Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Форма прокурорского реагирования в защиту граждан. Поход в суд прокурора с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

Прокурору статьей 45 ГПК РФ предоставлены права по предъявлению в суды общей юрисдикции заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Законодатель, Федеральным законом № 43-ФЗ от 05.04.2009г. «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» предоставил прокурору дополнительные полномочия по предъявлению заявлений суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

Форма прокурорского реагирования

При этом, прокуратурой, сосредоточено особое внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея ввиду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратится в суд за защитой нарушенных прав.

Основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных прав или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным (заявление в прокуратуру) . При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление фиксируется прокурором в письменной форме. Также необходимо отметить, что в случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.
Составление и предъявление заявления в суд в защиту гражданина подразумевает также дальнейшее его поддержание прокуроров в ходе судебного разбирательства, реагирование на допущенные судом ошибки, внесение апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

За исполнением законодательства выступает в качестве одного из ключевых направлений правоохранительной работы. Он сводится к решению задач по обеспечению реализации нормативных предписаний и защиты свобод и интересов граждан на всей территории страны. Эта работа проводится по правилам и в пределах, установленных положениями ФЗ №2202-I. Рассмотрим далее, что собой представляет прокурорское реагирование на нарушение закона.

Общая характеристика

Надзор за соблюдением законов осуществляется и другими госорганами. К ним, в частности, относят налоговые, экологические, санитарные инспекции, ГИБДД и так далее. Однако все эти структуры реализуют полномочия в конкретных направлениях, имеют подконтрольные сферы, границы которых четко очерчены нормами. считается универсальной. Ее полномочия распространяются почти на все урегулированные нормами.

Формы прокурорского реагирования

В указанном выше ФЗ предусматриваются специальные инструменты, которые могут использоваться должностными лицами в рамках своей работы. Средства прокурорского реагирования применяются в строгом соответствии нормативным предписаниям. Для каждого из них установлены особые правила, следование которым является обязанностью служащих. Нормами предусмотрены различные акты прокурорского реагирования. К ним относят протесты, представления и прочие инструменты, направленные на устранение выявленных нарушений. В ст. 23-25.1 ФЗ №2202-I установлены правила, в соответствии с которыми утверждаются и реализуются акты прокурорского реагирования. Исполнение любого из предусмотренных мероприятий - процедура процессуального характера.

Протест

Он представляет собой процессуальный документ. Он подготавливается непосредственно прокурором либо его заместителем. Протест приносится должностному лицу либо органу, принявшему противоречащий существующим нормам документ, вышестоящим структурам или служащим, а также в суд. В последнем случае действуют процессуальные правила. В протест включается требование об устранении нарушений, которые выявила прокурорская проверка, в какой-либо части документа либо во всем в целом, приведении его в соответствие с ФЗ или его отмене.

Особенности составления

Как правило, оформляются письменно. Нормами, однако, предусматривается возможность устного выражения протеста. Если же он составлен письменно, в нем должны присутствовать обязательные реквизиты. К ним относят:

  1. Точное наименование структуры, в которую приносится документ.
  2. Акт, который, по мнению прокурора, не соответствует предписаниям.
  3. Наименование нормы, ее положений, в противоречие с которыми вступил оспариваемый документ. Здесь же указываются основания, по которым должностное лицо делает выводы о его неправомерности и принимает решение об использовании меры прокурорского реагирования.
  4. Конкретное изложение требований. При их описании необходимо привести ссылки на нормы, регулирующие процедуру составления и рассмотрения протеста.
  5. Подпись заявителя с указанием классного чина и должности.

Нормами предъявляются требования не только к форме протеста. Особое внимание уделяется и содержанию протеста. В нем должностное лицо отражает свои выводы. В частности, служащий указывает:

  1. В чем именно выражено несоответствие/противоречие оспариваемого документа в целом либо его части, в отношении которого применяется воздействие.
  2. Предложение ликвидировать нарушение. Здесь прокурор выражает свою позицию, приводит конкретные действия, в которых должно выражаться устранение противоречия или несоответствия, юридические последствия.
  3. Требование рассмотреть принесенный протест в установленный срок. При этом приводятся ссылки на нормы, регламентирующие процедуру, указывается на то, что ответ должен быть направлен в письменном виде незамедлительно.

Представление

Применение этой меры прокурорского реагирования направлено на устранение не только нарушения нормативных предписаний, но и его причины, а также условий, способствующих его допущению. Представление должно быть рассмотрено незамедлительно после получения. В качестве адресата выступает должностное лицо либо структура, уполномоченная устранить нарушения. Составлению представления предшествует прокурорская проверка.

