Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Важнейшими нормативными документами, регулирующим сферу оказания медицинской и психиатрической помощи, являются: "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН" от 22 июля1993 №5487-1 и

Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 "О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ".

Здесь приводятся статьи закона "О психиатрической помощи", вызывающие наибольшее количество вопросов: права пациентов, виды амбулаторного наблюдения, процедура госпитализации в недобровольном порядке.

Статья 11. Согласие на лечение.

Статья 11 определяет необходимость такой процедуры, как согласие на лечение:

(1) Лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

(2) Врач обязан предоставить лицу, страдающему психическим расстройством, в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о характере психического расстройства, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации.

(3) Согласие на лечение несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет, а также лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, дается их законными представителями после сообщения им сведений, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

(4) Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РСФСР, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров.

Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

  1. его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
  2. его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,или
  3. существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПСИХИАТРИИ

1. Статья регулирует одну из важных форм оказания психиатрической помощи, связанную с помещением лица, страдающего психическим расстройством, в психиатрический стационар, но не по его просьбе или с его согласия, а в недобровольном порядке.

Значимость статьи определяется тем, что госпитализация в психиатрический стационар вопреки воле самого лица или его законных представителей сопоставима с лишением свободы. Речь идет о помещении этого лица в стационар до постановления судьи и, следовательно, только на основании заключения врача, что связано с неотложностью психиатрической помощи.

Это можно трактовать как акт, аналогичный задержанию или взятию под стражу. Понятно поэтому, что состояние госпитализируемого должно соответствовать определенным критериям, которые являются непременным условием для принятия врачом решения о госпитализации больного в недобровольном порядке.

2. Статья содержит три критерия, которые действительны при следующем общем для всех критериев условии - если обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым. В связи со сказанным прежде всего возникает необходимость уточнить, какие психические расстройства следует отнести к тяжелым.

Тяжесть психического расстройства определяется наличием нарушений психотического уровня (психоза) или выраженного психического дефекта (врожденная умственная отсталость, приобретенное слабоумие, выраженные изменения личности); наличие менее глубоких расстройств дает основание квалифицировать состояние как тяжелое лишь в тех случаях, когда эти расстройства по выраженности достигают психотического уровня (например, декомпенсация при психопатии, когда возникает непосредственная опасность ауто- или гетероагрессии).

Что касается другого условия, то оно имеет место, когда тяжесть психического расстройства сочетается с особенностями, которые отражены в изложенных в данной статье признаках, делающих возможным обследование и лечение только в стационарных условиях, исключая любую другую менее ограничительную альтернативу.

3. Остановимся на применении каждого из указанных трех критериев.

а) Критерий непосредственной опасности для себя или окружающих. Применим к категориям лиц с тяжелыми психическими расстройствами. При этом по направленности опасности обычно выделяют лиц:

  1. опасных одновременно для себя и окружающих,
  2. опасных для окружающих,
  3. опасных для себя.

Необходимо отметить, что во всех случаях имеется в виду непосредственная опасность. Это обосновывается врачом в конкретном описании состояния лица с указанием на его особенности, высказывания или действия, свидетельствующие о такой опасности. Простого указания, что больной опасен, недостаточно.

В первом случае речь идет о больных с наиболее острыми психотическими состояниями, для которых характерен быстрый темп развертывания, разнообразие и изменчивость психопатологической симптоматики, яркость и насыщенность аффективных расстройств (страх, тревога, депрессия, мания).

Поведение больных грубо нарушено в связи с изменчивостью сознания либо полностью определяется охваченностью бредовыми или галлюцинаторными переживаниями и преобладающим аффектом. Острота состояния бывает столь велика, что нередко возникают трудности в определении синдрома («асиндромальные состояния»).

Наблюдаются резкие изменения и колебания выраженности симптоматики, хаотичные, нецеленаправленные, импульсивные поступки. У части больных поведение носит характер «бегства от преследователей» (больные внезапно выпрыгивают из общественного транспорта, из окна, пытаются вооружиться, проявляют не направленную на определенных лиц агрессию к окружающим, освобождая себе «путь к спасению»).

Преобладание страха, растерянности, разнообразных и изменчивых бредовых идей и меняющихся по содержанию галлюцинаций обусловливают быструю смену направленности опасных действий - опасность для окружающих внезапно сменяется опасностью для себя и наоборот. Фактически в связи с непредсказуемостью поведения состояние этих больных может быть расценено как опасное для себя и окружающих одновременно.

Квалификация лиц с выраженными психическими расстройствами как опасных для окружающих обусловлена возможностью реализации их бредовых замыслов, содержания галлюцинаторных расстройств, а также импульсивными агрессивными действиями, расторможенностью влечений.

Сюда относятся больные с более или менее систематизированной бредовой фабулой или стойкой галлюцинаторной продукцией. Бредовая фабула часто имеет такие признаки, как относительное постоянство и конкретность смыслового содержания, направленность на определенных лиц, а обманы восприятия представлены галлюцинаторными «голосами».

В период обострения бредовая активность возрастает, аффективная насыщенность бреда достигает высокой степени, отмечается переход к этапу «бредовой атаки», иногда с попытками реализовать довольно сложную, тщательно спланированную акцию расправы, «бредовой мести».

