Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих

недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

Знакомиться с материалами проверки по жалобе;

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

Требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе.

Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

114. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос.

Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

115. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде. В последнем случае оно должно быть подписано военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должно содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Предложение (заявление, жалоба), не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

116. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для

выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.

Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

117. В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.

О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, подавший предложение (заявление, жалобу).

118. Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

119. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:

В воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

В управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).

120. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.

121. Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по

рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.

122. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб (приложение 4), которая ведется и хранится в каждой воинской части.

Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

123. В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).

Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.

Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жалоба военнослужащего с нашей помощью - это просто. В процессе прохождения воинской службы у военнослужащего, при нарушении его прав есть возможность писать обращения в различные инстанции, вплоть до президента. Рассмотрим основной порядок. Вы всегда можете обратиться к нашему военному юристу, для которого стоит на первом месте.

Куда подается жалоба военнослужащего, если права нарушаются?

Законодательство позволяет военнослужащему обращаться в те или иные государственные органы, включая прокуратуру. Чаще всего жалоба военнослужащего отправляется в военную прокуратуру, которая должна оперативно среагировать на озвученные правонарушения и принять меры по их устранению.

Закон дает понять, что человек, находящийся на службе - не один, у него есть масса инструментов, и если права будут нарушены, он может воспользоваться любым из них. Официальная жалоба военнослужащего в прокуратуру составляется лично заявителем (либо его представителем). Причины для обращения в эту инстанцию разные, начиная от случаев хищения, вопросов , проблемы денежное довольствие военнослужащих, заканчивая дедовщиной (одна из самых частых причин).

Еще один вид обращения - это жалоба военнослужащего на дисциплинарное взыскание. Обращение может быть отправлено должностным лицам воинской части, в их обязанность входит рассмотрение заявления. Если изложенные в нем факты подтверждаются, они должны принять меры.

Часто подается жалоба военнослужащего президенту, многие пользуются такой возможностью, чтобы решить свой вопрос в максимально короткие сроки и на самом высшем уровне. Каков порядок подачи жалобы военнослужащим? Обращение подается в форме рапорта.

ПОЛЕЗНО : смотрите также видео по теме составления жалобы и узнаете больше, пишите свой вопрос в комментариях ролика и не забывайтесь подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы адвоката

От прокуратуры, до военного суда по вопросу защита прав военнослужащих:

Жалоба аргументируется, в нее включаются доказательства. Прежде чем отправлять этот документ, убедитесь, что вы столкнулись с правонарушением. Можно обратиться к нашему юристу, жалоба в военную прокуратуру, составленная правовым специалистом, будет оформлена по всем правилам. Все обращения, которые пишут военнослужащие, фиксируются в специальном журнале.

По уставу заявления не рассматриваются теми лицами, в отношении которых подается жалоба, это одна из мер, позволяющая защитить солдата от мести со стороны начальства.

Как отправляется жалоба на военную часть? Порядок тот же, у солдата, который имеет желание отстоять свои права, есть возможность писать обращения туда, куда он пожелает нужным (с учетом законодательства), и никто не должен ему препятствовать, ущемляя и провоцируя. Командир, который препятствует подаче обращения, может быть наказан. Часто отправляется жалоба в военный суд, для ее составления также стоит обратиться к юристу, чтобы проконсультироваться и определить порядок действий.

При нарушениях в процессе лечения подается жалоба на госпиталь, в ней излагаются аргументы, доказывающие вашу позицию. Существует много разных инструментов, доступных солдатам, и если их права нарушаются, они должны прибегать к ним. У каждого военнослужащего должна быть уверенность в том, что его права защищены. Обращение может быть подано командиру части, в этом случае он должен рассмотреть его и принять меры, чтобы выявить и устранить причины, приведшие к жалобе.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Как поможет наш военный юрист?

