Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ

Понятие экологической безопасности включает в себя систему регулирования и управления, способной прогнозировать и ликвидировать развитие опасных, чрезвычайных ситуаций. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений.

Уровни экологической безопасности

    Глобальный уровень позволяет прогнозировать биосферные процессы. Цель глобального контроля – сохранение естественного мирового воспроизводства, его восстановление в области биосферного взаимодействия живых организмов. Управление безопасностью, осуществляют межгосударственные организации (ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие) посредством издания и внедрения нормативных документов, создания экологических программ мирового развития, интеграции межгосударственных усилий в предотвращении и ликвидации последствий мировых катастроф

    Замечание 1

    Международное сотрудничество позволило разрешить и ограничить такие проблемы как ядерные испытания, китобойный промысел и вылов редких пород рыбы, производство хладагентов. Создана Красная книга, изучаются неизведанные территории.

    Региональный уровень включает в себя географические и экономические зоны, территории государств. Контроль безопасности проводится посредством союза государств (СНГ, объединение государств Африки и др.). Система безопасности регионального уровня включает: экологически безопасные технологии и чистую экономику, стабилизацию темпов развития экономики.

    Локальный уровень объединяет города, районы и предприятия разных сфер деятельности и осуществляет контроль выбросов, сточных вод и прочих вредных для атмосферы веществ. Управление экологией возложено на администрацию, предприятия и организации по контролю за санитарным состоянием города, района.

Независимо от управления и контроля за экологической безопасностью, объектом такого воздействия является окружающая среда. Поэтому на каждом уровне проводится анализ экономики, ресурсов, мер и культуры решения данных вопросов.

Нормативные акты в сфере экологической безопасности РФ

  • Конституция;
  • Федеральные законы и указы Президента;
  • Постановления Конституционного Суда;
  • Постановления, распоряжения Правительства;
  • Законодательство субъектов и их нормативные акты;
  • Международные конвенции, соглашения, нормы, правила и договоры
  • Нормативные и инструктивно-методические акты специально уполномоченных государственных органов;
  • Уставы населенных пунктов

Критерии и методы безопасности

В качестве критериев экологической безопасности используются:

Для отдельных экологических систем основными критериями их безопасности являются целостность, сохранность и разнообразие видов, их взаимосвязей. Для отдельных индивидуумов, критерием безопасности так же считается сохранение здоровья и условий жизнедеятельности.

Методы обеспечения безопасности экологии:

В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.
Экологические критерии - признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:

  • природозащитные (условие - сохранение целостности экосистемы, популяции, вида);
  • антропоэкологические (воздействие на человека);
  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
  • эколого-социальные (воздействие на социум);
  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);
  • качества окружающей среды - признаки, по которым производится оценка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.
При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие - установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.
Экологический стандарт - количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов.
Стандарты качества окружающей среды являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.
В РФ существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:
  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
  • рационального использования и охраны недр (Недра);
  • охраны и использования почв (Почвы);
  • улучшения использования земель (Земли);
  • охраны и использования вод (Гидросфера);
  • охраны атмосферы (Атмосфера);
  • рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
  • охраны флоры (Флора);
  • охраны фауны (Фауна).
Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.
Государственные стандарты - государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.
Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой стандарта:
  • ГОСТ 17.0.0.01-78. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Вся система государственных стандартов представлена следующими группами:
  • ГОСТы 17.5.. посвящены вопросам охраны литосферы, включая правила и нормы землепользования, рекультивации, гидролесомелиорации и т.д.;
  • ГОСТы 17.6.. направлены на охрану, защиту и восстановление лесов, охрану прочей флоры, не относящейся к сельхозкультурам;
  • ГОСТы 17.8.. посвящены вопросам ландшафтоведения, охраны и классификации ландшафтов;
  • стандарты группы ГОСТ 12. устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воздействия;
  • ГОСТы 17.1.. регламентируют вопросы охраны гидросферы и водопользования;
  • ГОСТЫ 17.2.. регламентируют охрану атмосферного воздуха,
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • ГОСТы 17.4.. включают вопросы охраны почв от загрязнения,
  • уничтожения, воздействий, способствующих их деградации,
  • методы повышения плодородия и др.
В систему экологических нормативов и стандартов входят:
  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы использования природных ресурсов;
  • нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду;
  • экологические стандарты;
  • нормативы санитарных и защитных зон.

