Незащищенные слои населения имеют право на государственную поддержку. Субсидии – это и есть та денежная помощь, которая выделяется из бюджета РФ каждому конкретному физическому или юридическому лицу с целью частичной компенсации его затрат на конкретные цели, например, оплату предоставляемых коммунальных услуг или строительство жилья. Размер субсидии напрямую зависит от суммарного ежемесячного дохода субъекта и прожиточного минимума. Государственная поддержка подразумевает под собой не просто выдачу конкретной денег, а получение определенной льготы.
Государство предоставляет материальную помощь в денежной или натуральной форме пенсионерам, ветеранам, молодым семьям, инвалидам, другим лицам, у которых небольшой доход, не превышающий установленный прожиточный минимум. Рассчитывать на государственные субсидии могут и юридические лица – организации, фирмы, компании. Их выплачивают местные органы власти, внебюджетные организации, муниципалитет из региональных, федеральных бюджетов. Основные принципы субсидирования следующие:
Компенсационные социальные выплаты части ранее потраченных денежных средств из региональных или федеральных бюджетов осуществляются только, если юридическое или физическое лицо потратило деньги на решение определенных, прописанных в законодательных актах, регламентирующих порядок начисления и использования пособий, задач. Получить пособие могут только граждане РФ с постоянным местом регистрации.
Основные программы субсидирования следующие:
Бюджетная субсидия, выдаваемая по этой программе, рассчитана на лиц с низкими зарплатами, размер которых ниже минимального прожиточного минимума. Она предполагает предоставление помощи незащищенным слоям населения в виде разных льгот. Рассчитывать на материальную поддержку могут такие физические лица:
Материальная поддержка физическим лицам предоставляется на такие цели:
Денежные средства для материальной поддержки физических лиц выделяют высшие органы власти. За осуществление программ субсидирования отвечают местные администрации и соответствующие министерства. Порядок предоставления материальной поддержки регламентируется такими правовыми актами, как Бюджетный, Жилищный кодексы, постановления правительства, приказами и законами.
Учитывая нелегкую ситуацию, которая сложилась в стране, правительство приняло решение о предоставлении помощи гражданам, которые остались без работы. Чиновниками был разработан проект, предполагающий предоставление безвозмездной субсидии для бизнеса. Согласно ему, человек, который встал на учет в центре занятости, подал заявление, имеет право на получение денежной компенсации в размере до 60 тысяч рублей на открытие дела при условии соблюдения определенных требований.
Рассчитывать на социальное пособие для открытия бизнеса могут следующие лица:
Государство оказывает поддержку и субъектам малого/среднего бизнеса, предоставляя им специальные льготы, освобождая от уплаты определенных видов налогов, увеличивая налоговые вычеты. Воспользоваться данной программой субсидирования могут такие субъекты хозяйствования:
Другие варианты оказания помощи малому и среднему бизнесу:
Эта программа субсидирования предполагает предоставление из вышестоящего бюджета (федерального) прямой материальной поддержки бюджетам второго, третьего и других уровней на условиях долевого финансирования определенных целевых расходов. Денежные средства могут предоставляться на такие цели:
Государственная поддержка имеет расширенную классификацию. По типу предоставления она распределяется на субсидию в денежной форме и в качестве внебюджетного трансфера. Первый вид поддержки предназначен для юридических и физических лиц (денежные средства выплачиваются из внебюджетных и бюджетных фондов). Субсидии второго вида предполагают оказание помощи нижестоящему бюджету, например, финансирование регионального бюджета федеральным.
Классификация государственной помощи в зависимости от типа реализации следующая:
Практически все граждане РФ могут воспользоваться программой поддержки и снизить расходы на коммунальные платежи, если будут своевременно оплачивать квитанции и правильно предоставлять в МФЦ/органы соцзащиты требуемые для оформления документы. Субсидия положена гражданам с низким уровнем дохода, размер которого ниже установленного законом прожиточного минимума, если расходы на оплату услуг ЖКХ превышают 22% от общих ежемесячных поступлений. Нормативы расходования средств из семейного бюджета на оплату коммунальных платежей в каждом регионе разные:
Субсидия на квартиру не может начисляться больше, чем на 6 месяцев. Ее размер устанавливается всоответствии с местными региональными требованиями и во многом зависит от тарифов, установленных ЖКХ. Для определения обязательной суммы выплат используются следующие показатели:
Размер денежных выплат в каждом случае рассчитывается в индивидуальном порядке и не может превышать начисляемую по действующим тарифам итоговую сумму. Оформить субсидию можно только с 1 по 15 число ежемесячно, в таком случае компенсация насчитывается уже в текущем платежном периоде. Если подача документов осуществляется после 15-го числа, субсидия начисляется в следующем месяце. После истечения шести месяцев государственную помощь нужно переоформить. Средства, компенсируемые из бюджета на оплату услуг ЖКХ, могут перечисляться на пенсионный или личный счет в банке.