Оформление документа

В представлении служащий указывает:

  1. Структуру или должностное лицо, которому адресован акт.
  2. Источники сведений о допущенных нарушениях.
  3. Характеристику действий/бездействий, не соответствующих предписаниям.
  4. Анализ причин и условий, способствующих допущению нарушений.
  5. Требования об устранении несоответствий, причин и обстоятельств, их породивших.
  6. Ссылки на сроки и правила рассмотрения представления.

В документе прокурор приводит рекомендации относительно мероприятий по устранению нарушений. Они должны обладать юридической направленностью и не предполагать вторжения в оперативно-хозяйственную деятельность субъекта. Рекомендации по устранению обстоятельств и причин, послуживших допущению нарушений технического, организационно-управленческого, экономического характера, должны основываться на материалах ревизий, заключениях экспертов и прочих специалистов.

Среди требований в представлении допускается указание на необходимость привлечения к ответственности конкретных служащих, попустительствовавших неправомерным действиям/бездействиям. К ним могут применяться материальные и дисциплинарные наказания, если в составе нарушения отсутствуют признаки административного проступка или уголовного преступления.

Постановление

Оно считается одним из наиболее популярных инструментов в практике должностных лиц. Прокурор выносит постановление в рамках различных сфер своей работы, а также в ходе уголовно-процессуальных мероприятий. Принятие документа осуществляется, в частности, в ходе контроля реализации нормативных предписаний федеральными министерствами, госслужбами, комитетами и прочими исполнительными госорганами, представительными и распорядительными структурами региональной и местной власти, военного управления, контрольными инстанциями, а также их должностными лицами. Для использования указанной меры прокурорского реагирования у сотрудника должны быть основания. В качестве них выступают:

  1. Возбуждение административного или уголовного производства.
  2. Освобождение из-под стражи субъекта, неправомерно находящегося в УИН или учреждении, применяющем принудительные меры, подвергнутого задержанию, помещению в судебно-психиатрическое заведение, предварительному заключению в нарушение установленных правил.

Предписания, присутствующие в документе, подлежат незамедлительной реализации администрацией, органами, выполняющими приговоры в отношении граждан, к которым применено наказание, не связанное с лишением свободы. В рамках досудебных стадий, кроме имеет право принять любое, касающееся дела, процессуальное решение.

Предупреждение нарушений

В качестве еще одного инструмента, использующегося должностными лицами при реализации своих полномочий, выступает предостережение прокурора. Оно может объявляться при наличии информации о готовящемся противоправном деянии. Предостережение прокурора может составляться от его имени либо от лица его заместителя. Использование этого инструмента относится к исключительной компетенции этих лиц. При проведении профилактики нарушений нормативных предписаний в процессе дознания, рассмотрения дел в судах, предварительного следствия должны применяться иные меры прокурорского реагирования. Предупреждение объявляется только тогда, когда у служащего есть достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях должностных лиц, которые могут вызвать негативные последствия для государственных, гражданских или общественных интересов, но не влекут уголовную ответственность.

Обжалование

Предостережение прокурора может оспариваться в суде по установленным правилам. Если оно не было обжаловано либо не было признано неправомерным, а также если в указанный срок соответствующее объединение (религиозное или другая общественная организация), его региональное либо иное структурное подразделение не устранило нарушение, выступившее в качестве основания для объявления предупреждения, указанные субъекты подлежат ликвидации, а работа - запрету. Аналогичное правило действует и в том случае, если в 12-месячный период с даты объявления предостережения были выявлены новые факты, указывающие на наличие признаков экстремизма в процессе функционирования обществ.

Важный момент

Предостережение о недопустимости нарушений нормативных предписаний применяется исключительно к должностным лицам. Оно не может объявляться организациям и гражданам. Предостережение составляется в отношении служащих госорганов, структур местной власти, муниципальных и госучреждений, подразделений военного управления, воинских частей и прочих формирований. Оно также может объявляться руководителям и прочим сотрудникам некоммерческих и коммерческих предприятий, осуществляющим административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции.

Дополнительно

Порядок прокурорского реагирования предусматривает, что перед объявлением предупреждения о недопустимости нарушений нормативных предписаний сведения о готовящихся противоправных действиях должны быть всесторонне исследованы. При этом от подозреваемых должностных лиц должны быть истребованы объяснения в письменном виде. Объявление предостережения осуществляется служащему непосредственно в прокуратуре под расписку. Предупреждения объявляются на основании результатов изучения информации, в том числе по обращениям и заявлениям граждан, контролирующих структур, по прочим конкретным сигналам, в которых содержатся достоверные данные о готовящихся нарушениях.

Они оформляются в виде особых письменных прокурорских актов. Для повышения профилактического эффекта и обеспечения гласности предупреждение может быть объявлено по месту осуществления подозреваемым его профессиональной деятельности, в том числе в рамках рассмотрения итогов ревизий и прочих контрольных мероприятий на собрании коллектива или при его обсуждении коллегиальной структурой предприятия.

