Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Если опираться на закон Российской Федерации, лишение гражданства РФ происходит только при добровольном волеизъявлении. Процедура происходить в разрешительной форме, т. е. окончательно решение всегда будет оставаться за президентом РФ. Но прежде чем прошение попадет к гаранту конституции, закон потребует от заявителя выполнить ряд предписаний. Выполнив все требования, службы миграции смогут лишить человека гражданства страны.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Данный процесс можно распределить на несколько этапов, каждый из которых закреплен в законодательной базе государства. Важно понимать, что причина, по которой гражданин решил уехать из страны не имеет значения, не считая ситуаций, когда он сбегает от ответственности. Закон предусматривает добровольное принятие решения относительно прекращения подданства страны, точно так же как и на приобретение правового статуса.

Существует два основных способа лишить человека своего гражданства:

Для процесса должны быть заявлены определенные, установленные законом, основания . Если вы желаете отказаться от гражданства Российской Федерации, а потом получить иностранное подданство, вы должны иметь следующие основания:

  1. В отношении вашей личности не действует судебный приговор, при этом вы не выступаете свидетелем по определенному уголовному делу.
  2. Все обязательства, в отношении уплаты государственных налогов, прохождения армии вами выполнены.
  3. Вы имеете полное право получить подданство другой страны. Иностранное государство подтверждает данный факт выпиской.

Сопоставив все основания с реальностью, вы сможете начать процедуру оформления и сбора всей необходимой документации. Перед самым началом лучше изучить досконально закон, может вы попадаете под особую категорию граждан либо не отвечаете заявленным требованиям.

СТАНДАРТНАЯ СХЕМА ЛИШЕНИЯ

Закон гласит, что такая процедура подходит для непосредственных граждан России, которые уже достаточное время живут на ее территории и имеют все основания. Для начала они должны подать заполненное прошение в соответствующие государственные органы. Само заявление должно быть заполнено полностью. Никакие графы не должны быть пропущены. В некоторых случаях закон требует два экземпляра, все зависит от ситуации.

Лишение гражданства Российской Федерации – процедура достаточно сложная, при условии, что нет минимальных юридических знаний. Многое зависит от того, насколько правильно составлено заявление, в какой форме представлены документы, т. е. их потрепанное состояние может значительно повлиять на решение уполномоченных органов, вплоть до отказа.

Это достаточно длительный процесс, даже если беспрекословно соблюдать все рекомендации и установок государственных служб.

Как уже было сказано, закон на второй план выдвигает сбор необходимой, установленной законодательством, документации:

  • Бумага, которая подтверждает, что вторая страна готова выдать вам новое подданство. Может возникнуть такая ситуация, что иностранное государство согласно предложить свое гражданство, если россиянин откажется от имеющегося.
  • Квитанция, подтверждающая уплату государственного сбора за предоставление услуг уполномоченных органов. В большинстве случаев, сумма равняется двум тысячам рублей, но она может изменяться в зависимости от условий, по которым вас лишают правового статуса.
  • Несомненно, потребуется приложить внутренний паспорт, подтверждающий личность и гражданство заявителя.
  • Уполномоченный орган может сразу же потребовать выписку из налоговых органов, в которых указан факт отсутствия задолженностей перед государством или иными лицами. Это один из самых важных документов, при его отсутствии решение на лишение права гражданина будет отрицательным. Ни одно лицо, имеющее подданство Российской Федерации не имеет права покинуть пределы государства, не выполнив все обязательства, предусмотренные законодательной властью. Чтобы получить данную справку, гражданину потребуется посетить отделение налоговой службы по месту своей прописки с прошением о предоставлении выписки. Примерно в течение десяти дней служба может предоставить необходимую бумагу заявителю.
  • Немаловажно и наличие фотографии. Она также должна отвечать определенным требованиям:
  1. быть хорошего качества, четкой и без размытия;
  2. размер ее 3 на 4 см;
  3. должны быть цветной, но и черно-белые не запрещены.
  • Если за время проживания на территории Российской Федерации вы сменили свою фамилию, имя или отчество (в случае замужества или по собственному желанию), то об этом также следует предупредить государственные органы и приложить документ, доказывающий данное деяние.
  • Можно приложить и копии, ведь органы, могут запросить дубликаты каждого документа на лишение подданства.

Каждое требование уполномоченных органов Российской Федерации должно быть выполнено, все документы представлены в срок, а заявления заполнены по общепринятым стандартам. Закон предполагает, что невыполнение хотя бы одного из пунктов может привести к отказу.