В некоторых случаях больные вооружаются, устраивают засады, часто оказывают сопротивление при госпитализации. Опасность для конкретных лиц окружения больного может возникать при обострении систематизированного бреда преследования, ревности или иного содержания, когда бредовые высказывания начинают сопровождаться угрозами в адрес этих лиц или нередко нарастающими по степени агрессивности действиями.

Все эти состояния на высоте обострения зачастую способны создать криминогенную ситуацию. У части больных опасность для окружающих может быть связана с импульсивными агрессивными действиями при наличии кататонических расстройств, когда не удается выявить конкретного бредового содержания. Наконец, опасность для окружающих может быть обусловлена расторможенностью влечений (например, агрессивно-садистские действия или сексуальная агрессивность к окружающим), а также психопатоподобными расстройствами с асоциальными тенденциями у больных с выраженным психическим дефектом.

И, наконец, лица, страдающие психическими расстройствами, квалифицируются как опасные для себя в связи с выявлением у них аутоагрессивного поведения, представляющего опасность для их жизни или серьезную угрозу для здоровья, в связи с наличием суицидальных попыток или активными тенденциями, намерениями такого рода.

Наряду с очевидными признаками опасности, когда эти лица уже совершали суицидальные попытки или заявляют, что покончат с собой, опасность для себя может быть констатирована при подобных косвенных высказываниях или без них, в частности, при тоскливой или тревожной депрессии, депрессии с идеями самообвинения, при депрессивно-ажитированном возбуждении, а также при наличии особенностей в поведении, косвенно указывающих на суицидальные цели (например, при упорном отказе от приема пищи, хотя больные могут стараться маскировать или отрицать такие намерения).

б) Критерий беспомощности, т.е. неспособности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, применим к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами в виде психотических проявлений или глубоких личностных изменений, врожденного или приобретенного слабоумия, которые обусловливают отсутствие или утрату бытовых и социальных навыков: невозможность элементарного самообслуживания, обеспечения себя пищей, одеждой и пр.

Такие больные расцениваются как представляющие «пассивную опасность» для себя, т.е. причиняющие себе ущерб не путем активных действий - самоубийства или членовредительства, а в результате пренебрежения заботой о своих интересах.

Вопрос о необходимости их госпитализации возникает нередко в связи с потерей или временным отсутствием ухаживающих за ними родных или опекунов (смерть, болезнь или вынужденный срочный отъезд). В этих случаях, оставаясь без надзора, они начинают бродяжничать, голодают, нередко оказываясь в ситуации, которая представляет угрозу для жизни.

в) Критерий причинения существенного вреда здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи, применяется также к больным с тяжелыми психическими расстройствами. Речь идет о состояниях, характеризующихся определенной остротой (обострения, приступы заболевания), симптоматика при которых не обусловливает, однако, непосредственной опасности для себя и окружающих, хотя необходимость лечения таких больных в условиях стационара представляется очевидной.

Сюда относятся, например, больные с маниакальными состояниями - явлениями психомоторного возбуждения, переоценкой своих возможностей, в том числе профессиональных, бессмысленной тратой крупных сумм денег, манкированием своими служебными и другими обязанностями, сексуальной расторможенностью, что вызывает на момент приступа (фазы) значительные семейные, материальные, производственные осложнения, компрометирует больных в глазах окружающих, сослуживцев, родных и в последующем сказывается на уровне социально-трудовой адаптации этих пациентов.

Закон концентрирует внимание на последствиях оставления таких лиц без психиатрической помощи в плане ухудшения их психического состояния.

Очевидно, что при достижении определенной тяжести описанного психического расстройства (психотический уровень) оставление больного без психиатрической помощи, если он отказывается от лечения, может вести к прогрессированию обострения или приступа, что означает существенный вред его здоровью.

Аналогичным образом решение о недобровольной госпитализации может приниматься в отношении больных с бредом малого масштаба, когда, в отличие от других наблюдений со стабилизированными на протяжении длительного времени бредовыми идеями обыденного содержания, не отражающимися существенно на поведении больных, отмечается выраженная динамика с утяжелением клинической картины, усложнением симптоматики за счет присоединения других психических расстройств и все более меняющимся в связи с этим поведением, т.е. имеет место прогрессирование психоза.

Аналогичный подход с учетом установления отрицательной динамики состояния будет соответствовать данной статье Закона в случаях, когда клиническая картина определяется наличием бредовых идей любовного содержания с нарастающей активностью бредового поведения и нелепыми домогательствами в отношении «объекта любви» или в случаях подострой парафрении с нелепым поведением и высказываниями.

Эти последние состояния в рамках приступа, обострения болезни, характеризуясь выраженностью, разнообразием и определенной остротой психопатологических расстройств, благодаря наличию гипоманиакального аффекта, положительной окраске содержания болезненных переживаний (идеи переоценки собственной личности, бредовые идеи фантастического, абстрактного содержания) обычно не обусловливают непосредственной опасности больного для себя и окружающих.

Однако развитие клинической картины психоза с нелепьш поведением больного, находящегося во власти болезненных переживаний, свидетельствует о необходимости психиатрической помощи и, поскольку он не отдает себе в этом отчета и отказывается от лечения -госпитализации в недобровольном порядке.