Еще по теме 3.4.Экологические критерии и стандарты:

  1. Опасность деятельности предприятия для окружающей среды и населения как критерий обязательности экологического аудита
  2. Производственные стандарты и стандарты контроля качества продукции
  3. Третий этап: золотослитковый стандарт ((Великобритания и США), золотодевизные стандарты остальных стран, 1926-1931г

Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений. Выделяют следующие критерии:

Природозащитные (условие – сохранение целостности э/с, вида);

Антропоэкологические (воздействие на человека);

Эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

Эколого-социальные (воздействие на социум0;

Эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа-население-хозяйство);

Качества ОС – признаки, по которым производится оценка качества природной среды,её компонентов и элементов ландшафта.

При ЭН используют различные критерии. Результатом является установление идеальных и временных норм а/г воздействия на ландшафты и их компоненты. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов и э/с.

Экологический стандарт – количественный и качественный показатель состояния природных объектов или процессов. Входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования ПР.

Стандарты качества ОС являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты и ландшафта в целом.

В РФ существует программа постоянно обновляющихся стандартов: Ландшафты, Недра, Почвы, Земли, Гидросфера, Атмосфера, Биологические ресурсы, Флора, Фауна. Также гостируются радиоактивность и р/акт. загрязнение, шум, вибрация, э/м волны, воздействие транспорта, пром. и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, мин. удобрения, безопасность в ЧС, мониторинг, рекультивация и пищевые продукты.

В систему экологических нормативов и стандартов входят:

Нормативы качества ОС;

Нормативы использования ПР;

Нормативы ПДВ на ОС;

Экологические стандарты;

Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы качества ОС, допустимого воздействия, использования ПР

Стандарты качества ОС определяются тремя группами нормативов.

В первую группу входят санитарно-гигиенические нормативы: нормы ПДК вредных веществ в воздухе, воде и почве.

Вторую группу нормативов составляют нормативы ПДВ и ПДС, ПДУ вредных физических воздействий, разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов, т.е. требования к источнику вредного воздействия.

Третью группу составляют нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы. Эта группа включает такие нормативы как:

Регламентирование рац. использования ПР (нормативы изъятия ПР)

Разрешение на землепользование и лесопользование;

Установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

Строительные и градостроительные правила;

Нормативы санитарно-защитных зон;

Экол. требования к технике, технологии, продукции;

Требования к эколог. обоснованию хоз. деятельности;

Лицензирование экол. деятельности.

Оценка воздействия хозяйственной деятельности на ОС

Принципы ОВОС

ОВОС можно рассматривать с трех позиций:

Как исследование изменений в ОС, анализ цепочки «воздействие - изменение – последствия»;

Как раздел экологического проектирования в предпроектах и проектах;

Как оценку воздействия на ОС конкретного действующего производства, т.е. экологический аудит.

Основной принцип , общий для ОВОС и для экологической экспертизы (ЭкЭ) – презумпция потенциальной экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности . Осуществление любой деятельности приводит к последствиям, которые необходимо оценить, причеи инициатор деятельности обязан доказать ЭБ намечаемой им деятельности (в соответствие с действующими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что ОВОС проводится до принятия решений по реализации намечаемой деятельности, а также что его результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа – не допустить, предупредить неблагоприятные последствия, вызванные реализацией проекта.

Этот принцип нужно понимать расширенно, т.е. экологические оценки должны проводиться как можно раньше. Последовательное применение этого принципа приводит нас к необходимости стратегической экологической оценки, когда решения принимаются на самом высоком уровне, перед планированием и проектированием.

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтернативных вариантов достижения цели, включая и нулевой вариант – отказ от деятельности. В результате выбирается наименее опасный проект, рассматриваются альтернативные проектные решения, технологические альтернативы. Осуществлению этого принципа способствует анализ использования ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (т.н. ландшафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп параметрических альтернатив проекта:

Альтернативы потребностей

Виды деятельности

Местонахождение проекта

Производственные процессы

Время выполнения проекта

Ресурсы

Способы удаления отходов

Эстетическое воздействие.