Перечень граждан, порядок оформления, начисления и выплаты жилищных субсидий подробно описаны в нескольких законодательных актах. К их числу относятся такие нормативно-правовые документы:
Оформить государственную помощь на оплату услуг ЖКХ могут:
Не положена помощь от государства таким группам лиц:
За начисление и получение субсидии на оплату коммунальных услуг отвечает государственное управление социальной защиты населения по месту проживания. В учреждение нужно обратиться с письменным заявлением-анкетой и пакетом таких документов, как:
Если на момент обращения в органы соцзащиты есть задолженность по коммуналке, субсидия не предоставляется, а при повторном рассмотрении дела специалист потребует помимо стандартного пакета документов квитанции, подтверждающие оплату платежей. Другие ограничения, при которых пособие не положено:
Перед тем как сдать документы на оформление субсидии, нужно предварительно посчитать средний общий доход семьи за последние 6 месяцев. Полученную цифру сравнить с расходами на оплату коммунальных платежей. Если они превысили установленный порог (в каждом регионе этот показатель разный) от совокупных поступлений, значит, субсидирование квартплаты положено. Чтобы не посещать органы соцзащиты или МФЦ, можно подать онлайн-заявку на субсидию через официальный портал госуслуг.
Доходы, которые учитываются при рассмотрении заявки на предоставление помощи от государства:
Денежная компенсация от государства положена не только на покрытие части затрат по коммунальным платежам, но и покупку жилья. В 2019 году правительство РФ предоставляет:
Средства для покупки жилья выдаются государством на безвозмездной основе после предварительного анализа претендента и оценки выбранного им объекта недвижимости. Потратить их можно только на приобретение квартиры или комнаты в индивидуальном доме или от застройщика, при этом выбранное жилье должно иметь площадь, не превышающую утвержденных в законодательных актах норм. Жилищная субсидия может выдаваться и на строительство. Она не может покрыть стоимость приобретаемого/строящегося строения, поэтому чаще рассматривается как способ софинансирования.
Программа субсидирования разработана с целью улучшения жилищных условий разных категорий населения. Социальное пособие выплачивается из городского бюджета и положена таким категориям лиц, как:
Сумма государственной компенсации определяется, исходя из конкретной ситуации. На ее величину оказывают влияние такие факторы:
Чтобы получить пособие, нужно собрать пакет документов, подать их в отдел МФЦ, региональное управление соцзащиты, получить заключение от комиссии после осмотра ее членами жилья. На следующем этапе, если заключение комиссии положительное, осуществляется постановка в очередь льготника на получение средств и присвоение ему индивидуального номера. Компенсация выдается в виде сертификата. Гражданин, получивший ее, обязуется представить отчет в письменном или электронном виде, подтверждающий реализацию полученного пособия на реализацию конкретной цели.
Жилищная субсидия положена малоимущим, молодым, многодетным семьям, чернобыльцам, военнослужащим, проживающим в Санкт-Петербурге и области. Этот вид государственной поддержки направлен на приобретение жилья. Основные цели проекта:
Размер компенсации по этой программе выражается в процентном соотношении, выплачиваемом из средств городского бюджета в счет покупки жилого объекта. Помощь выдается в порядке очереди. На нее могут рассчитывать такие лица:
Для того чтобы объяснить, что такое субсидия, нет необходимости детально вдаваться в глубокие рассуждения и сложные экономические термины. Это помощь в виде денег или других ценностей от государства, из местного бюджета (областного, городского) или от частного фонда. Такая поддержка может оказываться как отдельному человеку, так и целой организации.
Отвечая на вопрос, субсидирование что это, следует упоминать еще одно определение. Это перераспределение денег от бюджета более высокого уровня бюджету более низкого. Например, когда из федерального бюджета передаются средства бюджету отдельного региона, области, города.
Несмотря на разные источники, субсидии обладают общими чертами .
