Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Российская Федерация — яркий пример ассиметричной федерации . Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Субъект Федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное госу-дарство.

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта.

Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграни-ченные независимо от национальной принадлежности про-живающего там населения.

Национальный принцип построения федерации преду-сматривает наличие на данной территории титульной на-циональности, дающей название субъекту.

Российская Федерация — это федерация смешанного типа , субъекты которой организованы как по национально-му, так и по территориальному признаку.

Три вида субъек-тов РФ организованы по национальному признаку . Это — республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область.

Другие три вида — края, об-ласти и города федерального значения — сформированы по территориальному признаку .

Субъекты РФ различаются по юридической приро-де и по особенностям конституционно-правового статуса . По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образует 21 республика в составе Рос-сийской Федерации.

Вторую группу субъектов РФ составляют края, обла-сти и города федерального значения (г. Москва и г. Санкт- Петербург). Статус этих субъектов РФ определяется Кон-ституцией РФ, федеральными законами и уставами со-ответствующих субъектов.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная об-ласть и автономные округа . Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, которое является субъектом Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области и города федерального значения не являясь государствами, не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го-сударственный язык - русский. В то же время как равноправные субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред-метам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой госу-дарственной власти.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление госу-дарственной власти национально-государственными образованиями в пределах компетен-ции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соот-ветствующей автономной единицы.

Автономный округ — национальное государственное об-разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, является формой национальной государственности малых народностей и эт-нических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Вос-тока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

По форме государственного устройства государства разделяются на два вида: унитарные и федеративные.

Федеративное государство представляет собой единое союзное государство, включающее несколько государственных образований (субъектов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью .

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в современных условиях к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. Поэтому государственное устройство Российской Федерации характеризуется наличием федеративных связей между ее субъектами, возникшими на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. В связи с этим Россия является конституционно-договорной федерацией.

В состав Российской Федерации входят несколько видов субъектов:

  • республики;
  • автономная область;
  • автономные округа: края и области;
  • города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Это создает особый правовой режим во взаимоотношениях как между центром и субъектами, так и между отдельными субъектами. Например, автономные округа одновременно входят как в состав края, области, так и непосредственно в Федерацию. В соответствии с Федеративным договором, а вернее его тремя частями о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. все субъекты РФ объединены в три группы на основе общности правового статуса и объема полномочий, передаваемых субъекту РФ, это:

Республики, названные в государствами и имеющие наибольший объем полномочий в своем ведении: конституцию и высшие органы государственной власти, а также наименование по названию одной из национальностей, населяющих ее территорию, но, как правило, не составляющую большинство населения; почти все республики заключили с Федерацией дополнительно двусторонние договоры, что значительно отличает их положение от иных субъектов РФ;

Автономные образования — автономная область и автономные округа , представляющие собой национально-территориальные образования; в отличие от краев и областей они могут самостоятельно разработать проект федерального закона о своем правовом статусе и предложить его Федеральному Собранию, также они имеют наименование по названию одной-двух национальностей или этнических групп, проживающих на их территории исконно;

Края, области и города федерального значения - и Санкт-Петербург, являющиеся административно-территориальными образованиями, в формировании которых не учитывался национальный принцип обособления их территории; в cреде этого вида субъектов в настоящее время активно разворачиваются процессы заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта, что говорит о постепенном сближении их статуса с иными видами субъектов.

Федеративное устройство России строится не только на принципах национально-территориального устройства, выработанного практикой государственного строительства за последние 100 лет, но и на принципах, в которых выражена концептуальная позиция создателей Конституции РФ и их представления о способе территориальной организации государственной власти в России.

Можно выделить следующие принципы Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации (совмещение национальных и территориальных основ ее структурной организации), доставшийся в наследство от прошлого развития России в качестве Республики СССР;
  • принцип свободного регионального развития субъектов РФ, основывающийся на Федеративном договоре 1992 г. и двусторонних договорах о разграничении полномочий между центральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • принцип равноправия и самоопределения народов (населения субъекта), заключающий опасность полного отделения и выделения субъекта из состава России, так как самоопределение народов. населяющих определенную территорию, связано с созданием самостоятельного государства;
  • принцип равноправия тождественных субъектов РФ, отражающий неравное положение трех видов субъектов РФ;
  • принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между собой.

Таким образом, федеративное устройство России — это конституционно-правовой институт, нормы которого определяют форму государственного устройства, виды субъектов РФ, распределение компетенции между субъектами и Федерацией, основы отношений между субъектами РФ.