Сказанное не распространяется на стабилизированные хронические парафренные состояния (вне обострения), наблюдающиеся на отдаленных этапах заболевания, с упорядоченным поведением больных, хотя нередко и отмеченным значительным своеобразием.

Оставление всех указанных выше лиц с тяжелыми психическими расстройствами, за исключением последних, без психиатрической помощи сопровождается затягиванием, хронизацией состояния, прогрессированием болезни, что квалифицируется в данной статье Закона как существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния.

4. Следует указать, что Закон не выделяет ни один из приведенных в данной статье трех критериев в качестве главного; они в равной степени могут служить основанием для госпитализации в недобровольном порядке. Это необходимо особенно подчеркнуть в связи с тем, что некоторые врачи-психиатры (а также некоторые судьи) в основном ориентируются на критерий непосредственной опасности для себя или окружающих как наиболее доказательный и очевидный.

Такая практика грубо искажает содержание Закона, оставляя пациентов, психическое состояние которых соответствует критериям «б» и «в», вне возможности получить психиатрическую помощь. Абсолютизация непосредственной опасности в трактовке данной статьи ведет к игнорированию врачебного долга в отношении этих пациентов.

Практика показывает, что таких пациентов среди населения становится все больше и что сами они и их близкие страдают из-за невозможности добиться своевременного лечения. Неприменение критериев «б» и «в» в тех случаях, когда психическое состояние пациентов соответствует этим критериям, и отказ вследствие этого от решения о госпитализации в недобровольном порядке - такое же нарушение закона, как недобровольная госпитализация без указанных в Законе оснований, поскольку нарушаются гражданские права пациентов на получение медицинской помощи.

Это нарушение может быть обжаловано (согласно ст. 47 настоящего Закона) в судебном порядке, в вышестоящий орган или прокуратуру.

5.Наконец, здесь следует указать на еще одно важное обстоятельство, которое отмечалось также в комментарии к ст. 28 Закона. В случае, когда пациент по психическому состоянию не может выразить свое отношение к госпитализации (т.е. обратиться с просьбой или дать согласие на это), госпитализация должна оформляться как недобровольная.

Речь идет либо о состояниях измененного сознания (сумеречное состояние, делирий, онероид), острых психозах с выраженной растерянностью или крайней загруженностью психотическими переживаниями, нередко дезорганизацией поведения, либо подострых, затяжных психотических состояниях с близкими к этим чертами, либо, наконец, о состояниях выраженного слабоумия, когда личностное отношение к факту госпитализации практически установить невозможно, но при этом легко можно склонить больного к подписи под документом о согласии.

Практически каждое из этих состояний соответствует одному из трех критериев недобровольной госпитализации, но на практике эти пациенты нередко оформляются как поступившие в стационар добровольно, хотя их помещение в больницу нуждается в правовом контроле.

Нарушением закона является также помещение в стационар части из этих пациентов (особенно больных с алкогольным делирием) без осуществления полагающейся правовой процедуры при недобровольной госпитализации в расчете на относительно кратковременный характер такого состояния, на то, что при выходе из него через четыре - шесть дней пациент задним числом подпишет документ о согласии на пребывание в стационаре.

6. Поскольку обоснованность госпитализации в дальнейшем рассматривается судьей, заключение врача о недобровольной госпитализации должно носить доказательный характер, т.е. помимо диагноза описание состояния должно содержать изложение конкретных фактов об имевших место действиях, высказываниях, особенностях поведения лица, страдающего психическим расстройством, на основании которых принято решение о необходимости недобровольной госпитализации.

Иными словами, каждый врач-психиатр, принимающий решение о недобровольной госпитализации, должен составить предметное доказательное описание, из которого с достаточной степенью определенности можно было бы заключить, что оно соответствует одному из трех критериев, приведенных в данной статье и являющихся основанием для недобровольной госпитализации.

В развернутом описании психического статуса должно быть указано, какому из критериев («а», «б» или «в») оно соответствует, а также то, что госпитализация недобровольная. Врач скорой психиатрической помощи, диспансера или психиатрического кабинета делает такую запись в «Направлении на госпитализацию», врач приемного отделения больницы - в истории болезни, комиссия врачей-психиатров (в соответствии со ст. 32 Закона) - в заключении, которое также записывается в историю болезни.

7. Соответствие психического состояния пациента критериям недобровольной госпитализации на практике определяется чаще всего либо врачом психоневрологического диспансера (кабинета), либо врачом скорой психиатрической помощи, а после транспортировки больного в психиатрический стационар - врачом-психиатром приемного отделения.

В течение 48 часов пребывания в стационаре пациент должен быть освидетельствован комиссией врачей-психиатров, которая принимает решение об обоснованности госпитализации (ст. 32 настоящего Закона). Недобровольная госпитализация начинается с момента принятия врачом-психиатром решения о помещении пациента в больницу независимо от его желания, поскольку с этого момента могут быть в случае необходимости приняты меры принуждения, сдерживания, фиксации.

Доставленный таким образом в психиатрический стационар пациент вновь осматривается врачом-психиатром в приемном отделении, в том числе на предмет соответствия его психического состояния критериям недобровольной госпитализации. Так как каждый врач-психиатр независим в своих решениях (см. комментарий к ст. 21 настоящего Закона), он может не согласиться с решением врача скорой психиатрической помощи или диспансера; в таком случае пациент (не давший согласия на госпитализацию) может быть отпущен из приемного покоя.