Субсидирование — довольно широкое понятие. Для того, чтобы разобраться кто, кому, как и зачем помогает, рассмотрим, какие бывают субсидии.
Поддержка может быть оказана в разной форме . По этому критерию выделяют субсидии:
В зависимости от цели выделяют субсидии:
Следует уделить внимание тому, что такое субсидирование в контексте кредитования. У многих жителей нашей страны есть займы на квартиру, технику, автомобиль, учебу и другие нужды. Государство может компенсировать часть денег, которые выплачивает человек.
Обладатели ипотечных кредитов имеют возможность получить налоговый вычет от государства. Это несколько облегчает бремя по выплате процентов. Делает покупку жилья более доступной.
Существуют программы субсидирования на кредиты при покупке отечественных автомобилей. Однако есть ряд критериев, которые определяют, кому положена помощь. Например, стоимость автомобиля не должна превышать заданной стоимости.
Таким образом, государство поддерживает с одной стороны производителей, с другой потребителей. Каждый год программы субсидирования обновляются, корректируются условия. Следует ознакомиться с актуальной ситуацией перед покупкой в кредит.
Субсидии на оплату ЖКХ
Отвечая на вопрос, что значит субсидия, не следует забывать, получать поддержку могут не только отдельные люди, но и целые организации. Государство заинтересовано в развитии высокотехнологичных производств, но без серьезных источников финансирования это невозможно. Купить дорогостоящее оборудование, обучить персонал, исследовать новые технологии – огромные затраты.
Также поддержка может оказываться социальным проектам и организациям, направленным на образовательную деятельность. Они не обязательно приносят высокие доходы, но очень полезны для общества в целом.
Часто индивидуальные предприниматели на старте или в процессе развития понимают, что средств для полной реализации не хватает. Выходом является участие в конкурсе на субсидию. Однако требуется подготовить детальный план, указать основную идею, цель, на которую будут потрачены деньги, планируемые доходы и срок окупаемости.
Государство поддерживает фермеров как в области животноводства, так и растениеводства. Сельскохозяйственная отрасль максимально важна для общества, производит продукты питания, создает рабочие места. Но часто не стабильна. Возможны неурожаи, вспышки заболеваний и вредителей, природные катаклизмы.
В этой сфере используются разные виды субсидий. Косвенные — аграрии получают льготные условия кредитования, страхования. Прямые – единовременные пособия на приобретение техники, постройку зданий, закупку семян, удобрений и так далее.
Все это помогает фермерам, особенно начинающим, поддерживать и развивать свое хозяйство несмотря на непреодолимые факторы, капризы погоды.
Таким образом, раскрывая понятие, субсидия (что это такое простыми словами) – безвозмездная, целенаправленная помощь.
Субсидирование — это перераспределение денег от бюджета более высокого уровня бюджету более низкого.
Бесплатная консультация нашего юриста
Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны
Москва и область
7 499 350-44-07
Санкт-Петербург и область
7 812 309-43-30
Бесплатно по России
Банальное незнание Законов часто приводит к тому, что человек отказывает себе в возможности получить необходимую помощь. Один из её видов, доступных для большинства граждан России — субсидирование. Оно бывает различных видов и может приходить из разных источников. Суть его в том, что граждане безвозмездно получают необходимую поддержку — государственные субсидии.
Субсидия — это вид поддержки, который может выражаться в материальной или натуральной форме. Выделяется следующими структурами:
Получателями помощи выступают не только физические, но и юридические лица. Также применяется субсидирование организаций на определённые цели и даже отдельных стран.
Законодательство Российской Федерации применяет ряд разновидностей субсидирования. Это:
Понятие субсидии со временем развивалось и в современном понимании обрело сложную форму. Ниже рассмотрим, что представляет собой каждый из названных видов.
Субсидии по форме также разделены на разновидности. Это:
Субсидии могут иметь целевую направленность. В данном аспекте рассматривают две разновидности:
Получение займов стало нормой нашего общества. Большинство семей РФ приобрело в кредит квартиру или машину. Иногда граждане вынуждены брать ссуду на лечение. С каждым годом всё чаще в банки обращаются молодые люди и их родители, чтобы получить материальную помощь для поступления в ВУЗ на платный факультет.
Наиболее частым объектом кредитование. В отношении этого вида займов действует особый порядок предоставления субсидий – граждане вправе взять налоговый вычет, что поможет сделать квартиру более доступной, а бремя, связанное с выплатой процентов, не столь тяжёлое.