Заключение

Меры прокурорского реагирования считаются специфическими инструментами реализации должностными лицами их полномочий. Их применение имеет особое практическое значение. Эти инструменты затрагивают различные формы нарушений нормативных предписаний. Прокурорские меры направлены на предупреждение и пресечение неправомерного поведения должностных лиц различных органов, учреждений и предприятий. В задачи должностных лиц входит своевременное принятие сведений к рассмотрению и изучению. Анализ поступающей информации должен быть всесторонним и объективным. Сферы распространения контроля четко ограничены нормами.

В частности, он касается организационно-распорядительной и административно-хозяйственной функций субъектов. Это указывает на то, что оперативная (текущая) деятельность не затрагивается предусмотренными в законе мерами. Требования служащих вытекают из их полномочий. Прокурор обязан реагировать на все нарушения, пресекать готовящиеся неправомерные действия, поскольку должен обеспечивать контроль над надлежащей реализацией нормативных предписаний. К подведомственным ему структурам относят органы, осуществляющие предварительное следствие, оперативно-розыскные мероприятия, дознание. Служащий следит за соблюдением норм учреждениями, исполняющими наказание, применяющими принудительные меры, администрациями мест, в которых содержатся заключенные под стражу и задержанные.

Все предписания служащих подлежат реализации в установленные сроки. Нормативные акты предусматривают ответственность должностных лиц за умышленное уклонение от исполнения требований прокурора, которые вытекают из его полномочий и изложены в предупреждениях, представлениях, протестах и прочих документах. Для граждан устанавливается наказание в виде денежного взыскания. Его размер - 1-1,5 тыс. руб., для должностных лиц - 2-3 тыс. руб. Виновные субъекты привлекаются к ответственность по ст. 17.7 КоАП.

Более подробно методика проверки исполнения законов в сфере экологии на промышленных предприятиях отражена в научно-методической литературе.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экологии.

Наиболее часто допускаемые нарушения законодательства в сфере экологии – это факты издания различными органами незаконных правовых актов. В таких случаях прокурорами используется такая форма реагирования, как принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или должностному лицу; в качестве альтернативы – обращению в суд с заявлением о признании незаконного правового акта недействующим; это самостоятельная мера реагирования, однако применение ее напрямую связывается с отклонением протеста вышеперечисленными субъектами.

В отдельных случаях, при необходимости устранения многочисленных несоответствий в правовом акте прокурор может ставить вопрос о его корректировке путем внесения представления. Данная мера реагирования оправдана, поскольку в установленный Законом десятидневный срок далеко не всегда полностью устраняются недостатки.

Руководствуясь ст. 24 Закона, нижестоящие прокуроры без соответствующего обращения к прокурору уровня субъекта Российской Федерации имеют право вносить представления в территориальные органы охраны окружающей природной среды областного уровня, если это будет реально способствовать устранению и недопущению нарушений на районном уровне, особенно если есть основания для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя органа экологического контроля районного звена.

Представления прокурора подразделяют на обычные, которые вносятся по результатам конкретных проверок, и обобщенные, основанием для внесения которых служит углубленный анализ какой-либо проблемы.

В тех случаях, когда нарушения закона в сфере экологии, допускаемые должностными лицами, носят характер административного правонарушения, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с последующим направлением материала в суд, административную комиссию, органы экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с подведомственностью им конкретных правонарушений.

Что касается возможности привлечения к административной ответственности граждан, то она может наступать по инициативе прокурора в случаях:

а) переквалификации уголовно наказуемого деяния за малозначительностью;

б) неисполнения законных требований прокурора в виде неявки гражданина для дачи объяснений по факту нарушений законов.

В целях предупреждения нарушений экологического законодательства и при наличии сведений о готовящихся нарушениях прокурор в соответствии со ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» объявляет должностному лицу предостережение о недопустимости нарушений закона, основанием тому могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к причинению вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

При наличии поводов и оснований к возбуждению уголовного дела прокурор обязан решать вопрос о привлечении правонарушителя к уголовной ответственности.

В случаях, когда необходимо решить вопрос о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, здоровью граждан или экономическим интересам государства, прокуроры, соблюдая установленные гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательствами требования подведомственности и подсудности, готовят и вносят в соответствующие суды иски о возмещении вреда.

Условия, обеспечивающие эффективность актов прокурорского реагирования: своевременность вынесения, обоснованность, аргументированность содержащихся в них выводов и предложений, наличие определенной структуры и реквизитов каждого из документов, юридическая и стилистическая грамотность. Прокурор должен также включать в соответствующий акт реагирования указания о принятии необходимых мер по наказанию лиц, допустивших правонарушения.