То же самое относится к решению комиссии врачей-психиатров, которая может подтвердить или не подтвердить обоснованность оценки состояния пациента; ее задача - исключить вероятность неправильного решения. Следует иметь в виду, что за временной промежуток между осмотрами состояние пациента может измениться или он может изменить свое отношение к госпитализации - дать согласие на лечение в стационаре.

Вместе с тем в части случаев несовпадение решения врачей может быть связано с трудностями оценки психического состояния пациента, особенно в условиях его осмотра врачом скорой психиатрической помощи, стоящим перед необходимостью более оперативного принятия решения.

Закон учитывает возможность ошибки (важно, однако, чтобы решение врача было мотивировано описанием психического состояния пациента), предусматривая последующий контроль правильности решения с помощью освидетельствования комиссией врачей-психиатров.

Институт государства и права Российской академии наук Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ

"О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН

ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов

А.А. РОЖДЕСТВИНА

Рождествина Анна Анатольевна - преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) ГОУ ВПО "Российская Правовая академия" Минюста России.

^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН

ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

(в ред. Федеральных законов

От 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,

От 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

От 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Психиатрическая помощь и принципы ее оказания

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья определяет, какие компоненты входят в понятие "психиатрическая помощь". К ним относятся:

Обследование психического здоровья граждан, которое проводится для установления наличия или отсутствия у лица психического заболевания. Согласно ст. 15 данного Закона психиатрическое обследование может проводиться для решения вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

Диагностика и лечение психических расстройств. Основные правила диагностики и лечения определяет ст. 10 данного Закона, в соответствии с которой диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья. Для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, только разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении, только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц;

Медико-социальная реабилитация лиц, страдающих психическими расстройствами, под которой понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей лиц, страдающих психическим расстройством, к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

2. Принципы, на которых строится процесс оказания психиатрической помощи, также установлены в комментируемой статье (части 2). К таким принципам относятся:

Принцип законности, который выражается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных подзаконных нормативных актов при оказании психиатрической помощи врачом - психиатром, иными специалистами и медицинским персоналом;

Принцип гуманности - можно рассматривать в двух аспектах. В первую очередь, принцип гуманности выражается в оказании помощи лицу, страдающему психическим расстройством, для его лечения. При этом не допускается применение к такому лицу методов лечения, которые имеют цель причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Кроме того, этот принцип заключается и в "изоляции" лица, страдающего психическим расстройством, от остальных членов общества в целях избежания причинения вреда лицом, страдающим психическим расстройством, как окружающим, так и самому себе;

Принцип соблюдения прав человека и гражданина. На реализацию этого принципа направлен весь данный Закон. Уже само его название "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" говорит о значении принципа соблюдения прав человека и гражданина. Кроме того, в ст. 5 данного Закона закреплено, что лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

3. Комментируемая статья устанавливает также, что психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством. Конкретные гарантии определены в статьях данного Закона, регулирующих оказание тех или иных видов психиатрической помощи. Кроме того, гарантии оказания психиатрической помощи содержатся:

1) в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Этим Постановлением утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и установлено, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством;

2) в Постановлении Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами". Им утверждены Положения:

Об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи и др.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья устанавливает систему нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания психиатрической помощи, распределяя их по юридической силе. При этом в комментируемой статье нет указания на Конституцию Российской Федерации, это объясняется тем, что данный Закон был принят в 1992 году, т.е. до принятия Конституции Российской Федерации. Но Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, поэтому даже при отсутствии указания на нее в Законе она подлежит применению. Таким образом, при оказании психиатрической помощи и лица, ее оказывающие, и лица, обращающиеся за ней, пользуются всеми правами, установленными главой 2 Конституции Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

Таким образом, к федеральному законодательству, регулирующему порядок оказания психиатрической помощи, относятся:

1) данный Закон, который устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации;

2) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, которые являются базовым нормативным правовым актов по отношению к данному Закону. В нем содержится понятие охраны здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Также в Основах изложены основные принципы охраны здоровья:

Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

Доступность медико-социальной помощи;

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья и т.д.;

3) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющий порядок проведения принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительного психиатрического освидетельствования. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 62-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гирича Игоря Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 24, 25, 33 - 36 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" правила статей 32 - 35 подлежат применению в конкретных делах во взаимосвязи с положениями главы 35 "Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование" ГПК Российской Федерации (статьи 302 - 306);

4) Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", который регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе и др.

3. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. К таким актам, в частности, относятся:

1) Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", согласно которому в целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи были утверждены Положения:

Об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь;

О лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов;

Об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

2) Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", которым утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, и установлено, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством и др.

4. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи. К таким органам относится Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Им приняты следующие нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания психиатрической помощи:

1) Приказ Минздрава РФ от 11 января 1993 г. N 6 "О некоторых вопросах деятельности психиатрической службы", в соответствии с которым открытие и закрытие психиатрических и психоневрологических учреждений (подразделений) производится органами здравоохранения по территориальному признаку. Внебольничные психиатрические и психоневрологические учреждения, психоневрологические диспансеры, диспансерные отделения психиатрических больниц, психиатрические диспансерные отделения и кабинеты городских, центральных районных и районных больниц и поликлиник осуществляют специализированную психиатрическую помощь взрослым и детям, страдающим психическими расстройствами, по территориально-участковому принципу.

