Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Поскольку нормы права представляют собой форму общественных отношений, то и плодотворное правотворчество не может осуществляться без обстоятельного изучения социальных явлений и процессов, которые выступают в качестве содержания правовой формы и оказывают непосредственное воздействие, как на сами нормы права, так и на результаты их действия.

Чтобы проектировать механизм реализации норм права и разрабатывать совокупность правовых средств, признанных обеспечить действие этих норм, нужно иметь четкие представления о социально-правовом механизме их действия. Особое внимание следует уделять социально-правовым факторам, которые будут негативно влиять на эффективность проектируемых норм. Без исследования таких факторов в совокупности, без учета интенсивности их воздействия на право нельзя сколько-нибудь плодотворно разрабатывать правовые средства, способные обеспечить в дальнейшем реальное действие проектируемых норм права. Именно в этом кроется одна из основных причин декларативности значительной части норм федерального законодательства, закрепляющих какое-либо право при отсутствии надлежащего механизма его реализации.

Социально-правовая информация, собранная для целей правотворчества, является результатом обстоятельного анализа юридической и социологической литературы либо специальных социологических исследований, проводимых по заказу правотворческого органа. Сбор и анализ социально-правовой информации, необходимой для подготовки соответствующего проекта нормативно-правового акта, осуществляется либо проектантами, либо специальными социологическими службами и иными учреждениями.

Социологическое обеспечение, обусловленное конкретными целями проектирования норм права, подразделяется на два вида: конкретные социально-правовые исследования и прогнозы.

Характерным специфическим признаком конкретных социально-правовых исследований выступает их предмет. Они направленны на изучение тех явлений и процессов, на момент исследования бытующих в реальной жизни, выступающих составными частями наличного социального бытия. Прежде чем приниматься за подготовку новых норм права, следует установить, насколько действующие нормы права были эффективными и если недостаточно, то почему в процессе их применения не было достигнуто в полной мере целей, поставленных правотворческим органом.

Конкретные социально-правовые исследования, в свою очередь, в зависимости от их предмета подразделяются на три вида:

а) исследования эффективности действующих норм права

б) исследование потребностей и интересов физических и иных лиц как участников общественных отношений

в) исследования социально правового механизма действия проектируемых норм права.

Изучение эффективности норм права, действующих в сфере, которая подлежит регулированию проектируемыми нормами права, как правило, предшествует социологическому изучению иных социально-правовых явлений и процессов. Поскольку эффективность норм права представляет собой соотношение между фактическим результатом и их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, то её изучение позволяет выявить достоинства и недостатки действующих норм права, установить действенность механизма и их реализации, способность этого механизма противостоять негативным влияниям на нормы права иных правовых и социальных явлений. Но чтобы получить картину о причинах недостаточной эффективности действия правовых норм, необходимо изучить тесно связанные с нормами права социальные явления и процессы, в частности потребности и интересы иных участников правоотношений.

Потребности граждан, иных участников правоотношений в материальных и духовных благах формируют и интересы. При этом каждая социальная группа, как правило, имеет собственные интересы, которые могут не совпадать - и чаще всего не совпадают - с интересами других социальных слоев общества. Примирение интересов различных социальных групп, достижение между ними компромисса составляет важнейшую задачу современного права.

Основной недостаток права предшествующих формаций - в том, что интерес одного класса закреплялся в праве односторонне и выдавался за всеобщий интерес. В условиях правового государства этот недостаток преодолевается путем закрепления таких порядков и отношений, которые одобрялись и поддерживались бы максимально большим числом членов общества.

Решение этой весьма сложной задачи нормативно-правового регулирования предполагает обстоятельное и возможно полное изучение потребностей и интересов социальных слоев - групп современного гражданского общества. Для целей проектирования норм права требуются знания:

* интересов, разделяемых соответствующими социальными группами

* иерархии интересов каждой социальной группы

* совокупность интересов, которыми каждая социальная группа может поступиться во имя всеобщего интереса и умиротворения гражданского общества

Во всем многообразии предстает система компонентов социально-правового механизма реализации проектируемых норм права. Действующее право неразрывно связанно не только со своим предметом - системой регулируемых им отношений. Оно испытывает на себе влияние практически всех сфер общества и государства, в том числе экономики, политического режима. Немаловажно и состояние правосознания и правовой психологии, а также правоприменительной деятельности. Имеет огромное значение и то, на каком уровне находится законность и насколько эффективна борьба с правонарушениями.

Поскольку каждая из названных сфер общества и государства представляет собой динамическую систему, способную как развиваться далее, так и возвращаться к своему раннему, менее развитому состоянию, то социально-правовой механизм реализации проектируемых норм права всегда носит изменчивый характер. Поэтому для проектирования норм права надлежащим образом требуется не любые социологические данные, а всесторонние и полные знания конкретно-исторических социально-правовых условий, максимально приближенных к стадии проектирования.

При проектировании ставится задача обеспечить стабильное нормативно-правовое регулирование принятием таких норм права, которые могли бы действовать по возможности без внесения в них каких-либо дополнительных корректив. Успешному решению этой задачи во многом способствует знание перспектив развития предмета правового регулирования и социально-правового механизма реализации проектируемых норм права, под воздействием которого будет происходить изменение, совершенствование регулируемых отношений. Эти знания представляется возможным получить при помощи надежных и обстоятельных прогнозов будущих состояний социально-правовых явлений и процессов. Как самостоятельный вид социологического исследования прогнозы основываются на результатах конкретных социально-правовых исследований, но не ограничиваются только этим. Прогнозы составляются в целях подготовки научно обоснованных предсказаний будущих состояний социально-правовых явлений и процессов на определенную дату (с периодом упреждения в один, два или три года либо иным сроком).

В процессе правотворчества составляются прогнозы относительно тех же явлений и процессов, что изучается в ходе конкретных социально-правовых исследований. Это прогнозы:

* эффективности проектируемых норм права на ближайшую, а по возможности и на отдаленную перспективу

* социально-правовых последствий, к которым может привести действие проектируемых норм права. При этом требуется установить, каких позитивных и негативных результатов можно ожидать в результате действия этих норм

* изменения потребностей общества в нормативно-правовом регулировании отношений, выступающих предметом регулирования проектируемых норм права. Вполне возможны ситуации, когда вследствие отсутствия потребностей в нормативно-правовом регулировании каких-либо отношений они могут со временем утрачивать актуальность. В таких условиях проектирование норм права, не имеющих длительной исторической перспективы, нецелесообразно.

В силу особой значимости социологического обеспечения в процессе проектирования норм права сбор социально-правовой информации является необходимой и важнейшей частью всей правотворческой деятельности. Такие данные важны не только для лиц, проектирующих нормативно-правовые акты, но и для лиц, осуществляющих апробацию подготовительных проектов нормативно-правовых актов и основанные на этих оценках решения могут приниматься только с учетом всей социологической информации. Которой располагали лица, проектируя соответствующие нормы права.

Правотворчество является базой для создания законов, целью которых является регулирование общественных отношений, но как показывает практика, это регулирование не всегда удается, и причиной этому становятся различные факторы, такие как: лоббизм, неграмотность государственных служащих, отказ от помощи науки.

По своей сущности правотворчество должно разрабатывать законодательную базу, которая бы отвечала потребностям нашей многонациональной, многокультурной страны, что является, на самом деле, очень непростой задачей. И решение этой непростой задачи не может ложиться на плечи полуграмотных чиновников, ещё одна загвоздка состоит, как бы это ужасающе не звучало, во множестве различных народов, проживающих на территории Российской Федерации, разные культуры, разные социальные нормы, которые строились и укреплялись веками, поэтому создать законодательную базу, которая отвечала бы всем культурным требованиям и социальным нормам представляется очень сложным и разрабатывать такую базу должны только высококвалифицированные специалисты, которые примут теоретические и практические знания социологии права и других смежных научных дисциплин.

