Люди с удостоверением контролёра. Если человек отказывается предъявить такой документ, можете смело игнорировать его.
Порядок действий контролёра регламентируется городским законодательством и проверяющей организацией, поэтому, чтобы точно сказать, имеет ли он право на совершение определённых действий, нужно предварительно изучить его должностную инструкцию. Дальше мы рассмотрим, какие права имеет контролёр на основании федерального законодательства независимо от того, в какой организации он работает.
Да, имеет. В соответствии со статьёй 27.2 КоАП РФ , контролёр может принудительно провести вас в отделение полиции для составления протокола. Но лишь при условии, что сделать это на месте невозможно (например, вы забыли паспорт).
На уровне федерального законодательства единственное, что должен сделать контролёр с безбилетником, - это составить протокол об административном правонарушении или предложить пассажиру оплатить штраф без него. Однако более детально в законе не прописаны права и обязанности контролёров в этом отношении, что даёт проверяющим организациям свободу в установлении собственных правил. Так, например, в должностной инструкции контролёра-ревизора «РЖД» говорится:
При отказе пассажира, проезжающего без проездного документа (билета) или по недействительному проездному документу (билету), оплатить стоимость проезда […] принять меры (в том числе с помощью сотрудников транспортной милиции) к удалению пассажира из поезда.
Скорее всего, если контролёр требует покинуть транспорт, он имеет на это право, поэтому затевать спор по этому поводу не стоит.
Допустим, за время выяснения отношений с контролёром вы уже прибыли на нужную остановку. В таком случае вы, не отказываясь от составления протокола, можете выйти из транспортного средства. Если контролёр будет удерживать вас силой, он нарушит закон. Ведь в перечне лиц, имеющих право на административное задержание (статья 27.3 КоАП РФ), контролёров нет. Но задержать вас может полиция.
Контролёр имеет право назначить денежное наказание безбилетнику без составления протокола. Но в статье 28.6 КоАП РФ говорится:
В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
Это значит, что вы можете не согласиться с назначенным вам штрафом и в таком случае контролёр должен составить протокол. Однако продолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.
Предположим, вы воспользовались чужой социальной картой и контролёр пытается узнать, как вы миновали турникеты. Эти вопросы можете смело игнорировать, поскольку никто не обязан свидетельствовать против себя самого ().
Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ , лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.
ДПС ни с того ни с сего просит открыть багажник, чтобы проверить его содержимое. Правомерно ли это? Сегодня объясним, как вести себя в этом случае, а инструкторы по вождению расскажут о правах водителя и обязанностях сотрудника ГИБДД.
Многие после обучения вождению , да и опытные автомобилисты тоже, задаются вопросом, имеет ли право полицейский или сотрудник ДПС тормозить водителя на дороге (вне «гаишного» поста) и проверять документы.
Увы, четкого ответа на этот вопрос нет. Но все возможные причины остановок указаны в нормативных актах.
Давайте разберем основные ситуации, когда правоохранительные структуры могут осматривать автомобиль и проверять ваши документы:
Отсюда можно сделать вывод, что если нет приказа о проведении особых мероприятий и рейдов, и вы не нарушили ПДД, то останавливать вас вне поста ДПС инспекторы не имеют права.
Если же вас все-таки остановили и требуют предъявить документы или открыть багажник, то процедура осмотра должна проходить в строгом соответствии с подзаконными актами.
Прежде всего, инспектор ГИБДД должен показать служебное удостоверение так, чтобы вам было видно все личные данные полицейского.
Вы вправе узнать о причинах остановки, так что смело задавайте все интересующие вас вопросы.
Что касается водителя, то каждый автомобилист должен иметь при себе ВУ, все необходимые документы на машину (в частности свидетельство о регистрации) и страховой полис. В некоторых случаях могут потребовать паспорт. Если вы ничего не нарушали, и все документы в полном порядке, то вас должны отпустить.
Осмотр проводится визуальной части машины, а досмотр уже внутренностей, при котором составляется протокол. Если инспектор ДПС решил досмотреть вашу машину, то процедура такой проверки также регламентирована. В случае личного досмотра, он проводится лицом одного пола с водителем. То есть если водитель — женщина, то и осматривать ее должна инспектор-женщина или понятая, которые вызываются на место остановки. В противном случае досмотр запрещен! Хотя есть и исключения, например, если известно, что у водителя или пассажиров есть огнестрельное оружие или какие-либо предметы, связанные с совершенным преступлением.