Наш военный юрист не раз решал такие вопросы, как:

  1. расчет жилья военнослужащим;
  2. инвалиды вследствие военной травмы;
  3. восстановление на военной службе;
  4. получение жилищной субсидии военнослужащим;
  5. иные вопросы по защите военнослужащих.

Мы проконсультируем вас, поможем составить жалобу или рапорт, будем представлять ваши интересы на всей процедуре обжалования от подачи до получения решения.

Читайте еще про вопрос военному юристу:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органахисполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральнойпротивопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Исходя из указанной нормы Закона, все военнослужащие Российской Федерации являются государственными служащими. Также, все решения (действия или бездействия), принимаемые командирами (начальниками) в пределах их полномочий в отношении своих подчинённых,приравниваются к решениям, принимаемым должностными лицами государственных органов. Действующее законодательство закрепляет право военнослужащего на обжалование таких решений для защиты их прав и интересов.

Обжалование решений в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации , каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данного конституционного принципа, все решения любого государственного органа либо должностного лица данного органа нашего государства, а также решения должностных лиц военных организаций (далее – воинская часть), могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок обжалования таких решений регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Полностью раскрывать содержание данного кодекса мы не станем, в этом нет необходимости. Мы расскажем нашим читателям только некоторые, на наш взглядсущественные особенности, которые помогут военнослужащим реализовать право на судебную защиту своих законных интересов.

В какой суд обращаться?

Дела данной категории, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» подсудны военным судам. Такие дела называются «административными», они возбуждаются судом на основании административного искового заявления. Сторонами по такому делу будут являться: «административный истец» - лицо, подавшее в суд административное исковое заявление и «административный ответчик» - должностное лицо, чьи действие (решение) или бездействие обжалуется. Если Вы не согласны с решением комиссии (например, жилищной комиссии воинской части), то в данном случае, административными ответчиками будут являться председатель жилищной комиссии и командир воинской части, утвердивший данное решение (протокол). Также в деле могут участвовать иные «заинтересованные лица», то есть физические или юридические лица, чьи интересы могут быть затронуты в рассматриваемом деле. Если предметом спора является увольнение военнослужащего с военной службы либо выселение его (и (или) членов его семьи из жилого помещения, то в обязательном порядке в рассмотрении дела должен участвовать военный прокурор.

Административное исковое заявление может быть подано в гарнизонный военный суд по месту нахождения воинской части, решение должностного лица которой обжалуется либо по месту жительства административного истца. Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ , право выбора подсудности (то есть определить, в суд какого гарнизона из указанных вариантов обратиться) принадлежит административному истцу.

Срок обращения в суд

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ , если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Данная статья кодекса так же содержит и основания для признания уважительными причин пропуска срока на обращение в суд. Однако, мы крайне не рекомендуем пропускать данный срок, чтобы не создавать лишних трудностей, так как суд может отказать в восстановлении срока на обращение в суд, если придёт к выводу о том, что срок пропущен не по уважительным причинам.

Что считать днём, когда военнослужащему стало известно о нарушении их прав и интересов? Например, военнослужащий обжалует приказ командира воинской части о применении к нему дисциплинарного взыскания. В данном случае, военнослужащему не следует ждать, когда его под роспись ознакомят с данным приказом, чтобы начать истечение сроков давности. Можем с уверенность сказать, что суд будет считать таким днём тот день, когда военнослужащему было сообщено о том, что в отношении него применено соответствующее взыскание.

Военнослужащему об этом может быть сообщено перед строем, устно в прямой беседе или по телефону любым должностным лицом воинской части, телеграммой. Это абсолютно не важно, как и в какой форме об этом стало известно военнослужащему. Если представитель воинской части в ходе судебного заседания сможет доказать (например, свидетельскими показаниями), что приказ доводился военнослужащему в любой из указанных форм, суд, как правило, будет считать, что приказ был доведён.