Пока в России господствует правовой нигилизм, недоверие к власти, люди не верят в то, что они способны сами повлиять на существующую ситуацию у нас будет процветать не значимость правового порядка, о котором говорил ещё Вебер в работе “О некоторых категориях понимающей социологии”. Порядок обеспечивается взаимоориентированностью людей и тем, что существующие социальные установления обладают значимостью для них в качестве некоторых норм установленного порядка. Отсутствие признания реальности нормативного порядка приводит к тому, что эмпирически этот порядок перестает существовать. А это уже может привести не только к протестам, народным волнениям, но и к свержению действующей власти.

Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели - мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества нормы привязаны к фигурам конкретных культурных героев, соединявших в себе человеческую природу с божественной. Они закладывали основания упорядоченного, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушного поведения. Культурный герой - это антропоморфная микромодель Бога-творца и законодателя. Он выступает в качестве посланника, который, как, например, Моисей, принес своему народу скрижали с данными Богом десятью заповедями.

В культурном герое могут сочетаться черты нормотворца и отрицателя этих норм. Второе связано с его периодическими выступлениями в роли трикстера - озорного плута, который своими выходками испытывает прочность данных им же законоустановлений. Смеясь над законами, нарушая их в определенные моменты, трикстер не имеет цели разрушить созданный им социальный порядок. Его задача - дать людям временную возможность выплеснуть накопившуюся витальную энергию, сдерживаемую социальными нормами, и затем вернуть их в прежнее законопослушное состояние.

Вторая, социально-историческая, рациональная модель нормотворчества соотносится с деятельностью специальных общественных институтов и в первую очередь государственных властных структур, обладающих законодательными полномочиями.

Нормотворчество в области права именуется правотворчеством, включающим несколько этапов: 1) законодательная инициатива; 2) стадия подготовки законопроекта; 3) рассмотрение и обсуждение подготовленного законопроекта; 4) его принятие; 5) максимально широкое обнародование закона.

Нормы права

Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по приданию общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны оберегать индивидов, общество, государство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве - художественное, то в праве - волевое. Право выступает как воля высших светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов, направленных на поддержание общественного порядка.

Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично настаивают на их выполнении, стремятся подчинить своей воле и держать под постоянным контролем важнейшие проявления общественной жизни. Это позволяет говорить о том, что право имеет не только волевой, но и властный характер. Подчиняя своей воле граждан, оно не только требует, чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующим соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполнение.

Нормы права в их долженствовательной форме пребывают как в общественном, так и в индивидуальном правосознании, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе реальных социально-правовых отношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность собственными духовно-практическими усилиями.

Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушному поведению, правосознание предполагает: а) понимание субъектом объективной необходимости в правовой оформленности и упорядоченности социальных отношений;

  • б) уверенность в способности права и закона обеспечить должный социальный порядок;
  • в) уважение к авторитету законной власти;
  • г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;
  • д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушениям, толкающим его на путь правонарушений.

Стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитое, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создании условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для зашиты их прав и свобод. В свою очередь, личность с развитым правосознанием склонна рассматривать свои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимной ответственностью отношений с государством.

Обычно норма права определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, имеющее трехзвенную структуру - гипотезу (описание тех обстоятельств, при которых следует руководствоваться данной нормой), диспозицию (указание на то, каким должно быть социальное поведение) и санкцию (описание мер воздействия, применяемых к лицам, не соблюдающим предписания данной правовой нормы).

Норма права всегда авторитарна, императивна, категорична. Она не просит правоспособного субъекта выстраивать свои отношения с социальным окружением определенным образом, а требует. При этом ее безапелляционная требовательность основывается не только на авторитете и силе стоящего за ней государства, но и на признании ценности того социального опыта, что сосредоточен в ней. Многие поколения людей входе их практической и духовной деятельности собирали по крупицам этот опыт, который в итоге принял жесткую, почти кристаллическую форму универсальной поведенческой модели.

Каждая норма права содержит в себе скрытое предположение о том, что ее соблюдение необходимо для поддержания социального порядка как состояния, оптимального для исполнения индивидами и сообществами всех жизненно важных функций.

Правовая норма по своему ценностному содержанию представляет собой единство сущего и должного. То есть она не только отображает существенные черты фактических общественных отношений, но и фиксирует имеющуюся тенденцию цивилизационного развития данной социальной системы. Обе эти стороны соединяются в правовой норме и обретают вид типовой формулы социального поведения, отвечающего интересам общества и государства.

Широта социального содержания правовой нормы такова, что она не только предписывает, обязывает и запрещает, но и позволяет, разрешает, дает право, косвенно указывает на широкое пространство социальной свободы, находящееся в распоряжении субъекта правоотношений. Это обстоятельство издавна обрело вид классического положения о том, что в условиях цивилизованного правопорядка разрешено все, что не запрещено законом.

Социология не располагает средствами, при помощи которых норму права, как таковую, можно было бы зафиксировать эмпирически. Будучи идеальной по своему содержанию, она существует не во внешнем социальном пространстве, а только лишь во внутреннем пространстве человеческого духа, то есть в общественном и индивидуальном правосознании. Однако, у правовой социологии есть возможности исследовать противоречия между нормативно-правовыми требованиями и реальными поведенческими отклонениями от них.

М. Вебер ввел в аналитический инструментарий социологической теории понятие идеального типа, которое позволяет пролить дополнительный свет на содержание нормы права. Идеальный тип - это воображаемая, умозрительная модель того или иного социального формообразования, возникающая в результате отвлечения, абстрагирования от конкретного эмпирического содержания данного явления. Если говорить о норме права, то она представляет собой идеальный тип должного социального поведения.

Правовое и неправовое, законопослушное и девиантно-криминальное поведение может пребывать в различной степени удаленности от нормативного образца, от идеальной модели требуемого законом поведения. Социологические методы позволяют фиксировать как возможные несовпадения с образцами такого рода, так и имеющиеся совпадения с ними. В последнем случае предметом эмпирического анализа явится опять же не правовая норма сама по себе, а нормативное поведение людей, отвечающее ее требованиям.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что социология права не может быть сугубо эмпирической дисциплиной, что в ее структуре обязательно присутствие теоретического и метасоциологического уровней. Только там, где социология вплотную приближается к социальной философии, у нее появляется возможность получить представление о сущности правовой нормы как идеальном формообразовании, реально присутствующем в духовно-практической жизни людей.

Зачастую даже религиозно-нравственные запреты, идущие как бы свыше (религиозное сознание уверено, что их источником является Бог), действуют в социальной жизни через механизм права. Запрет приобретает вид самопредостережения: "Могу переступить черту дозволенного, но не переступлю, потому что боюсь уголовного наказания". То есть право и государство способны выступать в глазах верующего проводниками воли Бога. Там, где сугубо религиозные и этические предписания не срабатывают, включается третья нормативная система защиты социума от недолжных, разрушительных форм поведения. Право как бы страхует индивида от опасных искушений, приходит ему на помощь в критические моменты его жизни.

Когда норма права, как идеальная форма, умозрительная модель требуемого поведения, исчезает из индивидуального правосознания, оно с неизбежностью оказывается перед угрозой катастрофического самораспада. Императивное, ценностное, смысловое содержание правовых норм вносит в правосознание общества и личности необходимую структурность, ас ней субъектам сообщается определенная устойчивость, способность противостоять разнородным искушениям деструктивной, асоциальной направленности.

Нормы права можно с полным основанием рассматривать как первоэлементы социально-правовой реальности. Сочетаясь между собой в различные конфигурации естественно-правового и позитивно-правового характера, они создают нормативные пространства с различными степенями цивилизованности. Предписывая индивидам вести себя в обществе определенным образом, они помогают им адаптироваться к динамике меняющихся социальных обстоятельств, избегать острых, гибельных конфликтов с окружающей общественной средой.