О проведении личного досмотра или проверке содержимого машины должен быть составлен протокол досмотра, чья копия передается водителю.
Процедура проводится с двумя понятыми и, естественно в присутствии самого водителя. В протоколе инспектор должен указать причину остановки в специальной графе. Если она не заполнена, то водитель собственноручно может сделать запись. Например, что остановка была произведена без оснований и не на посту ДПС.
Видеоматериал о том, как должен себя вести сотрудник ДПС при проверке документов водителя:
Будьте внимательны и не нарушайте ПДД!
В статье использовано изображение с сайта alldaydesing.net
Автомобиль относится к технике повышенной опасности, поэтому каждый хозяин ТС обязан строго следовать правилам дорожного движения. Соблюдение ПДД на дороге контролируется сотрудниками Госавтоинспекции.
С целью выявления нарушений инспектор вправе остановить машину для проверки, однако далеко не все автолюбители знают, что сделать это можно лишь при определённых обстоятельствах.
Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Ответ на этот вопрос вы узнаете в данной статье.
Обязанности и полномочия инспекторов Госавтоинспекции зафиксированы в ПДД, Административном регламенте, установленном приказом МВД РФ № 185 от 2 марта 2009 года, Законе «О полиции» и других нормативно-правовых актах.
Согласно 63 пункту Административного регламента, инспектор может остановить транспорт лишь в нижеперечисленных ситуациях:
Безосновательная остановка машины невозможна. Инспектор обязан представиться, предъявив своё удостоверение, и сообщить причину, по которой он подал знак водителю для остановки, согласно 20 и 67 пункту Административного регламента.
При этом тормозить ТС в опасной зоне (например, с плохой видимостью, на перекрёстках или рядом с проведением ремонта дороги) категорически запрещено.
Патрульный автомобиль также должен быть оснащён опознавательными знаками.
Инспектор может использовать техническое оборудования для осуществления проверки авто. Сотруднику Госавтоинспекции не запрещено вести съёмку на видеокамеру. В случае сопротивления нарушителя и проявления агрессии инспектор вправе применить силу, однако в разумных пределах. При этом недопустимо грубое поведение с его стороны.
Если водитель ТС решил скрыться, сотрудникам ДПС разрешено преследовать нарушителей и/или передавать ориентировку другим подразделениям через дежурного.
Любое правонарушение обязано быть зафиксировано в протоколе. Если водитель не согласен с действиями инспектора, он вправе обжаловать данный протокол в вышестоящей инстанции.
Согласно 63 пункту вышеуказанного регламента, инспекторы не могут беспричинно тормозить транспорт не на посту. Основанием для остановки может являться проведение Госавтоинспекцией мероприятия с определённой целью (например, при наличии ориентировки).
Кроме этого, 20 пункт 13 статьи Закона «О полиции» разрешает сотрудникам Госавтоинспекции тормозить транспортные средства для обеспечения безопасности на дороге.
Однако и в этом случае речь идёт не о беспричинной остановке. Должностное лицо должно руководствоваться 63 пунктом Административного регламента.
При этом водитель вправе узнать причину остановки и номер телефона должностного лица, ответственного за проведение дорожно-транспортного мероприятия. Инспектор не имеет права отказать гражданину в предоставлении подобной информации.
Стационарный пост ГИБДД оснащён специальным оборудованием, позволяющим фиксировать нарушение ПДД. Именно поэтому проверка документов осуществляется в этой зоне.
Если вас остановили вне поста, но причину остановки сотрудник назвать отказывается, юристы рекомендуют предоставить водительское удостоверение инспектору, записать его ФИО, после чего обратиться в Управление ГИБДД с .
Согласно 63 пункту Административного регламента, проверять документы водителя ТС без очевидного основания инспекторы способны исключительно на специальном посту.
В таком случае сотрудник Госавтоинспекции может запросить удостоверение личности не только у лица, находящегося за рулём машины, но и у его пассажиров, а также проверить документацию на транспортируемый груз (для грузовых ТС).
