут подписать мировое соглашение.

Краткое содержание будет неполным, если не указать, что процедура восстановления платежеспособности сопровождается ограничением некоторых прав, например, нельзя занимать ряд должностей, чтобы выехать за границу нужно получить разрешение суда, нельзя получать кредиты, во многих организациях нужно будет указывать о банкротстве (даже поступать в учебные заведения сложнее — можно получить преждевременный ).

Основой данного закона является Гражданский кодекс РФ, чтобы данный акт, точнее его часть для физических лиц не противоречила другим документам были внесены изменения в ФЗ о исполнительном производстве и даже в ФЗ о трудовых пенсиях.

Федеральный Закон 127 о банкротстве — изменения 2018, краткое содержание

Поскольку этот юридический документ (ФЗ 127) еще новый, то соответственно для физических лиц в нем выявляются недостатки, которые Дума исправляет, принимая какое-либо дополнение, поправки. Последняя поправка была принята в ноябре 2017 г. Там более точно, четко прописывается ряд технических процедур, которые были упущены, когда происходило вступление всего документа в силу. Например, действующий акт пополнился описанием процесса оплаты услуг арбитражного управляющего.

Требования к арбитражным управляющим — Федеральный Закон 127 о банкротстве

Эффективность реструктуризации долгов, проведения всей процедуры зависит от арбитражного управляющего, который имеет внушительные обязанности, чтобы выполнять такие общие положения данного ФЗ:

1. Защищать любое имущество должника;

2. Анализировать финансовое положение;

3. Вести точный реестр требований кредиторов;

4. Экономно, разумно тратить средства должника;

5. Заявлять о правонарушениях со стороны участников.

Для этого Российская Федерация дала возможность этим людям проводить собрание кредиторов, переговоры, нанимать других специалистов, получать информацию об имуществе и тд. Такое внешнее управление должно принимать меры для выявления фиктивного банкротства, разбираться в каких-либо схемах, причем отдельный пункт ФЗ указывает, что управляющий должен вносить информацию об этом на рассмотрение суда. В отличие от процедуры банкротства юрлиц здесь отсутствует наблюдение, временная администрация. Указывает права, обязанности управляющих ст. 20.

ФЗ 127 о банкротстве физических лиц

Также нужно знать, что могут применяться меры для принудительного признания человека банкротом. Для этого заявление подает кредитор, уполномоченный орган, конкурсный управляющий. Далее, как указывает соответствующая статья, происходит стандартная процедура. В сокращении процесс может пройти, если человек умер, его место нахождения не известно.

Действующий ФЗ имеет номер, который присвоен другим законам, например, акту о науке и государственной научно-технической политике, также такую же нумерацию носит ФЗ об контроле за осуществлением международных автомобильной перевозки, поэтому не стоит удивляться.

Скачать бесплатно ФЗ даже с комментариями несложно, но более эффективную помощь окажет консультант, плюс которого в том, что он владеет всеми нововведениями, которые будут вступать в силу.

Банкрот в течение некоторого времени не может стать клиентом банка и получить крупную денежную сумму, однако срочные займы таким лицам все же предоставляются. Без справок и проверок кредит можно оформить

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Уровень просроченной задолженности России неустанно растет с каждым годом. Так, чтобы помочь простым гражданам выбраться из «долговой ямы», избавить их от жесткого «сотрудничества» с коллекторами был разработан специальный закон о банкротстве физических лиц. На территории РФ он действует с 1 октября 2015 года под номером 127-ФЗ и по-прежнему актуален на 2019 год.

Главные нормы

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности. Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2019 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на .

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Важные статьи закона о банкротстве физических лиц

Напомним, что документ № 154 Федеральный закон о банкротстве физических лиц, принятый 29.06.2015 года утратил силу с 01.10.2015 года, поэтому, рассматривая наиболее важные пункты процедуры, продолжим ссылаться на ФЗ № 127. Итак, потенциальному банкроту следует знать, какого вида процедуры применяются в деле. Их список изложен в ст. 213.2 действующего закона, а именно:

  1. Реструктуризация долга.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

Не менее важной статьей в документе является ст. 213.9, где прописаны определение и особенности работы финансового управляющего. Согласно п.1 его участие в деле является обязательным, но работать он будет не бесплатно, а за вознаграждение (фиксированная сумма – 25 000 рублей и сумма процентов – устанавливается в зависимости от требований кредиторов), оплачиваемое должником.

Далее следует обратить внимание на ст. 213.11 закона, в которой указаны последствия введения плана о реструктуризации долга и заодно детально изучить ст. 213.14, где прописано содержание этого плана. Ст. 213.25 и ст. 213.26 подробно освещают вопросы, связанные с имуществом должника, подлежащее реализации.