Все правовые нормы подразделяются на категорические и гипотетические. Первые имеют вид абсолютных, безусловных требований и характерны прежде всего для естественного права. Они оберегают права человека на жизнь и свободу, защищают его достоинство. Не имея в своем содержании гипотез, они действенны при любых обстоятельствах и не признают никаких исключений. Благодаря им право поддерживает свои связи с более древними по своему происхождению религиозными и нравственными нормативными системами.

Гипотетические нормы действенны лишь при определенных условиях: "Если А, то В". Они составляют содержание позитивного права. Из них складываются конкретные законодательства в конкретных государствах, которые их устанавливают и настойчиво проводят в жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по предмету

Социология права

Проблемы, эффективность и виды социологического исследования правовых норм

Социологическое обеспечение правотворчества

Проблемы и эффективность правотворчества.

В современных условиях органы власти проявляют больший, чем прежде, интерес к социологическому обоснованию своих законодательных решений. Однако, к сожалению, этот интерес зачастую связан не с желанием получить какое-то новое знание о социальных предпосылках, социальных механизмах и социальных последствия действия законодательства, а с потребностью использовать авторитет науки для легитимации позиций, обусловленной главным образом соотношение политических сил в депутатском корпусе. Кроме того, законы нередко готовятся в такой спешке, что для их социологического обоснования нет ни сил, ни времени. В результате законодательства осуществляется в значительной мере методом проб и ошибок, усиливая в обществе атмосферу нестабильности.

Ответственный законодатель не должен игнорировать накопленное социологическое знание, оставлять без внимания рекомендации и экспертные оценки социологической науки. Ведь в данном случае мы имеем дело не с частным заказом, а с необходимым для нормального функционирования общества взаимодействием двух его важнейших институтов - науки и законодателя. В сложившейся ситуации актуально звучат слова Герберта Спенсора о том, что “из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, - это искусство создавать законы для целого народа”. Говоря о знаниях, необходимых законодателю, в качестве главного момента Спенсер выделял познание причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе. “Причинная связь между людьми, - писал Спенсер, - настолько сложна, что, вероятно, полностью она ещё долго останется непознанной. Тем не менее, в наши дни её существование стало достаточно очевидным, чтобы любой, кто способен думать, мог прийти к выводу: прежде чем вмешиваться в социальные процессы, их надо тщательно изучить”. Пренебрежение этой простой и здравой мыслью ведет к тому, что создаваемые законы отторгаются социальной практикой.

Думается, что критическое положение дел в сфере реализации принятых законов, в немалой степени обусловленное игнорированием необходимости социологического обеспечения правотворчества, рано или поздно заставят законодателя повернуться лицом к социологии.

Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей гласностью и открытостью в отношении существования такого рода социальных проблем и работы с ними. Однако, с другой стороны, происходящие в настоящее время процессы и возникающие тенденции в законотворчестве требуют непосредственного и широкого вмешательства социологии для изучения и поисков путей преодоления формирующихся недостатков и пороков в принятии законов.

Среди подобных насущных проблем в первую очередь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и оказывающих направленное давление на законотворческий процесс посредством прямого подкупа.

Кроме того, все в большей степени проявляется бездейственность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влиянием и близкими к власти.

Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эффективность закона, согласно определению, приводимому В.В. Лапаевой, «это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике». Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей.

Эффективность закона определяется взаимодействием трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться им в своей практической жизни, знает и правильно понимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает.

Такова современная ситуация в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей не информированностью о своих правах и обязанностях; не укомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.

В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит, в частности, обратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наоборот, восприятие правоохранительных органов как потенциального врага и нарушителя их собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.

Дело в том, что неэффективность применения закона указывает на наличие скрытых причин и факторов социального порядка, которые в первую очередь интересуют социологию. Социология рассматривает проблему эффективности правовых норм в аспекте их социальной реализации, то есть превращения в реальные общественные отношения. Поэтому эффективность какой-то одной конкретной нормы не может изучаться социологами изолированно, вне контекста проблемы эффективности в данном историческом обществе права в целом. К. Кульчар пишет по этому поводу: «Эффективность права -- это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей правовой системы». Если в обществе в силу причин социетального характера малоэффективна вся правовая система, то, соответственно, малоэффективно и действие конкретных норм.

правотворчество социальный

Виды социологических исследований норм права

Поскольку нормы права представляют собой форму общественных отношений, то и плодотворное правотворчество не может осуществляться без обстоятельного изучения социальных явлений и процессов, которые выступают в качестве содержания правовой формы и оказывают непосредственное воздействие, как на сами нормы права, так и на результаты их действия.

Чтобы проектировать механизм реализации норм права и разрабатывать совокупность правовых средств, признанных обеспечить действие этих норм, нужно иметь четкие представления о социально-правовом механизме их действия. Особое внимание следует уделять социально-правовым факторам, которые будут негативно влиять на эффективность проектируемых норм. Без исследования таких факторов в совокупности, без учета интенсивности их воздействия на право нельзя сколько-нибудь плодотворно разрабатывать правовые средства, способные обеспечить в дальнейшем реальное действие проектируемых норм права. Именно в этом кроется одна из основных причин декларативности значительной части норм федерального законодательства, закрепляющих какое-либо право при отсутствии надлежащего механизма его реализации.

Социально-правовая информация, собранная для целей правотворчества, является результатом обстоятельного анализа юридической и социологической литературы либо специальных социологических исследований, проводимых по заказу правотворческого органа. Сбор и анализ социально-правовой информации, необходимой для подготовки соответствующего проекта нормативно-правового акта, осуществляется либо проектантами, либо специальными социологическими службами и иными учреждениями.

Социологическое обеспечение, обусловленное конкретными целями проектирования норм права, подразделяется на два вида: конкретные социально-правовые исследования и прогнозы.

Характерным специфическим признаком конкретных социально-правовых исследований выступает их предмет. Они направленны на изучение тех явлений и процессов, на момент исследования бытующих в реальной жизни, выступающих составными частями наличного социального бытия. Прежде чем приниматься за подготовку новых норм права, следует установить, насколько действующие нормы права были эффективными и если недостаточно, то почему в процессе их применения не было достигнуто в полной мере целей, поставленных правотворческим органом.

Конкретные социально-правовые исследования, в свою очередь, в зависимости от их предмета подразделяются на три вида:

а) исследования эффективности действующих норм права

б) исследование потребностей и интересов физических и иных лиц как участников общественных отношений

в) исследования социально правового механизма действия проектируемых норм права.

Изучение эффективности норм права, действующих в сфере, которая подлежит регулированию проектируемыми нормами права, как правило, предшествует социологическому изучению иных социально-правовых явлений и процессов. Поскольку эффективность норм права представляет собой соотношение между фактическим результатом и их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, то её изучение позволяет выявить достоинства и недостатки действующих норм права, установить действенность механизма и их реализации, способность этого механизма противостоять негативным влияниям на нормы права иных правовых и социальных явлений. Но чтобы получить картину о причинах недостаточной эффективности действия правовых норм, необходимо изучить тесно связанные с нормами права социальные явления и процессы, в частности потребности и интересы иных участников правоотношений.

Потребности граждан, иных участников правоотношений в материальных и духовных благах формируют и интересы. При этом каждая социальная группа, как правило, имеет собственные интересы, которые могут не совпадать - и чаще всего не совпадают - с интересами других социальных слоев общества. Примирение интересов различных социальных групп, достижение между ними компромисса составляет важнейшую задачу современного права.

Основной недостаток права предшествующих формаций - в том, что интерес одного класса закреплялся в праве односторонне и выдавался за всеобщий интерес. В условиях правового государства этот недостаток преодолевается путем закрепления таких порядков и отношений, которые одобрялись и поддерживались бы максимально большим числом членов общества.