Если у инспектора отсутствуют весомые причины для остановки машины вне поста, перечисленные выше (например, при наличии информации об угнанном грузовике), он не вправе запрашивать предоставление документов у водителя и его пассажиров.
Согласно ПДД, транспорт должен быть оснащён огнетушителем и аптечкой. По какой бы причине вас не остановил инспектор, в авто обязаны находиться данные вещи.
Их отсутствие недопустимо.
На основании пункта 2.1 ПДД, владелец автотранспорта и лицо, находящееся за рулём чужого ТС, всегда должны иметь при себе указанные ниже документы:
В случае отсутствия у гражданина водительских прав допускается предъявление временного разрешения на управление ТС.
В отдельных ситуациях водитель обязан передать инспектору разрешение на транспортировку товара и/или пассажиров, доверенность на управление машиной и некоторые другие документы.
Страховой полис выдаётся компаниями-страховщиками исключительно после прохождения техосмотра. Транспортное средство не должно иметь неисправностей, в противном случае его использование недопустимо.
Перед отправлением водитель должен убедиться, что он пристёгнут, равно как и его пассажиры. Передача управления машиной лицу, которое не обладает на это правом, запрещена. Нельзя находиться за рулём в нетрезвом или утомлённом состоянии. Ездить на ТС, имеющем технические неполадки, также категорически запрещено.
Инспекторы могут осуществлять проверку ТС в тёмное время суток на неосвещённых участках дороги лишь в ситуации, если это необходимо для предотвращения преступлений или с целью регулировки движения.
Если инспектор не представился, не предъявил удостоверение и/или не назвал причину остановки машины, водитель имеет право отказаться от предоставления документов и написать в вышестоящие инстанции (например, в прокуратуру).
Безосновательная остановка ТС и отказ от предоставления удостоверения относятся к административным правонарушениям, за которые инспектор может быть оштрафован на сумму до 20 тысяч рублей, согласно 12.35 статье КоАП РФ.
На практике сложно доказать, что должностное лицо не имело оснований остановить машину, поэтому специалисты рекомендуют следовать требованиям инспектора и не игнорировать его сигналы об остановке.
В протоколе об административном правонарушении я расписался за то, что получил его копию. Сведений о наименовании, заводском номере, сертификате, проверке и табельной положенности технического средства, с помощью которого производилась фотофиксация, в протоколе не имеется. С самой фотофиксацией и какими-либо документами технического средства на месте составления протокола я не был ознакомлен.
Исходя из положений ст. 25.1. КоАП РФ при составлении обвинительных материалов в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, инспектор ДПС обязан был ознакомить меня со всеми материалами дела. В протоколе, составленном инспекторами ДПС, отсутствует моя подпись, свидетельствующая о том, что меня ознакомили с содержимым фотофиксации непосредственно на месте составления протокола. Таким образом, я был ознакомлен только с содержимым протокола, но не со всеми материалами дела, как это закреплено в ч. 1. ст. 25.1. КоАП РФ, а именно с фотофиксацией.
Согласно ч.1 ст. 25.1. КоАП РФ: "Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом". Данная норма непосредственно действует не только с момента составления протокола, но и иных прилагаемых к нему обвинительных материалов.
В соответствии с п. 46 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»: «Использование при контроле за дорожным движением технических средств, не предусмотренных табельной положенностью, не допускается».
В соответствии со Ст. 26.8 КоАП РФ специальные технические средства должны иметь соответствующие сертификаты и сведения о прохождении метрологической поверки.
Значит в силу ст. 1.6. КоАП РФ, такие доказательства по делу, как фотофиксация инспекторов ДПС, не должны использоваться в качестве доказательств, т. к. получены с грубейшими нарушениями закона.
Более того, в нарушение ст. 25.1. КоАП РФ, я не был ознакомлен с фотофиксацей, произведенную инспектором ДПС, о чем свидетельствует отсутствие моей подписи об ознакомлении с фотофиксацей в протоколе.
Исходя из положений ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 1.6., ст. 24.1., ч. 3 ст. 26.2. КоАП РФ, прошу не использовать фотофиксацию в качестве доказательства по делу.