Затем формируются 5-6 альтернативных проектов, а для окончательного выбора лучшего варианта применяется, нр, метод балльного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств ОС, а также иные методы

Принцип гласности (демократичности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, чьи интересы затронуты проектом, прав на непосредственное участие в решении по проекту., т.е. учет интересов общества. Мнение заинтересованных сторон должно учитываться на всех этапах ОВОС наряду с заключением экспертов. В РФ это принцип осуществляется в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различных согласований, участия заинтересованных сторон в ГЭЭ в качестве наблюдателей. Такое участие общественности способствует выработке оптимальных взаимоприемлемых решений.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются и иными комплексными принципами :

- интеграции – комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях подготовки документов;

- приоритетности – никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования последствий реализации проекта;

- достоверности – ОВОС проводится очень детально;

- сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биоразнообразия, снижению продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплексов;

- совместимости – планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (этническая, религиозная, культурная, эстетическая) – т.е. соответствие этническому стереотипу, национальным ценностям и т.п.

- гибкости – процесс ОВОС может варьировать по масштабам, глубине, системе оценки в зависимости от характера планируемой деятельности.

Процедура ОВОС

Процедура ОВОС рассматривается в нескольких нормативных документах – ФЗ Об охране ОС, ФЗ Об экологической экспертизе, В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС в РФ (2000) и частично в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

Прежде всего ОВОС проводится в отношении планируемой деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хоз. и иной деятельности.

В процедуре ОВОС выделяют несколько стадий:

1. Стадия разработки технического задания на проведение ОВОС.

2. Стадия исследования воздействия хоз. деятельности на ОС с выявлением экологических, экономических, социальных последствий и прогнозов, завершающаяся составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3. Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Заказчик

В ОВОС участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздействия и общественность. Действия каждого участника регламентированы. Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствие с нормативными документами и представляющее эту документацию на ЭЭ.

Исполнитель работ по оценке воздействия на ОС – юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС, заказчик ему предоставил право на проведение работ по ОВОС. Исполнитель проводит исследования по оценке воздействия, сбор и анализ информации, готовит комплект документов по оценке воздействия, представляемых на экспертизу. исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, их соответствие экологическим нормативам и стандартам. Он планирует проведение исследований, готовит техзадание на ОВОС, при необходимости разрабатывает программу экологического мониторинга и контроля.

Результатом деятельности заказчика является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замечаний общественности и результатов общественных слушаний исполнитель готовит окончательный вариант материалов, который и представляется на процедуру ЭЭ в составе другой проектной и предпроектной документации. Возможно также проведение общественной ЭЭ.

Общественность региона – третий участник ОВОС. Может включаться в процесс на этапе представления первичной информации и на этапе проведения ОВОС, принимать участие в общественных слушаниях и общественных обсуждениях. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспечивается заказчиком. В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель, местоположение намечаемой деятельности, сведения о заказчике и его представителе, сроки проведения ОВОС. Заказчик доводит до общественности сведения о форме материалов, сроках и месте доступности Техзадания. Распространение информации может идти по радио, ТВ, через Интернет, в период. печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учитывает их при доработке ТЗ и в материалах по ОВОС. Порядок проведения общественных слушаний определяется исполнительной властью по согласованию с общественностью, ведется протокол. В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, конфликты. Он подписывается всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».

В настоящее время внедряется принципиально новый механизм к участию общественности в ОВОС. Требуется открытость материалов по ОВОС, в т.ч. их предварительного варианта. Общественности представляется возможность влиять на цели и задачи экологической оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информированности общественности и организацию общественного участия при этом несет заказчик, хотя определенные функции возлагаются и на местные органы власти.

Результатами ОВОС являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на ОС намечаемой деятельности, альтернативах её реализации, оценке экологических, социально-экономических и иных последствий по их значимости и возможности минимизации;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.

Понятие ЭкЭ

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭкЭ.

Главный нормативный акт в этой области – ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). кроме того, законодательная основа ЭЭ определена в ФЗ об ООС и в ряде подзаконных актов: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1966), «Регламент проведения ГЭЭ» (1997).

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превентивное значение, т.к. проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на ОС и проводится до начала деятельности. По некоторым оценкам предотвращение загрязнения обходится в 4-5 раз дешевле, чем ликвидация последствий. Экологическая экспертиза – очень важный инструмент в обеспечении экологических требований.