Решение этой весьма сложной задачи нормативно-правового регулирования предполагает обстоятельное и возможно полное изучение потребностей и интересов социальных слоев - групп современного гражданского общества. Для целей проектирования норм права требуются знания:

* интересов, разделяемых соответствующими социальными группами

* иерархии интересов каждой социальной группы

* совокупность интересов, которыми каждая социальная группа может поступиться во имя всеобщего интереса и умиротворения гражданского общества

Во всем многообразии предстает система компонентов социально-правового механизма реализации проектируемых норм права. Действующее право неразрывно связанно не только со своим предметом - системой регулируемых им отношений. Оно испытывает на себе влияние практически всех сфер общества и государства, в том числе экономики, политического режима. Немаловажно и состояние правосознания и правовой психологии, а также правоприменительной деятельности. Имеет огромное значение и то, на каком уровне находится законность и насколько эффективна борьба с правонарушениями.

Поскольку каждая из названных сфер общества и государства представляет собой динамическую систему, способную как развиваться далее, так и возвращаться к своему раннему, менее развитому состоянию, то социально-правовой механизм реализации проектируемых норм права всегда носит изменчивый характер. Поэтому для проектирования норм права надлежащим образом требуется не любые социологические данные, а всесторонние и полные знания конкретно-исторических социально-правовых условий, максимально приближенных к стадии проектирования.

При проектировании ставится задача обеспечить стабильное нормативно-правовое регулирование принятием таких норм права, которые могли бы действовать по возможности без внесения в них каких-либо дополнительных корректив. Успешному решению этой задачи во многом способствует знание перспектив развития предмета правового регулирования и социально-правового механизма реализации проектируемых норм права, под воздействием которого будет происходить изменение, совершенствование регулируемых отношений. Эти знания представляется возможным получить при помощи надежных и обстоятельных прогнозов будущих состояний социально-правовых явлений и процессов. Как самостоятельный вид социологического исследования прогнозы основываются на результатах конкретных социально-правовых исследований, но не ограничиваются только этим. Прогнозы составляются в целях подготовки научно обоснованных предсказаний будущих состояний социально-правовых явлений и процессов на определенную дату (с периодом упреждения в один, два или три года либо иным сроком).

В процессе правотворчества составляются прогнозы относительно тех же явлений и процессов, что изучается в ходе конкретных социально-правовых исследований. Это прогнозы:

* эффективности проектируемых норм права на ближайшую, а по возможности и на отдаленную перспективу

* социально-правовых последствий, к которым может привести действие проектируемых норм права. При этом требуется установить, каких позитивных и негативных результатов можно ожидать в результате действия этих норм

* изменения потребностей общества в нормативно-правовом регулировании отношений, выступающих предметом регулирования проектируемых норм права. Вполне возможны ситуации, когда вследствие отсутствия потребностей в нормативно-правовом регулировании каких-либо отношений они могут со временем утрачивать актуальность. В таких условиях проектирование норм права, не имеющих длительной исторической перспективы, нецелесообразно.

В силу особой значимости социологического обеспечения в процессе проектирования норм права сбор социально-правовой информации является необходимой и важнейшей частью всей правотворческой деятельности. Такие данные важны не только для лиц, проектирующих нормативно-правовые акты, но и для лиц, осуществляющих апробацию подготовительных проектов нормативно-правовых актов и основанные на этих оценках решения могут приниматься только с учетом всей социологической информации. Которой располагали лица, проектируя соответствующие нормы права.

Правотворчество является базой для создания законов, целью которых является регулирование общественных отношений, но как показывает практика, это регулирование не всегда удается, и причиной этому становятся различные факторы, такие как: лоббизм, неграмотность государственных служащих, отказ от помощи науки.

По своей сущности правотворчество должно разрабатывать законодательную базу, которая бы отвечала потребностям нашей многонациональной, многокультурной страны, что является, на самом деле, очень непростой задачей. И решение этой непростой задачи не может ложиться на плечи полуграмотных чиновников, ещё одна загвоздка состоит, как бы это ужасающе не звучало, во множестве различных народов, проживающих на территории Российской Федерации, разные культуры, разные социальные нормы, которые строились и укреплялись веками, поэтому создать законодательную базу, которая отвечала бы всем культурным требованиям и социальным нормам представляется очень сложным и разрабатывать такую базу должны только высококвалифицированные специалисты, которые примут теоретические и практические знания социологии права и других смежных научных дисциплин.

Пока в России господствует правовой нигилизм, недоверие к власти, люди не верят в то, что они способны сами повлиять на существующую ситуацию у нас будет процветать не значимость правового порядка, о котором говорил ещё Вебер в работе “О некоторых категориях понимающей социологии”. Порядок обеспечивается взаимоориентированностью людей и тем, что существующие социальные установления обладают значимостью для них в качестве некоторых норм установленного порядка. Отсутствие признания реальности нормативного порядка приводит к тому, что эмпирически этот порядок перестает существовать. А это уже может привести не только к протестам, народным волнениям, но и к свержению действующей власти.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место норм права в нормативном регулировании социальных отношений. Понятие и действие корпоративных норм. Локальные нормативные акты трудового права как разновидность корпоративных норм. Характеристика функции доверия в корпоративном регулировании.

    дипломная работа , добавлен 30.12.2012

    Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.

    учебное пособие , добавлен 14.05.2012

    Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Социология - дифференцированная, структурированная система знаний. Виды специальных социологических теорий. Уровни отраслевой социологической теории. Типы прикладных социологических исследований. Характеристика методов, виды социологического исследования.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Причины отклоняющегося поведения людей. Аномия - временная утрата социальных норм действенности в результате экономического или политического кризиса, состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Аномия в исследованиях социологов Дюркгейма и Мертона.

    реферат , добавлен 15.01.2008

    Сущность, функции и типы социологических исследований проблем социальной работы, применение их результатов. Источники информации и использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2009

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Основные виды социологического исследования, этапы его проведения. Опрос как способ сбора информации. Обработка и анализ данных.

Пропедевтической замечания

Область исследования социологии права и ее практическое значение

Современные кризисные явления в сфере права и их политическую подоплеку

3 истории права в. СССР

От философии права к социологии права

Зарождение и развитие социологии права

Сравнительное право

К вопросу о главных этапах юридизации общественной жизни

Правовая система, судебная практика и политика

Общественное мнение и социология права

Конституционное государство и суверенные права граждан как объекты социологического анализа

пропедевтической замечания

Вторая половина XIX в ознаменована серьезной перестройкой рыночных отношений в мировой экономике. На исторической сцене появился государственно-монополистический капитализм с его сложным бюрократическим аппаратом, призванным обеспечивать многочисленную сеть связей предприятия с другими предприятиями, финансовыми учреждениями и рынком. После. Первой мировой войны кризисные явления в экономике заставили в новом свете взглянуть на проблему социально-экономической стабильности и роли государственного аппарата в преодолении кризисных явлений. Принцип преданности закону начал превращаться в индустриальных странах. Запада на об льнонародну требование, направленную против произвола монополий и угрозы установления тоталитарных, террористических режимеимів.

Тот факт, писал профессор права. Йельского университета (США). В. М. Рейсмен, что правящая элита на. Востоке и на. Западе нередко вопреки законам публичного права, уже не должен выдаваться чем-то удивительным м и нетипичным с исторической точки зрения это уже неоднократно случалось в истории. Однако наших современников беспокоит то, что в этом случае теория демократии входит в противоречие с запросами и потребностями демо демократические практики. Это не означает, что демократия хуже, чем тирания или диктатура. Спорной является любая общественная система. Поэтому идти имеет не о полном устранении противоречий, а о преодолении одних т а борьбу с другим іншими.