УПРОЩЕННАЯ МЕТОДИКА ЛИШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СТАТУСА

Такой способ можно принять юридическим представителям, которые переехали на постоянное место жительство в иностранное государство.

Процедура, точно такая же, как и установленный пакет документов, значительно разнится. К вышеописанному перечню документов можно добавить некоторые бумаги:

  1. документ, доказывающий, полное прекращение регистрационного учета на территории РФ;
  2. справку, подтверждающая, что вам разрешено проживать и осуществлять свою деятельность на территории той страны, в пользу которой вы отказывайтесь от своего гражданства России.

Метод подачи установленного перечня документов тоже немного меняется. По стандартной схеме гражданину можно подать пакет документов в отдел ФМС по месту прописки. А вот по упрощенной человеку потребуется найти консульское представительство РФ или дипломатическое учреждение, которое располагается в пределах страны.

Закон указывает, что порядок получения и лишение гражданства должен осуществляться по строго установленным правилам и любое нарушение может привести к полному отказу.

Не имеет значения, каким способом можно осуществлять лишение гражданства, в любом случае к заявителям могут предъявить строгие требования относительно оформления и состояния бумаг, прошений, бланков и справок, которые следует соблюдать.

Если все требования были соблюдены и миграционные службы не отказали вам при принятии прошения на рассмотрение, вы получите по почте уведомление, сообщающее вам, что ваше гражданство прекратило свое действие . Его могут выслать вас, как только будет принято решение, подписанное президентом РФ. Закон определяет срок, в течение которого лишают человека официального статуса – 1 год, если отказ производился по упрощенной методике – 6 месяцев. К решению будет приложена справка, которая потребуется при подаче заявления на получение иностранного гражданства другой страны.

Сразу после этого, государственные службы РФ обязаны изъять внутренний паспорт гражданина и свидетельство о рождении. В случае отказа, можно попробовать подать заявление еще раз, перед этим проконсультировавшись с юристом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Текст Ст. 6 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Комментарий к Ст. 6 Конституции Российской Федерации

1. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с конкретным государством. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству (подданство — правовая связь человека с монархом, а гражданство — с государством) после низложения монархии. Нормативно-правовые акты, регулирующие содержание этого института, в России неоднократно менялись, между ними отсутствует правовая преемственность, поэтому эта правовая связь носит ярко выраженный политический характер.

Основной закон 1993 г. впервые в отечественной истории выносит вопрос правового регулирования гражданства на конституционный уровень, к тому же в включает его в раздел Основ конституционного строя. На наш взгляд, это объясняется большим значением, которое придавалось этому институту на этапе становления суверенного российского государства. Разумеется, Конституция определяет лишь отдельные основополагающие принципы этого института, на которых остановимся подробнее.

Приобретение и прекращение гражданства. Поскольку гражданство — это устойчивая правовая связь, однако некоторая часть населения России все же меняет его, т.е. приобретает или утрачивает российское гражданство. В советское время эта процедура не всегда была основана на законе. Например, в первые годы советской власти правом приема в российское гражданство пролетариев зарубежных государств обладали местные Советы, в период массовой эмиграции евреев в Израиль их лишали гражданства на основании секретного (ныне отмененного) Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII «О выходе из гражданства СССР лиц, переселившихся из СССР в Израиль»*(19). Некоторых деятелей культуры, иммигрировавших за рубеж, лишали гражданства персональными указами. Для того чтобы избежать возможности повторения этого позорного опыта, Конституция прямо указывает, что гражданство приобретается и прекращается только в соответствии с федеральным законом.

Единое гражданство. Этот принцип был закреплен Законом РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР»*(20), изданным за несколько дней до обретения Россией суверенитета на основании Беловежского соглашения от 9 декабря 1991 г., провозгласившего распад СССР. Означает этот принцип единство гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Дело в том, что одним из элементов суверенной государственности республик в составе РФ было наличие у них собственного гражданства, которое приобреталось и утрачивалось одновременно с гражданством России. Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве) не содержит указания на наличие в республиках собственного гражданства, но и не запрещает им его устанавливать*(21). Более того, установление гражданства республик в составе Российской Федерации, на наш взгляд, не относится к предмету федерального закона. Поэтому наличие данного принципа, закрепленного в Основах конституционного строя, не лишает республики указанного права.

Однако следует заметить, что действующий Закон о гражданстве, воспроизводя текстуально данную норму Конституции, никак не раскрывает содержание этого принципа.