ЭкЭ устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ и субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нормативных актов по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС.

4. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна дать ответ ГЭЭ – возможна ли реализация проекта. В Заключении ГЭЭ так и указывается: рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определеив масштабы и направления его улучшения.

Виды ЭкЭ

В России согласно закону «Об ООС» и «Об ЭкЭ» существует 2 вида ЭкЭ – общественная и государственная (ГЭЭ) .

Помимо юридически обоснованных экспертиз реально существует ведомственная, научная и коммерческая ЭкЭ.

ГЭЭ является правовой мерой обеспечения выполнения экологичиских требований при принятии экологически значимых проектов.

Общественная ЭкЭ выступает средством вовлечения заинтересованных кругов населения в механизм принятия экологически значимых решений.

Ведомственная ЭкЭ чаще всего имеет ярко выраженный технологический характер, в ней заинтересовано само ведомство, она доказывает ЭБ проекта либо устанавливает степень экологической опасности. Заключение ведомственной ЭкЭ поступает в составе других материалов на ГЭЭ

Научная и коммерческая ЭкЭ приобретают правовой статус либо при включении их в материалы общественной ЭкЭ, либо при использовании их заключений при проведении ГЭЭ.

ГЭЭ как сфера деятельности существует в стране с 1988 г., когда был создан Госкомитет СССР по охране природы. Единую систему ГЭЭ установил ФЗ «Об экологической экспертизе». Субъектами ГЭЭ являются специально уполномоченные федеральные и региональные органы. В настоящее время функции эти осуществляет в основном Ростехнадзор и региональные органы, устанавливаемые самим субъектом. В Омской области ГЭЭ проводит отдел ЭЭ и охраняемых природных территорий при Управлении ЭБ Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Экологическая безопасность -это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде -всего его прав на благоприятную окружающую природную среду.

Научной основой экологической безопасности населения и

рационального природопользования служит теоретическая экология., в«

частности принципы поддержания гомеостаза экологических систем и сохранение экзистенционного потенциала.

Экосистемы имеют следующие пределы такой экзистенции (существования), которые нужно учитывать при антропогенных воздействиях.

Пределы устойчивости:

1)к негативному антропогенному воздействию(например, влиянию
пестицидов)

2) против стихийных бедствий

3) гомеостаза-способности к саморегуляции

4) способность к самовосстановлению.

Для экосферы и ее частей основным критерием

Экологической iбезопасности может служить уровень или степень соответствия общей антропогенной нагрузки на территорию ее экологической техноемкости -предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям. Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступают целостность, сохранность, их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей.

Для индивидуумов главными критериями безопасности

Являются сохранение здоровья и нормальная жизнедеятельность.

Помимо медико-биологических критериев существуют технические критерии безопасности, определение которых основано на использовании


пространственно-временной функции риска, которая характеризует поле

риска вокруг технического источника.

Экологически приемлемый риск. Оценка экологического риска.

Экологический риск - это оценка на всех уровнях вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных, антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском

понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных
воздействиях неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть
экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны
приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного
воздействия на природную среду. Хотя пределы эти установить очень сложно.
Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и
многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной
среды.

Оценка экологического риска-это процесс определения вероятности развития неблагоприятных эффектов со стороны биогеоценозов, в результате изменения среды, происходящих под влиянием хозяйственной деятельности человека. В большинстве случаев оценка экологического риска носит качественный или

описательный характер. План проведения оценки экологического риска включает следующие этапы:

1. Формулировка проблемы

2. Анализ экологической ситуации

3. Обработка данных, формирование выводов. Различают три главные составляющие экологического риска:

Оценку состояния здоровья человека и возможного числа жертв


Оценку состояния биоты по биологическим показателям

Оценку воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую

Помимо оценки риска, необходимо принимать целый комплекс решений (политических, социальных, технических и экономических), направленных" на снижение величины риска до приемлемого уровня. Превышение пределов допустимого экологического риска должны пресекаться по закону.

Фактор экологического, риска существует на любых предприятиях, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистеме и как следствие, повышаются величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти

регионы получили название зон повышенного экологического риска.