История многих государств современного мира обозначена периодическими взрывами общественного негодования по поводу нарушений правящей элитой общепринятых норм. Люди начинают требовать от государства точного и безусловного соблюдения норм формального права и немедленного прекращения любых действий в рамках так называемой скрытой нормативной системы неформальных отношений. Эти волны возмущения приобретают, по словам. Ре йсмена, характера"крестовых походов", которые сметают одних политиков, выносят на гребень других, но, к сожалению, мало влияют на укоренившиеся методы закулисной практики правящей элитывлячої еліти.

ирония заключается в том, что многие процедуры, основанные на скрытых системах правил, оказываются необходимыми для эффективного правления и управления жизнью демократического общества есть, теории ия демократии иногда входит в противоречие с запросами и потребностями реальной демократической практики. Чтобы разобраться в таких парадоксах, нужен всесторонний научный анализ жизни современного общества J здесь большую помощь может оказать социология права, которая изучает не только влияние правовых и моральных норм на поведение людей, но и отклонения от этих норм в сторону полной анархии или"неписаных правил правил".

Область исследования социологии права и ее практическое значение

Социология права - относительно молодая отрасль науки об обществе, которая, однако, стремительно развивается и демонстрирует блестящие успехи в теоретической и практической плоскости

Сферу исследования современной социологии права составляет анализ механизмов действия права и обоснование направлений практической деятельности по совершенствованию правотворчества и правоприменения, а также по в укреплении законности.

Эта наука изучает закономерности действия права в их эмпирической данности. Следовательно, она в состоянии формулировать эмпирически проверяемые гипотезы относительно того, как право воздействует на социальную действительность и, наоборот, как со оциальна действительность влияет на право. А в таком случае социологи вполне могут претендовать на роль экспертов в вопросах конкретной правовой политикки.

Развитие социологии права на эмпирическом уровне начался примерно в 60-е годы XX века. Уже первые исследования убедительно продемонстрировали, что предположение, будто правильно сформулирован и официально вы иданий правовое предписание сам по себе ведет к очерченных благих целей, - опасная и даже вредная иллюзия. Своими эмпирическими исследованиями и теоретическими обобщениями полученных результатов социолог и опровергают подобные иллюзии догматическому сознанию, доказывая на практике, что изучение эффективности действия правовых институтов и правовых норм имеет не только научить, как следует разумно использовать пра во для достижения определенных социальных целей, но также объективно информировать о том, каким именно образом право должно достигать поставленных целей. Другой важной проблемой исследований в области пример ной социологии права является проблема социальных, экономических и политических ценностей, обслуживающих определенную правовую систему и обслуживаемыхнею.

Теоретиками социологии права называют. Е. Дюркгейма,. М. Вебера и. Е. Эрлиха (1862-1922), юриста из. Черновцов, автора фундаментального труда"Основание социологии права"Важный вклад в становление социологи огии права внесли также профессор. Московского университета. С,. Муромцев (1850-1910), профессора. Киевского университета. Б. Кистяковский (1868-1920) и? р. Л. Петражицкий (1867-1931), немецкий ученый. Т. Гейгер, автор"Начал социологии права"и польские социологи, последователи. Петражицкого (М. Боруцки-Арктова,. Есть. Врублевский,. Есть. Турецкий,. В. Ланг,. Есть. Ла нда,. М. Лось,. Г. Пион-и,. Ф. Стундницький и др.). Пусть выдающимся представителем социологии права считают американского ученого. Р. Паунда (1870-1964), главу. Гарвардской школы прав0-1964), главу. Гарвардської школи права.

Сегодня лидирующие места по проблематике социологии права занимают такие страны, как. США (Дж. Скольник,. Есть. Шур и др.),. Италия (Г. Мартинотти,. Есть. Мориодо,. А. Пагани,. Р. Тревес и др.),. Германия (В. Каупен, X. Шт. Тайнер и др.),. Польша (А. Подгурецький и др.), страны. Скандинавии (В. Лундстедт,. К. Оливекрон,. А. Росс,. Т. Сегерс-тедт и др.),. Франция (М. Гравитць,. Ж. Карбонье,. Р. Пэнто и др.оньє,. Р.. Пенто та ін.).

Факультет права университета. Мацерат (Италия) и. Европейский институт социологии права (Франция) обругают европейский ежегодник по социологии права, а также проводят регулярные международные симпозиумы т и конференци.

Чтобы определить предмет социологии права, надо выяснить, какие главные вопросы и задачи стоят перед социологическим объяснением права. Прежде всего это вопрос о генезисе понятия правовой нормы, выделены й из других социальных норм, и о происхождении, дифференциацию и эволюцию способов нормотворчества (обычай, судебная практика, законодательство). Вторая группа вопросов касается происхождения и развития социально- правовых и государственных институтов, правового статуса коллективных объединений и отдельных личностей в рамках гражданского общества и государства. Эта группа вопросов относится преимущественно к социологии политики, которая находится на стыке общей социологии и социологии права. Можно еще указать на вопросы, связанные с генезисом правовой регламентации различных форм социального поведения (религиозной, этической, экономи ческой, политической), а также с развитием юридических норм и юридической техникніки.

Традиционное право не признавало других методов исследования, кроме формально-нормативистских. Поэтому считалось, что социология не должна и не может изучать право, а правовая наука не обязана учитывать ми инливу социальную действительность. Однако многие ученые интуитивно чувствовали, что правовые явления образуют целостную систему связей, которые отличаются от других групп социальных явлений и в принципе могут стать предметом / специальных социологических и психологических исследований, но для этого необходимо уточнить понятие"ценность"и""норма та ""норма".

Известно, что поведение людей предполагает наличие таких социальных регуляторов, как ценности и нормы, которые не всегда формально зафиксированы, однако они влияют на человека и его поведение. Кроме того, ценно ости и нормы, которые стали фактами сознания, не всегда проявляют себя в поведении (например, религиозные и нравственные ценности могут лицемерно декларироваться, но от этого они не становятся идейным стержнем жизнедеятельности личности). Таким образом, ценности и нормы часто существуют независимо от поведения отдельных людей, хотя и входят составной частью сложного комплекса социальной действительноститі.

Иерархии социальных ценностей соответствует определенная иерархия норм. Нормативные системы, подобно ценностей, могут быть согласованы между собой или просто сосуществовать. Внутри каждой нормативной системы ис снует собственная иерархиія.

Нормы не всегда соответствуют поступкам. Чтобы такие несоответствия не превратились в лавинообразное нарастание конфликтов, применяются определенные санкции (от лат sanctio - незыблемая постановление; часть прав вового нормы, в которой указывают правовые последствия. Те нарушения). Эффективность санкций во многом зависит от исхода конфликта ценностей, вызванного конфликтом потребностей и интересесів.

Хотя правовые нормы свойственны многим исторически известным государственным образованием, это не значит, что люди всегда и везде признавали их. Вот почему научное представление о праве - сравнительно недавнее фактов общественной ной сознания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня ведутся жаркие споры по поводу норм права, их сущности спорщиков условно можно разделить на две большие группы. Представители одной группы отождествляют нормы права с другими социальными нормами, другие не желают видеть в нормах права ничего социального в том смысле, что нормы права являются общечеловеческими, а не привязанными к определенным социальных интересеесів.

В случае отождествления норм права с социальными нормами моральные или религиозные нормы могут оказаться"правовыми"И тогда понятие"норма права"теряет всякую специфику

Основатель и глава. Венской нормативистской школы права, редактор австрийской. Конституции 1919 года, автор"Чистого учения о праве"Г. Кельзен (1881 - 1973) рассматривал нормы права как специфическую соц ных технику, цель которой состоит в том, чтобы заставить людей соблюдать желаемой социального поведения. Иными словами, хотя. Кельзен частично и признает социальный характер норм права, однако ограничивает ться чисто формальным аспектом, считая, что правовые нормы являются независимыми от социального поведения, которую они приписывают. Главный смысл теории права заключается в изучении логики права, а не в социальной. Зумой влености этой логикі цієї логіки.