Задачами внебольничных психиатрических и психоневрологических учреждений являются:

Амбулаторная консультативно-лечебная психиатрическая помощь населению;

Диспансерное наблюдение больных;

2) Приказ Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. N 438 "О психотерапевтической помощи". Им утверждено:

Положение об организации деятельности врача-психотерапевта;

Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи;

Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи;

Положение об организации деятельности психотерапевтического кабинета;

Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического кабинета;

Перечень оборудования психотерапевтического кабинета (примерный);

Положение об организации деятельности психотерапевтического отделения;

Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического отделения;

Перечень оборудования психотерапевтического отделения (примерный);

Положение об организации деятельности психотерапевтического центра;

Штатные нормативы медицинского и иного персонала психотерапевтического центра;

Перечень оборудования психотерапевтического центра (примерный);

3) Приказ Минздрава РФ от 24 октября 2002 г. N 325 "О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях";

4) Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311 "Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств". Модели утверждены с целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ведения больных и унификации оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса;

5) Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 "О скорой психиатрической помощи". Этим Приказом утверждены:

Положение о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи;

Штатные нормативы медицинского персонала бригад скорой психиатрической помощи;

Примерный перечень специального оснащения бригады скорой психиатрической помощи;

Кроме того, ряд вопросов по оказанию психиатрической помощи решается в актах Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Так, Постановлением Минтруда РФ от 18 сентября 1997 г. N 45 утверждено разъяснение "О перечислении пенсии лицам, находящимся в психиатрическом учреждении". Постановлением Минтруда РФ от 8 июля 1993 г. N 133 "О дополнительном отпуске за работу с вредными условиями труда медицинского и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи" установлен дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней психологам и физиологам, непосредственно и полный рабочий день работающим с психически больными, врачам - руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психически больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи.

5. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2005 г. N 56-П "Об утверждении Порядка бесплатного лекарственного обеспечения лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных и лиц с психическими расстройствами" установлено, что к лицам, страдающим психическими расстройствами и получающим в связи с этим бесплатные медикаменты, относятся лица, больные шизофренией и эпилепсией с психическими нарушениями. Лица, больные шизофренией и эпилепсией с психическими нарушениями, обеспечиваются бесплатными медикаментами для лечения психических расстройств в течение всего периода диспансерного наблюдения или с момента выявления этого заболевания в соответствии с назначением врача или в соответствии с назначением клинико-экспертной комиссии областного специализированного медицинского учреждения в областном специализированном медицинском учреждении. Обеспечение бесплатными медикаментами осуществляется в предназначенных для этого структурных подразделениях областных специализированных медицинских учреждений (процедурный кабинет, аптека, дневной стационар и др.).

6. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. То же самое установлено и в ч. 4 комментируемой статьи. Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

Исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

Предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

О территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

Об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

Об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Так, Российская Федерация является участницей Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1997 г.), которую также подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Согласно Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в отношении которых имеется решение суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера на территории другой Договаривающейся Стороны, по взаимному согласию этих Договаривающихся Сторон передаются для прохождения принудительного лечения в то государство, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают (если являются лицами без гражданства).

Передача лица для прохождения принудительного лечения осуществляется, если:

Решение суда о применении принудительных мер медицинского характера вступило в законную силу;

Лицо, направленное на принудительное лечение, совершило деяние, являющееся уголовно наказуемым по законодательству обеих Договаривающихся Сторон;

Законодательством обеих Договаривающихся Сторон предусмотрены аналогичные меры медицинского характера;

У принимающей Договаривающейся Стороны имеется возможность обеспечить необходимое лечение и соответствующие меры безопасности;

Получено согласие больного, а в случае его неспособности к свободному волеизъявлению - согласие его законного представителя.

Передача лиц для проведения принудительного лечения осуществляется по обращению как Договаривающейся Стороны, судом которой вынесено решение, так и Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо является или на территории которой постоянно проживает.

Полномочным лицом, выступающим с обращением от имени Договаривающихся Сторон, является руководитель компетентного органа или его заместитель.

Лицо, подлежащее принудительному лечению, его законный представитель, а также близкие родственники вправе направить в компетентные органы любой из Договаривающихся Сторон заявление о своей заинтересованности в передаче.

Обращение составляется в письменной форме. К нему прилагаются:

Копия документа, удостоверяющего личность передаваемого;

Удостоверенные копии решения суда о применении к лицу принудительных мер медицинского характера и документа о вступлении его в законную силу;

Удостоверенная копия акта судебно-психиатрической экспертизы;

Удостоверенная копия акта психиатрического освидетельствования на предмет изменения вида лечения;

Справка ВТЭК;

Текст статей уголовного закона, на основании которых лицу предъявлялось обвинение;

Письменное согласие больного или его законного представителя на передачу для прохождения принудительного лечения в государство, гражданином которого он является или на территории которого имеет постоянное место жительства;

Заявление близких родственников, если такое имеется;

Документы, свидетельствующие о гражданстве больного, его постоянном и временном месте жительства;

Сведения о родственниках больного;

Другие документы и сведения, если это сочтут необходимым Договаривающиеся Стороны;

Заверенный перевод обращения и прилагаемых к нему документов.