Поэтому, если военнослужащему в любом виде стало известно об издании такого приказа (о другом факте, который, по его мнению, нарушает его права и интересы), то с этого момента следует исчислять указанный срок на обращение в суд. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Оплата государственной пошлины

Оплата государственной пошлины является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ , размер государственной пошлины для обращения в суд физических лиц по указанной категории спора, по состоянию на 17 марта 2017 г., составляет триста рублей. Данная сумма со временем (в случае издания соответствующего нормативного правового акта) может изменяться. Государственная пошлина, подлежит возмещению с проигранной стороны, конечно если данное требование было заявлено в суде.

Это означает, что с указанной категории военнослужащего не могут быть взысканы судебные расходы с пользу другой стороны по делу, в том числе и государственная пошлина. Однако,наличие данной льготы необходимо подтвердить документально (представить в суд копию и оригинал соответствующего удостоверения либо его нотариально заверенную копию) и заявить об этом на судебном заседании.

Пользоваться ли услугами представителя (юриста) в суде?

Для некоторых, обращение в суд и участие в судебном заседании может сравниться с государственным экзаменом в учебном заведении или иным серьёзным событием. Для кого – то, это не вызовет серьёзных волнений и затруднений. В Интернете можно найти множество образцов заявлений в суд, в том числе и административных исковых заявлений, составить которые также не составит труда. Однако, у нас на этот счёт есть свое мнение. Судебное разбирательство в суде первой инстанции, это очень серьёзное мероприятие, требующее тщательной подготовки, в том числе доказательственной базы.

На судебном заседании даже одна не осторожная фраза, высказанная каким – либо из участников процесса, может тут же обратиться против него, предрешив исход всего спора. Если административный истец, да впрочем, как и любой другой участник процесса, не имеет достаточного уровня правовых знаний для защиты своих интересов в суде, то мы считаем, что лучше всего воспользоваться услугами представителя.

Выбор представителя, это отдельная актуальная тема.Представителем может быть любой гражданин, имеющий высшее юридическое образование. Им может быть адвокат, предприниматель, осуществляющий соответствующую деятельность в области права или другое физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Разница в том, что если Вы заплатите кому – либо из них деньги за предоставление соответствующих услуг, то адвокат и предприниматель смогут выдать Вам платёжные документы, подтверждающие получение денежных средств и на основании которых, в случае победы в суде, Вы сможете возместить данные судебные расходы, то оплата услуг простому гражданину, более чем вероятно, останется без возмещения.

Как выбрать представителя? Конечно, в данном вопросе хорошо помогут рекомендации и хорошие отзывы, но есть, на наш взгляд, некоторые важные советы. Прежде всего, рекомендуем заключить письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть прописаны весь перечень оказываемых услуг и их стоимость. Рекомендуем так же прописать в договоре, что представитель получает всю сумму гонорара лишь в случае вынесения судом решения в Вашу пользу, а лучше, при его (решения) вступлении в законную силу).В случае проигрышаадминистративногодела желательно предусмотреть возмещение (компенсацию) представителю лишь определённого процента от общей суммы гонорара. Конечно, мало кто из представителей на это согласится (хотя нам известны такие юристы), но мы, во всяком случае, считаем, что это будет правильным и справедливым.Нам известны случаи, когда некоторые представители взымали со своих доверителей денежные суммы около пяти тысяч рублей за участие в каждом судебном заседании (а их может быть большое количество) по одному административному делу, не зависимо от его исхода.

Такие действия мы считает простым «выкачиванием денег из граждан». Не поленитесь обсудить перспективу дела с разными юристами, так как есть и такие, которые будут Вас уверять в том, что дело выигрышное, заведомо зная об отсутствии перспективы. Также, в Интернете, Вы можете найти рекомендации Адвокатской палаты России по стоимости представительских услуг в судах. Это поможет Вам сориентироваться в стоимости предоставляемых Вам услуг. Также считаем необходимым сразу требовать за каждый заплаченный рубль соответствующую квитанцию.

Как вести себя в суде?