Равное гражданство. Законодательство некоторых зарубежных государств содержит ограничения для лиц, приобретших гражданство данной страны не по рождению. Например, законодательство США позволяет гражданину страны баллотироваться в Сенат (верхнюю палату Парламента) только по истечении девяти лет после приема в гражданство США, а Президентом страны может стать только лицо, родившееся на территории США. Российский закон в этом смысле более демократичен: он делегирует всю полноту прав, свобод и обязанностей любому гражданину страны, независимо от способов приобретения гражданства.

2. Части 2 и 3 комментируемой статьи продолжают закрепление основных принципов гражданства Российской Федерации. Так, в ч. 2 говорится равенстве прав, свобод и обязанностей каждого гражданина. Поскольку эта норма содержится в статье Конституции, регулирующей вопросы гражданства, очевидно, речь идет о равенстве прав независимо от сроков приобретения гражданства. Российский закон исключает порядок так называемой натурализации, т.е. постепенного приобретения прав мигрантами, применяемый законодательством некоторых зарубежных государств.

Однако Основной закон подчеркивает, что он гарантирует это равенство прав своим гражданам только на территории России и только тех прав, которые установлены Конституцией России. Это означает, что, несмотря на обязанность государства защищать своих граждан за пределами своей территории, оно не может гарантировать им всей полноты прав за пределами государственной границы, поскольку там действуют законы других государств.

3. Выше уже говорилось о лишении гражданства, присущем советскому периоду истории нашего государства. Закон РСФСР от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РСФСР» и действующий Закон о гражданстве в соответствии с демократическими традициями, присущими большинству государств мира, исключают подобный способ прекращения гражданства России, зато исходят из права любого человека самостоятельно и свободно решить вопрос своего гражданства. Речь идет о свободном праве гражданина решать, быть ли ему гражданином России или другого государства либо вообще остаться лицом без гражданства.

Гражданство РФ определяется Конституцией как правовая связь государства с человеком. Оно наделяет его взаимными с Российским государством правами, обязанностями и ответственностью. Граждане РФ могут свободно проживать как на территории страны, так и за ее пределами, не опасаясь за потерю своего гражданства. Однако, в последние годы, все чаще можно слышать угрозы со стороны Правительства о лишении гражданства РФ злостных нарушителей закона. Как это можно сделать и в каких случаях возможно лишение гражданства РФ - рассмотрим далее.

Основные принципы российского гражданства закреплены Конституцией РФ. Согласно ей, на данный момент не предусмотрено лишение гражданства РФ в принудительном порядке. Также Конституция гласит, что и насильственно удерживать человека в нем невозможно, так как это является ущемлением его основного права на свободу. Именно поэтому закон предусматривает только варианты добровольного отказа от него.

Прекращение гражданства возможно только по письменному ходатайству гражданина РФ и никак иначе . Хотя в связи с участившимися случаями террористических атак, Правительство рассматривает такую возможность принудительного исключения для их участников и организаторов. В каких же случаях возможно добровольное лишение гражданства РФ?

Основания для прекращения

Добровольное лишение гражданства РФ происходит, в большинстве случаев, при переезде в другую страну на постоянное место жительства и получение другого гражданства. Так как многие страны не признают факта двойного гражданства, россиянам приходится отказываться от российского в пользу другого государства.

Таким образом, можно выделить следующие основания прекращения гражданства:

  • Получение гражданства другой страны.
  • Для несовершеннолетних в связи с выбором гражданства родителей или опекунов.

Следует отметить, что при отсутствии доказательства получения гражданства другой страны, прекращение гражданства РФ невозможно .

Необходимые документы

Гражданин РФ может быть лишен гражданства России при предоставлении следующих документов:

  • Заполненное о выходе из гражданства. В нем указываются следующие данные: причины этого решения, Ф.И.О., дата и место рождения, национальность, половая принадлежность, вероисповедание, подробная информация о полученном образовании с указанием номера и даты выдачи диплома, информация о наличии или отсутствии долгов, для мужчин – информация о военном билете, данные паспорта и контактные данные, информация о переезжающих вместе с заявителем несовершеннолетних детях.
  • Справка об отсутствии судимости.
  • Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  • Документ, выданный в другой стране и подтверждающий получение заявителем иного гражданства.
  • Фото.
  • Справка из налоговой службы об отсутствии долгов.

Тем, кто подает документы за рубежом, дополнительно понадобится:

  • Заявление на снятие с регистрации по месту жительства в связи с переездом на ПМЖ в другое государство.
  • Подтверждение своего легального проживания на территории другой страны.