В противоположность. Кельзену многие современные ученые считают, что правовая норма - это социальная норма плюс специфический юридический момент, подтверждающие сравнительно-исторические исследования правоведов. Эти дос исследования свидетельствуют, что право как самостоятельная организация появилось тогда, когда сформировались представления о формах собственности и произошел процесс дифференциации ранее единых социальных норм на религиозные, моральн и политические т.д.. Тогда же возник и суд как особая социальная организация, призванная реализовывать правовые нормы для организации нормативных отношений в государственных рамкаах.

Исторически судебное право было одним из важных источников права, хотя со временем суд все больше становился органом применения, а не созидание права. Однако творческая роль судебного права сохраняется и в современных пр равових системах, поскольку некоторые правовые нормы возникают в результате решения конкретного конфликта судебной властью. Судебное решение (прецедент, от лат praecedens (praecedentis) - предварительный; выпадами к, имевший место ранее и является примером или оправданием для последующих подобных случаев) создает норму права, когда оно поступает от высокого судебного органа (например,. Кассационный суд и. Государственная совет во. Францииії).

Самой современной формой права является законодательство. Законодательное право знает множество форм, к которым могут быть отнесены единоличные акты главы государства, парламентская законотворчество, правительственные декреты, инструкции д государственных служб тощо.

В процессе создания и утверждения права особую роль играет его применения, которое требует соответствующего толкования нормы, поскольку применение правовых норм никогда не было нейтральным и чисто то ехничною операцией. В результате толкований мы иногда получаем дополнительные нормы, которые могут расширить, сузить или изменить действие первичной норми.

Толкование предусматривает, что юридический смысл норм должно быть точным, а сами они - взаимосвязанными. Эти вопросы изучает юридическая экзегетика (от греч exegetikos - толковый), которая пользуется методами, щ применяемые в исторической науке и филологии, поскольку имеет дело с прецедентами и документами-текстами. Что касается последнего, то юрист должен уметь правильно выбирать и оценивать значение соответствующих терминов. Поэтому судьи заставляют законодателей тщательно и с максимальной ответственностью подходить к определению применяемых срокеінів.

Кроме филологического толкования, в юридической науке и практике используют и логические методы (индукция, дедукция). Например, с помощью дедукции интерпретатор (экзегет, толкователь) выводит из общей й нормы все конкретные случаи, которые она способна охватить. Применяя индукцию, юрист из нормы, предназначенной для решения конкретного случая, выводит общий принцыип.

Как известно, разнообразие логических систем не исчерпывают те задачи и проблемы, стоящие перед математикой или техникой логического анализа доступны и другие сферы рациональной человеческой деятельности. Св ного времени представители логического позитивизма, который оформился в 20-е годы XX века и который характеризуют интенсивные логико-методологические исследования, заострили внимание на таких традиционных для философии т а логики понятиях, как"возможность","вероятность","действительность","необходимость","случайность"и т.д., тем самым стимулировав разработку не только вопросов общеметодологической характера, но и собственно логики ческой проблематики под эгидой так называемой модальной логики (Слово"модальность"происходит от лат modus (мера, способ). С помощью слова"модальность"в логике и грамматике обозначают определенный способ отн глашение субъекта высказывания к предмету высказывания). В модальной логике изучают такие рассуждения, в состав которых входят выражения, аналогичные словам"необходимо","возможно","случайно"и т.п.. Эти логических ни константы называют модальностями, или модальными операторам", "випадково" тощо.. Ці логічні константи називають модальностями, або модальними операторами.

Одним из важных разделов современной модальной логики является так называемая деонтична логика, которая изучает выражения типа"обязательно","разрешено","запрещено"и т.п.. В деонтична логике слово"необходимо"используется ують в понимании"должным образом", а слово"возможно"- в смысле"допустим"В контекстах, где имеет место такая смысловая трансформация слов"необходимо"и"возможно","должным"и"допустим", мы обычно имеем в дело с моральными или юридическими належниснистямы, с допустимостью тех или иных действий, поступковt;, ми зазвичай маємо справу з моральними або юридичними належнісністями, з допустимістю тих чи тих. ДІЙ, вчинків.

В предыстории современной деонтической логики выделяют две главные традиции. Одна из них связана с именем немецкого философа. Г. В. Лейбница (1646-1716), другая касается трудов известного английского филос софа и юриста. И. Бентама (1748-1832). Главные идеи деонтической логики впервые предсказал именно. Лейбниц, еще 1672 г заявил о так называемых модальности права. Под последними он понимал деонтична категории"обязательно","разрешено","запрещено"и"безразлично, "заборонено" та "байдуже".

Именно модальная логика и стала логическим базисом современной теории права. Объясняется это не столько расширением сферы логического анализа, сколько невозможностью отождествлять право с законом как объектом, докум ментально зафиксированным в соответствующей языковой форме. Если такое отождествление осуществить, то, по мнению ученых, квалификация юриста исчерпываться его умением записывать или зачитывать текст закона без по ошибок. Однако закон может содержать понятие, точный смысл которых не всегда очевиден. Кроме того, в законодательстве встречаются противоречия, препятствующие эффективному применению законов. Следовательно, законы таких случаях требуют комментариев, а тут без апробированного логического инструментария не обойтись. Все это наводит на мысль, что понятие права требует критического отношения к закону. Критика должна быть конструк руктивных не только по сути, но и по форме, то есть по своей логической рациональностью. Вот почему юридическая наука, которая занимается вопросами теории права, должен хорошо владеть современным логическим аппаратом, и аппарат ом модальной (деонтической) логики зокре зокрема.

Довольно часто юридические проблемы решают не за счет использования проверенных научных инструментов, позволяющих установить объективную истину, а в результате споров между представителями разными их социальных групп, которые отстаивают свои групповые или классовые интересы, свою"правду"В таком случае побеждает"правда", которая имеет более влиятельных сторонников, т.е. проблему решают за счет вол ьових усилий. Поэтому ученые охотнее говорят не о науке, а о юридическом догматику, подчеркивая тем самым преобладание ценностных факторов над факторами объективными. Здесь надежным подспорьем для юридического на уки должна быть социология права, которая анализирует с помощью достаточно объективных методов ценностные факторы для развития собственной научной самосознания. Это фактически признает и такой западный специалист по теор ее права, как. К. Адомайт, развивая свою теории вероятностей догматических высказываний о правих висловлювань про право.

Любое догматическое суждение, по мнению. Адомайта, имеет определенную величину достоверности или уровень вероятности его приемлемости. Эту величину можно определить путем опроса (фактического или мыслительного, что в опирается на соответствующие публикации). Например, можно предложить ста случайно выбранным юристам одобрить или опровергнуть определенное суждение по правовому вопросу. Величину вероятности (/) определяют по формулеою:

t = (y - n) (y n)

Конечно, замечает. Адомайт, величина вероятности ни к чему не обязывает судью, который, не находя ответов в законе, должен поступать прежде согласно своей совести, а эта совесть может подсказать другой е решение по сравнению с тем, которое имеет большую величину вероятности. Однако практика показывает, что пренебрежение рекомендациями догматики приводит к судебным ошибкак.