Решение о согласии (отказе) и передаче или принятии лица принимается руководителем компетентного органа не позднее 40 дней со дня получения обращения и направляется руководителю компетентного органа другой Договаривающейся Стороны. О принятом решении в письменной форме сообщается лицу, в отношении которого послано обращение, или его законному представителю.

Место, время и порядок передачи лица определяются по договоренности между компетентными органами обеих Договаривающихся Сторон.

Передача осуществляется с учетом того, чтобы транспортировка не отразилась отрицательно на состоянии больного, не привела к побегу или совершению какого-либо опасного деяния. Каждая Договаривающаяся Сторона разрешает транзитную перевозку по своей территории лиц, передаваемых в соответствии с настоящей Конвенцией, третьей Договаривающейся Стороне. Такая перевозка разрешается по просьбе государства, гражданином которого лицо является.

Связанные с передачей лица расходы, возникшие до его передачи, несут Договаривающиеся Стороны, у которых они возникли. Последующие расходы, связанные с передачей лица, в том числе по его транзитной перевозке, несет Договаривающаяся Сторона, принявшая лицо для проведения принудительного лечения.

Статья 3. Применение настоящего Закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ

(извлечение)

Смотреть Закон РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 “ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании » "

Статья 23. Психиатрическое освидетельствование


(1) Психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.
(
2) Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого; в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя; в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - по просьбе или с согласия его законного представителя. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд.
(
3) Врач, проводящий психиатрическое освидетельствование, обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр, за исключением случаев, предусмотренных пунктом "а" части четвертой настоящей статьи.
(4) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
(5) Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия или без согласия его законного представителя, если обследуемый находится под диспансерным наблюдением по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 27 настоящего Закона.
(
6) Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу - психиатру и медицинские рекомендации.

23 Психиатрическое освидетельствование Закона о психиатрической помощи .

Статья 24. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя


(1) В случаях, предусмотренных пунктом "а" части четвертой и частью пятой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом - психиатром самостоятельно.
(
2) В случаях, предусмотренных пунктами "б" и "в" части четвертой статьи 23 настоящего Закона, решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя принимается врачом - психиатром с санкции судьи.
Смотреть Комментарий к статье 24 Закона о психиатрической. Психиатрическое освидетельствование лица без его согласия или без согласия его законного представителя.

Статья 25. Порядок подачи заявления и принятия решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя


(1) Решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 23 настоящего Закона, принимается врачом - психиатром по заявлению, содержащему сведения о наличии оснований для такого освидетельствования, перечисленных в части четвертой статьи 23 настоящего Закона.
(
2) Заявление может быть подано родственниками лица, подлежащего психиатрическому освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами.
(
3) В неотложных случаях, когда по полученным сведениям лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, заявление может быть устным. Решение о психиатрическом освидетельствовании принимается врачом - психиатром немедленно и оформляется записью в медицинской документации.
(
4) При отсутствии непосредственной опасности лица для себя или окружающих заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования и указание на отказ лица либо его законного представителя от обращения к врачу - психиатру. Врач - психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив, что в заявлении отсутствуют данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" и "в" части четвертой статьи 23 настоящего Закона, врач - психиатр в письменном виде, мотивированно отказывает в психиатрическом освидетельствовании.
(
5) Установив обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя, врач - психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого освидетельствования, а также заявление об освидетельствовании и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Смотреть комментарий к статье 25 Закона о психиатрической помощи. Порядок подачи заявления и принятия решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Статья 129. Клевета

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Действующий закон о психиатрии ориентирован на формирование гарантий защиты прав и интересов лиц, страдающих душевными расстройствами. Эта категория людей является более уязвимой и требует повышенного внимания со стороны государства к их нуждам.

2 июля 1992 года вступил в силу Федеральный закон №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Данный законопроект регламентирует организационные и экономические нормы для оказания психиатрической помощи лицам, чье душевное состояние требует вмешательства врачей.

Закон содержит 6 разделов и 50 статей:

  • общие положения, где рассказывается о правах больных, о правилах оказания медицинской помощи, об экспертизе для суда о состоянии душевного здоровья и т. д.;
  • предоставление психиатрической помощи и государственная поддержка;
  • медучреждения и врачи, занимающиеся лечением таких пациентов, их права и круг обязанностей;
  • типы оказываемой психиатрической помощи и процедура ее оказания;
  • контроль со стороны государства и прокуратуры за данной процедурой;
  • оспаривание действий медучреждений и медперсонала, которые оказывают такую поддержку.

Новая редакция закона об оказании психиатрической помощи датируется 3 июлем 2016, но ее положения вступили в силу в начале января 2017 года.

Скачать

Федеральный закон №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» будет полезен для ознакомления медицинским учреждениям и докторам, которые оказывают психиатрическую помощь лицам с душевными расстройствами и поможет защитить интересы пациентов. Государственная поддержка распространяется и на лиц без гражданства и иностранцев.

Закон в последней действующей редакции можно скачать по .