Куда обращаться

Для подачи заявления на территории России нужно обратиться в многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг или в ГУВМ МВД России. Для лиц, проживающих за границей – в консульство или дипломатическое представительство.

Процедура прекращения гражданства довольно продолжительная и занимает по времени примерно год . Следует отметить, что для постоянно проживающих за границей, это происходит по ускоренной схеме и длится не более полугода.

После проверки всех сведений, при отсутствии оснований, препятствующих его лишению, выдается соответствующая справка. При этом российский гражданин обязан сдать все ранее выданные Российской Федерацией документы (внутренний и заграничный паспорт, свидетельство о рождении с отметкой о гражданстве – для детей).

Нередко в процессе проверки выявляются факты, на основании которых в этом процессе может быть отказано. К ним относятся:

  • Неоплаченные долговые обязательства, наложенные судом.
  • Наличие непогашенной судимости.
  • Выявление долгов перед налоговой службой и службой судебных приставов.
  • Предоставленные документы не являются действительными.
  • У заявителя или несовершеннолетнего, следующего с ним, есть ограничение на выезд за границу.

После прекращения гражданства и сдачи российских документов заявитель становится иностранным гражданином. После этого можно какое-то время находится в России или выехать в страну, гражданином которой он является.

Таким образом, в настоящее время законодательно не предусмотрено принудительное лишение гражданства РФ. Сделать это можно только по собственному желанию. Но не исключено, что в ближайшее время соответствующее постановление будет принято. Ведь во многих других странах такая практика существует на протяжении многих лет и применяется в особых случаях.

1. Гражданство - первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав, свобод и обязанностей того или иного лица находится в прямой зависимости от гражданства. В полном объеме они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Поэтому вполне закономерно, что важнейшие нормы о российском гражданстве включены в главу 1 Конституции, посвященную основам конституционного строя России.

Из статьи 6 Конституции следует, что законодательство о федеральном гражданстве относится к ведению России, и это тоже вполне закономерно. В соответствии с Конституцией основной нормативный акт, который призван регулировать вопросы гражданства, должен иметь ранг федерального закона. В настоящее время действует Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991г. «О гражданстве» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с этим Законом гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На территории России проживают лица, различных категорий. Прежде всего, это граждане Российской Федерации. К ним относятся лица, приобретшие гражданство России в соответствии с упомянутым Законом. Следующая категория - иностранные граждане, т.е. лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России. Третья категория - лица без гражданства, т.е. лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Закон 1991 года установил следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1) признание гражданства Российской Федерации. Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на ее территории, на день вступления в силу Закона о гражданстве (он вступил в силу со дня опубликования), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Установлено, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению при условии, что родились на ее территории или хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России. Под территорией Российской Федерации здесь понимается ее территория по состоянию на дату рождения человека;

2) по рождению. Ребенок является гражданином Российской Федерации, если оба родителя на момент его рождения состояли в гражданстве России. Место рождения ребенка значения не имеет. В случае, когда одни из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок тоже считается гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Если один из родителей на момент рождения ребенка состоит в гражданстве России, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка (независимо от места его рождения) определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок становится гражданином Российской Федерации, если он родился на ее территории, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, становится ее гражданином. При обнаружении хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство такого ребенка может измениться в соответствии с Законом о гражданстве и иными актами. Ребенок, родившийся на территории России у родителей, являющихся гражданами других государств, признается гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;



3) в порядке регистрации. Эта форма приобретения российского гражданства распространяется на лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; на лиц, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; на детей бывших граждан Российской Федерации, родившихся после прекращения у родителей этого гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста; на граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они в течение трех лет со дня вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации заявят о своем желании приобрести это гражданство; на лиц без гражданства, которые на день вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации постоянно проживают на ее территории или на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., при условии, если в течение одного года после вступления в силу упомянутого Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; на иностранных граждан, лиц без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и при условии, что они в течение одного года после вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Заметим, что приобретение гражданства в порядке его регистрации значительно упрощено по сравнению с иными формами;