Также, пролистывая страницы ФЗ № 127, внимательно прочитайте ст. 213.30 закона о банкротстве физических лиц. Она расскажет, каковы последствия признания физилица несостоятельным человеком – банкротом.

Процедура банкротства на практике. Пошаговый инструктаж.

Пожалуй, наиболее распространенным в юридической практике вопросом в отношении является, как проводится данная процедура, каковы особенности, этапы, сроки? Давайте разбираться. Вы приняли взвешенное решение начать судебный процесс для получения статуса «банкрот». Вам потребуется следовать определенной схеме, но прежде, вспомните, имеете ли вы отношение к следующим действиям:

  1. Заключение брачного соглашения о разделе имущества, алиментах и пр.
  2. Оформление договора купли-продажи, дарения личного имущества за последние 3 года.
  3. Назначение должника учредителем в той или иной компании когда-либо.

Вышеизложенное окажет серьезное влияние на ход процедуры банкротства при наличии. Теперь конкретно, как проходит процесс на практике:

Действие должника Краткое описание
Сбор документов Процесс занимает примерно 1 неделю, если ответственно подойти к вопросу. Скорость сбора необходимых бумаг сыграет в пользу должника
Подача заявления Содержание закреплено ст. 213. 4 ФЗ № 127. Писать требуется кратко, не освещая подробности обстоятельств, приведших к банкротству
Суд До назначения даты первого заседания, возможно, потребуется донести какие-либо документы. В суде главное доказать, что у вас действительно отсутствуют средства и возможности для выполнения обязательств кредиторов. Если вы не желаете обращаться к адвокату, то следует тщательно подготовиться к решающему дню
Процедура банкротства Реструктуризация долга или реализация имущества назначенная по решению суда происходит на основе сотрудничества с финансовым управляющим, который согласно п. 7 ст. 213.9 закона имеет право получать информацию об имуществе физлица, его депозитах и пр. По факту, этот человек имеет доступ ко всем банковским счетам должника. Не уклоняйтесь от контакта с управляющим, предоставляйте все требуемые от вас документы и сведенья.

Что касается сроков, то многое зависит от назначенной судом процедуры. Если речь идет о реструктуризации – до 6 месяцев. Реализация имущества предполагает период от 4 до 6 месяцев. Немаловажную роль во времени всего процесса играют финансовый управляющий и судья, т.е., если вам попался ответственный, исполнительный управляющий, то все пройдет максимально быстро для вас и ваших кредиторов.

Стоимость процедуры

Выше мы указали, что оплата услуг финансового управляющего возлагается на должника и составляет 25 000 рублей плюс 2% от размера требований кредиторов (при реструктуризации долга), 2% от размера выручки при реализации имущества. Помимо этого с банкрота взимаются следующие платежи:

  1. Госпошлина – 6 000 рублей.
  2. Почтовые расходы – 1 000 — 4 000 рублей.
  3. Иные возможные траты: суммы, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам (при необходимости), специалистам, адвокатам и пр.

Можно обратиться в специализированные юридические компании, где предоставляются специальные пакеты обслуживания, например: «Подготовка к банкротству», «Банкротство под ключ» и пр. Цена услуг рассматривается в индивидуальном порядке.

После банкротства

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья .

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Особенности продажи имущества должника

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах. Порядок продажи залога описан в ст. 110, в п.3 ст. 111, а также в ст. 134 ФЗ. Примечательно, что согласно п.5 ст. 213.26 имущество, которое финансовый управляющий не смог реализовать возвращается к банкроту по акту приема-передачи.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Ограничения к гражданину-банкроту

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

Плюсы и минусы закона

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть. Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.

В целом же преимуществ в законе № 127-ФЗ для должника больше, главное грамотно подойти к процессу, изучить все особенности и нюансы.

Судебная практика на текущий момент

Сегодня закон о банкротстве физических лиц работает в реальных условиях. В период его принятия у многих (депутатов, банковских учреждений) были некоторые опасения, но процесс реализации закона пошел благополучно.

Количество документов, необходимое для начала проведения процедуры достаточно громоздкое, но собрать его вполне возможно при желании. Заявление подается должником по месту регистрации, а не прописки, что довольно удобно для населения.

Если у потенциального банкрота есть хоть какой-то источник дохода, то суд назначает процедуру реструктуризации долгов перед кредиторами, и дальнейшее разбирательство будет проходить, опираясь на ст. 213.11-213.23 ФЗ. Судебная практика показывает, что пункт реструктуризации можно миновать и перейти к реализации имущества должника, т.е. начать его продажу.

В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.

Общие положения

Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.

Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.

В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.

ФЗ №127 «О банкротстве»структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:

  • Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
  • Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
  • Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
  • Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
  • Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
  • Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.

Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127

Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.

А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.

Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.

И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.

Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.

О пострадавшей стороне

Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:

  • Кредиторы.
  • Конкурсные кредиторы.

Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.

Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.

Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