В федеральном и региональном законодательстве есть программы, позволяющие брать в лизинг отечественные автомобили. У данного направления есть критерии соответствия, то есть, заёмщик или транспортное средство должны отвечать некоторым условиям. К примеру, машина не должна быть дороже определённой суммы.
Субсидии на кредиты поддерживают с одной стороны субсидируемых граждан, с другой – строительные компании, производителей автомобилей, банковскую сферу.
Поддержка нужна не только отдельным гражданам или семьям. Часто в помощи нуждаются целые организации. Государство заинтересовано в том, чтобы развивался бизнес, делались открытия, и поднималась экономика. Однако, далеко не каждому предприятию по карману модернизировать производство, закупая новое дорогостоящее оборудование и материалы. Не все начинающие дельцы могут продержаться «на плаву», если учесть, цены на оборудование и налоги.
Из федерального и местного бюджета выделяются средства на оказание помощи организациям и начинающим бизнесменам. Это субсидии, результат которых положительно отразиться на обществе и стране в будущем.
Для того чтобы выделить наиболее перспективных получателей субсидий, организуются конкурсы. Для участия в них соискатели должны подготовить детальный план, указывающий на цели, для которых необходимы вливания из местного или федерального бюджета.
Государство заинтересовано в развитии как промышленности, так и сельского хозяйства. Ежегодно выделяются из бюджетных средств деньги на поддержание животноводства и растениеводства.
Сельскохозяйственная отрасль – наиболее важна для государства. Её развитие позволяет полностью насытить рынок продуктовыми товарами. Благодаря её развитию, создаются новые рабочие места.
Сельское хозяйство – одна из самых нестабильных отраслей, так как зависит от погодных условий. Вредители, засухи и проливные дожди ежегодно снижают предполагаемый уровень урожая и даже разоряют некоторые хозяйства. Субсидии в данной области направлены на поддержание производителей сельхоз продукции, а вместе с ними и общества.
В сфере сельского хозяйства применяются различные разновидности субсидирования:
Благодаря субсидированию сельского хозяйства растут экономические показатели в перспективной для России, но малоразвитой сфере народного хозяйства.
Большинство субсидий в России выделяется из бюджетных средств страны. Они направлены на поддержание уровня жизни граждан. Это и помощь на оплату коммунальных услуг, и жилищные субсидии, позволяют малоимущим гражданам приобрести дом или квартиру по более выгодной цене. Средства выделяются в помощь, пенсионерам, ветеранам, детям-сиротам, инвалидам и прочим, слабо защищённым в социальном плане слоям населения.
Для того чтобы получить поддержку, гражданин должен первым делом узнать, входит ли он в категорию получателей. Если да, необходимо собрать требуемый пакет бумаг и предоставить его в государственный орган, занимающийся субсидиями.
Как уже указывалось выше, помощь полагается определённым категориям. Перечень ежегодно пересматривается. В 2019 году государственное финансирование направлено на поддержку:
Перечень постоянно обновляется. Некоторые субсидии можно получить, не являясь представителем какой-либо категории.
Чтобы стать получателем государственной или иной помощи, гражданин должен предоставить пакет бумаг.
Его содержимое зависит от вида помощи. Порядок субсидирования разделён на этапы:
Важным моментом являются условия получения помощи. Если заявитель им не соответствует, ему ответят отказом. Условия – это:
Прежде чем написать заявление на получение помощи, удостоверьтесь, что есть условия для её получения.
В каждом отдельном случае предоставляются определённые бумаги. Всегда предъявляются:
Процесс получения помощи от государства или местных органов самоуправления всегда зависит от характера субсидирования. Не всегда соискатели могут использовать помощь в виде денежных средств. К примеру, когда речь идёт о поддержке, связанной со строительством дома, средства перечисляются на счёт магазинов и строительных организаций. Происходит безналичный расчёт.
Иногда субсидирование направлено на снижение налоговой базы, к примеру, покрытие затрат на лечение и приобретение лекарств. Некоторые виды помощи приходят в виде денежных средств, как компенсации трат, к примеру, на услуги ЖКХ.
После подачи заявок и проверок, служба, в которую было предпринято обращение, направляет на имя соискателя уведомление о принятом решении.