Судья как интерпретатор закона не ставит целью немедленно и точно выяснить намерение законодателя, выраженный в тексте закона. Он выясняет, как вообще можно понять текст закона, поэтому предпочтительнее послуговуе ется модальными и оценочными суждениями в своей интерпретации закона. Вопрос о том, какими содержательными (неформальными) критериями следует руководствоваться для толкования закона, принадлежит к области вопросов полет ики права. А юридический метод дает ответ только на вопрос о том, какие операции необходимо осуществить, чтобы учесть все обстоятельства для выбора оптимального решения. Сюда входятять:

(1) тщательное изучение текста закона;

(2) анализ терминов в контексте определенного законодательством;

(3) установление мотивов принятия закона;

(4) изучение мнений, высказанных в литературе и судебной практике;

(5) изучение соответствующей литературы и судебной практики;

(7) анализ социальных последствий догматически допустимых решений;

(8) прогнозирования решения суда;

(9) анализ судебной речи с обоснованием решения в интересах одной из сторон (адвокатом или прокурором);

(10) составление проекта судебного решения;

(11) анализ принятия решения;

(12) анализ особого мнения судьи

Один из ведущих представителей англо-американской правовой мысли. Р. Дворкин рассматривает право как систему принципов интерпретации законотворчества и судебных процедур. Что касается последнего, то судья по азвичай не может просто применять закон или ссылаться на какой-либо прецедент. Он должен всегда конкретизировать норму в контексте принципов, актуальных в определенной ситуации, и давать содержательную интер претацию этих принципов с учетом предыдущей практики их толкования. По словам. Дворкина, право - это прежде всего истолкования. В связи с этим он выдвигает свою программу истолкования, которая связывает пр аво с политикой и политической моралью. Согласно этой программе обязательность принятия судебных решений с учетом предыдущего опыта аналогичных или родственных решений обеспечивает их передбачуванис ть и формальную корректность, а это гарантирует равенство прав и обязанностей, что создает в обществе благоприятный климат и повышает уровень моральной легитимованости (от лат Jegitimus - законный;. Легитим ация - признание или подтверждение законности какого-либо права, полномочия) политиколітики.

В реальной жизни брак доказательной силы суждений о праве компенсирует авторитет суда, который сам не доказывает, а только признает право. Суд является последней инстанцией, которая устанавливает право в конкретном споре, а а не в сфере теоретических словесных соревнований по юридической проблематике. Догматика и судебная практика дополняют друг друга, поскольку не могут заменить друг друга. При этом они испытывают определенное влияние грома. ДСК мнения, а также давления со стороны социальных групп и властных структурахтур.

Юридическое толкование всегда имеет определенный социальный смысл, поскольку интерпретатор не может работать изолированно от условий общественной жизни, не может полностью абстрагироваться от тех общественных отношений, которые регулирует определенная норма. Это особенно хорошо демонстрирует толкования норм конституционного права, когда просто нельзя абстрагироваться от существующего политического режима. Юридическая наука познает правовые явления с то ки зрения констатации, классификации и систематизации юридических норм, правовых институтов, структур, правопорядков. Правовые явления привлекают к себе внимание философов и социологов. Например, юридическое со циология (социология права) пытается выяснить причины существования тех или иных правовых норм, связать их с определенными социальными ценностями, потребностями, а также установить генеза материальной и духовной их факторов развития правосознания, преемственность правовых институтов и систестем.

В современном мире право становится одной из важнейших систем социального управления, благодаря которой осуществляется планомерный и целенаправленное воздействие субъекта управления на общественные отношения в связи с с этим особую актуальность приобретает вопрос об эффективности права как в юридическом аспекте (соответствие поведения людей правовым нормам этого поведения), так и в социальном (достижение социальных р. Результатом, которые не принадлежат непосредственно к сфере правового регулирования). Достижение такой эффективности невозможно без социологического изучения социального действия права, роли права в формировании общественного п сихологии, мнений, убеждений, которые не только осуждают противоправное поведение, но и стимулируют рост социально-правовой культуры и активноститі.

В отличие от собственно юридического подхода к вопросу о механизме действия права социологический подход предполагает исследование не столько юридического, сколько фактической стороны социальных процессов, регулируемых этим механизме.

Контрольная работа по предмету

Социология права

Проблемы, эффективность и виды социологического исследования правовых норм

Социологическое обеспечение правотворчества

Проблемы и эффективность правотворчества.

В современных условиях органы власти проявляют больший, чем прежде, интерес к социологическому обоснованию своих законодательных решений. Однако, к сожалению, этот интерес зачастую связан не с желанием получить какое-то новое знание о социальных предпосылках, социальных механизмах и социальных последствия действия законодательства, а с потребностью использовать авторитет науки для легитимации позиций, обусловленной главным образом соотношение политических сил в депутатском корпусе. Кроме того, законы нередко готовятся в такой спешке, что для их социологического обоснования нет ни сил, ни времени. В результате законодательства осуществляется в значительной мере методом проб и ошибок, усиливая в обществе атмосферу нестабильности.

Ответственный законодатель не должен игнорировать накопленное социологическое знание, оставлять без внимания рекомендации и экспертные оценки социологической науки. Ведь в данном случае мы имеем дело не с частным заказом, а с необходимым для нормального функционирования общества взаимодействием двух его важнейших институтов - науки и законодателя. В сложившейся ситуации актуально звучат слова Герберта Спенсора о том, что из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том, что для того, чтобы овладеть каким-нибудь несложным ремеслом, например ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное дело, которое не требует никакой подготовки, - это искусство создавать законы для целого народа. Говоря о знаниях, необходимых законодателю, в качестве главного момента Спенсер выделял познание причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе. Причинная связь между людьми, - писал Спенсер, - настолько сложна, что, вероятно, полностью она ещё долго останется непознанной. Тем не менее, в наши дни её существование стало достаточно очевидным, чтобы любой, кто способен думать, мог прийти к выводу: прежде чем вмешиваться в социальные процессы, их надо тщательно изучить. Пренебрежение этой простой и здравой мыслью ведет к тому, что создаваемые законы отторгаются социальной практикой.

Думается, что критическое положение дел в сфере реализации принятых законов, в немалой степени обусловленное игнорированием необходимости социологического обеспечения правотворчества, рано или поздно заставят законодателя повернуться лицом к социологии.

Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей гласностью и открытостью в отношении существования такого рода социальных проблем и работы с ними. Однако, с другой стороны, происходящие в настоящее время процессы и возникающие тенденции в законотворчестве требуют непосредственного и широкого вмешательства социологии для изучения и поисков путей преодоления формирующихся недостатков и пороков в принятии законов.

Среди подобных насущных проблем в первую очередь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и оказывающих направленное давление на законотворческий процесс посредством прямого подкупа.

Кроме того, все в большей степени проявляется бездейственность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влиянием и близкими к власти.

Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эффективность закона, согласно определению, приводимому В.В. Лапаевой, «это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике». Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей.

Эффективность закона определяется взаимодействием трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться им в своей практической жизни, знает и правильно понимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает.

Такова современная ситуация в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей не информированностью о своих правах и обязанностях; не укомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы.

В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит, в частности, обратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наоборот, восприятие правоохранительных органов как потенциального врага и нарушителя их собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.

Дело в том, что неэффективность применения закона указывает на наличие скрытых причин и факторов социального порядка, которые в первую очередь интересуют социологию. Социология рассматривает проблему эффективности правовых норм в аспекте их социальной реализации, то есть превращения в реальные общественные отношения. Поэтому эффективность какой-то одной конкретной нормы не может изучаться социологами изолированно, вне контекста проблемы эффективности в данном историческом обществе права в целом. К. Кульчар пишет по этому поводу: «Эффективность права - это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей правовой системы». Если в обществе в силу причин социетального характера малоэффективна вся правовая система, то, соответственно, малоэффективно и действие конкретных норм.

