Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. При этом понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что такие нормы имеют: а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

К признакам, характеризующим конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие черты, общие для всех социальных норм можно отнести:

1) нормы конституционного права - это продукт правотворческой деятельности государства;

2) конституционно-правовые нормы - это государственно-властные предписания;

3) конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, т.е. выраженными в письменной форме;

4) конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5) конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства. Таковыми в Конституции Российской Федерации являются ст. 2, закрепляющая, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провозглашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»;

6) конституционно-правовым нормам присуща их неперсонофицированность. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов;

7) конституционные нормы имеют поведенческий характер, поскольку с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты;

8) конституционно-правовые нормы обеспечены в процессе их реализации силой государственного принуждения. Однако судебные и несудебные механизмы государственного принуждения специфичны в сравнении с механизмами принуждения, применяемыми для защиты иных отраслевых норм. Так, конституционная ответственность (за нарушения норм конституционного права как отрасли права) наступает, прежде всего, перед источником наделения властными полномочиями;

9) еще одним свойством конституционных норм является их системность. Системность означает, что все конституционно-правовые нормы органически связаны друг с другом, взаимодействуют между собой. Системность предполагает также, что конституционно-правовое регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых институтов.

Конституционно-правовые нормы также обладают общими чертами, как и другие нормы права. В частности они:

1. отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения;

2. представляют собой модель регулируемых общественных отношений;

3. отражают и закрепляют типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости;

4. обладают общеобязательным характером.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, выявить их специфические свойства и особенности.

Классификация конституционно-правовых норм может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1.По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).

Конституционно-правовые нормы и институты составляют структуру ведущей отрасли росийского права. Как и прочие дисциплины, рассматриваемая отрасль являет собой комплекс положений - правил поведения, общеобязательных для граждан. В необходимых случаях конституционно-правовые нормы исполняются с использованием разных форм государственного принуждения.

Все положения, составляющие структуру, характеризуются внутренней целостностью, рядом общих признаков. имеют тесную взаимосвязь и отличаются от положений, формирующих прочие правовые отрасли. Все признаки нормативных актов рассматриваемой области обуславливаются особенностями тех общественных отношений, на управление которых они направлены.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы применяются при регулировании определенной части Однако это не означает, что указанная сфера юридического управления незначительна.

Конституционно-правовые нормы являют собой правила, санкционированные государством. Являясь значимым средством социального ориентирования граждан, указанные положения закрепляются в соответствующих актах. Эти акты принимаются компетентными госорганами, обладают двусторонним характером (устанавливают и права, и обязанности сторон). Все норм предусматривают наличие определенного механизма реализации, компонентами которого являются идеологические, материальные, юридические и социально-психологические факторы. Рассматриваемые положения являются, кроме всего прочего, гарантированными, целенаправленными, наделены ситуационным характером.

Среди признаков, отличающих конституционные правовые нормы от прочих, следует, в первую очередь, назвать особое их значение и вес во всей структуре национального права страны. Этот признак указывает на способность рассматриваемых положений регламентировать отношения, формирующиеся в процессе реализации народовластия. Так, обеспечивается приоритетное место конституционных норм, а также их безоговорочное воздействие на компоненты, составляющие прочие правовые отрасли.

Рассматриваемые положения структурируют всю отрасль, определяя ее функциональные характеристики, а также направления развития и усовершенствования.

К важнейшим признакам конституционных норм необходимо отнести высочайшую юридическую силу, наибольшую стабильность (по сравнению с положениями прочих отраслей), высокий уровень государственной защиты, учредительный характер, прямое действие.

Рассматриваемым положениям присущ и политический характер. Это связано с тем, что главным предметом рассматриваемой области права являются государственные возникающие и реализующиеся в области функционирования власти. При этом не следует характеризовать данные нормы как исключительно политические.