Предусмотрено несколько способов, позволяющих выяснить, поступила ли помощь. Это:
С каждым годом субсидирование граждан РФ расширяется. Те, кто ещё в прошлом году не имел права ни на какие виды помощи, уже в 2019 году могут стать получателями одного из видов поддержки. Важно изучать свои права и уметь применять их на практике. В России это многим помогло облегчить жизнь.
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:
В России предусмотрена социальная помощь и поддержка не только гражданам, но и организациям. Действующий способ предоставления материальной помощи для юридических лиц – целевая субсидия. Денежные средства подлежат выдаче с последующим отчетом, а в случае нереализованности возвращаются в бюджет региона.
Целевые субсидии считаются средством оказания помощи в виде денежных средств, выделяемых из регионального бюджета административным аппаратом, на определенные цели, заявленные предприятием. Процесс субсидирования реализуется и на более высоком уровне, когда субъект, входящий в государство, направляет проект с указанием целей и затрат, документы, подтверждающие необходимость этой процедуры, в федеральные органы власти.
Статьи 78.1 , 79 БК предполагают, что учредитель может предоставить материальную поддержку региону или конкретной организации на определенные нужды. Эти выплаты в денежной форме перечисляются в разовом режиме при предоставлении потенциальным получателем бизнес-плана. Выделяемые суммы в качестве бюджетных инвестиций направляются для повышения стоимости имущества, основных средств, имеющихся у муниципалитетов.
Таким образом, организация может получить возможность финансирования практически любых нужд, которые не относятся к запрещенным статьям расходов. Это реализуется только в том случае, если учредитель посчитает процедуру по выделению денежных средств рациональной для функционирования бюджетного учреждения.
Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса ), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.
Такими целями являются:
Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:
ВАЖНО! Отправление заявки на субсидирование может производиться в электронном виде для ускорения процесса рассмотрения и принятия решения. Если уровень рассмотрения заявки региональный, срок обработки информации не превышает 1 месяца с момента подачи документов. При выделении денег из федерального бюджета, вопрос обсуждается вышестоящими органами не более 2 месяцев с момента отправки заявки.
После того как факт передачи денег утверждается учредителем, информация о переводе передается в казначейство, где проходит проверка соответствия кода субсидии, суммы платежа, содержание по оказанию услуг, поставкам продукции, аренде оборудования или помещения согласно указанным целям в заявке.
При сверке информации учитывается, какая сумма осталась на счете после использования предыдущих выплат, характер операций, совершаемых по этому счету. Если вся информация актуальна, соответствует сформированным данным заявки, денежные средства поступают на счет и используются по назначению.
Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.
Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.
Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.
ВАЖНО! Учреждению, формирующему отчет, необходимо указывать реальные траты, так как при неполном расходовании помощи следует вернуть оставшуюся часть средств. Если со стороны проверяющего юридического лица в документации обнаружится неверная информация или нерациональное использование бюджета, получатель может быть привлечен к ответственности.
У специалиста, занимающегося учетом расходов и доходов на предприятии, реализующем субсидирование, имеется план бухгалтерских счетов под названием «Учет государственной помощи». К нему прилагается инструкция, которая утверждена приказом Министерства финансов , действующим с 31 октября 2000 года, номер 94н. Согласно этому документу, для бухгалтерского учета субсидий используется пункт «Целевое финансирование».
В качестве финансовых операций рассматриваются:
Способы отражения субсидирования в бухгалтерских документах делятся на два вида:
ВНИМАНИЕ! Контроль фиксации данных в бухгалтерском учете производится руководителем организации.
Финансовая помощь оказывается нуждающимся в этом учреждениям не безвозмездно. В интересах начальника осуществить затраты в соответствии со своим планом в полном объеме, соблюсти рациональность расходов. Если субсидирование выделялось для выполнения государственного задания, то остатки переносятся на следующий год и остаются в организации, но оно при этом должно быть выполнено полностью.
ВАЖНО! Государственное задание является выполненным, когда не имеется существенных отклонений в показателях результативности.
Целевые субсидии подлежат возвращению, если прослеживается один из случаев:
Остатки могут возвращаться или оставаться на следующий год, но второй вариант возможен только при положительном решении выдающего субсидию органа.
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
доходов;
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г.
в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование. Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.
Субсидия – это сумма денег, предназначенная для материальной помощи гражданам.
Она выделяется из бюджета любого уровня на какую-то определенную цель на условиях софинансирования. Примером может служить субсидия на приобретение жилья для молодых семей. Субсидия по этой программе покрывает лишь часть стоимости квартиры, остальные деньги молодая семья должна внести самостоятельно.