правотворчество социальный

Виды социологических исследований норм права

Чтобы проектировать механизм реализации норм права и разрабатывать совокупность правовых средств, признанных обеспечить действие этих норм, нужно иметь четкие представления о социально-правовом механизме их действия. Особое внимание следует уделять социально-правовым факторам, которые будут негативно влиять на эффективность проектируемых норм. Без исследования таких факторов в совокупности, без учета интенсивности их воздействия на право нельзя сколько-нибудь плодотворно разрабатывать правовые средства, способные обеспечить в дальнейшем реальное действие проектируемых норм права. Именно в этом кроется одна из основных причин декларативности значительной части норм федерального законодательства, закрепляющих какое-либо право при отсутствии надлежащего механизма его реализации.

Социально-правовая информация, собранная для целей правотворчества, является результатом обстоятельного анализа юридической и социологической литературы либо специальных социологических исследований, проводимых по заказу правотворческого органа. Сбор и анализ социально-правовой информации, необходимой для подготовки соответствующего проекта нормативно-правового акта, осуществляется либо проектантами, либо специальными социологическими службами и иными учреждениями.

Социологическое обеспечение, обусловленное конкретными целями проектирования норм права, подразделяется на два вида: конкретные социально-правовые исследования и прогнозы.

Характерным специфическим признаком конкретных социально-правовых исследований выступает их предмет. Они направленны на изучение тех явлений и процессов, на момент исследования бытующих в реальной жизни, выступающих составными частями наличного социального бытия. Прежде чем приниматься за подготовку новых норм права, следует установить, насколько действующие нормы права были эффективными и если недостаточно, то почему в процессе их применения не было достигнуто в полной мере целей, поставленных правотворческим органом.

Конкретные социально-правовые исследования, в свою очередь, в зависимости от их предмета подразделяются на три вида:

а) исследования эффективности действующих норм права

б) исследование потребностей и интересов физических и иных лиц как участников общественных отношений

в) исследования социально правового механизма действия проектируемых норм права.

Изучение эффективности норм права, действующих в сфере, которая подлежит регулированию проектируемыми нормами права, как правило, предшествует социологическому изучению иных социально-правовых явлений и процессов. Поскольку эффективность норм права представляет собой соотношение между фактическим результатом и их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты, то её изучение позволяет выявить достоинства и недостатки действующих норм права, установить действенность механизма и их реализации, способность этого механизма противостоять негативным влияниям на нормы права иных правовых и социальных явлений. Но чтобы получить картину о причинах недостаточной эффективности действия правовых норм, необходимо изучить тесно связанные с нормами права социальные явления и процессы, в частности потребности и интересы иных участников правоотношений.

Потребности граждан, иных участников правоотношений в материальных и духовных благах формируют и интересы. При этом каждая социальная группа, как правило, имеет собственные интересы, которые могут не совпадать - и чаще всего не совпадают - с интересами других социальных слоев общества. Примирение интересов различных социальных групп, достижение между ними компромисса составляет важнейшую задачу современного права.

Основной недостаток права предшествующих формаций - в том, что интерес одного класса закреплялся в праве односторонне и выдавался за всеобщий интерес. В условиях правового государства этот недостаток преодолевается путем закрепления таких порядков и отношений, которые одобрялись и поддерживались бы максимально большим числом членов общества.

Решение этой весьма сложной задачи нормативно-правового регулирования предполагает обстоятельное и возможно полное изучение потребностей и интересов социальных слоев - групп современного гражданского общества. Для целей проектирования норм права требуются знания:

интересов, разделяемых соответствующими социальными группами

иерархии интересов каждой социальной группы

совокупность интересов, которыми каждая социальная группа может поступиться во имя всеобщего интереса и умиротворения гражданского общества

Во всем многообразии предстает система компонентов социально-правового механизма реализации проектируемых норм права. Действующее право неразрывно связанно не только со своим предметом - системой регулируемых им отношений. Оно испытывает на себе влияние практически всех сфер общества и государства, в том числе экономики, политического режима. Немаловажно и состояние правосознания и правовой психологии, а также правоприменительной деятельности. Имеет огромное значение и то, на каком уровне находится законность и насколько эффективна борьба с правонарушениями.

Поскольку каждая из названных сфер общества и государства представляет собой динамическую систему, способную как развиваться далее, так и возвращаться к своему раннему, менее развитому состоянию, то социально-правовой механизм реализации проектируемых норм права всегда носит изменчивый характер. Поэтому для проектирования норм права надлежащим образом требуется не любые социологические данные, а всесторонние и полные знания конкретно-исторических социально-правовых условий, максимально приближенных к стадии проектирования.

При проектировании ставится задача обеспечить стабильное нормативно-правовое регулирование принятием таких норм права, которые могли бы действовать по возможности без внесения в них каких-либо дополнительных корректив. Успешному решению этой задачи во многом способствует знание перспектив развития предмета правового регулирования и социально-правового механизма реализации проектируемых норм права, под воздействием которого будет происходить изменение, совершенствование регулируемых отношений. Эти знания представляется возможным получить при помощи надежных и обстоятельных прогнозов будущих состояний социально-правовых явлений и процессов. Как самостоятельный вид социологического исследования прогнозы основываются на результатах конкретных социально-правовых исследований, но не ограничиваются только этим. Прогнозы составляются в целях подготовки научно обоснованных предсказаний будущих состояний социально-правовых явлений и процессов на определенную дату (с периодом упреждения в один, два или три года либо иным сроком).

В процессе правотворчества составляются прогнозы относительно тех же явлений и процессов, что изучается в ходе конкретных социально-правовых исследований. Это прогнозы:

эффективности проектируемых норм права на ближайшую, а по возможности и на отдаленную перспективу

изменения потребностей общества в нормативно-правовом регулировании отношений, выступающих предметом регулирования проектируемых норм права. Вполне возможны ситуации, когда вследствие отсутствия потребностей в нормативно-правовом регулировании каких-либо отношений они могут со временем утрачивать актуальность. В таких условиях проектирование норм права, не имеющих длительной исторической перспективы, нецелесообразно.

В силу особой значимости социологического обеспечения в процессе проектирования норм права сбор социально-правовой информации является необходимой и важнейшей частью всей правотворческой деятельности. Такие данные важны не только для лиц, проектирующих нормативно-правовые акты, но и для лиц, осуществляющих апробацию подготовительных проектов нормативно-правовых актов и основанные на этих оценках решения могут приниматься только с учетом всей социологической информации. Которой располагали лица, проектируя соответствующие нормы права.

Правотворчество является базой для создания законов, целью которых является регулирование общественных отношений, но как показывает практика, это регулирование не всегда удается, и причиной этому становятся различные факторы, такие как: лоббизм, неграмотность государственных служащих, отказ от помощи науки.

По своей сущности правотворчество должно разрабатывать законодательную базу, которая бы отвечала потребностям нашей многонациональной, многокультурной страны, что является, на самом деле, очень непростой задачей. И решение этой непростой задачи не может ложиться на плечи полуграмотных чиновников, ещё одна загвоздка состоит, как бы это ужасающе не звучало, во множестве различных народов, проживающих на территории Российской Федерации, разные культуры, разные социальные нормы, которые строились и укреплялись веками, поэтому создать законодательную базу, которая отвечала бы всем культурным требованиям и социальным нормам представляется очень сложным и разрабатывать такую базу должны только высококвалифицированные специалисты, которые примут теоретические и практические знания социологии права и других смежных научных дисциплин.

Пока в России господствует правовой нигилизм, недоверие к власти, люди не верят в то, что они способны сами повлиять на существующую ситуацию у нас будет процветать не значимость правового порядка, о котором говорил ещё Вебер в работе О некоторых категориях понимающей социологии. Порядок обеспечивается взаимоориентированностью людей и тем, что существующие социальные установления обладают значимостью для них в качестве некоторых норм установленного порядка. Отсутствие признания реальности нормативного порядка приводит к тому, что эмпирически этот порядок перестает существовать. А это уже может привести не только к протестам, народным волнениям, но и к свержению действующей власти.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