Если все же Вы решили защищать свои интересы в суде самостоятельно, то дадим несколько рекомендаций, хотя перед началом каждого заседания председательствующий по делу судья доводит всех участников процесса правила помещения.

Если судья заходит в зал или выходит из него, необходимо вставать. Да впрочем, всегда, когда стоит судья, Вы тоже должны стоять (если судья не определит иной порядок). Обращаться к судье следует «Ваша Честь». Разговаривать с судьёй необходимо также только стоя, как, по нашему мнению и с другими участниками дела (из вежливости). Говорить и задавать вопросы другим лицам можно только с разрешения судьи. Нельзя допускать никаких споров, эмоциональности и криков, никого не перебивайте. Вспомните поведение в школе… .

Как доказать свою правоту?

Доказательствами по делу могут быть любые документы, видео- и фотосъёмка, свидетельские показания. Постарайтесь подготовить себе доказательственную базу заблаговременно, до подачи административного искового заявления в суд.

Постарайтесь представить в суд первой инстанции все доказательства, которые у Вас есть. Если имеются свидетели, то следует заявить ходатайство об их допросе, желательно обеспечив их явку в суд либо попросив об этом суд в виде ходатайства.Подать данное ходатайство лучше вместе с иском. Если не сделать все перечисленное в суде первой инстанции, то сделать это в последующих инстанциях будет практически невозможно. Так что, все факты и доказательства,которые у Вас имеются, необходимо представлять именно в суд первой инстанции.

Что делать, если административное дело проиграно?

Чаще всего, вынесенное судом решение по результатам рассмотрения дела не заинтересует какую – либо из сторон. Как его обжаловать? Решение суда первой инстанции, а чаще всего им является гарнизонный военный суд, обжалуется в судебную коллегию по административным делам окружного военного суда в течение тридцати дней. Обжалуется решение путём подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что если рассмотрение дела окончилось вынесением определения, то оно обжалуется путём подачи частной жалобы, срок подачи которой составляет пятнадцать дней со дня его вынесения.

В суде апелляционной инстанции жалоба рассматривается также в ходе судебного заседания.

Кроме апелляционной инстанции, есть и другие: Президиум окружного военного суда, Судебная коллегия по военным делам Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Обжалование решений в органы военной прокуратуры.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 27 Федеральногозакона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, любое решение должностного лица воинской части может быть обжаловано в военную прокуратуру гарнизона, по месту нахождения воинской части, либо в военную прокуратуруокруга (флота, войск), либо в Главную военную прокуратуру. Можно направлять жалобы в любой из указанных органов либо одновременно во все, закон этого не запрещает. Что касается сроков на обращение в органы военной прокуратуры, то закон также не предусматривает сроков давности для этого.

Письменное обращение военнослужащего, как и другого гражданина, будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Согласно статье 12 Закона, письменное обращениерассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственном органе. В исключительных случаях, руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

По результатам проверки военный прокурор вправе вынести в адрес воинской части представление об устранении нарушений закона либо протест, если права военнослужащего были нарушены приказом командира воинской части. При получении указанных актов прокурорского реагирования командир воинской части обязан назначить проведение административного расследования (иными словами – служебного разбирательства). По результатам административного расследования командир должен выполнить требования, указанные в представлении или протесте, если признает их обоснованными; либо вправе отказать в их удовлетворении, если в ходе административного расследования факты, указанные в актах прокурорского реагирования, не найдут своего подтверждения. Во втором варианте, военный прокурор может обратиться в военный суд о признании таких действий командира не законными. Причём известны случаи, когда суд отказывал военному прокурору в удовлетворении заявления, признавая тем самым действия командира по неудовлетворению конкретного акта прокурорского реагирования законными.

