Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.
В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.
Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:
Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
или по телефону:
Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.
Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:
Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.
Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН .
Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.
Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:
Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса - в рамках судебного производства.
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ - любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).
На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:
Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.
При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:
Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.
Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.
В службу Росреестра представляются следующие документы:
Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.
Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.
Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.
Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.
Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .
Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.
Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.
Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.
Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.
Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:
Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .
Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.
На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.
Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .
Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .
В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.
Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.
Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.
Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.
Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.
Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .
Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .
Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.
Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.
Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.
Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.
возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.
Здесь определяется необходимость пользования на основании:
К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.
Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .
Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.
По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.
Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.
Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.
Обратиться с заявлением могут:
Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.
Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:
После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.
При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.
Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.
Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .
В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.
Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.
Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.
Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.
После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:
Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.
По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.
При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.
После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .
При регистрации потребуются следующие документы :
Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.
Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.
Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.
Здесь возможны два решения:
Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .
В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.
Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.
Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.
В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.
Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.
Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.
При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .
Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.
Иногда необходимость использования чужой территории возникает у третьих лиц. Для этого требуется обрести право пользования чужой землей. Как в 2019 году оформляется сервитут в отношении земли?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Землепользование предполагает различные цели и порой таковые требуют использования соседних территорий.
К примеру, может потребоваться обеспечить проход через чужой участок. Иногда через участок необходимо проложить отопительную или водопроводную сети.
В подобных ситуациях не обойтись без особого права на ограниченное использование земли. Как в 2019 году оформляется сервитут на землю?
Обременение земли сервитутом не отнимает у владельца права собственности. Речь идет только о некотором ограничении в использовании.
Потребовать оформления сервитута может любое заинтересованное лицо, располагающее правом владения.
Это и собственник участка, и правообладатель участка на праве пожизненного наследования, и владелец вследствие постоянного бессрочного пользования.
Использование участка по праву не дозволяет требовать установления сервитута. В этой ситуации допускается настаивать на нечинении препятствий к пользованию .
Могут быть разные ситуации, когда требуется наложение сервитута. В зависимости оснований возникновения оформляется сервитут бессрочно, то есть на постоянной основе, или на ограниченное время.
Когда срок пользования ограничен, то его длительность не должна превосходить время действия полномочий собственника земли.
Сервитут на земельный участок это соглашение, при каком заинтересованная сторона просит предоставления возможности использования чужого участка для реализации действий, связанных с личными интересами.
Например, нужен сервитут на дорогу к земельному участку. Когда владелец участка противится наложению сервитута в добровольном порядке, то ситуация разрешается через суд.
В реальности это выглядит примерно так — есть два , А и Б, расположенные рядом.
Владелец участка Б для того чтобы попасть на свой участок должен пройти по территории участка А.
При этом собственник участка А всячески препятствует такому перемещению и не желает предоставлять проход. Тогда хозяин участка Б обращается в суд и требует установить сервитут.
В качестве аргументов он приводит доказательства отсутствия иного пути. Суд при этом требование удовлетворяет и устанавливает сервитут.
Или еще ситуация, когда при строительстве трубопровода или прокладке иных коммуникаций оказывается, что часть сооружений придется разместить на частной земле.
Причем иной вариант попросту невозможен. В этом случае наложение сервитута позволяет использовать чужую территорию со строго определенной целью.
При этом возможно образование части земельного участка под сервитут. С юридической точки зрения сервитут это сделка. Результатом таковой становится обременение.
И, следовательно, оное подлежит регистрации. Установление сервитута регистрируется в Росреестре согласно установленному порядку для регистрации сделок с недвижимостью.
Сторонами такой сделки выступают:
Важно, что при установлении сервитута заинтересованное лицо меняться не может. То есть передать, продать данное право кому-либо нельзя.
Обременение вместе с землей передается новому хозяину, и сервитут действует до окончания срока, на какой он был установлен.
Сервитут может быть частным или публичным, срочным или бессрочным, платным или бесплатным.
Частный сервитут учреждается на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом. При отсутствии взаимного согласия спор решается в судебном порядке.
Хозяин участка, обремененного сервитутом, волен просить плату за использование земли. Плательщиком выступает стороннее лицо, в чью пользу учрежден сервитут.
Сервитут публичного типа устанавливает государственный орган или местная администрация, когда этого требуют публичные интересы.
Земельный участок при публичном сервитуте не изымается. Владелец может продолжать его использовать, но соблюдая определенное ограничение.
Когда установление публичного сервитута значительно усложняет использование участка, то по требованию собственника назначается выплата за нанесенное неудобство.
Если же участок и вовсе невозможно использовать из-за публичного сервитута, то владелец может требовать выкупа участка органами, установившими обременение, или возмещения убытков.
Срок сервитута устанавливается на момент наложения обременения. Зависит это от цели использования участка.
Если предполагается постоянное пользование землей, то сервитут будет бессрочным. В ином случае устанавливается срочный сервитут на строго определенное время.
Закон о сервитуте предполагает обращение к различным источникам права. Сервитут в виде отдельного института права определяют такие нормативы, как:
Согласно п.2 этого норматива размер платы устанавливается как 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка за каждый год действия сервитута.
Без государственной регистрации сервитут не может признаваться действующим.
Основанием для обращения в Росреестр становится соглашение сторон, судебное постановление или решение об установлении публичного сервитута.
Но нужно знать, что наложение сервитута допускается только в отношении земельного участка с наличием определенных границ и государственной регистрации .