4) в результате приема в гражданство Российской Федерации. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве России, имеет право ходатайствовать о приеме в гражданство. При этом Закон о гражданстве закрепляет принцип равноправия для всех лиц, осуществляющих данные действия. Ходатайствовать о приеме в гражданство России они могут независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. В качестве обычного условия приема в гражданство Российской Федерации установлено постоянное проживание на ее территории. Для иностранцев и лиц без гражданства оно определено пятью годами или тремя годами непрерывного непосредственно перед обращением с ходатайством проживания в России (срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца); для беженцев, признанных таковыми законом Российской Федерации или ее договором, указанные сроки сокращаются вдвое. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1991 г. «О беженцах» беженцем считается прибывшее или желающее прибыть на территорию России лицо, не имеющее ее гражданства, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Определены также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство России. Это означает право на сокращение вплоть до снятия указанных выше требований при приеме в гражданство. К таким обстоятельствам относятся: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации; наличие высоких достижений в области науки, техники, культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для России; наличие заслуг перед народами, объединенными в Российской Федерации, в возрождении России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получение убежища на территории Российской Федерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Возможно и отклонение ходатайства о приеме в гражданство по трем основаниям: если лицо, во-первых, выступает за насильственное изменение конституционного строя России; во-вторых, состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами России; в-третьих, осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации;

5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке регистрации. Оно распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства; на лиц, у которых гражданство России прекратилось в связи с изменением гражданства родителей в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации;

6) в результате выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации. Приобретение гражданства может иметь место при изменении границы России. Порядок такого изменения определяется федеральным законодательством. Установлен принцип, в соответствии с которым лицо, проживающее на территории, изменившей государственную принадлежность, имеет право на выбор гражданства (оптацию). Из этого следует, что в случае, когда новая территория входит в состав России, лица, проживающие на ней, могут стать ее гражданами. Порядок и сроки выбора гражданства в таких случаях определяются международным договором Российской Федерации;

7) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве Российской Федерации. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного акта при приобретении российского гражданства обоими родителями их дети, не достигшие 14 лет, также становятся гражданами Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет и основания прекращения российского гражданства:

1) в результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом России. Во-вторых, в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке (порядок выезда лиц на постоянное жительство в другое государство в основном определен Законом СССР о порядке выезда из СССР и въезда в СССР 1991 года и иными правовыми актами). При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и случаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Одной из важнейших гарантий прав человека служит здесь установленное Законом о гражданстве правило о том, что полномочные органы должны мотивировать отклонение ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации;

2) в результате отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство,- пять лет после приема;

3) в результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданство;

4) по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства России;

5) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве Российской Федерации. К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, т.е. тоже прекращают гражданство России.

1. В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующее: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства России влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных государств наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели свое гражданство.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, тоже не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством Закон о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. всесторонне урегулировал вопросы обжалования решений, связанных с гражданством России. Это одна из важнейших гарантий правового статуса гражданина. Решения полномочного на то органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства обжалуются в суд в месячный срок. Несколько иной порядок установлен для обжалования действий должностных лиц по вопросам гражданства Российской Федерации. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, другие действия должностных лиц полномочных органов, связанные с нарушением порядка рассмотрения дел о гражданстве и порядка исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему (в порядке подчиненности) должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами России, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений России в Московский городской суд.

2. В части второй статьи 6 закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав, свобод и обязанностей, их соотношения. Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Наряду с этим необходимым, естественным элементом, который обеспечивает прогрессивное, демократическое развитие общества, является выполнение гражданином его обязанностей. В комментируемой статье особо подчеркивается, что каждый гражданин Российской Федерации несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.

3. В части третьей статьи 6 впервые в отечественной практике закреплен запрет лишать гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать этого ни при каких условиях. Право человека на гражданство, как отмечалось выше, является наиважнейшими основополагающим. В связи с этим лишение гражданства антигуманно. Следует отметить, что в прошлые годы в нашей стране существовал институт лишения гражданства. В соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 года оно применялось в исключительных случаях по решению президиума Верховного Совета СССР. Лишение гражданства допускалось по отношению к лицам, совершившим действия, порочившие звание советских граждан. Лишение гражданства носило персональный характер и не влекло изменения гражданства ни супруга данного лица, ни его детей. Лица, лишенные гражданства СССР, могли быть высланы за пределы страны. На практике право лишения гражданства СССР использовалось главным образом в отношении лиц, не угодных, не удобных режиму (диссиденты). В части третьей статьи 6 закреплено также право гражданина Российской Федерации изменить свое гражданство, т.е. прекратить гражданство России, стать гражданином другого государства либо лицом без гражданства. Реализация этого права регулируется текущим законодательством, прежде всего Законом о гражданстве Российской Федерации (см.комментарий к части первой статьи 6).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