В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны:

1) хронического загрязнения окружающей среды

2) повышенной, экологической опасности. 3) чрезвычайной экологической ситуаций и 4)экологического бедствия.

Зонами экологического бедствия называются территории, на которых произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных i экосистем, деградацию флоры и фауны.


«Основы медицинской экологии. Человек как экологический фактор. Особенности возникновения и профилактики экологически зависимых

Заболеваний»

1. Известно, что примерно 30% городского населения подвергаются существенному шумовому воздействию (уровень шума 55-70 дБ)

1. Какой предельно допустимый уровень шума в городах (днем и ночью)?

2. Перечислите основные источники шума?

3. Назовите негативные последствия для организма человека, которые может вызвать повышение шума в городах?

4. Какие меры необходимо предпринимать для защиты жителей от шумового воздействия?

2. В летнее время года в крупных мегаполисах, особенно расположенных в низинах, часто возникает так называемый «лос-анжелесский» или фотохимический тип смога.

1. Отметьте причины его возникновения?

2. Укажите его основные компоненты.

3. Каково их патогенное действие на организм человека?

Жители одного из крупных промышленных городов почувствовали недомогание, слабость, сонливость. У некоторых наблюдалась одышка, учащенное сердцебиение. В результате острой дыхательной и сердечной недостаточности 4 тыс. человек погибли, 10 тыс. человек заболели. Причиной таких патологических состояний стал так называемый «лондонский» смог.

1. Назовите причины его возникновения.

2. В какое время года он возникает?

3. Какие вещества наиболее часто входят в его состав?

4. Какое действие оказывает каждый из этих компонентов на организм человека?


4. В связи с бурным развитиемтелевидения, радио, сотовой связи на
организм человека мощное воздействие оказывает электромагнитное
излучение.

1. Какое негативное влияние может оказывать ЭМИ на организм человека?

2. Укажите диапазон, в котором ЭМИ может изменять проницаемость клеточной мембраны?

3. Какие проявления со стороны сердечно-сосудистой, нервной системы и органов зрения характерны для длительного воздействия ЭМИ?

4. Кто наиболее подвержен влиянию этих излучений?

5. Одним из постоянных компонентов дыма ТЭЦ, является пятиокись
ванадия (V2O5). По характеру поражения органов и тканей соединения
ванадия могут быть отнесены к ядам общетоксичного действия.

1. Назовите основные пути поступления этого вещества в организм человека.

2. Отметьте, в каких районах г. Самары его содержание особенно повышено.

3. Какое патогенное действие на организм человека?

6. Одним из основных источников загрязнения атмосферы в крупных
мегаполисах является автотранспорт.

1. Перечислите основные компоненты выхлопных газов автомобилей.

2. Какое патогенное действие оказывает каждый из этих компонентов на организм человека?

7. Одним из наиболее загрязненных районов г. Самары является
Кировский район.

1. Назовите основные источники загрязнения, сосредоточенные в этом районе.

2. Перечислите основные для этого района экотоксиканты.

3. Каков характер влияния на организм приоритетных ксенобиотиков для данного района?


8. В процессе сжигания топлива на ТЗД в атмосферу выделяется дым,
содержащий продукты неполного сгорания (оксиды углерода, серы, азота,
углеводороды и т.д.) и полного сгорания (диоксид углерода и пары воды).

1. К каким последствиям может привести увеличение содержания этих веществ в атмосфере?

2. Укажите, каким патогенным действием обладает оксид углерода?

3. Возможно ли, что увеличение восприимчивости организма к вирусным и бактериальным инфекциям связана с повышением в атмосфере оксида углерода?

9. Бенз(а)перен относится к веществам обладающим мутагенным и
канцерогенным действием. Среди загрязнителей воздуха его доля
составляет 50%. Основным источником его поступления в атмосферу -
выхлопные газы автомобилей.

1. Укажите другие источники поступления бенз(а)перена в атмосферу?

2. Какие пути поступления бен(а) перена в организм человека?

3. Укажите механизм патогенного действия этого вещества?

10. Известно, что одной из причин развития йоддефицитных состояний
человека является недостаток йода в почве, воде и продуктах питания.

1. Является ли Самарская область йоддефицитной провинцинцией?

2. Какие изменения в организме человека могут быть связаны с недостатком йода?

3. Перечислите продукты питания содержащие йод в большом количестве.