Для осуществления регистрации в Росреестр подается пакет документов, включающий в себя следующие бумаги:
Обратиться за регистрацией может любая из сторон сделки. Пошлина за регистрационные действия установлена и равна:
После подачи нужной документации в Росреестр в течение 14-18 дней в реестр вносится запись об установлении сервитута. При этом указывается и вид сервитута, и срок его действия.
При получении в оной будет значиться, что земельный участок имеет обременение сервитутом.
Но за регистрацией сервитута можно обратиться и в МФЦ. В этом случае срок регистрации увеличивается до 24-30 дней. Дополнительное время уходит на межведомственное взаимодействие и возможные уточнения.
МФЦ только принимает документы и передает их в Росреестр. Потому при неполном пакете документов период оформления существенно увеличивается.
Что касается периода непосредственного установления сервитута, то здесь все зависит исключительно от сторон.
Если решение принимается по согласованию, то на оформление соглашения может быть достаточно и одного дня.
В случае установления платы определенное количество времени потребуется на проведение оценки и расчет величины платежа.
Когда решение о сервитуте принимается судом, то завершение процесса зависит от того, как быстро истец сможет представить необходимые доказательства.
При наложении сервитута собственник участка несет определенные убытки. Для определения величины таковых при оценке учитываются все факторы, прямо или косвенно влияющие на соразмерную плату.
При оценке плата определяется на основании расчета величины ущерба, упущенной выгоды и убытков и сравнении таковых со стоимостью земли.
Иногда по итогам оценки величина оплаты имеет отрицательное значение. То есть никакого вреда или ущерба владельцу участка нанесено не было и значит требовать оплаты он не вправе.
По окончании оценочной процедуры составляется отчет об оценке. В нем указываются такие данные:
«Шапка» документа | Это название документа, предмет оценки и его идентификационные характеристики. Здесь же указывается, кто подготовил документ и когда |
Стандарты | Использованные для определения основных направлений оценки |
Перечень методов | Использованных при проведении оценки соразмерной платы за установление сервитута |
Объект оценки | Указан конкретный вид обременения и срок, на какой таковое установлено |
Текст заключения | Включает в себя несколько частей — характеристика устанавливаемого сервитута со ссылкой на договор и кадастровые сведения, сведения о целях и сроках сервитута, подробный расчет с расшифровкой приведенных показателей |
Отчет об оценке установленного сервитута становится приложением к договору. Он выступает обоснование суммы, прописанной в соглашении как обязательной к выплате.
При установлении сервитута через суд отчет может становиться доказательством правоты стороны, требующей оплаты.
Видео: земельные споры. Как правильно установить сервитут
На основании отчета суд устанавливает размер оплаты за сервитут. Зная, как проводится оценка, можно рассчитать оплату самостоятельно.
Но процесс этот весьма сложен, поскольку учитывается немало разных факторов. Потому целесообразнее обратиться к профессиональным оценщикам недвижимости.
Действие сервитута может прекращаться:
Основанием для прекращения сервитута становится добровольное соглашение сторон или решение суда.
Для получения последнего владельцу участка нужно подать соответствующий иск и доказать, что в ограничении более нет необходимости.
Прекращение сервитута в обязательном порядке регистрируется в Росреестре. В ЕГРН вносится надлежащие данные. В частности на запись о регистрации обременения проставляется специальный штамп о погашении.
Если рассматривать судебную практику касательно установления сервитута, то обратить внимание нужно на , опубликованное 28.02.2012.
Данное Постановление принималось по конкретному делу, но его положения применимы к институту сервитута в целом.
Один из важных моментов Постановления выражен тем, что подтверждено право судов самостоятельно устанавливать условия сервитутов при разрешении споров.
При этом суд может определять и размер платы. Таковая определяется как совокупный объем упущенной выгоды, понесенных убытков и реализационных расходов.
Также изучение практики указывает на необходимость правильного составления искового заявления в суд об установлении сервитута.
К примеру, владелец земли, по какой проходит ЛЭП, подал иск к собственнику коммуникаций с требованием заключить договор сервитута.
Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа было признано, что ограничение имеет место быть и требование истцу об оплате вполне законно.
Но вместе с тем иск удовлетворен не был, поскольку в законе отсутствуют нормы, по каким можно обязать ответчика заключить соглашение.
Имеют значение и предоставляемые суду доказательства. Так в деле, рассмотренном ФАС Волго-Вятского округа истец требовал обеспечения проезда к промышленному объекту.
При этом рядом с участком истца располагался пустырь, но истец желал обустроить проезд именно через соседский участок.
В иске было отказано, поскольку отсутствовали нужные доказательства, а именно что:
Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается. Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.
Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут. Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:
Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:
Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут - это подвид сервитута, который налагается на землю. Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.
Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:
К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:
В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.
Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:
Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет. Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий. В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.
Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.
При написании заявления необходимо указать:
Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета. Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам. Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.
После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки. Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс. В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение - населенные пункты федерального значения.
Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию. Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся. Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.
Установление публичного сервитута фиксируется путем или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:
Публичный сервитут - это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель. Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел. А какие границы обременения нужно отображать при межевании - планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.
Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим. Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела. Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно. А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.
Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:
После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре. Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка. Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.
Публичный сервитут - это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.
В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта. Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему. Весовым основанием для написания дополнения к договору является:
Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости. Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению. Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.
После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу. Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.
Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе. Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо - то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах. Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо - 300, а муниципалитет - всего 50 рублей.
Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.
К таким основаниям относятся:
Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.
Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование И на крайний случай собственник сможет их арендовать. Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).