Субвенция – выделяемые из бюджета любого уровня деньги, потратить которые можно на строго определенную цель. Ошибочно субвенциями могут считать средства, выделяемые гражданам на приобретение одежды, лекарств и прочих товаров первой необходимости. Субвенции гражданам не предоставляются. Это строго публичное явление, то есть это средства, передаваемые от бюджета к бюджету.
Субсидия и субвенция – это трансферты, то есть суммы, которые передаются от одной стороны другой.
Признаки, присущие обеим выплатам:
Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно.
Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации). Субвенции в области социальных выплат не встречаются. Субвенции могут иметь только денежное выражение, а субсидии могут быть и материальными – деньги, лекарства, учебники и т. д. Субвенции могут выделяться бюджету города или района для выплаты материальной помощи, но опять-таки это будут средства, распределяемые между бюджетами разного уровня.
Таким образом, гражданам могут выделяться из бюджета субсидии или дотации. Если у выплаты есть определенная цель, то это будет субсидия, а если цели нет, то дотация.
Бюджетные ассигнования можно классифицировать с точки зрения цели их предоставления и с учетом статуса получателяю.
ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Социальная политика - это область деятельности государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Инструментами реализации социальной политики государства служат законы, программы, нормы и нормативы финансирования, соответствующие стандарты и т. д. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития является общественным компромиссом, результатом поиска общественно-политического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев населения.
Долгосрочной целью государственной социальной политики должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального общества.
Существуют следующие индикаторы уровня жизни населения:
1) среднедушевые денежные доходы;
2) среднемесячная начисленная заработная плата;
3) покупательная способность денежных доходов;
4) распределение населения по уровню среднедушевых денежных
доходов;
5) коэффициент дифференциации доходов населения;
6) прожиточный минимум (физиологический и социальный);
7) минимальная продовольственная корзина;
8) показатели дефицита низких доходов (т. е. недостаток по отношению к прожиточному минимуму);
9) обеспеченность населения товарами длительного пользования, услугами;
10) удельный вес расходов на образование, здравоохранение в ВВП и др.
Государство использует два метода в решении социальных задач:
1) адаптивный - это метод установления минимума прав и социальных гарантий для работающих. Он реализуется через проведение активной политики содействия занятости; социального партнерства в регулировании оплаты труда и распределения доходов; оптимизацию налогообложения и системы социального страхования;
2) защитный - для нетрудоспособных и социально незащищенных, не имеющих возможности обеспечить свое существование без помощи государства. Он реализуется через формирование фондов денежных средств для обеспечения социальной защиты населения. В настоящее время формируется система адресной социальной помощи. В реализации этого метода ключевое значение имеет государственное финансирование. Эта система государственного социального обеспечения.
Обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, а также за счет государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды - это целевые фонды финансовых средств, предназначенные для обеспечения дополнительными источниками финансирования приоритетных направлений социального развития общества.
Средства внебюджетных фондов не входят в состав казны и, соответственно, на них не могут распространяться требования кредиторов РФ (субъекта РФ), относящиеся к погашению долговых обязательств. Так как в настоящее время в форме внебюджетных существуют исключительно фонды социальной направленности, вышеуказанная обособленность внебюджетных фондов обеспечивает стабильность социального развития при любой экономической ситуации в стране.
Государственные внебюджетные фонды представляют целевые централизованные фонды денежных средств, формируемые за счет целевых обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения.
Наименование внебюджетного фонда отражает направление его использования.
К доходам внебюджетных фондов относятся специальные целевые налоги и сборы; средства бюджета, перечисляемые в эти фонды; прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом (где это разрешено законом); кредиты, полученные фондом в банке.
В настоящее время в нашей стране существуют только три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Из этого фонда выплачиваются пенсии по старости и социальные пенсии (военнослужащим, в случае потери кормильца, по инвалидности и т. д.). Для выплаты пенсий по старости аккумулируются средства работодателей и работников.
Средства на выплату социальных пенсий поступают из бюджета.
Фонд социального страхования РФ создан в 1992 г. в целях обеспечения гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Он предназначен для финансирования выплат различных пособий: по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, для санаторно-курортного лечения и т. п.
Источники средств данного фонда - обязательные страхование взносы работодателей, добровольные взносы юридических и физических лиц, доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда и др.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Он создается на федеральном и территориальном уровне. Через него средства должны направляться страховым компаниям, учредителями которых выступает соответствующий уровень публичной власти и которые имеют лицензию на обязательное медицинское страхование.
Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, медицинские программы и т. п.
Средства Фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей (для работающих граждан) и средств бюджета (для неработающих граждан или работников бюджетных учреждений).
СБАЛАНСИРОВАННОСЬ БЮДЖЕТА
Соотношение между доходами и расходами бюджета может быть различным:
1) расходы равны доходам (бюджет сбалансирован);
2) расходы меньше доходов (бюджет сведен с профицитом);
3) расходы больше доходов (бюджет сведен с дефицитом). Бюджет должен быть сбалансирован. В случае наличия профицита или дефицита бюджета требуется комплекс мероприятий по его сбалансированию.
По общему правилу финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счёт субвенций из публично-правового образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ передает полномочие.
При этом это правило при передаче на местный уровень закреплено в К.РФ (ст.132).
Применительно к передаче полномочия от РФ к субъекту какой-либо конституционной гарантии не установлено, регулирование установлено в ФЗ № 184. Там предусмотрена ситуация, когда государственные полномочия передаются без предоставления субвенций:
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых органов власти,
— когда отсутствует крайне важно сть создания новых учреждений или унитарных предприятий,
— когда не предусматриваются увеличение штатной численности государственных гражданских служащих субъекта и работников государственных учреждений субъекта.
В общем, сводиться всё это к тому, что не нужно осуществлять каких-то дополнительных расходов в связи с осуществлением переданных полномочий. Сложно представить такое полномочие…
Второй случай, когда допускается не предоставление субвенции, это, когда посчитали по методике и получился 0.
Получается, в случае если мы передаем полномочие на уровень МО, то всегда должны передать субвенцию.
А когда передаем полномочие от федерации к субъекту, возможны случае, когда субвенция не предоставляется.
Понятия ʼʼсубвенцияʼʼ нет в бюджетном законодательстве.
Законодатель пошел по пути определения субвенций применительно к каждому виду субвенций.
Общим является для всех субвенций то, что это МТ, передаваемый на финансирование полномочий того субъекта͵ который передает субвенцию.
Почему БК не дал определения? Неясно…
Напоминаю, что субвенции — ϶ᴛᴏ доход бюджета͵ которому передано соответствующее полномочие и это единственный доход, который не относиться к собственным доходам бюджета.
Еще хотелось бы напомнить о специфики субвенций в контексте исполнения расходных обязательств. Ст. 85-86 – расходные обязательства, возникающие при выполнении переданных государственных полномочий, исполняются только в пределах и за счёт субвенций. Использование своих собственных средств становится обязанностью, только если получающий субвенцию субъект где-то ошибся и превысил нормативы в рамках исполнения переданного полномочия.
Субвенции из федерального бюджета:
— бюджетам субъектов, предоставляемые на исполнения отдельных расходных обязательств субъекта͵
*это классический вариант.
— субвенции бюджетам субъектов, предоставляемые для исполнения отдельных расходных обязательств МО,
— субвенции городу Байконур,
*в ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансируем на основании соответствующего международного соглашения.
Субвенции из субъекта РФ:
— местным бюджетам,
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ФОГВ (Те субвенции, которые дала РФ для дальнейшей передачи МО),
· Субвенции в местные бюджеты, предоставляемы с целью финансового обеспечения отдельных государственных полномочий ОГВ субъектов РФ (При передачи субъектом своего собственного полномочия),
— бюджетам автономных округов, когда те входят в состав краев и областей.
Для большинства субъектов РФ единственными субвенциями, которые они предоставляют, остаются субвенции местным бюджетам.
Субвенции из федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС: передается полномочие РФ в сфере ОМС на уровень субъекта.
Единственное условие предоставления субвенций – передача полномочий.
*соблюдение законодательства, критерии дотационности – всё это не для субвенций!
Субвенция формирует в соответствующем бюджете фонд компенсации (когда субвенция предоставляется из федерального бюджета и из бюджета субъекта). Про ФФ ОМС – ничего про фонд компенсации не сказано.
Распределяются субвенции законом о предоставляющем бюджете.
Допускается утверждение нераспределенной субвенции в объёме не превышающем 5% общего объёма субвенции, целью утверждения этой нераспределенной субвенции является то, чтобы её потом распределить между получающими субъектами без внесения изменений в закон о бюджете.