Среди всех рассматриваемых положений существенный объем занимают нетипичные акты. Этими положениями не определяются непосредственные обязанности и права субъектов. Нетипичные нормы являются неким связующим компонентом между нормами прочих отраслей права. Именно посредством этих положений и обеспечивается целостность всей юридической структуры. К этим актам относятся нормативные предписания, закрепляющие общие принципы в гарантирующие и учредительные юридические конструкции, презумпции.

Характер отношения, регулируемого рассматриваемыми положениями, составляет их структуру (композицию). При этом внутренняя форма построения и организации конституционных предписаний является специфической, в которой, как правило, содержится исключительно правило поведения.

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъекта в конкретных конституционно-правовых отношениях.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются :

2. источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3. своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4. учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5. особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;



7. особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов).

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм . Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы.

Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.

Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, исходящее от государства или признаваемое им, обеспечиваемое силой государственного принуждения.

Практическое значение – определив вид нормы, возможно определить и способ ее реализации

Черты норм:

Непосредственная связь с государством (в нормах правах отражается государственная воля)

Обезличенность

Формальная определенность предписаний

Многократность применения

Длительность действия

Строгая соподчиненность и иерархичность

Охрана государством

Конституционно – правовая норма - общеобязательное формально определенное в конституционно – правовом акте правило, установленное и санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений, составляющих предмет КП

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов.

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации (К РФ, ФКЗ, ФЗ), на определенной части территории РФ (ФЗ «О территориях национального народопользования»), за пределами территории РФ /экстерриториальные (голосование на выборах)

4) по кругу лиц. По этому основанию различают нормы, действующие на неопределенный круг лиц (гл. 1К РФ), и действующие на конкретноопределенный круг лиц (обязанности ОГВ)

5) по времени. По этому основанию различают нормы постояннодействующие (срок действия заранее не определен, границы действия определяются временем действия НПА) и временнодействующие (заранее имеют ограничение по сроку: ограничение может вытеать из самой нормы (ч. 2 ст. 20 К РФ) или если норма рассчитана на конкретную ситуацию (ФЗ «О ЧС»)

6) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции).

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

7) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах (после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы)

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (после выражения Государственной Думой недоверия Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы)

8) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

9) по способу правового регулирования общественных отношений. По данному критерию выделяют нормы общеругулятивные (порождают общие правоотношения (состояния, статусы); нельзя вычленить гипотезу, диспозицию, санкцию; отправное положение не только для КП, но и для других отраслей; имеют перспективный, целевой характер; действуют постоянно на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов, нельзя делить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие):

нормы-принципы (отправные начала правотворчества и правоприменения) (гл. 1 К РФ),

нормы-дефиниции (дают определения понятиям),

коллизионные нормы 9устанавливают, какая норма подлежит применению в случае противоречия одной нормы другой) (ч. 2 ст. 16 К РФ).

Конкретнорегулятивные:

По форме выражения диспозиции:

o управомачивающие (закрепляют правовую возможность участников общественных отношений) (ч. 2 ст. 125 К РФ)

o обязывающие (устанавливают определенное правило поведения, не зависящее от воли участника общественных отношений) (ч. 3 ст. 32 К РФ)

o запрещающие (ч. 2 ст. 29 К РФ);

По характеру обязательности предписаний:

o императивные (исключают отступление от нормы; субъекты волевым решением не могут менять содержание нормы) (ст. 20 К РФ),

o диспозитивные (возможность действовать по собственному усмотрению, если такая возможность предоставлена) (ч. 1 ст. 26 К РФ)

o альтернативные (допускает заранее установленные варианты поведения в зависимости от условий) (ст. 135 К РФ);

По роли в механизме правового регулирования:

o материальные (непосредственно регулируют общественные отношения):

· регулятивные (закрепляют права и обязанности)

· охранительные (закрепляют меру юридической ответственности)

o процессуальные (закрепляют механизм реализации материальной нормы)


7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

В результате действия конституционно-правовых норм возникают конституционно-правовые отношения. Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй - корреспондирующими им обязанностями или оба связаны взаимными правами и обязанностями.