Последние изменения

Действующие положения закона об оказании психиатрической помощи действуют от редакции, датируемой 3 июлем 2016, дополнения и изменения вступили в силу в начале нынешнего года. Поправки были внесены в статью 15 . Статья рассказывает о проведении обследования на выявление душевного расстройства при вопросах о признании человека годным к военной службе в:

  • ВС РФ;
  • войсках и ФСБ;
  • Росгвардии;

Статья 28

Последние изменения коснулись статьи 25.11.2013. В ней рассказывается о причинах помещения больных в стационар. Оказание психиатрической помощи осуществляется, если:

  • пациент страдает душевным расстройством;
  • психиатр настаивает на психиатрическом обследовании/лечении;
  • суд вынес такой вердикт;
  • требуется осуществление психиатрической экспертизы.

Лицо помещается в соответствующую клинику на добровольной основе, выраженное его личным согласием или просьбой.

Тоже самое правило используется и в отношении недееспособного лица. Если добровольно согласиться на лечение пациент не в состоянии, то решение принимается его законным представителем. Человек, выражающий интересы недееспособного, уведомляет органы опеки о своем желании провести госпитализацию больного и просьбе дать свое согласие на данную процедуру.

Если речь идет о ребенке, не достигшем совершеннолетия (до 15 лет), или о ребенке до 16 лет, страдающим зависимостью от наркотиков, то оказание психиатрической помощи производится с согласия/просьбы его родителей/опекунов. Если один из родителей не выразил согласие на проведение данной процедуры или родители/другие законные представители отсутствуют, то подобное решение выносится органами опеки. Их решение можно опротестовать в судебном порядке.

Добровольность принятия психиатрической помощи от медиков выражается в письменном виде. Заявление подписывается лицом с душевным расстройством, одним из родителей/законным представителем, медработником. Далее документ хранится в архиве медучреждения.

Статья 29

Поправки в статью 29 вносились 25 ноября 2013 г. Статья описывает причины для помещения в стационар по оказанию психиатрической помощи против воли самого больного или его близких. Основания для такого поступка могут быть следующие:

  • пациент представляет угрозу для себя и окружающих;
  • беспомощность в вопросах самостоятельного удовлетворения человеческих потребностей;
  • значительное ухудшение здоровья при прогрессирующем психическом расстройстве, требующего незамедлительной медицинской помощи.

Заключение больного пациента в медучреждение без его согласия применяется не для его наказания, а для его защиты и безопасности окружающих и улучшения общего состояния здоровья.

Статья 36

Статья претерпела изменения также 25 ноября 2013 г. В этой статье описаны причины для увеличения срока пребывания больного психическим расстройством в стационаре без его согласия и процедуру подобного лечения.

Медучреждение оказывает психиатрическую помощь больному против его воли столько времени, сколько будут длиться основания, повлекшие госпитализацию. В течение первого полугодия лечения, раз в месяц или больше пациент должен проходить комиссию врачей, которые вынесут вердикт об его душевном состоянии и решат вопрос о необходимости продления нахождения в лечебнице. По закону о психиатрическом освидетельствовании, если пациент получает психиатрическую помощь больше полугода, то обследование комиссией проводится 1 раз в полгода.

По прошествии полугода принудительного лечения и постановлении коллегией медиков о продлении нахождения в медучреждении, отправляется соответствующее заявление в суд о вынесенном решении. Суд определяется местонахождением данного медицинского учреждения, занимающегося оказанием психиатрической помощи. Судья, рассмотрев все обстоятельства дела, выносит решение о законности дальнейшего продления принудительного содержания больного. В будущем такое решение будет выноситься судьей каждый год.

Государство старается защищать права граждан, поэтому был принят особый закон, регулирующий процессы оказания помощи лицам с психиатрическими заболеваниями. Это довольно деликатная тема, но при этом нуждающаяся в контроле. Граждане с таким видом заболеваний и расстройств требуют повышенного внимания государства и органов, так как более уязвимы.

Что представляет собой закон 3185-1?

Закон о психиатрии был принят Государственной Думой 2 июля 1992 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Закон об оказании психиатрической помощи содержит 6 разделов и 50 статей. Этот закон контролирует и регулирует правоотношения, возникающие между пациентом и врачом, а также регламентирует все экономические, организационные и правовые процессы, возникающие при оказании пациенту помощи. Любая деятельность по отношению к пациентам специалистов в психиатрии относится к настоящему закону.

Краткое содержание закона 3185-1 о психиатрической помощи:

  • В первом разделе описаны общие положения закона. Написано что такое псих. помощь и по каким принципам врач имеет право оказывать ее пациенту. Перечислены другие акты, законы и нормативы, регулирующие описываемую сферу деятельности. Оформлена информация о ситуациях, когда положения закона применяются. Описаны добровольные посещения врача, а также дан список прав всех получающих психиатрическую мед. помощь граждан. Оформлены ограничения и недопустимые действия, представительство отдельных групп граждан, запреты на выявление информации и требования передачи сведений о пациентах. Описана конфиденциальность, врачебная тайна и ответственность за нарушение тайны. Способы и процессы диагностики заболеваний и назначения лечения. Оформлено информированное согласие и причины и процесс отказа от лечебных процедур. Описаны принудительные операции. Оформлена информация о проведении судебных экспертиз в настоящей сфере. Также описаны обследования служащих для военной комиссии;
  • В разделе втором оформлена информация о помощи и поддержке граждан, которые страдают псих. расстройствами. Гарантии государства на различные виды и категории помощи и поддержки. Способы финансирования, экономическая сторона этой области, оплата и скидки;
  • В разделе номер три перечислены специализированные учреждения и организации, где лица могут получить соответствующую помощь. Также оформлены списки прав и обязанностей медицинских сотрудников и работников такого вида учреждений. Оформлена информация о том, как получить лицензию и права на оказание гражданам псих. помощи. Описана независимость врача, который помогает пациенту с психиатрическими заболеваниями или расстройствами. Даны гарантии для работников и сотрудников мед. учреждений такого типа;
  • В р. четыре оформлены виды и категории психиатрической помощи, даны порядки, процессы и операции. Описано психиатрическое освидетельствование, процессы и передача информации. Также оформлено такое освидетельствование без согласия на то лица и без его ведома. Оформлен порядок передачи такого вида информации, форма заявления, необходимые документы. Описана амбулаторная помощь и лечение в диспансере. Дан перечень оснований для передачи гражданина в организацию, оказывающую псих. поддержку и лечение добровольно и в недобровольном порядке. Оформлены меры безопасности и защита жизни и здоровья работников медицинских центров. Представлен перечень оснований для передачи в учреждение несовершеннолетних лиц. Дана форма и способы подачи жалобы в суд в связи с недобровольным лечением. Описаны сроки рассмотрения поданных документов и причины отказа. Оформлена информация о продлении или прекращении лечения, а также права и обязанности пациентов и их родных. Права и обязанности организаций и учреждений. Дан список выписок и формы справок. Описаны основания для помещения лица или ребенка в стационарные организации. Также даны списки прав таких лиц;
  • В пятом р. оформлены способы и процессы ведения контроля, надзора и регулирования органами власти, должностными лицами, общественными объединениями и прокурорами;
  • В шестом оформлены сроки, способы, формы и порядки подачи жалоб на мед. работников или на мед. учреждения. Процессы рассмотрения таких жалоб в судебных органах. Описана ответственность за нарушения, последствия преступлений и наказание за несоблюдение условий закона.

Данная область регулируется не только настоящим Федеральным законом, но и другими ФЗ, законодательством РФ, международными контрактами и договорами, а также изданными актами и нормативами от Правительства России.

Последние поправки, внесенные в ФЗ

Последние изменения в закон о психиатрическом освидетельствовании были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 227. Изменения коснулись в законе только 15 статьи. В этой статье написано, что граждане, планирующие проходить военную службу или обязанные к военной службе, должны пройти обследование у психиатра. Оформлена информация, что каждое лицо, которое будет проходить службу в Вооруженных Силах РФ, войсках нац. гвардии России, органах защиты населения и безопасности, организациях и учреждениях уголовно-исполнительной системы, начальствующих или рядовых составах органов внутренних дел и гос. пожарной службе проходит проверку псих. здоровья по порядку, оформленному в законах о военной службе.

В статье 28 перечислены основания, которые считаются причиной для госпитализации граждан в стационарные мед. учреждения:

  • Наличие у пациента психиатрического расстройства;
  • Постановление лечащего врача-психиатра;
  • Решение судебного органа;
  • Проведение псих. экспертизы.

Гражданин должен быть уведомлен о собственной госпитализации и отправиться в медицинскую организацию в добровольном порядке. Несовершеннолетние с проблемами наркотического характера или с психиатрическими расстройствами отправляются на лечение в стационары только после получения письменного разрешения от одного из его родителей, опекунов или других законных представителей. Если один из родителей отказывается, либо оба родителя или опекуна отсутствуют, решение принимается органами опеки. В дальнейшем законные представители могут обжаловать это решение при помощи подачи иска в суд.

Добровольное согласие лица записывается в документы, подписывается пациентом (родителями или представителями), медицинским работником и отправляется в документацию мед. учреждения.

В статье 29 закона о психиатрической помощи перечислены основания, которые считаются причиной для госпитализации граждан в стационарные мед. учреждения в недобровольном порядке:

  • Если гражданин опасен для себя или окружающих;
  • Если гражданин не будет привезен в стационарное учреждение в срочном порядке, состояние его здоровья резко ухудшится;
  • Если гражданин недееспособен и беспомощен.

В статье 36 оформлена информация о способах и процессах продления госпитализации лица в недобровольном порядке. Гражданин может содержаться в мед. учреждении в недобровольном порядке только на тот срок, пока сохраняется причина его госпитализации. Первые шесть месяцев пребывания там гражданина каждый месяц проходит специальное собрание с комиссией из врачей-экспертов в психиатрии, которые решают, продлевать госпитализацию или нет. Комиссия после шести месяцев проверок обязана выслать информацию о пациенте в судебные органы по месту его проживания. Суд также может самостоятельно принимать решение о продлении содержания пациента в учреждении или его освобождении.

Скачать закон о психиатрической помощи

Настоящий Федеральный закон обязан к прочтению докторам и врачам, занимающимся лечением или диагностикой психиатрических заболеваний. Также некоторые положения этого закона могут помочь в защите интересов, прав и свобод пациентов. Для подачи жалоб или исков необходимо знать форму заявлений и процесс подачи, поэтому рекомендуется изучить описываемый закон.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