Еще по теме Меры прокурорского реагирования на нарушения:

  1. II.3.5. Меры прокурорского реагирования на нарушения зако- нов и прав граждан в оперативно-розыскной деятельности.
  2. IV.4.3. Исковое заявление как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности в экономике.

Меры прокурорского реагирования

При обнаружении нарушений закона прокурор принимает меры реагирования путем вынесения соответствующих актов.

К мерам прокурорского реагирования относятся: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, которые этот акт издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, или обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его принесения, а если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - па ближайшем заседании. При наличии исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В отличие от протеста, которым обращается внимание на незаконность вынесенного правового акта, представление подается в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.

Если Генеральный прокурор РФ обнаружит, что постановление Правительства РФ не соответствует положениям Конституции РФ и федеральных законов, то он информирует об этом Президента РФ.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурор уведомляется в письменной форме.

Если в результате прокурорской проверки будет установлено наличие в деяние признаков преступления, то прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокурор, исходя из характера нарушений закона, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения постановления прокурор уведомляется в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор вносит в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Письменное предостережение прокурор или его заместитель направляет должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

В случае неисполнения требований, которые были изложены в предостережении, и наступлении негативных последствий лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Правовые основы службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации

Порядок службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ регламентирован Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", а также иными федеральными законами в соответствующей части.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, которые имеют высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, обладают необходимыми профессиональными и моральными качествами и способны по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся но юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно: является гражданином иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; страдает заболеванием, препятствующим поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью, подконтрольностью одною из них другому-: отказывается от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если эти сведения будут использованы при последующем исполнении служебных обязанностей.

Для прокурорских работников установлены следующие классные чипы (в порядке возрастания): младший юрист; юрист III класса; юрист II класса; юрист I класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции III класса; государственный советник юстиции II класса; государственный советник юстиции I класса; действительный государственный советник" юстиции.

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнения заданий особой важности и сложности применяются поощрения. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения из органов прокуратуры.

1.4. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Предоставляя прокурору достаточно широкие полномочия для устранения нарушений законности, закон устанавливает формы прокурорского реагирования и регламентирует их применение.

Хотя прокурор и не обладает властными полномочиями отменить незаконные правовые акты и прекратить незаконные действия должностных лиц, его документы обладают юридической силой и обязательны к рассмотрению. Именно поэтому форма, содержание, порядок рассмотрения актов прокурорского надзора специально оговорены в законе.

Формы прокурорского реагирования определены Законом “О прокуратуре РФ”: протест (ст. 23), представление (ст. 24) постановление (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона и заявление прокурора в суд (п. 3 ст. 35).

Правовое положение и содержание названных актов в процессе надзорной деятельности характеризуется следующим:

Протест прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В протесте содержатся следующие данные: наименование опротестованного правового акта, кем и когда издан данный акт, правовое обоснование незаконности акта, нормы нарушенного закона, предложение прокурора, а также должность и классный чин прокурора.

Представление прокурора

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Куда направлять представление, прокурор решает в зависимости от имеющихся материалов и характера нарушений.

При подготовке представления могут быть использованы как материалы надзорных проверок, так и данные, полученные при прокурорской деятельности по другим отраслям надзора. Как правило, представление вносится когда прокурор устанавливает неоднократность нарушения законов, незаконных действий (бездействия) со стороны должностных лиц. В представлении прокурор вправе ставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной, административной ответственности.

В представлении должны быть указаны какие законы нарушены, кем, причины этих нарушений, почему эти нарушения не были выявлены вышестоящими органами.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Прокурор также выносит постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В Указании Генерального прокурора РФ от 06.07.99г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» предписано:

Предостережение применять только при осуществлении надзора за исполнением законов и законность правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе её правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам.

Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Вместе с тем, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности предостережение о недопустимости нарушения закона может направляться руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.

Должностным лицам разъясняется, что согласно требованиям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд.

Заявление, исковое заявление в суд

Они могут быть направлены в случае, если орган, в который был направлен протест прокурора, счел его необоснованным и отклонил протест, а прокурор настаивает на своем решении. В таком случае прокурор направляет в суд свое заявление. К нему прилагаются все материалы, на основании которых был принесен протест, ответ, полученный прокурором, приводится фактическая и правовая аргументация позиции прокурора и ставится вопрос о рассмотрении данного вопроса и отмене незаконного, по мнению прокурора, правового акта. При рассмотрении судом этого заявления обязательно участие прокурора и представителя того органа или должностного лица, акты которого рассматриваются.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Предъявив иск, прокурор затем поддерживает его в суде в интересах пострадавшего (пострадавших).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