Конституционно-правовое отношение - общественное отношение, урегулированное нормой КП и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной нормой права

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Различные виды конституционно-правовых отношений:

1) Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые правовые состояния. Их специфическая черта - четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе.

2) В качестве вида конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирателю избирательный бюллетень и обеспечить ему установленные условия для голосования.

3) Особыми видами конституционно-правовых отношений являются материальные и процессуальные правоотношения. В первых - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения), во вторых - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношения). Например, на основе нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 35 Конституции, закрепляющей, что право частной собственности охраняется законом, возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения, а на основе нормы о том, что в Российской Федерации признается и защищается частная собственность (ч. 2 ст. 8), - правоустановительные отношения.

4) Конституционно – правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъекта права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект, содержание правоотношения и юридический факт

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них выделяют:

Социальные общности (многонациональный народ РФ, народы, проживающие на территории РФ)

Юридические лица публичного права (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

Органы публичной власти и должностные лица

Индивиды и их объединения (общественные объединения граждан)

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория и её границы.

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

o каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

o достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно- правовые отношения.

Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей

Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождается таким событием, как рождение гражданина. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования.


8. Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации . Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя .

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. I «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского "периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Под экономической системой общества понималась совокуп­ность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества.

Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление госу­дарственными и общественными делами в соответствии с волей народа.

Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества.

Понятие государственного строя обозначало основные харак­теристики государства, его территориальную организацию, сис­тему государственных органов, порядок их образования и взаи­модействия как между собой, так и с гражданами и их объеди­нениями.

Понятие «конституционный строй» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя.

Конституционный строй - закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличи­тельным признаком которого является подчинение государства праву.

Основы конституционного строя представляют собой обще­человеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотно­шения между личностью, обществом и государством.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ.

Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституцион­ного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и сво­бод человека, народовластие, республиканская форма правле­ния, суверенное государство, социальное государство, разделе­ние властей, федеративное государство, светское государство. К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью яв­ляется важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (кон­ституционным). Признание человека высшей ценностью, при­знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - первейшая по своему значению основа конституци­онного строя Российской Федерации

В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей.

Демократия (народо­властие) является важнейшим признаком правового (конститу­ционного) государства, основой конституционного строя.

Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и судебную. Источником власти ос­тается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые незави­симы друг от друга по своему положению и своей деятельно­стью сдерживают друг друга. Таким образом, принцип разделения властей со­ставляет следующую обязательную основу конституционного строя

Правовое (конституционное) государство должно создать ус­ловия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное разви­тие человека. Следовательно, оно должно быть социальным. Социальный характер конституционного государства является одной из основ конституционного строя Российской Федера­ции

Обязательным условием осуществления народовластия явля­ется наличие органов местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом истори­ческих и иных местных традиций, существующего вне системы государственной власти. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это основа конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй предполагает наличие идеологиче­ского и политического многообразия. В правовом государстве ни­какая идеология не получает статус официальной, государст­венной или обязательной.

Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, - необходимое условие существова­ния гражданского общества. Идеологический и политический плюрализм выступает неотъемлемой основой конституционно­го строя Российской Федерации.

Правовое (конституционное) государство должно быть суве­ренным, обладать как верховенством и независимостью в осу­ществлении государственной власти внутри страны, так и само­стоятельностью на международной арене. Суверенный характер Российского государства является существенной основой кон­ституционного строя Российской Федерации.

Важнейшими гарантиями правового (конституционного) ха­рактера государства являются признание и равная защита част­ной, государственной, муниципальной и иных форм собствен­ности, единство экономического пространства, свободное пе­ремещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя Рос­сийской Федерации.

Конституция РФ в гл. 1 называет и такие основы конститу­ционного строя Российской Федерации, как республиканская форма правления, федеративное устройство, светский характер Российского государства.

Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституцион­ного строя, их осо­бая юридическая природа, верховенство и высшая юридическая сила обеспечиваются особым порядком их пересмотра, преду­смотренным ст. 135.

Ключевой характеристикой российского конституционного строя является его гуманистическая направленность, емко вы­раженная в формуле ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю­дение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя­занность государства».

Положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности было одним из ключевых в концепции общечеловече­ских ценностей, получившей общемировое признание во Все­общей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и куль­турных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Соответствую­щая норма в России впервые появилась в преамбуле Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина и была отражена в обновленной редакции Конституции РСФСР 1978 г.

Статья 2 Конституции РФ содержит два кратких, но глубо­ких по своему смыслу положения: о приоритете интересов лич­ности в государственной политике и об установлении обязан­ностей государства по отношению к личности.

Приоритет интересов личности в государственной политике следует из признания человека, его прав и свобод высшей цен­ностью и находит свое развитие в других нормах Конститу­ции РФ: каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обя­занности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими, определяющими смысл, содержа­ние и применение законов, деятельность законодательной и ис­полнительной власти, местного самоуправления и обеспечива­ются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свобо­ды человека и гражданина (ч. 2 ст. 55), и проч.

Вместе с тем у личности в свою очередь есть конституцион­ные обязанности по отношению к другим участникам общест­венных отношений. К их числу, в частности, относится обязан­ность соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), при осуществлении прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).

Второе положение, содержащееся в ст. 2, обращено к госу­дарству как субъекту конституционно-правовых отношений. Оно обязано признавать, соблюдать и защищать права и свобо­ды человека и гражданина. В условиях действия принципа раз­деления государственной власти признание прав и свобод обес­печивается органами законодательной ветви вла­сти путем их закрепления в законодательстве. Соблюдение прав и свобод - обязанность органов исполнительной власти, кото­рые должны воздерживаться от совершения действий, нару­шающих или ущемляющих их, а также создавать условия для полной и эффективной их реализации. Защита прав и свобод - прерогатива судебной власти, которая призвана восстанавли­вать нарушенные права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ закрепление в Конституции РФ данных обязанностей следует из конституционного принципа правового государства. Ими обусловлена деятельность органов государственной власти, призванных гарантировать неотъемлемость и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина.


9. Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации . Непосредственная и представительная демократия .

Одним из определяющих, обязательных признаков консти­туционного государства является его демократический харак­тер. В юридической науке демократия рассматривается с раз­ных сторон: как форма государства, политический режим, об­щественно-политическая демократия, политический процесс, движение и др.

Становление демократии как правовой категории связано с появлением конституций XVII-XIX вв., которые содержали идею равенства, провозглашали свободы и политические права, устанавливали известное ограничение прав высших органов власти по принципу разделения властей.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

В переводе с древнегреческого демократия дословно перево­дится как народовластие (власть, воля народа). Это наиболее распространенное понимание демократии. Для рассмотрения содержания категории «демократия» нужно выяснить содержа­ние понятий «народ» и «власть».

Первым составным элементом народовластия является на­род. В современной российской юридической литературе катего­рия «народ» включает всю совокупность граждан данного госу­дарства.

Категорию «народ» следует отличать от понятия «населе­ние», которое включает в себя не только граждан определенно­го государства, но и других лиц, проживающих на его террито­рии (иностранцев, лиц без гражданства).

Вторым составным элементом народовластия является власть. Власть - волевое общественное отношение, в котором имеются два субъекта, обладающие неравными по объему правами и обязанностями. Обязательный признак властных отношений - превалирование одной воли. Облада­тель превалирующей воли побуждает второй, пассивный субъ­ект к совершению определенных действий. Следовательно, властные отношения всегда имеют субординационный харак­тер.

Власть народа в Российской Федерации реализуется посред­ством публичной власти (государственной и местного само­управления) и общественной власти.

2. Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.

3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

4. Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. "В Российской Федерации, - сказано в Конституции (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоуправление".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