Российское государство - это федерация. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ - ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

Республика - это государство, образованное по национально-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые характерны для государства: 1) каждая республика имеет свою К, она самостоятельно разрабатывает и принимает ее; 2) каждая республика имеет свое законодательство; 3) каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд.органы; 4) каждая республика облад. правом территориального верховенства; 5) республики вправе устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных международных отношениях; 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти и др. признаки свидетельствуют о том, что республика как государство обладает гос.суверенитетом. Республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая республика в составе РФ - это национальное гос-во.

Автономная область и автономный округ в составе РФ - национально-государственные образования, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего востока. Особенность – большая территория при небольшой численности населения.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграниченные независимо от национальной принадлежности проживающего там населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.


Национальный принцип построения федерации предусматривает наличие на данной территории титульной национальности, дающей название субъекту.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом». Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.

Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.

Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Административнотерриториальное устройство субъектов РФ. РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований субъектов РФ. Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает что они самостоятельны только в пределах своей компетенции. В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1 территориальный принцип; 2 национальный принцип; 3 национальнотерриториальный смешанный принцип.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


52. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 22 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 9 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 46 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 4 автономных округа (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14574. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13.35 KB
Административно-территориальное деление Республики Беларусь - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления
19628. Административно-территориальное деление Российской Федерации 16.76 KB
Критерии для определения границ муниципальных образований. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территории муниципальных образований – городов поселков станиц районов уездов сельских округов волостей сельсоветов и других муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций ч. В данных источниках законодатель исключает...
322. Территориальное общественное самоуправление 11.32 KB
Такая форма самоуправления может осуществляться в пределах следующих территорий: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний конференций граждан создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются...
5041. Территориальное общественное самоуправление в малых и удаленных поселках 321.98 KB
Институт территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления оптимизации содержания и совершенствования форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население осуществляло местное самоуправление через представительные органы местные Советы соответствующие органы управления местную администрацию местные референдумы собрания сходы граждан иные территориальные формы непосредственной демократии а также органы территориального общественного самоуправления. Целью данной...
14824. Территориальное разделение труда и воспроизводственный процесс на региональном уровне 27.93 KB
Они позволяют наиболее рационально организовать производство сокращают затраты живого и прошлого труда сводят к минимуму отходы производства и потери сырья уменьшают транспортные расходы. Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия.
16381. -экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правил 15.08 KB
Москва Фактор соседства в торгово-экономическом сотрудничестве стран СНГ Территориальное соседство двух или более государств как правило способствует развитию регионального сотрудничества между ними. При прочих равных условиях торгово-экономические политические социальные культурные и иные связи развиваются наиболее активно между соседними странами. Поэтому при развитии интеграционных процессов в рамках какого-либо региона важную роль играет оценка соседского положения всех стран входящих в данный регион. Как показывает мировая...
2674. Административно-деловой жаргон 11.77 KB
Поэтому наиболее предпочтительным названием для такого жаргона следует считать квалифицирующее определение административно-деловой поскольку оно охватывает весь социально-профессиональный спектр его носителей и основную сферу корпоративного функционирования. Как и всякий другой...
17724. Административно-правовые процессы в государственном управлении 79.76 KB
Административное право закрепляет и упорядочивает самые целесообразные общественные отношения в сфере управления также они охраняют все урегулированные правом общественные отношения которые способствуют зарождению многих новых отношений которые соответствуют духу времени и всем проводимым реформам. Административно-правовые нормы определяют правовой статус граждан в сфере управления правовое положение всех государственных органов исполнительной власти и также их взаимоотношения с гражданами. нормы административного права также определяют...
13302. Административно-правовой статус беженцев и переселенцев: практические проблемы 599.63 KB
Понятие «беженец» (взято из англ. «refugee») как юридическая категория, в международном праве возникло еще в 1921 г., на международной конференции Совета Лиги Наций, созванной по причине массового потока беженцев в Европу из Царской России и Османской империи. В соглашении, принятом этим Советом было дано определение беженцам (лица русского происхождения, не пользующиеся защитой СССР). В первых соглашениях и договорах о защите прав беженцев принимались попытки урегулировать права этих людей
11726. Разработка электроснабжения административно-бытового корпуса предприятия ЗАО «Геострой» 759.99 KB
Выбор технологического оборудования и инструментов для монтажа заземляющего устройства. Технические характеристики конструкторской разработки. Системой электроснабжения называют совокупность устройств для производства передачи и распределительной электроэнергии. Для выполнения данных требований в нашем проекте необходимо решить ряд задач...


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