4. Назовите основные меры профилактики йоддефицитных заболеваний у населения.

Экологические критерии рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биотического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных изменений. Выделяются две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные.

К первой группе относятся индикаторы состояния воздуха, вод, почв и биогеоценотического покрова в целом. Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы, по которым можно судить о состоя- нии окружающей среды. В качестве экологических показателей вы- ступают жизненность и продуктивность вида или сообщества, видовое разнообразие, присутствие или отсутствие характерных видов и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом. Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения интегральных ин-дикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (Хs)

представляет собой расчет по формуле: Xs= 11 n x ki iin,=∑

где n – число покомпонентных нормативов; xi

– норматив состояния

компонента (в относительных величинах); ki

– весовой коэффициент

норматива.

Поиск интегральных показателей состояния окружающей среды – сложная и еще не решенная задача. К их числу можно отнести:интенсивность биотического круговорота, определяемую как отношение массы ежегодной биологической продукции к общей массе; естественную способность к самоочищению, обусловленную скоростью биотического круговорота; энергетико-вещественный баланс природных систем и другие. Важным показателем состояния среды является здоровье населения: динамика младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.

Экологические критерии (нормативы, показатели) рассматриваются как мера антропогенного воздействия на экосистемы и ландшафты, при которой их основные функционально-структурные характеристики (продуктивность, интенсивность биологического круговорота, видовое разнообразие, устойчивость и др.) не выходят за пределы естественных - изменений (Современные проблемы..., 1992). Они призваны определить область и границы допустимого состояния природных систем и дозволенного воздействия на них со стороны человека. По мнению Т. Г. Руновой (1986), экологические нормативы должны отражать различные антропогенные изменения в природной среде и природных комплексах как источнике генофонда, хранителя ее эволюции, разнообразия и устойчивости. Поэтому их разработка должна опираться на результаты изучения свойств природных систем, особенно их способности к саморегулированию и сохранению своей структуры.

Экологические показатели выражаются в единицах массы, объема, силы на единицу площади или объема в единицу времени, а также в относительных величинах. В таком виде они могут быть использованы для оценки состояния и антропогенного изменения как отдельных природных компонентов, так и комплексов в целом.

В связи с этим можно выделить две основные группы экологических показателей – покомпонентные и комплексные .

К первой группе относятся индикаторы состояния и изменения отдельных компонентов природы (воздуха, вод, почв, биоты), достаточно репрезентативно характеризующие состояние природной среды. Примерами таких показателей являются состав атмосферы (например, содержание кислорода), радиационный и тепловой балансы земной поверхности, уровень Мирового океана (ля биосферы в целом), колебание стока и концентрации растворенного кислорода в воде рек и озер, содержание гумуса в почве, лесистость территории и другие.

Особое место в этом ряду занимают биоиндикаторы – виды или сообщества живых организмов (чаше всего растений), по состоянию которых можно судить о состоянии природной среды. В качестве важнейших экологических показателей выступают продуктивность вида или сообщества, суммарная биомасса, видовое разнообразие и др. По их колебанию можно с большой достоверностью установить изменения природных комплексов под влиянием как естественных, так и антропогенных факторов.

Ко второй группе экологических критериев относятся суммарные (интегральные) показатели, характеризующие природные системы в целом.

Они могут быть получены на основе интеграции покомпонентных нормативов или путем нахождения общесистемных индикаторов. Один из способов получения суммарного показателя (х s) представляет собой расчет по формуле.

Где n - число покомпонентных нормативов; x i - норматив состояния компонента (в относительных величинах); k i - весовой коэффициент норматива.

Поиск общесистемных индикаторов состояния природной среды – сложная задача. Предложен ряд показателей, количественно характеризующих структуру и функционирование экосистем. Среди них можно выделить интенсивность биологического круговорота веществ (отношение массы ежегодной биологической продукции к общей биомассе), естественную способность к самоочищению (обусловлена особенностями взаимосвязи и скорости биологического круговорота), энергетико-вещественный баланс природных систем и др.

В условиях города показателем состояния среды может служить здоровье населения (изменение младенческой смертности, врожденные аномалии развития новорожденных, заболеваемость детей и взрослых и др.).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Выселение. Приватизация. Перепланировка. Ипотека. ИСЖ