Исходя из этого, считаем важным отметить, что если военнослужащий решил обжаловать решение должностного лица воинской части в военную прокуратуру, то если он не получив удовлетворения своей жалобы в последующем решит обжаловать это же решение в суде, пропустив при этом трёхмесячный срок на обращение в суд, то маловероятно, что суд признает причину пропуска данного срока уважительной. Поэтому, если военнослужащий все обратился за восстановлением своих законных интересов в военную прокуратуру, то рекомендуем делать это с таким расчётом, чтобы ответ на его обращение поступил ему до истечения срока на обращение в суд, чтобы успеть реализовать свое право на обращение в суд.

Обжалование решение в вышестоящий орган военного управления.

Согласно статье 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации , единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Согласно статьей 44 УВС ВСРФ , командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий.

Таким образом, любой приказ командира (начальника) может быть обжалован вышестоящему прямому начальнику.

При таком порядке обжалования, рекомендуется направлять жалобы «по команде», то есть следующему командиру, не пропуская не одного из них.В вышестоящий орган военного управления можно направить жалобу (не только на приказ, но и на действия (бездействия), которая будет рассмотрена в том же порядке и сроки, что и жалоба в военную прокуратуру. В данном случае, следует также обратить внимание на соблюдение сроков, в случае последующего обращения в суд.

По мнению многих юристов, наиболее эффективным способ защиты нарушенных прав и интересов является обращение в суд, так как вступившее в законную силу решение суда подлежит обязательному исполнению всеми физическими и юридическими лицами, а за его не исполнение лицо (в том числе и должностное) может быть привлечено к ответственности, в том числе и к уголовной (при наличии признаков состава преступления).

Обжалование действий должностных лиц часто вызывает у граждан непредвиденные трудности. Чтобы избежать возможных проблем при составлении и подаче заявления в отношении неправомерных деяний должностных лиц, гражданам следует изучить сведения, представленные в этой статье.

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо?

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 дней с момента ее регистрации. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Не знаете свои права?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с исковым заявлением, то ему потребуется подать иск в органы:

  • по месту жительства.
  • по месту нахождения должностного лица, чьи действия будут оспариваться.

Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного искового

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований ГПК РФ о подсудности и подведомственности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ (См.).

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Срок подачи жалобы на должностное лицо

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав.

Даже если указанный срок пропущен, заявление от гражданина будет принято судебными органами, но суд, в который направят жалобу, будет выяснять причины пропуска срока.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 10 дней. Если заявление подавалось в ВС РФ, то срок его рассмотрения составит 2 месяца.

Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Направление документа производится в течение 3 дней с момента его вступления в силу.

Исполнение решения судебных органов по делу об оспаривании действий должностных лиц

Исполнение решения суда должностным лицом, чьи действия были оспорены, должно сопровождаться сообщением об этом в суд и гражданину-заявителю.

Должностное лицо обязано сообщить об исполнении решения в течение 1 месяца.

30-дневный срок, отведенный для реализации решения судебных органов, начинает исчисляться с момента получения этого решения государственным служащим.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

В соответствии с абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

Таким образом, нормы подразд. III разд. II ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой.

В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.
В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Таким образом, военнослужащий в чью пользу вынесено судебное постановление, может обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) командира воинской части, связанных с исполнением судебных актов, если такие действия (бездействия) будут нарушать его права и свободы.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-I к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Аналогичная норма содержится в ст. 255 ГПК РФ.
Граждане вправе обжаловать также бездействие вышеуказанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. В полной мере это относится к информации, связанной с процессом исполнения принятого в пользу военнослужащего судебного решения.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
По общему правилу к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом, необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной форме (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, по смыслу гл. 25 ГПК РФ, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), а также судебным решением. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом*(77).
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
Военнослужащий вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, государственному служащему.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с заявлением в суд.
Порядок рассмотрения обращений граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, а также должностными лицами регулируется Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ. В Вооруженных Силах Российской Федерации по данному вопросу действует Инструкция по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской федерации от 28 декабря 2006 г. N 500.
Жалоба на действия либо бездействие командира (начальника), связанные с исполнением судебных решений, подается вышестоящему должностному лицу, являющемуся начальником того командира, действия либо бездействие которого обжалуются.
Исходя из требований ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", военнослужащий в своем письменном обращении в обязательном порядке должен указать либо наименование вышестоящего органа военного управления, в которое он направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, воинское звание, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению могут быть приложены документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение может иметь следующий вид:

Командующему войсками
Южного военного округа
генерал-полковнику А.Б. Волкову
от капитана запаса Зайцева Льва Леонидовича,
проживающего по адресу:
987654, Юго-Западная область,
г. Буйный, ул. Котовского, д. 23, кв. 45

Жалоба
на действия командующего 62-й общевойсковой армией,
связанные с неисполнением судебного решения

Решением Степногорского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г. было удовлетворено мое требование об изменении основания моего увольнения с военной службы. Суд обязал командующего 62-й общевойсковой армией внести в приказ об увольнении меня с военной службы изменение: формулировку "в связи с истечением срока контракта" заменить формулировкой "по состоянию здоровья".
25 февраля 2010 г. указанное решение вступило в законную силу. В кассационном и надзорном порядке оно не обжаловалось.
1 марта 2010 г. копию указанного судебного решения и исполнительный лист, выданный судом, я направил для исполнения в адрес командующего 62-й общевойсковой армией.
13 марта 2010 г. я получил ответ за подписью начальника отдела кадров 62-й общевойсковой армии полковника Лисицына М.Н., в котором сообщалось, что судебное решение не может быть исполнено в связи с тем, что должность командующего 62-й общевойсковой армией с 5 марта 2010 г. является вакантной, а исполняющий обязанности командующего армией неправомочен подписывать приказ об изменении формулировки моего увольнения с военной службы.
Считаю, что указанными действиями, связанными с неисполнением вступившего в законную силу судебного решения, нарушаются мои права, вытекающие из основания увольнения: на жилище, на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях, на пересчет размера пособия, выплаченного при увольнении с военной службы.
В связи с изложенным прошу оказать помощь в исполнении решения Степногорского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г., связанного с изменением основания моего увольнения с военной службы.

Приложения:
1. Копия решения Степногорского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2010 г.
2. Копия исполнительного листа, выданного Степногорским гарнизонным военным судом.
3. Копия ответа на мое обращение начальника отдела кадров 62-й общевойсковой армии.

Капитан запаса _______________ Л. Зайцев
"____" марта 2010 г.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
а) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
б) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
в) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
г) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" содержит гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. Так, согласно ст. 6 данного Федерального закона запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Обращение, поступившее в орган военного управления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ст. 10) возлагает на должностных лиц следующие обязанности по рассмотрению письменных обращений:
- обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
- запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
- уведомлять гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ст. 12) устанавливает следующие сроки рассмотрения письменных обращений:
1) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения;
2) в исключительных случаях, а также в случае направления запроса в иные органы руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Кроме направления письменных обращений в вышестоящие органы военного управления законодательство предусматривает возможность решения проблем, связанных с исполнением судебных решений, путем обращения к соответствующим должностным лицам на личном приеме.
Согласно Инструкции, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500, прием граждан командирами (начальниками) воинских частей или соответствующими должностными лицами проводится не реже двух раз в месяц в установленные приказом командира (начальника) дни и часы, в удобное для посетителей время, в необходимых случаях - в вечерние часы, в специально отведенном для приема месте.
Информация о месте приема граждан, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения всего личного состава воинской части, а также размещается в доступном месте на информационных стендах.
Прием проводится в помещениях, свободных для доступа граждан и не требующих оформления специальных документов для организации приема. При отсутствии таких помещений в часы приема обеспечивается свободный проход граждан, прибывших на личный прием.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Выскубин А.А., Корякин В.М. Исполнительное производство по гражданским делам в военных организациях. - “За права военнослужащих”, 2010 г.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